всё о любом фильме:

Маленький Будда

Little Buddha
год
страна
слоган«A magical journey to a place where the past and the present meet»
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийРуди Вёрлицер, Марк Пиплоу, Бернардо Бертолуччи
продюсерДжереми Томас
операторВитторио Стораро
композиторРюити Сакамото
художникДжеймс Эчесон, Джанни Джованьони, Эндрю Сандерс, ...
монтажПьетро Скалия
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  1.36 млн,    США  1.16 млн,    Испания  866.1 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время123 мин. / 02:03
Номинации:
После смерти ламы Дорже из Тибета буддийские монахи начинают искать по всему миру детей, в которых воплотилась душа умершего. Они находят американского мальчика Джесси и двух индусов — Раджу и Гиту, которые втроем стали объектом реинкарнации. Параллельно поведана легенда о принце Сиддхарте, который однажды начал свое восхождение к вершинам Духа.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
65%
15 + 8 = 23
5.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 140 минут.
    • Фильм посвящен французскому предпринимателю Франциску Бойгсу, который продюсировал его перед своей смертью в 1993 году.
    • Для сцены, в которой Сиддхарта медитирует вместе с аскетами на берегу реки, Киану Ривз должен был сильно похудеть, поэтому он сидел на жесткой диете из апельсинов и воды.
    Трейлер 01:46

    файл добавилGreatPlan

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    После смерти ламы Дорже из Тибета его последователи, буддистские монахи, начинают поиск по всему миру детей, в которых могла перевоплотиться душа умершего. Они находят американского мальчика Джесси из Сиэттла, а также индуса Раджу и его соотечественницу, девочку Гиту, которые втроём как раз и являются объектами происшедшей реинкарнации. Параллельно поведана легендарная история принца Сиддхарты из Индии, который несколько тысячелетий назад, познав впервые смерть и несчастье других людей, проникся духовным стремлением обнаружить некий «срединный путь» в бытии и познании мира — так началось его восхождение к ипостаси Будды Гаутамы. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 40 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень даже логично, что «буддист-любитель», как себя называет Бернардо Бертоллучи, в финальном фильме своей «восточной трилогии» (в которую еще входят «Последний император» (1987) и «Под покровом небес» (1990)) коснулся темы буддизма. Основа фильма это столкновение культур, вопросы веры, реинкарнации. Серьезные, философские вопросы, вот только в итоге, получился самый простой, доступный и понятный фильм трилогии.

    Наверное, самое странное, что видишь в этом фильме — это то, что в нем, в простой и доступной форме «разжевывают» основополагающую мифологию буддизма на простом, практически, детском уровне. Местами складывается впечатление, что смотришь аналог «Суперкниги», настолько пафосно-наивно и незатейливо нам рассказывают про буддизм и становление Сиддхарты Гаутамы. Да, есть для склейки сюжета история с поиском воплощений ламы Дорджи, которая приводит тибетских монахов в Сиэтл 1992 года, но все на том же уровне — весьма надуманном и наигранном. Есть и обязательные упоминания о политической проблеме Тибета и Китая, но, к чести Бертуллучи, фиксироваться на ней он не стал, сделав ставку на пропаганду простейшего буддизма.

    Снято замечательно, особенно сцены с принцем Сиддхартой, и в монастыре в Паро. Фильм в основе своей очень добрый, жизнеутверждающий, в чем то даже экуменистический, призывающий к гармонии, доброте, миру во всем мире. Но странное впечатление оставляет общая задумка фильма, его, так сказать, фабула. Чего нам сказать то хотели — что буддизм это хорошо? Не так уж это и плохо, скажем в ответ, но остается впечатление «заказа» от этих самых монахов, которые так активны на протяжении всего фильма.

    «Будда не может быть маленьким», — сказал далай-лама после просмотра этого фильма. А фильм о Будде не может быть настолько малохудожественным, когда нам в духе канала «Discovery» показывают очень красивую образовательную сказку из курса «Истории религий». Снятую прекрасным оператором Витторио Стораро и положенную на величественную музыку Рюичи Сакамото.

    Режиссерская неопределенность в цели отразилась и на кастинге. И если монахи (среди которых реальные религиозные буддистские деятели) смотрятся аутентично данному сюжету, то американский кастинг очень странен. Особенно выбор Криса Айзека на роль Дина Конрада. Крис был весьма популярен в то время, снимался у Линча и гремел по миру своей «Wicked Game», но как актер, особенно в этом фильме… Номинации на «Золотую Малину» выглядят весьма заслуженными. О Бриджет Фонде сказать что-либо определенное сложно — роль у неё декоративная.

    Немало копий было сломано о выборе Киану Ривза на роль принца Сиддхартхи. По мне, Киану, своей необычайной природной фактурой, идеально подошел к роли. Дуальность фильма: с одной стороны холодный американский материализм (холодное серое небо Сиэтла), с другой восточный духовный мистицизм (яркие, искрящиеся жизнью Непал и Бутан) — неплохо так подчеркивается выбором на роль американца, играющего индийского принца. Если и выглядит при придирчивом анализе это немного аляповато, наигранно и надуманно, так то не Киану Ривза в том вина, а скорее Бертолуччи — аляповато, наигранно и надуманно частенько выглядит и весь фильм.

    И все же, несмотря на то, что фильм оставляет ощущение недосказанности и сюжетной неопределенности, это очень хорошее кино, которое, прежде всего, хорошо сделано, снято, смонтировано и с отличной величественной музыкой Рюичи Сакамото. Да, это далеко не лучший фильм Бертолуччи с точки зрения сюжета и режиссерской мысли, но для первого ознакомления с одной из ведущих мировых религий, сказочный, но добрый в своей основе фильм, подходит как нельзя кстати.

    7 из 10

    2 января 2012 | 16:17

    Очень красивый фильм!

    Передать такой глубокий смысл, — как терпимость, сострадание, человеколюбие, а главное сделать это просто и изящно через практически детскую сказку (хотя насчет сказки вопрос очень даже спорный), без лишнего мудрствования и всегда все усложняющего философствования! Браво Маэстро!

    10 из 10

    26 февраля 2009 | 10:30

    Настоящий шедевр кинематографа. Настоящее искусство. Никакие слова не смогут передать атмосферу этой картины. Бертолуччи не просто показал нам жизнь Сиддхарты и историю маленького мальчика, ставшего одним из воплощений великого Будды, но погрузил нас в красочный мир Дальнего Востока, в его историю. Это не просто кино, это настоящая философия.

    Вы не можете просто посмотреть этот фильм, вы проникнитесь им до самой глубины души и еще долго вас не покинет образ Великого Учителя, созданный великолепной игрой Киану Ривза, а может даже задумаетесь о проблемах мироздания.

    10 из 10

    5 декабря 2007 | 03:19

    Противоречивые чувства остались от просмотра фильма… И главный вопрос: «Для кого он был снят?» В качестве ознакомительного пособия по буддизму для детей фильм слишком скучен, в качестве духовного кинопроизведения для взрослых — слишком поверхностен. После просмотра остаешься в замешательстве — неужели создатели фильма полагают, что в обществе так плохо с уровнем образованности, что замечательную историю и философию буддизма нужно доносить так плоско? Для кого это кино может стать открытием?

    Киану Ривз в роли Будды смотрится абсолютно неорганично — ему очень не хватает глубины, образ получился каким-то слащавым. Конечно, сыграть Будду очень сложно, как и снять о нем достойный фильм. Но, по моему мнению, не нужно браться за съемки таких серьезных вещей, если не можешь сделать этого идеально.

    5 из 10

    24 декабря 2011 | 04:13

    Я увидела этот фильм, когда мне было 14 лет. Ну, или 15. Неважно. Тогда, в те самые пресловутые лихие 90-ые, будучи довольно мрачным и угловатым подростком, я лихорадочно искала Себя. И открыла Бертолуччи. И буддизм. Благодаря этому отчаянно прекрасному фильму (чутье подсказало мне записать его на VHSку!) я открыла для себя не просто гениального режиссера и тогда еще мне незнакомого, но поразившего своей восточной красотой актера, — я открыла для себя целый МИР!

    Мир древней, мудрой философии и новой для меня религии, в которой не было страха перед адом, а было отречение от всех земных желаний. Две сюжетные нити (история с реинкарнацией ламы и история самого Ситхартхи) нехитро вплетаются в общую линию картины. Так Бертолуччи сумел показать не просвещенному (впрочем, и просвещенному тоже) зрителю и историю буддизма, и его нынешнее состояние. Обаятельные тибетские монахи ищут реинкарнацию почившего Ламы Дорже.

    Претендентов трое, хотя некий дух соперничества между ними, детишками — одногодками, здесь абсолютно не суть важен (финальный ответ будет более чем дипломатичным). Главное — удалось убедить зрителя в том, что это правда реально. Не сомневаюсь ни капли — Бертолуччи, если и не истово верит в реинкарнацию, то точно допускает ее.

    Потрясает мощный визуальный контраст — серый город небоскребов (и здравствующие тогда Башни-Близнецы), свинцовые воды холодного океана, занятые, вежливые и безумно одинокие люди, населяющие этот мегаполис, и Восточная сказка, безмятежные монахи в оранжевом, теплые, яркие тона дикой восточной природы и до вычурного изысканные храмы. Суета азиатских городов и подлинная мудрость ее обитателей. Восток и Запад — что между ними общего? Границы стираются — Лама может возродиться хоть где.

    27 августа 2008 | 12:12

    Он бросил жену. Бросил ребенка. Его отец оставиил ему в наследство целое царство, богатое и красивое. Он ушел странствовать. Он идиот? Нет. Он Будда. Царевич Гаутама, увидевший болезнь в своем царстве, увидевший брешь в славной машине, постигал Истину и Путь. И он стал великим Учителем в нашем мире.

    Западный и наш миры постигают таинства и загадки мира с помощью простых и банальных правил, но иногда каноны рушатся. Когда жизнь уступает место банальностям в человеке, приходит просветление, и самое важное — понять и принять его. Фильм «Маленький Будда» не был для меня открытием в плане культуры, ибо я живу в Улан-Удэ, сокровищнице российского буддизма, но чувства яркие, необычные и неопределенные — оставил. Со времен первого просмотра я вырос, и наконец могу их с точностью описать.

    Бертолуччи подает нам фильм, словно индийское блюдо, красочно, ярко и сочно. Фильм не перегружен спецэффектами, пафосными сценами, марками — какое счастье для людей нашей эпохи! Повествование идет в восточном стиле — медленно, неспешно, немного затянуто, словно пение мантр в Дацане.

    Философия фильма — это его основная тема, ключ к ответу и сама загадка — постичь мир, в соотвествии с наблюдениями Будды, задача на самом деле очень сложная, потому как мы склонны отвергать любые толчки наших идеалов и предрассудков.

    Ну а вот спит ваш ребенок — опаздывает в школу, вы ему слова ласки будете говорить? Нет, толкаться, пихаться и так далее, и ломка идет медленно.

    И наконец, равны ли в своем понимании Будды, мира и Бога беспризорник из Катманду, девочка из знатной индийской семьи и американский школьник? Равны. И вопрос тут заключается не в их культуре, не в их власти, а в них самих. Самому себя для себя переделать — это достойно уважения. Поэтому в «Маленьком Будде» все требует согласия, себя ли, родителей, Бога и Мира.

    В итоге можно сказать о эффективном философском фильме, спасшим многие души от пустоты. И даже одним этим фактом можно считать фильм шедевром.

    10 из 10

    12 января 2010 | 14:47

    Фильм великолепный. Бертолуччи ещё раз доказал, что он Великий кинорежиссёр. Настоящее киноисскуство видно в каждом кадре этого фильма. Впрочем, не исключение почти все фильмы маэстро Бертолуччи. Жалко, что Американская киноакадемия обошла этот фильм. Могли бы дать Бертолуччи заветную статуэтку за заслуги в сфере кино. Всё таки всю жизнь этим занимается. Бернардо Бертолуччи по настоящему гений! Режиссёр-легенда.

    6 апреля 2007 | 23:03

    ильм имеет арочную композицию, так что я, с вашего позволения, поговори про две его составляющих по отдельности (хотя я отдаю себе отчёт, что фильм — художественное целое, и об этом тоже скажу).

    Часть, пересказывающая житие Сиддхартхи Гаутамы, вышла достаточно неплохо. По-моему, атмосфера древней и легендарной Индии передана очень удачно, при этом не скатываясь ни в сказку, ни в фэнтези, но и соответствуя тому, как это веками, должно быть, представляли себе буддисты. Я удивлён, как хорошо Киану Ривз сыграл Сиддхартху — фактически, я не сразу понял, что это он. Я не могу, конечно, согласиться с его трактовкой последней сцены с его участием, эта улыбка — не для губ Будды, но… Немного не понравилось, что образ Шуддходаны трактуется уж слишком отрицательно, по-моему, это не соответствует его сути, как и традиции, да и пять аскетов смотрятся какими-то слабоумными. Но это, разумеется, объяснимо — чтоб изобразить совершенную личность, неизбежно нужно подать всех остальных в невыгодном свете, как сияние создают, затемняя фон.

    Странно, но линия современности показалась мне более ненатуральной, чем пересказ легенды многотысячелетней давности. Первое, что бросилось в глаза — хоть и вполне понятно, что это не входит в задачу автора, всё-таки слишком явно отсутствует религиозный конфликт, речь идёт лишь о том, насколько доверять буддистам, но как-то нивелирован тот факт, что в Сиэттле живут преимущественно не просто не буддисты, а христиане. И в целом всё так — понятно, для чего сглажены какие-то углы, но в итоге картина с таким количеством сглаженных углов совсем не выглядит реалистичной. Поведение как отца, так и матери Конрадов весьма неестественно, меняется довольно произвольно. Естественное сопротивление иному пониманию мира видно только там, где оно требуется, в другие же моменты герои воспринимают всё с замечательной простотой. Параллели между историей Будды и историей Конрадов очевидны, да и финал с тремя ламами, точнее, их состав, попахивает дурным символизмом (символизм, которым попахивает, уже дурен).

    В целом же «Маленький Будда» производит достаточно сильное эмоциональное впечатление и является, кажется, эффективным средством буддийского миссионерства. Как образец киноискусства он не так хорош, хотя красив. Впрочем, не могу не заметить, что, вопреки всем лекциям о страданиях, ощущается, что идея реинкарнации режиссёру нравится, он находит её утешительной. Правда, за это нельзя возлагать вину на Бертолуччи или европейскую культуру — с той же проблемой в своё время столкнулись китайцы.

    P.S. Кстати, а может ли на самом деле быть лама женского пола или лама в нескольких телах? Я был уверен, что такое невозможно, но ведь фильм консультировали люди знающие…

    6 из 10

    17 мая 2014 | 18:28

    Тибетские монахи ищут по всему миру душу своего учителя и наставника, которая, по их убеждениям, переродилась в ребенке.

    Довольно-таки странное и часто скучное кино с очень мудрыми и интересными вставками, касающимися буддизма, бессмертия и реинкарнации.

    О странностях и скуке: фильм получился довольно-таки наивным и добрым, при этом не претендуя на сказку. Американская семья с легкостью впускает в свой дом странных иностранцев, позволяет им говорить со своим ребенком и склонять их к своей вере. В остальном фильм был неспешным и скучным, несмотря на очень интересную тему: историю жизни Будды.

    Всё, что касалось истории мне, в принципе, было интересно, хотя повествование не очень понравилось. Слишком всё было театрально и преувеличено. А вот рассказы о жертвоприношении, реинкарнации и прочем, что объясняли детям и представителям других культур, меня по-настоящему захватили.

    Киану Ривз, ради которого я, собственно, и смотрела фильм, оказался довольно-таки странным выбором, как мне показалось. Скажем так, совсем не буддистское лицо у него. А вот все остальные актеры прекрасно подошли на свои роли.

    В принципе, кино очень простое и незамысловатое, пытающееся охватить сложную тему, местами интересное, местами нет. Рекомендуется к просмотру фанатам Киану Ривза и людям, которым близки принципы буддизма.

    5 из 10

    2 января 2016 | 16:37

    Величие смерти…

    Если Вам не знакома история рождения буддизма, Вы обязаны посмотреть этот фильм. Если же она Вам знакома, Вы все равно обязаны его посмотреть.

    В религии буддизма есть вера в то, что душа не умирает, она живет вечно, лишь меняя оболочки. Смерть — есть продолжение жизни. Эта мысль стоит того, чтобы подумать о ней пару часов свободного времени вместе с этим шедевром.

    История о Красоте, о Сострадании, о Философии, об Уме…

    Один из самых красивых фильмов кинематографа: не менее яркий, чем «Последний Император» или «Ускользающая красота». Очень впечатляющий, сильный и одновременно легкий рассказ.

    10 из 10

    9 июня 2008 | 13:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>