всё о любом фильме:

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган-
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1429)
ожидание: 88% (3029)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки проходили в Крыму, Тверской области и в Москве.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 511 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я не могу относиться к этой картине без сдавленных слёз, которые я не удержал бы, доведи авторы фильм до того момента, когда Юрий Алексеевич (человек, прошедший без особого вреда для себя через один из самых чудовищных экспериментов над людьми за всю историю человечества) взрывается в банальной авиакатастрофе. Да, не скрою: за Гагарина переживал жутко, а мало какой фильм способен заставить моё сердце биться быстрее… Последний раз такое было на «Матче»…

    Не скрою: я чрезвычайно рад, что в кои-то веки в отечественном фильме, подпадающем под определение «для России это уже блокбастер», не снимаются «попсовые» актёры. А то я уж опасался, что самого Гагарина, как всегда, сыграл Безруков, его отца — Золотухин (на момент съёмок фильма Валерий Сергеевич был ещё жив), а Королёва — Гармаш… Фильм не упрекнёшь и в «адаптации» под современную аудиторию: там нет новорусских «приколов», «ностальгии по совку» или приукрашивания. Ну, не сильно зрелищно, бюджет всё ж не голливудских масштабов, и даже в русском кино бывали фильмы с куда более пафосными спецэффектами и многолюдной массовкой! Однако эта некоторая «камерность» фильма — совсем ему не в минус. Нет-нет, фильм очень хорош, объективно…

    Но я так же откровенно признаюсь, что я был бы не я, если бы принял этот фильм. Почему же я его не могу принять, как бы мне этого ни хотелось? Да потому что я всю свою пока ещё не очень долгую жизнь не могу отделаться от «идейности». Она мешает мне жить, отталкивает от меня некоторых людей, но я до сих пор не могу прогнать её от себя… «Идейность» эта — в том, что я априори положительно отношусь ко всему «советскому» и априори отрицательно — соответственно, к «антисоветскому». Тогда почему же, спросите вы, я не могу принять фильм про Гагарина — такой советский по духу, коль скоро приснопамятное событие произошло именно при Советской власти?! Да потому, что меня зло берёт, что Советскую власть свергали, лили (и не на пустом месте, что греха таить! вылить действительно есть что!) тонны и тонны грязи на головы коммунистов живых и давно ушедших… а сейчас раз за разом предлагают восхищаться идеалами самых что ни на есть советских, ярко выраженных, лет!

    Попробовали бы снять такой вот фильм где-нибудь в Эстонии! Или даже в Польше! Проект бы завернули с таким крепким словцом, что уши у рискнувших даже заикнуться на эту тему повяли бы точно! Там снимают «Катынь». (От слова «кат», и ни один шестилетний малыш там не сомневается, что кат — это русский человек, посмевший развести у себя в стране коммунистический кошмар, а потом заразить этим полмира.)

    А у нас, представьте, после оглушительного успеха «Адмирала» (а в антисоветской сущности адмирала Александра Колчака и всего прямо или косвенно связанного с ним сомневаться не приходится) всё чаще выходят фильмы с откровенно «просоветским» содержанием! Казалось бы: декларативно, власть в стране продолжает оставаться антисоветской (а как ей быть, если 2-е место на всех выборах стабильно берут коммунисты: попробуй-ка не быть им в пику), и фильмы, по идее, должны сниматься антисоветские! В 90-х снимали ведь: «Россия, которую мы потеряли», «Чекист», «Роковые яйца» и т. д. и т. п. Ан нет. Традиция антисоветского кинематографа как-то не привилась! Хотя можно было бы наснимать кучу всего: трагичных страниц в советской истории столько, что разве что Китай оказался более многострадальной страной (но там народу сколько?! жертв абсолютно — больше, но относительно — намного меньше). Понимаете, куда я клоню? От Антисоветской России в норме следует ожидать таких фильмов, где: коммунисты без конца расстреливают неповинных; голодающие c бессильной злобой грозят кулаками огромным товарнякам с зерном, идущим на экспорт за рубеж; биологи сворачивают свои генетич. исследования по приказу обласканного Сталиным сумасшедшего учёного Трофима Денисыча Лысенко… А что снимают взамен? Фильмы, в которых краноречиво показаны те величайшие достижения, которые были достигнуты именно при Советах! «При плохих-то коммунистах», по злому ироничному выражению моей бабушки… Спрашивается: какой был смысл свергать и «развечнивать» Советскую власть, если менее чем через 20 лет начинаем заниматься попытками возрождения советских идеалов?!

    Я прекрасно понимаю, что я сам себя загоняю в рамки, сам себе мешаю жить и спокойно восторгаться тем, чем действительно надо восторгаться. Вместо того чтобы обсасывать политический подтекст идеологического курса страны, надо бы просто, как нормальный человек, любить то, что было хорошего, и ненавидеть то, что было плохого. Но я так устроен, что мне либо чёрное, либо белое, а всё, что между, — это уже «ревизионизм», «реваншизм» и «конформизм», а значит, — априори плохо! Такова моя гнилая сущность, а я решил быть на этом сайте предельно честным, и вот сейчас написал всё, что думаю. Надеюсь, я был достаточно убедителен, чтобы вы поняли, что я нарочно крашу свой отзыв в серый цвет, при том что ставлю

    9 из 10

    9 июня 2013 | 01:56

    В этом году отечественный большой кинематограф радует меня уже второй раз. И в этих словах нет никакого сарказма. Сначала была во всех отношениях хорошая лента про Харламова, и следом за ней менее разрекламированный, но от этого не менее интересный, фильм про Гагарина.

    Этот фильм просто обязан был рано или поздно появиться. Все-таки Гагарин — это символ нашей страны. Или нашей бывшей страны. В данном случае, это не так важно. Его именем названы улицы, проспекты, площади практически во всех городах Нашей Родины. 12 апреля во всем мире является праздником космонавтики, днем полета человека в космос. Событие это поистине перевернуло развитие космической отрасли. Но вернемся к фильму.

    Я начну с того, что мне не понравилось. Первое — это «находка» режиссера в виде постоянных флэш-бэков. Понятно, что это было сделано для того, чтобы показать, о чем думал Гагарин в тот момент, когда о нем думала вся страна. Но из-за этого фильм получается какой-то рваный. Не получается в полной мере прочувствовать ситуацию, потому что история постоянно скачет туда-сюда.

    Не очень впечатлил меня актерский состав. Точнее, некоторые его участники. В частности, Королев похож больше на полковника КГБ, с одной эмоцией на все случаи жизни. Я не знаю, каким Королев был на самом деле. Вполне возможно, что и таким. Но слово «орёлики» из уст такого Королева звучит, как ругательство.

    Никита Сергеевич тоже какой-то странный, и, я бы даже сказал, страшный. Грим у него какой-то неестественный. Может, он в то время болел чем-нибудь, и грим этот как бы намекает нам на его плохое самочувствие и проблемы со здоровьем?

    А еще это, наверное, первый в мире фильм, где мне не понравилась игра массовки. Такого я вообще нигде не видел.

    К остальным актерам претензий нет. Все сыграли довольно убедительно. Гагарин — добродушный деревенский парень, мечтатель и герой. Именно таким Советский Союз и преподносил его образ. И Ярослав Жалнин отлично справился с ролью.

    Еще не понравилась некоторый пафос и элементы проведения во всей этой истории с выбором именно Гагарина. Мол, Королев только его увидел, и сразу все понял. Но любят наши (да и не только наши) режиссеры такие моменты. Трогательно это, добавляет герою статус избранного, уникального. Точно так же, судя по другому фильму, Тарасов моментально разглядел в Харламове суперхоккеиста. Мне же кажется, что реальная история была несколько более тривиальна.

    В общем-то, на этом для меня все минусы заканчиваются.

    Все остальное — большой жирный плюс. Во-первых, фильм показывает то, о чем раньше только говорили. Все знают, что Гагарин — первый в космосе. Но как же здорово посмотреть на это легендарное событие! И надо отдать должное создателям, что справились они с задачей на пять (учитывая довольно скромный бюджет и российское производство). А главное, на мой взгляд, что у них получилось — это показать, что этот полет — действительно подвиг. Не просто взлетел, поболтался в невесомости, приземлился. Что Гагарин по праву носит звание героя.

    Что событие это было по-настоящему мирового масштаба, а не просто какая-то фикция.

    Во-вторых, даже учитывая бесконечные флэшбэки, смотреть фильм довольно интересно. Он достаточно динамичен и увлекателен. Хотя мне все-таки кажется, что в данном случае было бы логично снимать фильм в хронологическом порядке. Но режиссеру виднее, как говорится.

    В-третьих — фильм стильный и красивый. И спецэффекты на уровне, хотя их тут и минимум.

    В-четвертых — отлично передана атмосфера того времени. Нет никакого сомнения, что это Советский Союз, советские люди. И все готовятся к важнейшему событию их жизни.

    И последнее, и самое главное, почему мне понравился этот фильм — это потому, что я в него поверил. Поверил во все, что увидел. А значит, так оно и было.

    В итоге, отечественный кинематограф в очередной раз доказал, что есть еще порох в пороховницах, и что наши люди способны не только на «самое смешное что-то в 3D», но и на по-настоящему хорошее кино. Жаль, в прокате он не окупился, но в этом вина продюсеров, на мой взгляд. А может быть российскому зрителю нельзя хорошие фильмы показывать подряд. Вышел бы он через год после «Легенды 17», возможно, сборы бы были другие. Ну и рекламную компанию можно было бы по-активнее запустить. А так, фильм остался недооцененным, потерявшись в тени старшего брата. Но сам фильм тут совсем не виноват.

    8 из 10

    (минус за нелепый монтаж и не впечатляющую игру некоторых актеров)

    25 июля 2013 | 23:33

    Павел Пархоменко, конечно, сильно поднялся после своего «Танцуют все», в котором мне даже довелось засняться в массовке. Но, в целом, фильм о Гагарине, на мой взгляд, должен был бы быть гораздо качественнее чем получилось. Сразу хочу отметить, что этот фильм, к счастью, не похож на все что сейчас штампуется в России,- нет идиотского юмора, предсказуемых персонажей и криминала. Чувствовался тщательный подход к изучению истории и работа с фактами, что и было интересно узнать из фильма. Но что же не так?

    Постоянные откаты назад в прошлое. Сначала, казалось терпимым, но под конец, в тревожные моменты спуска на Землю эти вставки начинают откровенно раздражать. Я понимаю, что режиссер хотел показать, как складывалась карьера и личность Гагарина, но сделано это, видимо, неумело. Постоянные куски истории хаотично разбросанные и не имеющие связи между собой оставляют сумбурное впечатление.

    Особым словом хотелось бы охарактеризовать операторскую работу. Иногда камера внезапно бессмысленно переворачивалась, но это ладно. А вот зачем постоянно крупным планом снимать лица? Лица, причем, зачастую дефектные,- чего один Хрущев стоит (во «Враге у ворот» он еще красавец).

    Некоторые второстепенные актеры сыграли неудачно, например, солдат, попросивший выключить фары.

    В целом фильм смотрится без особых эмоций, нет волнительных и трогательных моментов и только раздражение от постоянных откатов в былое.

    Видимо, этот фильм из тех, где режиссер решил ничего не приукрашивать и показать все как было (в отличие, от «легенды» со сломанной ногой) и из-за этого кино кажется сухим и пресным.

    6 из 10

    12 июня 2013 | 20:54

    Если все будет продолжаться в том же духе, наш кинематограф выйдет на совершенно новый уровень. Мы, оказывается, все еще умеем снимать красивое, душевное, патриотичное кино. Сначала нашумевшая Легенда N 17,которая имела просто ошеломительный успех, покорила сердца наших зрителей, теперь Гагарин стремится встать с ней в один ряд. Да где же вы раньше были, ребята? У нас столько великих людей, достойных зваться героями и легендами, столько материала для прекрасных фильмов, так снимайте же, пожалуйста, радуйте соотечественников, заставляйте нас снова и снова гордиться родиной! В наше время, когда американизация процветает, подростки и молодые люди гораздо больше знают о достижениях Запада и чтят супергероев словно героев настоящих, просто необходимо освещать историю великих достижений нашей страны, заряжаться патриотизмом и радостью.

    Во все времена космос будоражил ум и воображение людей, не было ни одного человека, которому не хотелось бы раскрыть все его тайны, познать его бесконечность, увидеть его красоту своими глазами. Логично, что все ведущие страны мира пытались проникнуть туда первыми, стать первооткрывателями в этой, возможно, самой далекой и притягательной области науки, объявить о своих открытиях на весь мир. Америка и СССР шли ноздря в ноздрю, рано или поздно, кто-то должен был сделать колоссальный рывок в развитии науки и космоса. Ребята, а ведь это мы сделали это! Мы покорили космос! Сначала был спутник, потом полет Белки и Стрелки, и, наконец, самое важное событие — полет корабля с человеком на борту. Уму непостижимо, как все-таки мы сделали это. Как можно построить ракету, имея лишь теоретические знания о космосе? Надеяться на успех в данном случае почти не приходится, ведь никто не знает, как сработает тот или иной механизм в незнакомых, совершенно новых условиях. Это все равно что ткнуть пальцем в небо.. А откуда мы знаем как космос влияет на человека? А вдруг он совсем не припособлен для нахождения там? Учитывая данные обстоятельства, кажется поразительным, как у нас все-таки получилось сделать это! Наш космонавт не только вылетел на орбиту, но и прилетел обратно — живой и невредимый. Это было сродни чуду, в котором так нуждалась наша страна в то тяжелое время. Как бы я хотела очутиться в тот день в СССР, чтобы присоединиться к ликующей толпе, чтобы испытать эту невероятную радость и гордость за страну в режиме реального времени!

    А ведь на месте Гагарина мог быть любой другой летчик из двадцатки достойнейших. Не секрет, что люди, руководящие полетом, до самого последнего момента сомневались, кто же все-таки справится с этим грандиозным экспериментом. Да, Титов был физически сильнее и выносливее, но полетел то Гагарин. Значит было в нем что-то такое, что заставляло поверить в его уникальность. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло его обаяние, честность и отсутствие гордыни и зависти. Он — простой советский парень. Наш, наш до мозга и костей, именно таких любит народ, а героев, выбившихся в люди из самых низов, они любят вдвойне. И я их очень понимаю.

    До чего же здорово, что именно мы освоили космос! Это величайшее достижение Советского Союза, вряд ли мы станем свидетелями подобных ему прорывов. Спасибо огромное создателям этого фильма за то, что напомнили нам какими великими мы были. Воистину, в те времена мы были могущественнее. Остается только надеяться, что наше единство и сила не покинут нас как бы трудно нам не было.

    Умоляю, продолжайте снимать такое прекрасное и патриотическое кино!

    9+ из 10

    6 июня 2013 | 20:33

    В истории космонавтики есть две легендарные фразы. Вторая сказана Нилом Армстронгом: «Это маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» — о высадке на Луну. Первая — Юрием Гагариным, о пилотируемом полете на орбиту: «Поехали…». И если про американца снято немало загадочных историй, включая «Трансформеры 3: Темная сторона Луны», то о нашем соотечественнике только пара документальных фильмов. Хоть обычный зритель и знает что-то о столь значительной вехе страны, но личность самого Юрия помнят не многие.

    История рассказывает не столько о полете, сколько об обычном человеке. От детских мечтаний до знакомства с будущей женой; от подготовки к полету до посадки. Но наибольшее время уделено отношениям в коллективе пилотов. Даже дружеские узы не спасают от мощнейшей конкуренции. Каждый хочет быть первым, каждый хочет заслужить для страны титул «космической державы», каждый хочет славы. В целом фильм построен именно по принципу флешбеков. Полет в настоящем перемешивается с воспоминаниями и эмоциями. Это один из самых потрясающих приемов при съемке драм и биографий. Когда мы видим Юрия во внештатных ситуациях с сообщением о разгерметизации или обсуждением уничтожения капсулы — состояние спокойствия легко объясняется прошедшей подготовкой. Из трёх тысяч выбрали его, он уже победитель. Тяжелейшие тренировки, перегрузки на центрифуге и питание из тюбиков — все это закалило характер и позволило космонавту сохранять рассудок.

    Сам запуск ракеты снят очень подробно и завораживающе. Все в мельчайших деталях, дикие перегрузки организма и затянувшееся молчание эфира… а затем… вид планеты из космоса. Эмоции, испытываемые Гагариным, хорошо передаются следующим воспоминанием — жена сообщает, что беременна. Счастью нет предела. И все проблемы кажутся такими незначительными. Волнение о провале, страх перед увольнением из пилотов, даже перспектива стать инвалидом или умереть кажутся такими далекими. Он смог, он сделал, он на орбите…

    Немного смущает следующая череда воспоминаний, рассказывающая практически всю историю жизни. Детские военные годы с «милым» соседом. Небольшое ответвление о женах кандидатов в космос. Подготовка и испытания. Радио розыгрыш и признание товарищами главного кандидата. Почти все части чередуются и делятся на личную жизнь и работу. Это позволяет узнать персонажа со всех сторон, но обрывочность постепенно надоедает.

    Если не учитывать теории заговоров, то всем известно об удачном приземлении. Правда как принималось такое решение — заслуживает отдельного упоминания. Наличие Никиты Сергеевича Хрущева на посту секретаря ЦК и его любовь к публичным выступлениям позволило отдать приказ «Гагарин мне нужен живым!».

    Ну и конечно патриотичность фильма можно вполне сравнивать с прошедшим «Легенда N17». В истории СССР есть множество, как темных, так и светлых пятен. Кто-то может сказать, что светлых меньше, но зато их мощь неизмерима. Реакция простого народа в конце фильма показывает, как относилось население к таким событиям. Всеобщее ликование. Возможно, и о нашей жизни когда-нибудь снимут патриотический фильм, так что ведите себя хорошо.

    7 из 10

    10 июня 2013 | 13:50

    Вектор, который взял российский кинематограф не может оставить равнодушными российских зрителей. Особенно тех, кто радеет за наше кино и от души желает ему процветания. В российских фильмах есть одна особенность: они — наши! И мы готовы много прощать и делать скидки. Но с выходом «Легенды N17» мы вправе требовать от нашего кино большего. И это не без основания! И вот, «легенда» «легендой», но куда как волнующе получился фильм «Гагарин. Первый в космосе».

    Ещё немножко сравнений.

    Картина про хоккеиста Харламова, конечно, стоит особняком. Те даже кто не любит суровый вид спорта — и те оказались прикованы к экрану. Но что может быть для нашей страны, ставшей преемницей могучей державы СССР, более трогательным и патриотичным, чем само осознание того, что мы — Россия (пусть и Советская на ту пору) — оказались первые в космосе!

    Эта картина режиссёра Павла Пархоменко сориентирована на столь важном для нас событии. Каждый из нас знает, что было 12 апреля 1961 года, но как это было, знают не все. Кое-что для меня открытием не было. Например, сложные отношения СССР и Америки. Слухи о том, что кто-то уже полетел в космос так и остались слухами. Гагарин усилиями Ярослава Жалнина (который, по-моему, как две капли воды похож на первого космонавта) говорит, что по-человечески обрадовался за ребят, и неважно, что за этим последует.

    В фильме перемежается настоящее (по отношению к нам, конечно, прошлое) время и воспоминания. Ситуация вокруг запуска и то, что этому предшествовало. Выражение: «Летать будут тысячи, но запомнят первого», — стало увековеченным. Но мы привыкли позиционировать это по отношению к Юрию Гагарину — нашему герою всех времён и народов. Но лично я (!) никогда не задумывался о тех людях, которые хотели быть на месте Гагарина, в его время, на его месте. Его друг Герман Титов (Вадим Мичман)… Какие он чувства испытывал? Настоящие чувства, я имею ввиду…

    Сколько проблем было во время запуска!.. Все они здесь показаны и переданы настолько, что это просто шокирует!!! То, как Гагарин не сразу вышел на связь, и до, и после этого!.. Конечно, для таких как Хрущёв (Владимир Чуприков) Гагарин и его полёт был только как способ повыпендриваться перед Америкой, с которой в то время была Холодная война. Жена Гагарина — Валентина (Ольга Иванова) — само собой, переживала за родного человека!..

    Собственно, фильм очень объёмный, вместительный, переживательный. Жаль только, что его премьера не успела к 12 апреля. (Может, надо было заморозить проект до следующего года?)…

    10 из 10

    6 июня 2013 | 11:18

    Насколько я знаю, только 2 события в XX веке вызвали всеобщее ликование нашего народа — это Победа в Великой Отечественной Войне и полет Юрия Гагарина в космос. Никогда более не чувствовали жители нашей огромной страны — всех национальностей, всех профессий, возрастов, политических взглядов — такой гордости за свою страну, такого единения и душевного подъема, таких надежд на светлое будущее.

    Когда по радио объявили о полете Гагарина, моей маме было 15 лет, и она хорошо помнит, как весь их небольшой донбасский городок собрался на главной городской площади, вновь и вновь слушая голос Левитана, поздравляя друг друга.

    Это трудно понять и, наверное, невозможно пережить в наши дни. Особенно тем, чье сознание и мировоззрение формировалось в «лихие 90-е», когда естественные человеческие добродетели превратились в атавизмы, а любые побуждения, поступки и их результат стали измеримыми с помощью цифр величинами (измеряемыми количеством лайков, долларов или лошадиных сил — не важно). Для таких людей героизм присущ лишь «овцам, предназначенным для заклания», а чувство всеобщей радости и национального подъема (равно как и всеобщего горя, сострадания, милосердия) посещает людей с «бесповоротно промытыми мозгами».

    Можно найти много замечаний и к постановке, и к сценарию, и к актерам. Но мне кажется, авторам удалось показать главное — как простой советский парень из деревни, одержимый мечтой о небе (мечтой всех мальчишек того времени), выучился на летчика-истребителя, попал в отряд космонавтов, выдержал многомесячные тренировки и испытания, вынес сумасшедшие физические и психологические перегрузки и стал первым в мире космонавтом. Вернувшись на Землю заслуженным героем, народным любимцем, он с честью выдержал и нес все годы свалившееся на него бремя славы (не выносимое для многих, но не для него!) — не спился, не устраивал скандалов, не бросал жену с детьми, не хамил окружающим из окошка своей новой «Волги», не требовал себе гонораров и номеров Люкс.

    Да, на его месте мог оказаться любой из шести «финалистов» жесточайшего отбора, проводимого в центре подготовки космонавтов. И то, что полетел именно Гагарин, а не Герман Титов или Григорий Нелюбов, не делает других участников отряда менее героями, чем он. Но мир навсегда запомнит именно его, Юрия Гагарина, и его полет, олицетворяющий собой весь героизм этих людей (космонавтов), и гигантский труд советских ученых и инженеров, и гений С. П. Королева…

    И авторы фильма сумели показать, что Гагарин был любимцем всего отряда, и что Гагарин еще до того, как стало известно, кто же все-таки полетит первым, совершенно искренне был бы рад за любого из его товарищей, кому выпала бы такая честь. Так что дело не только в его биографии и личном выборе партийного и «космического» руководства.

    7 из 10

    27 декабря 2013 | 17:19

    Одно из самых великих событий в истории — полет Юрия Гагарина в космос. Несмотря на колоссальные человеческие достижения в космосе, поступок советского космонавта останется непревзойденным. История, снятая Павлом Пархоменко, — это, конечно история страны, которая записала на свой счет великое событие, а главное, это история человека, которому выпал достойный жребий.

    Большая часть действий в фильме — флешбэк — воспоминания героя за считанные минуты до полета, а также во время пребывания в космосе. И в этих воспоминаниях — военное детство голодного мальчишки, знакомство с женой, напряженный период подготовки. И какая же история рисуется перед глазами зрителя?

    Прежде всего, полет в космос показан как подвиг обычного человека, который готов пожертвовать своей жизнью. И эта жертва, с одной стороны, имеет смысл: первый полет человека в космос — это достижение науки и техники (при взлете ракета показана до мельчайших деталей), а с другой, молодой военный летчик Гагарин может стать жертвой политической гонкой между двумя сверхдержавами — СССР и США.

    В глазах зрителя абстрактный герой Гагарин превращается в обычного человека, исчезает дистанция между прославленным именем и тем, кто совершил полет. И от такого показа поступок Гагарина ничуть не обесценивается, а наоборот. Подобный подход к работе с материалом позволяет совершенно по-другому взглянуть на хорошо известные факты. Суть режиссерской идеи — продемонстрировать, прежде всего, человека, а не легенду.

    Важно отметить, что героем движет целая гамма чувств. Это и желание в целом, а не персонально достичь успеха (герою картины не принципиально, кто первым полетит в космос, ему важно достичь этого как факта), и патриотизм, и чувство долга. И именно это позволяет Гагарину справиться, выдержать испытание.

    Способ повествования, выбранный режиссером, — флешбэк, отправляет на второй план масштабный исторический фон и делает упор на личность. Главная сюжетная линия — полет в космос — концентрирует внимание на самом факте, отбрасывает предпосылки события. Но оставить полет человека в космос вне социального и политического контекста невозможно. Поэтому режиссер решает показать истинную ценность совершившегося через переживания и ликование советского народа. Сцена объявление о полете по радио — пик патриотизма в каждом жителе.

    Идея обращения к величайшим соотечественникам прошлого века сейчас завладела отечественным кинематографом. И «Гагарин. Первый в космосе» — свежий, незамутненный взгляд, раскрытие факта, который известен каждому, но не понятен далеко не всем.

    9 июня 2013 | 02:16

    Фильм смотрели всей семьёй. Обычно мы мало что смотрим вместе, но тут, не сговариваясь, мы сели перед монитором смотреть этот фильм. К этому фильму я относился скептически — меня разочаровал трейлер фильма, но по мере просмотра я стал понимать, что фильм очень хороший. Родители перешёптывались, называя имена космонавтов, других исторических личностей, вспоминали природу Гагаринской области, где родилась моя мама, а я с замиранием сердца смотрел фильм и переживал весь полёт, разделял эмоции всех людей, собравшихся в конце фильма на Красной Площади, радовался, ностальгически улыбался. И, несмотря на некоторые неточности и погрешности, несмотря на отсутствие хороших спецэффектов, фильм доставляет массу позитива, материал для обмозгования, поднимает чувство патриотизма и чувство того, что совершив первый полёт в космическое пространство Юрий Гагарин сделал самое великое за всю историю человечества. Первый человек в космосе… Немного грустно от мысли, что самое великое событие всех времён уже прошло, и прошло без тебя, но, благодаря фильму, ты можешь увидеть его в настоящее время. Этот фильм я обязательно покажу своему сыну. Я покажу, и он будет играть в Гагарина и будет гордиться своей страной и своим прошлым, смотря из счастливого настоящего в светлое будущее.

    Особо хочу отметить следующих актёров — Ярослава Жалнина и Михаила Филиппова. Они замечательно исполнили роли Юры и Королёва. Да что там таить — все космонавты сыграны замечательно. Великолепно поставлено звуковое сопровождение фильма. Главная ошибка всех современных российских фильмов, что делает их жалким подобием советских — отсутствие качественного музыкального и звукового оформления. Здесь нет этой ошибки. Российское кино прогрессирует!

    Могу добавить, что из всех фильмов о тех, кто приложил участие к первому полёту человека в космос, мне больше всего понравились фильм «Королёв» 2007 года и фильм «Битва за космос» 2005 года. Данный фильм — «Гагарин. Первый в космосе» 2013 года — достойно занимает третью позицию в этом списке. Спасибо, ребята, за фильм.

    9,5 из 10

    10 марта 2014 | 00:43

    Российское правительство решительно взяло курс на создание образа «русского героя», пообещав кинематографистам в обмен на патриотичность — гос. поддержку. В новейшей истории уже были небезуспешные попытки мифологизации гениальных соотечественников: это — «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и «Легенда N17» (2013). Если байопик о Высоцком вызвал сдержанную реакцию у зрителей, то фильм о Валерии Харламове впервые доказал, что российское патриотическое кино может быть популярным. Юрий Гагарин — фигура эпохального масштаба, преодолевающая узко-национальные границы. Снимать фильм о первом космонавте — дело ответственное: провал станет очень болезненным, а успех — грандиозным.

    «Гагарин» — хорошее кино, несущее в себе простые истины, рассказывая о нелегком пути некогда деревенского пацаненка Юрки Гагарина к неизведанным космическим далям. Сергей Королев, создатель российской и мировой космонавтики, мерно прохаживается по звездному городку, как отец следя за своими сыновьями-космонавтами. Он — почти мудрец, глубокомысленно рассуждающий о наступлении «новой эры». Беда заключалась в том, что великий советский конструктор казался неживым, чрезмерно идеализированным. Заставь его поменять порядок слов в предложениях, то все бы подумали, что перед ними — мастер Йода: настолько образ Королева был сглажен и отшлифован. Почти вся «клюва» прозвучала из его уст. Это он перед стартом спрашивает первого космонавта: «Юра, ты веришь?» Помимо религиозных высказываний, Сергей Павлович позволял и антисталинские. «Пора кончать со сталинскими предрассудками», — говорит он генералу Каманину, когда тот заикнулся о том, что Гагарин во время войны жил на оккупированной территории. Все это казалось надуманным, неоправданным и неуместным, будто на твоих глазах рождался новый социалистический реализм.

    Взору зрителя открывалась ничем не прикрытая пастораль: идиллические картинки из жизни русской деревни. Режиссер прибегал к грубому параллелизму, выстраивая связь между деревенским истоком Юрки и его космическим завершением. Конечно, это великолепное сравнение, тем более, что все было именно так, но в руках режиссера Павла Пархоменко и сценариста Олега Капанца это превращалось в «квасной» патриотизм, т. е. грубый и чересчур откровенный. А некоторые крайне высокопарные реплики вызывали в зале смешки. Так, отец Гагарина говорит жене: «Детей подняли и внуков поднимем». Мол, не благодаря своей уникальности Гагарин полетел в космос, а благодаря родителям, которые его «подняли». Но ведь это и так ясно: для чего вводить эти школьные пояснения, которые превращают картину в китч?

    Юрий Гагарин, которого сыграл Ярослав Жалнин, кажется, единственный, кто справился со своей ролью, потому что наш Гагарин был именно таким — почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ, будто он появился из русской былины: добрый, искренний, вечно улыбающийся человек. Ярослав Жалнин, действительно, поразительно похож на Юрия Гагарина: такой же харизматичный и светлый.

    «Гагарин. Первый в космосе» мог бы стать прекрасной картиной, но пока это просто «хорошее кино».

    6 ноября 2013 | 16:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>