всё о любом фильме:

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган-
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1451)
ожидание: 88% (3033)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки проходили в Крыму, Тверской области и в Москве.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 511 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    От всего человека вам остается часть
    речи. Часть речи вообще. Часть речи.


    (И. Бродский)

    Первый полет человека в Космос был событием действительно планетарным. Казалось бы, вот — настоящий русский герой, который может стать примером для подражания и составить конкуренцию западным героям. Вот — носитель русского слова, честь, совесть и лицо эпохи, человек, ставший олицетворением своей страны и своего времени. Живой патриотизм в действии, необходимый нашей потерявшей цель и своих героев стране, как воздух. История невероятного взлета (в прямом и переносном смысле) и небывалой славы — общемировой идол, про которого могли бы снять не один десяток фильмов…

    И, казалось бы, время самое подходящее: миновали озлобленные 90-е, есть деньги на кино, есть технические возможности, семья Гагарина не против, страна поддерживает, к тому же только что отгремела «Легенда N17», заставившая на некоторое время поверить, что затянувшийся кинокризис миновал, и страна ждет своих героев… Но «Гагарин: Первый в Космосе» оказался совершенно выхолощенным, беззубым, тусклым и безжизненным байопиком, хуже любого документального фильма о Юрии Алексеевиче.

    Массовый зритель фильм просто проигнорировал. И причина тому не только вялая и беспомощная реклама. Вялость и беспомощность в повествовании — более понятная причина зрительской холодности. Основная проблема фильма и отличие его от «голливудских собратьев», вроде «Аполлона 13», в первую очередь в том, что его герои абсолютно не трогают! И они не интересны. Фильм катастрофически мелок в сравнении с масштабами личности Гагарина, Титова, Королева и остальных, кто стоял за этим грандиозным событием.

    Вот почему самыми живыми и интересными кадрами фильма стала документальная нарезка с настоящим Гагариным, сцены общенародного единения и радости после новости о полете человека в Космос. Сколько в них жизни, любви, добра! Я понимаю, архисложная задача — оживить миф, создать на экране не агитку, но характер, но если не можете — зачем браться? Смог же Спилберг вдохнуть жизнь в заскорузлый образ Линкольна, а Скотт — Колумба! Гагарин — личность не менее эпического масштаба, но Пархоменко почему-то решил, что путь максимального упрощения — единственно верный. Но это не та простота, что делает героя ближе к людям. Ближе к людям делает проявление человеческих качеств, чувств, эмоций, поступки, которые свойственны и великим, и мелким. Колумб — простой моряк, но он мечтатель, великий путешественник, лидер, Линкольн — простой еврей-фермер, но он — великий президент и провидец, ментор и правитель, Гагарин у Пархоменко — просто улыбчивая деревенщина. Не видно в нем мечты, страданий, желаний, цели… Стараясь избегнуть плакатности, Пархоменко ушел в неинтересность.

    Что делает фильм художественным произведением, интересным людям? Конфликт! Борьба! Фильм — это действие, а не описание. Фильм Пархоменко — вялое описание, пересказ на заданную тему, столь же активное и эмоциональное, сколь бывают активны и эмоциональны высказывания наспех выучившего урок троечника. Любой фильм — это экстраординарные герои в экстраординарных обстоятельствах, или же обычный человек, попавший в ситуацию, в которой он обязан что-то совершить, измениться, стать экстраординарным! Как чертовски хотел полететь герой Хэнкса в Космос в «Аполлоне 13»! Как переживал и мучился из-за этого, как схватывался с начальством! С каким жаром добивался создания своего проекта мечты киношный Эд Вуд! До смерти готов был драться Линкольн за каждую строчку своих петиций!

    У киношного Гагарина нет мечты. Он все делает наполовину и это не интересно! А ведь он мечтал! Мечтал летать — ему не дали! Мечтал вернуться в Космос, а стал советским идолом. Его история полна трагедий, а его переживания были невероятны! А дружба-вражда с Титовым! Какой материал! Кто первый? Кто лучший! И ведь все равно — друзья. Но нет — «я всех люблю! Я за всех болею! Я всем доволен!» Черт возьми, даже если это была правда (а я сильно в этом сомневаюсь), зрителю такая правда не нужна! Любые скучные будни для фильма должны приобретать конфликтную окраску. Он вроде друг, а вроде и нет. Вроде хочет в Космос, а вроде и нет. Мечтает немножко… немножко любит… Во всем усредненность, катастрофически вредная данному фильму и данному событию! Вроде ждут, вроде радуются, ла-ла, бла-бла…

    Кто-то из сценаристов где-то вычитал, что Гагарин был верующим, или, как говорят, «сочувствующим». Но строить на этом конфликт — боязно. И вместо человека, который, являясь символом атеизма (слетал выше всех и бога не увидел!) — искренне верил, мы слышим ни к селу ни к городу хоралы синодального хора, приклеенные к фильму, как рога на свинью. Вместо простого паренька, на которого обрушился всей своей тяжестью груз адской ответственности и эгоистичной любви миллиардов, — паренек, которому все равно. И как же бестолково прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Жалнин, которому выпала величайшая удача, но и ответственность — играть Гагарина, с задачей не справился. Но это не его вина. Сцены же общенациональной радости были разыграны настолько натужно и фальшиво, что место им — разве что в плохом российском сериале. Хуже них — только карикатурный и нелепый Хрущев (сейчас модно — так показывать вождей), настолько омерзительно загримированный и отталкивающий, что как-то не верится, что именно при этом лидере запустили человека в Космос.

    У этого фильма был потенциал, но нет истории, конфликтов, судьбоносных и решений, и, не думал, что скажу это — голливудского размаха! Не в космических странствиях, а в масштабах описываемой личности. При том, что фильм смотрится неплохо и не вызывает отвращения, как многие другие отечественные кинопродукты, ни на минуту не отпускает мысль, что Юрий Алексеевич достоин гораздо большего и намного лучшего! И что личность его и то, что он сделал, что сделала вся страна в ту эпоху — не раскрыто и на десятую долю процента!

    Когда видишь документальные кадры, где с трапа самолета спускается жизнерадостный молодой человек, с блестящими глазами и улыбкой — светлой и солнечной, и идет быстрыми уверенными шагами, размахивая не завязанным шнурком, чувствуешь радость, гордость, ты любишь этого парня! Тебе хочется плакать от того, что он ушел так рано и так трагически. После этого фильма не чувствуешь ни любви, ни гордости — ни за страну, ни за Гагарина, ни за кинематограф. Это фильм не о грандиозном человеке и грандиозном событии, а о «части речи», которую произносят люди, никогда не любившие этого человека, не понимавшие значения случившегося с его участием события. Им все равно. Так почему же не должно быть все равно зрителю? Остается только сожалеть, что, похоже, это самый глубокомысленный байопик, на который способно российское кино, а «Легенда N17» — был просто случайным и удачным стечением обстоятельств.

    6 из 10

    22 ноября 2015 | 14:29

    Этот фильм переносит нас в удивительную эпоху 60-х. Время, когда технический прогресс развивался невиданными доселе темпами. Время великих открытий и время великих триумфов.

    Этот фильм о дружбе. Дружбе всех космонавтов из Звездного Городка. И о дружбе Гагарина и Титова в частности. Никакая зависть что первенство отдали другому не может уничтожить эту дружбу. Показателен сам факт — именно Титов, хоть и несколько болезненно (самую малость) отнесся к первенству Гагарина, предложил праздновать День Космонавтики 12 апреля. Это говорит о многом.

    Хорошо передана атмосфера советской эпохи. Хорошо проработаны мелкие детали — настроения людей, самые мелкие детали вплоть до одежды (например олимпийки в которых космонавты тренируются) и сам советский быт, который при просмотре вызывает почему-то очень теплые чувства. А ведь часто бывает, что именно деталей и не хватает для полной убедительности. Надо отметить и внешнее сходство С. П. Королева в кино с реальным человеком и ту тонкость взаимоотношений, которую передали создатели фильма. Королев питает отеческие чувства к Гагарину и искреннюю симпатию, дает ему наставления и даже сам называет сыном.

    Отдельно хочется сказать про то как показаны эмоции людей. Как искренне Юрий Алексеевич радуется ребенку, как в порыве единения и ликования в конце фильма все высыпают из помещений на улицу… Кто-то говорит неестественно выглядит? Может быть для современных россиян, хотя я сомневаюсь что для всех. Мне кажется большинство и сейчас отреагировало бы точно также. Те кто говорит что неестественно — вглядитесь в звездное небо. Дыхание перехватило? Появилась целый рой мыслей в голове? Нет? Тогда и впрямь неестественно — для вас. Такие минуты единения и всеобщего ликования характерны для тех моментов когда творится история. И весь день потом об этом событии говорили по радио. Еще бы — ведь именно наша страна проложила путь в космос, в будущее. Это и есть наша история. Одно из ярчайших событий в XX веке, может даже ярчайшее. Вы думаете все было иначе? Спросите тех кто был очевидцем этих событий ну или почитайте, «Денискины рассказы» Драгунского например. Если кто помнит о такой книге конечно…

    Были зрители недовольные тем фактом что по фильму они поняли — полетел он не потому что хотел а потому что приказали. Это он сказал это своей матери как бы в оправдание своего поступка потому как она считает все это безумием. Чего только не скажешь что бы успокоить мать. Внимательней смотрите эту сцену.

    Жены. Остается только восхищаться стойкостью и смелостью жен.

    Каждый хочет стать лучшим, стать первым. Провал испытаний, не выдержал диких перегрузок и все. Дорога и в космос и в авиацию закрыта. Списание и неизвестность.

    Манера изложения материала фильма — флэшбэки и даже флэшбэки в флэшбэках совсем не напрягает. Режиссер постарался и сделал все органичным.

    На Гагарина возложена великая миссия, одна из величайших за всю историю человечества. И ему постоянно об этом напоминают. Тот же Титов говорит что он обязан вернуться, ведь если не сможет то дорога туда будет закрыта для всех.

    Королев говорит что его спрашивают — взрывать или нет корабль с космонавтом если он приземлится за пределами СССР? Он отвечает конечно взрывать, потому что ему стыдно перед врагом. Стыдно что враг увидит на чем мы летаем. А мне кажется здесь нечего стыдиться. Новая технология — прорывная технология разработана почти с нуля. И несмотря на свою относительную простоту она оказывается чрезвычайно эффективной. Давно уже нет ни «Апполонов», ни «Шаттлов», а «Р-7» и «Союз» Королева летают до сих пор.

    Голос сказавший Гагарину что он первым прорвется туда, к звездам. Если это было на самом деле думаю это был Бог. Слишком много счастливых и удивительных стечений обстоятельств сопровождали эти события.

    На фоне всего этого героизма Н. С. Хрущев, его компетенция, его стремление сделать из этого политическое (в первую очередь!) шоу выглядят очень отталкивающе. Даже в этот момент думать только о выгоде…

    Факты из биографии о детстве космонавта N1 и жуткая сцена повешения Бориски стали для меня открытием.

    Можно сказать много теплых слов и о работе операторов. Панорамы в кадре достойные, свет подобран отлично да и вообще очень красивые съемки. Обилие пейзажей с бесконечными степями чьи границы теряются в желтоватом мареве на горизонте заставляют также как и звездное небо задуматься о бесконечности, о наших жизнях, о вечном.

    При приземлении показали воспоминания из детства, причем из очень далекого детства, что неудивительно поскольку в мгновения сильнейшего стресса вспоминается все, даже забытое.

    Этот фильм заставил меня сопереживать. Может быть потому что мне тема космоса близка с самого детства? Возможно. Однако я сам не заметил что нахожусь в жутком напряжении и оно снялось только когда показали кадры с выходом на околоземную орбиту. Тронуло до слез, очень сильно. Что бы был такой порыв чувств… Давно не помню подобного. С детства.

    Такого дня еще действительно не было на планете Земля! Вдумайтесь! Проникнитесь масштабом произошедшего события! Это будущее, это открытие целого нового мира!

    И как же приятно слышать это знаменитое «Поехали»!

    Правильно сказали что тысячи тысяч будут летать, а запомнят первого. Но они все были первыми. Они все герои. Первопроходцы в совершенно новую часть нашей Вселенной ранее недоступную.

    Больше событий по масштабу равным этому пока не произошло нигде в мире. В России вообще давно уже затишье. Жаль что ничего похожего не происходит сейчас — этого правда не хватает. Но я верю что это будет. Что все еще будет. Просто верю.

    Однозначно.

    10 из 10.

    31 января 2014 | 23:26

    Мне определенно точно импонирует тенденция в современной отечественной киноиндустрии, когда снимается качественное, достойное кино, которое можно смотреть и, более того, пересматривать. Только-только недавно Россия «отошла» от необыкновенной, ностальгической истории о хоккеисте Харламове, как тут же (нате вам!) ещё одна картина о не менее знаменитой личности — первом космонавте Юрии Гагарине. Это как раз тот момент, когда зритель видит, что можно снимать отлично, качественно и с любовью. В такие минуты даже веришь, что ведь могут и наши снимать для широкой аудитории и, возможно даже, заграницы.

    Каждому интересно знать через что пришлось пройти и что пережить человеку, который первый полетел в космос. В далёкое, неизведанное пространство, в котором всё чужое и «холодное». На Юрия возлагалась вся надежда, вся вера была обращена к нему и он не мог подвести, потому что это бы означало полное поражение очень многих людей, что трудились над реализацией столь масштабного плана. Что самое интересное, в картине делается акцент не только на первого космонавта, но и на всех тех, кто так или иначе задействован над проектом. Ни раз упоминает, что от простого рабочего зависит взлетит ракета или нет. Медсестры ответственны за состояние космонавтов. Главный конструктор Королёв переживает за весь процесс в целом и лично за Юру Гагарина.

    Сюжет построен так, что нас постоянными флеш беками отправляют то в ранее детство главного героя, то в юность и отрочество, то в знакомство с женой и рождение первого ребенка. Всё это напоминает, как говорят «перед смертью — вся жизнь перед глазами пролетает» и ведь почти верно: Гагарин-то отправлен на верную смерть, потому что даже самые сильные умы не знали вернется ли он живым.

    Актёры подобраны как раз соответственно своим ролям. Бросается в глаза и то, что Ярослав Жалнин очень похож на свой прототип. Если Гагарин и в самом деле был столь светлым и бескорыстным человеком, каким его показали в фильме, то этот образ удался Ярославу превосходно. Изумительная улыбка и добрые глаза — всё это скрывало себе стойкость мужество, отвагу и силу.

    «Я сделаю всё. Железно всё» — говорит Юра и реально делает, потому что он не привык отступать, он готов даже пусть и на смерть, но он ради этого жил и родился. Для него полёты, как воздух и нет ничего ближе неба. Человек шедший к цели и достигнувший её, стал примером для подражания миллионам советских людей. Его до сих пор помнят. В него до сих пор верят.

    «Гагарин. Первый в космосе» — патриотическое кино о выдающимся человеке, которого знает каждый россиянин.

    Кто летал, тем бояться нечего… (с)

    7 из 10

    12 июня 2013 | 10:28

    С пробуждением и, соответственно началом очередного нового дня, после завтрака, когда наконец мозг отошел ото сна и начал активным образом работать в сторону того, как мне провести сегодняшний день, я открыл сайт с рубрикой «сейчас в кино». Увиденное мною расписание воодушевило меня на поход на фильм-биографию П. Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе». Собрался и пошел, чего уж тут. Благо не далеко идти. Ну что до деталей — в день премьеры в 15,40 в зале сидело 4 человека. Я среди них)). Фильм вызвал, не не о что сказать массу эмоций, а просто произвел хорошее впечатление, навел на несколько разных мыслей..

    «Гагарин…» — это как эхо, отправная нота к истокам символизма Союза, активноидеологической державы, системы. Нота, которая держит в себе основы патриотизма, действия на благо своей Родины. Ты в этом патриотизме душою. Возможно, я не силен в истории — да и дело тут совершенно не хронологии, да не в годах правления всяких чинов — (а если говорить честно, то желание изучать ее у меня пропало еще в школе, на что очень сильно повлияла моя учительница, привив мне негативное отношение еще и к толстым людям), если судить не относительно исторических фактов, а относительно того сравнения между нынешним поколением и теми людьми, которые мечтали стать космонавтами, можно беспредельно в прогрессии разочаровываться.. Очень жаль, что век современной технологии принес в этот мир не ожидаемый прогресс человеческих мыслей и стремление их на пользу и во благо всего вокруг находящегося, да и еще со взглядами на будущее, а явил лишь деградантов, стремящихся как раз таки на общественной одурманенности (этими самыми технологиями) обогатиться материально, не взирая на какие бы там ни было моральные принципы и нормы по отношению к себеподобному. А так же забивая на качество природы. Бесценно истребляя её ресурсы дабы опять же обогатиться, все себе в карман. Материальные принципы стали гораздо выше принципов морали и духовности. Потеряны многие понятия, размыты, съелись, растоптались. Одно из таких понятий — дружба..

    В крайних фильмах отечественного кинематографа (Духлесс, Высоцкий, вот еще и Гагарина к ним можно приписать) очень активно развивается тема настоящей дружбы. Дружбы не в понятии дельца, трущего руки за спиной друга, а внутренней поддержки, отношения как к брату, такой любви, как к самому себе. Это конечно отдельный широкий разговор, но все таки взглянув на эти вещи объективно, ситуация несколько заставляет меня задуматься, а есть ли в нашем, нынешнем мире люди, которых можно назвать таким словом, «друг»?.. Не спорю, кто-то может опровергнуть мои слова и высказать свое собственное мнение о друзьях. Я же, видимо понятие дружбы потерял в детстве, пройдя через обстоятельства, после которых я побоялся доверять людям. Эта так называемая «фобия» сломала во мне и стереотипы по поводу любви.. Остались во мне лишь несломленная вера и искренняя любовь к музыке. Той, которая заводит, питает, бодрит, сочувствует, поддерживает, радует..

    Очень хочется что бы люди на улицах были счастливы от хороших новостей, что бы у нас было стремление жить, а не возможность выживать. Что бы работа была любимой, что бы дороги были. Любите себя, любите людей, таких как вы. Смотрите на мир с улыбкой, возможно тогда он станет ярче, когда эти улыбки вы увидите и в ответ. А я пока для ощущения яркости приобрел себе цветные очки..

    7 июня 2013 | 23:11

    В гонке между двумя сверхдержавами желание СССР показать Штатам и всему миру «кузькину мать» было настолько велико, что это желание распространялось на все сферы, в том числе и космическую гонку. Так прерогативой было первыми покорить космическое пространство. В итоге первым человеком, облетевшим околоземную орбиту, стал именно советский рубаха-парень Юрий Гагарин. Его лучезарная улыбка и знаменитое «Поехали!» покорили весь мир, превратив в настоящую легенду. Странно, что о такой легендарной личности не было снято какого-нибудь эпика. Понадобилось более пятидесяти лет, что бы вышло «большое» кино о большом человеке и событиях апреля 1961 года. Для разминки новое российское кино апробировало свои силы на Высоцком и Харламове, которые тоже стали символами эпохи.

    Неизвестно опирались ли создатели на эталонные космические фильмы, но посмотреть тех же «американцев» — «Парни что надо» (1983), «Аполлон 13»(1995) и мини-сериал «С Земли на Луну» (1998) им однозначно стоило, хотя бы для того что бы правильно выстроить драматическую линию, не говоря уже о технической стороне.

    А вообще странно, что такой амбициозный проект доверили почти дебютанту в режиссуре Павлу Пархоменко, который раньше проявил себя на поприще художника-постановщика. Видно, что режиссер пытался вытянуть по максимуму из простой фабулы «взлетел-пролетел-приземлился», но кроме куцых флешбеков ничем фильм не снабдил. Да и исполнитель роли Гагарина Ярослав Жалнин кроме белозубой улыбки и образа инфантильного парня из глубинки, которому суждено было стать первым в космосе, ничего особенного не показал. Вышла этакая аматорская копия для музея восковых фигур. Вместо целеустремленного героя, ставшего кумиром миллионов, авторы вытесали настоящего «чурбана». Для глубины образа актеру не хватает сюжетного драматизма и действия. Выверенный положительный и правильный экранный Гагарин не вызывает ни восхищения ни сопереживания, ведь и так известно чем закончился полет, а мимолетные воспоминания, которые зачастую были вообще не к месту, глубины характера не раскрыли. Самыми «живыми» в фильме оказываются родители Гагарина, сыгранные Надеждой Маркиной и Виктором Проскуриным — вот где настоящий мастер-класс актерской игры. О технической стороне фильма не стоит даже заикаться, при просмотре складывается ощущение, что смотришь не полный метр, а типичный сериальный продукт.

    Учитывая, что «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда N17» вышли в один год с разницей в пару месяцев, то сравнения этих фильмов неизбежны. «Легенду» есть за что ругать, но на фоне опуса Пархоменко фильм о Харламове смотрится, чуть ли не шедевром нового российского кино.

    Мало того, что «догнать и перегнать Америку» создателям «Гагарина» не удалось, так еще и дотянуться до уровня «соотечественников» по экрану тоже. Картинка вышла излишне «сериальной», а фильм банально наивным и скучным. В том же СССР агитки о Ленине снимали намного интересней и главное качественней.

    31 июля 2013 | 23:50

    В бытность свою работником видеопроката в начале 90-х, я вынужден был отсматривать по три новых фильма в день, дабы «владеть ассортиментом». В силу профессиональной необходимости я достаточно быстро приспособился экономить свое время, дабы не жечь драгоценные часы жизни, тратя их на то, чтобы узнать «чем кончилось». В процессе этих киномарафонов у меня как-то само собой выработалось правило «10 минут», суть которого довольно проста: Если в течении первых 10 минут фильм не зацепил, или впечатлил, но со знаком «минус», его можно с абсолютно спокойной совестью не смотреть. Исключения редки. Фильм «Гагарин» я остановил ровно на 11-й минуте. Во-первых, даже первые 10 минут дались мне с большим усилием. Прекратить смотреть захотелось почти сразу. Нужно было постоянно напоминать себе, что я сам решил посмотреть это кино. У фильма, судя по всему, очень слабый сценарий. Мое суждение основано на оценке качества диалогов и актерских реплик. Вместо того, чтобы общаться актеры изрекают лозунги и сыплют расхожими банальностями. Причем делают они это с такими неестественными интонациями, что складывается впечатление, что мы имеем дело с не очень профессиональной озвучкой импортного фильма. Как только Королев изрек что-то по поводу приоритета честности, запахло «освоенным бюджетом» и госзаказом. Уверен, в своей фактологической части кино может претендовать на жанр документального. Даже хронометраж ленты, совпадающий со временем полета — исторические 108 минут — замах на историчность. Что же касается правды художественной, она здесь в роли падчерицы. Далее, пожалуй, замолчу. Тратить больше 10 минут на данную рецензию тоже жаль.

    20 апреля 2014 | 20:00

    Фильм смотрели всей семьёй. Обычно мы мало что смотрим вместе, но тут, не сговариваясь, мы сели перед монитором смотреть этот фильм. К этому фильму я относился скептически — меня разочаровал трейлер фильма, но по мере просмотра я стал понимать, что фильм очень хороший. Родители перешёптывались, называя имена космонавтов, других исторических личностей, вспоминали природу Гагаринской области, где родилась моя мама, а я с замиранием сердца смотрел фильм и переживал весь полёт, разделял эмоции всех людей, собравшихся в конце фильма на Красной Площади, радовался, ностальгически улыбался. И, несмотря на некоторые неточности и погрешности, несмотря на отсутствие хороших спецэффектов, фильм доставляет массу позитива, материал для обмозгования, поднимает чувство патриотизма и чувство того, что совершив первый полёт в космическое пространство Юрий Гагарин сделал самое великое за всю историю человечества. Первый человек в космосе… Немного грустно от мысли, что самое великое событие всех времён уже прошло, и прошло без тебя, но, благодаря фильму, ты можешь увидеть его в настоящее время. Этот фильм я обязательно покажу своему сыну. Я покажу, и он будет играть в Гагарина и будет гордиться своей страной и своим прошлым, смотря из счастливого настоящего в светлое будущее.

    Особо хочу отметить следующих актёров — Ярослава Жалнина и Михаила Филиппова. Они замечательно исполнили роли Юры и Королёва. Да что там таить — все космонавты сыграны замечательно. Великолепно поставлено звуковое сопровождение фильма. Главная ошибка всех современных российских фильмов, что делает их жалким подобием советских — отсутствие качественного музыкального и звукового оформления. Здесь нет этой ошибки. Российское кино прогрессирует!

    Могу добавить, что из всех фильмов о тех, кто приложил участие к первому полёту человека в космос, мне больше всего понравились фильм «Королёв» 2007 года и фильм «Битва за космос» 2005 года. Данный фильм — «Гагарин. Первый в космосе» 2013 года — достойно занимает третью позицию в этом списке. Спасибо, ребята, за фильм.

    9,5 из 10

    10 марта 2014 | 00:43

    Представим, что я ничего не знаю о Гагарине, кроме того факта, что он первым полетел в космос, и вот я иду в кино, ожидая ещё одну духоподъёмную биографическую ленту, вроде «Легенды N17». Я очень хочу верить в российское кино, и некоторые картины последних лет даже помогают мне в этом нелёгком деле. Мне, конечно же, жаль, что современная молодёжь не чувствует патриотизма за свою страну и ищет героев в чужом отечестве. Но внушит ли фильм Павла Пархоменко гордость за советских космонавтов?

    Всмотримся в центрального персонажа, Юрия Гагарина. Какие личностные качества подчёркиваются в нём режиссёром? Простой, незатейливый, улыбчивый парень, с такими же горестями и радостями, как у всех. Любимая девушка ответила взаимностью — хорошо, родилась дочка — просто замечательно. Отправляют в космос? «Я военный (читай: подневольный), куда мне сказали — туда и полечу». Партия отбирала по двум параметрам: физическая выносливость и социально одобряемая биография. Примечательно, что Гагарин её устраивал больше, чем Титов, потому что у последнего умер ребёнок, и об этом некрасиво было писать в газетах. Выбирали не укротителя просторов вселенной, выбирали национального героя, которого можно было качать на руках и заносить в энциклопедии. Почти подставное лицо, получившее зелёный свет от партии, от которого требовалось лишь принадлежать к биологическому виду homo sapiens и… не умереть.

    Если судить по фильму, Гагарин не стремился быть первым, да и вообще чисто случайно попал в ряды космонавтов, потому что плохо сажал самолёт в лётном полку. Мы не увидим в нём волю к победе, умение справляться с трудностями и отвагу первооткрывателя. Конечно, чтобы полететь в космос, требовалось немало смелости, но режиссёр предпочёл об этом умолчать. По лицу Ярослава Жалнина весь фильм блуждает глуповатая улыбка, словно он уже поселился в светлом будущем. Ни тени сомнения, ни судороги страха, ни одной естественной человеческой эмоции — только социально одобряемое поведение советского человека.

    Реалии того времени представлены в фильме слишком уж наивно. Апофеозом абсурдности будет сцена, где все бегут на Красную площадь, чтобы отпраздновать первый полёт в космос. Все бросают работу/учёбу, собираются в один большой круг, читают вдохновленные стихи, спорят, кто следующим отправится на орбиту, и вслух мечтают о торжестве коммунизма. Вместо патриотических чувств, зрителя здесь захлёстывает скептицизм. Как можно поверить этим людям, если им всем бесповоротно промыли мозги? Сейчас другие нравы, и чтобы проникнуться коллективной радостью, нужно выбирать более хитрые средства выразительности. Даже в СССР подобные сцены снимали с умом.

    Наполненный советской идеологией, фильм всё равно остаётся удручающе современным, как только режиссёр переходит к изображению партийной машины и бюрократии. Он не скрывает, что многое совершалось на показ, что техническое оборудование страны уступало США, что нужно было вопреки всему выиграть гонку между государствами. Мы видим, что многие чиновники не отличались высокими моральными качествами, что первый полёт в космос воспринимался абсолютно по-разному управленцами, космонавтами и простым народом. Гагарин, по сравнению со своим начальством, просто овца, которую ведут на заклание во имя славы и политических достижений. Пархоменко даже не пытается это скрыть, принимая зрителя за дурака и всё равно подсовывая ему сцены коллективного ликования. Как будто можно кричать «браво», когда внутри разливается горечь и отвращение к самой ситуации…

    «Гагарин» снят по заказу, и это видно невооружённым глазом. Возможно, лет через десять, когда вырастет поколение, вкусившее все прелести платного школьного образования, этот фильм пойдёт на ура, ведь люди не поймут, что их обвели вокруг пальца. Однако, кассовые сборы на данный момент внушают надежду, что мы ещё не разучились логически мыслить и отличать подделку от настоящего кино.

    3 из 10

    10 августа 2013 | 13:20

    Фильм оставляет после себя двойственное впечатление. C одной стороны — видно, что старались. Но с другой — как-то все без огонька, по-ученически. Неплохо проработан сценарий, против исторической правды почти не наврали, кое где приукрасили, кое где, наоборот, недокрасили, но вместе с тем показано довольно много мелких эпизодов, которые широко не известны, но показательны в плане того, каким Гагарин был во время пребывания в отряде космонавтов. Но вместе с тем в фильме есть непростительные просчеты. Лично у меня, человека, довольно неплохо, смею надеяться, знающего историю вопроса во время просмотра в голове все время щелкало: это было не так, а это так и было, а вот за это спасибо и низкий поклон, а за это по шее надо и так далее. Но вместе с тем, чувствуется некоторая искусственность. Такое ощущение, что набор мелких эпизодов, о которых говорилось выше, был тупо выписан на листок и режиссер помечал галочками «это есть, это есть, это есть, а теперь это». Но обо всем по порядку.

    Подбор актеров на роли ключевых персонажей довольно неплох в плане сходства (плюс сверху грим) и в итоге лица Гагарина и Королева смотрели с экрана, правда, до тех пор, пока не откроют рот. Пафос-пафос-пафос. Простодушный идеалист и простой как карандаш «Гагарин» как будто сошедший со страниц ЖЗЛ-овской книги 1987 года. Отлитый целиком из бронзы «Королев», за несколько часов до старта пафосно вещающий в матюгальник о новой эре человечества и (лично меня это покоробило) спрашивающий у операторов, что значит сигнал «5», а что «3». Хрущев — герой анекдотов, один из которых и был сыгран в фильме в виде микроскетча «Что это? — Академгородок, Никита Сергеич. — А это? — Артек, Никита Сергеич. — А это? — Тарелки, Никита Сергеич.». Актеры ранних флешбэков, изображающие Гагарина в 8 лет (сцена с попыткой повешения фашистом брата Гагарина на шарфе) и в 15 лет (Гагарин говорит с отцом о поступлении в ремесленное) сделаны по принципу «шоб було». И если Гагарин-8 еще старается, то Гагарин-15 — хлыщ-метросексуал и на этом все. Генерал Каманин изображен как старшина, но никак не генерал-лейтенант прошедший огонь, воду и медные трубы. Остальные члены отряда больше как фон, Титов — тихо (а иногда и громко) завидует на пару с Нелюбовым, Николаев — хохмит, Леонов — философствует, остальных вообще не видно, не считая, правда, сцены с отчислением Карташова. Тут отлично показан весь спектр чувств: и злость, и досада, и «катитесь вы все к черту».

    С другой стороны, я очень боялся, что будет перекос в сторону «Гагарин уверовал, а гэбня скрыла» или «Гэбня посадила в бочку с динамитом». Ничего этого нет. Про религию два маленьких эпизодика, с Валентиной Гагариной спрашивающей «Можно я буду молиться за тебя? «, Гагарин отвечает, пожимая плечами «Если тебе так легче — молись» и маленьким Юрой, горько говорящим «Кабы был бог — не было бы у нас немцев». Про гэбню — вообще ничего, если не считать Королева выговаривающего Каманину за «сталинские замашки».

    Еще одно, о чем хотелось бы сказать — это излишняя концентрация на полете. В фильме даже мельком не упомянуто создание ракеты и космодрома, они как будто взялись из ниоткуда. Не чувствуется масштаба того, как шла стройка века. Ракета как будто сама выросла на космодроме. Но опять же, с другой стороны, грандиозно показаны стихийные гуляния в СССР после объявления о полете. Люди искренне радуются победе страны, и без малейшего стыда признаюсь, что во время этих эпизодов у меня выступили слезы на глазах.

    После фильма в нескольких предложениях нам пояснили о дальнейшей судьбе Гагарина. Но ни слова не сказали о том, что он хотел полететь на Луну, о том что он всеми силами пытался вернуться к летной работе. Сказали лишь что его дальнейшая жизнь прошла под диким давлением свадебного генеральства и о его гибели в авиакатастрофе.

    Подытоживая все вышесказанное, я хочу отметить, что фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Как минимум, чтобы задуматься о что, что же такое космонавтика. Если вдуматься, то осознаешь, что всего за 16 лет до полета окончилась Великая Отечественная, что в насквозь милитаризованном мире обе сверхдержавы готовились к третьей мировой, что те кто учил Гагарина летать — прошли войну и Гагарин учился не просто летать, а именно воевать в воздухе. Понимаешь, что ракеты строились не для созидания. И главное за что человечество должно помнить Королева и Гагарина — именно благодаря им до многих (хоть и не до всех к сожалению) дошло, что ракетная техника — это не только ласковый дождь, а горы хлеба и бездны могущества.

    8 из 10

    11 марта 2015 | 06:59

    Одно из самых великих событий в истории — полет Юрия Гагарина в космос. Несмотря на колоссальные человеческие достижения в космосе, поступок советского космонавта останется непревзойденным. История, снятая Павлом Пархоменко, — это, конечно история страны, которая записала на свой счет великое событие, а главное, это история человека, которому выпал достойный жребий.

    Большая часть действий в фильме — флешбэк — воспоминания героя за считанные минуты до полета, а также во время пребывания в космосе. И в этих воспоминаниях — военное детство голодного мальчишки, знакомство с женой, напряженный период подготовки. И какая же история рисуется перед глазами зрителя?

    Прежде всего, полет в космос показан как подвиг обычного человека, который готов пожертвовать своей жизнью. И эта жертва, с одной стороны, имеет смысл: первый полет человека в космос — это достижение науки и техники (при взлете ракета показана до мельчайших деталей), а с другой, молодой военный летчик Гагарин может стать жертвой политической гонкой между двумя сверхдержавами — СССР и США.

    В глазах зрителя абстрактный герой Гагарин превращается в обычного человека, исчезает дистанция между прославленным именем и тем, кто совершил полет. И от такого показа поступок Гагарина ничуть не обесценивается, а наоборот. Подобный подход к работе с материалом позволяет совершенно по-другому взглянуть на хорошо известные факты. Суть режиссерской идеи — продемонстрировать, прежде всего, человека, а не легенду.

    Важно отметить, что героем движет целая гамма чувств. Это и желание в целом, а не персонально достичь успеха (герою картины не принципиально, кто первым полетит в космос, ему важно достичь этого как факта), и патриотизм, и чувство долга. И именно это позволяет Гагарину справиться, выдержать испытание.

    Способ повествования, выбранный режиссером, — флешбэк, отправляет на второй план масштабный исторический фон и делает упор на личность. Главная сюжетная линия — полет в космос — концентрирует внимание на самом факте, отбрасывает предпосылки события. Но оставить полет человека в космос вне социального и политического контекста невозможно. Поэтому режиссер решает показать истинную ценность совершившегося через переживания и ликование советского народа. Сцена объявление о полете по радио — пик патриотизма в каждом жителе.

    Идея обращения к величайшим соотечественникам прошлого века сейчас завладела отечественным кинематографом. И «Гагарин. Первый в космосе» — свежий, незамутненный взгляд, раскрытие факта, который известен каждому, но не понятен далеко не всем.

    9 июня 2013 | 02:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>