Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган«The race is on»
режиссер Павел Пархоменко
сценарий Олег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсер Олег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
оператор Антон Антонов
композитор Джордж Каллис
художник Михаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
монтаж Мария Маненкова
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в мире
$1 121 976 сборы
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
18 июля 2013, «CD Land»
релиз на Blu-ray
18 июля 2013, «CD Land»
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящён первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч лётчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (2697)
ожидание: 88% (6091)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете ли вы, что...
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • Съёмки проходили в Крыму (сцены, действие в которых проходит на космодроме Байконур), Тверской области и в Москве.
    • Ярославу Жалнину в фильме было 27 лет. Именно в таком возрасте Юрий Гагарин полетел в космос.
    • Роль Андрияна Николаева стала последней для актёра Анатолия Отраднова, он умер в январе 2012 года.
    • Владимир Стеклов, исполнивший роль генерала Николая Каманина — единственный из актёрского состава, кто имел опыт реальной космической подготовки. Его полёт планировался в 2000 году для съёмок художественного фильма на борту станции «Мир». Однако из-за финансовых проблем полет актёра не состоялся.
    • еще 8 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Мне определенно точно импонирует тенденция в современной отечественной киноиндустрии, когда снимается качественное, достойное кино, которое можно смотреть и, более того, пересматривать. Только-только недавно Россия «отошла» от необыкновенной, ностальгической истории о хоккеисте Харламове, как тут же (нате вам!) ещё одна картина о не менее знаменитой личности — первом космонавте Юрии Гагарине. Это как раз тот момент, когда зритель видит, что можно снимать отлично, качественно и с любовью. В такие минуты даже веришь, что ведь могут и наши снимать для широкой аудитории и, возможно даже, заграницы.

    Каждому интересно знать через что пришлось пройти и что пережить человеку, который первый полетел в космос. В далёкое, неизведанное пространство, в котором всё чужое и «холодное». На Юрия возлагалась вся надежда, вся вера была обращена к нему и он не мог подвести, потому что это бы означало полное поражение очень многих людей, что трудились над реализацией столь масштабного плана. Что самое интересное, в картине делается акцент не только на первого космонавта, но и на всех тех, кто так или иначе задействован над проектом. Ни раз упоминает, что от простого рабочего зависит взлетит ракета или нет. Медсестры ответственны за состояние космонавтов. Главный конструктор Королёв переживает за весь процесс в целом и лично за Юру Гагарина.

    Сюжет построен так, что нас постоянными флеш беками отправляют то в ранее детство главного героя, то в юность и отрочество, то в знакомство с женой и рождение первого ребенка. Всё это напоминает, как говорят «перед смертью — вся жизнь перед глазами пролетает» и ведь почти верно: Гагарин-то отправлен на верную смерть, потому что даже самые сильные умы не знали вернется ли он живым.

    Актёры подобраны как раз соответственно своим ролям. Бросается в глаза и то, что Ярослав Жалнин очень похож на свой прототип. Если Гагарин и в самом деле был столь светлым и бескорыстным человеком, каким его показали в фильме, то этот образ удался Ярославу превосходно. Изумительная улыбка и добрые глаза — всё это скрывало себе стойкость мужество, отвагу и силу.

    «Я сделаю всё. Железно всё» — говорит Юра и реально делает, потому что он не привык отступать, он готов даже пусть и на смерть, но он ради этого жил и родился. Для него полёты, как воздух и нет ничего ближе неба. Человек шедший к цели и достигнувший её, стал примером для подражания миллионам советских людей. Его до сих пор помнят. В него до сих пор верят.

    «Гагарин. Первый в космосе» — патриотическое кино о выдающимся человеке, которого знает каждый россиянин.

    Кто летал, тем бояться нечего… (с)

    7 из 10

    12 июня 2013 | 10:28

    От всего человека вам остается часть
    речи. Часть речи вообще. Часть речи.


    (И. Бродский)

    Первый полет человека в Космос был событием действительно планетарным. Казалось бы, вот — настоящий русский герой, который может стать примером для подражания и составить конкуренцию западным героям. Вот — носитель русского слова, честь, совесть и лицо эпохи, человек, ставший олицетворением своей страны и своего времени. Живой патриотизм в действии, необходимый нашей потерявшей цель и своих героев стране, как воздух. История невероятного взлета (в прямом и переносном смысле) и небывалой славы — общемировой идол, про которого могли бы снять не один десяток фильмов…

    И, казалось бы, время самое подходящее: миновали озлобленные 90-е, есть деньги на кино, есть технические возможности, семья Гагарина не против, страна поддерживает, к тому же только что отгремела «Легенда N17», заставившая на некоторое время поверить, что затянувшийся кинокризис миновал, и страна ждет своих героев… Но «Гагарин: Первый в Космосе» оказался совершенно выхолощенным, беззубым, тусклым и безжизненным байопиком, хуже любого документального фильма о Юрии Алексеевиче.

    Массовый зритель фильм просто проигнорировал. И причина тому не только вялая и беспомощная реклама. Вялость и беспомощность в повествовании — более понятная причина зрительской холодности. Основная проблема фильма и отличие его от «голливудских собратьев», вроде «Аполлона 13», в первую очередь в том, что его герои абсолютно не трогают! И они не интересны. Фильм катастрофически мелок в сравнении с масштабами личности Гагарина, Титова, Королева и остальных, кто стоял за этим грандиозным событием.

    Вот почему самыми живыми и интересными кадрами фильма стала документальная нарезка с настоящим Гагариным, сцены общенародного единения и радости после новости о полете человека в Космос. Сколько в них жизни, любви, добра! Я понимаю, архисложная задача — оживить миф, создать на экране не агитку, но характер, но если не можете — зачем браться? Смог же Спилберг вдохнуть жизнь в заскорузлый образ Линкольна, а Скотт — Колумба! Гагарин — личность не менее эпического масштаба, но Пархоменко почему-то решил, что путь максимального упрощения — единственно верный. Но это не та простота, что делает героя ближе к людям. Ближе к людям делает проявление человеческих качеств, чувств, эмоций, поступки, которые свойственны и великим, и мелким. Колумб — простой моряк, но он мечтатель, великий путешественник, лидер, Линкольн — простой еврей-фермер, но он — великий президент и провидец, ментор и правитель, Гагарин у Пархоменко — просто улыбчивая деревенщина. Не видно в нем мечты, страданий, желаний, цели… Стараясь избегнуть плакатности, Пархоменко ушел в неинтересность.

    Что делает фильм художественным произведением, интересным людям? Конфликт! Борьба! Фильм — это действие, а не описание. Фильм Пархоменко — вялое описание, пересказ на заданную тему, столь же активное и эмоциональное, сколь бывают активны и эмоциональны высказывания наспех выучившего урок троечника. Любой фильм — это экстраординарные герои в экстраординарных обстоятельствах, или же обычный человек, попавший в ситуацию, в которой он обязан что-то совершить, измениться, стать экстраординарным! Как чертовски хотел полететь герой Хэнкса в Космос в «Аполлоне 13»! Как переживал и мучился из-за этого, как схватывался с начальством! С каким жаром добивался создания своего проекта мечты киношный Эд Вуд! До смерти готов был драться Линкольн за каждую строчку своих петиций!

    У киношного Гагарина нет мечты. Он все делает наполовину и это не интересно! А ведь он мечтал! Мечтал летать — ему не дали! Мечтал вернуться в Космос, а стал советским идолом. Его история полна трагедий, а его переживания были невероятны! А дружба-вражда с Титовым! Какой материал! Кто первый? Кто лучший! И ведь все равно — друзья. Но нет — «я всех люблю! Я за всех болею! Я всем доволен!» Черт возьми, даже если это была правда (а я сильно в этом сомневаюсь), зрителю такая правда не нужна! Любые скучные будни для фильма должны приобретать конфликтную окраску. Он вроде друг, а вроде и нет. Вроде хочет в Космос, а вроде и нет. Мечтает немножко… немножко любит… Во всем усредненность, катастрофически вредная данному фильму и данному событию! Вроде ждут, вроде радуются, ла-ла, бла-бла…

    Кто-то из сценаристов где-то вычитал, что Гагарин был верующим, или, как говорят, «сочувствующим». Но строить на этом конфликт — боязно. И вместо человека, который, являясь символом атеизма (слетал выше всех и бога не увидел!) — искренне верил, мы слышим ни к селу ни к городу хоралы синодального хора, приклеенные к фильму, как рога на свинью. Вместо простого паренька, на которого обрушился всей своей тяжестью груз адской ответственности и эгоистичной любви миллиардов, — паренек, которому все равно. И как же бестолково прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Жалнин, которому выпала величайшая удача, но и ответственность — играть Гагарина, с задачей не справился. Но это не его вина. Сцены же общенациональной радости были разыграны настолько натужно и фальшиво, что место им — разве что в плохом российском сериале. Хуже них — только карикатурный и нелепый Хрущев (сейчас модно — так показывать вождей), настолько омерзительно загримированный и отталкивающий, что как-то не верится, что именно при этом лидере запустили человека в Космос.

    У этого фильма был потенциал, но нет истории, конфликтов, судьбоносных и решений, и, не думал, что скажу это — голливудского размаха! Не в космических странствиях, а в масштабах описываемой личности. При том, что фильм смотрится неплохо и не вызывает отвращения, как многие другие отечественные кинопродукты, ни на минуту не отпускает мысль, что Юрий Алексеевич достоин гораздо большего и намного лучшего! И что личность его и то, что он сделал, что сделала вся страна в ту эпоху — не раскрыто и на десятую долю процента!

    Когда видишь документальные кадры, где с трапа самолета спускается жизнерадостный молодой человек, с блестящими глазами и улыбкой — светлой и солнечной, и идет быстрыми уверенными шагами, размахивая не завязанным шнурком, чувствуешь радость, гордость, ты любишь этого парня! Тебе хочется плакать от того, что он ушел так рано и так трагически. После этого фильма не чувствуешь ни любви, ни гордости — ни за страну, ни за Гагарина, ни за кинематограф. Это фильм не о грандиозном человеке и грандиозном событии, а о «части речи», которую произносят люди, никогда не любившие этого человека, не понимавшие значения случившегося с его участием события. Им все равно. Так почему же не должно быть все равно зрителю? Остается только сожалеть, что, похоже, это самый глубокомысленный байопик, на который способно российское кино, а «Легенда N17» — был просто случайным и удачным стечением обстоятельств.

    6 из 10

    22 ноября 2015 | 14:29

    Скажу заранее, что о личности и судьбе Юрия Гагарина я имею только самое общее представление. Т. е., конечно же, знаю, чем он знаменит, но без деталей и каких-либо подробностей. Поэтому фильм я буду оценивать больше как художественное произведение, нежели как документальное. Впрочем, претензий именно к реализму я ни от кого из знакомых не слышал в любом случае, да и семье Гагарина фильм вроде как понравился.

    Не буду писать, что фильм снят по принципу, который озвучил генерал Каманин: «Американцы снимают, а нам нельзя?». Нет, видно, что люди старались и хотели снять именно то, что сняли, а не работали для галочки. И более того, в целом, мне даже понравилось, но об этом чуть позже. Сначала одна деталь, которая как раз очень не понравилась и именно за неё скину баллы в оценке. Если фильм называется «Первый в космосе», то можно было бы его снимать именно как цельную историю о том, как Гагарин первым полетел в космос. Эмоций было бы больше, а картина в итоге получилась бы, на мой взгляд, лучше.

    Если же хотели снять фильм обо всей его жизни, которую всё равно невозможно уложить в два часа экранного времени, то и назвать стоило как-нибудь иначе, например «Гагарин. Герой ушедшей эпохи» или просто «Юрий Гагарин», но уже без акцента на космос. А так получилось слишком много лишней лирики, которая просто забивает экранное время, отвлекает внимание и ослабляет эмоциональный накал жизненно необходимый данной картине. Одна история из детства с немцем меня зацепила и даже удивила, но это скорее исключение и даже если бы его не удалось вставить в цельное повествование, по сумме фильм бы выиграл, мне кажется. И ещё, подгонять хронометраж под время полёта, это тоже… кхм… не лучшее решение, мягко скажем, потому что долго, а внимание ещё и специально же рассеивается. Но это единственная моя претензия к фильму.

    В остальном, снято хорошо, с учётом бюджета — отлично. Восторга никто из актёров не вызвал и до образа того же Тарасова из «Легенды N17», образ Королёва, например, не дотягивает, но и отрицательных эмоций тоже не было. Очень понравилась сцена взлёта, собственно ради неё фильм стоит посмотреть всем, я считаю. Понравилась часть диалогов, сцены подготовки, да и просто, в целом, я рад, что посмотрел этот фильм. И для общего развития, и как история твоей страны, и как история конкретной личности — получилось очень неплохо и всё-таки интересно. В конце очень понравились документальные кадры времён СССР и наоборот, не понравился текст, особенно момент про «эгоистичную любовь миллионов».

    8 из 10

    P.S. жаль, что такие фильмы в нашем прокате не окупаются.

    24 июля 2013 | 03:47

    В гонке между двумя сверхдержавами желание СССР показать Штатам и всему миру «кузькину мать» было настолько велико, что это желание распространялось на все сферы, в том числе и космическую гонку. Так прерогативой было первыми покорить космическое пространство. В итоге первым человеком, облетевшим околоземную орбиту, стал именно советский рубаха-парень Юрий Гагарин. Его лучезарная улыбка и знаменитое «Поехали!» покорили весь мир, превратив в настоящую легенду. Странно, что о такой легендарной личности не было снято какого-нибудь эпика. Понадобилось более пятидесяти лет, что бы вышло «большое» кино о большом человеке и событиях апреля 1961 года. Для разминки новое российское кино апробировало свои силы на Высоцком и Харламове, которые тоже стали символами эпохи.

    Неизвестно опирались ли создатели на эталонные космические фильмы, но посмотреть тех же «американцев» — «Парни что надо» (1983), «Аполлон 13»(1995) и мини-сериал «С Земли на Луну» (1998) им однозначно стоило, хотя бы для того что бы правильно выстроить драматическую линию, не говоря уже о технической стороне.

    А вообще странно, что такой амбициозный проект доверили почти дебютанту в режиссуре Павлу Пархоменко, который раньше проявил себя на поприще художника-постановщика. Видно, что режиссер пытался вытянуть по максимуму из простой фабулы «взлетел-пролетел-приземлился», но кроме куцых флешбеков ничем фильм не снабдил. Да и исполнитель роли Гагарина Ярослав Жалнин кроме белозубой улыбки и образа инфантильного парня из глубинки, которому суждено было стать первым в космосе, ничего особенного не показал. Вышла этакая аматорская копия для музея восковых фигур. Вместо целеустремленного героя, ставшего кумиром миллионов, авторы вытесали настоящего «чурбана». Для глубины образа актеру не хватает сюжетного драматизма и действия. Выверенный положительный и правильный экранный Гагарин не вызывает ни восхищения ни сопереживания, ведь и так известно чем закончился полет, а мимолетные воспоминания, которые зачастую были вообще не к месту, глубины характера не раскрыли. Самыми «живыми» в фильме оказываются родители Гагарина, сыгранные Надеждой Маркиной и Виктором Проскуриным — вот где настоящий мастер-класс актерской игры. О технической стороне фильма не стоит даже заикаться, при просмотре складывается ощущение, что смотришь не полный метр, а типичный сериальный продукт.

    Учитывая, что «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда N17» вышли в один год с разницей в пару месяцев, то сравнения этих фильмов неизбежны. «Легенду» есть за что ругать, но на фоне опуса Пархоменко фильм о Харламове смотрится, чуть ли не шедевром нового российского кино.

    Мало того, что «догнать и перегнать Америку» создателям «Гагарина» не удалось, так еще и дотянуться до уровня «соотечественников» по экрану тоже. Картинка вышла излишне «сериальной», а фильм банально наивным и скучным. В том же СССР агитки о Ленине снимали намного интересней и главное качественней.

    31 июля 2013 | 23:50

    Выход фильма «Гагарин. Первый в космосе» весьма символично совпал с падением ракеты «Протон».

    Кстати, Вам не кажется странным, что в последнее время названия фильмов, к которым приложило руку государство, типовые как советские «хрущобы»? С Высоцким та же история. Это сделано в коммерческих целях или это намек на низкий интеллектуальный уровень зрителей?

    Сколько трудов советских людей было вложено в этот полет… Страна порой не доедала, переправляла все средства чтобы стать первой. К сожалению — на это плевать создателям фильма, они даже не попытались сделать что-то стоящее. Самый большой вопрос, который у меня возникает: в фактах утверждается, что этот фильм делался аж с 2009 года, но ЧТО, глядя на фильм, там можно было делать столько времени? Наверное, эту тайну создатели унесут с собой в могилу. Ибо этот фильм убогий по всем параметрам и его можно было отснять за неделю, не больше.

    Что, в первую очередь, ожидаешь от фильма про космос? Хорошей технической составляющей и операторской работы. Не дождетесь. Ей богу — даже сериал «Возвращение Мухтара» снят лучше. Нормальных спецэффектов, имея такой жалкий бюджет, ждать не приходится — они абсолютно ущербны и нереалистичны. Ко всему к этому еще добавили раздражающий блюр и блики, как в том же «Высоцком», отчего картинка сияет как новогодняя елка. Только это не делает её менее убогой.

    Естественно, никто не стал заморачиваться такой малозначительной вещью, как воссоздание эпохи. О том, что перед нами 60-е напоминает только ГАЗ-21 (и на том спасибо).

    А декорации? Например, как в этом замечательном фильме выглядит такое сложнейшее сооружение как космодром? Как в мультфильме «Незнайка на луне»: какие-то арматурины и ракета посередине. Кстати, авторы явно черпали вдохновение с вышеупомянутого мультфильма потому, что на экране творится форменный дурдом и детский сад.

    Актерская игра в лучших местах напоминает дешевый театр, но в основном — её нет вообще. Такое чувство, что СССР населяли терминаторы.

    Актер Ярослав Жалнин утверждает, что год жизни посвятил Гагарину и выкладывался как мог. Только это как-то незаметно: весь фильм он разговаривает (и ведет себя) как 15-летний подросток, даже не пытается играть и складывается ощущение, что он вообще не понимает, где находится и что происходит. А великое гагаринское «поехали» он выдавливает из себя так обреченно как-будто это школьник, которого отец застукал, пока он курил дудку за гаражами c пацанами. Просто включите запись реальной речи Гагарина и почувствуйте разницу.

    Остальные не лучше. Актер, играющий С. П. Королева похож на Юрия Стоянова из передачи «Городок» (я сначала думал, что это он и есть), но никак не на Королева. Игра такая же: кажется, что он вот-вот будет смеяться и войдет в привычную роль. Слов нет.

    Про остальную «тусовку» даже говорить нечего.

    А чего только стоит толпа, вышедшая встречать Гагарина. Это что-то с чем-то. В настоящем СССР этих клоунов немедленно увезли бы в дурку.

    Единственный, кто отработал гонорар — это Хрущев. Он действительно получился хорошо. Мне даже очень понравилась шутка про тарелки. Но один он не может вытянуть фильм.

    Со сценарием та же история. Нудно, глупо, бессмысленно. Единственный напряженный и динамичный эпизод в фильме, когда Гагарин приземляется, угробили бездарно расставленными ненужными флэшбэками. Так же вообще непонятно на кой черт СССР этот запуск, поскольку США в фильме нет. Никто даже не задумался чтобы показать противостояние двух сверхдержав… Даже СССР в этом фильме нет, если Хрущова не считать. Исходя из этого, о каком патриотизме и ощущении глобального события может идти речь.

    Ощущение такое, что этот фильм придумывали и делали в перекурах между съемками фильма «Легенда N17». Дескать, план выполняли. Ужас.

    Я очень надеюсь, что когда-нибудь подвиг советских людей в покорении космоса удостоится нормального фильма. Этот «выкидыш» российского кино не имеет к нему никакого отношения.

    1 из 10

    4 февраля 2014 | 18:27

    Да. Не знаю… Ни один современный русский фильм за последние лет 10, если не 15 не производил на меня подобного впечатления. Впервые в жизни по щекам катились слезы не радости, не грусти, не боли, не отчаяния и не жалости, нет, а слезы катились неудержанно от гордости, гордости за свою родину, за Россию, за самых замечательных в мире, на планете, во вселенной, за самых замечательных русских людей, за их пламенные горячие сердца, за их горящие глаза!!! У меня катились слезы гордости ещё час после выхода из кинозала. Сначала вообще не могла сообразить, в какой я реальности. Первый взгляд — в окно — первый вид — синее небо — первая мысль — я русская!.. Столько гордости и восторга…

    Беру все свои слова о загнивании русского кинематографа назад. Казалось, этот фильм появился мне в укор, давно ругаю потуги режиссеров создавать ремейки и копии и ничего качественно нового и трепетного. Это такой трепетный фильм, хотя там нет ничего слезливого, ничего, что бы давило на жалость. Это так естественно — пейзажи нашей русской природы, наша деревня, русские светлые лица… Это возвращение к истокам гениального советского кино, приближенно к которому не смогла и не сможет снять ни одна другая страна.

    Это успех от первого до последнего кадра. Я будто коснулась сердцем всего происходящего. Глубоко огорчена тем, что на фильм мы набрели совершенно случайно. Где же гигантские растяжки по всему городу, где реклама, где трейлер, где бесконечные копии в сети? Стали искать, а его ещё и не во всех кинотеатрах показывают. И тут в голове появилась омрачающая восторг мысль… И куда же мы все подевали, люди…. Где эта вера в общее дело, где искренность, куда мы дели нашу уникальность?… Как же так, как, каким образом мы все это испоганили… Невероятно.

    В общем, впервые в жизни хочу сделать открытую рекламу. Прошу, потратьте своё время и немного денежек: сходите на «Гагарин. Первый в космосе». И если он вас не тронет, мне… мне искренне вас очень жаль.

    10 из 10

    15 июня 2013 | 19:29

    В бытность свою работником видеопроката в начале 90-х, я вынужден был отсматривать по три новых фильма в день, дабы «владеть ассортиментом». В силу профессиональной необходимости я достаточно быстро приспособился экономить свое время, дабы не жечь драгоценные часы жизни, тратя их на то, чтобы узнать «чем кончилось». В процессе этих киномарафонов у меня как-то само собой выработалось правило «10 минут», суть которого довольно проста: Если в течении первых 10 минут фильм не зацепил, или впечатлил, но со знаком «минус», его можно с абсолютно спокойной совестью не смотреть. Исключения редки. Фильм «Гагарин» я остановил ровно на 11-й минуте. Во-первых, даже первые 10 минут дались мне с большим усилием. Прекратить смотреть захотелось почти сразу. Нужно было постоянно напоминать себе, что я сам решил посмотреть это кино. У фильма, судя по всему, очень слабый сценарий. Мое суждение основано на оценке качества диалогов и актерских реплик. Вместо того, чтобы общаться актеры изрекают лозунги и сыплют расхожими банальностями. Причем делают они это с такими неестественными интонациями, что складывается впечатление, что мы имеем дело с не очень профессиональной озвучкой импортного фильма. Как только Королев изрек что-то по поводу приоритета честности, запахло «освоенным бюджетом» и госзаказом. Уверен, в своей фактологической части кино может претендовать на жанр документального. Даже хронометраж ленты, совпадающий со временем полета — исторические 108 минут — замах на историчность. Что же касается правды художественной, она здесь в роли падчерицы. Далее, пожалуй, замолчу. Тратить больше 10 минут на данную рецензию тоже жаль.

    20 апреля 2014 | 20:00

    Эта рецензия могла начинаться как: «Все мы знаем, что российский кинематограф (…) но в последнее время стараются делать хорошие картины (…) байопики входят в моду (…) счастье есть!» — ну или как-то наподобие. И я подумал: хватит. Хватит уже говорить о том, что мы такие плохие и у нас получаются одни отвратительные опусы. Конечно, отечественное кино сейчас находится в положении лёжа по сравнению с коммерческим голливудским, да вот постепенно мы вроде бы учимся на ошибках. На ста тысячах повторных, оанее не учтённых ошибок — и тем не менее.

    Перед создателями «Гагарина» стояла большая задача. Ответственность. Уважение к прошлому. Фильм снимался очень долго, несколько лет, и его путь к экранам кинотеатров был отнюдь нелёгким. Это в некоторой степени отразилось на постановке: к ней есть некоторые претензии. Но важно учесть, что при нынешнем положении киноиндустрии в России картина не вызывает желания кричать, что очередной позор вышел в свет. Тенденция производить не глупое кино, наиболее достоверное и не «халявное», на серьёзные темы и без самодеятельности, у нас, к счастью, уже наблюдается. Теперь бы научиться более естественней, без лишней напряжённости или страха сделать плохо, выстраивать эпизоды в единую линию.

    Кстати, насчёт достоверности. Специально смотрел с родителями, заставшими советское время и эпичный момент первого полёта в космос. Родители иногда морщились, признавая, что что-то не то и что-то не так, по мелочам, но удивлялись подбору актёров. Второстепенные и массовочные актёры (особенно те, что в роли несостоявшихся космонавтов) были очень похожи на реальных личностей прошлого.

    Это один из поводов, чтобы отдать честь создателям «Гагарина», не поленившимся качественно подойти к делу. Теперь о личных ощущениях. Фильм для меня представляет некий сумбур, который легко сложился в одно. Он не обременён хронологической последовательностью. Воспоминания, испытания перед полётом, конкуренция, семейная жизнь, детство, ощущения, сам полёт, немногословные размышления о непостижимости космоса — всё смешалось, завертелось, закружилось, и во всех сценах «красной линией» проходила главная мысль — летать будут тысячи тысяч, а запомнят первого. Кого-то такой подход может покоробить. Мне он показался оригинальным, но недоработанным. Словно сценаристы вкупе с режиссёром просто собрали в кучу эпизоды из жизни космонавта, его семьи, конкурентов и друзей, просто советских людей, и из-за долгой работы над проектом не совсем гладко расставили всё по местам. Да, фильм не плохой, серьёзный, осторожный в проявлениях отсылок к тому времени. Но чего-то в нём не хватает для восторга, ведь освоение внеземного пространства для двадцатого века — нечто великое по своей важности. Не знаю, как вероятно точнее объяснить.

    Если взглянуть на фильм как на сценарий, если оценить его сюжет и общее построение, то он похож на круг, засыпанный разноцветными осколками; это индивидуальный взгляд на подвиг Юрия Гагарина, дань уважения его личности. Это такое скомпанованное, очень своеобразное полотно о времени первого полёта, начинённое переживаниями, воспоминаниями, техническими неполадками, стрессом и последующим осознанием великолепия непревзойдённого исторического момента.

    И всё-таки при всех свершившихся стараниях байопик не дотягивает до планки отличного кино, коему судьба жить в поколениях. Здесь есть свои огрехи. Некоторые сцены были сыграны весьма топорно. Создавалось ощущение, что вот он, четырнадцатый или двадцать пятый дубль, актёры выучили свою часть диалога, но где-то уже начинают переигрывать, как бы нечаянно делая своих героев слишком положительными персонажами, что невольно как-то даже смущало при просмотре.

    А так фильм должен понравиться тем, кто не ворчит на каждом углу о том, как ужасно сейчас снимают кино, как не чувствуется атмосфера покорения неизведанного — да мало ли таких недовольных? Больше всего, как сейчас принято говорить, «вымораживают» извечные мнения, что страшно надоело коммерческое месиво с государственным бюджетом в «путинской России». Это же низко — искать в искусстве политическую подоплёку, намекать, что всё на свете «заказное» и никто не остался честным. Наш народ в последние времена так слишком увлёкся поисками несуществующей правды в нагромождениях выдаваемой телевизионной лжи, что фильм о самом известном и великом космонавте некоторыми теперь воспринимается как «позор на тему национальной гордости». Опомнитесь, люди! Насколько я знаю, в отличие от «Легенды N17» данная лента не была снабжена излишне обширной коммерческой поддержкой от «вышестоящих» фондов, точнее сказать, и пиар-компания, и всё остальное на стадии производства было гораздо слабее, и соответственно, о спортивной драме про хоккеиста Валерия Харламова узнало больше людей, были более внушительные сборы, ни о чём не говорит? Нет, я ни в коем случае не намекаю на что бы то ни было, просто глупо утверждать, ничего током не зная о «Гагарине», что вот, снова госзаказ, нас «надувают», кино склепали за один день и так далее. Главная осечка создателей картины в том, что им не удалось полноценно развернуть тему покорения космоса Гагариным, но они попытались, пусть даже попытались отнестись со всем уважением к прошлому.

    По-моему, несмотря на свои недостатки и некоторую тяжеловесность, фильм не обречён на какую-то ярую нелюбовь большинства и уж точно её не заслуживает. Мы исправляемся; мы пробуем снимать нечто лучшее, чем одноразовые отвратительные недокомедии; мы маленькими шажками двигаемся вперёд и учимся осознавать реальное положение дел, отстраняться от прежнего плохого опыта.

    Хватит ругать наше кино! Хватит искать в нём подвох. «Гагарин. Первый в космосе», конечно, не шедевр, но и не откровенное дерьмо. Будьте добрее, что ли.

    6 из 10

    16 июля 2013 | 03:42

    Павел Пархоменко, конечно, сильно поднялся после своего «Танцуют все», в котором мне даже довелось засняться в массовке. Но, в целом, фильм о Гагарине, на мой взгляд, должен был бы быть гораздо качественнее чем получилось. Сразу хочу отметить, что этот фильм, к счастью, не похож на все что сейчас штампуется в России,- нет идиотского юмора, предсказуемых персонажей и криминала. Чувствовался тщательный подход к изучению истории и работа с фактами, что и было интересно узнать из фильма. Но что же не так?

    Постоянные откаты назад в прошлое. Сначала, казалось терпимым, но под конец, в тревожные моменты спуска на Землю эти вставки начинают откровенно раздражать. Я понимаю, что режиссер хотел показать, как складывалась карьера и личность Гагарина, но сделано это, видимо, неумело. Постоянные куски истории хаотично разбросанные и не имеющие связи между собой оставляют сумбурное впечатление.

    Особым словом хотелось бы охарактеризовать операторскую работу. Иногда камера внезапно бессмысленно переворачивалась, но это ладно. А вот зачем постоянно крупным планом снимать лица? Лица, причем, зачастую дефектные,- чего один Хрущев стоит (во «Враге у ворот» он еще красавец).

    Некоторые второстепенные актеры сыграли неудачно, например, солдат, попросивший выключить фары.

    В целом фильм смотрится без особых эмоций, нет волнительных и трогательных моментов и только раздражение от постоянных откатов в былое.

    Видимо, этот фильм из тех, где режиссер решил ничего не приукрашивать и показать все как было (в отличие, от «легенды» со сломанной ногой) и из-за этого кино кажется сухим и пресным.

    6 из 10

    12 июня 2013 | 20:54

    12 апреля 1961 года это свершилось. Человек преодолел силу земного тяготения и совершил дерзновенный полет в космическое пространство. Этим человеком стал «сын Земли и звезд» Юрий Алексеевич Гагарин.

    Космический корабль «Восток» с юным амбициозным старшим лейтенантом, а по прибытии майором и национальным героем на борту, оторвался от земной поверхности в 9 часов 07 минут апрельским утром на космодроме Байконур.

    За один день до российской премьеры, мне посчастливилось побывать на предпоказе картины. Зал был полон и это неудивительно, поскольку показ проводился для будущих лейтенантов Космических войск. За что отдельное спасибо создателям! Фильм оправдал все ожидания. После «Легенды N 17» не боязно было идти на очередную российскую премьеру.

    Пархоменко снял биографическую ленту, но не кино, как культ личности. Гагарин показан совершенно обычным советским парнем. Он честный, добрый, всегда и всеми руками за справедливость, умеет радоваться за себя, а самое главное за других. Он не одержим небом, он просто не может без него жить. Отсюда и романтичная профессия — летчик. Гагарин никогда не гнался за славой, а лишь все выше и выше взмывал к мечте. В фильме освещены основные моменты становления его как личности. До слез тяжелые и пронзительные кадры детства на оккупированной территории. Юность и принятие решения о выборе профессии. Семья. Это не биографическое повествование, а вспышки в памяти, которые и формируют представление о нем как о человеке. О герое которым не каждый мог стать. Это только кажется да что там, первый полетел в космос, ведь выбрали 20. Из 3000 выбрали 20, а потом одного. А выбор совершенно неслучайный. «Нам нужен совершенно честный человек, ведь он один все увидит, и нужно чтобы он рассказал все честно, все как есть».

    Помимо Гагарина режиссер вполне емко показал работу самого важного человека космической эры. Человека, который сделал СССР передовой ракетно-космической державой. Речь конечно же о Сергее Павловиче Королеве. Реализация именно его идей позволила СССР сделать шаг навстречу новым технологиям, шаг в будущее. Его имя навсегда останется в истории, как имя культового инженера XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

    Фильм исключительно правильный и значимый для российского кинематографа. Зал аплодировал. Эмоции переполняют до сих пор. Вряд ли человечество еще хоть раз испытает столько радости и гордости за страну, как в момент полета Юрия Гагарина. Он открыл миру космос, казалось такой далекий и непостижимый, но как показывает практика «если очень захотеть — можно в космос полететь!»

    Знаете, каким он парнем был?

    На руках его весь мир носил


    9 из 10

    5 июня 2013 | 00:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: