От «Сестёр» к «Хардкору»:
российское кино в XXI веке

Выход из сумрака

15 лет в цифрах и фактах

К 2001 году российский кинематограф подошел в состоянии, далеком от благополучного. В производство вкладывались сомнительные инвесторы, главные фильмы эпохи расходились на видеокассетах, а в кинотеатрах легче было найти шубы и запчасти, чем репертуарные новинки. Зрители почти перестали ходить в кино.

Российский кинематограф как индустрия сформировался именно в первой половине 2000-х. Общее укрепление экономики не могло не сказаться на кинобизнесе: в крупных городах стали появляться современные кинозалы и первые мультиплексы; у зрителя вырос доход и потребность в развлечениях; на телевидение потекли большие рекламные бюджеты. Российские продюсеры, живо реагируя на это, стали предлагать людям все больше самых разных картин, экспериментируя с научной фантастикой, крупнобюджетными военными драмами, ремейками советских фильмов и даже авторским кино. И если в конце 90-х в среднем появлялось около 90 отечественных фильмов в год, то к середине 2010-х эта цифра перевалила за 250.

$1,78 млрд

собрали российские фильмы в прокате за 15 лет По данным КиноПоиска, при этом на сайте указаны сборы не для всех фильмов.

Самый популярный фильм у аудитории КиноПоиска

8.0

Легенда №17

Картину с Данилой Козловским оценили 147 тысяч зрителей

учитывались только фильмы, набравшие больше 1 000 оценок на КиноПоиске

2 250

полнометражных игровых фильмов добавлено в базу КиноПоиска

214 000 минут, или около 5 месяцев, придётся потратить, чтобы посмотреть их в режиме нон-стоп.

с датой производства
с 2001 по 2015 год.

Бюджет самого дорогого фильма

$45
млн

Утомлённые солнцем 2: Цитадель

Кассовые сборы фильма в России составили всего $1,5 млн. То есть фильм заработал в 30 раз меньше, чем на него потратили.

Сборы самого кассового фильма

$68
млн

Сталинград

Бюджет фильма составил $30 млн. Таким образом, кассовые сборы «Сталинграда» более чем в 2 раза превысили затраты на его создание.

8 млн

оценок

поставили пользователи российским фильмам

Около 100 млн оценок поставили всем остальным фильмам, вышедшим
с 2001 по 2015 год.

1,6%

доля российских фильмов от всех картин в базе КиноПоиска за исследуемый период.

Для сравнения: доля американских фильмов составляет 43,6% фильмов
(больше 60 000 картин),
британских —
7,1% (больше 10 000),
а французских —
4,6% (более 6 500).

Тематически и стилистически новый век стартовал с отголосков 90-х. Но постепенно российские режиссеры отошли от фильмов о войне и бандитах, освоили массовое кино (первым настоящим прорывом в котором стал «Ночной дозор»), большие бюджеты, а некоторые даже отправились попытать счастья в Голливуде. Одновременно с этим зародилось и свежее слово в авторском кинематографе — так называемая «новая волна» режиссеров (Хомерики, Попогребский, Хлебников), поехавшая, в свою очередь, покорять международные фестивали.

Внутри кинематографического сообщества все эти 15 лет было не очень спокойно: то раскол в Союзе кинематографистов, то постоянные изменения в системе субсидий (устаканившейся только с появлением Фонда кино), то назначение нового министра культуры. Все это не добавляло еще не окрепшей индустрии стабильности. Но несмотря на это, на протяжении всех 15 лет отечественные режиссеры снимали фильмы, вызывавшие бурные дискуссии как в среде профессиональных критиков, так и у обычных зрителей. От «Груза 200» до «Левиафана», от «Школы» до «Горько!» — российский кинематограф и телевидение постоянно находили, чем удивить и взволновать аудиторию.

Редакция КиноПоиска вместе с аналитиками Яндекса посмотрела, как эпоха с 2001 по 2015 год отражена в крупнейшей российской базе данных о кино. Мы изучили, как менялись популярность разных жанров и количество выходящих фильмов, какие проекты и режиссеры пользовались наибольшим успехом на международных фестивалях, а также какие российские картины получили самый высокий рейтинг и самое большое количество оценок на КиноПоиске. Посмотрели мы и на кадровый состав в российском кино: какие профессии выбирают чаще всего, какие актеры поставили рекорд по количеству фильмов, с какими профессионалами предпочитают работать те или иные режиссеры или продюсеры. На основе исследования составили рейтинг главных людей в киноиндустрии в соответствии с популярностью проектов, в которых они участвовали. Отдельное внимание мы уделили сериалам, изучив, как с годами менялись предпочтения телезрителей.

Смех и пафос

Какие жанры предпочитают кинематографисты и зрители

В графе «жанр» на КиноПоиске часто указано несколько категорий, и в исследовании учитывались все. На графике отражены абсолютные цифры: можно заметить, что в целом драм появлялось больше, чем комедий, а вот триллеров, боевиков и криминальных историй — примерно поровну. Наименее популярные в российском кино темы — биографические и детские фильмы, мюзиклы и кино о спорте. Легко отследить, как менялась производительность российской киноиндустрии — от скромных 68 фильмов в 2001 году до урожайного 2008 года (200 фильмов) и, через небольшое падение после финансового кризиса, к новому подъему в  2015-м (252 фильма). Важно помнить о производственном цикле фильма, который порой длится 2–3 года (именно поэтому кризис отражается на киноотрасли не сразу), и о новой системе государственной поддержки, которая как раз начала давать плоды в 2014 и 2015 годах. При подсчете количества фильмов учитывались все полнометражные игровые проекты с датой производства с 2001 по 2015 год (в том числе в график могли попасть не вышедшие в прокат и незавершенные картины). Поэтому график производительности отличается от графика проката — так, по данным Фонда кино, в прокат в 2015 году вышло всего 123 ленты.

Соотношение популярных жанров и количества фильмов по годам.

Самая популярная тема у зрителей, судя по оценкам на КиноПоиске, — это фильмы о войне (у них самый высокий средний рейтинг). В основном такие картины относятся к драмам («В августе 44-го», «9-я рота», «Сталинград», «Битва за Севастополь» и другие), но встречаются и комедии (например, «Пять невест»).

Популярности военных фильмов есть несколько объяснений. С одной стороны, подобные ленты продолжают традиции классического советского военного кино и напоминают зрителям о героях прошлого. С другой стороны, они сочетают в себе зрелище, адресованное зрителям разных полов и поколений: тут есть и драматические обстоятельства, которые провоцируют актеров на создание сложных образов, и эффектные батальные сцены, требующие высоких затрат и нестандартных технических решений. Нельзя забывать, что в России, как и за рубежом, зрители ходят в кино либо за лёгким времяпрепровождением (отсюда стабильный интерес к комедиям), либо за определённого рода визуальным аттракционом, который до пришествия на российские экраны IMAX заменяли именно сложнопостановочные фильмы о войне.

Великолепные пятёрки

Какие картины пользуются популярностью у зрителя

Для определения значимости фильма мы выбрали три критерия: кассовые сборы, количество оценок и рейтинг на КиноПоиске. Из более чем двух тысяч полнометражных игровых фильмов далеко не все нашли признание у публики и критиков. Каждый год появлялось в среднем всего 50–60 кинолент, которые смогли набрать свыше тысячи оценок на КиноПоиске. И совсем немногие получили высочайший рейтинг одобрения пользователей — больше 7.5 балла из 10 возможных.

  • Сборы
  • Рейтинг
  • Количество оценок
Сталинград 1 2013
  • Сборы $ 68 129 518
  • Оценки 58 648
  • Рейтинг 5.7

Первый ремейк советской классики. Интерес публики к фильму подкрепило и участие в проекте практически всех актеров из оригинального фильма.

Ирония судьбы. Про… 2 2007
  • Сборы $ 55 635 037
  • Оценки 54 470
  • Рейтинг 5.2
Вий 3D 3 2013
  • Сборы $ 39 539 416
  • Оценки 41 382
  • Рейтинг 5.7
Адмиралъ 4 2008
  • Сборы $ 38 135 878
  • Оценки 52 697
  • Рейтинг 7.0
Елки 3 5 2013
  • Сборы $ 38 067 427
  • Оценки 41 819
  • Рейтинг 6.5
Легенда №17 1 2012
  • Сборы $ 29 523 237
  • Оценки 146 541
  • Рейтинг 8.0

Социальная драма Юрия Быкова снискала любовь зрителей даже без попадания в широкий прокат (фильм вышел в кинотеатрах всего на 17 копиях). Однако картину посмотрели по телевидению и в сети миллионы человек.

Дурак 2 2014
  • Сборы $ 15 554
  • Оценки 64 268
  • Рейтинг 8.0
Брестская крепость 3 2010
  • Сборы $ 4 404 729
  • Оценки 64 404
  • Рейтинг 8.0
В августе 44-го 4 2001
  • Сборы $ 101 376
  • Оценки 22 339
  • Рейтинг 7.9
Остров 5 2006
  • Сборы $ 2 600 000
  • Оценки 50 688
  • Рейтинг 7.9
Легенда №17 1 2012
  • Сборы $ 29 523 237
  • Оценки 146 541
  • Рейтинг 8.0

В комедии «Квартета И» не было звёзд в традиционном понимании слова, однако проект всё равно стал успешным благодаря качественному юмору и узнаваемым ситуациям.

О чём говорят муж... 2 2010
  • Сборы $ 12 060 112
  • Оценки 131 137
  • Рейтинг 7.8
Елки 3 2010
  • Сборы $ 22 772 019
  • Оценки 84 553
  • Рейтинг 6.9
Метро 4 2012
  • Сборы $ 12 113 195
  • Оценки 78 607
  • Рейтинг 7.2
Неадекватные люди 5 2010
  • Сборы $ 621 262
  • Оценки 72 047
  • Рейтинг 7.7

Учитывая любовь россиян к фильмам о войне, логично, что самым кассовым фильмом нового века оказался «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Не стоит забывать и о том, что проект Бондарчука стал первым отечественным фильмом в формате IMAX. Это побудило зрителя, скептически настроенного по отношению к отечественному кино, сходить в кинотеатр, чтобы в том числе оценить умение российских кинематографистов работать с новыми технологиями.

Однако самые кассовые фильмы далеко не всегда становятся самыми популярными у зрителей.

Так, спортивная драма «Легенда №17» про победу советской сборной по хоккею не попала в пятерку самых кассовых фильмов, однако возглавила два других топа — по рейтингу и по количеству оценок. У картины был широкий — 1400 копий — прокат, однако популярным и любимым его сделали в первую очередь ностальгия по советским победам, крепкий сценарий и сильные актерские работы. В итоге «Легенда №17» стала одним из двух российских фильмов последних 15 лет (вместе с комедией «О чём говорят мужчины»), которым удалось преодолеть планку в 100 тысяч пользовательских оценок. Картина с Данилой Козловским также стала лидером и по среднему рейтингу на КиноПоиске — 8.03 балла.

Львы, пальмы и медведи

Российское кино на международных фестивалях

Российское кино пользуется популярностью и за рубежом, регулярно посещая влиятельные кинофестивали. Самый любимый режиссёр международного киносообщества — создатель «Елены» и «Левиафана» Андрей Звягинцев. Каждая его картина была неоднократно отмечена за рубежом, с ним же были связаны все наши значительные успехи в Каннах. А номинация его «Левиафана» на «Оскар» стала поводом для ожесточенных споров внутри страны.

Телец

Основной конкурс

Каннский кинофестиваль

2001

Русский ковчег

Основной конкурс

Каннский кинофестиваль

Медвежий поцелуй

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

Одиночество крови

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Дом дураков

Специальный приз жюри

Венецианский кинофестиваль

Кукушка

«Серебряный Георгий» за режиссуру

Московский кинофестиваль

2002

Отец и сын

Основной конкурс

Каннский кинофестиваль

Петербург

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Прогулка

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Коктебель

Специальный «Серебряный Георгий»

Московский кинофестиваль

Возвращение

Главный приз «Золотой лев»

Венецианский кинофестиваль

Возвращение

Приз Луиджи Де Лаурентиса (лучший дебют)

Венецианский кинофестиваль

2003

Время жатвы

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Папа

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Удаленный доступ

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

Свои

Главный приз «Золотой Георгий»

Московский кинофестиваль

Свои

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру

Московский кинофестиваль

Свои

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль (Богдан Ступка)

Московский кинофестиваль

2004

Солнце

Основной конкурс

Берлинский кинофестиваль

Гарпастум

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

Космос как предчувствие

Главный приз «Золотой Георгий»

Московский кинофестиваль

2005

Эйфория

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

977

Конкурс «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Червь

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

2006

Александра

Основной конкурс

Каннский кинофестиваль

Ничего личного

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Путина

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

12

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

Изгнание

Приз лучшему актеру (Константин Лавроненко)

Каннский кинофестиваль

Путешествие с домашними животными

Главный приз «Золотой Георгий»

Московский кинофестиваль

2007

12

Номинация «Лучший фильм на иностранном языке»

Оскар

Однажды в провинции

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Сад

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Бумажный солдат

«Серебряный лев» за лучшую режиссерскую работу

Венецианский кинофестиваль

Бумажный солдат

Премия «Озелла» за технический вклад — операторы Алишер Хамидходжаев, Максим Дроздов

Венецианский кинофестиваль

2008

Сказка про темноту

Конкурс «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Царь

Конкурс «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Петя по дороге в Царствие Небесное

Главный приз «Золотой Георгий»

Московский кинофестиваль

Палата №6

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль

Московский кинофестиваль

Чудо

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий»

Московский кинофестиваль

2009

Утомленные солнцем 2: Предстояние

Конкурс «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Воробей

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Как я провел этим летом

«Серебряный медведь» за лучшие мужские роли — Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис

Берлинский кинофестиваль

Как я провел этим летом

«Серебряный медведь» за выдающийся художественный вклад — оператор Павел Костомаров

Берлинский кинофестиваль

Овсянки

Приз «Озелла» за лучшую операторскую работу — Михаил Кричман

Венецианский кинофестиваль

2010

В субботу

Основной конкурс

Берлинский кинофестиваль

Охотник

Конкурс «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Сердца бумеранг

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Елена

Специальный приз конкурса «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль

Шапито-шоу

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий»

Московский кинофестиваль

Фауст

Главный приз «Золотой лев»

Венецианский кинофестиваль

2011

Измена

Основной конкурс

Венецианский кинофестиваль

Последняя сказка Риты

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Орда

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру

Московский кинофестиваль

Орда

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль (Роза Хайруллина)

Московский кинофестиваль

2012

Долгая счастливая жизнь

Основной конкурс

Берлинский кинофестиваль

Роль

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Иуда

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль (Алексей Шевченков)

Московский кинофестиваль

2013

Белый ягель

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Левиафан

Приз за лучший сценарий

Каннский кинофестиваль

Да и да

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру

Московский кинофестиваль

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына

Приз «Серебряный лев» за лучшую режиссерскую работу

Венецианский кинофестиваль

2014

Левиафан

Номинация «Лучший фильм на иностранном языке»

Оскар

Милый Ханс, дорогой Петр

Основной конкурс

Московский кинофестиваль

Под электрическими облаками

«Серебряный медведь» за выдающийся художественный вклад — операторы Евгений Привин и Сергей Михальчук

Берлинский кинофестиваль

Арвентур

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий»

Московский кинофестиваль

Орлеан

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль (Елена Лядова)

Московский кинофестиваль

2015

Награды российского кинематографа за 15 лет

Может показаться, что Берлинский кинофестиваль игнорирует российских режиссёров, однако это не так: организаторы смотра редко включали фильмы из России в основной конкурс (и только две картины за последние 15 лет ушли с него с наградами), но авторское и экспериментальное кино регулярно появлялось и появляется в программах «Форум» и «Панорама». Отборщики Берлинале обращали внимание на работы Игоря Волошина, Анны Меликян, Алексея Мизгирёва, Светланы Басковой.

Самым «лояльным» к российскому кино из мировых смотров остаётся Венецианский фестиваль.

Если в Берлине и Каннах отечественные фильмы за 15 лет так и не получили главного приза, то в Венеции «Золотой лев» доставался российским режиссёрам аж дважды (Звягинцеву за «Возвращение» и Сокурову за «Фауста»). Всего же с фестиваля наши фильмы, которые регулярно попадают в основной конкурс, увезли восемь наград.

Однако Венеции не переплюнуть показатели Московского международного фестиваля: смотр в столице России давно не является событием мирового масштаба, но его основная программа традиционно включает громкие российские премьеры, а интернациональное жюри регулярно отмечает их наградами.

Видимый и невидимый фронт

Портрет индустрии

База КиноПоиска насчитывает более 45 тысяч человек, которые принимали участие в создании российских фильмов, сериалов и мультфильмов с 2001 по 2015 год. Причём речь идёт только о ключевых фигурах кинопроизводства — актёрах, продюсерах, режиссёрах, сценаристах, операторах, художниках, композиторах и монтажёрах, без учета работников вспомогательных служб.

45 280

человек работало в российской киноиндустрии на протяжении последних 15 лет

Актеры
Актеры33646человек
Сценаристы4358человек
Продюсеры3521человек
Художники2605человек
Режиссеры2584человек
Композиторы1521человек
Операторы1438человек
Монтажеры1006человек
Актеры
Сценаристы
Продюсеры
Художники
Режиссеры
Операторы
Композиторы
Монтажеры

Соотношение специалистов в российской киноиндустрии. Есть люди, которые учитывались сразу в нескольких категориях.

Более половины от этих 45 тысяч приняли участие лишь в одном проекте. Как правило, это актёры, сыгравшие только одну роль. Одни не нашли «звёздный» проект или «своего» режиссёра, другие оказались не готовы к тяжёлому и упорному труду — многочасовым съёмкам с бесконечной чередой дублей в условиях нервной обстановки на площадке.

Не редкость, когда один и тот же человек выступает сразу в нескольких ролях, являясь одновременно режиссёром и сценаристом (а иногда ещё и актёром, монтажёром и композитором — например, как Юрий Быков). Чаще всего совмещают разные профессии режиссёры, а также сценаристы и  художники-постановщики. Реже всего меняют сферу деятельности операторы и художники по костюмам и декорациям — эти фундаментальные профессии требуют долгого обучения специальности и кропотливого труда, что редко позволяет «отвлекаться» от основной работы.

Мужское царство

Главные люди в российском кино

Фильмография. Размер круга показывает рейтинг фильма

Рейтинг российских кинематографистов, составленный по популярности фильмов на Кинопоиске, — преимущественно мужской. Это логичное отражение ситуации в отечественном кино: традиционно женщины работали в основном в авторском, не доходящем до широкого зрителя сегменте. Самым заметным фильмом, снятым женщиной за изучаемый период, остаётся «Питер FM» Оксаны Бычковой, и это скорее исключение, подтверждающее правило. В последнее время как режиссёров женского пола, так и  продюсеров-женщин становится всё больше, а значит, есть шанс, что их будет больше в подобном рейтинге через 15 лет. Пока же единственной женщиной в списке стала актриса Оксана Акиньшина- благодаря запоминающемуся дебюту в «Сестрах» и последующему участию в драме «Высоцкий. Спасибо, что живой» и популярной романтической комедии «Восемь первых свиданий».

Одни из самых популярных российских актеров — Константин Хабенский и Данила Козловский — практически не пересекались на съемочных площадках. У них всего два совместных фильма в карьере — «Хардкор» и «Распутин».

Остальные места в списке актёров распределились между мужчинами, которым в силу разного возраста и типажа практически не приходится конкурировать за роли. Самым разноплановым остаётся Константин Хабенский, одинаково любимый зрителями и в массовых комедиях, и в фестивальных драмах, и в фэнтези про «иных». Самый молодой, но уже сверхвостребованный участник списка — Данила Козловский, которого уже сейчас можно сравнить по популярности с тем же Хабенским.

Рекордсмен по количеству игровых фильмов

Михаил
Ефремов

77 картин

Его ближайший конкурент — Гоша Куценко —
отстаёт на 9 фильмов.

Рекордсменка по количеству игровых фильмов

Ольга
Хохлова

36 картин

Ольга Хохлова — самая «энергичная» актриса в российском кино, она же установила рекорд и по количеству ролей в сериалах. Всего на счету Хохловой 138 ролей.

63%

37%

Соотношение мужчин и женщин среди актеров

Средний возраст среди актеров — 32 года для женщин и 37 лет для мужчин (на середину изученного периода, 2008 год).

Рост самых
высоких актеров

2м 16см

Борис Петров
и Олег Сорокин

Оба актера, что интересно, сыграли в эпизодических ролях в мини-сериале «Мастер
и Маргарита» (2005 год).
Сорокин, например, исполнил роль центуриона Марка, охранника Понтия Пилата.

Рост самого
низкого актера

Вано Миранян

Миранян начал выступать
на эстраде и в цирке еще
в 13 лет. В кино у него всего три роли — одна из них все в том же сериале «Мастер и Маргарита». В нем он сыграл кота Бегемота.

Александр
и Ольга

самые популярные имена среди актёров

Самые популярные актеры с этими именами — Александр Демидов из «Квартета И» («День радио», «День выборов») и Ольга Красько («Территория», «Турецкий гамбит»).

Рейтинг режиссёров представляет собой своеобразную модель российского кинематографа в миниатюре. На верхней строчке — пионер в области массового кино Тимур Бекмамбетов. За авторское кино в списке отвечают Алексей Балабанов, каждый фильм которого становился предметом жарких споров, и Андрей Звягинцев, один из самых известных за рубежом молодых российских режиссеров. Пожалуй, самое неожиданное имя в рейтинге — Сергей Бодров-мл., чья жизнь трагически оборвалась ещё в 2002 году. Его единственная режиссёрская работа «Сёстры» обеспечила ему внимание и любовь зрителей, а также высокие оценки от пользователей КиноПоиска.

Сергей Сельянов, продюсер культовых фильмов Алексея Балабанова, закономерно лидирует в рейтинге продюсеров, к тому же на его счету сверхуспешная анимационная франшиза про трех богатырей (в данном рейтинге не учитывалась) и многочисленные эксперименты с жанровым кино, от совсем скромного «Парня с нашего кладбища» до нашумевшего и потребовавшего кропотливой работы с визуальными эффектами «Призрака». Глава Первого канала Константин Эрнст поддержал как продюсер сразу несколько громких проектов, определивших отношение зрителя к отечественному коммерческому кино, — прежде всего это «Дозоры» и «Высоцкий. Спасибо, что живой». А вот на десятой строчке — благодаря работе над «Бумером» — расположился Сергей Члиянц, несмотря на то что после 2006 года он сделал почти десятилетний перерыв в карьере.

В списке сценаристов преобладают имена тех, для кого эта профессия не является профильной (Бекмамбетов, эстрадные артисты из «Квартета И»), а также авторов жанровых, коммерческих картин, которые, как правило, ругают за шаблонные сценарии. Исключения — Денис Родимин, Юрий Коротков, Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий. Из признанных критиками авторов в рейтинг вошёл лишь Алексей Балабанов, переводчик по образованию и автор сценариев ко всем своим фильмам.

Свой в кругу своих

Творческие союзы в индустрии

Не секрет, что постепенно в кино формируются творческие тандемы — и не только тандемы. Продюсеры предпочитают работать с одними и теми же режиссерами, режиссеры формируют союзы с операторами и актерами. Так, Андрей Звягинцев снимает все свои фильмы с оператором Михаилом Кричманом, Николай Лебедев выбирает на главную роль в своих картинах Данилу Козловского, а Тимур Бекмамбетов точно знает, что Константин Хабенский станет одним из факторов успеха его картин.

Чтобы увидеть профессиональные связи человека, нажмите на соответствующий ему круг.
Чем выше рейтинг, тем больше размер круга.

Познакомившись в общежитии ВГИКа Сергей Сельянов и Алексей Балабанов стали друзьями, а затем и постоянными партнёрами: Сельянов, сценарист и режиссер по образованию, стал продюсером фильмов друга. Вместе учились и создатели «Квартета И»: теперь бывшие однокурсники из ГИТИСа успешно снимают комедии и стали в сознании зрителя своеобразным брендом. Нельзя не упомянуть и родственные связи, часто перерастающие в профессиональные: режиссёры нередко снимают в своих картинах детей, жен и других членов семьи. Например, так началась карьера Константина Крюкова: Федор Бондарчук пригласил племянника — юриста и ювелира по образованию —
сниматься в « 9-й роте».

Бригада интернов

Какие сериалы пользуются популярностью у зрителя

Если в начале нулевых ежегодно появлялось около 50 сериалов, то к концу описываемого 15-летнего периода объемы сериального производства увеличились в пять раз. Потребность зрителя в контенте постоянно росла, и телеканалы начали экспериментировать с форматами и адаптировать зарубежные сериалы. Так росла конкуренция и возникла необходимость создания новых студий, специализирующихся исключительно на телевизионных историях. Однако наиболее высокие оценки пользователей заслужили не скроенные по готовым лекалам ситкомы, а экранизация классики («Идиот») и оригинальная история про Одессу конца 1940-х («Ликвидация»).

  • Количество оценок
  • Рейтинг
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Интерны 80 956
Интерны
Год 2010–2016
Рейтинг 7.4
Бригада 72 434
Бригада
Год 2002
Рейтинг 8.0
Кухня 47 004
Кухня
Год 2012–2016
Рейтинг 7.9
Универ 43 677
Универ
Год 2008–2011
Рейтинг 5.7
Мастер и Маргарита 43 581
Мастер и Маргарита
Год 2005
Рейтинг 7.8
Физрук 43 379
Физрук
Год 2014–...
Рейтинг 7.4
Счастливы вместе 38 075
Счастливы вместе
Год 2006–2013
Рейтинг 4.6
Реальные пацаны 37 911
Реальные пацаны
Год 2010–2016
Рейтинг 6.5
Папины дочки 35 125
Папины дочки
Год 2007–2013
Рейтинг 5.6
Наша Russia 29 653
Наша Russia
Год 2006–2007
Рейтинг 5.9

Продолжительность сериалов с наибольшим количеством оценок

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Идиот 8.5
Идиот
Год 2003
Кол-во оценок 14529
Ликвидация 8.4
Ликвидация
Год 2007
Кол-во оценок 26928
Меч 8.2
Меч
Год 2009
Кол-во оценок 5749
Выжить После 8.1
Выжить После
Год 2013–...
Кол-во оценок 7006
Мажор 8.1
Мажор
Год 2014
Кол-во оценок 16895
Меч. Сезон второй 8.1
Меч. Сезон второй
Год 2014
Кол-во оценок 2021
Игра 8.1
Игра
Год 2011
Кол-во оценок 3305
Тест на беременность 8.1
Тест на беременность
Год 2014
Кол-во оценок 4668
Диверсант 8.1
Диверсант
Год 2004
Кол-во оценок 16609
Бригада 8.0
Бригада
Год 2002
Кол-во оценок 72434

Продолжительность сериалов с высоким рейтингом

Самым же оцениваемым (и постепенно терявшим свой рейтинг на протяжении лет) стал, наоборот, комедийный сериал о буднях врачей — «Интерны» (больше 80 тысяч оценок). Он обогнал по количеству оценок даже культовую «Бригаду» (больше 72 тысяч оценок). Кстати, время «Бригады» постепенно прошло: если в начале нулевых на телевидении правили бал криминальные детективы и боевики, то сейчас на первое место вышли всё те же комедии и драмы.

2 420

сериалов произведено с 2001 по 2015 год.

Это всего 13% от общего числа сериалов на КиноПоиске.
17 678 зарубежных сериалов появилось в то же время.

2,48
млн

оценок поставили российским сериалам, вышедшим за исследуемый период.

24,1% — доля оценок, поставленных русским сериалам, среди всех сериальных оценок на КиноПоиске.

Сериал с самым высоким рейтингом

8.5

Идиот

Одним из главных факторов успеха сериала стал актерский состав. В сериале сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и другие заметные актеры.

Самый активный сериальный актёр

Владимир Стержаков

106 сериалов

На счету актера много популярных проектов, но самый рейтинговый из них — сериал «Кухня». В нем Стержаков сыграл бизнесмена Даниила Алёхина.

Самая активная сериальная актриса

Ольга Хохлова

94 сериала

Самый рейтинговый проект актрисы — сериал «Измены» на ТНТ, в нем Хохлова сыграла маму Даши, подруги главной героини.

Режиссёр, который снял больше всего сериалов

Владислав Николаев

27 сериалов

При этом насчитывается 540 режиссеров, которые за 15 лет сняли только один сериал.

Капсула кино

Выбор КиноПоиска

Редакция КиноПоиска выбрала 15 фильмов, которые и через 100 лет дадут потомкам представление о том, что происходило в отечественной киноиндустрии в начале XXI века. Мы не стали спорить, какие картины были самыми интересными, характерными, яркими или просто самыми лучшими. Это субъективный выбор, который, как нам кажется, содержит в себе неуловимый образ российского кино на заре смутного нового века.

Методика исследования

Исследование подготовлено группой внешних исследований Яндекса, полная версия.

Статистика рассчитана на основе данных КиноПоиска на сентябрь 2016 года.

КиноПоиск — это крупнейший российский сайт и сообщество любителей кино. Пользователи КиноПоиска могут поставить каждому фильму оценку от единицы до десяти — чем выше, тем больше понравилась картина. Среднее арифметическое пользовательских оценок — это рейтинг фильма на КиноПоиске.

Популярность фильмов и профессиональный рейтинг людей, участвовавших в их создании, определялись по количеству пользовательских оценок и рейтингу фильма.

Точная формула расчета популярности фильма: средний рейтинг фильма x (количество оценок фильма / суммарное количество оценок всех фильмов этого года). То есть количество оценок фильма учтено не по абсолютному значению, а как доля от всех оценок, выставленных фильмам этого года.

Профессиональный рейтинг людей пропорционален популярности фильмов, в работе над которыми они участвовали.

Некоторые топы, например, топ самых рейтинговых фильмов или сериалов, рассчитывались для фильмов, которым пользователи КиноПоиска поставили больше тысячи оценок. Это сделано, чтобы отсеять малоизвестные фильмы.

В графе «Свой среди своих» показаны 200 режиссеров, продюсеров и актеров с самым высоким профессиональным рейтингом. Связями соединены коллеги, которые за последние 15 лет вместе работали над двумя и более проектами. Учитывалось только сотрудничество режиссеров, продюсеров и актеров.