всё о любом фильме:

Бумер

год
страна
слоган«Не мы такие. Жизнь такая»
режиссерПетр Буслов
сценарийПетр Буслов, Денис Родимин
продюсерСергей Члиянц, Владимир Игнатьев
операторДаниил Гуревич
композиторСергей Шнуров
художникУльяна Рябова, Олег Матрохин
монтажИван Лебедев
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
$700 000
сборы в России
$1 670 000 сборы
зрители
Латвия  21.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время110 мин. / 01:50
Никаких законов… Никаких правил… Никого не жалко… Никто не прав… И если мы пока еще не сталкивались с этим в жизни, это еще не значит, что этого не существует. Скорее это значит, что нам пока везло…

По ночным улицам Москвы мчится черный BMW, уходящий от погони. Цепь роковых событий с разборками и стрельбой поставила четырех героев — четырех друзей, вне закона. В жизни без правил им нет пути назад, и черный «бумер» — мощный и надежный, уносит их все дальше от Москвы, в шальную и безжалостную глушь российских дорог… Никто из них не хотел убивать. Никто из них не хотел умирать. Но этот путь им придется пройти до конца.

И верный «бумер», много дней бывший домом для четырех друзей, будет медленно остывать в занесенном снегом лесу. Есть дороги, которые лучше не выбирать…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Музыкальная тема фильма, одновременно является звуковым сигналом мобильного телефона одного из главных героев. После выхода фильма на экраны мелодия стала пользоваться огромной популярностью у владельцев сотовых телефонов.
    • Кинокомпания СТВ выпустила версию фильма Бумер с шуточным звукорядом под названием Антибумер. «Смешной перевод» фильма Бумер был сделан Дмитрием Пучковым, более известным под псевдонимом Гоблин.
    • По мотивам фильма компания Gaijin Entertainment разработала компьютерную игру «Бумер: Сорванные башни», выпущенную издательством 1С.
    • Некоторые эпизоды фильма снимались в Звенигороде.
    • Режиссёр Пётр Буслов играет бандита, «крышующего» автозаправку, который соглашается принять в оплату за бензин автомагнитолу.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:28

    файл добавилКрЫж

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 4.0/10
    Особенно странно было прочитать скоропалительное утверждение в одном из журналов о кино, что «Бумер» 26-летнего Петра Буслова — это лучший российский дебют за десятилетие (как будто не существовало, например, «Окраины» Петра Луцика). Также оставим на совести страстных поклонников картины заявления о шекспировском размахе финальной перестрелки или же сравнение автомобиля BMW с гоголевской птицей-тройкой! Напротив, не станем излишне дотошно придираться к массе несуразностей и натяжек, имеющихся в фильме. Лучше выделим среди «критической патоки», непостижимо дружно вылившейся на «Бумер», будто это произошло в некоем гипнотическом состоянии, вполне осторожный намёк Андрея Плахова в газете «Коммерсантъ», что Буслов, по сути, стремился вписаться в контекст тридцатилетней давности, когда были в моде американские и европейские road movie. Но жизнь провинции, «той страны», что находится «далеко от Москвы», увидена молодым режиссёром всё же с кинематографически провинциальной точки зрения. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1798 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мы все дети России, все в ней живем, и все когда-нибудь в ней умрем…
    Не писал раньше рецензий, правда, не очень получается, но этот фильм стоит того. Начал, с того, что почитал чужие рецензии оценил мнения, мысли людей, по поводу фильма. Ну что же, сколько людей, столько и мнений. Ниже представлю свое…

    Никого не жалко. Жизнь не милует этих четверых, хотя наверно они сами выбрали этот путь, и не стоит передраться и говорить, мол кто они такие, неучи с плетками на угнанном бумере. В том смысл любого кинематографа показать жизнь, жизнь разную и разных людей, как захочет режиссер на пару с продюсером. Петр Буслов показал нам Россию, и не нужно думать что Россия это только Большой, Пушкин, Малевич или что-то такое высокое и нравственное, наша стана давно изменилась: приобрела или потеряла множество сторон.

    Мы все разные и разная страна, в которой нам довелось родится. Нет, я не сравниваю этот фильм с Крестным или Злыми улицами, Вишневым садом или чем-то таким. Делать такие сравнения значит быть человеком с малыми умственными способностями. Я так скажу, что сравнивать можно только два прямоугольника где-нибудь на геометрии.

    Фильм потрясает. Потрясает картинкой. Эта Россия, далеко за мкадом, под музыку Сергея Шнурова — впечатляет. По поводу игры актеров, норма, не знаю, мне все равно главное, чтобы фильм не был пресловутым сериалом с нтв, первого или стс. Вот именно там актерской игры нет, а так я не заморачиваюсь. Сюжет тоже нормальный, в него верю. И этот прием с фьючерсами или как их. Элемент в фильме, который обозначает показ опережающего действия. Во общем все на хорошем уровне.

    Многие ругают фильм, но мне плевать, я поставил фильму

    10 из 10

    12 апреля 2009 | 19:07

    Сначала были у нас «Брат» и «Брат 2» от Алексея Балабанова с её националистической пропагандой расизма и руссофобии, потом у нас была «Бригада» от его же тёзки, только Сидорова с романтизированием бандитской жизни, самих героев саги и бандитизма в принципе, потом у нас появились псевдопародийные на американские криминальные фильмы «Жмурки» от того же Балабанова, который захотел себя почувствовать себя вторым Квентином Тарантино и переплюнуть оного в искромётности чёрного юмора. Каждый из этих фильмов получил от меня критику, и как мы с вами знаем, каждый из них получил широкое признание у зрителей и внушительную кассу (картина Сидорова — так вообще стала шедевром по мнению большинства особо недалёких личностей, которые не только переняли сленг и жаргон оттуда, но и характер вместе с поведением), но мало кто отметил тот факт, что морали и поучительности в этих всех фильмах нет ни на грамм и даже ни на полграмма, не говоря уже о смысле. Хотя смысл в данном контексте — это просто бездумная трата денег из бюджета непонятно на что и за эти же деньги подмена жизненных ценностей и промывание мозгов не только подрастающему, но и подросшему поколению, которому только-только исполнилось 18 лет и они уже вступили в совершеннолетнюю жизнь. Я начал перечислять к тому, что «Бумер» — это ещё одно мерзкое, псевдофилософское, поганое и никому ненужное недокино.

    Для начала пару слов об описании фильма, которое меня, конечно же, не удивило, ибо я и не такое видел. Разберу по тезисам:

    1) «Никаких законов… Никаких правил… Никого не жалко… Никто не прав…" — в этих первых словах и есть та самая скрытая пропаганда, которая призывает нас жить по своим правилам и законам, плевав на истинные законы и заповеди, которые призывают не убивать, не красть, не прелюбодействовать и т. д. 

    2) «Никто из них не хотел убивать. Никто из них не хотел умирать. Но этот путь им придется пройти до конца.» — то есть если перефразировать, то в буквальном смысле получается то, что при малейшей трудности или ситуации, которая отнюдь не является тупиковой, любой человек не сможет никак по-другому решить её, кроме как встать на кривую дорожку, потому что он безвольный и безхарактерный, и катиться по наклонной не то со скоростью света, не то со скоростью звука на крутом BMW и с ветерком. — После этого у меня не осталось никаких сомнений в том, что это очередной проходной криминальный трэш с полным отсутствием здравого смысла и с подменой истинных ценностей ложными, который сделал из зрителя «наивного лоха, разведённого на деньги за билет».

    Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять то, что Пётр Буслов пошёл по стопам вышеназванных режиссёров просто чтобы быть не хуже их и выделиться тем, что и он тоже умеет снимать бандитскую хрень, наплевав сначала на мораль, а потом наплевав ещё и на цензуру. Зачем нужно было так марать свою репутацию? Хотя ответ очевиден — это русское качество русского человека, всегда и во всём подражать другим, как обезьяна. И подражаем мы с девизом по жизни «Я что, хуже других что ли?», как бы намекая на то, что собственной головы у нас на плечах нет, и мы можем лишь только тупо следовать за толпой и слушать только мнение толпы, не имея мнения собственного.

    Когда смотришь американское криминальное кино, скажем, от того же Квентина Тарантино — то невольно понимаешь, что именно оттуда и черпались идеи у наших кинематографистов, а бандитское время в России лишь только ещё больше подстегнуло их на реализацию этих самых идей. Да, кино в США на эту криминальную тематику качественное и намного превосходит наше, но ведь если абстрагироваться от всего этого и включить здравый смысл, то совершенно ясно, что все эти «бандитские банды», «авторитеты» и «шестёрки» в нашем кино — это всего лишь навсего ассимилированные идеи, взятые как раз-таки с Запада, которые отличались только тем, что звучали наиболее стильно — например, «мафия» или «крёстный отец» и т. д. Но так или иначе всё это объединяет одно — открытая пропаганда бандитизма и романтизированные преступных элементов — и почему-то об этом осмеливается говорить только меньшинство. Всё это доказывает только то, что у сторонников такого кино сформировалось неправильное восприятие жизни и неправильно выстроились жизненные приоритеты. Конечно, можно бить себя кулаком в грудь и говорить, что это не так — но факт остаётся фактом — если человек поддерживает такое кино рублём и положительной рецензией, то в пору задуматься о нравственности такого человека и есть ли эта нравственность у него вообще.

    Идём далее. Есть такое понятие как «дружба» — так вот здесь невооружённым глазом видны понты одного человека перед другим, которые выдаются нам за дружбу, в надежде на то, что мы это схаваем и не подавимся. А атрибут понтовства — это тот самый чёрный бумер, который «под окном катается и девкам очень нравится» — вот оказывается, какие они, жизненные ценности. Понты перед девушками, крутизна, извращённое чувство свободы и тотальная безнаказанность — это далеко не полный список того, что я уловил из увиденного. Если говорить о саундтреке, то по сравнению с ним обычная попса — это просто ангельская песня. Я вдвойне абсолютно не удивлён — музыка под стать криминальной романтике и антуражу от господина Шнурова, который сам любитель материться в своих песнях, которые могут быть интересны только быдлу и прочим морально опущенным личностям.

    Ну и в заключении слоган, с которым всё просто и предельно ясно. «Не мы такие. Жизнь такая.» Эти слова мы слышим из раза в раз словно заевшую пластинку настолько часто, что складывается ощущение, что это выдаётся нам за уважительную причину того, почему существуют на белом свете преступники и нам их нужно «понять и простить», как говорил один из героев Comedy Club. Но лично я прощать такое кино не намерен, как и самого режиссёра, даже несмотря на то, что он снял отличный фильм о Высоцком и мини-сериал о нём же.

    Имеем следующее: перед нами очередной пропагандистский бандитский facepalm, который не учит ничему светлому, кроме как убивать, грабить, угонять, понтоваться и чувствовать себя крутым в оболочке, не имея под ней никакой души.

    1 из 10

    22 октября 2015 | 14:32

    Из зарубежных аналогов криминального фильма, где есть дорожная тема, можно с натяжкой вспомнить только «Проклятый путь» с Т. Хэнксом, где этой части фильма было уделено не много внимания, у нас же есть «Бумер». О четырех парнях, что бегут из города Москвы в сторону остальной России.

    Что же хотели показать авторы? Бандитов, у которых все горит, за МКАДовая жизнь РФ, судьбы людей, что помогают московским путешественникам… Чтобы ни хотели показать, но такая находка, как что же стало дальше, с людьми, связавшимися с главными героями в будущем меня порадовала, то бита находит применение, то капкан для оборотня в погонах оборачивается неприятностью, то очень уж ретивый дальнобойщик отвечает за свои неправомерные действия не перед человеческим законом, а Карой Божьей, ну типа не делай плохого, даже тем, кто, делая плохое зарабатывает на жизнь.

    Интересно было смотреть «Бумер» в далеком уже 2003 г (неужели столько прошло?), фильм же вроде только вчера выходил, и фразы из него вроде до сих пор цитируют. «Это не мы такие жизнь такая» отображает всю реальность ситуации, герои фильма действительно взяты с улицы, в каждом дворе, каждого города они ещё остались, и снимать кино о бандитах на большой дороге было беспроигрышной идеей.

    Особенно после мега-успеха «Бригады», что своим «Мы с первого класса вместе» не могло пройти мимо романтически настроенной молодежи мыслящей, где, что бы быстренько… сделать. Популярность фильмов не вызывает удивление, «Бумер» пару лет назад можно было назвать культовым фильмом для росших в 90-е, многие были от него в восторге. Мне тоже было во время первого просмотра понравилось, а попытка со временем пересмотреть фильм провалилась на корню, что подтвердило его звание одноразового фильма, но не для большей части поклонников, что, посмотрев фильм, смотрели его раз за разом, передавая кассеты (ещё) и диски с ним друг другу без конца, смотря с десяток раз, а потом удивлялись, как я мог на «Месть ситхов» два раза сходить.

    Этим то фильм «Бумер» взял толпу, что показывал простых ребят без ученой степени и папиных денег, разъезжающих на крутой тачке… А как простой мечтательный российский человек может пройти мимо такой мечты, тем более примеры 90-х, когда из грязи в князи один шаг, и плевать на возможный памятник через небольшое время, ещё живы. Только времена уже поменялись, стало спокойнее, человеческая память, кинематограф, и канал НТВ не дадут забыть о времени рассвета преступности в России, и кино о нем ещё будут снимать, но нужно ли теперь оно поколению «Бумера»?

    Криминальный жанр это самый интересный жанр в кино, но мне зарубежные представители жанра нравятся куда сильнее, да и фильмы о них поставленные Скорсезе и Де Пальмой гениальны и ещё скоро не забудутся, авторы «Бумера», конечно, мечтали о таком успехе, в какой-то мере получили всенародное признание, только такой успех не длится вечно, как и времена…

    19 июня 2007 | 16:15

    Начну с того, что фильм до сегодняшнего дня я уже смотрел, и не один раз. Просто сегодня появилась возможность вспомнить и пересмотреть фильм еще раз, так как многие события были просто-напросто мной забыты.

    Не буду ходить вокруг, да около, скажу прямо — фильм понравился и о многом заставил задуматься. Это кино не о бандитских буднях и их похождениях, вовсе нет, это кино прежде всего о дружбе, которая не покидает главных героев до самого конца фильма. А самое главное, что показывает данный фильм, так это — дороги, которые не стоит выбирать. К примеру, возьмем главного героя фильма. Если бы он выбрал путь, который изначально предлагала ему его невеста, то он бы мог стать успешным и квалифицированным человеком. Но нет, герой выбирает другой путь, он остается с друзьями. И именно тот путь, который он сам выбрал, оказался самым неправильны выбором всей его жизни. Так что хорошенько подумайте, прежде чем принять какое-либо важное решение.

    Ну а вообще, главный плюс данной ленты, заключается в прекрасном актерском составе. Все, без исключения, замечательно исполнили свои роли. Больше всего порадовали Владимир Вдовиченков и Андрей Мерзликин. Первый — в роли смелого, и решительного парня, готового пойти на все ради своих друзей, ну а второй — в роли эдакого выскочки, который, в отличие от первого, нерешителен, и немного, трусоват. Оба актера, мастерски исполнили свои роли, очень точно передав характеры своих персонажей. Ну а Сергей Горобченко и Максим Коновалов практически не вызвали у меня никаких эмоций. Виной этому, несомненно, послужил тот факт, что им было уделено слишком мало экранного времени.

    Вывод:

    «Бумер» — интересное, и в тоже время, качественное кино, которое, определенно, стоит посмотреть, и не один раз. Да, фильм неоднозначный и после себя вызывает массу противоречий, но в отличии от своих собратьев, он берет искренностью, и своей реалистичностью. В особенности, хочется отметить очень оригинальную концовку (те, кто посмотрит, или уже посмотрел фильм, возможно, меня поймет). Она, действительно запоминается и даже, немного захватывает. Фильм, рекомендую к просмотру всем тем, кому нравятся криминальные фильмы, в частности Русские, с неожиданным и запоминающимся концом.

    7 из 10

    20 мая 2011 | 22:12

    Казалось бы — что может в подобном фильме понравиться зрительнице, предпочитающей Тарковского и кино философское? Отвечу банальностью — всё познается в сравнении. Едешь в междугородном автобусе, и крутят для тебя современный российский бред про золушек из провинции, встретивших благородного принца в лице сыночка новых русских. Проблюешься, выматеришься. И вдруг врубят старый добрый «Бумер», честный, жесткий, отражающий помешательство на крутых тачках, свойственное большому проценту мужчин в нашей стране. Но парней жалко, действие захватывает. Да, парни не подумали, что не заслуживает владение бумером тех жертв и рисков, на которые они пошли.

    Но в фильме ненавязчиво присутствует и легкий мистический акцент. В машину словно вселился злой искуситель, нацеленный погубить героев ленты. Бумер подмигивает фарами, а в конце фильма застывает, словно с сознанием выполненного долга.

    К сожалению, удачные картины обречены на то, что родятся слабые, бездарные, надуманные продолжения. Не миновала чаша сия и историю с бумером. Да и песня «Черный бумер, черный бумер» вязнет на зубах. Но сам фильм — пример того, каким должно быть хорошее кино, рассчитанное на зрителя, любящего напряжение, стремительное действие и «острый сюжет».

    9 из 10

    22 сентября 2014 | 11:25

    Фильм вызвал впечатление не стабильные, фильм более походит на сериал где каждый раз меняется эпизод. Начало фильма пошло обычное в стиле «Бригады» и прочих бандитских фильмов начало нового столетие. Четверо спортивных ребят, прожигающие жизнь и нарушающие закон, попали в ситуацию из за которой им пришлось покинуть на не большой срок свой дом.

    Хочу заметить что у всех фильмов от компании «СТВ» есть некий стиль, который существует во всех их бандитских драмах. Взять того же «Брата», фильм поглощают твою душу и кажется тебе в какой то степени культовым, может оно так и есть. Своей простотой и композициями из Русского рока все фильмы от этой компании дают тебе чувство, будто ты и есть главный герой.

    Персонажи вызывают, быть может доверия и ты их понимаешь. Опять же пейзаж нашей родины и разные трудные ситуации героев которые заинтриговывают и покоряют тебя. Фильм встретили как быдло бандитский боевик, в стиле 90ых, но я смеюсь не согласиться. Фильм стал для меня по истине, не побоюсь этого слова — Культовым. Харизма персонажей и их ситуации не чуть не уступают легендарному Даниле Багрову.

    Как я уже говорил многие считают фильм плохим, но это не верно. Фильм берет душу не щенятами и соплями, а по истине трагичными судьбами персонажей. Актеры как я и сказал берут сразу своей душевностью, эти роли словно созданы для них и они справились с ними.

    9 из 10

    19 июля 2011 | 20:18

    Большинство людей, просмотрев фильм Петра Буслова «Бумер», на вопрос: «о чем картина?», не задумываясь, ответят: «О бандитах, естественно!»

    А вот если вы меня спросите, о чём фильм Петра Буслова «Бумер», я никогда не отвечу, что он просто о бандитах. Безусловно, бандиты здесь присутствуют. Более того, и главные герои, и все (скажем, практически) второстепенные персонажи — бандиты. Однако я люблю в каждом фильме искать какую-то философию. Ведь, по сути, каждый фильм обязан нести в себе какую-либо смысловую нагрузку (блокбастеры, большинство сериалов и прочая-прочая не в счет).

    О чем фильм «Бумер»?
    «Бумер» о том, что каждое зло, которое вы принесли людям, просто так не сойдет с ваших рук. Кроме того, оно вернется, многократно помноженное. Как милиционер, который пытался подставить главных героев, в последствии попал в медвежий капкан. И дальнобойщик, который был вынужден до конца своих дней наблюдать, как жена ему изменяет.

    Такова философия фильма.

    Сам Петр Буслов, как мы видим, больше хотел снять фильм именно про бандитов. Ведь фильм о простых русских бандитах гораздо понятней широкому кругу зрителей, чем фильм, наделенный глубокой философской мыслью. Судя по кассовым сборам, можно смело сказать, что ставка Буслова оправдалась.

    18 мая 2009 | 22:49

    Так называют «Евгения Онегина» литературные критики и прочие умняки. Документ, описывающий эпоху.

    То же самое могу сказать и об этом фильме. Он первый про бандитов, который смотришь — и не стыдно за актеров, и режиссера, и вообще. То, как разговаривают на фене заслуженные артисты СССР и России слушать в лучшем случае смешно. В правильном направлении двигалась Бригада, но в погоне то ли за популярностью, то ли за телеэфиром, то ли еще за чем — растеряла аутентичность, все это выглядело все же как кино про криминал.

    Бумер — это криминал в кино. Даже, порой, забывается, что это кино. Актеры настолько жизненно все воплотили, что нет слов. Возможно, им проще, чем, скажем, Армену Борисовичу Джигарханяну, потому что они вплотную сталкивались со всем этим. Не обязательно быть членом ОПГ, чтобы уловить и передать дух того времени. Нужно было просто прожить его молодым. В общем, так или иначе, у актеров все получилось, спасибо им за это.

    Если смотреть внимательно, то видно, что режиссер никого не возвеличивает и никого не опускает. Он показывает так, как есть. Фильм-то, по сути дела, документальный. За это режиссеру двойное спасибо. Через 10-20 лет жизнь изменится и про сегоднящнее время можно будет узнать только из учебника истории. Думаю, что хорошее кино лучше пары сухих абзацев, которые все равно никто не станет читать. Беспристрастное, не ангажированное творчество — это и есть искусство, друзья! Оно самое.

    Есть мнение, что, мол, чернуха, беспросветность, все это и так в новостях. В том-то все и дело! Это наша Раша, мы сами ее такой делаем. Не нравится?! Спросите тогда себя — что лично вы предприняли, чтобы что-то изменить.

    Не люблю цитировать стихи, но тут уж никак. Аркадий Семенов, под творческим псевдонимом Солдат Семенов:
    О, где вы там пекарь. аптекарь и токарь?
    Вас кинули, кинули за борт, как якорь.
    Вы ждали мессию, готовили встречу,
    Но, кажется, здесь вас забыли, как сдачу.

    10 из 10

    28 июня 2007 | 15:05

    8 из 10

    К этому фильму можно относиться по-разному — в зависимости от того, с какой стороны паяльника зритель бывал в указанное в сабже время.

    Кто-то увидит в нем «боевичок про братву», кто-то — «кино о верных друзьях», кто-то — поучительную притчу о том, что сколько веревочке не виться, но через два часа — финальные титры.

    Однако нельзя отрицать того, что Петр Буслов зацепил нерв в еще не до конца зажившей ране целого поколения людей, чье становление пришлось на непростые девяностые и которые с трудом преодолевали эволюционные окольные тропинки, по букве выдавливая из своей речи связующие междометия «бл..» и «на..» с тем, чтобы в «нулевые» шагнуть уже респектабельными бизнесменами, щедрыми меценатами и высокооплачиваемыми топ-менеджерами.

    И хоть Буслов далеко не Лени Рифеншталь, но, на мой взгляд, он сделал нашу «Олимпию» — о том смутном времени, в пучину которого довелось погрузиться части континента после окончательного распада сгнившей империи; о том периоде, который большинство из переживших очень неохотно любят вспоминать и еще более неохотно говорить о нем вслух; о том безвременье, перемоловшем множество судеб и не оставившем достойных поводов для гордости.

    Кстати, по фильму была написана (о, ужас!) книга, которую я еще будучи студентом (о, ужас еще раз!!) прочитал. И в ней дается годное объяснение одной из последних сцен ленты — как в компьютерном магазине «менеджер в очечках», «сонный охранник» и «заспанная секретарша» сумели изрядно покоцать трех матерых бандитов.

    21 сентября 2015 | 23:36

    Ангел, лети, лети.

    Здесь уже никого не спасти


    Кто сказал, что успех в искусстве не поддаётся анализу? На самом деле это не всегда так. И если попытаться разобрать «Бумер» Петра Буслова по запчастям, то можно найти те самые, из которых сложился зрительский ажиотаж и едва ли не культ, равно как и легко понять, почему для многих данная лента является всего лишь очередным фильмом про бандитов.

    Ну а, казалось бы, что в ней особенного? История про четырёх отморозков, попавших по своей вине в то, что герой Михалкова в «Жмурках» называет расстоянием между верхним и заднепроходным отверстием, история, в которой оригинальным, на поверхностный взгляд можно найти разве что то, что она сделана в новом для отечественного кино стиле road-movie. И диалоги между героями вроде бы совершенно по бандитски обыденные, да и сами персонажи неяркие, типичные.

    Но объяснять, что может понравиться в том или ином произведении искусства человеку, которому оно не нравится, пожалуй, ещё сложнее, чем высшую математику или физику твёрдого тела рядовому обывателю. Потому что «Бумер» — это, в первую очередь, кино-атмосфера. И либо ты ею проникаешься, либо нет. Либо чувствуешь и сочувствуешь, либо нет. Но раз уж чем-то зацепил толпы Буслов своей бандитской драмой, хочется верить, что есть те самые ноу-хау, которые и обеспечивают успех.

    Во-первых, важно, когда и после чего вышел «Бумер». В середине 2003 года фильмы про братков уже начинали набивать оскомину, однако выпустить что-то, что ещё могло бы при определённых обстоятельствах взорвать тему, было ещё вполне возможно. Во-вторых, до «Бумера» уже имели места два «Брата», «Бандитский Петербург. Адвокат», «Бригада» и т. д. Работы, в которых герои так или иначе вставали на узкую и скользкую криминальную дорожку, а потому зритель перед картиной Буслова уже был определённым образом подготовлен, а у самого режиссёра и сценариста имелась в наличие целая охапка работ, учтя плюсы и минусы которых, он мог создать что-то своё на готовом фундаменте. Именно благодаря тому, что выходило до «Бумера», в нём самом получилось столь легко сделать главными героями, которым искренне сопереживаешь и сочувствуешь, казалось бы самых обычных бандитов. Причём, если в «Бандитском Петербурге, Часть 2», например, герой Певцова добровольно вступает в криминальный мир с благородной целью поиска убийц своих родителей, а в «Бригаде», как минимум половина четвёрки (Саша Белый и Фил) изначально строит совершенно другие планы, хочет поступить в институт или заняться карьерой спортсмена, то в «Бумере» нам уже совершенно ничего не объясняют. Кто, зачем, почему стал отморозком — это уже никого не волнует. Нас просто ставят перед фактом, что герои — бандиты, и всё. И это, конечно же, шокировало бы, если б не вышеназванные фильмы и сериалы.

    Во-вторых, конечно, «Бумер» ринулись смотреть в первую очередь те, кто смотрел «Бригаду». Маркетинговое попадание — это и Владимир Вдовиченков (тот самый Фил в сериале), это и ситуация аналогичная. Четвёрка друзей примерно того же возраста, попадающая во всякого рода переделки.

    В-третьих, атмосфера. И, возможно, в главных. Бандиты у Петра Буслова потому и вызывают симпатию, что сделан акцент не на их криминальных качествах. Они скорее воспринимаются как компания друзей, попавших в неприятную ситуацию и ищущих из неё выход — такая же компания, как и любая другая. И каждому, кто хотя бы отдалённо путешествовал куда-то с группой друзей, будет легко ассоциировать себя с героями «Бумера». Любой, кто знает вкус лихой поездки, любой, кому знаком дух братства или товарищества. В России Буслова, конечно, необъективной и весьма ограниченной, наши герои бандиты предстают едва ли не самыми позитивными из всех возможных людей. В ней есть они, есть другие бандиты, куда более грубые и нечеловечные, есть «менты», которые вообще все козлы до последнего, и есть простой люд, который беден и малоинтересен. И в такой реальности, где рэкет и грабёж — обыденный способ заработка, на первый план выходят совершенно иные качества, совершенно иные черты главных героев, привлекающие зрителя.

    В-четвёртых, атмосфера, конечно, была бы недостижима без ряда деталей, среди которых главная — музыка. Вот здесь попадание было миллиметр в миллиметр. Кто бы мог предположить, что Сергей Шнуров способен столь филигранно прочувствовать тональность кино, к которому он саундтрек писал, и не только прочувствовать, но и реализовать на практике. Пара тем, что регулярно звучит в картине во время поездки и, конечно же, в первую очередь, та, что звучит в самом конце, стали самыми популярными рингтонами на несколько лет вперёд. Средний темп, запоминающаяся мелодия, сочетание звука мобильника с аккордеоном в совершенстве аккомпанируют темпу самой ленты. Ну и, конечно же, композиции «Ангел» и «Никого не жалко», сделанные в той же чёрно-серой, суровой тональности, что и «Бумер».

    В-пятых, естественность самих персонажей. Если в «Бандитском Петербурге. Часть 2» Бортко сделал своих героев брутальными, но и при этом в достаточной степени взрослыми, эрудированными, патетичными, а в «Бригаде» мы порой наблюдаем законченных психов, которые бросаются друг на друга при любом косом взгляде, то в «Бумере» есть компания обычных, среднестатистических людей, не блистающих ни лишним интеллектом, ни очевидной быдло тупостью, ни чрезмерной эмоциональностью, ни чрезмерным спокойствием. Если ситуация того требует, они голос повышают и за красным словцом в карман не лезут, если нет — то ведут себя как мы с вами. Именно потому «коллектив» «Бумера» зрителю так понятен и так близок.

    При этом, пожалуй, не назовёшь работу Буслова сильно новой и оригинальной, и это, пожалуй, главный её минус. Вся оригинальность в атмосфере, и именно потому вроде бы тиражные ситуации и штампованные герои способны удивлять, но в целом компашек ребят, которых дорога случайно не туда занесла и фильмов про то, что даже в бандитской шкуре они не растеряли человеческие лица и хотя бы способны проявить ещё свои, например, дружеские чувства, мы видели немало и до «Бумера». Флэшфорвардсы, и аналогии в данном контексте с «Беги, Лола, беги», конечно, явно бросаются в глаза, хотя я за это сильно снимать оценку не стану. Что ж теперь совсем не использовать этот приём теперь что ли? Буслов всё сделал грамотно и интересно. Надо отметить также то ли не раскрытый, непонятный персонаж Пети «Рамы», то ли Сергея Горобченко, который выглядит случайно попавшим в эту актёрскую компанию человеком без каких либо навыков вообще. «Цитируемость» диалогов «Бумера» тоже многими преувеличена, конечно. За исключением пары фразы они вполне обычные, хотя другие такому кино, возможно, и не требовались.

    9,5 из 10

    25 июня 2011 | 23:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>