всё о любом фильме:

Шапито-шоу: Любовь и дружба

год
страна
слоган«Есть много ремиксов, а песня одна»
режиссерСергей Лобан
сценарийМарина Потапова
продюсерЕкатерина Герасичева, Алексей Агеев, Михаил Синев
операторИван Мамонов, Евгений Цветков
композиторЖак Поляков
художникАлёна Кудревич
монтажСергей Лобан
жанр комедия
бюджет
$2 000 000
сборы в России
зрители
Россия  77.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Новелла «Любовь». Спешите видеть! Пронзительная история любви хрупкой девушки, которая мечтала стать принцессой, и загадочного юноши, который скрывается от людей под именем Киберстранник. Море слёз и бездна отчаяния! Могут ли Золушка и Человек-Невидимка быть вместе? Только у нас!

Новелла «Дружба». Впервые на экране! Юноша, утративший способность слышать, но сохранивший пылающее сердце, и мальчик с ледяным осколком в глазу. Коварное предательство и несгибаемое мужество! Огненный Данко и Ледяной Кай — две стихии, столкнувшись, могут уничтожить Вселенную! Торопитесь видеть!
Рейтинг фильма
IMDb: 7.70 (862)
ожидание: 86% (1292)
Рейтинг кинокритиков
в России
92%
11 + 1 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Шапито-шоу» — первый российский фильм, полностью снятый на цифровую камеру RED ONE.
    Трейлер №2 02:04
    все трейлеры

    файл добавилDeepTop

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1406 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В тот момент, когда я уже точно решил, что российский кинематограф безнадёжен, что едва ли когда-нибудь в нашей стране снимут что-то, что можно будет смотреть без отвратительного чувства неловкости, именно в этот момент один мой товарищ настоятельно попросил, даже потребовал, чтобы я посмотрел фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу».

    Картина оставила сильное впечатление. Не верится не только в то, что её создали в России, но и в то, что такое кино вообще могло быть снято в XXI веке. Но обо всём по порядку.

    «Шапито-шоу» — это цельное произведение, в силу большого хронометража разделённое на два фильма: «Любовь и Дружба», «Уважение и Сотрудничество». Структура повествования позволяет смотреть их в произвольном порядке, но лучше, конечно, начать с «Любви и Дружбы».

    Меньше всего хотелось бы останавливаться на событиях фильма, дабы не испортить сюжет собственным пересказом. Если коротко, то картина состоит из четырёх новелл, во многом похожих и тесно переплетающихся между собой. Основное место действия — побережье Крыма.

    Одинокая девушка едет на отдых с угрюмым, необщительным асоциальным человеком, которого ранее знала только по переписке в интернете. Эксцентричная молодая компания берёт с собой глухого певца, который привык общаться только со своими глухонемыми друзьями. Отец, не видевший своего взрослого сына 8 лет, уговаривает его отправиться с ним в поход. И, наконец, продюсер-неудачник, которому не дают покоя лавры Энди Уорхола, берётся за «раскрутку» молодого человека, похожего на Виктора Цоя.

    Очень давно не приходилось видеть столь многослойного произведения, поднимающего действительно важные и интересные вопросы, при этом столь богатого на средства художественной выразительности.

    Каждая из новелл — это одновременно трагичная и комичная история о человеке, которого почти насильно вырывают из его маленького уютного мирка. Главные герои, если и не вполне счастливы жизнью в своей «ракушке», то, по крайней мере чувствуют себя в ней комфортно. Заставляя их, пусть даже из лучших побуждений, выйти наружу, окружающие делают героям больно, рушат всю их душевную организацию.

    Одновременно с этим весь фильм Лобана — это мощнейший удар по псевдоинтеллектуальности, релятивизму, постмодернистскому искусству и постмодернизму вообще. Персонажи, претендующие на свой неповторимый взгляд на мир, на необъятность и глубину свих духовных переживаний, эпатирующие своим поведением, оказываются пустышками, мёртвыми душами. Центральное место в каждой из новелл занимает цирк «Шапито», где каждый перфоманс представляет собой бредовую и безыдейную (однако гениальную по мнению директора) эклектику из разных образов — от «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика до «Жёлтой подводной лодки» Битлз.

    Сергей Лобан выступает против эпатажа ради эпатажа в искусстве и в жизни — а ведь это проблема, которая стоит сейчас остро. Нельзя осуждать образность — образное восприятие есть уникальное свойство человека. Но нельзя, чтобы чередуя сложные и яркие образы, автор маскировал собственную творческую импотенцию, неспособность высказать ни единой вменяемой мысли.

    Здесь важен и интересен, казалось бы, проходной персонаж продюсера цирка — человека грубого и необразованного, который вникает не столько в происходящее на сцене цирка (там и вникать не во что!), сколько в то, как бы подороже это продать.

    Вот проблема современного псевдоискусства. В нём ничего не решает талант, но всё решает грамотный промоушен. Постмодернизм — это модно, это купят. Покупатель, равно как и автор, будут искать в этом то, чего в этом нет изначально.

    Другой важный вопрос Лобан поднимает в новелле, посвященной продюсеру Сергею, работающему с двойником Виктора Цоя, — это извечный вопрос мимесиса и творчества. Сергей стремится полностью воссоздать личность Цоя в отдельно взятом человеке, хочет заставить его прожить жить за Цоя и писать песни от его имени. Сергей вовсю носится с придуманной им идеей эрзац-звезды. И тут, что характерно, он наступает на грабли, расставленные постмодернизмом. Сергей убеждён, что субъект искусства — и есть на самом деле объект искусства. То есть искусством является не рок-музыка, а рок-музыкант. И Сергей, кстати, большой поклонник Уорхола, озабочен не созданием музыки, а созданием своей эрзац-звезды. Это очень интересный момент в свете того, что сегодня художник зачастую говорит: «искусство это я».

    Показатель хорошего произведения — это когда говорить о нём можно бесконечно долго. Нельзя ведь просто так заявить, что «Анна Каренина» — это книга о любви. «Каренина» — это и любовь, и философия, и экономика, и реалии пореформенной России, и красоты русской природы. В этом смысле «Шапито-шоу» абсолютно подходит под определение хорошего произведения. Из всех мыслей, высказанных в фильме, я остановился лишь на тех, которые лично мне показались наиболее интересными. Между тем, картина изобилует идеями, намёками, едва уловимым юмором. Каждый раз, замечая очередной полунамёк, очередную отсылку, испытываешь неподдельное удовольствие, понимая при этом, что многое всё равно проходит мимо тебя.

    Любую хорошую идею можно испортить дурным исполнением, однако Лобан этого не сделал. Рассказывая четыре истории, которые происходят в одно время, в одном месте, пересекаясь между собой, режиссёр добился того, чтобы каждая деталь оказалась на своём точном месте. Честно отработана каждая мелочь, и нет ни одного такого ружья, которое бы не выстрелило в положенное ему время. А ружей таких в фильме очень много.

    И, наконец, почему кажется столь странным тот факт, что «Шапито-шоу» сняли недавно? Потому, что так уже давно нигде не снимают. Совершенно неожиданно я увидел в этом фильме прямое наследование традиций картин лучших итальянских режиссёров — отчасти Антониони, отчасти Пазолини, в самую первую очередь — Федерико Феллини. Увидеть в современном российском фильме свойственные только для Феллини приёмы, образы, буффонаду было удивительно и потому вдвойне приятно. Меня всегда мучал вопрос: можно ли сейчас снимать так же как тогда? Могут ли на свет появиться новые «Восемь с половиной» — умные, интересные, глубокие, разноплановые, в меру сюрреалистичные, но без налёта псевдоумности? Оказывается, могут.

    9 из 10

    23 июня 2013 | 17:48

    «Шапито шоу» — новая работа Сергея Лобана. Фильм разделен на две части, каждая из которых разделена на две новеллы.

    Главная героиня первой новеллы молодая девушка, познакомившаяся с парнем в интернете. Герой второй новеллы глухой парень, который променял своих друзей на сомнительную компанию. Персонаж третей истории встречается со своим отцом, которого не видел восемь лет. В четвертой новелле, рассказана история продюсера и молодого человека поразительно похожего на Виктора Цоя.

    Персонажи четырех новелл пересекаются. И если после первых двух новелл еще не все ясно, то досмотрев фильм до конца все детали сходятся. «Шапито шоу»-это пародия на жизнь, сатира, легкая ирония.

    Я согласна с предыдущими рецензиями, в этой картине можно найти много сходств с фильмами Дэвида Линча. Шапито-это театр «Silencio» из «Малхолланд Драйв», в этом шатре тоже есть певицы. Танцующая Мэрлин Монро на шоу двойников, напоминает девушку в батарее(искаженный образ Монро) из первой работы Линча «Голова-ластик». У главного персонажа третей новеллы в комнате весит плакат фильма Линча, опять таки «Голова-ластик».

    Посмотрев фильм Сергея Лобана я поняла, что еще есть в России нормальные фильмы. Что в России умеют снимать не только однотипные сериалы про жен олигархов, а хорошие, приятные трагикомедии. «Шапито шоу» легко смотреть, фильм не грузит мозг, но пустым или глупым назвать этот фильм нельзя.

    17 мая 2012 | 21:39

    Если серьезно подойти к оценке данного фильма, в первую очередь хочется отметить искренность происходящего на экране (при условии, конечно, что образ действия персонажа подразумевает эту искренность); за редким исключением, все актеры будто бы бесповоротно слиты с миром(-?) Шапито, а, значит, какие бы безрассудные и «неправильные» поступки они бы не совершали, всему этому найдется доля сочувствия у самого черствого зрителя. К тому же, это единение служит отличным связующим истории, в которой первая, признаться, плосковатая новелла упирается ребром в куда менее ординарную вторую, а та, в свою очередь касается пересеченных третьей и четвертой и создает единый многогранник, затрагивающий основные наболевшие вопросы нашей с Вами жизни и средоточием которого является Темная Ба.., простите, Шапито.

    Отдельного упоминания заслуживают музыкальные вставки: Совершенно немузыкальные типажи дурацкими голосами поют весьма интересные стихи, производя при этом максимально нехореграфичные движения. Лично для меня, это гениальная до абсурдности сатира на прочие музыкальные фильмы, в первую очередь, вылощенных «Стиляг», да и вообще, неплохое средство посильнее расшевелить оригинальный философский квадриптих.

    Однозначно, кинокартина катится в плеяду культовых, в чем я его несказанно поддерживаю.

    10 из 10

    17 августа 2014 | 19:44

    Шапито-шоу

    Этот фильм нельзя обойти вниманием. Потому что легко, свободно, остроумно, современно. Актеры участвуют в непредсказуемой игре и отдаются ей с удовольствием. Сюжет прост — молодежь, представленная всеми возможными вариантами, отдыхает в Крыму. Для развлечения здесь развертывается шапито, похожее на цирк, но без зверей. Одни эстрадные номера, по сути дела — пародии. Оцениваются четыре понятия — любовь, дружба, уважение и сотрудничество Обсуждаемые серьезные моменты в жизни героев перемежаются физкультурной хореографией, которая сразу снижает пафос далеко идущих, основополагающих диалогов.

    В первой новелле сталкиваются юные герои, алчущие взаимопонимания. Он — мрачный резонер, до тех пор, пока его чувство не вытащили наружу, она — вырвавшаяся на свободу пташка, чирикающая от радости бытия. Они приходят к правильному выводу — «Мы — это то, для чего мы родились на свет». Лучше не придумаешь.

    Вторая новелла — о дружбе людей с похожей судьбой — им не откажешь в чистоте, не замутненной современными течениями. Дальше — встреча сына с отцом-заочником, курс морального взаимообогащения, здесь это подано в комическом ключе, и свою блестящую лепту вносит Петр Мамонов. Наконец, в четвертой новелле, появляется сбившийся с ног неудачливый продюсер, озабоченный созданием шоу двойников, поиском эрзацев. Кто он, так и непонятно — дьявол или ангел, или просто пустота. Выразитель очень ненавязчивой демагогии, к которой могут и прислушаться. Именно он встречает всех в шапито, но не просто так, а с предъявлением своего счета судьбе.

    Необычно само построение фильма. Новеллы набегают одна на другую, как морские волны, камера постоянно возвращается в точку ветвления (а точнее — невозврата), как бы говоря — а в это время…, и представляет нам других героев. Хочется назвать это красиво — интерференция (поскольку есть такой перевод как «взаимное влияние»). Однозначный вариант оценки, с разных сторон, одного события видела очень давно у Куросавы (Расемон). Но там сами события «неподвижны», и только герои трактуют их с разных точек зрения, и не только в физическом смысле (и что самое невероятное, каждый из них по своему прав) …

    В фильме отметились все модные течения — тут и гомики, и лесбиянки, и новые крутые, покупающие инициативу на корню. Любители поторчать. Нудисты со светящейся пятой точкой, прыгающие в море ночью. Круглосуточная дискотека-караоке, близкая к Бедламу. Идейно выверенный пионервожатый (близость Артека дает себя знать), подающий себя в ретростиле, но приверженный травке. (В фильме только один некомичный штрих (прокол) — непредвиденный, конечно, — ассоциации с Хромой лошадью, но переделать наверно было нельзя?). Герои в фильме не боятся говорить о том, что еще интересно и не стало общим местом. Поэтому появляется чувство какого-то нового уровня свободы.

    Виной ли тому прозрачный воздух Симеиза, или заповедные скалы, карабкаясь по которым герои познают себя, или аквамариновое море, где по квадратному метру на человека?.…Но в целом получается законченный взгляд на мир в ответ на многие современные вызовы. К тому же у создателей картины — абсолютное чувство юмора, как бывает, если повезет, абсолютный слух.

    9 из 10

    3 января 2014 | 17:17

    Такие фильмы как «Шапито-Шоу» несомненно занимают своё место на «новейшей» странице странице отечественного кинематографа. Искренность, наивность и дерзкая естественность персонажей, это то чего не хватало российскому кино, как мне кажется, последние десять лет.

    Тонкая грань между добром и злом, между воспоминанием и реальностью — вот как коротко можно описать этот фильм. Здесь я полюбил и возненавидел всех героев, но главная заслуга тех экзистенциальных вопросов, которые ставит этот фильм, в том, что они разворачивают камеру на зрителя. Редко в фильме мы видим настолько сильное сходство почти со всеми персонажами произведения, причём сходство это происходит на бытийственном уровне и условности ситуаций разыгранных в картине становятся второстепенными.

    Стоит также сказать, что ставя рядом персонажей абсолютно диаметрально настроенных, но всё таких близких друг другу. Этот фильм предлагает нам поразмыслить о проблеме коммуникации в современном обществе и на вечную относительность «липкой лжи», которая существует не сколько в нас самих, но между нами.

    3 марта 2012 | 18:15

    В центре событий картины Сергея Лобанаа «Шапито-шоу» 4 новеллы, пересекающиеся в течении всего фильма. Первая посвящена любви, вторая — дружбе, третья — уважению и четвертая — сотрудничеству.

    Здесь обыгрывается четыре истории, каждая из которых посвящена извечной теме. В каждой новелле абсолютно разные по характеру и темпераменту герои, взаимоотношения которых будут развиваться на протяжении всего фильма. Сюжетные линии, кстати, будут периодически пересекаться.

    Создатели не забыли о технической стороне фильма, сделав всё безупречно. Периодически повествование будет прерываться яркими выступлениями в знаменитом Шапито-шоу, порой самыми безумными и неожиданными!

    «Шапито-шоу» — интересный и лёгкий фильм о нас, обычных людях со своими недостатками и достоинствами. Каждый зритель найдет в героях что-то до боли знакомое. При этом действо напоминает большое представление в шапито, что делает фильм необычным и интересным, а также задаёт определённый ритм и даёт повод для размышления.

    10 из 10

    29 июня 2012 | 19:51

    «Шапито-шоу», несомненно, калейдоскопический фильм, задающий обширнейшее поле интерпретационных планов, разработка каждого из которых представляется крайне любопытной. «Несомненно любопытный план N1» заключается в том, что Сергею Лобану удалось виртуозно обыграть концепцию линейного и циклического времени, благодаря чему новеллы можно смотреть в любом порядке, как больше нравится: например, сначала «Любовь», потом «Дружба», затем «Уважение» и после «Сотрудничество» или сначала «Сотрудничество» и «Уважение», потом «Дружба» и «Любовь», или каком-то еще. Нехитрый математический подсчет — и мы имеем 24 возможных комбинации, а в случае «Шапито» — 24 разных фильма.

    «Несомненно любопытный план N 2» — филигранность, с которой авторам удалось «нашпиговать» «Шапито» «пасхальными яйцами» аллюзий на работы культовых и не очень западных и российских коллег, Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Ларса фон Триера, Николь Гарсии, Терри Гиллиама, Андрея Звягинцева, Ивана Вырыпаева и десятка других. В результате мы имеем захватывающую метонимическую панораму современного кинематографа.

    Чуть более примитивный, но ничуть не менее остроумный — «план N 3» — план «русских на отдыхе», он же план представлений российского обывателя о сущности отдыха, долгожданной лакуны в бесконечной череде серых рабочих будней, наиболее показательной ареной для демонстрации которых является Крым. «Своя» территория, лишенная хоть на время заставляющих испытывать неловкость и стыд, тем самым приводящих в чувство, взглядов европейцев. Территория, на которой, в результате санкционированного перманентного употребления, тонкая грань этики, отделяющая представителей вида homo sapiens от остального животного царства, стирается напрочь. Конечно, есть еще план технический (режиссерско-операторско-актерский), план аудиальный и его семантика (низкий поклон Жаку Полякову) и множество других, вероятно, каждый зритель обнаружит еще какой-то свой собственный. Каждый из этих планов чрезвычайно интересен сам по себе. Но я бы хотела остановиться на мне лично более близком и интересном плане — психологическом. В этом смысле «Шапито-шоу» — фильм более чем многообещающий.

    Современные Эго-психологи (одно из направлений психоаналитической мысли) считают, что существует два способа адаптации к реальности (под коей в данном случае понимается разделяемый большинством общественный договор о природе и сущности вещей): так называемые аллопластический (изменение внешней реальности) и аутопластический (изменение реальности внутренней). В случае нормального, конструктивного и гибкого использования этих механизмов субъект достигает относительной стабильности и гармонии собственного бытия-в-мире. Для наглядности приведу простой пример. Висит кокос высоко на дереве, рукой не достать. Берем палку, сбиваем кокос — вуаля, все счастливы и довольны (вариант аллопластический). Или смиряемся с тем, что кокос не достать (палок поблизости нет, забраться на пальму не получается), поступаемся своим желанием наесться кокосов, идем и радостно лопаем ягодки, растущие в зоне досягаемости (аутопластический вариант). Но вся прелесть психического, собственно, и заключается в том, что такие простые и очевидные, на первый взгляд, пути обретения счастья могут быть использованы крайне хитроумно для сохранения статус-кво состояний патологических. В чем мы в каждой из 4-х новелл «Шапито-шоу» и имеем возможность убедиться.

    В каждой из них мы наблюдаем за столкновением нарциссической психической реальности главного героя и внешнего мира, предъявляющего к нему требование измениться (использовать аутопластический механизм), наблюдаем крах эгоцентрического мировосприятия и его почти мгновенное восстановление путем проекции и приписывания другим собственных несовершенств (патологический вариант использования аутопластического механизма). Принципиальная возможность и успешность подобной хитроумной операции обусловлена мифологией современной российской действительности (да и западной культуры в целом), а именно пестуемым и лелеемым заблуждением, согласно которому каждый человек особенен, уникален, потенциально талантлив, если не гениален. И единичная нарциссическая личность живенько и жадненько этот миф присваивает в виду того, что он идеально вписывается в ее собственную логику существования.

    Вот тогда и получается, что, питаемая этим когнитивным заблуждением, такая личность искренне убеждена, что ее обязаны любить, вне зависимости от того, что она собой представляет на самом деле (т. е. для других). Ей позволено находиться вне Закона в глобальном смысле как необходимости адаптироваться к миру и его требованиям путем приложения усилий для изменения мира или себя. И в этом случае можно быть обрюзгшим истеричным мизантропом, которого женщины Должны любить, раз уж познакомились. Или малохольным трусоватым прожектером, которым родители Должны гордиться, раз уж родили. Или предавать друзей, меняя их на более «перспективных», будучи уверенным при этом, что в трудную минуту они тут же бросятся на помощь, ведь они Должны, раз уж случилось взрослеть параллельно. Или быть лживым, манипулятивным и расчетливым карьеристом, при этом требуя должного сострадания и участия от окружающих и избранности от судьбы, ведь он de jure особенный.

    И самыми «страшными людьми» в таком случае оказываются те, кто невольно, от природы будучи иными (как Вера или Рома), или сознательно (как отец в исполнении Петра Мамонова или Сергей Михайлович) сталкивает Нарцисса с его иллюзиями, ставит под сомнение его априорную ценность, конфронтирует его с привычным способом существования, а значит грозится разрушить липкий кокон, в котором Нарцисс благополучно душевно разлагался и духовно деградировал в ожидании лучших времен, которые Должны для него наступить, если Иисус его любит. А он любит, ведь Должен.

    10 из 10

    24 марта 2012 | 23:26

    Мир — явление сложное и многосоставное. Это Та Самая Тема, по которой схожих мнений быть не может: да, в какой-то момент жизни взгляды на мир могут пересечься и совпасть, но затем, в связи с полученным опытом, у одного из этого вырастет свое, кардинально отличающееся от прежнего, представление о мире, у второго — своё, а у третьего так вообще может ничего не поменяться, потому что он либо старик, либо дурак. Есть какие-то общие тенденции, связанные с тем, как можно смотреть на мир — и именно от них и возникают художественные стили, культурные течения, ведущие коллизии эпохи и так далее. Единого у всех не будет всё равно, но общие тенденции так или иначе проявляются в каждом человеке, пусть и происходит это совершенно неосознанно или напротив, более чем сознательно. Именно от этого возникают культурные обычаи, мода и характерные черты поколения.

    Двадцатый век сделал то, чего не было раньше: он упразднил так называемые «большие стили», разбив художественные течения на огромное количество составляющих (дадаизм не то же самое, что сюрреализм, но всё равно это всё авангард), а на смену кодексу поведения (будь то Библия или кодекс чести) приходит господин Психоанализ. Происходит парадоксальная ситуация: с одной стороны, человек входит в ту или иную группу людей (здравствуйте, господин реализм, привязывающий человека к его социальному кругу), с другой — он остается автономным и неповторимым. Да, он принадлежит определённой группе людей, но он при этом всё равно сам, сам по себе, один такой единственный.

    Я это всё к чему? А всё это к одной примитивной мысли, что мир вокруг нас составлен из противоречий. В нём нельзя ничего констатировать наверняка — в том числе и это утверждение: всё спорно, всё неоднозначно, всё приходится либо подгонять под принятые в данном обществе категории, чтобы головы людей не разорвались от таких противоречий, либо искать какую-то другую метрику, учитывающую в том числе и исключение самой себя. Как мне кажется, наиболее полно выражает наш мир именно такой жанр, как абсурд.

    Абсурдно, например, то, к какому жанру причисляют фильм «Шапито-шоу». Комедия ли это? Ну, да, это так, фильм может рассмешить. Если расценивать комедию с точки зрения первоначального определения этого жанра (изначально комедия — нечто смешное и уморительное, в котором НЕТ счастливого конца и приятных, добродетельных персонажей; персонажи должны быть максимально карикатурными и буффонадными, но у них не должно быть того, что было в героях трагедии, а именно — своей собственной, индивидуальной правоты) — да, «Шапито-шоу» комедия. С точки зрения того, как комедию рассчитывают сейчас — ни разу! Это очень, очень депрессивный фильм. Посмотрите на эти истории, на этих людей. Смешон ли Киберстранник? Да. Жуток ли он? Да! Кто не знает этих парней, сорокалетних инфантильных блоггеров, окуклившихся в своём страхе перед жизнью! Смешной ли герой Мамонова — увы, не помню, как его зовут? Да. Отвратителен ли он? Тоже да! Ведь насколько распространена эта ужасная ситуация, когда отец с сыном не просто не могут найти друг с другом язык — поступают друг с другом совершенно по-свински, искренне полагая, что не делают ничего такого!

    Et cetera, et cetera.

    Возвращаясь к абсурду: абсурд — эстетика и ведущая мысль всего фильма, главный персонаж и предполагаемые обстоятельства. Я уверена и продолжаю настаивать на том, что абсурд как комедия полноценно смешным может быть только в Европе: мы же живём в ситуации абсурда. То, как ловко в фильме сочетаются убийственная серьезность, парадоксальное шапито, невероятный реализм происходящего и танцы на сцене местного шоу — это всё смотрится одновременно и смешно, и не очень. Потому что, как ни странно, оно всё реалистично, оно всё правда. Конечно, с гиперболой, но жизнь примерно как-то так и выглядит — и внутренний монолог каждого человека, и его восприятие данной конкретной реальности… Оно одновременно и странно как-то, и вызывает мысли в духе «да, да, да, чёрт побери, именно так я и думаю!!!» — ну, если потенциальный зритель найдёт сходство с каким-либо из персонажей.

    На руку играет и эстетика фильма вообще: то есть, с одной стороны, вполне конкретный и реальный Крым (о, кто не смеялся над этими пьяными людьми, воющими в караоке! а эта чудесная бабушка-квартирная хозяйка!), с другой — танцы на сцене чего-то совсем авангардного и экстраординарного… Ах, постмодернизм, мы все твои любимые дети!

    Странная это комедия. Депрессивная. В конце как задаешься вопросом «И что теперь со всеми этими людьми будет? А со мной что будет?», так и не отвяжешься… пока не посмотришь что-нибудь расслабляющее. Комедию, от которой не остаётся липкого душка безысходности.

    20 сентября 2012 | 19:26

    Дело происходит в Крыму. Любовь. Пузатый мизантроп Лёша (Подольский) и милая девочка Вера (Строкова) знакомятся через Интернет и едут отдыхать на море. Дружба. Глухой парень Алексей (Знаменский) выигрывает в творческом конкурсе и вместе с группой аниматоров во главе с «пионером» Максимом (Тиунов) едет на заработки. Уважение. 8 лет не появлявшийся в жизни Стёпы (Девонин) отец (Мамонов) неожиданно приглашает сына в поход по крымским лесам. Сотрудничество. Молодой продюсер Сергей (Попов) пытается сделать из удивительно похожего на Цоя парня Ромы (Кузьменко) новую суперзвезду. Первый концерт должен состоятся на побережье.

    Я намеренно не стал писать отдельные рецензии на две части этого фильма, просто потому что не считаю это необходимым. Разделение одного цельного произведения «Шапито-шоу» на две ленты может быть объяснено только тем, что так на них хоть кто-то сходил в кинотеатр, а вот на один 3-часовой фильм с такой слабой рекламной поддержкой точно бы никто не пошёл. Так что, поверьте мне, желательно смотреть фильм целиком и за один раз.

    Между тем, картина получилась прекрасная. Удивительно лёгкая, летняя, приятная уму и сердцу. Точнее всего посыл фильма передаёт его название — «Шапито-шоу». Перед нами на экране предстаёт действительно шапито — яркие короткие вспышки, детали людских судеб, все вместе образующие единое полотно под названием «жизнь». Я очень люблю такие фильмы, которые вроде бы ни о чём, и в то же время обо всём сразу.

    Подобный эффект вряд ли был бы возможен, сыграй в этом фильме хоть один знаменитый топовый актёр. Но нет, режиссёр всё сделал правильно, все эти свежие лица, эти Лёши, Веры, Максимы и Серёжи — они настолько живо и естественно ведут себя в рамках сюжета, что просто диву даёшься. Единственным более-менее узнаваемым лицом в фильме является Пётр Мамонов, и как раз таки он немного выбивается из общего ритма. Делает свой эпизод более глубокомысленным, чем требуется. Харизму на спрячешь.

    Я верю в российский кинематограф. Последний раз особенно сильно это чувство я испытал после просмотра «12» Михалкова. Потом оно немного ослабело. Но в последнее время на наших кинематографических просторах начинают одно за другим появляться имена независимых, молодых и очень перспективных режиссёров, снимающих отличное кино про жизнь. Это и Звягинцев, и Авдотья Смирнова, и Роман Каримов. Теперь ещё и Сергей Лобан.

    Советую посмотреть особенно тем, кто не считает, что фильм обязательно должен учить, просвещать или образовывать. Есть в этом мире и просто фильмы про жизнь. Приятные уму и сердцу.

    9 из 10

    2 мая 2012 | 14:36

    Новелла «Любовь»

    Одинокая Вера после продолжительного виртуального общения с неким Киберстранником встречается с ним в режиме offline, хотя тот упорно отговаривал её от личной встречи, мотивируя это тем, что такой поворот отношений все может испортить. И вот, когда встречаются две противоположности, тут-то и начинается война миров. Она — немного беспечная, такая молодая, такая свежая, ну и немного наивная по молодости. Он — грузный, замкнутый, ворчливый и довольно пассивный немолодой человек. Она хочет действий и безуспешно пытается расшевелить своего нелюдимого спутника, а он в свою очередь всячески этому противится, закрываясь за произведением Борхеса и бурча про себя что-то про бессмысленность жизни. Вера буквально бегает за квазифилософом, наивно полагая, что не сможет жить без этой унылой глыбы. Но вот когда она понимает, что вполне прекрасно сможет обойтись и без своего спутника, тут-то сам Киберстранник начинает бегать за Верой.

    Новелла «Дружба»

    Леша, слабослышащий молодой человек, поневоле ссориться со своими товарищами и решает примкнуть к группе весельчаков, ищущих приключений. В курортном городке он попадает в доселе незнакомый ему мир, полный соблазнов в виде экстази и беспорядочных связей. Наверное, этот парень — чуть ли не самый адекватный персонаж из всех четырех новелл. Несгибаемый Леша невольно напоминает мужчину, изображенного на знаменитом антиалкогольном агитплакате советских времен. Парень, которого пионеры-хипстеры с издевкой прозвали Самантов Смит, искренне не понимает, зачем люди травят себя наркотой и зачем особи мужского пола совокупляются с себе подобными. Он с любопытством взирает на мир, и в итоге про себя твердо отмечает, кто тут настоящий товарищ, а кто — имитирует дружбу.

    В каждой новелле есть определенная точка кипения. Напряжение зашкаливает. Включаются убойные басы. Один из героев начинает яростно тыкать пальцем в своего спутника, проклиная того за то, что тот появился на его пути. Начинается самая настоящая буря. В картине много символичных моментов. К примеру, шторм олицетворяет внутреннюю борьбу персонажа с самим собой, а горящей шатер — смерть основного конфликта и последующее воссоединение главных действующих лиц определенной новеллы.

    Эта картина, от которой веет ностальгическим шлейфом, тычет носом в основные проблемы постсоветского пространства: интернет-зависимость, гедонизм, уподобление животным, борьба поколений, откровенный пофигизм. Посмотрите хотя бы на людей, стоящих неподалеку от пылающего шапито. Что они делают? Ловко достают смартфоны и снимают происходящее на камеру, упиваясь жутким зрелищем. Вот он — 21 век. Сетевые «френды» стали дороже людей из плоти и крови, а гомосексуализм воспринимается как забава. То и дело мелькают бутафорские цветы голубого цвета, милые единороги и гипноспирали. Пионеры-хипстеры наряжаются ковбоями и выкрикивают имена культовых геров 90-х (привет, Линч!), слышатся цитаты из Шекспира, слышатся те самые вступительные аккорды симфонической поэмы «Так говорил Заратустра»…

    Все основные действия происходят в курортной городке Симеиз, но порой теряешься и не можешь толком понять, в каком именно отрезке времени развивается история. То ли это лихие 90-е, то ли наши дни (от некоторых городов до сих пор веет совдепией). Сориентироваться можно, но только если обращать внимание на детали. Эстетическая составляющая просто сногсшибательная: нарочитый китч смотрится очень органично. До чего прелестен саундтрек, ах, эти чудные «космические» мелодии! До чего великолепны актерские работы (отдельно хочется отметить Знаменского, Богдана, Кузьменко и Подольского).

    «Шапито Шоу» — это виртуозная галлюциногенная фантасмагория, наполовину состоящая из аллегорий и реминисценций, удивительно легко врезается в голову и упорно не желает оттуда выветриваться. Абсурдно, но воистину гениально.

    1 ноября 2012 | 02:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>