всё о любом фильме:

Брестская крепость

год
страна
слоган«Я умираю, но не сдаюсь!»
режиссерАлександр Котт
сценарийВладимир Еремин, Алексей Дударев, Константин Воробьев, ...
продюсерИгорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин, ...
операторВладимир Башта
композиторЮрий Красавин
художникАлим Матвейчук
монтажМария Сергеенкова
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
253 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  755.8 тыс.,    Китай  140.4 тыс.,    Украина  39.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (6630)
ожидание: 80% (2906)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
5 + 5 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • По заявлению продюсера фильма, некоторые участки земли были разминированы для съёмок взрывов, обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды, а также немецкая резиновая лодка.
    • Съёмки фильма происходили на территории Брестской крепости, на месте реальных событий, показанных в картине. По проекту Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, копии построек довоенного времени и точная копия Холмских ворот. В последний день съёмок (14 октября) утром выпал снег, так был снят последний кадр «Брестской крепости» (с него начинается фильм), через 2 часа от сугробов не осталось и следа.
    • Сашка Акимов — собирательный образ, посвящённый мальчишкам из музвзвода 333-го полка (44-го), которые вместе со взрослыми защищали Брестскую крепость. В их числе Пётр Клыпа пионер-герой, награждённый Орденом Отечественной войны 1-й степени) и ныне живущий Пётр Котельников.
    • Длительность телевизионной версии — 178 минут.
    • В фильме присутствует фрагмент фильма «Весёлые ребята» (1934). В реальности 21 июня 1941 года в крепости показывали фильм «Валерий Чкалов» (1941).
    • В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
    • Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма начальник заставы лейтенант Кижеватов отдаёт Саше Акимову свёрнутое боевое знамя, однако непонятно, знамя какой части он мог при себе иметь, т. к. пограничная застава не является воинской частью и знамени иметь не может. Видимо, так художественно обыгрывается реальный исторический эпизод со знаменем 393-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которое младший сержант Родион Семенюк носил на груди под гимнастёркой, а потом спрятал в крепости и откопал после войны. Сейчас оно хранится в Музее обороны Брестской крепости.
    • еще 5 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма утверждается, что Петр Михайлович Гаврилов был репрессирован после войны, что является ошибкой или исторической неточностью. Майор Гаврилов после освобождения из плена был восстановлен в звании и продолжил службу в Красной Армии на территории Сибири и Дальнего Востока. Получил несколько благодарностей по службе, после чего был восстановлен в партии (сразу после войны его не восстановили по причине утраты партбилета). В 1957 году ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
    • Немецкий майор в кадре награждён знаком «За ближний бой», введённом в конце 1942 года.
    • Неясно, каким образом немецкие диверсанты могли проникнуть в СССР через железнодорожный вокзал, прибыв на поезде и минуя пограничный контроль в пункте пропуска.
    • Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
    • Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5924 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наконец-то этот фильм докатился и до нас. Почему наконец-то? Наверное, потому, что мировая премьера его прошла ещё 22 июня, но демонстрировался он на кинофестивалях, и в широкий прокат вышел только 4 ноября, но исключительно в России. Почему так долго его не было у нас, остается только гадать, но, слава Богу, он все-таки вышел. Посмотреть его я хотел уже очень давно, потому как слишком лестные отзывы о нём были, даже говорили, что его следовало послать на Оскар вместо «Края». Что ж, убедиться в этом я решил лично и поэтому, как только узнал, что он идет у нас, побежал в кинотеатр. Делюсь впечатлениями…

    Вставай страна огромная
    Вставай на смертный бой 
    С фашистской силой тёмною
    С проклятою ордой!

    Не люблю я русский кинематограф, слишком уж он уныл, только пару фильмов пришлось мне по душе. Единственное чего не отнять, так это умение снимать кино о Великой Отечественной войне. Но опять же, столько фильмов снято, столько признанной классики, что вроде надо остепениться, но нет, не все ещё было сказано. Брестская крепость — это возврат в советский кинематограф, в фильмы наполненные патриотизмом и стойким духом. Данная картина определенно одна из лучших. Меня она повергла в…не знаю, наверное шок, потому как мне очень не хотелось верить, что такое действительно было, что люди способны на такое. Так же я испытывал гордость за свой народ, за то, что никто не отступил, за то, что они не просто держали оборону, а они шли на прорыв…шли вперед, даже тогда, когда знали что погибнут! Сидев два часа в кресле с комом в горле, я каждую минуту хотел к ним, хотел в бой. Картина заряжает тебя энергией, верой в свои силы.

    Что касается исполнения, то порой у меня возникает чувство, что нет в России актеров, которые буду плохо играть в фильме о войне. Начиная с массовки и детьми, заканчивая лейтенантами можно смело сказать, что актеры не просто играли, а они прочувствовали всю трагичность своих персонажей и воплотили это на экране. Даже такой актер как Павел Деревянко, известный нам по комедийным ролям в картинах «Гитлер Капут», «На море», здесь просто блистал в драматической роли. Играть героев — это честь, и думаю, каждый был рад такой возможности. Но, все эти герои — это не рыцари, без страха и упрека, они обычные люди, у которых нет выбора, а есть лишь маленькая надежда на подкрепление. Музыка, спецэффекты и прочее можно охарактеризовать всего несколькими словами: каскадерам — памятник, пиротехникам — медаль, композитору -слава. Ну а что касается режиссера, то Александр Котт молодец, слова излишни, просто посмотрите фильм и все поймете сами!

    Эта картина окунает нас в тот далекий жаркий день 22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны, показывает всю трагичность происходящего и героев того времени, любовь во время войны, силу воли, дружбу и ВЕРУ. Это не «Перл Харбор» и не «Спасти рядового Района», пафос чужд этому фильму. Здесь нет «За Родину» и нет «За Сталина», здесь только «Вперед» и только «УРААА !». На ум приходят вот такие строки Лермонтова из всем известного стихотворения:

    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля.

    Вечная слава Героям. «Прощайте, товарищи, всем спасибо!»

    Вердикт:

    10 из 10

    20 декабря 2010 | 02:41

    «Я много раз представлял себе войну, но я не представлял себе войну… такую войну…»

    Вот уже 65 лет прошло после окончания Великой отечественной войны. С каждым годом мы все меньше знаем о войне, уходят одни за другим люди, видевшие войну… Годы идут…

    Война — это очень страшно. Первое, что приходит мне в голову после просмотра картины «Брестская крепость». Это потрясающая картина о героизме наших защитников в первые дни войны. Все ждали войны, но никто не знал, что вот так — сразу.. Просто и страшно. Люди до последнего не верили, что будет война. С первых кадров мы оказываемся в крепости, погружаемся в ее жизнь. Война еще не началась, люди живут своей обычной жизнью, строят планы на будущее, которым не суждено сбыться… Перебежчики называли дату начала войны, но никто не верит, что она начнется и что вот так — сразу… Ранее утро 22 июня. Люди мирно спят в своих постелях, дети — Саша и Аня сидят на берегу реки и ловят рыбу. Обычное ранее утро… и вдруг… взрывы, грохот летящих снарядов, паника… Люди не сразу поняли или не хотели понимать, что это война. «- Что это? — Наверное, учения…» — несколько раз слышится в фильме. Люди отказывались верить в то, что война началась. Тут показаны обычные люди, показан страх и паника. Все сделано настолько реалистично, что забываешь о том, что это фильм. Все актеры от массовки до главные ролей проживают свои роли. Смотришь — и слезы сами катятся по щекам. Но люди все-таки смогли взять себя в руки и начать оборону. Три очага сопротивления, возглавляемые командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Фоминым и начальником 9-ой погранзаставы Андреем Кижевятовым. Бесконечное лето 41-ого… Несколько раз Гитлеру докладывали, что крепость взята, но каждый раз выяснялось, что очаг сопротивления не погашен, что воля советских воинов не сломлена. Он планировал взять крепость за один день, но не планировал столкнутся с таким ожесточенным сопротивлением. Он даже приехал посмотреть на развалины Брестской крепости 26 августа. Говорят, что его очень поразила надпись на стене, сделанная неизвестным защитником «Умираю, но не сдаюсь!». Эта надпись доказательство насколько сильны духом были защитники. Каждый сражался до последней капли крови. И все ждали: вот-вот придет подкрепление и все закончится. Кто же тогда знал, что этот ужас продлиться еще долгих четыре года?… Кто знал, что им суждено погибнуть в развалинах Брестской крепости? Все ждали подкрепления и до последнего верили, что помощь придет. А когда поняли, что помощи не будет не сдались, бились из последних сил, даже не смотря на усталость, голод, жажду, нехватку продовольствия и боеприпасов. Бились до конца, страшного конца… Смотря этот фильм, я не могла сдержать слез, весь фильм слезы текли по моим щекам, хотелось рыдать навзрыд — так страшно, так больно… В фильме трусость тесно переплетается с героизмом. Боялись все. И простые солдаты, и командиры. Потому что война — это очень страшно. Никому не хотелось умирать. Ведь еще так много не сделано, не сказано, не закончено…

    «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне..»

    Это потрясающий фильм. Всем смотреть.

    10 из 10

    11 ноября 2010 | 10:41

    По сюжету — низкий поклон создателям за подробный (хоть и сильно разбросанный) рассказ о тех событиях. За очень старательный и качественный труд.

    По исполнению — глянцевая калька со всех современных военных фильмов. Не дошел фильм до сердца! Понравился только Коршунов, но я его с 12 лет знаю по театру (Малый, царская трилогия и др.), так что открытием его игра не стала. Остальные, кроме доктора и, пожалуй, мальчика, смотрелись неестественно и натужно.

    Мое мнение — чтобы военные фильмы смотрелись, нужно избавлять (спасать!) их от голливудщины [дорвались-Наши-до-спецэффектов], всех этих флешфорвард-флешбеков, бесконечных компьютерных эффектов-эха блокбастеров, крупных замедленных планов с летящими брызгами крови и искаженными лицами, замыленных штампов (война vs мир — форева), которые тут из каждой щели. Создалось ощущение, что смотришь затянувшийся клип Жасмин «Самый любимый» (с разницей, что от последнего я прослезилась).

    Весомый бюджет сыграл злую шутку — расчет на зрительский ох-эффект укатал внутреннее содержание, человечность, которая должна быть основой военных фильмов, за которую их хочется пересматривать.

    Неморгающий глаз коровы, расстрелянной на съемочной площадке, вставляет у Элема Климова. Да так, что внутренности у зрителя раздирает. Все попытки это повторить — жалкие штамповки, жалкие от отсутствия своего почерка, своей идеи у «сценаристов», сваливших все, что отсмотрено о войне, в одну 2,5-часовую цитату.

    3 из 10

    7 июля 2011 | 23:35

    Знаете, я была не в восторге, когда меня позвали на «Брестскую Крепость». Так или иначе, я не любитель кинолент о той жуткой войне. Войне, унесшей миллионы жизней…

    Но атмосфера того самого момента, когда началась война, не может не впасть вам в душу и не оставить в вашем сердце след. Я буду немногословна — это было потрясающе. Каждая история повествует нам о своем герое, о человеке, чью жизнь сломала война. Смотря повесть о тех людях, которые ценой своей жизни сделали так, что мы с вами сейчас живем в России, Белоруссии и многих других странах, мне хотелось плакать. Честно. За тех, кто пал в бою…

    P.S Знаете, я была в Брестской крепости. И когда стоишь там, и видишь остатки зданий, подвалы и нацарапанные надписи, стоишь на том самом мосту, где немцы, прикрываясь живым щитом, стреляли в наших — в тебе просыпается гордость. Гордость, что наши предки были Великими Людьми. Что они дали нам право жить в свободе ценой своих жизней.
    За этими людьми — вся Россия. Спасибо им за нашу жизнь.

    Вечная память.

    10 из 10

    4 ноября 2010 | 22:26

    Предупреждаю сразу: черезчур впечатлительным лучше не ходить! Ну а если уж пошли, то захватите с собой носовые платки.

    Эта драма повествует о первых, самых тяжелых днях, в истории войны. Ничего не подозревающие люди, которые оказались в самом центре очага. Люди, которые сражались до последнего, и спасали страну ценой своей жизни. Но люди, которые навсегда остались живы в памяти своих близких, своей Родины.

    Фильм несколько тяжеловат в плане спецэффектов: куски оторванных частей тел, громкие взрывы и т. д. Но в плане актерской игры -это было просто бесподобно! Очень понравилось, то, как сыграл юный актёр Алексей Копашов (Саша Акимов). Глядя на его героя, невольно задумываешься о нашем поколении. Ну кто еще побежит искать девочку, когда вокруг разрываются гранаты, падают бомбы и идет огненный обстрел! Я считаю, что у Алексея получилось сыграть столь отважного (хоть и маленького) героя. Ну и игра таких актеров, как Андрей Мерзликин, Александр Коршунов и Павел Деревянко достойна высших похвал и не остается незамеченной.

    Этот фильм стоит показать своим детям. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на их реакцию и объяснить, какой ценой досталось чистое небо над нашими головами…

    17 ноября 2010 | 18:41

    Лучшее наше кино в этом году, заставившее просидеть половину сеанса стирая слезы с глаз. Танки фрицев гусеницей проходящие по горе расстрелянных в упор безоружных защитников крепости. Крики ура и табуретка в руке, командиры разгоняющие панику и дающие простые приказы стоять до последней капли крови за родную землю и испуганных дочерей и жен, жмущихся друг к дружке в подвале из-за неожиданной воздушной атаки вероломного противника. Руки и пальцы мертвой хваткой сжимающие котелки с водой из реки, подходы к которой обстреливаются. Позывные и бессмысленные крики о помощи от радистов вызывающих подмогу которая не придет. Мысли о прорыве в никуда из оцепленной крепости, и мегафоные предложения о сдаче в плен от захватчиков.

    Актерские работы в фильмы очень достойны. Алексей Копашов в роли мелкого Сашки Акимова, от лица которого ведется повествование справился с ролью на ура, настоящий боец. Вероника Никонова подобранная ему в пару — девочка-солнышко расцветает даже когда вся в пыли и грязи от одной только своей улыбки. Надежные командиры на которых бойцы смотрят с придыханием: Андрей Мерзликин — очень хорош, Павел Деревянко — удивил и порадовал, ну а Александр Коршунов — вероятно создал самый сильный образ несгибаемого русского офицера, своими словами и действиями наставляющего подчиненных ему солдатов на защиту крепости. Небольшая но интересная и очень подходящая роль у Евгения Цыганова, пара реплик и взглядов — но все очень правдиво.

    Отличный патриотичный фильм к моему удивлению вызывающий шквал сломанных копий на форумах, обсуждения которого постоянно скатываются то к политике или истории, а то и к взаимной перепалке оппонентов, рассматривающих данный проект с подчас дико занятой позиции. Я не придерживаюсь мнения что хороших фильмов о войне в России в последнее время не снималось. Были отличные представители, чаще всего выходившие на экраны телевизоров под празднование 9 мая. Но помнить, чтить и прославлять долг предков одержавших победу в Великой Войне ценой своей крови и пота надо не только по графику или расписанию.

    10 ноября 2010 | 17:30

    22 июня 1941 года. 3:58.

    Сердце замирает, когда видишь эти числа на чёрном экране, ибо известно, что произойдёт всего через несколько минут. В душе закрадывается страх. Страх за тех, кого только что видел. За бойцов и их семьи. За тех, кто с надеждой и мечтами смотрел в будущее. Они только вчера жили обычной жизнью — сегодня для них наступает самое страшное испытание.

    Не хватает слов передать все чувства, вызванные новой картиной Александра Котта «Брестская крепость». Невозможно рассказать насколько сильной получилась она. Создатели буквально погрузили зрителя в войну. Самую страшную войну в истории, чтобы этот зритель хоть частичку понял из того, что было. Здесь не приходится говорить ни о какой постановочности. И совершенно не хочется говорить об актёрской игре, имея в виду именно игру и выделяя кого-либо, ведь на самом деле все по-настоящему прожили эти жизни. Когда ты видишь отсутствие всякой фальши, всей пресловутой пафосности или нарочитого псевдопатриотизма, начинаешь по-настоящему сопереживать всем, кто был там. Слёзы навёртываются сами собой — и в этом вовсе не стыдно признаться.

    Всякие сравнения здесь совершенно излишни. Можно лишь с уверенностью сказать, что «Брестская крепость» является одним из сильнейших полотен последних десятилетий не только отечественного кинематографа, но и мирового. Кто-то при этом может сказать, что это кино о войне, о той, какая она есть. Да, в нём есть неточности, есть фактические ошибки, но их так мало, и они меркнут перед всем остальным. Ведь это прежде всего история о людях. И одна очень важная мысль остаётся после увиденного. Она вроде бы очевидная и простая, но её в действительности трудно прочувствовать, и только в сей раз очень хорошо воспринимается. Мысль о том, что война — это страшно, и не дай бог пережить её кому-либо ещё раз. Никогда. Никогда…

    19 ноября 2010 | 23:30

    Я долго не мог посмотреть фильм. Нет, было время, но у меня в планах было другое кино. Короче говоря, всё-таки посмотрел.

    Ну, что сказать, не разочарован и не обрадован. Крепкий середняк вышел. Вот сейчас и разберём-с…

    Плюсы.

    Спецэффекты да боёвки. Сделаны вполне качественно, конечно, доводка всё-таки требуется в ряде моментов.

    Патриотизм. Что понравилось: без излишнего пафоса, коротко и ясно: это НАШИ солдаты, это они умирали за Родину, дабы мы живы были.

    Настоящий танк Pz. Kpfw. III! В кои-то веки не замаскированная «тридцатьчетвёрка». Ей-богу, весьма обрадовался сему факту.

    Грим, реквизит, декорации. Вполне хороши..

    50 на 50.

    Сценарий. Помимо фильма есть так же сериал, посему фильм воспринимается как выжимка из сериала. Хотелось бы побольше цельности, колоритных героев и т. п..

    Лубочность. Штамп: жили они счастливо, и тут внезапно война. Слишком просто, да и не цепляет.

    Актёры. С одной стороны, играют. С другой стороны, персонажи слишком уж шаблонные, картонные, неживые. Ни один не запоминается. В общем, личностей не видно. Исключение: Андрей Мерзликин со своим персонажем.

    История. Здесь цепляться не хочется (хоть и есть к чему). Правда, зачем некоторые биографии переврали? Да и стоящих моментов можно было бы побольше.

    Минусы.

    Мальчишка-терминатор. Он просто бесил своей живучестью. Ладно бы сделали на основе реального персонажа, так нет: этот мальчик мотается чуть ли не по всей крепости. Особенно добил момент, когда он прогуливается у воды, где до этого стояла жаркая перестрелка. Куда наши делись — понятно, но куда немцы?

    Общая сумбурность повествования. Не всегда понимаешь, кто где и какого чёрта. Запутаться можно. При пересмотре, конечно, всё становится понятней, но всё равно обрывчатость остаётся.

    Значимость подвига. Выглядит так: немцы в итоге крепость захватили. Возникает вопрос: и что дальше? Да ничего…

    Итог.

    По сравнению с «УС-2» — конечно, хорошо. По сравнению с «В бой идут одни старики» и «Иди и смотри» — проходное. В общем, могли сделать намного лучше, благо, потенциал был. Увы, имеем то, что имеем.

    5 из 10

    2 декабря 2011 | 15:00

    Не судите строго за предвыборный лозунг Обамы в оглавлении к данному отзыву, но он тут очень и очень к месту. Фильм «Брестская крепость» показал нам не только героическую историю, подвиг защитников одноимённой крепости, но также и то, что российский кинематограф может снимать своё массовое кино. Здесь важно сочетание слов «своё» и «массовое», потому что если со своим кино у нас всё куда ни шло, то с массовостью совсем плохо. Если и снимается что-то массовое, то по голливудским лекалам, причём так плохо адаптированным, что смотреть это если и можно, то принимать близко к сердцу не получается. Между тем, есть же огромная традиция российского, точнее советского, массового кино! И, конечно, большАя его часть была про войну. Великая Отечественная война стала огромным испытанием для нашей страны и её народа, поэтому она до сих пор и будоражит умы, вокруг неё идут споры, о ней снимаются фильмы… То же самое, что у французов их революция и у американцев, например, война за независимость.

    О героической защите Брестской крепости слышали все. Но никто толком о ней ничего не знает: вот была и всё, защищали, дескать. Также как с «Анной Карениной» — бросилась под поезд. А то, что перед этим вообще-то 870 страниц текста, причём не пустого, а философского (ведь «Каренину» называют вершиной художественного творчества Л. Н. Толстого) — это неважно… Поэтому фильм попал очень в точку — он рассказывает нам, как это было. Сразу хочется пресечь всяческие сравнения с книгой — книга это одно, а кино — совершенно другое и сравнивать их нельзя, это аксиома. Всего 4 дня, всего несколько десятков человек… Как они вели себя? Что происходила с людьми, у которых ломалось мировоззрение? Ведь ещё вчера им говорили «Только вперёд!», а сегодня они в котле, в глубоком тылу противника и помощи ждать неоткуда. Показано, как ведёт себя человек, в такой ситуации. И символом всего этого является сцена, когда мальчик, Сашка, убегает из крепости — камера переворачивается и мы видим то, что у Стругацких названо «Массаракщ» — мир вверх дном. Это настолько точная и яркая метафора, что даже не надо ничего больше говорить — всё сказано одним движением камеры.

    Часто можно услышать версию, чуть ли не обвинение, что этот фильм сделан а-ля советская агитка, что никакого нового взгляда тут нет, кругом штампы и проч. Честно говоря, это звучит глупо. Это кино сделано в лучших традициях наших военных фильмов, но с использованием современных методов кинопроизводства и в условиях отсутствия какого бы то ни было идеологического давления, причём с любой стороны. Здесь есть и предатели, которые уходят из крепости, решив, что сопротивление бесполезно, но в то же время, тут нет обязательного персонажа всех военных штамповок демократического периода — злобного чекиста или особиста. Здесь слиты воедино такие эпизоды, как солдат со своей собакой (не могу себе в советском кинематографе представить сцену, где хозяин отдаёт драгоценный глоток воды своему верному другу — псу) и майор, у которого ходят желваки — типичный образ советского офицера. Ну а как его ещё сыграть? Хватающимся за сердце и рвущим на себе волосы? Это же модель поведения того времени, как её можно заменить! Это всё равно что в театральной постановке нарядить Макбета в костюм-тройку! Абсолютно невообразима советском кино жесточайшая сцена с танком, сначала в упор расстреливающем людей, а потом переезжающем их. И главное — перед нами не религиозные фанатики, которые гибнут «За Родину, за Сталина». Конечно, и за Родину тоже, но каков один из последних моментов фильма? Герой подрывает немецкого офицера и себя гранатой. Герой-то трус! Он просидел в окопе все 4 дня, он не вступился за свою любимую, пусть это даже стоило ему жизни, он пошёл срывать звёздочки с пилоток убитых красноармейцев. Но чувство мести толкает его к не к дальнейшей деградации, а к борьбе. Он не опустился на самое дно, он предпочёл умереть, но убить хоть одного врага. И в этом вся Наша Война! «Погибаю, но не сдаюсь!»

    В этом контексте хочется сразу отметить, что фильм полон сильнейших по своему психологическому эффекту сцен, комок в долго ещё стоит после окончания картины. Война показана во всей её жестокости, несмотря на то, что нет никаких разлетающихся частей тела и кусков мяса, фонтанов крови (и всё это, конечно, крупным планом и подолгу) — нет всей этой анатомии, которая превращает драму в учебное пособие для урока по морфологии человека. Остаётся именно то, что должно остаться — ужас войны, который вызван именно осознанием того, чт происходит, а не физиологическими причинами (в отличие, например, от «произведения» Н. С. Михалкова «Утомлённые солнцем-2»). Плюс музыка. Надо отдать должное — музыкальное сопровождение картины сделано просто по всем канонам, очень педантично и аккуратно. Оно всегда усиливает эффект той или иной сцены. Это как музыка Нино Роты или Эннио Морриконе! Что касается других технических нюансах, то они столь незначительны по сравнению с тем эффектом, который производит это кино, что и упоминать о них не стоит — пусть этим занимаются эстетствующие высоколобы.

    Погибаю, но не сдаюсь… Лейтмотив всей этой истории. Можно написать ещё много чего, но всё это будет лишним — нужно не знать, что такой фильм есть, а посмотреть его, отдаться ему, чтобы прочувствовать всем своим существом всю безысходность, ненависть, боль, отвагу и веру тех, кто там сражался. Их имена не забыты в фильме. Они погибли, но не поступились своей честью, честью армии и честью своей страны. Они спасли знамя.

    И пошёл дождь… Смыло всё, что было за эти 4 дня, как время смывает из памяти события и ужас прошлых лет, наступило очищение. Остался только мальчик, который всё видел и всё помнит, и обязательно сделает так, чтобы его внуки не забыли о подвиге, тех, кто дал всем нам возможность жить на этой земле.

    9 из 10

    21 ноября 2010 | 06:32

    Посмотрев фильм, я долго думал, каким мне образом написать всё то, что я хочу про него сказать. Вариантов было ровно два — 1) в некой шутливо-ироничной форме в лучших традициях моего убогого юмора, чтобы ещё и здесь обосрать ублюдочное «Предстояние» и, быть может, несколько его «систерсшип»; 2) сделать всё серьёзно. В конце концов я решил, что по-настоящему серьёзный фильм заслуживает серьёзных слов, а не клоунады. В связи с этим даже попрошу прощения, что в принципе упомянул здесь этот бидон верблюжей блевотины, коим и является УС-2. Да и попинать Михалкова у меня ещё будет повод, ведь на горизонте маячит «Цитадель», в чьей фикальной сущности при таком старте я практически не сомневаюсь.

    Прежде чем что-то сказать, я начну с аксиом. Аксиома номер раз: лучшее кино про Великую Отечественную войну — несомненно советское. Это ясно любому здравомыслящему человеку. Это, на мой взгляд, просто неоспоримо, потому и аксиома. Так есть и так, скорее всего, останется. Почему? Потому. Если вы согласны, то знаете причины этого не хуже меня. Аксиома номер два: самое худшее кино про Великую Отечественную войну — несомненно современное. Это так же ясно любому здравомыслящему человеку. Это тоже неоспоримо. И так далее.

    Чем отличаются эти два подвида? Если утрировать и не вдаваться в детали, то выйдет так: от первого хочется рыдать за судьбы нашей несчастной и несоизмеримо великой Родины, за все порушенные жизни. Ну а от второго, в общем то, тоже хочется рыдать. Только от бессильной ярости на очередных подонков, которые в очередной раз справляют свою нужду нам в мозг, скармливая откровенные помои.

    Фильм «Брестская крепость» — это исключение из правил. Современный, но как советский. То есть, отличный.

    (это не значит, что все советские фильмы про войну отличные, какие-то лучше, какие-то хуже)

    Почему получилось так? Потому, что не стали выдумывать велосипед и садиться на старую, всем давно известную связку «Штрафники — злобное НКВД — невинно страдающие жертвы репрессий». Всё просто, как два пальца. Вот мы, вот они, они пришли нас порабощать и убивать. И их сюда никто не звал. И нафиг они были не нужны. И жили до них нормально.

    Что мы видим в начале фильма? Люди занимаются своими повседневными делами, играют, танцуют, любят, ссорятся, веселятся, отдыхают, готовятся к каким-либо мероприятиям. И тут война. Создаётся резкий контраст, аж мороз по коже, от мирного вчера и войны сегодня. Читая различные воспоминания о том времени, я неизменно наблюдал этот контраст. А это значит, что и авторы фильма не из пальца всё выдумывали, а с материалами ознакомились и подготовились как надо. Дальнейшее это только подтверждает. Лично я не заметил никаких вопиющих расхождений фильма с реальными известными фактами. Понятное дело, что моё слово это не стопроцентная гарантия, но, вроде как, дяди и поумнее меня особых претензий не имеют. Ещё раз отмечу, что дилетантизмом тут и не пахнет. Даже, о мой Бог, немцы вооружены преимущественно винтовками, т. е. как оно и было на самом деле.

    Техническая часть фильма тоже понравилась. Перестрелки — нормальные, рукопашные — выше всяких похвал, стрельба/взрывы/падение бомб — всё звучит как надо.

    Сюжет, выстроенный специально, чтобы зритель обозревал все отражённые аспекты обороны в фильме, не страдает тупостью, алогичностью и откровенным дебилизмом. Ни к одному из актёров претензий не имею. Особо хотелось бы отметить, конечно же, четырёх главных героев — ловкого пацана и офицеров-организаторов обороны. Ну а сверхособо понравился комиссар Фомин. Конечно же, за его последнюю фразу. Но молодцы всё-равно все, от мальчиков на побегушках до режиссёра.

    Какого-то звериного пафоса я, честно, не заметил. Я заметил солдат и офицеров, делающих своё дело, свою работу, защищающих нашу Родину от захватчиков. Виршей и пассажов про Сталина, коммунистическую партию Советского Союза там нет. Нет и антикоммунистической пропаганды, проклятий людоеду Сталину и мразям НКВДшникам.

    Зато я заметил, как люди в зале буквально плакали от увиденного. Об этом я читал много раз, но вот увидеть… И сам бы я расплакался, кабы рядом не сидела девушка, пускать слёзы перед которой мне бы не хотелось. И то, что даже через десятилетия кала люди не потеряли способность адекватно воспринимать действительно хороший фильм про войну не может не радовать. Не может не давать надежду.

    Фильм не идеален. В нём есть недостатки, на мой личный взгляд. Но после всего, что я уже понаписал, мне просто влом их расписывать. Да и хрен с ними. Всё-равно фильм получился настолько хорошим, насколько это вообще возможно и оправдал все ожидания, убил все страхи, которые одолевали меня по дороге в кинотеатр: «А вдруг опять не то, а вдруг очередная халтура, ложь, враньё и страшная, непонятная ненависть к уже несуществующему государству и умерших в борьбе с нацисткой Германией людям?».

    Ничего подобного. Минимум политики. Просто фильм про обычных героев, про чудо-богатырей с учебников истории, про солдат и офицеров, выполнивших свой долг до конца. Смертью смерть поправ.

    10 из 10

    19 ноября 2010 | 19:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>