всё о любом фильме:

Как я провёл этим летом

год
страна
слоган«Не ври. Не бойся. Не беги»
режиссерАлексей Попогребский
сценарийАлексей Попогребский
продюсерРоман Борисевич, Александр Кушаев, Михаил Колодяжный
операторПавел Костомаров
композиторДмитрий Катханов
художникГеннадий Попов, Светлана Михайлова
монтажИван Лебедев
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  90.6 тыс.,    Великобритания  7.9 тыс.,    Польша  4.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.

Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (5398)
ожидание: 72% (5506)
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
34 + 9 = 43
6.5
в России
40%
2 + 3 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимался в течение 3-х летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сегодня на станции работает 5 человек.
    • В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа — сколько позволял свет.
    • В самый первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не потонуло, когда вездеход «Урал» застрял посередине реки.
    • Самое старое здание на станции Валькаркай — баня, построенная в 1935 году. Именно в ней парятся герои фильма.
    • Съемочная группа жила в заброшенном 10 лет назад бараке. Для отопления смастерили печки-«буржуйки». Горячей воды не было; раз в неделю объявлялся банный день. Предвидя подобные бытовые сложности, организаторы экспедиции сформировали чисто мужской коллектив.
    • Экспедиция завезла с собой 4 тонны продовольствия, 3 дизель-генератора и 20 тонн солярки. Еду готовил повар с опытом работы на дрейфующей полярной станции.
    • Актеры в фильме выполняют реальные операции по снятию метеорологических данных и пересылке их «на материк». Эти действия необходимо выполнять каждые 3 часа.
    • «Аарчым» — радиопозывной героев фильма, «Фея» — реальный позывной базовой станции в городе Певек. Актеры работали с действующей рацией, и несколько раз в эфир включались настоящие метеорологи, немного озадаченно спрашивая: «Фея на связи, а кто в эфире?»
    • Действие фильма происходит на несуществующем «острове Аарчым». Авторы фильма назвали его так в честь живущей на станции Валькаркай лайки Арчум, которая пешком дошла от Гренландии до Чукотки в составе экспедиции французского путешественника.
    • Для съемок была создана подробная географическая карта «острова Аарчым».
    • Туманная Станция, на которой снималась одна из самых напряженных сцен фильма, находится на самой северной географической точке материковой Чукотки — мысе Шелагский.
    • Когда группа прибыла на станцию в июне, океан был все еще покрыт льдом; в последние дни съемок лег снег и начал образовываться молодой лед. Впервые снег пошел 3 августа. Средняя температура в эти летние месяцы составляла +5 градусов.
    • До полярной станции Валькаркай, где снимался фильм, нужно добираться 6 часов на вездеходе от г. Певек, самого северного города России.
    • Неподалеку от станции Валькаркай расположена ныне заброшенная радарная рота ПВО. На одном из радаров катается персонаж Григория Добрыгина.
    • Всего в окрестностях места съемок жило 5 полярных медведей: первыми появились медведица с двумя взрослыми медвежатами (каждый размером с теленка), затем матерый самец (именно он «снимался» в фильме), и под конец съемок — молодой медведь- «отморозок», пытавшийся пообедать режиссером и оператором.
    • Цифровая камера позволяет снимать длительное время без перезарядки. Самый длинный непрерывный актерский дубль длился 45 минут; для съемки финальных планов камера работала по 5 часов без перерыва.
    • Всего было отснято около 80 часов материала, включая кадры с полярными медведями, китами и арктическими пейзажами. Далеко не все могло войти в кинокартину, так что будет подготовлен отдельный видовой фильм в качестве DVD-бонуса.
    • В названии фильма использован стилистический прием «анаколуф» (от греческого «непоследовательный», «неподходящий») — риторическая фигура, состоящая в нарочитом нарушении грамматической согласованности членов предложения.
    • В фильме использовалась радиостанция Yaesu FT-600 (System 600).
    • РИТЭГ (РадиоИзотопный ТермоЭлектрический Генератор), прототип радиоактивного устройства из фильма, используется в Заполярье для питания маяков в безлюдных местах. В случае неисправности РИТЭГ представляет реальную угрозу экологии и жизни человека.
    • Главный герой фильма — Павел — в свободное от работы время играет в компьютерную игру «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Главный герой греется и получает дозу радиации от РИТЭГа (радиоизотопный термоэлектрический генератор).
    • еще 19 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2334 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Все действие этого фильма разворачивается на одной дальней-дальней полярной станции на самом севере России. Летние месяцы полным ходом, полярники, как им и положено, снимают показания с приборов, проводят разного рода исследования, используя все те же, как и раньше способы выполнения своей работы, не прибегая к помощи всяческих новшеств, без всяких современных компьютеров, все по старинке. На этой всеми забытой земле их всего-то двое — опытный дядя Сережа и совсем еще юный парень по имени Пашка. Осталось совсем немного потерпеть, подождать и подойдет к концу их вахта, они отправятся домой. Сергей, наконец-таки, увидит свою любимую семью за долгое время, увидит родной дом, а Паша приедет домой с новыми жизненными впечатлениями от летней практики. У этих двоих ребят, вроде бы, все идет своим чередом, все нормально, никаких экстраординарных вещей не происходит. Сергей ко всему относится очень серьезно, давая наставления Павлу, преподавая ему важные уроки жизни, а последний просто временами дурачится, дабы как-то скрасить свое пребывание в таком скучном месте. Паша, включив на полную мощь музыку в плеере, представляет себя героем компьютерной игры «Сталкер», хотя, на деле парень оказался не таким отважным, как он считал сам. Сергей же, готовясь к возвращению в родной город, домой, набирается всяческими гостинцами, дабы порадовать своих родных сердцу людей, а именно — жену с сыном.

    Находиться ежедневно вдвоем, это, конечно, намного лучше, чем в полном одиночестве, но все же, общения ребятам немного недостает. Ведь душа так и тянется домой, к цивилизованному миру, ведь тут на севере только лишь белого медведя встретить и можно, да и тот руку тебе не пожмет, а скорее оторвет с корнями. Ну, а единственным приспособлением для связи с цивилизованным миром является аппарат для радиосвязи с базой, да и тот качественной работоспособностью совсем уж не блещет. Однажды Паша во время своей смены, как раз, с помощью этой радиосвязи получает весьма печальные известия для Сергея. Паша в некоем замешательстве, ведь за свою еще не такую уж и длинную жизнь ему не предоставлялось возможности сообщать такие страшные известия. Что нужно делать в такие моменты? Как нужно вести себя? Как это все преподать? Паша всего этого не знает, опыта совсем нет, это все совсем не ясно. Так еще и не ясно, каким образом на столь печальные известия отреагирует дядя Сережа, это все давит на психику, это все страшно. Павел несколько раз пытается сообщить эти новости, но толком этого сделать так и не удается. Не совсем уж и легкая доля выпала на сторону Паши, теперь вот и выкручивайся, как хочешь.

    Поведение Павла похоже на ребяческое, детское. Это, словно ребенок, который очень чего-то желает в глубине себя, кучу раз свое желание про себя повторяет, где-то в голове репетирует фразы или реплики, которые будут выражать свое желание, но сказать этого никак не может, что-то его удерживает, слова так и блокируются в нем какими-то страшными силами. У меня, конечно, бывало такое в детстве и, наверное, это было связано с чувством какого-то подобия стеснения. Вполне возможно, что поведение Паши и можно объяснить этим стеснением, но все же, парень Павел уже не ребенок и он должен был осознавать всю серьезность сложившейся ситуации. Ведь он просто взял и преобразовал все в сложности. Надо было все сразу сообщить, тогда и стало бы ему легче, но, конечно, не стало бы легче Сергею. С одной стороны, конечно, можно понять Пашу, ведь, сообщив такие новости, можно хорошенько пострадать в порыве безумия со стороны Сергея, а, если учитывать, что они в гордом одиночестве находятся на полярной станции, то Сергею не стоило бы большого труда скрыть все случившееся, оставить в тайне, всячески все приукрасив. Ну, а с другой стороны, естественно, Павел абсолютно не прав здесь. Да и вообще, если присмотреться цельным образом к поведению Паши, то можно с уверенностью понять, за кого ты именно будешь переживать на протяжении всего действа. Ведь дядя Сережа, все-таки, добрый человек, хоть и вспыльчивый, он просто старой закалки, но желает он только добра и умеет все прощать, чего о Паше сказать нельзя.

    Режиссер Алексей Попогребский изначально в течение хронометража ведет нас по характерам персонажей и по их поведению в уединении. То есть, нам показывается, как в тех или иных случаях будут проявляться положительные или отрицательные человеческие стороны при изменении ситуации, когда она будет менять комфортный вид на более экстремальный и безвыходный. Происходит также проверка персонажей на стойкость, в которой явным аутсайдером становится парень Паша. Паша явно порой не знает, что ему делать и всю свою энергию вместо того, чтобы направлять в работу, он направляет на безделье и непонятные вещи, за что, в итоге получает тяжелое жизненное задание, с которым другой, казалось, сразу же легко мог бы справиться. Но, так ли все элементарно? Конечно же, нет. Поэтому Попогребский в своем действе предоставляет каждому из нас шанс попереживать то за одного персонажа, то за другого, в итоге, чтобы потом окончательно определиться, кому именно полностью отдать свои собственные симпатии и предпочтения. Не знаю насчет триллера, который указан в качестве жанра фильма, но драматическая составляющая точно присутствует и она всеми возможными способами дает о себе знать.

    Недавний исполнитель главной роли в посредственном проекте под названием «Черная молния» Григорий Добрыгин на этот раз в полной мере доказал и дал нам понять, что он хороший актер и серьезные роли ему вполне по силам. Добрыгин удачно исполнил роль Паши, показав все слабости его характера и ветреность бытия. Понравился и теска своего персонажа Сергей Пускепалис. В общем, актерские работы ровные и достойные проекта, нареканий никаких у меня нет. Понравилась операторская работа Павла Костомарова, а особенности все эти виды северной природы, от которых реально получаешь удовольствие. Короче говоря, у Алексея Попогребского получился очень сильный, достойный проект, который будет стоять во главе современного российского кинематографа. Что тут еще скажешь, побольше бы таких картин.

    26 февраля 2011 | 17:20

    История претендуют на классическую драму, т. к. характеризуется единством времени и места, отсутствием режиссерских ходуль в виде закадрового голоса, минимумом музыки, преобладанием поступков над словами. Извечная история отцов и детей повторяется!

    Павел (Григорий Добрыгин), стажер на полярной станции, инфантилен и похож на шкодливого ребенка. Сергей (Сергей Пускепалис), заведующий станцией, человек старой закалки, с понятием о долге. Пропасть между героями трагикомична: Сергей не знает, что такое смайлик, а Паша не понимает до конца, что может значить его один просып и каждый раз после обеда ест конфеты, как маленький.

    «Не ври, не бойся, не беги» — слоган фильма, слова обращенные к Павлу и к каждому из нас. Цепная реакция «ложь-страх-побег» всегда преследовала и искушала человека. Но на каждый порок найдется своя добродетель. Смотреть правде в лицо, доверять, уметь прощать и не быть мстительным — это то, чем богаты наши отцы, но придет ли время, когда мы сможем научить этому своих детей?

    Крайний север выкинул Павла в настоящее плаванье жизни, где нельзя поставить на паузу, как в любимой компьютерной игре. Большой ценой с него сходит налет ребячества, но за него нельзя не порадоваться, потому что хотя бы некоторое время, хотя бы одно лето для него было настоящим.

    Единственное, что удалось не вполне, так это монтаж. Я люблю созерцательное кино, итальянских режиссеров 60-х годов, но всему есть предел. Мне кажется, минус 20 минут картины и не потерялась бы ни мысль, ни атмосфера отчужденности и бескрайности севера со своим особым укладом жизни, но зато драматизм был бы чуть резче!

    Совершив у себя в голове умозрительный монтаж, я прогоняю наиболее яркие сцены в своем сознании, и радостно становится за наше кино.

    11 мая 2010 | 05:16

    После «Простых вещей» я понял что Попогребский пришел надолго. Алексей снял характерное кино. Он нашел в нас то на что мы не обращали внимание, и это оказалось очень важным. То что Попогребскому интересны отношения людей наглядно продемонстрировало противостояние героев Пускепалиса и Броневого. Когда я узнал что в следующим фильме будут играть два актера я потер руки. Ожидания оправдались. Попогребский поставил героев в экстремальную ситуацию которая на фоне безлюдного севера образовала напряженнейший человеческий триллер. То как меняется по ходу фильма герой Пускепалиса позволило мне прочувствовать одну из самых ярких человеческих драм в истории нашего кино. А молодой герой Добрыгина, испытывающий запредельные эмоции находясь с таким человеком один на один. Вы просто представьте себя на его месте, что существуете вы и человек, который на глазах превращается во что то ужасное, и пугающий холодный простор который давит на вас своей пустотой. И самое главное что здесь нет отрицательных или положительных героев. Есть только мы наедине с самим собой и другим человеком который тоже имеет право выбора.

    10 из 10

    17 июня 2010 | 01:53

    Русские долго запрягают, что есть, то есть. Мне, дабы дотерпеть до себе незаметного перехода от меланхоличной скуки наблюдения полярных пейзажей и сюжетного стояния на одном месте к экранному сопереживанию, пришлось руководствоваться любопытством раскрыть странное, а того и малопривлекательное название фильма. Впрочем, далее это оказалось скорее бонусом к положительному восприятию фильма, нежели удовлетворением мелких интересов. Для тех, кто порывается забросить просмотр на первых порах — немного откровений…

    Композиция фильма, нестандартная для современного русского мейнстрима может отпугнуть монохромным на эмоции стартом для обычного зрителя. Затянутость многих эпизодов в фильме должна пониматься как данность замыслу, чтобы фильм понравился, надо абстрагироваться от привычного подхода к триллерам, воспитанного Голливудом. Долгие планы природы, скудная содержательность действия и диалога — инструменты погружения в атмосферу, которая адекватна абсолютно всему наполнению фильма.

    Персонажи. Это явно не тот случай, когда у кого-то возникают или меняются чувства симпатии-антипатии, так как выверены они как по аптечным весам и обязаны поддерживать индифферентность на протяжении всего времени. Чистейшее восприятие, лишенное каких бы то ни было эмоциональных порывов в сторону героев вскрывает с подачи медитативной атмо замкнутой безграничности пространства, катализируя эффект присутствия и усиливая саспенс в разы.

    Все посылы к раскрытию персонажей видны если не с первого их появления, так уже в начале фильма точно. Инфантильность и неуместность фигуры мальчишки в суровой среде, где ответственности многовато не бывает. Контр-фигура мужчины, этой среде характерно созвучная и родственная, но не лишенная человечности, как в позитивном, так и негативном смыслах. Потому сюжетные злоключения этого фильма раскрываются не в сочувствии/антипатии к героям и стремлении оправдать/усугубить тяжесть действий, а в оценке самой ситуации (вместе с самими героями, их взаимодействием и тд), глубоких последствий глупой несуразицы.

    Отдайте дань фильму первыми минутами хронометража, что ослабят бдительность, и тем, как ни странно, подведут к эскалации напряжения и саспенса в дальнейшем. Это тот самый случай, когда зрителю стоит уделить чуть больше времени и внимания чем обычно, чтобы получить настоящее удовольствие. Все же не каждый день выходят неглупые и выверенные отечественные триллеры.

    7 из 10

    10 октября 2010 | 02:34

    В последние десятилетия за русским Севером окончательно закрепился ярлык «лагерный». Снежное поле где-то возле Магадана в испареньях мерзлого тумана, посредине поля — столб, на столбе надпись «ГУЛАГ», охрана, опущенные дула винтовок, овчарки, дивная мистерия вселенной шла в театре северных светил, но огонь её проникновенный до людей уже не доходил… Этот образ основательно потеснил в умах наших соотечественников другой Север, царивший там более столетия — край суровый, но прекрасный, затаивший во льдах несметные богатства, и человеческие в том числе, поскольку тот Север был еще и краем романтиков, полярных исследователей — людей, составляющих нравственный цвет любого поколения по «закалке своих характеров, неизбалованности, героизму, готовности к крупному, отчаянному, небывалому». Отрадно, что Север Попогребского генеалогически вырастает из Севера идеологически неизгаженного, доперестроечного, Севера Обручева, Санина, Трешникова и Каверина; отрадно, что этот молодой еще человек и молодой режиссер сумел не пойти на поводу у хоть и на ладан дышащей, но все еще конъюнктуры, — напротив, в рассказанной современным киноязыком истории творчески осмыслил художественную и мировоззренческую классику, в наши дни незасуженно и самоуничижительно забытую.

    Ведь тематически (да и эстетически тоже) фильм Попогребского по-хорошему традиционен. Как и большинство его советских предшественников, Попогребского интересуют испытания человека в трудных арктических условиях, противоборство разума и жестокой, холодной, безжалостной полярной природы. Пусть над его островом Аарчым (еще одна Земля Санникова — привет «Академику Обручеву»!) бесконечно сияет «солнца лик пещерный» и обитателей метеостанции не тревожат ни морозы, ни метели, ни цинга, но тем неумолимее направлено на них главное оружие Арктики — мертвенное, ледяное безмолвие, стирающее человека в порошок, сводящее его с ума. Под этим прицелом они должны жить, работать, оставаться людьми, удерживая каждый свой разум по сю сторону нормы, не позволяя ему сползти «в страну туманныx бредней»… Один из них бывалый, опытный метеоролог, сросшийся с ландшафтом, слившийся с пейзажем. Он пустил корни в эту малую землю, постиг науку уважения к ней — но оторвался от жизни на земле большой. Недаром то, что способно его разрушить, чему он должен противостоять, приходит оттуда — с материка, несомое радиоволнами. Второй — зеленый практикант, «сын железа и каменной скуки», инородное тело на фоне сизых скал в своей красной куртке. Он приехал на Аарчым главным образом для того, чтобы пощекотать себе нервишки северной экзотикой. До поры до времени ему удается обманывать мертвое безмолвие музыкой из плеера, убивать бесконечный северный день компьютерными стрелялками-догонялками. Пока на него не сваливается беспардонно простое откровение: Север — это серьезно.

    В фильме Попогребского парадоксально (и на удивление гармонично) перемешаны напряженнейший экшн и самая нирванная, самая горняя медитативность; забубенная житейская грубость и тонкая, нежная лирика; взвешенность, даже отстраненность тона и истерическая непоследовательность. Удивительнее же всего то, что действом своим режиссеру удается достигнуть реального (и убедительного) этического результата: молодая душа, замусоренная обыденностью, в испытаниях не то чтобы очищается, но как-то упорядочивается, дистиллируется, выбрасывает в осадок ненужное, преходящее; а душа зрелая, заскорузлая в изоляции — снова молодо оживает, пускает новые побеги. А у зрителя, уверена, до конца жизни не будет сомнений в том, почему уйти в самоволку на рыбалку допустимо, а передавать вместо наблюдений данные от балды — нет…

    Блестяще, 10 из 10

    4 марта 2011 | 23:38

    Фильм понравился, но не сам по себе, а как фильм, которым он мог бы быть. Вот если бы я просто прочитала описание сюжета и посмотрела несколько кусков — знаете, как бывает, когда никогда не захватываешь по телевизору интересный фильм полностью, а время от времени натыкаешься на него и смотришь не с начала или не до конца — я бы решила, что фильм отличный. Но к сожалению, я посмотрела его целиком. Я не буду говорить о съемках, идеях и актерской игре — все это в фильме есть, и все на уровне. Но вот не срослось все вместе.

    Если попытаться пересказать сюжет вкратце на словах, не вдаваясь в психологические подробности и детали, то все понятно и логично: и почему младший герой сначала молчал, потом боялся, потом бегал и в итоге сделал то, что сделал. И сурово-сопливый финал понятен. А вот когда смотришь, начинается игра «верю-не верю». До момента, когда старший пугает младшего рассказом о повздоривших напарниках, где один пристрелил другого — верю. А потом начинается какая-то несуразная муть. Потом пару минут снова — верю. Потом опять — не верю. И так до конца фильма.

    Беда в том, что нет ощущения нагнетания напряжения по нарастающей. Ощущение самого напряжения есть, а нагнетания — как чего-то, что в итоге приводит ко взрыву после последней капли, — нет. Причем нет ни в поведении героев, ни в атмосфере фильма. Все какое-то статичное. Вот показывают нам двух героев. У каждого свой характер. Один такой суровый настоящий полярник, второй — ищущий приключений стажер-мажор, который не хочет есть моржатину и делать замеры по будильнику, а хочет есть конфеты и скакать по бочкам. Конфликт налицо. Но он тоже статичный. Да, младшему на острове надоело до чертиков. Да, старший по-отечески не одобряет его раздолбайство. Но оба героя существуют если и не в полной гармонии с окружающей средой и друг с другом, то как минимум как люди, нашедшие способ как-то примириться с тем, что дано. Даже нет ощущения, что они как-то особенно друг друга бесят. Они абсолютно, на 100% нормальные, ни в одном из них нет и искры безумия или социопатии. И то, что молодой герой постепенно начинает вести себя как псих, кажется совершенно неоправданным. Ладно бы, если старший хоть раз повел себя неадекватно. Не знаю, ловил бы рыбу каким-то особо изуверским способом или рассказывал несмешные анекдоты и ржал при этом, я и сама таких людей боюсь, а вдали от цивилизации должно это быть вообще страшно — так нет же этого и в помине. А то, что по ушам один раз надавал не больно — так ведь не просто злобу на жизнь срывал, было за что. Ну хорошо, допустим, страх вызван не другим человеком, а местом действия. Можно и в лесу в двух метрах от машины и дороги заблудиться и сполна насладиться неадекватным поведением участников поездки. А тут — Чукотка, крайний север подавляет и сводит с ума. Но ощущения, что во всем виновата величественная и безразличная стихия, в фильме тоже нет. Я уж грешным делом ближе к концу начала думать, что это радиоактивный теплогенератор дает наводки на мозг и поэтому герои с катушек слетели. Но и эта теория не подтвердилась. А все эти сурово-многозначительные молчания на фоне статичных планов делают фильм еще и претенциозным. Все в нем существует как-то само по себе и отдельно. Прекрасные пейзажи — отдельно, герои (отлично сыгранные, насколько это возможно при совершенно неправдоподобной мотивации) — отдельно, обилие смыслов и красивая идея — отдельно. А уж свести это все воедино и заставить зрителя поверить — это уже, пардон, задача сценариста и режиссера. Лично я не поверила, хотя и старалась, потому что в отдельных фрагментах фильм действительно трогает.

    9 января 2012 | 01:19

    Общая фабула фильма представлена как некое взаимодействие-противостояние двух фигур. Я намеренно не говорю «героев» или «людей». В моём ракурсе рассмотрения эти характеристики не подходят. Мне бы хотелось настоятельно отдалиться от, условно говоря, «психологического» подхода к рассмотрению этого произведения.

    Так вот, эти две фигуры. Только действие углубляется и развивается, то становится ясно (в моем сугубо субъективном понимании), что психологическая подоплека может рассматриваться лишь как поверхность, приманка. «Крючок» для меня в другом. Этот фильм разворачивает два возможных плана человеческого бытия. И эти две фигуры, «Сергей» и «Павел», являются символами этих планов бытия. Первый — некий «вариант» монаха, аскета, отшельника, воина в мирной ипостаси, подвижника. Он тот, кто блюдет Традицию, будучи её олицетворением. Он находится в удалении — на некоем далеком острове среди суровой и безразличной природы; отдаленном рубеже, краю земли (это уже само по себе говорит о преодолении, намекает на «естественную» «пограничную ситуацию»). Отсюда и его качества, требуемые фабулой — условный средний возраст, некая грубоватость, определенная «мужицкость», занятие в свободное время вполне традиционным промыслом, «суровое отношение» к смерти и тому подобным неприятностям, определенное отношение к долгу.

    Его антипод — некий «стажер», прибывший на место действия с малопонятными мотивами. Он представляет собой посланника из «Большого», но на самом деле «профанного» мира с его атрибутами: цифровым плейером и типичной «городской» музыкой, компьютерными играми, социальными практиками рафинированного городского молодого человека, (например, следование моде — он и одевается «вослед» «Сталкеру» из компьютерной игрушки), специфическим отношением к жизни и ответственности («все должно быть легко»; — поэтому можно топать по заполярным просторам без патронов в ружье, не боясь медведей; и все остальное). Думается возраст и того и другого — лишь упрощающий маркер для понимания ситуации. Ну, так легче — объяснить людям «смыслоразламывающие» ситуации поколенческой разницей. На самом деле всё куда «круче».

    Разворачивающийся далее между ними конфликт в разных плоскостях — есть (в моем, конечно, понимании) конфликт этих двух планов бытия, воплощенный на поверхности в двух типах характеров. Один пытается обойти неизбежное, уйти от бесконечного. В суете компьютерных игр, развлекухи на бочках с топливом, виден современный мир с его ультрафункциональностью, консьюмеризмом и полным забвением истинной Жизни. Вторжение этой «суетности» грозит разрывом, крахом Традиции, о чем нам и сообщается в одной из сцен словами «Сергея»: «Из-за одного такого может полететь несколькодесятилетняя работа всех остальных!» Мир подлинной, настоящей жизни демонстрируется отношением «Сергея» к делу, задушевно звучащими его воспоминаниями о семье во время вполне сакральной операции потрошения пойманной рыбы, попытками приучить стажера к реальным испытаниям этой самой жизни. Суровое отношение к «стажеру», умение подладиться под Природу — все это атрибуты, того, традиционного отношения к Жизни. Которое в итоге оказывается (для меня, опять же) более правильным, более истинным, просто хтоничным. Человек из Большого мира оказывается вполне ублюдочным, выморочным, паразитическим существом, живущим в мире мертвых, не могущим на самом деле прожить без того, Первого. «Стажер» ничего ценного дать «Наставнику» не может. Самое драматичное, — что эти два плана бытия, способа существования диалектически связаны. Сергей стоит на своем рубеже, формально служа тому, большому «маленькому» миру. Это противостояние Традиции и Современности (или даже постсовременности), Культуры и Цивилизации, в нем моральную победу одерживает именно первая. Если говорить образно, то фильм становится иллюстрацией того самого «Рустамова комплекса», о котором писал философ и культуролог Георгий Гачев. Хотя формально эта Традиция устранена в такую географическую даль, что с ней как бы можно и не считаться, она оказывается неустранимой из плана бытия человека, напоминая о себе пограничными ситуациями, зовом совести, осуждающим взглядом Другого…

    Вполне можно предположить, что авторы фильма ничего подобного и не подразумевали. Я намеренно утрировал, однако, всё-таки зацикливаться на психологическом плане данного произведения считаю довольно однобоким вариантом рассмотрения. Сам фильм хорош главным — при известных недостатках он всё-таки будит мысль.

    22 августа 2010 | 12:51

    Слоган у картины получился с воровским уклоном. Но ведь отражает сущность нашей необъятной Родины. Вот и «картинка» подстать: это даже не Магадан, не Колыма, это еще дальше, это фактически «запредел», причем во всех смыслах, потому что здесь люди не живут, здесь их даже не наказывают. Здесь происходит вполне естественный в условиях самой что ни на есть естественной среды естественный отбор человека. Один не врет и не боится, другой — в конце концов тоже. Экзамен сдан, цена чудовищна.

    Фильм смотрится на одном дыхании, но далеко не каждый согласится погрузиться в его холодную атмосферу. Упреки в «аничегожнепроисходит» справедливы, но, с другой стороны: а что там может произойти? На далекой полярной метеостанции, освоенной двумя очень разными людьми? Кроме глубоко психоделического конфликта?

    Интерпретация конфликта бесконечна. Слабый — сильный. Простить — казнить. Отцы — дети. Природа не терпит пустоты. Подчеркнуто красивая полярная сдержанность. Подчеркнуто длинные планы. Подчеркнутый минимализм действий, почти отсутствующие диалоги — все здесь оправданно логикой разворачивающейся драмы. На пустом месте, случайным образом, но решительно увеличенной стократным приближением Природы, не терпящей Пустоты.

    Интересны реакции сближения обоих героев: и хотя ничего чудесного или неожиданного не происходит, финал закономерен, «Как я провел этим летом» остается в памяти кривой загогулиной человеческой иррациональности, несущей разрушительное начало, и медленно исправляемой суровой северной правдой: «не ври, не бойся, не беги».

    Фильм начинается с того, что один из героев бежит. Весело и задорно. Быстро. Второй герой бежит в финале картины. Бежит аллегорически. Потому что можно убежать от людей, но не от себя. А который возвращается, скорее всего, перестанет бегать уже здесь, на большой земле.

    Высокая актерская работа, достойное фестивальное кино. В широкий прокат можно было и не запускать, хотя… тоже правильно: не все же почитателей самого массового из искусств попкорном потчевать.

    9 мая 2010 | 09:28

    Четыре медведя Берлинского кинофестиваля, широкий прокат и богатая рекламная кампания. Не сказать, что фильм я ждала с замиранием сердца, но и мимо пройти не могла.

    Первые же пять минут убивают всякую надежду на захватывающее зрелище, и я с неохотой осознаю, что к экрану придётся притягивать себя за уши. Судя по всему, современные «независимые» режиссёры почитают за грех, если их фильм вдруг выйдет просто по-человечески интересным. Они предпочитают отсеивать «лишних» зрителей чрезмерно длинными кадрами, отсутствием внятного сюжета и героями с какой-то страшной тайной в глазах. Засыпаете? А интеллектуалы-то вон держатся: спички в глаза вставили и сидят о вечном думают…

    Впрочем, я была готова даже на такое, если бы взамен на терпение мне действительно предложили что-то стоящее. Драму характеров, например. Ну или тот же триллер — как было заявлено в рекламе. Последним-то тут, конечно, и не пахнет (ну разве что сцена с медведем?), а вот драма вполне могла получиться. Если бы средством характеристики героев Попогребский избрал не бессмысленное бытописание, а что-то другое.

    Ну вот Паша варит суп, вот играет в шутер, вот задумчиво смотрит на пустой горизонт, а вот слушает музыку. Сергей потрошит рыбу и хмурится на Пашу. Поначалу думаешь, что фильм об «отцах и детях», но потом режиссёр перестаёт совать под нос зрителю возрастные различия и снова зацикливается на пейзаже. Не скажу, что сценарий хорошо продуман. Возможно даже, что его и не было вовсе, потому что героям за все два часа предстоит совершить лишь ОДНО действие, да и разговаривать они явно не любители.

    Паша не передаёт своему напарнику важную телеграмму. Как его это характеризует? Трус он что ли? Или юнец малопонятливый? Как-то слишком…просто для обладателя медведя за «вклад в мировое искусство».

    Честно говоря, мне показалось, что режиссёр и не ставил перед собой целей дать чёткое представление зрителю о внутреннем мире этих двух человек в радиорубке. Они просто есть, вот смотрите на них, как на инфузорию-туфельку, через микроскоп камеры. Единственное, что я увидела в фильме, это тотальное одиночество. Два человека посреди Северного ледовитого океана — кажется, что более располагает к контакту? Первый час мне ещё казалось, что их отношения будут как-то развиваться: либо они наконец-таки поймут друг друга, либо переубивают. По сути, не происходит ни того, ни другого. Они так и живут каждый в своём мире, и общаются словно через сломанные передатчики, где шум и помехи пропускают лишь отдельные звуки. Финал фильма лишь признание за каждым права на одиночество.

    В сериале LOST была такая фраза: «Живём вместе, умираем в одиночку». Так вот, герои этого фильма и жили в одиночку, и умереть хотят так же. Наверное, это просто факт, неотъемлемая черта современного мира. Теперь людей не сближают даже экстремальные ситуации.

    Вот такая вот эссенция смысла из двухчасовой смеси бытовых забот и пейзажных планов. Смотреть почти неинтересно, а обсудить, в принципе, можно. А медведи всё-таки не Оскары, с них и взятки гладки.

    5 из 10

    10 апреля 2010 | 16:22

    Фильм оставил после себя очень неоднозначное мнение. С одной стороны у режиссёра было всё, чтобы снять очень-очень крутой фильм. А он его запорол. Но тем не менее всё равно получилась картина, за которую не стыдно и которая показывает, что кино в России не только было, но и есть, и по ходу всё же будет.

    То есть смотреть надо, вы наверняка немного разочаруетесь, но всё равно общее впечатление положительное.

    Любой фильм, где есть много пейзажей, особенно таких необычных и хорошо снятых, два актёра, которым веришь (даже несмотря на то, что им пришлось играть довольно абсурдные характеры) и некое сюжетное напряжение (пусть и надуманное по сути), да ещё это всё и русское — уже точно имеет заявку на успех.

    Но надо признать, что фильм мог бы быть гораздо лучше, будь у него немного другой сюжет. Ведь всё так прекрасно начиналось. Но потом вдруг.. Наш молодой герой в какой-то момент превращается в истеричку. Концовка — чушь собачья. Повод для напряжения между героями — надуман, даже если принимать во внимание экстремальные условия проживания и изначальную (допустим) эмоциональную нестабильность стажёра. В общем поработай режиссёр над сюжетом побольше — было бы отлично.

    7 из 10

    9 января 2013 | 18:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>