всё о любом фильме:

Как я провёл этим летом

год
страна
слоган«Не ври. Не бойся. Не беги»
режиссерАлексей Попогребский
сценарийАлексей Попогребский
продюсерРоман Борисевич, Александр Кушаев
операторПавел Костомаров
композиторДмитрий Катханов
художникГеннадий Попов, Светлана Михайлова
монтажИван Лебедев
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  90.6 тыс.,    Великобритания  7.9 тыс.,    Польша  4.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.

Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (5228)
ожидание: 72% (3038)
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
34 + 9 = 43
6.5
в России
50%
2 + 2 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимался в течение 3-х летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сегодня на станции работает 5 человек.
    • В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа — сколько позволял свет.
    • В самый первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не потонуло, когда вездеход «Урал» застрял посередине реки.
    • Самое старое здание на станции Валькаркай — баня, построенная в 1935 году. Именно в ней парятся герои фильма.
    • Съемочная группа жила в заброшенном 10 лет назад бараке. Для отопления смастерили печки-«буржуйки». Горячей воды не было; раз в неделю объявлялся банный день. Предвидя подобные бытовые сложности, организаторы экспедиции сформировали чисто мужской коллектив.
    • Экспедиция завезла с собой 4 тонны продовольствия, 3 дизель-генератора и 20 тонн солярки. Еду готовил повар с опытом работы на дрейфующей полярной станции.
    • Актеры в фильме выполняют реальные операции по снятию метеорологических данных и пересылке их «на материк». Эти действия необходимо выполнять каждые 3 часа.
    • «Аарчым» — радиопозывной героев фильма, «Фея» — реальный позывной базовой станции в городе Певек. Актеры работали с действующей рацией, и несколько раз в эфир включались настоящие метеорологи, немного озадаченно спрашивая: «Фея на связи, а кто в эфире?»
    • Действие фильма происходит на несуществующем «острове Аарчым». Авторы фильма назвали его так в честь живущей на станции Валькаркай лайки Арчум, которая пешком дошла от Гренландии до Чукотки в составе экспедиции французского путешественника.
    • Для съемок была создана подробная географическая карта «острова Аарчым».
    • Туманная Станция, на которой снималась одна из самых напряженных сцен фильма, находится на самой северной географической точке материковой Чукотки — мысе Шелагский.
    • Когда группа прибыла на станцию в июне, океан был все еще покрыт льдом; в последние дни съемок лег снег и начал образовываться молодой лед. Впервые снег пошел 3 августа. Средняя температура в эти летние месяцы составляла +5 градусов.
    • До полярной станции Валькаркай, где снимался фильм, нужно добираться 6 часов на вездеходе от г. Певек, самого северного города России.
    • Неподалеку от станции Валькаркай расположена ныне заброшенная радарная рота ПВО. На одном из радаров катается персонаж Григория Добрыгина.
    • Всего в окрестностях места съемок жило 5 полярных медведей: первыми появились медведица с двумя взрослыми медвежатами (каждый размером с теленка), затем матерый самец (именно он «снимался» в фильме), и под конец съемок — молодой медведь- «отморозок», пытавшийся пообедать режиссером и оператором.
    • Цифровая камера позволяет снимать длительное время без перезарядки. Самый длинный непрерывный актерский дубль длился 45 минут; для съемки финальных планов камера работала по 5 часов без перерыва.
    • Всего было отснято около 80 часов материала, включая кадры с полярными медведями, китами и арктическими пейзажами. Далеко не все могло войти в кинокартину, так что будет подготовлен отдельный видовой фильм в качестве DVD-бонуса.
    • В названии фильма использован стилистический прием «анаколуф» (от греческого «непоследовательный», «неподходящий») — риторическая фигура, состоящая в нарочитом нарушении грамматической согласованности членов предложения.
    • В фильме использовалась радиостанция Yaesu FT-600 (System 600).
    • РИТЭГ (РадиоИзотопный ТермоЭлектрический Генератор), прототип радиоактивного устройства из фильма, используется в Заполярье для питания маяков в безлюдных местах. В случае неисправности РИТЭГ представляет реальную угрозу экологии и жизни человека.
    • Главный герой фильма — Павел — в свободное от работы время играет в компьютерную игру «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Главный герой греется и получает дозу радиации от РИТЭГа (радиоизотопный термоэлектрический генератор).
    • еще 19 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2335 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда мне было лет 14-15, я посмотрел «Сталкер» и с умным видом высказывался о «ненужных» и «длинных» паузах Тарковского. После просмотра «Как я провел этим летом», у меня мелькнула мысль о возможном суициде, в случае просмотра этого фильма в том же возрасте.

    Это фильм о севере. Не о полярниках, не о метеорологах, не о радиации и не о конфликте. Два персонажа — взрослый мужик со съехавшей крышей от северного одиночества и молодой… Пацан. Лучшее слово, для описания этого образа. Актерская игра хороша, спорить не буду, но она тонет в этих безграничных, холодных и, безусловно, красивых просторах.

    Операторская работа хороша, но не необычна, не гениальна. Она простая, ровная, правильная, симпатичная. Как фотографии National Geographic. Те чувства и ту культурную пищу, которую может получить человек от просмотра этого фильма (может больше), он также мог получить от просмотра фотографий, сделанных в тех же местах, с таким же подходом.

    Фильм рассчитан на две категории людей:
    1. Любители медитативного, красивого и медленного кино.
    2. Люди, которые сильно хотят отличаться интеллектом, художественным вкусом, и поэтому, в определенных ситуациях, как эта, могут дать такому фильму 10/10.

    P.S.: Спустя несколько лет, я немного повзрослел и «Сталкер» стал одним из моих любимых фильмов, а Тарковский — любимым режиссером. Подумайте, как он создавал шедевры, уделяя немаловажное место съемкам природы, и может, у вас не поднимется рука писать столь лестные отзывы об этом фильме.

    6 из 10

    24 апреля 2010 | 13:19

    Час назад посмотрела фильм. Это шедевр. На глаза накатывались слёзы.

    Не каждому удастся почувствовать природу, находясь в контакте с ней. Съёмочной группе удалось дать почувствовать атмосферу зрителю, сидящему в кинотеатре в мягком кресле.

    Мысли и чувства героев смешиваются в ветре и в снегу, попадая прямо в душу, заставляя найти не просто причины поведения, а понять и прочувствовать человека.

    Музыка, пейзажи, каждая вроде бы незаметная деталь и каждое слово раскрывают героев, но при этом дают ещё больше загадок.

    Это такое Кино, которое стоит смотреть, пересматривать. Это Кино, которым стоит восхищаться и гордиться. Свежее и стоящее русское кино о человеке как о неотделимой части природы, но при этом и вышедшем за её рамки.

    Хочется пересмотреть, заострить большее внимание на моментах, словах, деталях. Ещё многое стоит понять и увидеть.

    25 апреля 2010 | 00:58

    Как это знакомо…

    Смотрела фильм и буквально вжилась в роль парня. Как я его понимала. Уверена, что у многих в жизни бывали моменты, когда вот именно из за стечения обстоятельств или из за своего характера или под чьим то давлением (да мало ли еще еще из за чего), когда ты независимо от себя вдруг поступаешь совсем иначе, либо просто чего то не выполняешь. Понимаешь, что надо сделать иначе, но не делаешь. Ищешь момент, когда можно все переделать, сделать как надо было изначально, но снова что то мешает и ты опускаешь руки, и наконец случается то, чего ты не хотел, к чему и должен был привести твой непонятный поступок и наступает контрольная точка, но к ней ты уже успел за это время морально подготовиться.

    Фильм «Как я провел этим летом» рассказывает именно о такой проблеме. Ведь казалось бы, ну передал бы главный герой вначале телеграмму и ничего бы не случилось, но все сложилось по другому и слава богу — иначе не было бы такого интересного фильма с минимальным набором актеров.

    Замечательно переданы актером Григорием Добрыниным терзания, угрызения совести главного героя, мне было очень его жаль. Весь фильм пропитан атмосферой безысходности, ведь по идее Павел не знал сколько еще предстоит скитаться по острову. Много чего особенно запомнилось в картине (как например эпизод с Павлом, греющим руки у радиации, или когда он подавился костью) и каждый эпизод тщательно продуман. Единственное вначале мне было непонятно зачем крупным планом показывать, как они потрошили рыбу, но к концу фильма и это находит свое объяснение, ведь эта рыба оказалась в какой то степени судьбоносной для начальника станции.

    К заключению добавлю оценку: 9 с половиной и все из-за той же рыбы. На мой взгляд, можно было все же сократить расчленение бедного морского животного. А в остальной фильм очень понравился, местами даже забавный. Такие картины и есть ценность российского кинематографа.

    23 апреля 2010 | 16:52

    Я ждала этого фильма в прокате с момента его признания на Берлинском фестивале.

    Смотреть хотелось в кино, на большом экране и в то же время с небольшим количеством людей в зале. В зале субботним утром оказалось 10 человек. И это не расстроило.

    Итак, фильм.

    Изначально я была настроена на то, что он должен быть особенным и нестандартным, как и любое фестивальное кино. И нужно отметить, что Попогребский снял этакий авторский нестандарт. Фильм, однозначно, не для всех. Он тяжелый (даже нет, тягучий), и, вполне возможно, неподготовленный к артхаусу и авторскому кино зритель может уснуть в течение первых минут двадцати. Фильм заявлен как «триллер», может, поэтому на него ещё как-то кто-то ходит. Хотя триллера я там не увидела. Драма, это да. Психологическая к тому же. Но не триллер.

    Безумно понравилось следующее:

    1. персонажи. особенно порадовало то, что играли не особо знаменитые актеры, но играли как минимум хорошо. И Добрыгин и Пускепалис в роли вжились и смотрелись органично среди бескрайних полярных земель. Страх Паши был великолепно сыгран, был отлично передан «внутренний стержень» Сергея Валерьевича. В фильме были люди, а не актеры, что ценно. Особенно для российского кинематографа.

    2. о полярных землях. Операторская работа вне всяких похвал. Великолепные кадры природы. Всё атмосферно, натурально, но как-то волшебно. Крупные планы хорошо сработаны. Они очень уместны, оправданы и сильны с психологической точки зрения.

    3. музыка. я готова была аплодировать звукорежиссеру. музыка выбрана великолепно. она органична, спокойна и одновременно драйвова. Её хочется найти и слушать после просмотра.

    4. Сюжет. может, чуть-чуть не дожат. но не стоит говорить, что его нет, или что идея недостаточно хороша. Она хороша, очень. И не так проста, как кажется. Фильм заставляет думать, а это очень и очень важно.

    Надо сказать, что зрители покидали кинозал со словами: «Лучше бы „Поп“ посмотрели». Ну что сказать, „кино не для всех“ и очень на любителя.

    Но призы Берлинале просто так не дают всё же.

    Моя оценка:

    9 из 10

    10 апреля 2010 | 19:27

    Для меня картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» стала откровением. Очень давно я не получал от российского кинематографа такого целостного глубокого проникновенного чувства.

    В отличие от большинства фильмом, даже фильмов признанных мастеров, в этом нет ни одной сюжетной натяжки. Понятна мотивация героев. Понятно, почему они ведут себя так, а не иначе. Понятен страх Павла, который пробуждает в нем поведение инстинктивное, загоняя здравый смысл и рассудок в глубину сознания. Понятно поведение Сергея, бывалого полярника. И это понимание вгоняет в оцепенении и засасывает в сюжет, что небывалая редкость для фильмов столь неспешного буквально созерцательного ритма, с минимумом диалогов и обилием статичных планов.

    Хотел по привычке — для фильмов, которые оставили во мне след — поставить фильму 9, но потом подумал: а за что я снимаю балл… Понял, что не за что. Не было в этом фильме ничего такого, за что я мог бы снять ему балл.

    10 из 10

    18 мая 2010 | 01:34

    Не буду выстраивать текст рецензии, подобно сногсшибательным кадрам этого фильма — суровую полярную статику словами всё равно не изобразить, а пытаться посредством троеточий приобщиться к трепетности операторской работы… Не стоит в общем.

    Просто хотелось бы написать, почему стоит посмотреть это кино.

    В нашем избалованном солнцем и суетой мире давно не осталось места чистым чувствам. Будь то чувство дружбы, уважения, тоски, страха, ужаса или смятения. Все наши чувства закопчены смогом городов и теряются в помехах мобильной связи. Здесь этого нет. «Как я провел этим летом» — кино о том настоящем, что остается внутри человека, когда у него отбирают жизненно необходимую (как оказалось, надо же) суету повседневности.

    В нашем разорванном на части проводами и антеннами небе не осталось торжественности. Строгого торжества Природы над человеком. Так вот, «Как я провел этим летом» — кино об этом торжестве (и именно так: Природа — с большой буквы, а человек — с маленькой).

    В нашем телевизионно-компьютерном мире, где всегда есть вариативность (в виде каналов или панели вкладок в браузере), где всегда есть исход (в виде красного крестика в правом верхнем углу окна или красной же кнопки на пульте) давно иссякла сосредоточенность. А «Как я провел этим летом» — кино как раз для того, чтобы дать зрителю возможность Сосредоточиться. На бескрайности кадров. На характерах, обнажающих все острые края (ведь мы с вами таки недалеко ушли от льдов и волков). На жизни, которая есть — не здесь. За пределами кадра, в нашем мире. И ее нужно ценить. Пусть и прикоснуться к этой ценности получается лишь когда пишешь сочинение»… как я провел этим летом». К сожалению.

    Отпустив поток слов по ветру куда-то за грань кадра, добавлю: смотреть стоит, пусть это всего лишь кино, имитация реальности. И вдруг окажется, что попадает только в закаты. Зато в какие закаты.

    10 из 10

    28 июля 2011 | 13:44

    1 апреля в российский прокат вышел фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», двумя месяцами ранее получивший свои первые награды на международном фестивале «Берлинале». В фильме всего два героя — начальник полярной станции Сергей Витальевич (Сергей Пускепалис) и молодой практикант Паша (Григорий Добрыгин). Задача у них одна — непрерывно передавать на «большую землю» метеорологические данные, а вот подход к делу разный. И все могло бы так продолжаться и дальше, если бы однажды Павлу не выпало некое испытание. Проявив нерешительность и попытавшись пустить все на самотек, Павел чуть не погибает сам и ставит под угрозу жизнь товарища.

    Я вышла из зала в состоянии недоумения. Не потому, что фильм прошел впустую, нет. Напротив. Очень много мыслей, которые необходимо привести в порядок. Как будто подсказка требуется, что ли?.. Спускаясь в фойе, увидела афишу: «Не ври. Не бойся. Не беги». Ну конечно. Ведь именно эти три вопроса не отпускают сознание на протяжении всех двух часов просмотра: «Почему он ему не сказал?», «Что ж он его так боится?» и «Ну куда же ты бежишь?».. Только вот ответы так и не проявились — мотивация действий молодого «полярника» осталась мне непонятна.

    «Как я провел этим летом» — полярный триллер — так назван он своими создателями.. На деле — сильная психологическая драма. Мало слов, много мыслей. Мыслей, рожденных крупными планами главных героев и общими планами арктической местности. А все о том, что есть в жизни правила, установленные однажды и для всех, и не в праве ты их менять — независимо от того, живешь ли ты в столичном мегаполисе, или пытаешься выжить на забытой богом и людьми полярной станции. Потому что себе навредишь быстрее, чем попытаешься «провести» жизнь и изменить обстоятельства.

    8 из 10

    2 апреля 2010 | 15:18

    После просмотра я не пожалел, что увидел этот фильм. В фильме нет спецэффектов, экшн-сцен — они не уместны в таком кино. Картина представлена триллером — и это действительно русский триллер, самый настоящий. Быть может кому-то покажется, что сюжет развивается слишком медленно, но думаю без затяжного начала не получилась бы интрига, которая началась с непростого сообщения. Согласитесь или нет, но если бы молодой человек рассказал сразу полярнику со стажем о его утрате, то не было бы интриги как таковой, была бы совсем иная история.

    Хочу внести ясность, триллер — это не эпизод с медведем, а нечто другое — попытка выжить на далеком участке суши практически в одиночку, думая что тебя могут убить в любое время, как белые медведи, так и «друг»-полярник, который узнал о телеграмме в самый неподходящий момент. Картина также претендует на звание драмы, так как финал практически очевиден — из-за нелепого недопонимания и накопленного комка неприязни два человека, у которых не будь этой телеграммы возможно сложились бы приятельские отношения, покалечили друг друга. Хорошее русское кино.

    9 из 10

    26 апреля 2010 | 00:21

    Ненавязчиво, но последовательно навязываемое с голубых экранов красивыми образами мнение, что, дескать, «невозможное возможно» крепко засело в головах, хотя, по сути, является прекрасным примером аффектации. И этот далеко не высокохудожественный рефрен порой рождает при падении, в самой что ни на есть реальной жизни, ощущение гораздо большей высоты, чем она есть на самом деле.

    Иной раз слово, крупица информации, один выдох, становится непосильной задачей. Всего лишь один упущенный момент, секундная неуверенность при неподходящих обстоятельствах, может в короткий срок из недоразумения вырасти не просто в сложность, но в целую проблему, за которой уже угадывается полноценное фиаско. И даже это зачастую не способно сподвигнуть на действие, которое в своей фактической простоте так непозволительно контрастирует с надуманной неестественностью.

    Но дело, безусловно, в выборе. Встав на одну сторону и, уже потратив силы и время отстаивая краски нового флага, не так то просто закрыть глаза на пройденный путь, пусть его ошибочность и не вызывает сомнений. Благо практически всегда есть сопутствующие факторы, расхолаживающие сознание, позволяющие надеяться на искупление малой кровью. К примеру — корабль придет раньше, вас заберут. Тут и последний филистер почувствует спасительную нить, сводящую на нет все коварство лабиринта. Жаль они так легко рвутся.

    Но это травля ума устроенная им самим. А что если при этом страдает и терпит лишения тело? Единственное, что может родиться от этого союза- злость. Априори неправомерная, но от этого не менее реальная, когда даже совесть, не глядя, примеряет на себя звание неуместного архаизма.

    Все могло разрешиться сотней способов, от отыскания истины в колонках цифр психрометрических таблиц, до смерти в лапах хищников этих суровых земель, но… но в этот раз все просто закончилось. Без эпилогов и эпитафий. Наверное, правильно. К чему лишние слова, когда от них и так одни проблемы. Зато какой все же закат.

    9 из 10

    22 апреля 2010 | 23:57

    так уж получается, что лично мне не нравятся герои-интроверты, в особенности те, что ведут себя глупо. и уже в середине фильма хотелось уйти. Но, это со стороны так кажется: «о! да как он может молчать?! просто, подошел и сказал бы!»

    На самом деле, всё не так просто. когда два «героя» в одной лодке, пускай даже и метеоролога. надо постараться поставить себя на место главного героя. Нужно понять, что это такое — жизнь на острове «вдали от цивилизации».

    Относительно работы актеров, режиссера, оператора и пр…, начнем, пожалуй со второго героя. в этом фильме, он выступает в качестве наставника и его метод запугивания является вполне логичным, в тоже время, это и погубило «молодого сотрудника». хотя мне кажется, Сергей, как участник «стема» полностью не раскрылся, хотелось по больше его присутствия, однако это лишь моё мнение.

    Страхов, надо сказать, что этот парень всё же молодец, решил стать метеорологом и уехать на практику, на забытый людьми остров. чем-то мне он напомнил того врача в «диком поле», хотя в своих целях они не соизмеримы.

    В любом случае, больше хотел бы отметить работу оператора. даже если сюжет не выдался столь идеальным, как его представлял режиссер, зато оператор по-настоящему привносит блеск в эту картину, шикарные виды этого острова, и тот эпизод, когда стажёр уходит в туман, а затем всё постепенно рассеивается пример настоящего искусства, вот где почерк режиссёра. вот где вся суть. неподвижный кадр в течении нескольких минут — настоящая проверка для истинного зрителя, одни не поймут и заругают картину, а других затянет и каждый задумается о своем.

    Музыка, многие спросят «а она вообще в фильме была?». Безусловно! Только в этой картине музыкой стали звуки системника, хрипы и шипение радиостанции, треск счетчика, шум волн. так что и здесь браво.

    Итог: такое кино нужно смотреть и на такое стоит пойти, отдельно рад, что помимо самого фильма, сделан отлично и трейлер к нему. Рад и за призы Берлинского кинофестиваля, этот фильм и его режиссер заслужили награду.

    8 из 10

    4 мая 2010 | 14:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>