Статьи

Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино

Финансирование фильмов, которые призваны дать ответ Голливуду, не входит в задачи государства — это понял КиноПоиск, изучив зарубежный опыт.
Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино
«Заводной апельсин»

Безвозвратные государственные субсидии, выделяемые на постановку блокбастеров? Поддержка национального кино, авторы которого хотят что-то доказать Голливуду? Отсутствие контроля качества выполненной работы? Как оказалось, такое возможно, видимо, только в России. КиноПоиск изучил опыт государственной поддержки национальных кинематографий других стран и не нашел за рубежом ничего подобного.

Франция: Для зрителей от 25 и старше 50

Французская система государственной финансовой поддержки является одной из самых эффективных в мире за счет того, что изначально была направлена на долгий результат и заинтересованность продюсеров в постоянном кинопроизводстве. Главной структурой, ответственной за финансирование кино, является созданный в конце 1940-х Национальный центр кинематографии (CNC). Бюджет центра складывается из различных отчислений, о которых мы уже рассказывали в первом материале из цикла статей.

На кино CNC распределяет порядка 40% своего бюджета. В 2015 году эта сумма составила 332,5 млн евро, которая примерно в равной пропорции была распределена по автоматическому принципу и по выборочной схеме господдержки.

«Амели»

«Амели»

Автоматическая поддержка существует во Франции с момента основания CNC. Ее основной принцип таков: продюсер производит фильм и небольшую часть доходов с проката и дальнейшей реализации прав на все виды показа отправляет на свой специальный счет в CNC. Оттуда затем он получает деньги на реализацию следующих проектов.

Иными словами, продюсер заинтересован и в коммерческом успехе своей картины (так как в таком случае на его счету будет больше денег), и в дальнейшей кинокарьере (так как деньги со своего счета в CNC он обязан в течение определенного периода времени реинвестировать в новый проект).

«Леон»

«Леон»

Эта господдержка, как правило, составляет 7,5% от общего бюджета фильма, но непосредственным образом влияет на поиск продюсером частных инвесторов. Ими могут быть, например, телеканалы, любые частные компании или специальные общества финансирования киноиндустрии и аудиовизуальной сферы, которые специализируются на инвестициях в кино. Вкладчики таких обществ имеют со стороны государства ряд налоговых преференций. Как правило, такие общества создают сами кинокомпании либо банковские и финансовые организации.

С конца 1960-х во Франции также существует выборочная поддержка. Она была введена, когда государство почувствовало некий дисбаланс между коммерческим и авторским кино, которое, естественно, приносило меньше кассовых сборов и не могло быть источником для рефинансирования накопленных продюсерами средств в новые картины. Выборочная поддержка и по сей день является одним из главных механизмов финансирования авторских картин, а также дебютов и фильмов для детей и юношества.

«Ночи Кабирии»

«Ночи Кабирии»

Этот механизм несколько похож на нашу систему бюджетной поддержки, однако его коренное отличие в том, что средства выделяются CNC на возвратной основе. По сути, эти деньги представляют собой беспроцентный заем, который продюсеры возвращают в фонд по результатам показа ленты или по получении затем автоматической поддержки. Такая выборочная поддержка составляет порядка 15% от общего производственного бюджета ленты. Кроме того, у CNC существуют различные гранты, например на разработку сценариев или девелопмент проектов.

Из России, где практически все кино безвозвратно финансируется государством, кажется, что французские продюсеры поставлены в жесткие условия постоянного поиска бюджетов. Это в целом верно и соответствует мировой практике. Однако во Франции существенную поддержку кинопроизводителям оказывают телеканалы, имеющие большие обязательства по показу фильмов и, соответственно, заинтересованные в производстве собственного контента. Есть множество частных фондов и разные механизмы непрямой финансовой поддержки со стороны государства. Это и налоговые льготы для кинопроизводителей, и помощь отдельных регионов в организациях съемочного процесса.

«Артист»

«Артист»

Государство, кроме производства, активно поддерживает и прокат фильмов. Поддержку от CNC могут получить кинотеатры (на постройку, переоборудование залов в местах с маленьким уровнем кинофикации, на модернизацию залов даже в крупных городах), часть из них может претендовать на звание артхаусного кинотеатра, которые также получают небольшую дотацию из бюджета. Французы поддерживают даже ретроспективные показы. Все это позволяет привлекать в кинотеатры разные аудитории. Основной, естественно, являются зрители 25—49 лет, а вот на втором месте (в отличие от многих других стран) во французских кинотеатрах стоят зрители старше 50 лет, а не молодежь 15—24.

Великобритания: Боже, храни национальную лотерею

В Великобритании главный орган, отвечающий за нормальное функционирование местной индустрии, — это Британский институт кино (BFI). Более того, кино и телевидение Соединенного Королевства находятся под крылом BFI еще и в части сохранности наследия, ведь институт ведает самым большим в мире архивом видеоматериалов.

В архиве этом содержится порядка 150 тысяч документальных и игровых фильмов и более 650 тысяч серий различных телевизионных программ, что в разы больше хранилищ Госфильмофонда и Французской синематеки. BFI бережно собирает у себя не только проекты местного производства, но также фильмы и сериалы, в которых либо режиссер, либо основные актеры — британцы.

«Заводной апельсин»

«Заводной апельсин»

BFI владеет внушительных размеров культурным центром на южном берегу Темзы. Там показывают инди-хиты и блокбастеры на экране IMAX, одном из крупнейших в Европе. Помимо этого, институт занимается активным образованием населения. Например, он предлагает программы обучения истории и теории кино в государственных и частных школах. Но и этого институту было мало. В 2012 году BFI получил средства от министерства образования на создание целой сети киноакадемий. То есть институт использует свои полномочия по прямому назначению. В ведомстве BFI находится ряд фестивалей, и среди них не только ежегодный Лондонский кинофестиваль, который представляет собой идеальную площадку для громких премьер новых британских проектов, но и Future Film Festival, где чествуют молодых и подающих надежды кинематографистов.

«Бруклин»

«Бруклин»

Для поддержки оригинальных британских авторов BFI использует деньги национальной лотереи, которые, в свою очередь, выделяет правительство страны. Государство не только косвенно спонсирует британское кино, но и выделяет на эти цели деньги из бюджета министерства культуры, СМИ и спорта (порядка 20 млн фунтов в год). Среди недавних фильмов, получивших поддержку BFI, есть драма «Бруклин», абсурдистская трагикомедия «Лобстер», черная трагикомедия «Голгофа» и многие другие проекты. У института есть даже специальные стипендии для режиссеров-дебютантов, документалистов и представителей национальных и этнических меньшинств. Также организация поддерживает дистрибьюторов и независимые кинотеатры, чтобы те могли без проблем прокатывать британские картины. Национальные блокбастеры о местных супергероях BFI, насколько нам известно, не поддерживает.

Учитывая, как широко раскинулись ветви BFI в последние годы, даже удивительно, что эту полезную организацию чуть не распустили в конце 2009-го. Во всяком случае именно такого развития ожидало правительственное учреждение — Британский совет по кино (UK Film Council). Его запустили в 2000 году под руководством все того же министерства культуры, СМИ и спорта и на деньги все той же национальной лотереи (и многочисленных частных спонсоров).

«Голгофа»

«Голгофа»

За 10 лет совет по кино распределил 160 млн фунтов стерлингов среди 900 фильмов. UKFC затем набрался дерзости и убедил правительство в том, что стране нужна одна единая организация, которая будет заниматься вопросами развития отечественной киноиндустрии, и предложил упразднить BFI. Правительство согласилось — и упразднило UKFC, передав институту все активы и источники финансирования. А все потому, что BFI, существующий с 1933 года, является благотворительной организацией, а распускать таковые попросту незаконно.

Австралия: Кузница кадров

Австралийская индустрия может похвастаться не только тем, что исправно производит выдающихся актеров (от Эррола Флинна до Кейт Бланшетт), но и тем, что именно там в 1906 году был снят фильм «Подлинная история банды Келли», который считается первой полнометражной лентой в истории кино.

«Подлинная история банды Келли»

«Подлинная история банды Келли»

С тех пор, конечно, утекло много воды, и австралийская киноиндустрия, как в случае с многими другими англоязычными странами, заметно проигрывает в сравнении с американской. Тем более что актеры учатся говорить с разными акцентами, уезжают в Голливуд и больше не возвращаются, так что индустрия в основном работает на экспорт. Не слишком сильно спасает ситуацию тот факт, что Руперт Мердок оборудовал у себя на родине студию Fox и всячески зазывает туда американских продюсеров снимать свои фильмы. Тем более что в Сиднее это им обойдется куда дешевле, чем в Лос-Анджелесе — спасибо налоговым послаблениям, вступившим в силу в 2001 году. Согласно этим послаблениям, если производственный бюджет проекта равен 15 млн австралийских долларов и больше, его создатели получают 15% от общей суммы в качестве компенсации.

Кейт Бланшетт

Кейт Бланшетт

Неудивительно, что правительство старается изо всех сил. Еще в начале 1970-х премьер-министр Джон Гортон инициировал ряд мер по поддержанию национального австралийского искусства. Он организовал Австралийский совет по делам искусств, Корпорацию по развитию кино Австралии и Национальную школу кинематографии и телевидения. А спустя пять лет его преемник создал Австралийскую комиссию по кино. Вскоре корпорация и комиссия объединились в организацию под названием Screen Australia, которая здравствует и сейчас.

Документальный фильм Flight of the Rhinos, получивший финансирование от Screen Australia

Документальный фильм Flight of the Rhinos, получивший финансирование от Screen Australia

Screen Australia, как утверждается на ее официальном сайте, «поддерживает развитие, производство, продвижение и распространение австралийского экранного контента». То есть речь идет не только о кино, но и о теле- и онлайн-сериалах, документальных фильмах, короткометражках и анимации. Все эти производители рассчитывают на прямую поддержку государства. Однако бюджет сокращается с каждым годом, и лучшие австралийские кадры по-прежнему продолжают утекать за океан.

Новая Зеландия: Питер Джексон — ее рулевой

В плане развития кинематографа самобытная островная Новая Зеландия долгое время оставалась в тени своей нелюбимой старшей сестры Австралии. Поэтому в 1978 году парламент страны, входящей в состав Британского Содружества наций, создал соответствующий государственный орган — Комиссию по кино Новой Зеландии. Комиссия эта живет и здравствует по сей день. В ее офисе в Веллингтоне в штате работает 25 сотрудников, а руководит ей назначенный министерством культуры совет директоров, состоящий из семи человек. Весьма и весьма скромно по российским меркам.

Питер Джексон

Питер Джексон

В обязанности комиссии входит следить за развитием всех сфер индустрии — производства, продвижения, дистрибьюции и показа фильмов, снятых на территории Новой Зеландии. Комиссия вовсю участвует в финансировании картин. Она полностью или частично покрыла расходы на производство таких видных местных проектов, как «Оседлавший кита», «Самый быстрый Indian», «Небесные создания», «Реальные упыри». Эта организация также занимается воспитанием кадров, выдавая гранты самым одаренным молодым кинематографистам на получение кинообразования и создания дебютных картин.

Но куда больше, чем вся комиссия в полном составе, в развитии новозеландской индустрии преуспел Питер Джексон. Он, конечно, снял «Властелина колец» на американские деньги, однако сделал это именно в родной стране, благодаря чему живописная Новая Зеландия оказалась исключительно привлекательной локацией для больших голливудских студий. Джексон добился налоговых послаблений от правительства и убедил продюсеров, что производство картины целиком в его стране будет целесообразно не только финансово.

На съемочной площадке «Властелина колец»

На съемочной площадке «Властелина колец»

Тузом в рукаве у него были все его человеческие активы студии Weta, чьи подразделения куда дешевле, чем в Голливуде, и куда качественнее, чем в любых других местах, могли провести производственный процесс на всех стадиях — от дизайна декораций до создания спецэффектов. Такой долгоиграющий статусный проект, как «Властелин колец», помог умельцам в Weta еще лучше набить руку, поэтому с начала 2000-х у них нет отбоя от заказов. Именно в Новой Зеландии снимались «Аватар», «Хроники Нарнии», «Район № 9», «Кинг-Конг» и, разумеется, «Хоббит». Помимо этого, Weta Digital работала над эффектами полусотни голливудских хитов: «Восстание планеты обезьян», «Люди Икс: Первый класс», «Железный человек 3», «Дэдпул», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и многие другие.

Индия: «Параллельное» кино

Индия — большая страна: почти полтора миллиарда населения, 100 миллионов пользователей платного телевидения, 600 телеканалов, 1500 фильмов в год, три миллиарда билетов, которые продаются с января по декабрь. И полное отсутствие квот на национальное кино.

«Рим и Лила»

«Рим и Лила»

Почему? Потому что в стране официально разрешено пользоваться на правительственном уровне 22 языками. Государственными все еще считаются хинди и английский, но в реальности в некоторых штатах их не применяет даже администрация. Ассамский, бенгальский, гуджарати и так далее. Блокбастер, снятый в Болливуде на хинди, в южных штатах смотреть не станут. Из-за языковых барьеров и этнической гордости. Именно по этой причине современное индийское кино не одна индустрия, а как минимум дюжина. И каждая с уникальными столетними традициями. Болливуд (фильмы на хинди), Колливуд (фильмы на тамильском), Толливуд (на телугу), Молливуд (на маялалами), Лолливуд (на пенджабском) и так далее. Очень часто, если Болливуд снимает успешный фильм с оригинальным сюжетом, тамилы и телугу вместо дубляжа и проката предпочитают снять в течение года собственные ремейки. В итоге мы получаем не один индийский фильм «Телохранитель», а целых три. И все три разные, все три хорошие.

«Телохранитель»

«Телохранитель»

Представьте, каково приходится в индийском прокате голливудским картинам, которые вообще выпадают из системы мировоззрения простого сельского индийца из штата Тамил-наду.

Кино в Индии — серьезный бизнес. Бизнес династический и почти кастовый. Центральное правительство, тонущее в этом этническом хаосе, старается в дела целлулоидных браминов не влезать. И уж тем более государственные деньги на них не тратить. По этой причине центральное правительство пытается уже 40 лет вырастить свое собственное индийское кино, которое даже в Индии все называют не иначе как «параллельным».

Корпорация по развитию национального кинематографа (National Film Development Corporation of India) была создана в 1975 году в Мумбаи на базе министерства информации, чтобы содействовать развитию «качественного индийского кино». За эти годы под ее официальным лейблом Cinema of India было выпущено в прокат примерно 300 фильмов. В основном «параллельный» артхаус на языках этнических меньшинств, но помимо него также и большие международные проекты. Например, всем известный «Ганди» Ричарда Аттенборо. Добавим к этому престижную ежегодную кинопремию National Film Awards, лауреаты которой никогда не пересекаются с победителями популярных наград Filmfare и Zee Cinema.

Вот один из последних фильмов-победителей:

Достаточно сказать, что за все эти годы главный приз четыре раза выигрывали фильмы, снятые на языке ория. Язык ория — один из тех самых 22 официальных языков. На нем говорят примерно 35 миллионов индийцев, живущих в восточном штате Орисса. И авторы этих строк почему-то не видели за свою жизнь ни одного орийского фильма. Показательно, правда?

Это первая часть материала, посвященного поддержке национального кинематографа в разных странах мира. Продолжение читайте на следующей неделе.

Читайте также
Новости Фонд кино поддержит семь кинопроектов из собственных средств Среди прочих организация поможет проектам «Гоголь. Страшная месть» и «СуперБобровы. Народные мстители».
Новости Минкультуры намерено усилить контроль над Фондом кино В правительство направили предложения по изменению устава организации.
Новости Слух дня: Питер Джексон может поставить фильм по комиксам DC Постановщик знаменитой трилогии «Властелин колец» присматривает себе следующий проект.
Комментарии (22)

Новый комментарий...

  • 24

    renod 2 марта 2017, 01:15 пожаловаться

    #

    Голливуд пожимает плечами и недоумевает, когда узнаёт, что кто-то там отвечает…

    Дать ответ Голливуду, который мало того, ничего не спрашивал, так ещё и ответ этот выполнен в самых худших традициях того самого Голливуда, только возведённых в такой абсолют, что всех вместе взятых негативных терминов, определений и просто слов не хватит.

    В общем, сняли шляпу, а народ всё равно схавает… не эту, так другую.

    ответить

  • 1

    Заповедник 2 марта 2017, 08:52 пожаловаться

    #

    Теперь мне наверняка приснится пожирание шляпы народом — федоры или котелка.

    ответить

  • 5

    renod 2 марта 2017, 11:12 пожаловаться

    #

    На всякий случай разъясню.

    ответить

  • 14

    a1evtinka 2 марта 2017, 01:29 пожаловаться

    #

    Как и другие отрасли, российское (нормальное) кино выживает не благодаря поддержке государства, а вопреки ей)

    ответить

  • 3

    Mynery 2 марта 2017, 03:18 пожаловаться

    #

    Автоматическая поддержка существует во Франции с момента основания CNC. Ее основной принцип таков: продюсер производит фильм и небольшую часть доходов с проката и дальнейшей реализации прав на все виды показа отправляет на свой специальный счет в CNC. Оттуда затем он получает деньги на реализацию следующих проектов.
    Накопительная система))) Часто срабатывает))
    А вообще, это, или благотворительность, или семейный бизнес… Надо хоть какие-то варианты рассмотреть, прежде чем Эрнсту на очередной «шедевр» деньги давать. Наши налоги идут явно не туда.

    ответить

  • 4

    Obi-Mike Kenobi 2 марта 2017, 05:10 пожаловаться

    #

    в стране официально разрешено пользоваться на правительственном уровне 22 языками
    и
    Язык ория — один из тех самых 23 официальных языков

    Путаетесь в показаниях, товарищи. Так 22 или 23 официальных языка в Индии?

    ответить

  • ZeroSOFAD 2 марта 2017, 08:22 пожаловаться

    #

    кто бы сомневался! только у нас в рашке возможен открытый попил денег, без зазрения совести!

    ответить

  • 2

    Заповедник 2 марта 2017, 08:49 пожаловаться

    #

    Интересно и познавательно, хотя ошибки и опечатки резали глаз. Французская система поддержки кино показалась близкой к идеалу, по крайней мере в таком кратком изложении.

    ответить

  • 5

    KsAndR705 2 марта 2017, 09:26 пожаловаться

    #

    «Как оказалось, такое возможно, видимо, только в России.» Воистину страна беспрецедентных возможностей))).

    ответить

  • 10

    Ural Highlander 2 марта 2017, 09:57 пожаловаться

    #

    Если честно, не совсем понял предисловие. Никакое другое государство не пытается дать ответ Голливуду? :) Ирония иронией, особенно с учётом соразмерности «ответа», но строго говоря конкуренция с американской продукцией в домашнем прокате (о зарубежном и говорить без толку) является серьёзной проблемой для всех (похоже, кроме Индии и Китая — им и так неплохо). Да, в России она принимает комичные формы в силу локальных проблем попилов и безответственности.

    Если же имелось ввиду, что финансирование фильмов не входит в задачи государства, то сама статья этому ведь прямо противоречит))

    ответить

  • 5

    natanatabu 2 марта 2017, 10:01 пожаловаться

    #

    По поводу зрительской аудитории во Франции старше 50 лет. Увы, в России люди пред- и уж тем более пенсионного возраста в лучшем случае сводят внуков на большой мультфильм, но взрослое кино в одиночку не ходят смотреть.

    ответить

  • 3

    broken_lizard 2 марта 2017, 17:57 пожаловаться

    #

    Уверен, бабушки с радостью пойдут в кино пересматривать «Летят журавли» или «Максим Перепелица». А потом и на современные фильмы ходить начнут, привычка же ходить в кино раз в неделю-две останется. Тут, скорее, проблема в отсутствии ретроспективных показов, а ведь пожилого зрителя тоже надо уметь увлечь.

    ответить

  • 3

    natanatabu 3 марта 2017, 13:25 пожаловаться

    #

    А мне кажется, что российские бабушки в первую очередь обслуживают интересы семьи. Внуков водят по секциям-кружкАм, но не воспринимают себя как людей, имеющих благодаря пенсии свободное время, которое можно было бы потратить на спокойный поход в кино днём с соседкой, такой же пенсионеркой. Ну и телевидение (сериалы и ток-шоу) большинство совершенно поработило.

    ответить

  • 6

    Лекс Картер 2 марта 2017, 10:06 пожаловаться

    #

    «Государство, кроме производства, активно поддерживает и прокат фильмов»
    Т. е. французы не просто дают денег на съемки кино и забывают про него, они еще и в прокате его продвигают? Дикие люди.

    ответить

  • 3

    Самопальщик 2 марта 2017, 14:21 пожаловаться

    #

    Интересная статья. Спасибо…

    ПС: Ситуация с кино в Индии выглядит достаточно забавно :)

    ответить

  • 3

    Diaga1993 3 марта 2017, 09:39 пожаловаться

    #

    Проанализировал кинорынок Франции. Французы сопротивлялись до конца 1980 годов, после этого доля рынка американской продукции достигло более 52%, а доля местных фильмов упала где-то до 35% (данные за 2016), иногда подымается до 44% (последний такой год был 2014). Так что киноиндустрия Франции держится за счет зарубежного рынка (принес 200 млн евро) и телевидения.

    ответить

  • 1

    Calvin_ Candy 3 марта 2017, 12:41 пожаловаться

    #

    Голливуд вопросов не задавал (с)

    ответить

  • 2

    Craimez 3 марта 2017, 14:55 пожаловаться

    #

    У нас деньги раздают ради откатов, воровская шайка наверху уже давно не стесняется.

    ответить

  • 4

    finish 3 марта 2017, 17:30 пожаловаться

    #

    Пфф, рациональная политика? Прекратите. Зачем всё это нужно, когда можно одной рукой выделять десятки миллионов приближённым людям, а другой одновременно устанавливать квоты, регулировать, запрещать… Красота.

    ответить

  • 6

    Gayver55 4 марта 2017, 19:44 пожаловаться

    #

    На моменте с UKFC засмеялся в голос)

    ответить

  • 1

    pahomi 6 марта 2017, 00:55 пожаловаться

    #

    Жаль, что в нашем кино (как и в других сферах) царствует блат и кумовство.

    ответить

  • Erina 13 апреля 2017, 10:35 пожаловаться

    #

    Очень часто, если Болливуд снимает успешный фильм с оригинальным сюжетом, тамилы и телугу вместо дубляжа и проката предпочитают снять в течение года собственные ремейки.

    Ещё чаще случается наоборот.

    National Film Awards, лауреаты которой никогда не пересекаются с победителями популярных наград Filmfare и Zee Cinema.

    Почти никогда, если сравнивать не только фильмы, но и каст. В основном из-за того, что Нац. премию вручают по всем языковым индустриям, а Filmfare и Zee Cinema только за фильмы на хинди.

    ответить

 
Добавить комментарий...