• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Голливуд, я тебя съем: Как другие страны защищают свое кино

Изучив европейский и азиатский опыт, КиноПоиск убедился: идея прокатных удостоверений стоимостью 5 млн рублей — особый русский путь, такого нет даже в Китае.
Голливуд, я тебя съем: Как другие страны защищают свое кино

Введение квот на показ иностранных фильмов и увеличение стоимости прокатного удостоверения — далеко не единственные меры, к которым прибегают различные государства для поддержки своего кинематографа. КиноПоиск изучил опыт нескольких европейских и азиатских стран и обнаружил, что Россия, как обычно, идет своим путем.

Франция: образец для подражания?

Французская система поддержки национального кино — одна из самых популярных в среде наших чиновников. Именно к ней они чаще всего апеллируют, предлагая очередные реформы российского кинематографа. Однако, несмотря на частые ссылки на опыт Франции, система квот на иностранные фильмы существовала там совсем недолгое время, лишь в 1930-е, когда Голливуд действительно пытался атаковать французский кинорынок. В послевоенные годы США и Франция заключили соглашение, отменяющее квотирование, и государство стало разрабатывать программу поддержки национального кино и системы кинопоказа.

С 1948 года в стране ввели отчисления от проданных билетов, причем со всех фильмов вне зависимости от страны производства. Кинотеатры отчисляют в Национальный центр кинематографии (CNC) 10,72 % стоимости каждого билета. С учетом того, что аккумулированные в Национальном центре кинематографии средства выделяются на поддержку производства национальных фильмов, строительство и модернизацию кинотеатров и системы показов, допуск голливудского кино до французского кинопроката является выгодным для всех.

Кинотеатр французской киностудии Gaumont

Кинотеатр французской киностудии Gaumont

В 2015 году, по данным CNC, общий бокс-офис Франции составил 1,3 млрд евро. Это означает, что в центр кинематографии от продажи билетов поступило порядка 143 млн евро. Большую часть этих денег принесла именно продукция Голливуда (бокс-офис американских картин составил 709,8 млн евро, французских — 441,3 миллиона), хотя цены на билеты отличались несущественно. За отечественный фильм зрители платили в среднем 6,14 евро, за американский — 6,75 (из-за более высокой стоимости билетов на ленты в формате 3D).

Свои отчисления в CNC делают и различные телеканалы. А так как телевидение во Франции пользуется высокой популярностью, то именно эти средства составляют большую часть бюджета организации. Этот налог существует во Франции с 1980-х. Он формируется от доходов телеканалов с рекламы, спонсорских пакетов, платы за подключение (если речь идет о платных каналах). Государственные и частные телеканалы платят 5,5 %. Для так называемых дистрибьюторов, которые продают сразу пакеты каналов (типа Canal +), используется прогрессивная налоговая шкала — от 0,5 % до 4,5 %. В центр кинематографии идут отчисления от интернет-провайдеров (5,5 % с доходов, получаемых от абонентской платы) и распространителей видеопродукции (DVD, blu-ray, VoD). Последние отчисляют 2 %, а если они выпускают произведения порнографического характера, то 10 %. Но это еще не все.

Во-первых, большинство телеканалов обязано финансово участвовать в производстве французских фильмов (многие — чтобы убить двух зайцев, поэтому вкладывают деньги в те фильмы, которые затем показывают). Во-вторых, для них введены квоты на показ. Общенациональные каналы должны отдавать 40 % французскому кино (и 60 % европейским картинам в целом), специализированные каналы типа того же Canal+ — 35 %. Некоторые каналы в зависимости от их типа не имеют права делать кинопремьеры по выходным дням (в основном до вечера воскресенья), средам (в этот день во Франции начинается прокат новых фильмов) и частично пятницам (существуют исключения для артхаусных новинок после 22:30). Несмотря на всю сложность этой системы, французы, кажется, к ней привыкли. Довольно жесткие, как может показаться, меры вводились не сразу и не были направлены исключительно на запрет. Параллельно Франция вырабатывала систему поддержки национальной кинематографии, о которой стоит поговорить отдельно.

«Антихрист»

«Антихрист»

Впрочем, чем-то мы с Францией все же похожи. Там тоже выдают прокатные удостоверения. Их запрашивают не менее чем за месяц до первого публичного показа. Во Франции также есть система возрастных ограничений. Фильмы подразделяются на категории «Для любого зрителя», 12+, 16+ и 18+. Правда, по статистике, 80 % фильмов получают первую отметку. Комиссия по выдаче прокаток (в нее входят чиновники, кинодеятели, специалисты по кино и молодежь) не может вносить какие-либо изменения в фильм или просить создателей их внести. Однако ее деятельность может подвергаться обструкции со стороны «обеспокоенной общественности». Самый свежий пример — фильм Ларса фон Триера «Антихрист», который на время был заблокирован для проката из-за возмущения членов католической организации «Содействие». Они хотели, чтобы фильму присвоили рейтинг 18+ вместо 16+ (о требовании полного запрета показа, как в случае с фильмом Алексея Учителя «Матильда», речь не шла).

Южная Корея: квота в 73 дня

Несмотря на введение в 1967 году квот на прокат национального кино (с 1973-го — до трети от всех сеансов), доля корейских фильмов на национальном рынке к началу 90-х все равно составляла 16 %. Корейцы не хотели смотреть свое дистиллированное пропагандистское кино, задавленное местной суровой цензурой, которая ничуть не уступала северокорейской.

В 1997 году по причине серьезного валютного кризиса президент страны Ким Дэ-чжун предложил США заключить двусторонний договор об инвестициях (BIT). Кабинет Клинтона выразил готовность, но выдвинул также ряд собственных требований, среди которых были смягчение и возможная отмена квот на национальный кинематограф. Корейские переговорщики, не подумав, согласились и дали слово сократить количество дней, ежегодно зарезервированных под корейское кино, с 146 дней до 73.

Тогда еще никто не мог предположить, что буквально через год-два национальный кинематограф внезапно встанет с колен и зацветет буйным цветом. К 2007 году, когда договор между Южной Кореей и США должен был вступить в силу, корейское кино приносило уже не 13 % прокатных сборов, а все 63,8 %.

Чхве Мин-сик

Чхве Мин-сик

Накануне вступления в силу условий договора представители национального кинобизнеса подняли в массмедиа большой шум, называя новый договор «угрозой культурному суверенитету». Некоторые даже пытались бастовать. Например, звезда фильма «Олдбой» Чхве Мин-сик, протестуя, на несколько лет прекратил свою кинокарьеру. Потом, правда, вернулся.

Общественность всячески поддерживала представителей кинобизнеса, но это ничего не изменило. Национальная квота в 73 дня существует в Южной Корее по сей день, но все чаще идут разговоры о том, чтобы совсем ее отменить. Именно этого требуют Штаты для заключения следующего экономического договора — FTA (соглашения о свободной торговле). Мол, какая свободная торговля, если ваш рынок со всех сторон огорожен?

Германия: никаких прокатных удостоверений

С конца 1960-x в Германии действует закон о мерах по развитию немецкого кино, который пересматривается раз в пять лет. Каждая реформа закона занимает около двух лет общественных обсуждений, в которых участвуют различные организации киноиндустрии и даже представители церкви. На основании этого закона функционирует Немецкий федеральный совет по кино (FFA) — независимая общественная организация, которая распределяет деньги на поддержку национального кинематографа. Ежегодный бюджет организации составляет примерно 70—75 млн евро, причем эти деньги поступают из разных источников, в основном от демонстраторов аудиовизуального контента, то есть кинотеатров и телеканалов.

«Виктория»

«Виктория»

Каждый кинотеатр, в зависимости от количества залов и оборота, отчисляет от 1,8 % до 3 % стоимости каждого проданного билета в FFA, схожий процент (от 1,8 % до 2,3 %) отчисляют компании, занимающиеся продажей кино на DVD и других носителях. Закон постоянно адаптируется под современные реалии, например последние изменения охватывают интернет-платформы вроде Amazon и Netflix, которые теперь тоже будут вынуждены отчислять деньги на поддержку немецкого кино.

В 2016 году на немецкие фильмы в национальном прокате было продано 17,9 миллиона билетов, в 2015-м — в полтора раза больше, 29,2 миллиона билетов. При этом артхаусную «Викторию», отмеченную критиками и фестивальными наградами, увидело 300 тысяч зрителей, а приключенческую комедию Тиля Швайгера «Мед в голове» — более 7 миллионов. В целом же прокат фильмов местного производства занимает около 18—25 % общего бокс-офиса, то есть ситуация чем-то напоминает российский прокат, где также доминируют зарубежные картины.

Последняя реформа затронула интересы кинотеатров в том, что касается окна между выходом фильма в кинотеатральный прокат и на онлайн-платформах. Желая защитить кинотеатры, авторы закона установили период в 18 месяцев до выхода фильма на телевидении, вызвав возмущение тех продюсеров, которые не были заинтересованы в длительном кинотеатральном прокате.

«Мед в голове»

«Мед в голове»

В то же время сами кинотеатры пытались освободиться от отчислений в FFA. Крупнейшая сеть UCI пыталась доказать, что деньги, которые кинотеатры платят FFA, идут на поддержку фильмов с низким прокатным потенциалом, не приносят прибыли, и более 70 % поддерживаемых картин привлекают менее 50 000 зрителей, а четверть и вовсе не доходит до проката. Суд UCI проиграла — отчисления с билетов в FFA остались законными и обязательными. Битва продюсеров и прокатчиков с кинотеатрами на этом не остановилась. За показ трейлеров и размещение постеров кинотеатры требуют у продюсеров деньги, однако в каждом конкретном случае это вопрос договоренностей между компаниями.

Авторам фильма не нужно получать прокатное удостоверение для выпуска фильма на немецкие экраны, однако они обязаны оформить сертификат, подтверждающий возрастное ограничение — он стоит около 1000 евро. Любой приоритет в прокате для немецких фильмов перед другими европейскими лентами невозможен в силу законов Евросоюза о едином экономическом пространстве.

Япония: 54 % ограничений

История квот на национальный кинематограф в Японии коротка и показательна. Они были введены примерно в 1932 году при кабинете барона Саито Макото и отменены в 1945-м. В первом случае Япония решила показать всему миру, что она великая империя, в последнем — враги империи оккупировали страну, приравняв почти весь японский кинематограф к опасной милитаристской пропаганде.

Персонажи японской студии Ghibli, основанной Хаяо Миядзаки

Персонажи японской студии Ghibli, основанной Хаяо Миядзаки

С ограничениями на импортные фильмы здесь тоже было просто. В 1967 году Япония была признана второй экономикой планеты. В 1971-м американцы сняли с нее последние санкции и вернули Окинаву. Спустя всего несколько месяцев после этого события японское правительство приняло закон об ограничении киноимпорта. Процент в разные годы менялся, но в среднем составляет по сей день примерно 54 %.

Надо все же заметить, что введение импортных ограничений было не только демонстрацией собственных сил и независимости. 1971 год — критическая точка в истории японского кино. Год, когда телевидение практически убило местный кинорынок, после чего все японские мейджоры почти вылетели в трубу, а старейшая в стране киностудия Nikkatsu даже решилась на радикальный и отчаянный шаг — снимать отныне только софт-порно. Ведь порно — единственное, чего еще нельзя было посмотреть в те дни по телевизору.

Великобритания: наследие короля Георга V

В Великобритании все хорошо с киноиндустрией: местные фильмы активно борются за самые престижные награды, английские актеры играют примерно всех супергероев, а крупнейшие голливудские студии оборудовали себе базы неподалеку от Лондона и снимают там свои блокбастеры. В стране производятся сотни разнобюджетных фильмов каждый год, и более 60 % из них оказывается на киноэкранах. Тем удивительнее, что именно в Британии впервые на государственном уровне были введены квоты в поддержку местного кинопроизводства.

В 1927 году король Георг V подписал выдвинутый парламентом закон о кинофильмах, который был призван развить до уровня голливудской британскую вертикально интегрированную индустрию (когда производство, дистрибьюция и кинопоказ контролируются почти одними и теми же людьми). Согласно этому закону, в кинотеатрах страны в последующие 10 лет должно было одновременно демонстрироваться не меньше 7,5 % (а позже и 20 %) фильмов местного производства. Фильм считался таковым, если был сделан местной компанией, снят на студии на территории империи, создан по сценарию (книге, пьесе) британского автора, а 75 % всех зарплат при работе над картиной выплачено подданным короля.

Александр Корда

Александр Корда

Эксперимент с созданием искусственного рынка для британских картин уже в 30-е годы считался провальным. С одной стороны, много денег вкладывалось в дорогостоящие постановки, не имеющие шансов окупиться в местном прокате (вся продукция компании Александра Корды London Films в целом и экранизация Герберта Уэллса «Облик грядущего» в частности). А с другой стороны, с ужасающей скоростью начали появляться так называемые «quota quickies» — сделанные на коленке трехгрошовые поделки, призванные добить количество британских фильмов в кинотеатрах до нужной цифры, чтобы выполнить норму.

Закон о квотировании со временем видоизменялся, а в 1960 году был упразднен за ненадобностью. Нельзя не отметить, что именно он во многом помог индустрии выжить в момент перехода к звуковому кино, когда у кинозалов не было денег на новое оборудование. А также создал задел на будущее: технические специалисты, работая над поделками в пугающем конвейерном темпе, заметно набивали себе руку. Его отголоски слышны даже сейчас. В большинстве проектов, в том числе крупных студийных тентполах, непременно выполняется как минимум одно из выдвинутых старым законом условий — как раз потому, что индустрия крепко стоит на обеих ногах, да еще и притопывает.

Китай: Я сам тебя съем, Голливуд

С 1949 по 1994 год голливудские картины на территории Китая не прокатывались. Страна активно строила коммунизм и на уверения американцев, что «кино — это развлечение и искусство, и ничего более», лишь громко хмыкала. В красном Китае кинематограф всегда считали оружием пропаганды. Считали и считают по сей день.

Первые поблажки и первые голливудские картины, допущенные до экранов, были не только элементом политики, но также и сильным пропагандистским шагом, призванным показать гражданам своей страны ветер перемен. Спустя семь лет бесконечных переговоров с ВТО в китайском прокате были установлены первые правила, беспрецедентно жесткие по отношению к американской стороне. Китай обязывался с 2009 года прокатывать в год 20 иностранных фильмов, из них американские ленты не должны были составлять больше 80 %. И это только начало. Создатели картин получали не 50 % с китайского проката, как это было принято в мире, а только 25 %. Сначала разговор был вообще про 13 %, но, обнаружив, что все расходы на маркетинг также ложатся на плечи американских мейджоров (а это не меньше 10 %), эти самые мейджоры стали бить в набат. Отвоевали 25 %.

Китайская киностудия «Чжэньбэйбу» / Фото: Жанна Койвиола

Китайская киностудия «Чжэньбэйбу» / Фото: Жанна Койвиола

Китайцы пошли на сделку отнюдь не по причине экономического давления. Национальное министерство культуры приняло решение, что полтора миллиарда человек нужно срочно вернуть в кинотеатры. Мол, пока мы будем создавать современные кинотеатры для такой прорвы народа, пусть Голливуд работает за нас.

К 2012 году были построены тысячи новых кинотеатров, поэтому Китай великодушно согласился увеличить квоту — 20 иностранных фильмов плюс 14 иностранных релизов для форматов 3D и IMAX. Договор по «20+14» был подписан на пять лет с возможностью пересмотреть и расширить его в 2017 году. Однако новые цифры окончательно озвучены пока так и не были.

За пять лет в Поднебесной многое изменилось. На китайский рынок пытаются пробиться теперь сразу несколько новых игроков, начиная с России, каждый со своим большим пакетом премьер. К тому же за прошлый год китайцы впервые вписались в прокат японского аниме, и это было тоже не штучным или одноразовым прецедентом.

Ослабление квот и расширение ассортимента — всего лишь иллюзия свободы, ведь правительство в любой момент может вмешаться в прокатные дела. Например, передвинуть указом свыше семь-восемь голливудских премьер на соседние недели, чтобы они топили друг друга и не мешали национальным блокбастерам.

Соль последних пяти лет — это не ослабление квот, а смена парадигмы. Построив тысячи кинотеатров, Китай наконец приступил к тому, чтобы стать кинематографической державой номер один. Шаг номер один — объяснить американским мейджорам, что Поднебесную надо показывать с новых, более лицеприятных сторон, и заставить их добавлять во все новые блокбастеры китайских персонажей, причем не второстепенных. Шаг номер два — показать американским мейджорам, что помимо квот есть еще и копродукция. Если ваш фильм является американо-китайским проектом, то он проходит мимо квот. Понятно, что статус копродукции накладывает на тебя массу новых ограничений, но ведь все в курсе, что жадные лаоваи всегда предпочитали выгоду свободе. Шаг номер три — начать скупать голливудских мейджоров.

Логотип Oriental Dreamworks

Логотип Oriental Dreamworks

Первой ласточкой на этом фронте было учреждение совместного предприятия Oriental Dreamworks, где голливудской студии принадлежало лишь 45 %. Остальное поделили между собой финансируемая государством компания China Media Capital, телекомпания Shanghai Media Group и принадлежащая шанхайскому муниципальному правительству Shanghai Alliance Investment. Права на прокат и доли в студиях стали покупать даже не частные лица, а фонды, созданные на государственные деньги. Китай тоже мог бы прибегнуть к тем же мерам, на которые пошли его азиатские соседи, но предпочел сказать Голливуду прямым текстом: ты смешной, тебя я съем последним.

Мария Токмашева, Феликс Зилич, Дарико Цулая, Заира Озова

Читайте также
Новости «Синема парк» и «Формула кино» не испугались «Матильды» В объединенной сети все же не стали отказываться от проката фильма Алексея Учителя.
Интервью Режиссер фильма «Борг/Макинрой»: «Я пошел в кино из-за Ларса фон Триера» КиноПоиск поговорил с Янусом Мецем о Ларсе фон Триере, Шайе ЛаБафе, теннисе и антропологии в кинематографе.
Новости По лезвию аритмии: Главные премьеры октября Нестареющий Том Круз, неубиваемая «Пила», недоумевающий Билл Найи, а также скандальная «Матильда», расхваленная «Аритмия» и долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» — этот октябрь выдался богатым на громкие премьеры.
Комментарии (127)

Новый комментарий...

  • 60

    Monstra 1 февраля 2017, 15:17 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью, интересно сравнить.

    Китайцы, бесспорно, молодцы — подошли к делу масштабнее всех.

    Ну а что касается нашего кино — Великобритания в пример: качеством надо брать, а не ограничениями.

    ответить

  • 7

    kuzmaabrikosov 2 февраля 2017, 09:12 пожаловаться

    #

    Как минимум, наивно. Это все равно, что предлагать слесарной мастерской конкурировать с международными автоконцернами. Мол, берите качеством, ребята.

    ответить

  • 3

    arthur yeats 2 февраля 2017, 11:21 пожаловаться

    #

    Спорная метафора, по меньшей мере потому что кинематограф опирается в первую очередь на гений творческой мысли нежели на гений мысли инженерной.
    Ну а если продолжить аналогию, то я бы сказал что советские автомобили ничуть не уступали, скажем, Форду.

    ответить

  • 11

    kuzmaabrikosov 4 февраля 2017, 23:20 пожаловаться

    #

    На гений творческий мысли опирается кино авторское. И то, без индустрии автор беспомощен. А мы говорим о кино массовом. А это индустрия, система. Которая включает в себя не только технологию (во всех смыслах: от написания сценария до съемок), но и, скажем. дележку рынка и проч. и проч. Так что аналогия очень точная.

    Вы очень странно продолжаете аналогию. Непонятно, к чему. Советская автоиндустрия создавалась государством и внутри страны конкуренции вообще не имела. Про качество я говорить не буду. Это отдельная тема.

    ответить

  • 17

    theoldone 1 февраля 2017, 15:27 пожаловаться

    #

    Никому не пожелал бы жить в Китае

    ответить

  • 28

    ZELMIRA 1 февраля 2017, 22:38 пожаловаться

    #

    правильно, надо пожелать человеку жить там, где он сам хочет)

    ответить

  • 5

    wsad 2 февраля 2017, 00:23 пожаловаться

    #

    Да ладно, там кроме Великого Китайского Файрволла и периодических вспышек чумы в провинциях — не всё так плохо, особенно для иностранцев.

    ответить

  • 8

    Tora_chan 2 февраля 2017, 02:42 пожаловаться

    #

    Для иностранцев особенно плохо в такой националистической стране.

    ответить

  • 2

    kuzmaabrikosov 2 февраля 2017, 09:15 пожаловаться

    #

    Китай сейчас — это как штаты 100 лет назад: пока еще не мировой лидер, но вот-вот станет им. Т. ч. учите китайский.

    ответить

  • 52

    _time_ 1 февраля 2017, 15:41 пожаловаться

    #

    Блин! Обожаю корейское кино! Там качественные картины выходят постоянно. Только в этом году Вопль, Тайный агент, Служанка, Мастер и Не забывай меня. Фильмы недорогие, интереснейшие и качественные. Вот с чего надо брать пример

    ответить

  • 33

    Miss Bulsara 1 февраля 2017, 16:08 пожаловаться

    #

    Поезд в Пусан не забудьте! Американцы, открывшие жанр зомби-муви, давным-давно такого же качественного продукта не делали.

    ответить

  • 12

    shady8108 1 февраля 2017, 21:29 пожаловаться

    #

    они и перестали их так активно снимать, за последние годы и попыток то громких не припомню, последние — Тепло наших тел и Война миров Z, у которых рейтинг даже повыше будет, учитывая кол-во оценок

    ответить

  • 7

    Zofo 1 февраля 2017, 16:41 пожаловаться

    #

    Аналогично. В них какая-то свая магия (оно и не удивительно), от которой невозможно оторваться.

    ответить

  • 4

    RavenDante 1 февраля 2017, 18:28 пожаловаться

    #

    Сон Кан-хо — наше всё!)))

    ответить

  • oldingt 2 февраля 2017, 08:26 пожаловаться

    #

    + !!! Дай пять! =)

    ответить

  • 6

    Antonio Nero 2 февраля 2017, 09:21 пожаловаться

    #

    Поддерживаю. Южнокорейский кинематограф на сегодня один из лучших в мире.

    ответить

  • da_uj 30 мая 2017, 22:43 пожаловаться

    #

    вотименно! Как маленькая страна, за последние 20 лет уделала Голливуд, не говоря уж о Европе??!! Выдающиеся режиссеры, актеры, играющие так, что перехватывает дыхание, операторы, а музыка, МУЗЫКА!!!
    И да, в кинотеатрах России практически не показывают корейское кино, зато есть (слава ему!) интернет и есть переводчики и озвучиватели. А некоторые прекрасные корейские фильмы и не покажут у нас в кт, т. к. 1. пьют 2. матерятся 3. наличествует эротика 4. жестокие сцены — а у нас на это всё ограничения морали и нравственности, чтоб ей…

    ответить

  • _time_ 2 июня 2017, 23:43 пожаловаться

    #

    и добавить нечего. Корейское кино это чистое искусство и многие фильмы каждый год пополняют мою фильмотеку

    ответить

  • 9

    chebanton 1 февраля 2017, 15:47 пожаловаться Берут количеством

    #

    Китайцы красавчики!) Берут количеством))
    Я бы ещё добавил информацию, собственно, по России !!)) Сколько отчисляется, куда и на что, и отчисляется ли вообще; есть ли у нас квоты)) хотя судя по прокату, видимо, их нет :D

    ответить

  • RavenDante 2 февраля 2017, 09:54 пожаловаться

    #

    Умом, цифрами и здравым смыслом — Россию не понять.

    ответить

  • Спасибо за статью!!! Интересно было читать! Китайцы все больше начинают наглеть! Скупают все что можно ! И киностудии и футбольные команды и разные компании ! Они выполняют свой план и пытаются стать сверхдержавой номер один! Я лично против пропаганды в фильмов и очень жестких квот для иностранных фильмов! Я за разнообразие и разные точки зрения! свой кинематограф нужно развивать и спору нет но нужно не количество фильмов а качество !

    ответить

  • 15

    ZELMIRA 1 февраля 2017, 22:36 пожаловаться

    #

    китайские власти понимают, что у них есть все шансы на господство посредством «мягкой силы», и они этот шанс не упустят, тем более с учётом того, что за две трети 20-го века они потеряли слишком многое.

    ответить

  • 35

    KsAndR705 1 февраля 2017, 15:59 пожаловаться

    #

    «идея прокатных удостоверений стоимостью 5 млн рублей — особый русский путь, такого нет даже в Китае». Почему я не удивлен.

    ответить

  • 7

    Гвалиор 1 февраля 2017, 17:12 пожаловаться

    #

    Блин, китайцы всё же молодцы, раз
    Поднебесную надо показывать с новых, более лицеприятных сторон, и заставить их добавлять во все новые блокбастеры китайских персонажей, причем не второстепенных.
    Ибо
    всегда предпочитали выгоду свободе
    Однако, китайский метод нам явно не подойдёт. В общем-то, нужно не копировать чей-то метод, а вырабатывать свой с учётом местной специфики, извлекая уроки из прочих методов. В идеале.

    ответить

  • 8

    ВНЧ 1 февраля 2017, 17:27 пожаловаться

    #

    М-да, американских фильмов меньше и меньше, всё какие-то полукитайские.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 1 февраля 2017, 22:32 пожаловаться

    #

    глобализацию пока ещё не отменили.

    ответить

  • 11

    RID DICK 1 февраля 2017, 17:32 пожаловаться

    #

    Oriental Dreamworks… Теперь я видел всё.

    ответить

  • 30

    kennymustdye 1 февраля 2017, 17:54 пожаловаться

    #

    «Копро-дукция» хорошее слово для описания некоторых фильмов.

    ответить

  • 18

    Frank Cowperwood 1 февраля 2017, 18:18 пожаловаться

    #

    Даже не знаю что надо съесть утром, чтобы вечером пойти на российский фильм.

    ответить

  • 10

    o_0xxxy 1 февраля 2017, 18:20 пожаловаться

    #

    Шикарный материал! Его бы в Минкульт в качестве пособия для ничего непонимающих

    ответить

  • 26

    konoplyov 1 февраля 2017, 18:57 пожаловаться

    #

    Да там все всё понимают. Однако в России всё решает один закомплексованный человек с мышлением времён холодной войны. А мы у него в заложниках.

    ответить

  • 1

    911007112 13 февраля 2017, 10:07 пожаловаться

    #

    Один всё решать не может, там явно преступная группа (лол).

    ответить

  • 7

    keyleen 1 февраля 2017, 19:22 пожаловаться

    #

    Хорошая статья, спасибо! А нашим кинематографистам хотелось бы сказать, что надо делать качественное кино, тогда и люди потянутся. А если клепать один трешак, то никакое квотирование не поможет.

    ответить

  • 22

    Ханно 1 февраля 2017, 21:05 пожаловаться

    #

    С одной стороны вроде верно. С другой — именно трешак русский и собирает деньги, более-менее сносное кино проваливается как раз или просто недобирает.

    ответить

  • 12

    leela88 1 февраля 2017, 19:59 пожаловаться

    #

    Бесполезно исследовать примеры других стран, учитывая, что эти страны худо-бедно, но все же выпускают хорошие фильмы. Да, актуально защищать хороший продукт от ширпотреба, но, блин, Россию умом не понять, у нас хороших фильмов в год раз-два и обчелся. В чем смысл тогда, если цель такой «защиты» отнюдь не в защите.

    ответить

  • 10

    MCSMvsME 1 февраля 2017, 20:03 пожаловаться Ноль сенсации…

    #

    Увеличивать бюджеты и развивать индустрию? Не, слишком сложно, да и страшно как-то, так и вместе с Россией наши фильмы зауважают!!! Похоже так думают те, кто предлагает подобный бред. Впрочем ничего нового, у нас министр культуры миллиардами деньги п***, а когда его подельников ловят, разводит руками, мол ничо не знал…

    ответить

  • 10

    Пя-так 1 февраля 2017, 21:15 пожаловаться

    #

    А ведь сиквел Дня Независимости громко провалился в Китае, хоть и протащил китайских актёров и генералов китайских хорошо показал.
    Ещё Доктор Стрэндж в Китае плохо зашёл, собрав намного меньше Капитана, хоть там вроде была более близкая восточная тематика.
    А Звёздные войны с китайцем в касте, прошлые за сотню миллионов зашли, а тут полный провал.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 1 февраля 2017, 22:30 пожаловаться

    #

    тематика доктора конечно близка китаю, да вот только тема тибета по-прежнему болезненна.

    ответить

  • 3

    Wanderer5 4 февраля 2017, 09:52 пожаловаться

    #

    Поэтому в фильме его заменили на Непал.

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 1 февраля 2017, 22:28 пожаловаться

    #

    то неловкое чувство, когда в девяностые у нас рынок сбыта потеряли, а у нашего дальневосточного соседа, наоборот, приобрели.

    ответить

  • 5

    kuzmaabrikosov 2 февраля 2017, 08:56 пожаловаться

    #

    1)Во-первых, надо начать с того, что протекционистские меры необходимы. Слова о том, что надо просто лучше снимать и побеждать в «равной» борьбе — ложь. Равной борьбы со богатейшими медиакорпорациями, которые владеют не только производственными мощностями, но и прокатом, быть не может.

    2)Вместе с этим, попытка соревноваться с Голливудом в плане популярности у широкой публики — это означает соревноваться в пошлости и дурновкусии. Т. е. это возможно, но стоит ли того? Хотя определенные «успехи» в этом уже достигнуты.

    ответить

  • 3

    VVS 2 февраля 2017, 12:24 пожаловаться

    #

    Молодцы, Кинопоиск! Очень хорошая и нужная статья

    ответить

  • 2

    Заповедник 2 февраля 2017, 14:24 пожаловаться

    #

    В последней части статьи сразу почувствовалось, что руку приложил Зилич — кто еще может угостить читателей такой отборной, сочной, бескомпромиссной китаефилией?)
    Правда, в реальности китайское кино как-то почти не востребовано даже в окружающих азиатских государствах, не то что в странах с преимущественно европеоидным населением. Так что если китайское кино что и съест, то только мозги китайских граждан. Да и то сомнительно…

    ответить

  • 2

    Любава1985 2 февраля 2017, 15:29 пожаловаться

    #

    Я согласна с мнение бытующим в Китае о том, что кино (и телевидение в целом) — это оружие пропаганды, причем всего, что только не пожелаешь.

    ответить

  • 3

    choco-cherry 2 февраля 2017, 17:29 пожаловаться

    #

    «Голливуд готов на все, чтобы поменять наши ценности», — как вещал Дмитрий Литвинцев, депутат ЛДПР.
    Да, судя по определяющей части российских фильмов, наши ценности весьма и весьма. Взять хотя бы «Горько», «Выкрутасы», «Любовь в большом городе», «Быстрее, чем кролики», «8 свиданий» (не говоря уже о «Викинге» с «Героем»).
    Расчищайте там дорогу для нашего кино скорее, ну же.

    ответить

  • 7

    Anatoly_Flyers 3 февраля 2017, 13:28 пожаловаться

    #

    Беда только в том, что всем перечисленным странам не стыдно за свой кинематограф))В России же сносное кино является исключением, а не правилом. Сначала нужно подтянуть качеству, а потом отстаивать какие-то интересы.

    ответить

  • 1

    Жиромазавр 6 февраля 2017, 01:58 пожаловаться

    #

    >старейшая в стране киностудия Nikkatsu даже решилась на радикальный и отчаянный шаг — снимать отныне только софт-порно

    Вообще-то Roman Porno/Pinku eiga — это не порно (то бишь не то, что мы привыкли подразумевать под этим словом), а мейнстримный, блокбастерный (в рамках Японии) субжанр экшн-фильмов с женскими протагонистами и элементами эротики.

    >жадные лаоваи всегда предпочитали выгоду свободе

    Как будто в авторитарной студийной системе Голливуда не то же самое.

    Странно, что в конце среди китайских инвесторов в американо-китайскую продукцию не упомянули Alibaba Group. Один из крупнейших таковых в Поднебесной.

    ответить

  • FancyTyre 9 февраля 2017, 07:45 пожаловаться нет денег

    #

    С Россией понято. Кино снимать и продавать не умеют и не хотят, денег в гос. казне нет(расходы на сирию, украину и т. д.). Казну нужно пополнить, кина нет, денег нет. Ввести платные квоты!

    ответить

  • 911007112 9 февраля 2017, 12:01 пожаловаться

    #

    В США с 30 сентября 2012 года запрещён прокат дублированных иностранных фильмов. Для кассовых картин создаются ремейки с английской озвучкой вместо оригинальной.

    ответить

  • 4

    Заповедник 9 февраля 2017, 15:35 пожаловаться

    #

    Единственное, где встречается этот «факт» — в русской Википедии. Причем ссылается этот «факт» на статью, в которой ни о чем подобном не говорится.

    ответить

  • 1

    911007112 13 февраля 2017, 09:21 пожаловаться

    #

    https://en.wikipedia.org/wiki/Dubbing_(filmmaking)
    https://en.wikipedia.org/wiki/Subtitle_(captioning)

    ответить

  • 3

    Заповедник 13 февраля 2017, 16:52 пожаловаться

    #

    Вообще-то ни в одной из приведенных статей не говорится о таком запрете и нет указанной даты. Вы сами их читали?

    ответить

  • 911007112 22 февраля 2017, 17:06 пожаловаться

    #

    Дубляж законодательно запрещен в США. В 70-х годах прошлого века голливудские боссы для защиты собственного рынка приняли решение: все зарубежные картины, снятые не на английском языке, выпускать только с субтитрами. Тем самым они оградили свой рынок от иностранной продукции, так как фильмы с субтитрами резко ограничивают аудиторию. Практически нет примеров, чтобы картина с субтитрами собрала большую кассу. Было одно исключение из этого правила — «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Crouching Tiger, Hidden Dragon) Энга Ли, выпущенная с субтитрами в США, собрала более 100 миллионов долларов. Но там и слов немного. https://ria.ru/interview/20090330/166412314.html

    По правилам кинопроката в США дубляж лент там запрещен, что является своего рода протекционистской мерой — https://regnum.ru/news/cultura/2241125.html

    В США запрещено показывать иностранные фильмы в дубляже, их крутят строго с субтитрами — http://total.kz/cult…zastryali_v_proshlom

    В США запрещен дубляж. Фильм на иностранном языке можно показывать только с титрами — http://moscvichka.ru…na-ekrane-13180.html

    В США пытались ввести дубляж в начале 20 века, но пипл не одобрил… сейчас все иностранные фильмы там показывают с субтитрами — https://thequestion.ru/questions/216003/pochemu-v-kinoteatrakh-mnogikh-stran-filmy-ne-dubliruyut-a-pokazyvayut-s-subtitrami-prosto-potomu-chto-eto-deshevle-ili-est-drugie-prichiny

    «В Америке, насколько мне известно, чтобы защитить свой рынок, они ввели (это не законодательно было сделано, а на уровне проката) правила, закон внутренний, что иностранные картины показываются только с субтитрами. Они не дублируются на большом экране. И так, как народ особо не рвется читать субтитры, то стало быть иностранные картины особо не идут в США. В том числе и из-за этой меры», — поделился Лебедев. https://polit.info/316431-vnutrennyaya-imperiya-chto-dumayut-rezhissery-o-roste-poshlin-v-1500-raz-dlya-inostrannyh-filmov

    ответить

  • 2

    Заповедник 22 февраля 2017, 17:23 пожаловаться

    #

    Мне, пожалуйста, ссылку на серьезный американский сайт — о кино или хотя бы какой-то уважаемой многотиражной газеты. Противоречивое пустословие русских СМИ меня мало интересует, а в англо-Википедии такого нет. А то на слово и в «распятого мальчика» верили.

    ответить

  • 1

    SirFreeman 12 февраля 2017, 12:51 пожаловаться

    #

    Ты сам в это веришь?

    ответить

  • 2

    911007112 13 февраля 2017, 01:05 пожаловаться

    #

    На Западе — свои особенности национального проката. Например, советское и российское кино, за исключением детских сказок, в английском дубляже найти крайне сложно — прокатчики ограничиваются субтитрами. Делается это вовсе не из любви к оригинальной дорожке, просто отечественные фильмы практически не крутят в зарубежных кинотеатрах. А на DVD их покупают либо киногурманы, либо эмигранты — ни тем, ни другим дубляж не нужен. Та же судьба ждёт почти все неанглоязычные фильмы в американском прокате. Если вы не номинированы на «Оскар» за лучший иностранный фильм, вас в лучшем случае ждут субтитры (http://www.mirf.ru/k…-ozvuchivanie-filmov).

    Читать внимательно ответ Андрея Кончаловского — http://cinematographua.livejournal.com/44209.html http://yuri-grymov.livejournal.com/67332.html (иностранные фильмы в Америке могут выходить только с субтитрами. Они запретили дубляж).

    Николай Лебедев считает американскую модель защиты рынка успешным. В частности запрет на дубляж иностранного фильма в прокате, в результате чего фильмы показывают с субтитрами (https://polit.info/316504-rezhisser-ekipazha-podderzhal-povyshenie-poshlin-dlya-gollivudskih-filmov).

    Кино в Америке… Индустрия дублирования здесь полностью отсутствует! — http://pikabu.ru/story/kino_v_amerike_3619616 http://www.filmz.ru/…t_id=325435#comments

    Во многих странах Европы англоязычные фильмы на ТВ показывают на языке оригинала с субтитрами.

    Жители многих европейских держав добровольно предпочитают смотреть кино на языке оригинала (особенно этим балуются скандинавы), а в США и вовсе запрещено показывать иностранные фильмы в дубляже (http://kg-portal.ru/…astavili-nas-chitat/).

    И не стоит забывать про кинофестивали с субтитрами.

    ответить

  • 3

    MillPops 10 февраля 2017, 10:07 пожаловаться

    #

    в Китае действительно квота на прокат иностранных картин, далеко не все фильмы можно там посмотреть, и, как правило, премьеры в Китае происходят намного позже мировых (позже на один или два месяца), но бывают и исключения — «Великая стена» вышла в Китае уже 16 декабря, а в России (и вроде во всем мире) выходит только 16 февраля, но это картина совместного американо-китайского производства. Показывают фильмы или в оригинале с китайскими субтитрами (а могут быть и двойные субтитры китайские и английские), или на китайском языке. Оригинал приходят послушать китайцы, которые с виду английского то и не знают, но зато это ж типа круто:) А еще хочется отметить специфические вкусы китайского кинозрителя: российский фильм «Он дракон», который у себя на родине вообще никак не окупился, хотя бы из-за того, что снят совсем не очень, в Китае уже за несколько дней стал супер-популярным. Вот и пойми, что нравится этим китайцам:)

    ответить

  • 9

    Заповедник 10 февраля 2017, 17:35 пожаловаться

    #

    Цветастый аляповатый романтико-комедийный или комично-пафосный киномусор, судя по сборам. И по художественной деградации американских супергеройских фильмов по мере роста популярности в Китае.

    ответить

  • 2

    GreamReaper 12 февраля 2017, 23:39 пожаловаться

    #

    Как правило да. Деградация среди массового зрителя везде: та же ситуация в Японии и Корее с их дорамами, у нас с передачами вроде камеди клаба.

    ответить

  • 5

    Заповедник 13 февраля 2017, 02:00 пожаловаться

    #

    Ради справедливости — в Японии еще и аниме есть, где немало хорошоего и умного попадается, а кинематограф Кореи тоже не одними мыльными операми славится в последние лет десять-пятнадцать. Вот в России пока что все и правда плачевно с кино, особенно для индустрии таких масштабов…

    ответить

  • GreamReaper 13 февраля 2017, 17:59 пожаловаться

    #

    Ради справедливости — я выделил именно дорамы. Про аниме ни слова, ведь постоянно выходит что-то особенное, для примера прошлогодний сериал «Город, в котором пропал лишь я». Про корейское большое кино тоже молчу, там имеются свои шедевры.

    ответить

  • 1

    al-s 13 февраля 2017, 18:14 пожаловаться А нужна ли нашему кино господдержка…

    #

    На первый взгляд отечественное кино поддерживать необходимо. На второй и последующие взгляды — тоже.
    Судя по всему, и французы со своими всевозможными отчислениями в Фонд поддрежки и китайцы со своми квотами — молодцы, своего добившиеся. Только достигнутые цели изначально были разные.
    Франция преследовала цель накопления средств на своё кино, Китай — и получить на свои экраны «импорт», который содержательно (!) был бы приятен китайцу, и деньги тоже заработать.
    То есть в Поднебесной, к счастью китайцев, невозможна ситуация, когда, приходя в кино на «импорт», зритель лицезреет глумление над своей страной, своей историей, над жителями своей страны. Бонус? Безусловно.
    То что китаец не видит той же гадости в родном кино, поддержаном государством, ясно по-умолчанию. Да и не один китайский режиссёр или продюсер не найдёт в себе наглости обратиться в китайский аналог Госкино за поддержкой антикитайской «фильмы».
    А то что Китай не скупится на господдержку — видно из объёмов их киноиндустрии.
    А теперь о грустном…
    Квоты на «импорт», наверное, ввести надо. Опредилить размер в процентах… А дальше? Кто и по каким критериям будет отбирать фильмы, умещающиеся в проценты квот?
    Если это будут те самые люди, кто выделяет средства на поддержку российской продукции, то проще и на квоты «забить», и софинансирование из фондов отменить.
    Почему?
    «Предстояние» и «Цитадель» Михалкова видели? Бюджет первого фильма — 40 000 000 $, второго- 45 000 000 $. Оглушительный провал в прокате. Возмущение зрителей глумлением над историей России превысило размер цунами. А Михалков заявил, что это его (за госсредства) артхаус… Кто выделил «гению» огромную сумму и с каких побуждений?
    Ещё один «шедевр» за 15 000 000 $ — «Царь» Лунгина. Возмущения публики особого не было, поскольку тот период истории не всем хорошо знаком. А грязь и недоумки, как атрибут Лунгина, никого не удивил. В прокате — провал.
    Свежий «Викинг» за 20 000 000 $ тоже особой радости не принёс, кроме как у создателей и желающих поглядеть на убожество: грязь, абсурдность и категорическое нежелание действовать в исторической канве. Окупился сей трэш на 50 %.
    Список продолжать не буду, всё-таки фильмов за последние 10-15 лет вышло немало… Минкульту, пожалуй, можно похвастаться количеством заставок перед началом фильма «Создано при поддержке…». Решили, видимо, как те британцы в 30-е годы: или количеством возьмём, или дорогостоящими «поделками».
    А в ноябре вышел многострадальный «28 панфиловцев», на который средства собирали, как говорится, всем миром. Минкульт РФ с горем пополам вложился, но на порядки скромнее, чем в вышеперечисленные творения. Фонд Михалкова отказал в участии
    категорично.
    Так нужна ли такая господдержка без требований к качеству, смыслу и, пардон, идеологии проектов? Думаю, не нужна, как приносящая больше негатива, чем позитива.
    С квотами такая же история. Вряд ли Мединский или кто ещё заявит «а-ля Китай»: «Эти 20 (или 30) фильмов берём, остальные себе оставьте. У этого фильма премьера будет тогда-то, у этого — тогда… Ах да, на будущее учтите, будем брать только фильмы с лицеприятным нам (!) образом России и действующими лицами»
    Вообщем, печально получается — китайский расклад, как наиболее приемлемый, не сходится.

    ответить

  • 5

    Заповедник 13 февраля 2017, 18:50 пожаловаться

    #

    Китай — и получить на свои экраны «импорт», который содержательно (!) был бы приятен китайцу
    Если бы в Китае жил один китаец, именно один человек — это было бы и правда хорошо. А так — наверняка каждому из полтора миллиарда человек приятно что-то свое, даже если партия выдрессировала молчать на этот счет.

    То есть в Поднебесной, к счастью китайцев, невозможна ситуация, когда, приходя в кино на «импорт», зритель лицезреет глумление над своей страной, своей историей, над жителями своей страны. Бонус? Безусловно.
    Вы против сатиры? Или даже против экранизации неприглядных страниц истории?

    Да и не один китайский режиссёр или продюсер не найдёт в себе наглости обратиться в китайский аналог Госкино за поддержкой антикитайской «фильмы».
    Ибо, как гласит народная мудрость, только дураки не умеют смеяться над собой.

    А то что Китай не скупится на господдержку — видно из объёмов их киноиндустрии.
    И по качеству китайского кино, которое, несмотря на нахваливание, за пределами Китая и диаспор никто почти не смотрит — тоже.

    с лицеприятным
    «Лицеприятный» — это тот, кто относится к другим, исходя из личных симпатий, а не равно. Несправедливый. Вы употребляете в этом смысле слово? Хотите смотреть фильмы, которые позитивно лгут о России?

    ответить

  • 1

    Alex Croft 21 февраля 2017, 21:30 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью. Очень интересно. Китайские меры пожалуй самые жесткие.

    ответить

 
Добавить комментарий...