Краткая история кино: 2000-е. Смотрим молодых Нолана и Пон Джун-хо, триллер на полиэкране и кинокомикс DC

Обсудить0

«Краткая история кино» — серия материалов, в которых кинокритик и старший редактор Кинопоиска Василий Корецкий рассказывает об определенной эпохе через десять знаковых фильмов. В новом и последнем выпуске — нулевые, эпоха, в которой расцвели сто цветов и десяток национальных кинематографий, но умерла пленка.


1

«Помни» (2000)

Нолан: начало. Первый громкий успех молодого режиссера, первое применение принципа инверсии (правда, только нарратива), первая овация на европейском фестивале, в Венеции. И наглядное доказательство того, что голливудский канон отлично подходит для самых неожиданных экспериментов. Снятый задом наперед нуар о человеке без кратковременной памяти, расследующем гибель жены, идеально вписывается в классическую четырехчастную структуру.


2

«Отель» (2001)

В новом веке кино очень увлеклось новыми цифровыми технологиями. В «Танцующей в темноте» (2000) Ларс фон Триер экспериментировал с дешевыми цифровыми камерами, в «Самом главном боссе» (2006) — с искусственным интеллектом (все творческие решения насчет света и композиции мизансцен принимала компьютерная программа). В 2007-м Роберт Земекис оцифровал голливудских звезд для фэнтези «Беовульф». Но самый странный и дерзкий эксперимент предпринял Майк Фиггис, на время изменивший само наше представление о драматургии фильма. В кейпере «Таймкод» он отказался от монтажа и синхронизировал действие в четырех квадратах полиэкрана; зритель мог выбирать, за какой из линий следить в данную минуту. А на следующий год отполировал этот метод в детективном фильме «Отель», ироничном и жутком одновременно. Его действие происходит в современной Венеции, где снимается экранизация жесткой трагедии XVII века «Герцогиня Мальфи». Но кровь льется не только на съемочной площадке!


3

«Платформа» (2000)

Главный фильм Цзя Чжанкэ, самого известного из китайских режиссеров шестого поколения, переживших крушение надежд после событий на площади Тяньаньмэнь, но постепенно научившихся балансировать между полуподпольным инди-кино и госзаказами. «Платформа» — это грандиозный автобиографический кинороман, хроника драматических перемен в китайской провинции 80-х, переходящей от серого колхозного уныния к рыночной экономике и вестернизации. Главные герои — компания молодежи, мечтающей о Пекине, творчестве и новой жизни.


4

«Воспоминания об убийстве» (2003)

Нулевые — эпоха без определенного стиля и лица, золотое время вседозволенности и всеядности. Каждые пару лет фестивали и прокат открывают новую микроволну, нового гения, новую национальную школу. Новое корейское кино, которое и появилось только что (первый блокбастер, снятый после падения военной диктатуры, «Шири», вышел в 1999-м), становится поставщиком интересных авторов на международный артхаусный рынок. Одного из них вы точно знаете — Пон Джун-хо, покорившего мир в 2020-м с «Паразитами». Но начинал он с фильмов даже похлеще. «Воспоминания об убийстве» — депрессивный тру-крайм, корейский «Зодиак», хроника реального и безрезультатного расследования серийных убийств бездарной и коррумпированной полицией. Хорошие новости: недавно новейшие технологии ДНК-профилирования позволили найти убийцу.


5

«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007)

Другая важная кинематография, открытая в нулевые, — новое румынское кино. Жуткая история одного подпольного аборта, снятая Кристианом Мунджиу, — метафора распада тоталитарного режима Чаушеску (интересующимся историей рекомендуем отличный док о крахе диктатуры «Видеозаписи одной революции»). В социальном хорроре Мунджиу традиционный социалистический реализм с его невозмутимой всевидящей камерой мутирует в истерический квазидок, как если бы «Плюмбум» скрестили с «Ведьмой из Блэр».


6

«Груз 200» (2007)

Своеобразной рифмой к фильму Мунджиу идет уже настоящий хоррор. Алексей Балабанов, хорошо знакомый с реалиями позднего СССР и афганской кампании, решительно расправляется с зарождающейся в стране ностальгией по советскому застою. Здесь разлагается все: северный промышленный город, деревня, органы внутренних дел, труп воина-афганца, водруженный безумным милиционером Журовым на ржавую кровать. Владельцы кинотеатров были в ярости и не хотели брать «Груз 200» в прокат, фильм забраковали шокированные отборщики Канн. При этом сюжет картины был основан не на советской, а на американской истории — это фактически экранизация «Святилища» Фолкнера. В следующем десятилетии подобный трюк прививки западного сюжета на российскую почву проделает Звягинцев с «Левиафаном», переделанным из кейса Марвина Химейра.


7

«Сумасшедшая помощь» (2009)

Именно на нулевые пришелся расцвет российского артхауса, по большей части злого и депрессивного («Все умрут, а я останусь», «Бубен, барабан», «Сказка про темноту»). Но вот удивительный пример кино одновременно доброго и не слепого к реальной жизни, без хеппи-энда, но и без депрессии. История того, как одной зимой встретились белорусский гастарбайтер (Евгений Сытый) и московский сумасшедший (Сергей Дрейден), — лучшая российская комедия нулевых. И редкая возможность увидеть на экране великого питерского актера Дрейдена.


8

«Человек из Лондона» (2007)

Начало нового века — эпоха расцвета и триумфа так называемого медленного или созерцательного кино, где экранное время приближено к реальному времени жизни зрителя. Кульминацией тренда стало присуждение в 2010-м каннской «ветви» «Дядюшке Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Один из лучших примеров артхаусной тянучки — нуар «Человек из Лондона» c Тильдой Суинтон, снятый по мотивам Жоржа Сименона самобытным режиссером Белой Тарром (начав с типичного социального реализма, в конце 80-х Тарр вдруг начал снимать черно-белый мрачный артхаус по сценариям писателя Ласло Краснахоркаи).

Открывающая фильм долгая, выматывающая сцена конспиративной встречи контрабандистов в порту, снятая как будто одним кадром, без видимых склеек, — эталон режиссерской созерцательности, бьющий все рекорды Тарковского с его бесконечно текущими водами.


9

«Ливан» (2009)

Нулевые — время постоянных военных кампаний на Ближнем Востоке, и, конечно, американское кино десятилетия было полно фильмов на тему — от откровенно пропагандистских до безусловно великих (например, «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу). Но самое неожиданное и смелое кино о том, каково это — жариться на солнце во время военной экспедиции в пески чужой страны, снято в Израиле, воюющем в пустыне не один десяток лет. Фильм Самуэля Маоза рассказывает о событиях более чем 20-летней давности — ливанской войне 1982-го, ставшей травмой, подобной Вьетнаму или Афгану, для целого поколения. Практически все действие происходит в тесных декорациях кабины израильского танка, необстрелянный экипаж которого несется через поля Южного Ливана, по ошибке убивая то своих, то гражданских. В какой-то момент в этой раскаленной стальной бочке появляются труп израильского пехотинца и пленный сирийский солдат.

Той же кампании посвящен и другой важный фильм нулевых — анимационный док «Вальс с Баширом» Ари Фольмана, который сам участвовал в ливанской операции.


10

«Хранители» (2009)

2009-й — поворотный год в истории кино. Год выхода «Аватара», фильма, который убил пленочную проекцию и рукотворные спецэффекты, способствовал установлению тотального контроля студий над кинотеатрами и дал старт всеобщему помешательству на 3D. Оглядываясь назад, мы видим, что цифра создала не меньше проблем, чем решила, что стереокино было тупиковой ветвью, что драматургия «Аватара» вторична и примитивна.

Но цифровая революция в кинопродакшене, безусловно, произвела на свет несколько шедевров. К примеру, эта красочная экранизация культового графического романа Алана Мура не только дала начало прекрасному «мрачному периоду» кинокомиксов DC, но и сделала саморефлексию непременной частью супергеройского жанра на экране.

Обычный Парень меняет ход игры: экшен-комедия с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити теперь в подписке
В главных ролях:Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Лил Рел Ховери
Режиссер:Шон Леви
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Краткая история кино: 1990-е. Смотрим блокбастер Кэмерона, гонконгские боевики, VHS-жуть и русскую хтонь

Краткая история кино: 1990-е. Смотрим блокбастер Кэмерона, гонконгские боевики, VHS-жуть и русскую хтонь

15 октября 202125
Краткая история кино: 1980-е. Изучаем фильмы перестройки, молодого Тома Круза и картину, где все бегают голыми и орут

Краткая история кино: 1980-е. Изучаем фильмы перестройки, молодого Тома Круза и картину, где все бегают голыми и орут

30 августа 202110
Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

27 июля 20219
Краткая история кино: 1960-е. Смотрим японскую жуть, украинскую психоделику и, конечно, Годара

Краткая история кино: 1960-е. Смотрим японскую жуть, украинскую психоделику и, конечно, Годара

23 июня 202119

Главное сегодня

Онлайн-кинотеатр

Как создавали мир «Этерны»

Вчера12
Как создавали мир «Этерны»
Какие сериалы мы ждем в 2022 году
В предыдущих сериях

ПодкастКакие сериалы мы ждем в 2022 году

Вчера7
За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»
Сериалы

За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»

Вчера6
Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется
Мнение

Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется

Вчера19
Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

25 января14
Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов
Сборы

Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов

25 января6
Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

25 января8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт