Краткая история кино: 1980-е. Изучаем фильмы перестройки, молодого Тома Круза и картину, где все бегают голыми и орут

Обсудить0

«Краткая история кино» — серия материалов, в которых кинокритик и старший редактор КиноПоиска Василий Корецкий рассказывает об определенной эпохе через десять знаковых фильмов. На очереди 1980-е с умными блокбастерами, европейским декадансом и советской обнаженкой.


1

«Лучший стрелок» (1986)

В 1980-е интеллектуальные драмы Нового Голливуда окончательно вытесняются поп-блокбастерами. Поначалу их создание тоже требовало интеллектуальных усилий, они даже назывались «хай-концепт-фильмами». Мастерами выдумывания этих концептов были продюсеры Джерри Брукхаймер и Дон Симпсон, а эталоном — высокобюджетная драма Тони Скотта о летчиках-асах с Томом Крузом и Келли МакГиллис. Из других канонических примеров нового народного кино 1980-х стоит упомянуть коллаборации Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, в частности «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», или изобретательный рождественский боевик «Крепкий орешек», сделавший Брюса Уиллиса звездой.


2

«Беспечные времена в „Риджмонт Хай“» (1982)

1980-е иногда называют новыми 1950-ми. Действительно, в это десятилетие вернулась не только мода тридцатилетней давности (возьмем «Синий бархат» Линча — его время действия установить не так-то просто), но и тренды. Например, кино для подростков. Все началось с этой суматошной комедии Эми Хекерлинг, описывающей жизнь группы старшеклассников из пригорода Окленда. Из развлечений тут только торговый центр с мультиплексом, и каждый, кроме разве что укурка-серфингиста Спиколли (юный Шон Пенн с вечно обгоревшим лицом), мечтает свалить отсюда после окончания школы. Вскоре после Хекерлинг эстафету подхватит Джон Хьюз, который снимет четыре классические (и лучшие) тин-комедии десятилетия.


3

«Ханна и ее сестры» (1986)

Кроме того, это золотое десятилетие для Вуди Аллена, который тогда еще не оставлял попыток стать новым Бергманом. «Ханна и ее сестры» — третий фильм «бергмановского цикла», драмеди о кризисе нуклеарной семьи и превратностях любви. Актер Бергмана Макс фон Сюдов играет роль пожилого любовника одной из сестер, икона британского кино Майкл Кейн — неверного мужа другой, снимает их страсти оператор Антониони — Карло ди Пальма. Посреди всего этого квазиевропейского кино мечется типичный герой самого Аллена — нервный интеллигент-ипохондрик, тратящий свой талант на телепродакшен.


4

«Публичная женщина» (1984)

Перенесемся в Старый Свет. Французское кино переживает в 1980-х массовое увлечение необарокко. Но лучше всех карнавальный дух времени и места уловил чужак Анджей Жулавски, эмигрировавший из Польши и нашедший во Франции идеальных актеров и декорации для своего маньеристского кинематографа. История начинающей актрисы, которая попадает в экспериментальную постановку «Бесов», вступает в токсичную связь с безумным режиссером и оказывается втянутой в шпионскую игру, стала вершиной французского стиля 1980-х: все бегают в мешковатых пиджаках или просто голышом, страшно орут и падают замертво посреди грязных улиц под синтезаторный саундтрек.


5

«Караваджо» (1986)

В Британии тоже декаданс: реформы Тэтчер разделили страну на бедный шахтерский север (его красочно покажут спустя 10 лет в фильме «На игле») и преуспевающий юг. Будни пролетариев, пенсионеров и левых интеллектуалов в это время показывают фильмы Кена Лоуча и Майка Ли. А столичная богема колеблется между панк-нигилизмом и костюмированным эскапизмом (см. головоломное кино Питера Гринуэя). Обе тенденции сходятся в фильмографии Дерека Джармена. Вершиной его творчества становится байопик порочного гения Микеланджело Караваджо, поставленный как серия оживших картин. Оператор Джармена Габриэль Беристаин буквально пишет светом и превращает кадры с Тильдой Суинтон и Шоном Бином в копии полотен Караваджо. Сходство потрясающее.


6

«Плюмбум, или Опасная игра» (1986)

Советское кино 1980-х тоже в каком-то смысле входит в стадию декаданса: распад системы чувствуется везде, даже в детском кино. В самый разгар «гонки на лафетах» Ролан Быков экранизирует повесть Виктора Железникова «Чучело», посвященную буллингу в школе (СССР в это время был захвачен волной уличного насилия). А в 1986-м, в переломный год начала перестройки, Вадим Абдрашитов развивает тему «поганой молодежи», показав жуткий портрет молодого оппортуниста, школьника-активиста, готового посадить родного отца ради возможности прикоснуться к власти.


7

«Асса» (1987)

Главный фильм перестройки, разрушивший железный занавес, за которым прятался советский арт-андеграунд. Представитель благополучного советского киноистеблишмента Сергей Соловьев познакомился с ленинградской тусовкой «Новых художников» (Тимур Новиков, Сергей «Африка» Бугаев, Виктор Цой и другие) и, попав под их обаяние, дал им полную свободу по части оформления этой трагедии о конфликте отцов и детей — модника-неформала в берете и подпольного миллионера-цеховика в шляпе. В 1980-е это было больше чем кино: показы «Ассы» часто сопровождались рок-концертами и выставками художников.


8

«Маленькая Вера» (1988)

«Где бьется сексуальный пульс этой общаги?» — спрашивали друг у друга персонажи фильма Василия Пичула. Пульс этот бился в скрипучей кровати, откуда не вылезали герои Андрея Соколова и Натальи Негоды, и к нему с замиранием прислушивалась вся страна. «Маленькая Вера» — печальная история провинциальной девушки, влюбившейся в обаятельного негодяя — стала манифестом сексуальной революции в стране, где якобы секса не было. Первая обнаженка в советском кино сделала актрису ТЮЗа мировой суперзвездой: в 1989-м Негода уже была на обложке журнала Playboy.


9

«Где дом друга?» (1986)

В 1980-х продолжается эпоха великих географических кинооткрытий. В 1989-м Запад знакомится с иранским кино. Политические реалии страны привели к появлению очень специфического кино — иносказательного, обманчиво наивного, находящегося под сильным влиянием итальянского неореализма и ориентированного исключительно на внутренний рынок. Фильм Аббаса Киаростами, взявший спустя три года после производства четыре приза на фестивале в Локарно, кажется примитивной детской историей. Ученик сельской школы Ахмет по ошибке взял тетрадь соседа по парте и хочет во чтобы то ни стало вернуть ее другу, иначе тому попадет от учителя. Проблема в том, что друг живет в соседней деревне, и Ахмет не знает его адреса. По мере того как мальчик пытается найти дом товарища, милая зарисовка из деревенской жизни превращается в социальный хоррор, в котором взрослые — бесполезные и тупые существа.


10

«Секс, ложь и видео» (1989)

Завершает десятилетие триумф американского инди-кино — феномена, который расцветет в 1990-е. Низкобюджетный камерный дебют Стивена Содерберга стал точнейшим портретом Америки эпохи СПИДа, взорвал скучный «Сандэнс» и получил золото в Каннах. А также стал отличным стартом для новой прокатной компании Miramax. Подробнее о том, как «Секс, ложь и видео» изменили весь ландшафт американского кино, читайте тут.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

15 июня 202115
12 июля 201854
20 января 201941
27 апреля 20180

Главное сегодня

Сегодня5
Вчера8
Сегодня5
Сегодня0
Сегодня0
Сегодня51
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации