всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
58 + 5 = 63
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 34 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5379 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Один из самых любимых фильмов детства. Приходилось порой со слезами упрашивать маму не укладывать тебя спать после Спокойной ночи малыши, чтобы вот уже в который раз пересмотреть похождения бравого лейтенанта Макклейна.

    Хотя фильм и напичкан насилием, кровью, острыми шутками Брюса, в детстве все это проходит мимо ушей и глаз. В памяти остается только подвиг полицейского, прошедшего все огни ада, но спасшего беззащитных заложников.

    Для конца 90-х сюжет Die Hard, конечно, не нов. Зритель уже знаком со Сталлоне, Шварценеггером, парочкой полицейских из Смертельного оружия. Но Брюс Уиллис берет аудиторию своей совершенной во всех отношениях харизмой и способностью с чувством юмора отнестись к смертельно опасному делу. Вы скажете, что Мел Гибсон тогда такой же Die Hard, но в Смертельном оружии у него все-таки есть напарник, и он к моменту даже первой части уже оформил себя в качестве звезды Голливуда.

    Die Hard трудно не любить, потому что игра главного героя на высшем уровне. Он не обделен физическими и природными данными, что с легкостью привлекает женскую часть населения на просмотр остросюжетного боевика. В актив смело можно отнести правдоподобность количества патронов в магазине пистолета Макклейна. Ну и конечно, весь избитый, порезанный, измученный он выходит национальным героем из башни Накатоми

    Алан Рикман также сыграл заправски немецкого террориста. Все как надо: умен, худощав, невзрачен и чертовски зол и беспощаден.

    Вообще на протяжении всего просмотра вряд ли найдешь минутку, чтобы поскучать, зевнуть или сбегать за пивом. Два часа пролетают, ты в восторге и уже лазишь по сети в поисках второй части, а там и третья с четвертой на подходе.

    Итог. Die Hard — это шедевр, который смело можно вносить в любые списки Top фильмов. И обязательно в верхнюю часть парада.

    9 из 10

    23 мая 2012 | 15:55

    Герой на все времена.

    Что тут сказать? Джон Макклейн, стал главным персонажем, замечательного актера Брюса Уиллиса, а фильм «Крепкий орешек» его пропуском в мир боевиков! И если задуматься, то из всех современных и прошлых героев, образ Джона Макклейна, наверное, ближе всего простому зрителю. Да, к сожалению, у него нет мощной мускулатуры, как у Арнольда Шварценеггера, или изящной внешности, что сводила с ума многих женщин, как у Сильвестра Сталлоне, нет шикарных, длинных волос, как у Стивена Сигала! Но в нем есть то, что есть во многих из нас! Простой человек, средних лет, с чуть лысеющей головой, «легким» брюшком, с привычными многим, семейными проблемами, и твердым убеждением, что он всегда прав! Посмотрите внимательней, каждый сможет найти в нем, что-то похожее на себя! При этом нам не нужно ночевать в тренажерном зале, заниматься йогой или отращивать волосы! Вот он, герой нашего времени, который почти, такой же, как мы с вами! Единственное, что может отличить его от нас, это то, что Джон Макклейн из Нью-Йорка, и он полицейский, а это уже многое объясняет…

    Съездишь в Калифорнию, развлечешься…

    С долей случая, оказавшись в гигантском, современном небоскребе, захваченном террористами, Джон Макклейн не растерялся и вступил в яростную схватку, за освобождение заложников, среди которых была его жена, и наказание преступников! В течение всего фильма, он правдоподобно партизанил на территории врага, уничтожал террористов, всячески стремился спасти заложников и встретить Рождество со своей любимой семьей. Все 130 минут следишь за этим на одном дыхание и начинаешь болеть за Джона Макклейна, как за любимую команду, после забитого гола! А юмор и ирония, которую с изяществом вносит в картину герой Брюса Уиллиса, заставляет включить этот фильм в список лучших картин своего жанра, а актера в «обойму» лучших героев боевика!

    Продолжение следует…

    Так же стоит выразить слова благодарности создателям фильма, для 1988 года эта картина получилась великолепно! А сегодня, 20ть лет спустя, фильм смориться так же, как и раньше! У меня не поворачивается язык назвать его устаревшим, а спецэффекты детскими. Я не переключу канал, если увижу, что его показывают, и если будет возникать вопрос, что посмотреть, то одним из первых, что придет на ум будет «Крепкий орешек». И это не «дань» актерскому таланту Брюса Уиллиса и не привязанность к фильму. Просто это участь классики, к которой я с легкостью могу отнести это фильм!

    12 декабря 2008 | 18:19

    В борьбе против террористической угрозы, единственным действенным оружием правосудия Нью-Йорка оказывается простой полицейский со сложным характером.

    1988 год. Время, когда ещё нет технических возможностей для создания «невероятных спецэффектов» и приходится добавлять в картинку ещё что-то. А это что-то — качественное действие, своеобразный юмор и, конечно же, харизматичные персонажи.

    Для тех, кому нравится стиль МакТирнана, картина совершенно точно придётся по вкусу. Здесь всё в его лучших традициях. Режиссёр сделал достаточно, чтобы фильм стал своеобразной классикой жанра. Следствием чего станут большие кассовые сборы и «большое будущее» самой идеи и всех персонажей, как в жизни, так и на экране. Музыка и картинка — соответственно на должном уровне.

    Актёры откровенно радуют (относительно того, что видишь в подавляющем числе боевиков). Не надоедает ли смотреть на накаченный голый торс с изредка говорящей головой, выражающей только одну эмоцию на все случаи жизни? Брюс Уиллис, ФИО которого знает даже word (а мы все знаем, о чём это говорит), в данном образе играет не мышцами. Персонаж располагает к себе своими поступками, речью и непередаваемым выражением лица. Ближе к народу, как говорится.

    Главный злодей получился так же классическим. Сыграл его совсем даже не безызвестный Алан Рикман, слёзы которого так выручили Гарри. В этот раз, вместо Нагайны его будет кусать Джон МакКлейн.

    Остальные актёры на их фоне, конечно, проигрывают значительно. Но, в конце концов, и жанр у картины не драма.

    Фильм смотреть действительно стоит, тем более для любителей боевиков, и желательно перед просмотром подобных современных картин. Так проще можно оценить скудность их содержания: как актёрской игры, так и сюжетных находок.

    10 ноября 2011 | 21:57

    По счастливому стечению обстоятельств, в здании, захваченном террористами, оказывается полицейский, о присутствии которого никто не знает.

    Классика жанра. Конечно же, всё ожидаемо, традиционно и кто-то бы даже сказал, шаблонно (только я думаю, Крепкий Орешек — это всё-таки трафарет), но при этом динамично, захватывающе, интересно, с юмором, задором и изюминкой.

    На Брюса Уиллиса и Алана Рикамана мне всегда приятно смотреть, а на молодых так тем более. Великолепная игра, выдержанность, атмосфера. Порой красивые съемки Лос-Анджелеса с высоты небоскреба. Немного драмы, немного мелодрамы, но в основном целостный, добротный боевик, который, даже будучи моим ровесником, не теряет актуальности и остается хорошим фильмом.

    9 из 10

    30 сентября 2015 | 09:18

    Впервые шанс посмотреть «Крепкий орешек» выпал мне на долю в 2009 году. Тогда эта картина мне очень даже понравилась, и разочарованным от ее просмотра я точно не остался. Сейчас же мне вновь захотелось его посмотреть. И вот, уже после повторного просмотра ленты, я могу сказать что даже спустя столь долгое время этот фильм не перестает меня удивлять. Но обо всем по порядку.

    «Крепкий орешек» — это отличный представитель жанра боевик, который берет зрителя не красивыми и зрелищными спецэффектами (хотя в фильме они тоже имеются), а в первую очередь своей смысловой нагрузкой. Очень порадовало повествование фильма. Сюжетная линия и впрямь получилась очень интересной. Нет не одной лишней сцены, или еще чего то такого, что могло бы помешать насладиться просмотром ленты в общем и целом. Также не остался разочарован я и саундтреком фильма, который был написан довольно хорошим композитором Майклом Кэменом. Музыка отлично смогла вписаться в общую атмосферу картины, и хорошо поддерживала ее. Из артистов отмечу Брюсса Уиллиса, Алана Рикмана, Бонни Беделию, Реджинальда ВелДжонсона, Пола Глисона, Уильяма Этертона и Харта Бокнера. Так как именно они мне запомнились больше всего.

    Итог: Хороший и по-настоящему интересный фильм, с хорошим сюжетом и неплохим музыкальным сопровождением. Всем советую к просмотру.

    Тo be continued…

    18 февраля 2012 | 23:43

    Что же нужно для успеха боевика? Именно этот вопрос не давал покоя Стивену Де Соузе и Джебу Стюарту. Они придумали историю. Историю, которая могла бы стать продолжением, а стала началом. «Новым словом» в боевике про одиночку, который идёт против кучки злодеев, которые гибнут от его рук моментально. В данном случае им стал полицейский, который приехал к жене, которая делает свою карьеру аж в Лос-Анджелесе, в дали от мужа. И тут как назло, все карты спутывают вооружённые до зубов немецкие парни.

    Воплощение на экран доверили Джону МакТирнану, который успел показать себя хорошо в «Хищнике». И вот с каждой минутой напряжение нарастает. МакЛейн бегает по недостроенным помещениям небоскрёба, отстреливая всех кто стоит у него на пути к спасению жены и служащих компании. Майкл Кэймен прибавляет накал своим саундтреком, который строит на контрасте знаменитых рождественских мелодий и мрачных, пробирающих до костей музыкальных тем собственного сочинения. И тут уж равнодушным остаться нельзя.

    О технической стороне напишу ниже. Ян Де Бонт искал ракурсы, которые позволили бы красивее рассмотреть всю вакханалию, творящуюся на экране. Де Бонт один из профессионалов операторского дела и подарком стало именно то, что он берёт очень красивые планы в свой объектив. Это одна из лучших его работ.

    Кто только не пробоволся на главную роль, но воплотить одну из самых культовых фигур в боевиках сужденно было не особо известному Брюсу Уиллису. Брюс Уиллис жил этой ролью, не даром она является одной из лучших в его карьере. Наделив своего героя иронией, благодаря импровизации делает его харизматичным.

    Алан Рикман в роли Ханса Грубера, мечтающего добиться всего, что запланировал на эту ночь ставит себя в противоположнось Брюсу Уилису. Такого мастерского изображения главного злодея и хотелось бы видеть. Холодный, расчётливый и хитрый Ханс Грубер противоположность и контрастное дополнение Джона МакЛейна. Таким его и показал великолепный Алан Рикман. Стоит отдать должное его таланту.

    Замечу, что «Крепкий орешек» — это один из самых культовых фильмов в истории кино и посмотрев его, в этом убеждаюшся. Это труд многих людей. Что говорить? Это надо видеть!

    9 из 10

    5 ноября 2013 | 02:06

    Рождество повсюду. Крепко прижатая к кобуре плюшевая игрушка. Постеры с полуобнаженным «снегурочками» леса алюминиевого профиля на недостроенных этажах Накатоми-плаза. Рождественский рэп из проигрывателя в лимузине (еее, это же Калифорния, детка!) и пьяные гетеросексуальные мужчины, лезущие к тебе с поцелуями и праздничными пожеланиями (черрртова Калифорния!). Подходя к офису своей бывшей и, даст Бог, будущей, Джон Маклейн, коп из Нью-Йорка, приехавший реанимировать впавший в кому брак, рассеянно насвистывает «джингл-беллз». Последние минуты покоя перед долгой дорогой по битому стеклу, ведь когда, если не в Рождество, сбываться мечтам, а что американцу — глинтвейн с горящим камином, то немцу — пулеметная очередь и коды от сейфа.

    Смертоносные прятки в захваченном псевдотеррористами офисном здании стали одним из эталонов жанра чуть ли не с момента своего выхода на экраны. На первый взгляд, сыграла харизма актеров, бесстрастный акулий взгляд и капризный изгиб рта Рикмана, незабываемая улыбка молодого Уиллиса: гремучая смесь иронии, гордости, смущения, отчаянья, нежности на сложенных точно для поцелуя губах. И все-таки у обоих случались более сильные работы, а здесь скорее держит сюжет и то тщательно выстроенное двоемирие, которое за ним стоит. Упавшие решетки системы безопасности словно ставят предел атмосфере здания, консервируют ее, запирают внутри. В сверкающем водовороте сочельника нет места взрывам, ограблениям, операциям с заложниками. Диспетчер службы спасения вяло переругивается с матерящимся по рации информатором, у монитора мерцает огнями елочка. Телеведущие пытаются вспомнить, в какой стране находится Стокгольм, чтобы ввернуть умное словцо. Полицейские дежурно делают глупости, с тоской думая об остывающем дома праздничном ужине. Все понарошку. Не взаправду. Пинг-понг по рации: отчаяние и страдание на одном конце волны, беззаботное праздничное равнодушие на другом. Зритель же — как тот мяч: туда и обратно, по крутой дуге между криками умирающих и комично-циничным энтузиазмом фэбээровцев-однофамильцев.

    Если нас, что называется, выпускают наружу подышать, разведать обстановку, то упорный Маклейн — всегда внутри, непонятый, преследуемый, израненный и измотанный, но не сдающийся. Бездонные шахты, вентиляционные колодцы, помещения, заваленные какими-то трубами и проводами: Джон МакТирнан последовательно визуализирует озвученную вначале метафору о палке, случайно попавшей в колесо чужого плана, камешке, затерявшемся в недрах сложного просчитанного механизма. И если судьба колеса/механизма заложена в самой идиоме — вон, уже одна за другой ломаются спицы, рушатся выверенные схемы — то кого, спрашивается, волнует участь палки? Разве что она начнет кровоточить. Русский перевод названия фильма на редкость неудачен. Чтобы добраться до нутра крепкого орешка, достаточно взять молоток: разбей скорлупу — и ешь. Герой же Уиллиса, напротив, сравнительно легко отбрасывает мягкую кожуру, обнажая ядро, о которое впору сломать зубы. Первые «цивилизованные» планы: привлечь внимание, вызвать полицию, спрятаться и наблюдать. Первые «цивилизованные» убийства: подними руки и положи оружие, иначе я причиню тебе вред. И быстро пришедшее понимание, что никто не поможет, и нет никаких правил. Только тридцать жизней, которые угаснут, если ты не сумеешь сделать невозможное. Хоу-хоу-хоу, ублюдки, теперь у меня есть автомат.

    И, конечно, Рождество наступит для каждого (кроме тех, кто сгорел заживо и упал замертво), пусть и с опозданием длиной в ночь. Ворвется, взорвется, полыхнет бумажной метелью. А что ты просил у Санты, малыш? Прижать к груди ту, с которой давно не получалось даже поговорить? Передать последний привет родителям перед тем, как их прихлопнут сердитые арийцы? Отжечь в лимузине с плюшевым медведем или, быть может, восстановить былые навыки человекоубийства? Гляди, сейчас откроется мешок. Хэппи-энд, почерневший от порохового дыма (совсем как обязательная к упоминанию в рецензиях на «Die Hard» майка Уиллиса), выглядит не данью традициям жанра, но тем, чем и должен — чудом. Улыбкой жизни посреди привычных несовершенств и ужасов этого привычного несовершенного и отчасти ужасного мира. Миллионы долларов кружатся в воздухе, и никто не поднимает головы. Все правильно, let it snow.

    8 из 10

    8 января 2014 | 21:15

    Один нью-йоркский полицейский (назовем его для верности Джон МакКлейн) решил под Рождество навестить свою супругу и детишек. Купил плюшевого медведя, сел в самолет и рванул в Лос-Анджелес, дабы как следует попраздновать, раздарить подарки и быть может даже наладить отношения со своей стервозной половиной, которая оставила семью ради сногсшибательной карьеры в шикарном офисе на верхушке небоскреба Накатоми Плаза.

    Роскошный лимузин с любознательным водителем доставил Джона из аэропорта, а лифт — на 30-й этаж здания, где уже вовсю отмечалась вечеринка разнузданного калифорнийского офисного планктона. Кто-то лез целоваться, кто-то нюхал кокаин на рабочем месте, а кто-то в углу тискал секретаршу. В общем, все были заняты делом в преддверии коротких, но ярких выходных.

    И не успел директор филиала, мистер Такаги, закончить свою пламенную поздравительную речь, как на подземную стоянку небоскреба по-тихому заехал грузовичок, откуда вывалилась толпа профессионально обученных и вооруженных до зубов мужчин арийской внешности под руководством элегантного Ганса Грубера. Прибывшие организованно рассредоточиваются по этажам с явным намерением испортить праздник, учиняют дебош и отрезают все входы и выходы в здание.

    Почуяв, что вечер перестает быть томным, МакКлейн, будучи в пенсне и тапочках (а точнее с табельным оружием и босиком), прячется для раздумий и рекогносцировки местности. Став свидетелем жестокой расправы над одним из заложников, МакКлейн понимает, что остальные (в том числе и его жена Холли) находятся в смертельной опасности. Джон в курсе, что на носу красный день календаря, а значит ни полиция, ни бравые парни из ФБР не будут беспокоить мерзавцев. Осознав, что на этом поле он единственный воин, Маклейн объявляет беспринципным грабителям партизанскую войну…

    Как только не переводили название фильма за пределами Америки. Только в нашей стране картину Джона МакТирнана называли «Неистребимый» (кстати, перевод Гаврилова считается одним из самых удачных), «Умри тяжело, но достойно», «Один в поле воин» и пр. Тем не менее, заголовок «Крепкий орешек» прошел проверку временем, а сама франшиза про упертого копа продолжает здравствовать. На сегодняшний момент уже снято четыре продолжения истории.

    Если верить источникам, Брюс Уиллис, для которого роль полицейского Джона МакКлейна стала одной из самых значимых в карьере, числился в кастинге картины под пятым номером. После Шварценеггера, Сталлоне, Ричарда Гира и Берта Рейнольдса. Сценарий же в одной из ранних версий являлся прямым продолжением известного боевика «Коммандо». Арнольд от участия в проекте отказался, текст серьезно подредактировали, и в итоге главная роль досталась телесериальному актеру, чьим высшим достижением в кино на тот момент была легкая комедия «Свидание вслепую» с Ким Бэсингер.

    Брюс Уиллис, связанный контрактом в телешоу «Детективное агентство «Лунный свет», совмещал съемки, но после кинопремьеры фильма, которая сделала его богатым и знаменитым одновременно, оставил телевидение.

    В связи с чем назревает вопрос. Почему вполне стандартный по голливудским канонам боевик с участием малоизвестного исполнителя оказался популярнее аналогичных «один против всех» лент, в которых снимались лучшие представители жанра? Почему борьба полицейского с бандой грабителей оказалась предпочтительней, нежели схватка бывшего спецназовца с армией местечкового диктатора («Коммандо») или противостояние ветерана Вьетнама и Национальной гвардии («Рэмбо. Первая кровь»)?

    Ответ, в общем-то, прост и лежит на поверхности. В отличие от перекачанных и суровых тренированных убийц, коими являлись Джон Мэтрикс и Джон Рэмбо, третий Джон (МакКлейн) с самого начала был ближе к народу. Простой парень, выполняющий свою работу. Не супергерой, не боец с многолетним стажем, а обычный коп, вляпавшийся в неприятную ситуацию и с блеском из нее выбравшийся. Немалое значение имеет и отношение к жизни самих героев. Пока Мэтрикс с каменным лицом уничтожает своих противников, а Рэмбо изображает страдальца, персонаж Брюса Уиллиса искренне матерится, вытаскивая из босой ноги осколок стекла, и перекидывается шутками с главарем банды по радиосвязи. Шварценеггеру и Сталлоне крайне не хватало человечности и достоверности характеров, тогда как поступки МакКлейна вызывали одобрение аудитории вне зависимости от количества трупов.

    Вторым и не менее важным фактором успеха картины в прокате стало то, что авторы выжали максимум из вполне заурядной истории. Террористы, которые вовсе не террористы, а банальные грабители, как и должно, не берут пленных и довольно жестко обходятся с теми, кто пытается им помешать. Заложники не только натурально дрожат и паникуют, но и готовы пойти на предательство, лишь бы спасти свою шкуру. Главный герой не отличается пуленепробиваемостью, снаряды от него не отскакивают, хотя, разумеется, везет ему больше, чем простым смертным.

    Англичанин Алан Рикман до этого снимался только на британском телевидении, а дебютировал в шекспировской «Ромео и Джульетте» от ВВС, органично вписался в образ западногерманского преступника Грубера. Впрочем, поговаривают, что на съемочной площадке мистер Рикман вздрагивал от каждого выстрела. Слава Богу, стараниями режиссера, этот нюанс остался за кадром и из британца вышел очень харизматичный главгад.

    Немцы своеобразно восприняли факт наличия в кадре своих соотечественников. В Германии все плохие парни носят исключительно английские имена, и к тому же являются ирландцами. Это хоть как-то объясняло то, что многие фразы на немецком языке, звучавшие с экрана, на самом деле были построены с ошибками. Сие совсем не удивляет; американцы редко уделяют пристальное внимание языковой аутентичности. Наглядный пример для России — та же «Красная жара» Уолтера Хилла. Впрочем, как раз в данном случае у нас есть возможность примазаться к работе МакТирнана, ибо одну из ключевых ролей в «Крепком орешке» сыграл скандально известный советский балерун Александр Годунов, безвременно покинувший нас в возрасте 45 лет.

    Как известно, история рождественских приключений Джона МакКлейна была продолжена спустя два года. Постановкой сиквела занимался финн Ренни Харлин, который не только потратил на свой фильм в два раза больше денег (обошлись без громких имен, зато вбухали кучу денег в спецэффекты), но и заработал почти 240 миллионов, что для 1990 года было мощно. По итогам года «Крепкий орешек 2» является единственным сиквелом, вошедшим в десятку лидеров проката (на 8 месте).

    Третья и четвертая части, показавшие более скромные результаты, всё же были коммерчески успешными проектами, а бренд кинофраншизы и Брюс Уиллис, являющийся одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, по-прежнему котируются у зрителя.

    10 из 10

    5 апреля 2014 | 06:18

    Не все знают, что на оригинальном языке фильм называется вовсе не так, как его перевели в русском прокате. Всем ныне известный «Крепкий орешек» должен называться «Умирать тяжело», и, видимо, это было бы слишком банальное название для образцового боевика. То название, которое этот фильм получил в нашем переводе, тоже не блещет оригинальностью, однако такое название больше привлекает к просмотру. Но фильм снимался тогда, когда боевики ещё были в диковинку для зрителя, особенно для российского, поэтому такое название тогда было ещё более привлекательным, чем сейчас. Такие актёры, как Брюс Уиллис, только начинали свою карьеру в этом жанре кино, и, может, ещё и не знали, что лет через 20, люди будут с благодарностью вспоминать времена, когда смотрели на кассетах первые боевики, и, выходя из видеосалона, выдыхали слово «круто».

    Брюс Уиллис — это Джон МакКлейн, он полицейский -
    Большой стаж работы и опыт житейский.
    Короче, террористы захватили здание
    Для Джона МакКлейна это — новое задание
    Увидел он среди заложников в плену -
    Свою сестру? — Нет, свою бывшую жену!


    Казалось бы, банальный сюжет с захватом здания и противостоянием одного полицейского многочисленным террористам. Но это сейчас кажется — ничего особенного. Тогда это смотрелось захватывающе — хотя почему только тогда — сейчас «Крепкий орешек» не потерял свою популярность, и до сих пор может удивить динамичной съёмкой и крутыми по тем временам спецэффектами. Как принято говорить, «фильмец огонь». Фильм получил четыре продолжения, и по части спецэффектов, франшиза становилась зрелищнее с каждой следующей серией, однако первая часть осталась самой логичной и понятной, несмотря на то, что всё основное действие происходит в одном здании. Хотя третья часть лично для меня на том же уровне, что и первая, ведь снял её тот же самый режиссёр, который явно знает своё дело. Две последние части франшизы показали зрелище не из дешёвых, но по сюжетам в разы проигрывали исходнику 1988 года. «Крепкий орешек» исчерпал себя в пятой части, поэтому шестую решили не снимать. В конце концов, можно снять множество отличных боевиков, не делая их продолжениями классики. Первую трилогию этого киносериала мы запомним, как идеальный фильм своего жанра, который показывает не только применение грубой физической силы, но и семейные ценности с человеческими чувствами.

    10 из 10

    3 июля 2014 | 17:45

    Восьмидесятые и девяностые годы являются золотыми для жанра «боевик». В это время на экране блестели такие звёзды как: Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Жан-Клод Ван Дамм, Стивен Сигал, Сильвестр Сталлоне и конечно же Брюс Уиллис. Одним из самых запоминающихся фильмов тех времен, безусловно, является «Крепкий орешек».

    Молодой офицер полиции Джон Макклейн, сыгранный Брюсом Уиллисом, приезжает в Лос-Анджелес на рождество к своей бывшей жене и детям. Он попадает на рождественский приём в суперсовременный небоскреб, где работает его бывшая жена. Однако вскоре в здание врывается группа террористов и берёт в заложники весь персонал фирмы и только Джону удаётся избежать этой участи. Теперь именно от Макклейна зависит судьба заложников и его бывшей супруги. Полицейскому придется вести настоящую войну против террористов, чтобы спасти своих любимых и просто выжить. Вот так начинается закрутка сюжета в этом фильме, в дальнейшем действие на экране разворачивается всё стремительнее и не даёт зрителю оторваться от картины до самого конца.

    Именно после этого фильма Брюс Уиллис стал всемирно известной звездой боевиков. В общем, трудно представить себе кого-то ещё в роли Джона Макклейна. Однако подобные фильмы не могут обойтись без хорошего злодея Ханс Грубер отлично сыгранный Аланом Рикманом. Расчётливый и холоднокровный лидер террористов, придаёт фильму особый колорит.

    Спецэффекты и звуковое сопровождение на высоте. Визуальная составляющая картины неплохо смотрится и сегодня. Саундтреки отлично дополняют атмосферу фильма.

    Фильм «Крепкий орешек» один из лучших представителей классических боевиков. Эту картину хочется пересматривать снова и снова. Несмотря на то, что некоторые аспекты фильма устарели, именно они предают картине ностальгическую нотку. Я рекомендую этот фильм всем любителям хороших боевиков.

    9 из 10

    8 июня 2013 | 13:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>