всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
59 + 5 = 64
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 34 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5372 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как правило, режиссеры стараются продвигать «своих» актеров, например, Кэри Грант у Альфреда Хичкока, Роберт ДеНиро у Мартина Скорсезе, Кристиан Бэйл у Кристофера Нолана, Олег Меньшиков у Никиты Михалкова и т. д. Но Джон МакТирнан — это исключение из правил, ибо он набирает наиболее успешных боевиковых актеров, если так можно выразиться, только в два фильма, скажем, нестареющий красавчик Пирс Броснан (Кочевники/Афера Томаса Крауна), сэр Шон Коннери (Охота за Красным Октябрем/Знахарь), даже, сам Арнольд Шварценеггер (Хищник/Последний киногерой). Но кому, простите, нужен никому неизвестный и молодой Брюс Уиллис в 1988-ом? Скажем, достаточно прихватить одного из вышеперечисленных актеров и сборы будут обеспечены. Но Джон МакТирнан — не каждый, следовательно, он как, пламя знаменитостей, зажигающее новых звезд, и приглашение на главную роль Брюса Уиллиса, своего рода, немалый риск.

    Если смотреть на то, как играют актеры, то тут все ясно: действие старается крутиться вокруг террористов, перекидываясь на Джона МакКлейна и Джон МакТирнан дает свободу разбежаться Брюсу Уиллису в полной мере, но ему недостает опыта. Его антагонист по фильму — Алан Рикман, получил одну из самых ярких ролей в фильме, и несмотря на то, что для Алана — это кинотеатральный дебют, он выглядит солиднее Уиллиса, и на голову талантливее в актерском исполнении. Однако, если сравнивать Die Hard с другими хитовыми боевиками и боевиковыми актерами, то Орех явно выигрывает, но не в плане мускул, а в плане постановки, харизмы и юмора. Нет, конечно, Сталлоне может повернуться к камере, сделать очень жестокое выражение лица и гордо произнести: «Ты неправ, парень!», но это все не то. Уиллис сделает наглую ухмылку и выкинет более умный прикол, прежде чем отправить супостата на тот свет.

    И еще Орех выигрывает на фоне других боевиков 80-ых не только по постановке, но и по визуальным эффектам, рационально и логично в сюжете использованными (кстати, оператор Ян ДеБонт в будущем станет режиссером-постановщиком боевиков). Например, часто транслируемый в рекламе эпический прыжок со взрывающейся верхотуры. И несмотря на то, что все действие сосредоточено вокру небоскреба с заложниками, дизайнеры не упустили возможность разнообразить все этажы (пускай, большинство не достроены) разным освещением, наделить непохожим дизайном, и где надо, расставить компьютеры. И стоит отметить гениальный финал фильма, когда после классического хэппи-энда и среди обломков крыши Накатоми-плаза, следуя за лимузином (камера полу-статична), за кадром звучит классическая песня Вонга Монро «Let it Snow» 1946-ого года, что является своеобразным намеком или желанием МакТирнана сделать фильм, как и песню, незабвенным.

    Сейчас эта лента вряд ли произведет былое впечатление, но смотрится она очень и очень свежо, т. к. она очень часто выходила на DVD, где с каждым разом все больше и больше чистили помехи, улучшали качество звука, и в итоге, выпустили в дубляже на blu-ray, тем самым, наверстав упущенную возможность показа в советских кинотеатрах. Ну представьте себе: ярчайшая и сочнейшая ремастированная картинка, когда еще не было цифровых камер; чистейший и приятный звук, будто всего полгода назад «Крепкий орешек» шел в кинотеатрах; ну и, к сожалению, очень куцый набор бонусов. Зато счастливчикам, которые обзавелись новым оборудованием скучать у экрана не придется.

    Однако, это совсем не те впечатления. Давным давно, на телеканале ОРТ состоялась своеобразная премьера классического и, теперь, эталонного боевика. Реклама была впечатляющей: вся трилогия на выходные, включая вечер пятницы. Естественно, видевшие рекламу ну никак не могли пропустить столь заманчивое предложение уважаемого канала. Мне всегда нравились их переводы, и тем более, голоса. Чего стоит могучий голос Андрея Ярославцева, озвучившего всех мужских персонажей в первых двух Орешках! Это очень немаловажная деталь, ибо ваш покорный слуга очень избирательно выбирает перевод к тому или иному фильму, т. к. 50% успеха ленты зависит именно от перевода. Еще мне запомнился неплохой и где-то язвительно-юмористический синхронный перевод Андрея Гаврилова на VHS. Тут Андрей обозвал Die Hard, как «Неистребимый».

    Это стопроцентно лучшая часть квадрологии, которую любителям боевиков 90-ых лучше дождаться показа на Первом Канале, чтобы оценить качество перевода, а современным продвинутым зрителям-эстетам лучше приобрести в blu-ray. Но все-таки стоит серьезно задуматься над приобретением всей квадрологии, т. к. вторая часть будет в сто раз хуже оригинала.

    8,5 из 10

    5 апреля 2010 | 15:57

    Что сделал лысый Брюс Уиллис, чтобы стать знаменитым, когда он ещё не был известным и лысым? Конечно, спас мир. Вернее, ещё не мир, а пока всего лишь захваченный немцами-террористами небоскрёб, с где-то тридцатью заложниками. Но для начала карьеры лысого героя вполне не плохо. По сюжету фильма простой нью-йоркский полицейский Джон МакКлейн прибывает в канун Рождества в Калифорнию, чтобы встретить праздник с женой и детьми. Ах, ненавистная Калифорния, сразу же готовит испытание — жена МакКлейна является управляющим в супертехнологичном небоскрёбе (в 1988 году сенсорный экран считался чудом техники) и именно в тот день, когда все сотрудники празднуют Рождество, в здание врываются террористы, родом, по их уверениям, «откуда-то из Европы» и берут в заложники всех сотрудников. К счастью, в этот момент в здании находится наш герой Джон МакКлейн, который в белой маке, босиком и с одним пистолетом на перевес и ухмылкой (ставшей в будущем уже фишкой актёра Уиллиса) на лице ведёт внутреннее освобождение здания. Это ведь долг любого простого полицейского — спасть всех, не взирая на количество противников и их вооружение. На протяжении двух часов Джон будет лазить по лифтовым шахтам, ходить по стеклу, спускаться с крыши с помощью пожарного шланга и вступит в кровную схватку с двумя братьями-немцами, одного из которых, кстати, сыграл советский актёр Александр Годунов. Ну и разумеется, не обойдётся без «крылатых» фразочек главного спасителя мира, вот лишь несколько из них: «Теперь у меня есть автомат! хо-хо-хо!!!», «Сколько террористов на свете — угораздило же меня пристрелить того, у которого размер ноги меньше, чем у моей сестры», «У них есть автоматы и столько взрывчатки, что можно отправить на орбиту Арнольда Шварценеггера».

    Вообще, можно сколько угодно иронизировать по поводу фильмом, но, на самом деле, это уже классика боевиков. И сейчас в кинотеатрах очень не хватает таких старых кинокартин. Куча взрывов, компьютерная графика и 3D-очки — вот основные штампы так называемых современных боевиков. Они стали слишком сухими и шаблонными, в них не хватает простого юмора, стандартного, но с изюминками сюжета и харизматичного актёра во главе всего действа. Всё это есть в «Крепком орешке» и именно по этому, его почти каждый год показывают по телевизору, а сколько видеокассет со старым гнусавым переводом лежит на полках многих семей. Главная прелесть фильма — то, что он сам смеётся и подшучивает над собой, чего стоят два агента ФБР с фамилиями Джонсон, которые, по их заверениям, не братья. Все похождения простого полицейского МакКлейна не проходят под серьёзную «мину», потому что цель фильма не получить какие-то награды, а именно развлечь и остаться в памяти зрителей, которые вечером, расслабившись в кресле после трудного дня, включить этот фильм. И так происходит уже двадцать три года. Кстати, в данный момент готовится к съёмкам пятая часть фильм, где лысый и постаревший Джон МакКлейн отправляется в Россию.

    8 из 10

    14 октября 2011 | 00:57

    "- Кто же ты?!
     — Я всего лишь ложка дёгтя в бочке мёда. Палка в колесе. Заноза в твоей заднице…
    » ©.

    1988 год. Этот год навсегда войдёт в историю кино как появление культового киносериала о похождениях отважного, но вечно ни к месту и ни ко времени, полицейского из Нью-Йорка Джона МакКлейна. Благодаря «Крепкому орешку» мир увидел такие образцы крутых боевиков как «В осаде», «Скала», «Скорость», «Самолёт президента» и «Внезапная смерть». Он заново изобрёл целый поджанр экшен фильмов, определив его как good guy vs. bad guys. Он возвёл в ранг суперзвезды всё-таки не очень известного в то время Брюса Уиллиса. Стал культовым и даже спустя 25 лет он не устаревает.

    После выхода классических боевиков 80-х, где герои Сталлоне и Шварценеггера с каменными лицами, не получив ранения и с бесконечными патронами крушат всех и вся, «Die Hard» стал глотком свежего воздуха. Главный герой — простой коп. За плечами 11 лет службы, двое детей и непростые отношения с женой. Всё чего он хотел, так это провести Рождество со своей семьёй. Но праздничное настроение омрачает группа террористов во главе с Гансом Грубером, в блестящем исполнении Алана Рикмана. Следует отметить, что роль умного, хладнокровного и расчётливого главаря банды для него первым большим голливудским фильмом. Дебют вышел на славу. Ганс пример эталонного злодея, первое появление которого уже вызывает мурашки по телу. Учитывая последующих антагонистов «крепкого орешка»(полковников, компьютерных террористов, взрывателей и продавцов ядерного оружия), более достойного негодяя, чем Грубер сценаристы придумать не смогли. Нашему герою ничего не остаётся, как дать отпор плохим ребятам, стать героем новостных репортажей и спасти заложником, во главе с женой, Холли Дженеро. Простите, Холли МакКлейн. Получается у него это очень зрелищно и с юмором.

    По словам создателей, они создавали обычный боевик, и не ожидали столь громкого успеха. Несмотря на отличную работу всех актёров, занятых в фильме, будь это весёлый водитель лимузина, или твердолобый заместитель начальника полиции, превосходную режиссуру и работу оператора, запоминающийся саундтрек фильм не снискал бы любовь зрителей всего мира без гениальной игры Брюса и культовой фразы, знаменующей завершение тяжёлого дня обычного нью-йорксого полицейского:

    Yipee-ki-yay, motherfucker!.

    10 из 10

    20 февраля 2013 | 13:51

    Джон Макклейн, полицейский из Нью-Йорка. По приглашению жены, с которой они переживают не самое легкое время, прибывает в Лос — Анджелес. Рождество, присуща некая расслабленность, люди как обычно в предвкушении чуда. Джон приезжает прямо на работу к своей избраннице, едва ли они успевает обсудить некоторые семейные моменты..

    Параллельно с нашем героем в здание японской компании пребывает некий Ганс Грубер, член европейской террористической организации вместо со своей свитой плохишей.

    Они немцы, это сразу бросается в глаза. Стильные костюмы, минимум слов, четкая дисциплина, продуманная заранее операция до самых мелких мелочей. С самого первого появления Алана Рикмана, проникаешься подсознательно уважением к этому актеру. Хотя мой любимый актер за всю историю как раз Брюс Уиллис, еще не известному кто из них приносит большее удовольствие своей игрой.

    Дальше немного американщины, точнее практически все последующие действия… однако. Фильм поставлен настолько шикарно, что забываешь об этом. Эта атмосфера рождества в миксе с дисциплинированной бандой настоящих «воров в законе». Кстати лично по моему глубокому убеждению, подобные люди не такие уж и преступники, они наоборот указывает на слабости той или иной системы. Как по мне — они заслуживают уважения.

    Фильм пронизан этой атмосферой до самых мелочей и даже после 67 просмотра он вам не надоест. Поистине — шедевр конца 80х !

    10 из 10

    13 января 2015 | 23:41

    Впервые смотрел этот фильм лет 19 назад. С тех самых пор считаю его одним из лучших боевиков в истории кино, да и весь сериал — в числе лучших сериалов про правильных ментов.

    В рамках одного небоскрёба заслуженный режиссёр МакТирнан устроил такую бесподобную войнушку, какой у иных не получалось заснять на гектарах съёмочных площадей. Этот фильм открыл для меня Брюса Уиллиса, как мне кажется — самого «русского» из всех героев голливудских боевиков. Во всех его персонажах есть очень важные составляющие — юмор и самоирония, а так же наплевательское отношение к своему здоровью.

    Ну а в данном фильме (хоть и глупо пересказывать сюжет) герой-одиночка, смекалисто разобравшись в ситуации, отвешивает увесистый пендаль банде злобных немцев, решивших разжиться американскими национальными деньгами и разработавших для этого хитроумный план… Но в план этот не входил выскочивший как чёрт из табакерки, умеющий быстро соображать, метко стрелять, крепко бить и мужественно переносить боль обычный коп, каких в славной демократической Америка, разумеется, большинство.

    В боевике практически нет недочётов, за исключением, пожалуй, воскрешения Карла-Годунова с автоматом в цепких лапах, этот момент непростительно слаб. Но эта мелочь стократно компенсируется зрителю умопомрачительным, стопроцентно качественным, зрелищным блокбастером, который, уверен, ещё через 19 лет будет смотреться не хуже, чем в далёкие восьмидесятые прошлого века, и не потеряется в потоке нарисованных на компьютере боевиков.

    10 из 10

    1 октября 2009 | 22:16

    Не возможно никого другого представить в роли полицейского Джона Макклейна. Только Брюса Уиллиса. Он один из немногих актеров, который почти всегда играет героев-спасателей. Он один и побеждает целую банду, стает героем и все им гордятся. Люблю я смотреть этот фильм. Уж очень классный там Брюс Уиллис. Та есть все, что нужно для боевика:убийства, перестрелки, юмор. Он очень захватывающий и интересный.

    Надеюсь, что и наши дети будут смотреть этот фильм с таким же интересом как и мы.

    1 июня 2007 | 10:19

    Ну что тут скажешь, классика есть классика. Вот сегодня сходил на великолепных «Неудержимых» уже во второй раз, и, в связи с этим, решил вспомнить все те замечательные боевики, хиты советского видеопроката, которые я застал в середине 90-х, находясь в очень нежном возрасте. «Крепкий орешек» — один из лучших боевиков, которые когда-либо появлялись на свет, Джон МакТирнан — один из лучших режиссеров этой планеты, только за «Хищника» и этот фильм ему нужно поставить памятник. Очень печально, что сейчас он пропал с кинорадаров, ведь сложно даже сейчас таких же высокопрофессиональных постановщиков экшена.

    Также отмечу, что фильму удивительно повезло с продолжениями — да, все они уступали в чем-то оригиналу, но в общем и целом достойно держали высокую планку, установленную оригинальной картиной. Даже четвертая часть, несмотря на свой детский рейтинг, вышла более чем смотрибельной. Брюс Уиллис родил на свет абсолютно нового героя экшена, ему не нужны были супер-пупер трицепсы, чтобы дать по щам всем своим врагам, достаточно ловкости, ума и… неизменного чувства юмора, которое его герой Джон МакКлейн не терял даже в самой критической ситуации. В первой части, пожалуй, у него был самый достойный и харизматичный противник в исполнении талантливейшего Алана Рикмана. И еще один комплимент режиссеру — такой уровень напряжения редко где встретишь, а сам фильм с удовольствием пересматриваешь, что является признаком высочайшего качества данного кинопродукта, и, уверен, и спустя столетие фильм все равно не потеряет своей свежести, и по нему будут учиться, как надо снимать экшен и как надо нагнетать напряжение. Впрочем, начать заниматься этим можно и сейчас. А я… пойду на «Неудержимых» и в третий раз, ведь качественного экшена много не бывает!

    10 из 10 и статус культа

    14 августа 2010 | 01:14

    Терроризм. Тема которая стала как нельзя актуальна в наш век высоких технологий. Благо в мире периодически происходят взрывы, бойцы алькаиды захватывают заложников, а местные СМИ пугают обывателей призраком Саддама Хусейна и его верных людей. Но также терроризм является ширмой, своего рода отвлекающим маневром благодаря которому сильные мира сего могут совершать свои черные дела. И Джон МакТирнан как в в воду глядел когда брал концепцию преступников что под видом террористов проникли в небоскреб с целью легкой наживы. Да, все верно, это — «Крепкий орешек».

    История повествует о том как в канун рождества простой Нью-Йоркский коп приезжает в Лос-Анджелес чтобы повидаться со своей бывшей женой и со своими детьми. Но так случилось, что жена Джона осталась работать допоздна в небоскребе «Накатоми Плаза» и герою ничего не остается как уставшему ехать на встречу со своей бывшей в небоскреб полный надменных хлыщей и самовлюбленных бизнес-леди. К несчастью, снобы работающие в небоскребе не являются главной проблемой Джона. А главной проблемой выступает группа профессиональных преступников, что решила в эту рождественскую ночь проникнуть в небоскреб и под видом захвата заложников украсть ценные облигации. Вот же ж! А Джон то понадеялся что хоть в Лос-Анджелесе отдохнет от агрессивно настроенных мерзавцев привыкших тыкать оружием в лица честных граждан. Ну ладно — ияппи-ка-ей, ублюдки!

    Казалось бы история стара как мир — непобедимый герой способный в одиночку положить целую армию, жестокие но при этом непроходимо тупые преступники, взявшие людей в заложники, а так же полиция, которая должна появится в последний момент дабы продемонстрировать зрителю свои начищенные до блеска значки и сказать в камеру что-то вроде — «мы приехали как смогли». Но нет. Джон МакТирман умело обходит все грабли что побросали режиссеры до него и выдает историю практически лишенную штампов, а если они и есть то являются данью традиции но никак не самоцелью картины. Но давайте по-порядку.

    Итак, у нас есть простой Нью-Йоркский коп — одна штука. Не супергерой, не сумасшедший и уж точно не самоубийца. Не является он и идейным продолжателем дела Фрэнка Кастла. И единственное что его отличает от простого обывателя так это профессиональная подготовка, смекалка и просто таки невероятная живучесть, отсюда и название картины. А ну и еще разговоры с самим собой дабы успокоить рвущиеся из груди сердце после очередной перестрелки, которые обходятся Джону очень дорого и ближе к концу картины на главном герое живого места не будет. Да что там! Джон стоять то будет с трудом. И именно такому герою веришь. Веришь безоговорочно, потому что Джон МакКлейн получился настолько живым насколько это вообще возможно для героя боевика.

    Так же у нас есть опасные антисоциальные элементы в количестве тринадцати штук. И показана «чертова дюжина» не как препятствие через которое должен пройти главный герой, а как живые люди — опасные, хитрые и не глупые. Эти парни не станут лезть под пули или плевать в потолок. О нет! Эти ребята способны дать жару кому угодно хоть одиноко шатающемуся копу хоть полиции хоть спецназу. И этим ребятам, во главе с их харизматичным лидером — Гансом Грубером, так же веришь. А ведь фильмов где плохие парни выступают чем-то большим чем простая массовка можно пересчитать по пальцам при этом хватит одной руки.

    Так же у нас есть агенты ФБР — Джонсон и Джонсон. И от их действий, как и от приснопамятного шампуня щиплет глаза. Потому что перед зрителем предстают не профессиональные агенты способные в кратчайшие сроки справится со сложившейся ситуацией, а профаны действующие по инструкции и ставящие под угрозу как жизни полицейских так и жизни заложников. Ну как говорится — горбатого могила исправит.

    Что же касается второстепенных актеров, то они так же не лишены как характера так и своих индивидуальных черт, но пожалуй самое главное тут то что второстепенные герои, аки ружья Станиславского «выстрелят» в отведенный срок. Так что ненужных героев в картине попросту нет и это прекрасно.

    Подводя итог, хочется сказать, что перед зрителем предстает как один из лучших боевиков посвященных герою-одиночке, так и одна из лучших картин с участием Брюса Уиллиса вообще. Здесь есть все — боевик, триллер, комедия и немного драмы для вкуса. Персонажи яркие и запоминающиеся. Экшн выглядит красиво, качественно и что называется с огоньком. Музыкальное же сопровождение выше всяких похвал. Так что коли вы любите боевики или неравнодушны к такому актеру как Брюс Уиллис, то настоятельно советую ознакомится с сим фильмом в самое ближайшее время, а если видели то почему бы не пересмотреть? Снято ведь на века.

    9 из 10

    27 декабря 2013 | 10:29

    Эх, трудно что-либо писать о таком фильме, как «Крепкий орешек»… Ведь самый любимый, как-никак. Готов хоть целую книгу накатать. Однако, успокоюсь и напишу небольшой отзыв.

    Итак, чем привлекателен этот фильм? Почему самый любимый? Почему служит примером качественного боевика в американских киношколах? Почему считается классикой? Почему говорят, что он изменил свой жанр? Почему столько последователей породил? Сейчас во всем разберемся…

    80е годы. Эпоха Арни и Слая, «Терминатора» и «Рэмбо». На тот момент, они, пожалуй, были главными коммерчески успешными актерами жанра боевика того времени. На их счету было уже немало ролей этого жанра, чего не скажешь о Брюсе Уиллисе. Он был комедийным актером, а в боевики его тогда еще никто не звал. И тут — роль в «Крепком орешке». Надо заметить, что продюсеры фильма по началу очень переживали на этот счет — на первых постерах фильма не было даже портрета Брюса, ибо публика могла отказаться от похода на этот фильм только из-за того, что он был новичком в данном жанре. (Справка: сперва, на роль МакКлейна претендовал Арни, но он был занят в другом фильме и в итоге позвали Брюса.) Но публике новый герой понравился, в итоге сформировались, так сказать, «три кита жанра экшен» — Арни, Слай и Брюс.

    Герой Брюса Уиллиса — полицейский Джон МакКлейн превратился в настоящий культ, стал настоящим кумиром молодежи. Во многом по одной простой причине — он самый обычный человек. НЕТ, СЕРЬЕЗНО! Он честно истекает кровью, честно переживает, честно ругается со своей женой, честно боится бегать по битому стеклу (но бегает — жить ведь хочется). Короче говоря, он — честный. Однозначно, не супермен. Притом, МакКлейн действует словно хирург, медленно и пошагово сокращает население террористов. Пожалуй, герой фильма — один из его главных плюсов.

    Не менее важным плюсом фильма является идея, благодаря которой и вышла куча клонов. Человек, совершенно неожиданно очутившийся в очень щекотливой ситуации, из которой очень трудно найти выход. Причем интересна сама ситуация — вот приезжаешь ты к своей жене на Рождество, а тут залетают некие мальчиши — плохиши, размахивают автоматическим оружием, берут всех (включая жену) в заложники и предъявляют свои требования. Понятно дело, сдаваться — верная гибель. Потому придется включать мозги и разбираться с говнюками. 40 этажей, 12 террористов и один полицейский со старым служебным пистолетом и желанием ВЫЖИТЬ и СПАСТИ СВОЮ ЖЕНУ. Романтично, не правда ли?

    Именно, эти два момента и не смогли воплотить многочисленные клоны-подражатели. Вот, к примеру, «В осаде» со Стивеном Сигалом. Считается одним из самых успешных клонов «Крепкого орешка». Да, не спорю, там очень красиво дерутся, актеры замечательные присутствуют, но в целом фильм больше напоминает историю об еще одном герое-супермене, который как в том анекдоте… Махнул правой рукой — озеро появилось, махнул левой — лебеди по озеру поплыли… Махнул еще 200 грамм — начались галлюцинации по страшнее… Короче, во всех этих клонах перенесена только экшен-часть «орешка» и ничего более. Так что «орешек» так и остался непревзойденным.

    Ну еще расскажу о различных интересных деталях:
    1. Режиссура. Можно сказать, что в этом фильме окончательно сформировался фирменный стиль Джона МакТирнана — «один в поле воин». Потрясающий режиссер и снимает фильмы с «изюминкой». Помню, в одном из поздних интервью Реджинальд Велджонсон сказал о Мактирнане следующее: «Если он хочет добиться определенного кадра — он его обязательно добьется.»
    2. Оператор. Ян Де Бонт, главный оператор Пола Верховена, настоящий профи в своем деле, всегда умеет подать любой момент в самом эффектном виде.
    3. Актеры. Молодцы! Ну про Брюса можно и не говорить, в общем-то, он крутой актер, для жанра боевика был рожден, умеет передавать эмоции в доли секунды, отлично шутить и красиво воевать. Алан Рикман в роли главредиски Ганса — это ваще сдохнуть можно! Его лучшая роль, однозначно. Ну и остальные персонажи не подвели — Бонни Беделия, в роли жены МакКлейна, Реджинальд Велджонсон в роли копа-помощника снизу, Пол Глисон в роли начальника полиции, наша русская звезда балета Александр Годунов в роли «правой руки» Ганса — Карла… Тут все на своих местах. И, кстати, они свои роли не играют, они ими живут.
    4. Музыка! Считаю, что выбор саундтрека очень-очень важен. Две самые главные темы: первая, в начале, написанная культовой хип-хоп-формацией Run DMC и вторая, в конце, прекрасная рождественская песня «Let It Snow». Ну и конечно, мощные оркестровки Майкла Кеймена, играющие в течение всего фильма.
    5. Зрелищность. Не считаю очень важным показателем, но показатель этот в целом люблю. Здесь есть все необходимое — взрывы, перестрелки, безумные аттракционные трюки и прочие подобные прелести. Разумеется, звучок тоже отменный.

    Вот, в общем-то и все, что я хотел рассказать о своем любимом фильме. Наверное, все…

    Кстати, недавно смотрел на бонусном диске коллекционного DVD «Крепкого орешка 4» рассказ о создании первой части. Первая главная мысль всех создателей — «мы думали, что у нас на выходе получится совершенно обычный боевик, который вы посмотрите, порадуетесь, наверняка забудете, наверняка он принесет коммерческую прибыль». Возможно, из-за того что ребята не гнались за каким-то диким успехом, у них и получилась классика, настоящий шедевр… И еще фраза режиссера: «мы знаем, что это поп-корн и мы не отрицаем, что это поп-корн…» И верно делают — от себя не убежишь, да и поп-корн тоже очень вкусным бывает…

    17 января 2009 | 11:58

    Во-первых, — это фильм-энциклопедия, наглядный пример, как в условиях экшна небанальными и не разжеванными средствами раскрыть персонажа и влюбить в него зрителей. Поднять степень сопереживания герою боевика на предельную высоту.

    Во-вторых, — это наглядный пример, как виртуозно обходить стереотипы и на уже существующем фундаменте боевичных клише создать нового абсолютно самодостаточного героя. Сделать его совершенно топовым персонажем, набить его зашкаливающим количеством цитат и крылатых выражений. Сделать имя «Джон МакКлейн» нарицательным. Показать героя как Случайного Человека, Человека из толпы, героя из соседнего дома. Без скуластой маски супергероя, не похожего на мускулистого мужика с пулеметом и ограниченной моралью, а человека похожего на нас с вами, босиком и в грязной майке, сжимающего «пальцы ног в кулаки», действующего ситуативно, человека ошибающегося, боящегося и при этом наделенного самоиронией, а также волшебным везением, которого он добивается и заслуживает. Обратите внимание, что «герой поневоле» здесь не только МакКлейн, но и незаменимый персонаж чернокожий сержант Пауэлл.

    В-третьих,- это демонстрация того, как на основе простого материала и сценария, писаного под Шварценеггера сделать нечто, что в итоге не имеет отношения даже к запаху Шварценеггера. Создать эдакий американский вариант Джеки Чана, который также не будет иметь отношение и к запаху Джеки.

    В-четвертых, продолжая разговор о клише, этот фильм — пример умения режиссера лепить совершенно свободные формы: базе того самого простого и линейного сюжета, сделать боевик лихо закрученным, трансформировать его и в комедию положений, и в триллер, и в динамичный саспенс, при этом оградить его от излишних жертв, неоправданной жестокости или показных костыльных спецэффектов.

    В-пятых, «Крепкий орешек» пример четкого, очень направленного и сконцентрированного выражения личности создателя фильма и актёра, играющего главного героя. И очевидное торжество этих личностей, которые незаменимы в этом конкретном кино. Прекрасная работа.

    10 из 10

    15 мая 2013 | 20:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>