всё о любом фильме:

Чучело

год
страна
слоган-
режиссерРолан Быков, Аркадий Хайт
сценарийРолан Быков, Владимир Железников
директор фильмаСергей Вульман
операторАнатолий Мукасей, Владимир Мясников, Д. Смидович
композиторСофья Губайдулина
художникЕвгений Маркович, А. Докучаева
монтажЛюдмила Елян
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время127 мин. / 02:07
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • На пятый день съемок фильма в Твери (тогда город Калинин) Кристина Орбакайте сломала руку, упав на лестнице. Оставшуюся часть съемочного процесса девочка играла со сломаной рукой.
    • Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова (1981).
    • «Чучело» снималось в Твери, отдельные сцены в г. Торжке (Тверская область).
    • На одну из ролей пробовался Алексей Фомкин. Так же в фильм пробовались Филипп Янковский и Мария Миронова.
    • Павел Санаев признался, что был влюблён в Анну Толмачеву, но девочка была старше его и не отвечала взаимностью.
    • На роль Лены Бесольцевой Ролан Быков отсмотрел около семнадцати тысяч девочек со всего Союза.
    • На роль красавчика и слабака Мити Ролан Быков сначала утвердил сына Олега Янковского, Филиппа. Но его родители вдруг решили, что съемки помешают учебе и не отпустили мальчика в экспедицию. Быков объявил Олегу Янковскому бойкот, а на роль Мити взял Дмитрия Егорова, сына другой советской кинозвезды, Натальи Кустинской.
    • Ища актеров на роли детей, Быков, по слухам, просмотрел 27 тысяч кандидатов по всей стране.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Сомов в финале пытается выпрыгнуть из окна, за кадром звучит песня «Беловежская пуща».
    • еще 6 фактов
    Фрагмент 03:24

    файл добавилМИРС

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 458 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пожалуй, до того, как смотреть этот фильм, нужно попытаться отрешиться от двух моментов: сравнения с другими, современными фильмами «про подростковую жестокость», и от того факта, что главную роль играет дочь Пугачевой Орбакайте. Это не имеет отношения к данному произведению. Лучше смотреть просто как фильм просто с некой девочкой в главной роли.

    Что ж, во-первых, фильм — очень хорошая иллюстрация, как не надо вести себя в детском коллективе новичку. Некоторые не верят, что можно быть такой наивной в ее годы. Можно. Умение себя поставить в коллективе — не врожденное свойство человеческих детенышей. И у некоторых — по причинам внешним (домашнее обучение) или внутренним (интравертность) обучение этим навыкам может затянуться. Может быть, нелишним для родителей тихих домашних детей будет сесть с чадом за просмотр «Чучела» и обсудить все ошибки в поведении Бессольцевой (общительные и недомашние детки сами в курсе).

    Во-вторых, куда интереснее уже ставшей банальной темы о жестокости подростков другая тема, тема неоправданной жертвенности в любви. Не зря парикмахерша, несчастливая в своей личной жизни, с таким жаром просит Лену не повторять ее ошибок: не прощать за предательство. И не жертвовать собой ради возлюбленного, который этого а) не просил, б) не ожидал, в) в принципе, и недостоин.

    Вообще, жертвенность жертвенности рознь. Прежде чем предлагать свою кандидатуру на жертвенный алтарь, стоит подумать: зачем ты это делаешь и к чему это приведет. Подумать вообще никогда не лишне. Действительно ли тот, кого ты этой жертвой пытаешься защитить, нуждается в защите вообще и именно в твоей в частности? Действительно ли жертвой ты уменьшишь концентрацию негатива во вселенной (простите, эту мысль сложно сказать не пафосно)?

    Очень часто — и думаю, в случае Бессольцевой тоже — под жертвенностью прячется бессознательный, но корыстный расчет: вот тут, мол, он поймет и оценит, как я его люблю. Это очень серьезное заблуждение. В любом случае не поймет и не оценит. Если любит сам: потому, что твоя боль и унижение ему похуже своей будут, если не любит — и не полюбит. За такое любить не начинают. За такое обычно, парадоксально, но начинают ненавидеть: потому что как бы подразумевается, что за такое следует полюбить, а осознание, что ты должен любить — это тяжелая моральная пытка. Сильный и благородный человек в таком случае приложит все усилия к сохранению своего отношения на уровне «до эпизода», а слабый и бесчестный — ну… как вариант — то, что в фильме.

    В-третьих, интересный образ Железной Кнопки. Этакая девочка-терминатор, воплощенная принципиальность. Не знаю, бывает ли такое в жизни, но есть люди «без стержня внутри», а вот она — наоборот, только этот самый стержень, без самой минимальной оболочки. Она очень несчастна, и такое поведение — попытка самозащиты… один рецензент тут очень удачно описал ее как машину с криво вставшей операционкой, так что сильно распространяться о ней не буду.

    Вот Васильев мне нравится. Благородный юноша. Может, не слишком силен, не слишком красив, но во-первых, способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными, во-вторых, сострадательный, а в-третьих, очень смелый мальчик. Приятно было и на Никулина посмотреть. Чем-то мне пожилой Никулин моего собственного дедушку напоминает…

    Пока человек остается человеком, он будет выстраивать иерархические структуры. В них будут альфы и омеги — это неизменимо. Но изменима тяжесть положения омеги. Люди, попавшие в такую нишу, должны тоже, как и более удачливые, иметь возможность относительно счастливо жить дальше. С 1983 года, когда эта тема была многим в новинку, многое стало понятно, но в жизнь программы «антибуллинга» пока воплощаются только в самых, так сказать, благополучных странах. У нас почему-то предпочитают менять летнее время на зимнее и обратно, заниматься клерикализацией государства и пытаться запретительными мерами улучшить демографическую ситуацию.

    А пока профилактики нет, занимаемся лечением симптомов. Смена коллектива, к сожалению, при всех бытовых трудностях, почти единственный способ вообще, и единственный, не наносящий еще больше травм.

    А напишут «прости нас, Чучело» или нет — уже не ее проблема. Тут есть некая ошибка. Так сказать могут взрослые, которые были когда-то детьми, и — наполовину из недомыслия, наполовину из страха стать Чучелом же — травили своих омег. Некоторые зрители не верят в их раскаяние — да, слишком рано. Раскаяние — это очень сложная работа души (как и дружба, и любовь), и дети ее еще просто не умеют делать. Эта история для класса в реальности стала бы первым уроком, и половина его просто «прогуляла» бы, не заметила бы, а половина — недопоняла. Быков ради финального аккорда несколько преувеличил.

    8 из 10

    23 октября 2012 | 03:20

    Сейчас 1-ый канал показывает сериал «Школа» Валерии Гай-Германики. Современные приемы (не ею, правда, придуманные), колоссальная пресса, дискуссия в обществе и т. д. и т. п. Но ведь это же чистой воды любительщина по сравнению со старым фильмом Ролана Быкова! Честно говоря, просто наслаждался четко выстроенной драматургией фильма, постановкой сцен, сбалансированной структурой! Есть кино…

    Болезнь общества начинается с детей. Хотите знать, что будет со страной через 20 лет? Попытайтесь приглядеться к детям. Быков разглядел детей в своем фильме ЧЕСТНО. И предсказал будущее. Коммунистические цензоры ошиблись, что разрешили этот фильм в 1983 г. — Быков сказал правду и с этой правды началась перестройка. Тогда, в 1983 г. мы это не осознали, мы не знали своего будущего, но теперь для нас это уже настоящее и корни его вскрыты в том далеком фильме.

    Честный фильм и потому трогает и задевает.

    Удивительна Кристина Орбакайте в 11 лет! Что с ней стало, почему она больше так не играет? Может, нет достойного режиссера? Играть после «Чучела» в «Любовь-морковь» — себя не уважать и свой талант.

    Хорош Никулин, подтвердивший свою многоплановость и глубину. Жаль роль маловата. Впрочем, у Ролана Быкова все актеры играют хорошо, все работы смотреть интересно.

    Здорово!

    6 февраля 2010 | 21:06

    Не оригинальная история о советской школе. О наивной девочке, полюбившей недостойного человека, о озлобленных детях, о взрослых, вечно занятых своими сиюминутными проблемами. Я много слышал и читал о некоей «правдивости» фильма, об «отличной» актерской игре Орбакайте. Но правды в фильме нет, есть только внешнее правдоподобие. Фильм очень далек от жизни. Выстроен сильно педагогизированный «скелет», на котором едва держится сюжет. Усилия «педагогов» отчетливо видны — как каркас под брезентом. Поэтому — уже с первых минут фильм раздражает «приторностью». Да, да, может быть «приторность», назойливость и в этом — в усилиях «выжать» слезу. Непонятным образом раздражает сама Бессольцева (Кристина Орбакайте), раздражают другие дети, невольно раздражает сам Роллан Быков — в маленьком эпизоде, где он дирижирует оркестром.

    Главное, что хочется сказать после фильма: «Не верю!» Не верю, что девочка может быть настолько глупа. Не верю, что деду (Юрий Никулин) она чуть-ли не безразлична. Не верю в этих школьников, родителей, педагогов. Я не читал повесть «Чучело», потому не стану разбирать насколько фильм точен (или наоборот — не точен). Но сценаристы могли бы сделать характеры более жизненными. Например, Бессольцева. Хоть раз могла бы прекратить истерику. Или ее дед, узнав, как обошлись с внучкой, попытался бы порвать «в сердцах» какую нибудь из картин, а внучка ему не позволила бы. Но тогда получилось бы слишком «не педагогично». Слова «Железной кнопки» — ("Детки из клетки…») удивляют вымученностью — они «с чужих слов». Ни один подросток не скажет такого. Финал — с надписью на доске — вызывает почти отвращение неприкрытой дидактикой.

    Два слова о роли Кристины Орбакайте. Не верю ни одному слову. Не верю, что отсмотрели 11 тысяч претенденток на роль. Абсолютно «холодный» человек — как могли выбрать ее? Не хочется верить, что выбрали потому, что она — дочь Пугачевой, но… Впрочем, один похожий случай был — в американском фильме «Бумажная луна» ("Paper Moon»). 10-летняя Татум О`Нил даже получила за свою роль «Оскара», но потом выяснилось, что большинство эпизодов с ней переснимались по 20-50 раз. В случае с Орбакайте нет и «профессионализма». Актриса очень сильно переигрывает, а в сценах истерик отчетливо слышен внутренний «лёд». Имитировать истерику легче, чем создать убедительный психологический портрет. Впрочем, об отношении Орбакайте к роли лучше всего говорит то, что она отказалась стричь волосы. Дэми Мур в «Солдат Джейн» не пожалела волос. Дин Стоквел для роли в «Мальчик с зелеными волосами» тоже. Был еще фильм «Пудра», жаль не помню имя актера-подростка. А Орбакайте волосы пожалела. Каждый съемочный день ей в течение нескольких часов делали «лысый» парик. И второе. Роллан Быков обмолвился в одном из интервью: «По-характеру Орбакайте следовало-б не Бессольцеву играть, а солдата…»

    Возможно, фильм получился бы, не будь он снят в СССР, где длительность эпизодов измеряли не эмоциями, а метражом или если бы снимал какой-нибудь другой режиссер, а не Роллан Быков. Очень жаль, но в этом фильме Быков-моралист победил Быкова-художника. По замыслу режиссера главная героиня должна вызывать сочувствие… Не вызывает. Остальные вызывают — кто жалость, кто — презрение, кто — брезгливость. Красоты в «Чучело» нет, правды к большому сожалению — тоже. Впрочем, наивно ждать правды от советского детского фильма. Она слишком «не педагогична». Обидно, т. к. тогда уже существовали отличные западные «школьные» фильмы. «Кес», «400 ударов», а чуть позже сняли «Король Джо» и «Костолом» ("Sticks & Stones»). Фильмы про настоящую школу, с реальными, а не выдуманными кем-то проблемами. Фильмы, которые прятали от детей, расчищая дорогу «Чучелу» и похожим. Возможно, что при других обстоятельствах «Чучело» мог стать не хуже, чем «Кес». Не стал. Когда в СССР снимали слащавые «школьные» фильмы, вроде «Вы Петьку не видели?», где дети и учителя распевали песенки про контрольную работу — «Чучело» мог показаться чуть ли не «откровением». А теперь? Можно присудить Госпремию откровенно слабому фильму, но лучше он не станет. Чересчур «педагогизированный», очень затянутый фильм. С медленным темпом и переходами от унылой пустоты к истерикам главной героини.

    1 из 10

    12 февраля 2010 | 00:33

    Мне наоборот казалось, что «Чучело» — произведение чисто для девочек, про любовь пионерскую, честь, отвагу юного девичьего сердца с глупым-преглупым сюжетом, потому что единственное, где мне встретилась эта история — в библиотеке в серии идиотских книг «Для девочек». Знаете, такие голубенькие книжицы, в которых непрофессиональные писатели стараются удовлетворить спрос на дешевую романтику. Совсем недавно посмотрел «Чучело» по Первому каналу и не смог оторваться ни на секунду

    В первую очередь хочется отметить необыкновенную игру Кристины Орбакайте. На роль Лены Бессольцевой отсмотрели 17000 девочек со всего Советского Союза, что странного в том, что ее получила дочь первой певицы страны? И все же выбор был оправдан и успешен. Несмотря на то, что Кристина сильно переигрывает, это ничуть не мешает столь идеологической морализаторской истории, и ей даже веришь, даже тогда, когда она не своим голосом орет, что никогда не надо бежать. Никогда.

    И все же, больше всего меня зацепила не та жестокость, с которой дети издеваются над своей сверстницей, а поступок Лены, та жертвенная любовь, которая заставила взять на себя вину любимого человека. В этом поступке нет ничего героического, любой человек с горячим сердцем не смог бы поступить иначе, но вот хранить молчание после предательства… Это требует очень большого мужества, которое не ожидаешь от глупой девчушки, какой показалась Бессольцева в начале.

    События показаны как состав преступления со слов самой Лены, но и тут Роллан Быков снял так, будто это и есть единственная истина. Маленький городок, законсервированный географическим положением и исторической ролью, хранящий строения 16 века становится полем боя людей, которые уже не застали Великую Отечественную Войну, но живущую по ее законам, когда предателем становятся один раз, когда врага бьют насмерть, когда каждый сам определяет цену своей шкуры, а кто сразу не может это сделать, то цену назначат за него.

    Любой коллектив, любая группа требует к себе адаптации, изначальной демонстрации подчинения, но такой, чтобы не терять гордость, как сделала изначально Бессольцева. К сожалению ей попались «детки из клетки», гиперэмоциональные и рассудительные подростки, не имеющие ценностных ориентиров. В их группе есть и лидеры и аутсайдеры, смотря на них, таких типичных, мы можем сразу сказать, что это староста, Железная Кнопка, обладающая качествами полевого командира, вырабатывающая для всех правила проведения, а это Дима Сомов, неформальный лидер, в которого влюблена половина девочек. Иные персонажи вызываю вопрос, а как в Советском Союзе цензура пропустила такие образы как живодер и, собственно, шалава?

    Если душевные метания героической личности Бессольцевой нам абсолютно понятны и вызывают восхищение, то ее «друг сердца» Дима Сомов на протяжении всего фильма идет по нисходящей. Энтропия его трусости, такая грустная, что выть хочется, достигает своего предела, когда он оказывается не в состоянии даже спрыгнуть с окна. Нет, самоубийство определенно плохо, но даже для него нужна секундная смелость. И все же, каждый раз, когда он приходит к «Чучелу» и говорит, что сознается, хочется верить, и не ради него, а ради самой Бессольцевой, воспитанной замечательным дедушкой, который говорил, что нужно быть милосердным. Дима Сомов может отбивать собак у хулиганов, заступиться, когда нужно, но стать объектом общественного презрения боится даже он, в отличие от хрупкой девочки, в которой оказывается больше силы, чем во всех вместе взятых героях этой ленты.

    Удивила концовка фильма, пафосная и идейная. Иконическое изображение Лены Бессолцевой, трагическая надпись «Чучело, прости нас» и пароход, который провожает оркестр. Все это выглядит очень сильно даже в 2010 году, но уже на так, как раньше. «Чучело» надо демонстрировать во всех школах. Несмотря на всю жестокость, этот фильм куда человечнее эстонского и французского «Классов», способнее оказать воздействие на самое нутро человека, а что еще лучше характеризует настоящее искусство?

    10 из 10

    9 февраля 2010 | 17:44

    Кто-то из детей становился объектом травли. А кто-то сам травил. Кто-то из разряда одних переходил в разряд других. Кто-то начинал травить, потому что его травили. А кто-то просто молча смотрел, чтобы его не трогали или считали своим. Травят или слабого, или того, кто сильно отличается от других. Того, кто не может за себя постоять в силу тех или иных причин. Лена Бессольцева оказалась, во-первых, новенькой в классе, во-вторых, внучкой известного на весь город «чудака», и, в-третьих, наивной, доброй и слегка оторванной от жизни девочкой. Неудивительно, что она сразу стало объектом насмешек. Но в классе оказался рыцарь — Дима Сомов — мальчик умный и стремящийся быть храбрым и смелым. Так завязалась их дружба до одной роковой случайности. Лена, прозванная Чучелом, взяла вину на себя и стала в классе изгоем, над которым издеваются и даже бьют.

    Удивительное для двенадцатилетней девочки чувство самосознания, гордости и ответственности выделяют Лену на фоне других детей. Всё произошедшее с ней становится огромным толчком к взрослению и раскаянию над собственными ошибками. Рассказывая обо всё произошедшем дедушке, Лена с необыкновенной наблюдательностью толкует собственные поступки и поступки других детей. Дети жестоки — эта много раз озвученная банальность не перестает быть истиной. Но Чучело, не смотря на свой символичный акт в парикмахерской, не становится чучелом, уподобляясь остальным детям. Она не сломалась, не ожесточилась, не стала инициатором новой травли — и в этом её сила. Очень сложно не ответить ударом на удар, тем более ребёнку, но ответ Бессольцевой ударил не только по предателю, из-за которого она настрадалась, а по всем травившим, ведь даже «Железная Кнопка заплакала».

    Каждый ребёнок может проявить свою жесткость по-разному и из-за разных причин. Так живодёр Валька не вызывает уважения у своих товарищей и сразу записывается в отъявленные хулиганы. Но Железная Кнопка, выращенная на книгах о войне и историях о героях и предателях, ставшая инициатором травли, действует, как она думает, в благих целях. Ведь каждый предатель должен быть наказан. Вот и оказывается, что школа всегда — это не просто знания, уроки и домашние задания, но и школа жизни. И, как показывает жизнь, из бывших школьных хулиганов могут вырасти вполне достойные люди. Может быть, именно благодаря таким случившимися с ними историям.

    «Чучело» — прекрасное кино о школьной жизни. Неважно, сколько прошло лет, взаимодействие детей в группе не изменилось. Другое дело, что вынесет ребёнок из такого негативного опыта и как выйдет из него. Задача родителей — научить ребёнка противостоять травли, уметь защитить себя, отстоять своё мнение и самому не стать агрессором. Только вот с Леной рядом оказался один лишь дедушка, узнавший обо всём слишком поздно, но сумевший, в конце концов, принять верное решение.

    30 июля 2016 | 22:16

    Этот фильм остаётся актуальным и в наши дни. Давно известен факт о существовании детской жестокости. В данном фильме всё это наглядно показано. Возможно кому-то покажется, что фильм «перегибает палку», но, увы, это не так. В классе, как правило, всегда есть лидер и есть «козёл отпущения». Этим «козлом отпущения» и оказалась новенькая Лена Бессольцева. Коллектив был слажен, она пыталась смеяться над собой и, таким образом, слиться с коллективом.

    Также присутствие сюжетной линии о любви очень интересно. Даже сложно назвать это любовью, ведь она верила, а он, Дима, предал. Она прощала и снова верила, а он снова предал.

    В таком случае Диме очень сложно устоять перед коллективом, ведь весь коллектив верит в то, что предатель Лена. Так сказать, есть «козёл отпущения», на которого можно всё «слить», её можно унижать.

    А Лена только хотела правды и смелость от Димы, чтобы смог признаться в предательстве. А что бы было? А было бы тоже, что и с Леной. Потому что в коллективе нельзя отделяться, иначе будешь изгоем.

    Огорчает только то, что дети в таком возрасте не понимают, что за правду нужно уважать, а не гнобить и унижать.

    Режиссёр смог передать очень точно многие моменты, например, жестокость, лидерство, веру и надежду и т. д. Здесь поставлена очень тонкая грань между борьбой с собственной совестью и мнением коллектива.

    10 из 10

    11 февраля 2010 | 23:42

    Несмотря на то, что сосредоточен фильм на детской жестокости, настоящий подонок в нем только один, что, очень характерно с точки зрения проекции общественного сознания на небольшой ячейке общества. Здесь ее представляет дружный сплоченный коллектив школьного класса, где дети как раз находятся в возрасте подражания взрослым. Не отгремели еще «лучшие» времена Советского Союза, где выбиться из коллектива было равнозначно преступлению, хотя, скорее в моральном смысле, чем в уголовном. Интересы коллектива превыше индивидуальной точки зрения — это фактически негласный девиз старого строя, где предателей и подлиз власти наказывали бойкотами и всеобщими порицаниями, переходящими порой всякие границы.

    Дети, познающие взрослый мир, особенно жестоки, но у них здесь свой маленький социум, где все держатся друг друга. Что интересно в постановке, режиссер обрисовал ситуацию так, что детей из других классов просто не видно даже в эпизодических ролях, удивляешься даже, когда толпы учеников других классов сбегаются к автобусам — они все чужаки, незнакомые. Гуляют тоже вместе, вместе трудятся, вместе мечтают, а потому их гонения предателя вполне объясняются попыткой восстановить справедливость после убийства их заветной мечты. В сущности, вот так вот гнали старую власть люди, массово осознававшие, что данные обещания были выпущены на ветер, а о реализации их придется забыть. Ищут крайних — обычная ситуация в плохое время.

    Жестокость здесь естественна, а что естественно, то не безобразно, вопреки видимости. Проблематика фильма совсем в ином, если здесь вообще можно выделить четкие конфликты — это изображение этапа развития страны, перехода от коллективного идеала, считавшегося более «человечным» к западному индивидуализму, где каждый отвечает за себя и только за себя. Не поэтому ли в саундтреках так часто звучат песни с иностранными словами? Этот фильм не что иное, как отражение общественного состояния СССР 80-ых, где утверждается, что вот-вот все будет хорошо, но на деле люди ищут предателей, виноватых в том, что «плохо». Крушение общественной морали показано на примере маленькой девочки Лены Бессольцевой, упорно совершающей глупость за глупостью, добравшись до того, что она берет на себя вину за несовершенный проступок, по которому, с точки зрения прав и свобод общества демократического наказана быть не может. Стойко выдерживает все испытания и нападки со стороны одноклассников, чтобы защитить человека, как ей казалось, хорошего, смелого, почти идеального.

    На глазах зрителя храбрец, не чуравшийся защите бездомных собак от живодера превращается в самое низкое из воплощений подлости. В его голове как раз и живет идеал коллективного (сейчас привычнее выражаться грубее: «стадного») самосознания, где высшее наказание — отлучение от группы. Потому-то Дима Сомов, доказывающий смелость в каждой отдельной битве, здесь умолкает и, подобно кролику в норе, дрожит пережидая грянувшую бурю, слепой к благодетелям и чужому самопожертвованию ради него, хватается за единственную возможность сохранить свое положение. Здесь это выражено в дне рождения, на котором его поздравляют весь класс, что вызывает у него ощущение популярности среди ребят.

    Лена же, в исполнении Кристины Орбакайте — темперамент из другой среды. Для нее взять вину для себя не является самой по себе проблемой, ее поступок, необдуман и принят по типу «а почему бы нет?». Важно то, что это для нее даже не протест, а попытка дать шанс, как ей казалось, хорошему человеку исправиться и принять верное решение. Девочке свойственен идеализм пассивной борьбы, сознательно доведенной до абсурда, чтобы через жалость воздействовать на виновника. Сцена с сожжением платья напоминает суд Линча — старинную забаву, иначе именуемую самосуд, под который тоже зачастую попадают невиновные. Характерная его черта — в виновности особенно никто и не разбирается, главное чтоб до умов дошло, и, вместе с тем, с огоньком. Но на этом примере видна несостоятельность и данной жестокости — крепкая совесть «предателя» держится, как партизан на допросе.

    Любопытно, что следующая сцена на дне Рождения является уже передержанным актом самобичевания. Вот тут реализм и начинает сдавать — все-таки, чтобы подобное признание юродивости вызвало нужную реакцию, требуется большая удача. Хотя после признания ребятами, что все это гонение было «игрой», своего рода раскаяния, что они зашли слишком далеко, с позиции героини издевательство над собой является уже переходом в нападение. Все же этим фильм и берет — видением, как жестокость исчерпывает себя, но борьба продолжается. По силе эту сцену визита на общий праздник можно считать наиболее сильной кульминацией, которых под конец заявляется аж несколько, не давая зрителю передохнуть.

    В заключении на первый план выходит одна из последних ролей Юрия Никулина в кино — образ деда Лены, он идет из времени еще больше предшествующему коллективности, он — олицетворение вечных ценностей, бесценных и неподвластных времени, как его картины, или привязанность к родине, где выросли несколько поколений семьи. Его обычное состояние — добродушие и наивность, но в критический миг он может принять решение и пожертвовать всем. Этот поступок так и не был понят окончательно теми, до кого должен был донести истину сложившейся ситуации уже по окончанию борьбы, но ему удается по-отечески пристыдить юных любителей бойкотов, что уже достоижение.

    Концовка, конечно, невероятно сентиментальна — «они все осознали». На практике в один день объяснить что-то социальной ячейке практически невозможно, пристыдить, заставить проанализировать и понять все ошибки. Хотя, Голдингу на переход от первобытного строя к цивилизации потребовалось несколько секунд, а этой работой англичанина, судя по всему, не в последнюю очередь вдохновлялись авторы, используя в фильме кабанью голову, как отсылку к «Повелителю мух». Однако «Чучело» привязано именно к социальной стороне Советского Союза, фильм демонстрирует не столько отдельный случай, сколько то, что общество способно все обдумать и отринуть отжившую систему, где страдают невинные. Отказ от бойкота, как отказ от коллективного принятия решений сменяется индивидуальным призрением, что хоть и пафосно для отдельно взятой группы, но характеризует изменения, происходившие в умах людей по всей стране.

    Итог: социальная абстракция борьбы, основанной на коллективной сплоченности против индивидуальности и самосознания каждого отдельного субъекта, показанная в натуралистичном ключе школьной драмы.

    10 ноября 2009 | 10:50

    Помню, как смотрела этот фильм. Слышала от родителей и старших знакомых, что это жестокий фильм их молодости. Это меня и зацепило.

    ОЧЕНЬ, очень хороший фильм. Это — реальность. И неважно, что прошло пару десятков лет, в наше время дети еще более жестокие! Милую, никому не мешающую девочку превратили в изгоя. Это ужасно. Она ни в чем не была виновата.

    Конечно, не все дети такие жестокие, но ведь они попадаются и в современном обществе! Хочется, чтобы этот фильм показали в каждой школе, чтобы современные школьники не были такими.

    Фильм выбил все-таки слезу. Качественное кино, классика, смотреть всем.

    За реалистичность, сценарий, актерский состав (Кристина отлично сыграла).

    10 из 10

    12 января 2009 | 18:46

    Страшно, что с 12ти лет дети могут быть такими злыми, холодными, циничными, жестокими. Первое, что хочется сделать, видя их зверства — отлупить по щекам, всех, крича: да что же вы делаете, гады, маленькие, бессердечные гады! За это стреляют, отрубают руки, за что вам детство дано, мерзавцы, убийцы…

    Но это — эмоции. Правда тут такова, что яму себе разрыла сама Лена Бессольцева, добротой, наивностью, доверием. Не было рядом человека, который мог сказать ей: Лен, обалдела, кому доверяешь? Это же не люди, это расчетливые провинциальные дряни, которые за шанс вырваться в столицу удавят.(Кстати, этот момент в фильме и в книге очень чёткий).

    Всё-таки это фильм, а не жизнь, да и в жизни не всегда есть такие хорошие друзья, могущие поддержать.

    Этот фильм и для детей, и для родителей, и для учителей, и для тех, кто просто интересуется школьным детством. Персонажи все в нём яркие, интересные, неповторимые, главные герои сыграли блестяще, но конец слишком милосерден, и не верю я, что они поняли и прочувствовали, это подлецы, они не смогли попросить у Лены прощения в лицо, и последний жест «Чучело, прости нас!» — мелом на доске — знак самооправдания, а не раскаяния.

    10 из 10

    15 июля 2010 | 02:24

    А ведь этот городок показан именно таким городом, в котором хочется пожить немного. Побродить по заброшенному парку, пожить в этом домике с картинами, побегать по скрипучей лестнице. Редко в кино бывает обаяние театра. У Ролана Быкова получилось произведение искусства, которое можно было бы выразить не только в кинематографе, но и в музыке, картине, спектакле. Представьте «Чучело» в картине или на сцене — поймёте.

    Какой выход предлагает режиссер? Один: заколачивать окна и уезжать. Надо отгораживать себя от толпы детей и взрослых. Уезжать. И даже не произносить обвинительные речи. Просто посмотреть в глаза и уехать. Тогда они напишут мелом на доске «прости» и поставят запятую. Даже если не напишут — не так важно.

    Этот фильм про СССР и школу? Нет!!! Берите выше

    … Сюжет играет важную роль, но Быков смог это украсить светом в окна, музыкой и видами Твери.

    Не думаю, что детям так легко играть. Дети часто переигрывают, но не в этом фильме. Я счастлив быть похожим на очкарика Васильева. Порядочность и милосердие — редкие слова не только в 1983 году.


    - Честь имею — говорит напоследок всему классу дедушка.

    7 января 2012 | 16:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>