Почему в России так хорошо прокатывается кино, на других территориях выходящее только онлайн? Отчего наш зритель так любит Триера и Тарантино, а мультики Pixar не особо? Зачем Люк Бессон разыгрывает «русскую карту»? Рассказываем с цифрами и примерами.
Несмотря на все старания министерства культуры, иностранное кино в России по-прежнему смотрят с большой охотой. В первом полугодии 2019-го свыше 70% выручки кинотеатров принесли именно зарубежные картины. Значительная часть этих денег — заработок студийных блокбастеров. Но далеко не все американские хиты, которые устанавливают рекорд за рекордом на американском и глобальном рынках, встречают теплый прием у российской публики. И наоборот, бывает так, что фильм, не очень удачно прошедший в американском прокате, у нас вдруг становится флагманом. Понятно, что предпочтения публики разных стран и регионов не могут совпадать полностью в силу разного менталитета и многих других факторов, которые исследуют маркетологи и социологи. Рассказываем, для каких именно картин Россия стала зарубежным рынком № 1 и чем объясняется такая любовь. Чтобы отсечь совсем уже непрокатное кино, попавшее на большие экраны по какому-то капризу наших дистрибьюторов, мы рассмотрим только фильмы, вышедшие в кино не менее чем на пяти национальных рынках.
Территория Б
За последние два с половиной года Россия стала рынком № 1 для 41 картины (данные на первое полугодие 2019 года). Восемнадцать из них в большинстве стран мира выходили сразу онлайн, минуя кинотеатры. Это малобюджетные независимые релизы, на кассовую судьбу которых продюсеры махнули рукой. Российским дистрибьюторам такой товар, бывает, достается в рамках пакетных сделок (мы продаем вам потенциальный хит по сходной цене, а в качестве дополнительного обременения вешаем всякий неликвид). Впрочем, не исключение и ситуации, когда сами дистрибьюторы недорого закупают категорию Б, потому что знают предпочтения своей аудитории и понимают, что относительно невысокую закупочную стоимость (права на российский прокат таких проектов редко стоят дороже 30 тыс. долларов) можно будет отбить, проведя стандартную и недорогую промокампанию.
В этой группе довольно много неамериканских картин: испанская «Атлантида», чешский «Гурвинек», аргентинские «Оцепеневшие от страха». Такие проекты в России зарабатывают даже больше, чем на родине — просто потому, что рынок больше, больше залов и зрителей. Например, «Атлантида» в Испании собрала 280 тыс. долларов, а в России — 399 тысяч. «Оцепеневшие от страха» в Аргентине довольствовались 70 тысячами против 297 тысяч у нас.
Случаи, когда американское прокатное кино в России собирает больше, чем дома, тоже бывают, но реже. Хоррор «Паранормальное» у нас собрал 658 тыс. долларов (в Штатах — 272 тысячи). Впрочем, тут важно оговориться, что в Америке «Паранормальное» выходило в ограниченный прокат, основным каналом его дистрибьюции был стриминг. В России же фильм шел широко, как какая-нибудь «Реинкарнация».
Вообще, сам факт присутствия в широком прокате многих фильмов из таблицы выше говорит о некоторой незрелости российского рынка и некомпетентности кинотеатров. Они, похоже, не всегда отдают себе отчет в том, что именно им пытаются продать независимые дистрибьюторы. Но в общем выборка эта достаточно репрезентативна и дает отличное представление о том, картины каких жанров российская публика жалует больше прочих.
В первую очередь бросается в глаза мощный перевес в сторону старомодных брутальных жанров: больше половины фильмов в списке — триллеры и фантастика, причем глубоко вторичные. Их разбавляют мистические хорроры. Но, конечно, тут есть нюансы: не каждый олдскульный sci-fi и не каждый фильм об ужасах паранормального заходит в России, чтобы неплохо собрать в прокате; такие фильмы должны соответствовать и нескольким другим параметрам. О них ниже.
Ветераны 90-х
Средний возраст посетителя российских кинотеатров сегодня — 27 лет. В некоторые уик-энды — особенно в длинные выходные, связанные с государственными праздниками — аудитория становится чуть старше (около 30). Причем год от года этот средний возраст увеличивается; аудитория, предпочитающая смотреть кино на большом экране, стареет. Отчасти это объясняется демографической ситуацией: сейчас мы видим результаты падения рождаемости в 90-х. Но также налицо и проявление поколенческих привычек: молодое поколение росло в эпоху гаджетов и онлайн-контента и частично поэтому люди до 25 лет в кинотеатры ходят реже. А ядро сегодняшней киноаудитории — миллениалы, повзрослевшие в 2000-е, во время возрождения и бурного роста кинопроката в России. А в юности они смотрели экшен-классику Голливуда (например, фильмы Джеймса Кэмерона, Ридли Скотта и Квентина Тарантино, позже — первые фильмы Вачовски. Мимо них не прошел взрыв популярности киберпанка конца 90-х. Таким образом, именно Голливуд и Индивуд 90-х сформировали вкус среднего российского кинозрителя; в России любят старые бренды, будь то жанры, франшизы или актеры с режиссерами.
Если называть конкретные имена, то в России особенно чтят Люка Бессона, Гая Ричи и Ларса фон Триера. «Валериан и город тысячи планет», самый кассовый фильм Бессона последних лет, в нашей стране собрал 14,4 млн долларов. Больше только в Китае (62 миллиона), США (41 миллион) и Франции (36,7 миллиона). В России картина выступила даже лучше голливудского хита «Первому игроку приготовиться» (как, впрочем, и во Франции). Россия вообще входит в топ-5 рынков для большинства продюсерских и режиссерских проектов Бессона — от «Малавиты» до «Такси 5», «Курска» и «Анны». Видимо, в том числе поэтому Бессон все чаще разыгрывает в своих последних фильмах «русскую карту».
Рост популярности Триера шел по нарастающей. «Антихрист» (2009) собрал в нашей стране 346 тыс. долларов. Не очень понятно, насколько эти сборы велики относительно других европейских рынков: на сайте boxofficemojo.com нет данных по бокс-офису фильма в целом ряде стран, где фильмы режиссера пользуются популярностью (Франция, Германия, Италия). Зато количество поклонников Триера в России уже тогда было сопоставимо с его американской аудиторией. В США «Антихрист» собрал 404 тыс. долларов (учитывая разницу в цене билета, можно предположить, что в России зрителей было даже больше). Для «Меланхолии» Россия (сборы — 1,3 млн долларов) стала четвертой территорией после США (3 млн долларов), Германии (2,5 млн долларов) и Франции (2,3 млн долларов). А вот для обеих частей «Нимфоманки» (совокупные сборы — 2,8 млн долларов) и для «Дома, который построил Джек» (1,3 млн долларов) наша страна стала территорией № 1. «Дом» вообще стал рекордно успешным фильмом Триера в Росиии.
Дарья Рязанцева, директор по кинопрокату компании Russian World Vision, выпускавшей этот фильм в прокат, согласна, что ностальгия сыграла немаловажную роль в успехе картины: «Безусловно, для тех, кто знает и любит творчество Ларса фон Триера, режиссер остается не просто брендом, но одним из величайших из ныне живущих художников». Но также, по мнению Рязанцевой, в данном случае немаловажен шлейф скандала, который сопровождает выход почти каждого фильма Триера: «Для кассового успеха важен именно уровень провокационности работ Триера наряду с их безупречностью как художественных произведений. Есть, например, бренды Вуди Аллена или Альмодовара, но стабильности в сборах их картин нет. В случае с Триером зрителю всегда любопытно, что же на сей раз выкинет этот датчанин. Мы делали специальный макет объявления на кассы с формулировкой „Внимание: фильм содержит особо жестокие сцены насилия. Запрещено для детей“. Может, и это частично внесло свою лепту в демонизацию проекта».
Впрочем, приверженность российской публики жанровому кино заметна и в случае с Триером. «Дом, который построил Джек» — самая жанровая из его работ, именно поэтому она стала и самой кассовой в нашей стране (если считать сборы в рублях; после обвала рубля в 2014—2015 годах цены на билеты в кино остались прежними). То же самое случилось, например, с «Кожей, в которой я живу». Эта драма с мощными элементами триллера установила рекорд для картин Альмодовара в нашей стране (63 млн рублей). Все остальные его фильмы собирали у нас не больше 37 миллионов.
Любовь к пацанской эстетике Гая Ричи также можно объяснить ностальгией: часть нынешней киноаудитории выросла на «Картах, деньгах, двух стволах», «Револьвере» или «Рок-н-рольщике». Эти зрители с большой охотой шли на «Агентов А.Н.К.Л» (сборы в России — 9 млн долларов, третьи в мире после США и Великобритании) и «Меч короля Артура» (12,7 млн долларов, Россия — лучший зарубежный рынок для фильма, сборы у нас вдвое выше, чем в Великобритании).
Среди актерских имен самое популярное в России прямо сейчас — Киану Ривз, которого сегодняшний посетитель кинотеатров полюбил еще во времена «Матрицы», да так и не разлюбил. За последние два с половиной года сразу для трех картин актера Россия стала территорией № 1. Это «Профессионал», «Как женить холостяка» (тут и вовсе идеальный ностальгический состав актеров — в паре с Ривзом Вайнона Райдер) и «Репродукция». Все хорошо в России и у «Джона Уика». Наша страна замыкает пятерку самых кассовых зарубежных территорий для третьей части франшизы.
Большей популярностью по сравнению с другими странами у нас пользуются и перезапуски франшиз последних 20 лет. Так, для «Tomb Raider: Лара Крофт» Россия стала четвертым зарубежным рынком, для «Люди в черном: Интернэшнл» — вторым, пропустив вперед только Китай. А российские сборы «Девушки, которая застряла в паутине» оказались лучшими за пределами США.
Отдельно стоит сказать о повторном прокате классики кино. Здесь мы вновь впереди планеты всей, если речь идет о жанровом кино из 90-х. Два года назад Россия стала лучшей территорией для 3D-версии второго «Терминатора».
Яркое кино
Поход в кино российская аудитория в массе своей воспринимает как эскапистское развлечение, отдых от унылых будней. Поэтому неудивительно, что в нашей стране повышенной популярностью пользуется кинопродукция, проблематика которой имеет минимальное отношение к реальной жизни. Если выделять какую-то особо характерную черту национального киновкуса, то это приверженность к красочной фантастике и фэнтези, особенно с элементами комедии. К этой категории можно отнести уже упоминавшихся «Людей в черном» и «Меч короля Артура», а также «Акселя». Череду этих ярких (мы говорим о колористическом решении) проектов можно продолжить диснеевскими «Джоном Картером» и «Изломом времени», а также фильмом Lionsgate «Робин Гуд: Начало». Для каждой из этих картин Россия стала самой успешной зарубежной территорией.
Не заметить в этом тенденцию сложно, соглашается в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» Елена Бродская, вице-президент Disney по маркетингу в России: «Есть разные рынки с разными зрителями и вкусами. Например, в Японии зритель очень зрелый: основная аудитория — 50+, рождаемость низкая, доходы высокие, локальное кино очень сильно, мюзиклы обожают, бренд Disney очень узнаваем и любим, потому что в Токио есть тематический парк. Понятно, что различия в кинохождении с нашим зрителем будут огромные. В силу того, что Россия наполовину расположена в Европе и наполовину — в Азии, мы попадаем время от времени то в азиатский, то в европейский паттерн. Но в области блокбастеров мы больше похожи на молодые развивающиеся рынки Азии — любим зрелища, масштаб, юмор».
Аномалия Pixar
Большая студийная анимация в нашей стране пользуется огромной популярностью. Для многих родителей поход с детьми в кино по-прежнему является самым экономным вариантом досуга вне дома. В России детей любят, что, конечно, сказывается на сборах мультфильмов. «В этом смысле мы похожи на латиноамериканские рынки — например, на Аргентину (топ-3 самых кассовых фильмов 2018 года в этой стране выглядит так: «Суперсемейка 2», «Тайна Коко», «Монстры на каникулах 3» — Прим. ред.), — говорит глава компании Universal Pictures International в России Вадим Иванов. — Такое отношение к детям встречается далеко не везде».
Впрочем, существенное отличие России от латиноамериканских и прочих рынков — это скептическое отношение аудитории к продукции Pixar. Во всем мире она пользуется как минимум такой же популярностью, что и мультфильмы конкурирующих студий (DreamWorks, Illumination, Sony и Fox). У нас же она давно и стабильно числится в отстающих.
Так, например, выглядит топ-5 самых кассовых зарубежных мультфильмов в российском прокате в 2017 году:
1. «Босс-молокосос» (DreamWorks) — 1,4 млрд рублей;
2. «Гадкий я 3» (Illumination) — 1,4 млрд рублей;
3. «Зверопой» (Illumination) — 890 млн рублей;
4. «Фердинанд» (Fox Animation) — 603 млн рублей;
5. «Тачки 3» (Pixar) — 564 млн рублей.
А вот так выглядит аналогичный топ в США:
1. «Гадкий я 3» (Illumination) — 265 млн долларов;
2. «Тайна Коко» (Pixar) — 210 млн долларов;
3. «LEGO фильм: Бэтмен» (Warner Animation) — 179 млн долларов;
4. «Босс-молокосос» (DreamWorks) — 175 млн долларов;
5. «Тачки 3» (Pixar) — 153 млн долларов.
В России «Гадкий я» собирает в 2,5 раза больше, чем самый успешный релиз Pixar «Тачки 3» . А «Тайна Коко» со сборами 464 млн рублей у нас даже не попадает в топ-5, тогда как в Америке она вторая с отставанием на 20% от лидера и в 2,5 раза опережает по сборам «Фердинанда» (84 млн долларов), который не стал в Штатах большим хитом.
В 2018 году предпочтения российских зрителей анимации были такими:
1. «Монстры на каникулах 3» (Sony) — 1,1 млрд рублей
2. «Гринч» (Illumination) — 994 млн рублей;
3. «Суперсемейка 2» (Pixar) — 861 млн рублей;
4. «Ральф против интернета» (Disney) — 746 млн рублей;
5. «Смолфут» (Warner Animation) — 625 млн рублей.
В США дела обстояли несколько иначе:
1. «Суперсемейка 2» (Pixar) — 609 млн долларов
2. «Гринч» (Illumination) — 270 млн долларов;
3. «Ральф против интернета» (Disney) — 210 млн долларов;
4. «Человек-паук: Через вселенные» — 190 млн долларов;
5. «Монстры на каникулах 3» (Sony) — 168 млн долларов.
Сиквел «Суперсемейки» стал безусловным флагманом американского проката, на два корпуса опередив ближайшего конкурента. У нас ничего подобного. Народ голосовал рублем за триквел «Монстров на каникулах». В 2019 году сборы фильмов Pixar в нашей стране остаются относительно умеренными. В то время как четвертая «История игрушек» устанавливает рекорды в США, у нас она в три раза уступает по сборам «Как приручить дракона 3» и «Тайной жизни домашних животных 2». Для последнего мультфильма Россия стала главной зарубежной территорией, у «Дракона» сборы в нашей стране на втором месте после бокс-офиса в Китае.
Вероятно, и здесь дело в эскапистском настрое аудитории. Мультфильмы Pixar зачастую поднимают недетские вопросы, они не боятся изображать обычных людей с их проблемами. А кинозритель в России куда охотнее готов проголосовать рублем за фэнтезийный мир, населенный викингами, драконами и говорящими кошками, за порцию незатейливого юмора, гарантирующую безмятежное настроение.
Плохие парни
Наконец, еще одна специфическая черта национального вкуса, парадоксально сочетающаяся с любовью к инфантильной анимации, — симпатии к антигероям. Статистика показывает, что в России любят хулиганские фильмы про плохишей. Вероятно, корни этой любви все в тех же детских и юношеских привязанностях нынешних активных кинозрителей, которые сначала были поклонниками фильмов Тарантино и Ричи, а потом — комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и «Очень плохой училки» (для последнего фильма Россия стала зарубежной территорией № 1, а у «Мальчишников» стабильно входила в топ-6 рынков).
За последние два года набралось немало примеров того, как фильмы про антигероев самых разных жанров, сдержанно принятые в остальном мире, становились в нашей стране прокатной сенсацией. Самый красноречивый кейс — сборы «Венома», которые в России неожиданно для всех были больше, чем у «Войны бесконечности» (1,91 млрд против 1,88 млрд рублей). «Веном» оказался самым кассовым фильмом года в России в 2018 году, для него наша страна стала зарубежной территорией № 2 после Китая. Сравните: в США «Веном» собрал 214 млн долларов, «Война бесконечности» — 679 млн долларов. Причем в Штатах предпоследнюю часть «Мстителей» обошла «Черная Пантера» (700 млн долларов), ставшая там самым кассовым релизом 2018 года.
Вписываются в антигеройский тренд и фильмы с более скромным кассовым потенциалом. В России куда успешнее, чем на других рынках, выступили уже упоминавшиеся «Дом, который построил Джек» и «Робин Гуд: Начало», а также «Отпетые мошенницы», «Опасный бизнес», «Нация убийц», «Клуб миллиардеров», «Апгрейд» (у него сборы выше российских только в Южной Корее). И даже мультфильмы про злобных существ («Монстры на каникулах» и «Гринч») в России пользуются повышенным спросом.
Если подытожить, то выйдет, что предпочтения среднего российского зрителя таковы: динамичное жанровое кино с ярким дизайном и простым сюжетом. Существенный плюс — присутствие в фильме морально амбивалентного протагониста, наделенного чувством юмора. Ну и, наконец, важным преимуществом становится либо имя культового режиссера родом из «лихих 90-х» в титрах, либо старательное подражание его стилистике в кадре. Под это определение идеально подходит, например, прошлогодний тарантиноид категории Б «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“». Неудивительно, что именно в России этот фильм собрал самую большую кассу за пределами США. А «Однажды в… Голливуде» собрал в России не просто больше, чем все предыдущие фильмы Тарантино. Россия стала главным зарубежным рынком для этой картины; сборы во Франции и Великобритании — позади. Еще одно доказательство того, что именно разросшаяся фан-база Тарантино и есть ядро ходящей сегодня в кино аудитории, именно такие фильмы ей и нужны.