всё о любом фильме:

Меланхолия

Melancholia
год
страна
слоган«Enjoy it while it lasts»
режиссерЛарс фон Триер
сценарийЛарс фон Триер
продюсерЛуиза Вест, Беттина Брокемпер, Реми Бура, ...
операторМануэль Альберто Кларо
композитор-
художникЙетте Леманн, Симона Грау, Манон Расмуссен
монтажМолли Марлен Стенсгаард
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  415.7 тыс.,    США  317.5 тыс.,    Германия  261.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
События фильма разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (127 693)
ожидание: 93% (4063)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
142 + 39 = 181
7.4
в России
100%
13 + 0 = 13
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Большая часть личности Жюстин была основана на личности самого Триера.
    • Изначально роль Жюстин должна была исполнять Пенелопа Крус. Но она выбыла из процесса из-за участия в съемках фильма «Пираты Карибского Моря: На странных берегах».
    • Перед премьерой фильма в Каннах, на пресс-конференции, произошел очередной скандал с участием Ларса Фон Триера. Режиссер поддался на провокацию со стороны журналиста, намекнувшего о немецком происхождении маэстро, на что Фон Триер не сдержался и не совсем корректно отозвался о евреях и Гитлере, позже принеся официальные извинения.
    • Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии.
    • Имя героини Кирстен Данст было дано Триером в честь произведения Маркиза де Сада «Жюстина».
    • Фильм был снят в шведском Тролльхеттане.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7199 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    … земля давно остыла
    И вымерла. Кому же берегу
    В груди дыханье? Для кого могила
    Меня вернула? И мое сознанье
    С чем связано?..

    Афанасий Фет


    Теперь вы поверите, что Боль всегда приходит сама, когда захочет, и когда захочет, тогда уходит. Теперь вы поверите, что она приходит извне, а не выпестована эгоизмом и ленью изнутри. Да, я виновата во всём, лгунья, мучитель, насмешка. Вы — безвинны. Но мне вас не жалко. Мои слова выходят, раздирая свои ходы шипами, но эта боль — всё, чем я могу забить Боль. Мне вы больше не нужны: я хочу огромной Боли, которая, разрастясь, убьёт меня наконец. Она прилетит, как горящий красный огненный шар; она украдёт мой воздух, она опалит волосы, и я нырну в её огненный океан, и мои атомы, уже не имея имени, смешаются с безымянной жгучей рекой.

    Раздави меня, Боль, размозжи меня! Пусть сейчас. Я не могу больше жить, ожидая из-за угла. Мне нужен кто-то, кто обнял бы и спрятал; но меня хватают и выставляют. Нужен тот, кто слушает; все говорят и вытягивают из меня слова и действия вместе с тоненькими жилками, сосудиками, мясными ниточками. Эта многоходовая, большая и мохнатая, как слово «многоходовая», свадьба. Шаг — и мне просто надо отдохнуть. Мне — нести дороговизну ткани, долгую, как слово «дороговизна», платье, пропитанное цементом взглядов. Потоки воздуха держат ноги, шагающие через поле колосьев, хлестко обвивающих стеблей с мелкими зазубринками на длинных. Длинных, длинных, длинных, шерстяных телах. Я устала, устала. Я хочу плакать от усталости. Если бы вы знали, как я устала! Она просто была закрыта солнцем, эта чёрная точка, разъедающая лёгкие. Я лягу в тёплую воду, чтобы она растопилась, залила чёрным, вышла через поры кожи. Но мне не встать, мне не надеть платье, пропитанное цементом желаний и надежд. Улыбка колет слизистую шерстью с изнанки.

    За небом растёт другая точка. Она становится больше, напрасно пугая вас. Безмолвным, без выражения, без любви и ненависти, безмозглым оком, полным безжалостного и бессмысленного покоя, она восходит. Я здесь, Любовь моя! Я сниму каждую нитку, отяжеляющую меня, я изнежусь, ожидая, в твоих бессмысленных волнах, полных совершенного, безжизненного покоя. Каждой моей истомлённой клеточки коснётся твой мягкий, текучий, обезболивающий луч. Простите меня! Я очень вас люблю: я хочу вам смерти, ведь Боль целится во всех. Бесконечные чётки ягод, стекающие слова молитв, молений о жизни, таких длинных, что уже давно бессмысленных от многости. Я жалею, что призвала Её, отнимающую жизнь; но что делать, если именем «жизнь» вы называете не этот дивный, бескрайний покой в тумане, со склонённой к траве мохнатой гнедой диагональю, а липкость рук и слов, поспешность и бег? Она оборвёт ваше счастье на его пике, а нашу, нашу Боль она поглотит. Ведь, глядя, как мы корчимся, хочется прибить нас к Земле. Нужна ли Богу Земля, если я не нужна собственной матери? Если ты, спасавший, предал?

    Она нависает, заботливо прикрытая влажными тучами, названная временно и по иронии обозначением Боли; скоро некому её будет назвать. Тонны камней движутся и будут двигаться без имени, луны будут неназванными всходить, заходить, становиться полумесяцами, заливать безымянные равнины. Некому будет дать имя бездушному, безконечному, безмолвному, безкрайнему Покою! Неназванные ветры будут носить по пустым равнинам пыль, когда-то имевшую имена, надевавшую одежды, устраивавшую праздники, целовавшую, обещавшую, бившую по щекам, убивавшую, лгавшую, предающую. Она унесёт пыль далеко от Боли, красной и горячей. Не останется никого и ничего, делающего больно. Я приму тебя, я войду в материнские объятия твоего Ничто, нежная, дружелюбная. Все перед Ничем почувствуют удар и боль. Я, измученная Болью, почувствую поцелуй. Перед полным забвением я пролечу, распадаясь, роняя Боль дождём на твои равнодушные долины.

    The rest is silence

    23 июля 2016 | 16:32

    Ох, сколько было версий: Что же означает надвигающаяся планета на землю?

    Никто так и не смог однозначно ответить.

    В этом фильме есть тот самый индивидуальный смысл. Каждому своё. Для кого-то, это история о двух планетах — как о женщинах. Меланхолия — Жюстин, Земля — Клэр. Противостояние двух полярных полюсов.

    А для кого-то надвигающаяся Меланхолия и есть Земля. Самоубийство?

    Хочет ли земля умирать, после того, что на ней произошло за столькие миллениумы?

    Или нет, может убийство? Земля-планета, Меланхолия-планета. Одна убивает другую.

    Может это убийство? Когда становится не выносимо смотреть на то, как некто уродует фасад создававшийся непосильным трудом, ты начинаешь злится терпеть… Терпеть Меланхолия больше не могла…

    Что же означает надвигающаяся и уже уничтожившая планета?

    Каждый выберет сам. Здесь нет ответа для всех. Здесь нужно думать.

    ps. Знаете, это не фильм, где смысл высасывается из пальца и люди сами себе его выдумывают. Тут он есть. Умейте находить.

    29 декабря 2012 | 02:15

    Перед тем как пойти на новое творение датского гения Ларса фон Триера я намеренно пропускал мимо ушей любые комментарии, отзывы и рецензии, дабы сформировать чисто личное мнение, свободное от подсознательно навязываемых со стороны оценок и клише. Безусловно я ждал этот фильм, ждал с нетерпением, ибо скандально известный датчанин давно занимает почетное место в списке моих любимых режиссеров. «Антихрист» в свое время вызвал много удивления и сомнений, тем любопытнее было ожидание новой работы. Фильм-катастрофа.. Довольно необычный для Триера жанр. Что же представляет собой «Меланхолия»?

    Интрига сохранялась до последнего. Зная о том, что фон Триер неоднократно страдал от депрессии, помня его обещания «No More Happy Endings!» нетрудно было догадаться, что позитивом здесь и подавно не пахнет. Однако на мой взгляд для самого режиссера «Меланхолия» явилась счастливым выводом, уроком, вынесенным из перенесенной болезни. И через эсхатологическую призму Триер показал свое видение бытия, свои ответы на вопросы о смысле жизни, вложив самого себя в образ Джастин — одной из сестер, страдающей депрессией, потерявшей всякий интерес к привычному человеческому существованию.

    Я бы не хотел подробно пересказывать сюжет, вдаваться в подробности и раскладывать картину на плюсы и минусы. «Меланхолия»-произведение абсолютно цельное, прекрасное в своем холодном трагизме и я смело могу назвать его шедевром. Да, безусловно далеко не каждый будет способен высидеть 130 минут перед экраном, тем более что на экшн фильм довольно скуп. Динамики здесь по минимуму, единство времени и места тому способствуют. Вспомнилось даже «Жертвоприношение» Тарковского, которого, как известно, фон Триер весьма ценит и уважает. Несмотря на все это, те, кто действительно любит кино, я уверен, смогут по достоинству оценить работу режиссера и его команды. Кстати, фильм крутят на языке оригинала с русскими субтитрами, что определенно радует.

    Всё начинается с Пролога, что позволяет с первых минут провести параллели с «Антихристом». Та же замедленная съемка, то же безмолвие на фоне идеально красивых кадров, рассказывающих зрителю о глобальной катастрофе — вопреки расчетам астрономов, Земля сталкивается с планетой Меланхолией. Все живое гибнет. Таким образом, уже в самом начале мы знаем, чем всё должно закончиться.

    Предсказуемость, неизбежность ужасного финала — Триер говорит об этом сразу, не оставляя никаких надежд на благополучный исход.

    За прологом следует первая часть, в центре повествования-свадьба Джастин и Майкла. Здесь же мы знакомимся с Клэр, старшей сестрой Джастин, и другими героями. Молодая невеста всеми силами пытается изображать счастье, ежеминутно заставляя себя улыбаться, но играть по правилам для нее становится все сложнее и в итоге свадьба превращается в бессмысленный балаган, гости покидают особняк, расстроенный жених уезжает с ними. По ходу повествования выясняется, что Джастин страдает меланхолией. «Жизнь на Земле-это зло» — лаконично замечает она в диалоге с сестрой, и эта фраза лежит в основе ее миропонимания.

    Во второй части мы наблюдаем как страшная планета приближается к Земле с поразительной быстротой. По расчетам ученых, она должна пройти мимо, не причинив людям вреда, но Клэр начинает бояться. Джастин же напротив, будучи уверенной в неизбежности катастрофы, обретает спокойствие.

    На протяжении последнего часа обстановка становится все более напряженной, и просто восхищаешься, насколько сильно и убедительно играют актеры. Кирстен Данст мне всегда нравилась, но здесь она просто превзошла саму себя! Даже объявление фон Триера персоной нон грата на Каннском фестивале не помешало ей получить приз за лучшую женскую роль и это абсолютно заслуженная награда. Такого отчуждения в глазах, такого презрения к мечущимся в повседневной суете людям, к их заботам и ценностям я еще не видел. Это просто воплощение апатии и безразличия. Черт подери, она просто гениальна, эта Кирстен, равно как и Шарлотта Рэмплинг, мамочка-мизантроп, ненавидящая брак и все эти праздные житейские хлопоты. Шарлотта Генсбург, исполнительница роли Клэр, перед лицом смерти не менее натурально переживает муки матери, опасающейся за своего маленького Лео, муки простого человека, любящего эту жизнь и боящегося ее лишиться. Когда неотвратимость катастрофы становится очевидной для всех, Джон, муж Клэр, заканчивает жизнь самоубийством и все внимание зрителя сосредотачивается на трех людях, по воле рока отрезанных от остального мира. До слез тронула сцена, где Клэр и Лео попадают под град, это было сыграно невероятно честно, так, что стало действительно жутко. И с этого момента оторвать взгляд от экрана просто невозможно. Невозмутимая Джастин, отчаявшаяся Клэр и по-детски испуганный Лео, держась за руки встречают конец света в импровизированной «волшебной пещере», огненная волна, сметающая все на своем пути, накатывается из-за горизонта, вжимая тебя в кресло под апокалиптически мощные, сотрясающие стены кинозала звуки творений Вагнера

    И черный экран, титры на фоне немой пустоты…

    Без всякого сомнения, это лучшая работа Триера. В очередной раз реализовав на высочайшем уровне свои смелые идеи, датский режиссер максимально приблизился к совершенству. Изящная красота каждого кадра, кропотливый труд над любой мелочью, самобытный авторский почерк — все это выдает в нем великий талант Художника, и я искренне надеюсь, что фон Триер и дальше продолжит радовать всех любителей хорошего кино подобными картинами, не останавливаясь на достигнутом.

    Всё по максимуму, поэтому и оценка такая же, чо..

    10 из 10

    11 июля 2011 | 22:37

    Фильм «Меланхолия» я ждала с нетерпением, предвкушая что-то красивое, глубокое и необычное. Уже вначале мне понравились красивые картины, сменяющие друг друга около 10 минут под проникновенную музыку… Одним словом, я приготовилась к какому-то открытию.

    И вот мы оказались на свадьбе Джастин. Все веселятся, смеются, шутят, жених и невеста, кажется, счастливы, сестра невесты, Клэр, подготовила замечательную свадьбу. Но почему-то, смотря на весь этот праздник, ощущается какая-то опустошённость, бессмысленность происходящих событий. Очень странные реплики матери, абсолютно наглое поведение начальника, а самое главное, неадекватное поведение Джастин вызывало во мне недоумение. И потом я поняла, почему эта свадьба казалась мне опустошённой. Потому что она показана глазами Джастин, а она, как известно, олицетворяет в фильме Меланхолию. Меланхолию — как планету, готовую поглотить Землю безо всякой жалости.

    Она такая…такая дружелюбная… говорит Клэр, глядя на приближающуюся к Земле Меланхолию, но нам она дружелюбной не кажется. Равнодушной — да. Впрочем, как и сама Джастин.

    Многим героиня Кирстен Данст понравилась, и я удивлена, почему. Если представить на секунду, что она глубоко несчастна, тогда зачем всё это? Зачем свадьба? Лично я не увидела в её женихе ничего такого отталкивающего и чудовищного, чтобы так с ним поступить. Отсюда ещё один вопрос — за что он вообще полюбил Джастин? Девушку, которая в тайне ненавидит весь мир, но всё же в нём живёт, не пытаясь ничего изменить. Она только всё рушит. Хорошо. Всем нам приходится притворяться, и не всегда мы поступаем так, как хотим, и не всегда нас окружают только приятные нам люди. Можно понять Джастин, что она решила порвать со всем этим разом. Но почему же она не стала счастливой? Почему мы видим её ещё более опустошённой, чем раньше?

    Поведение Джастин во второй части фильма меня ещё больше оттолкнуло от неё. Почему она так озлоблена? Какое право она имеет так равнодушно и жестоко разговаривать со своей сестрой? Как она могла не поддержать Клэр в такой страшный момент, после всего, что та для неё сделала? И опять же, смотря на семью Клэр, её мужа, её ребёнка, которых она безумно любит, я чувствовала опустошённость и бессмысленность этой любви. Почему? Потому что опять всё это нам показано с ракурса Джастин — Меланхолии.

    Наслаждайтесь, пока всё не кончилось — заявляет мать Джастин на свадьбе. Но этого наслаждения жизнью в фильме ни капли. Жуткая депрессия, ощущение пустоты, а главное, бессмысленности работы, друзей, семьи, любви! Ощущение ненависти к жизни и стремления к смерти. Да, с таким миром расстаться не жаль.

    Клэр паникует, Джастин в полном спокойствии. А что собственно ей терять? Всё, что могла, она в своей жизни уже разрушила и не стремиться обрести счастье. Очень жаль Клэр. Вообще, из всей галереи людей, представленных глазами Меланхолии, мне понравилась Шарлотта Генсбур. И очень жаль, что её любовь не вызывает ощущения счастья, а только бессмысленности, что говорит о таланте режиссёра. Но это же не так! Разве Земля такая? Разве всё, что мы делаем бессмысленно только потому, что мы рано или поздно умрём? Конечно, можно хоть сейчас послать всё к чёрту, возненавидеть весь мир и ждать всеобщего конца света, но только — зачем? Не лучше ли любить и быть любимыми, стремиться к своему частью и делать счастливыми своих родных и близких?

    Я считаю, что кино — это величайшее искусство, которое должно воздействовать на человека, учить его чему-то хорошему, заставлять его делать открытия, добиваться от него эффекта очищения, осознания чего-то важного, возможно, переоценки ценностей. Чему же учит данный фильм? Единственный человек, Клэр, которая искренне любит и пытается жить счастливо, растоптана фильмом, низведена до уровня таракана, которого не жаль, как и всех остальных. Да, я верю, что планете, движущейся на Землю, абсолютно наплевать, кто заботится о ближнем, а кто законченный эгоист, все умрут одинаково. Но это не значит, что жить вообще не нужно.

    Таким образом, фильм «Меланхолия» получился с красивым началом и финалом, с потрясающей музыкой Вагнера, но превращающий все жизненные ценности в мусор, а людей — в жалких существ, недостойных жить. Отговаривать смотреть фильм я не стану, всё же он нашёл своего зрителя, просто им оказалась не я. С теорией «Земля — это зло» я не собираюсь мириться, уж простите.

    3 из 10

    31 декабря 2011 | 16:28

    «Меланхолия» — первосортное дерьмо, которое придумал и снял режиссер Ларс фон Триер. Никакой это не фильм катастрофа, это вшивый, гадостный, гадский фильм, который хочется просто убить и забиться, потому что его сюжет напоминают самые никчемные воспоминания о нем. Меланхолия — это своеобразный мусор, где смысла нету вообще, где сюжет, это не сюжет, это бред серой кобылы. Один из немногих моих последних фильмов, где мне хотелось думать о чем то другом, но только не об этом дибилизме. Я считал уже минуты до скончания фильма, потому что первый час прошел с такой тяжестью, где я уже хотел встать и выключить к чертям это дерьмо. Весь фильм делится на две части, которые почти и не связаны между собой. Только из за актрисы Кирстен Данст, я решил посмотреть это кино, меня заинтересовало описания, да и вообщем я люблю фильмы-катастрофы, но никогда бы не мог подумать, что кому то рука поднимется назвать такой фильм, фильмом катастрофой. По сути, катастрофа здесь как бы есть, этого я не отрицаю, этого не отрицает само описания, но катастрофа прошла менее чем за 10 секунд, то есть, все время на экране можно было увидеть каких то людей, на которых я уже смотрел целых два часа, но так и не успел толком познакомится, которые начали паниковать, потому что ниоткуда взялась планета Меланхолия, и каким то образом, она отымеет нашу планету, потому что врежется в нее.

    Часть I — Гулянка перед судным днем

    Первая часть фильма, это как бы разогрев перед «обалденной второй частью», наша главная героиня выходит замуж за какого то кретина, который не уверен, правильно ли он делает, то что делает. Всю первую часть, нашу невесту тревожат сотрудники по роботе, они требуют от нее слоган к своей рекламы, дали бы человеку выходной, зачем дергать в такой знаменательный день. Первая часть — это как бы нарезка с свадебного видео, где можно увидеть церемонию, гулянку и трах на лужайке возле дома, в которой принимает участие Кирстен Данст. Много гостей, слезы, скандалы, неуверенность, тупые сцены с бессмысленной тематикой, все этим богата первая часть фильма, для чего вообще она была сделана, вступительная часть глупая и нелепая, ведь ничего толком она собой не несет и лишь утомляет зрителя своей затянутостью. Есть один большой плюс в первой части, Кирстен Данст обнаженная лежит на лужайке и при свете планеты Меланхолия, ласкает себе груди, это было классно.

    Часть II — Мы все умрем, сказали гости, а Кирстен Данст улыбнулась

    Вторая часть мне напомнила комедию «Мальчишник в Вегасе». Вчерашняя невеста и уже как бы жена Джастин, просыпается одинокая, грустная, измученная без жениха, и все остальное кино плачет и грустит. Получается так, что вчера была свадьба, веселья, танцы, трах на лужайке, а сегодня ее накрыл будун, да еще и муж куда то пропал. Вторая часть фильма — это депрессия, которая передается через экраны, и от которой тебе делается плохо и становится грустно. Главные герои, не знаю и не хочу знать их имена, потому что мне это совершенно не интересно, сидят на улице возле своего дома, наблюдают и молят Бога, чтобы планета Меланхолия их обошла, и катастрофы не случилось. Согласитесь разве не классно, вчера еще было все нормально, а утром все встали и начали ждать конца света, это удивительный сюжет, здесь просто не реально к нему адекватно относится, он смешон просто смешон, как такое можно было придумать, бред.

    Это не просто фильм-катастрофа, — это психологический фильм-катастрофа, интересно, под словом психологический, режиссер имел ввиду, что он давит на психику и заставляет его ненавидеть, или под этим словом, Ларс фон Триер хотел, чтобы мы все искали какой нибудь смысл в его бреднях, или как. Заканчивая весь этот цирк, скажу одно, если дальше пойдут такие фильмы, это будет означать, что конец мира может в этом году и не наступит, но конец кинематографа уже рядом.

    1 из 10

    13 февраля 2012 | 21:53

    Фильм не вызывает желания задуматься о чем-то насущном, глубоком или глобальном, как хотелось бы при просмотрела арт-хаусного кино.

    Красиво снятый фильм, качественно срежессированный, с хорошей актерской игрой; но все же не видишь в нем то, что ожидалось. Честно говоря, не понимаю, что именно хотел показать автор своей работой, на чем акцентировать внимание и какие вопросы поднять перед зрителем. Что касается моего субъективного видения, картина отражает такие проблемы, как: одиночества в семье, больного разума и души без надежды, неизбежности судьбы человечества…

    Так завораживающе начинающийся, фильм через цепь событий и кадров приводит зрителя к ряду нецелесообразных действий, таких как попытка бежать куда-то, как будто это способно спасти от неминуемого столкновение с планетой с говорящим именем Меланхолия. Страх, обычный человеческий страх.

    А сама Меланхолия? Была ли она первопричина? В такой ли огромной степени повлияла она на Джастин, или сама героиня породила ее своей механхолией?

    Фильм состоит из двух глав, название каждой — по имени двух героинь, сестер. В первой главе, рассказывающей о героине Кирстен Данс, она не располагает к себе, скорее хочется взяться за голову от нее поведения, и не имеет значения что у нее какие-то там душевные трудности. То ли ее организованная сестра Клэр…Однако в конце второй главы, кажется очевидным, чей характер и внутренняя сила слабее, а Джастин даже являет собой некий центр спокойствия и гармонии на фоне глобальной катастрофы.

    Несмотря на то, что картина не вызвала какого-либо восторга (а может, на то и не ставилось?), да и слова для похвал как-то автоматически спрятались в закоулках сознания, фильм стоит увидеть.

    2 декабря 2011 | 18:43

    Часть первая. Формальность

    Дабы обеспечить объективность отзыва, здесь разберу ход мысли, результатом которого стала семёрка, поставленная мною «Меланхолии». Для простоты и сбережения мозгов взял одиннадцать критериев и выставил по каждому оценку; после вычислил среднее арифметическое, округлил. Всё справедливо и технично. Такому «шумному» фильму следует уделить пристальное внимание.

    Итак:

    1) Актёрская игра — семёрка. Вы заметили какие-либо изыски и откровения? Трогающих за душу слёз? Поразительно точно переданную эмоцию матери, пытающейся спасти своего ребёнка? Людей, изображающих хотя бы отголосок боли от падающего на них града диаметром, пожалуй, в сантиметр? Вот, я тоже нет. А на положительных моментах игры останавливаться не буду. Скучно;

    2) визуальные эффекты — неуместно их оценивать, говоря о картине Триера, но какие времена, такие и нравы. Неубедительно. Шестёрка;

    3) идея фильма — семёрка. Ошибкой будет сказать, что идея фильма это «Апокалипсис! Мы все умрём!». Нет. Это лишь антураж. Подробнее — в другой части;

    4) общее ощущение от фильма — вкупе с реакцией зала и собственными, пусть и субъективными переживаниям, здесь: девятка;

    5) звук — а раньше вам доводилось слышать рокочущее дыхание планет?… Семь;

    6) операторская работа — если господин фон Триер замахивается на голливудскую картинку, то почему бы ему не оставить операторское наследство от Догмы в прошлом? Семь;

    7) оформление, титры — после финального кадра — чёрный экран. Никто не шелохнулся. Все ждут. Хочется закричать: «подумайте, люди! Что есть после Конца Света? Что?! Ни-че-го». Через секунды темной тишины беззвучно следуют титры с именами актёров. Девять;

    8) подбор актёров — шесть;

    9) режиссёрская работа — девять;

    10) саундтрек — да, конечно, «Смерть Изольды» завораживающе великолепна, но… Неужели гения одного произведения Вагнера настолько хватает на весь фильм? Нет. Семь;

    11) сценарий — шесть. «Слепила из того, что было».

    Часть вторая. Безусловность

    Что такое меланхолия? Черная загустевшая кровь, текущая в жилах. Непривычное слово для российского обывателя. В нашем обиходе принято употреблять куда более привычное «депрессия». Что поделать — особенности менталитета: что для западного жителя — психическая болезнь, с тяжёлыми последствиями, то для некоторых россиян — не более чем привычное состояние души.

    Меланхолия слишком утончённа, изощрённа; она мрачно блестит, перетекая из одного вида-состояния в другое. У простой русской бабы, порой, просто нет времени на эти интеллигентские капризы неженок — жахнула сто граммов после человеческой трагедии, и снова: корову доить, детей кормить, траву в поле косить.

    Именно поэтому «Меланхолия», являясь фильмом (по сравнению с предыдущими работами фон Триера) с довольно-таки немногосложной структурой, вызывает ужас у нашего зрителя.

    Это не фильм-катастрофа. Летящая в нашу планету махина из вселенной, которая настойчиво своим видом бьёт в висок и напоминает: «Звезда-Смерти-Звёздные-войны-Звезда-Смерти», сама гибель нашей планеты — всё это — не более чем декорация к действу, главной идеи фильма. Удачно подобранный «видеотрек».

    Ларс фон Триер захотел снять тончайшее душевное переживание — меланхолию — такое ускользающее незаметное для окружающих чувство человека. Замахнулся показать зрителю целое мироощущение, недостижимое никакими наркотиками и психотропными веществами.

    Особо убедительна Кирстен Данст в этой роли была тогда, когда молчала. Просто молчала и смотрела в абстрактные дальние дали.

    «Эти обе сучки заперлись наверху и принимают ванну», — гениально! Да, так оно и есть. Словно, смотря на всех со стороны, сквозь призму грустнейшего цинизма, женщины пытаются спасти свои погибающие души, приободрить, пока есть ещё хоть какие-то силы.

    Вся эта задумка, изначально была рискованна, и тут уже попахивает откровенным самовыражением режиссера, со слабой оглядкой на зрителя. Впрочем, пожалуй, я оскорбляю поклонников Ларса, говоря, что он де когда-то там оглядывался на какого-то там зрителя. «Фи».

    Тем не менее, следует констатировать, что это состояние режиссёру не удалось в полной мере отобразить на экране. Передано лишь общее ощущение, слепок, спёртое дыхание, запечатанное в сосуде. Только человек, знакомый с этим чувством, узнает знакомый воздух, повеявший из экрана кинозала. Почему так получилось? Актёры или авторское видение? Пожалуй, этот вопрос — вопрос из ряда вечного. Но: даже такой результат для огромного большинства в мире является недостижимым. Триер создал удивительную симфонию.

    Счастливому, цветущему человеку эта симфония представится именно, как катастрофой, грустным и «вообще тяжёлым фильмом», понимание кусочка истины, правды о той реальности, в который мы все пребываем, ускользнёт от такого зрителя, потому что он сам оттолкнёт, поставит блок этому беспросветному потоку холеры, выпущенного автором в пространство.

    Ещё будет самая разная реакция: отрицание, ступор, злость, страх, восхищение, трепет. А кто-то будет долго-долго, молча смотреть, а потом через несколько дней произнесет кому-нибудь из знакомых: «Вот бы в нас врезалась какая-нибудь планета с дурацким названием, как в фильме Триера».

    Меланхолия Ларса фон Триера.

    30 октября 2011 | 00:24

    Justine

    Первый эпизод связан со свадьбой одной из главных героинь — Джастиной. Что ж. Джастина. Все только и твердят ей:

    -Ты должна быть счастлива..
    -Знаешь сколько денег я вложил в эту свадьбу?
    -Иногда я тебя так ненавижу!

    Бедная девушка отторгает этот фальшивый мир, этих лживых людей. Она старается найти утешение в руках матери, первоклассной стервы, которая «режет по живому», не выбирая слов. Яркий пример искреннего эгоизма. Сестра — Клэр — заботиться лишь о том, чтобы угодить гостям. Ее муж — ждет похвалы за такую великолепную организацию, ждет что ему в ноги падут за это, и бесится, когда ничего не происходит. Начальник Джастины даже в этот торжественный день требует работать. Абсурд какой-то. Каждый печется только о себе. Даже отец. Струсил, и уехал, оправдывая себя каким-то нелепым предлогом. Ее новоиспеченный супруг так увлечен предстоящей брачной ночью, что не может уделить своей любимой и минуты! на разговор.

    В этой сцене каждый персонаж выражает собой целую прослойку общества. А все это торжество олицетворяет наш мир. И как же сложно нам порой бывает во всем этом тщеславии найти крупицу искренности.

    То, что Джастина отдалась первому встречному — некий протест против всего этого кошмара.

    Claire

    Второй эпизод представлен от лица человека, вращающегося в этом мире. Клэр не отторгает его. Нет. Ее все устраивает. Она сочувственно пытается помочь своей сестре, но все ее попытки тщетны, она не видит главного. Она даже и представить не может, что чувствует человек, любимое блюдо которого на вкус как пепел… Ее благоверный проявил свое Я, лишь когда понял, что на спасение нет надежды, и как последний трус, бросив и жену, и ребенка, порешил свою судьбу сам.

    Над всем этим жалким миром нависла неизбежная катастрофа. И единственный человек, который смог сдержать себя в руках, на впасть в истерику — это так ненавистная всеми Джастина. Она принимает все как должное, она строит с ребенком волшебную пещеру, единственное адекватное действие во всем этом хаосе.

    «Меланхолия» — это фильм-катастрофа с уникальной, тонкой философией. Очень интересная интерпретация нашего мира, нашего социума.

    7 из 10

    9 января 2012 | 13:03

    Когда то давно, много- много лет назад, в незапамятные времена, необычайный режиссер, хирург человеческого естества Ларс фон Триер поразил мир своими работами и главным шедевром «Рассекая волны». Трудно было не попасть под исцеляющее очарование сей картины, наряду с «Танцующей в темноте» и «Догвиллем». Триер показывает Человека, живую личность: его заблуждения, страхи, желания, страсти. Это привлекает и завораживает как никогда. Только человек может вызвать настоящее сострадание у человека.

    В последних картинах ("Антихрист» и «Меланхолия») я могу обвинить Триера в изменении стиля повествования. У него больше нет людей. Остались идеи и страхи одного человека- Ларса фон Триера. Для меня его кино потеряло искру настоящей жизни, которая отличала его главные работы. Осталась одна заумность или ее иллюзия.

    Что же есть на самом деле «Меланхолия»? Исходя из предыдущих работ Триера, хочется определить, что это очередное «вскрытие» неприглядной- это же Триер!- человеческой природы. Хитрый Ларс снова показывает, что в нашем мире все плохо и он не стоит того, чтобы быть сохраненным, не говоря уже о том, чтобы быть облагороженным и улучшенным. Отчасти так, но это не главный мотив.

    Фильм- катастрофа? Однако, катастрофа уже давно произошла и ее констатация постфактум не имеет достаточной силы.

    Экранизация диагноза режиссера? Тогда в фильме тем более присутствует лишь одна личность- автор. Ему стало грустно и он решил снять кино? Его одолело одиночество и он вкладывает в уста героини гротескные слова о том, что мы один во Вселенной? А может, прогноз на 2012 год сыграл не последнюю роль? Я еще не совсем разочаровалась в Триере и скажу, что это слишком легковесно для него.

    А может это изучение режиссером поведения человека перед катастрофой? Как часто мы задумываемся, что будем делать, если завтра наступит конец света? Паника, разруха, отчаяние, грусть, а, может, спокойствие, приятие предначертанного? Счастлив тот, кто может ответить на это вопрос себе самому.

    Жюстин чувствует катастрофу. Она находится с ней в гармонии- в гармонии с меланхолией. Жюстин и есть меланхолия- чистая идея. Ни прошлого, ни будущего- одно сверхчувствование. Клэр- комок живых страстей. Катастрофа застает ее врасплох. Она с трудом может поверить в Финал. Она- живой человек со своими сожалениями и страхами. Сестры- две крайности, между которыми нет баланса.

    Нет, «Меланхолия» далеко не шедевр датского мастера. Желание эпатировать зрителя шокирующей правдой, которую знаю все, но о которой принято молчать, переросло у Триера в стремление нагнать дыму без огня. Конфликт на премьере картины тоже не делает режиссеру чести.

    В общем, за «Меланхолией» чувствуется лишь один характер, один живой человек- Ларс фон Триер, в какой бы роли он не изобразил себя в картине. Для меня это смутное, неровное, заумное без на то основания, довольно шершавое зрелище, радующее глаз необычайной эстетикой. Если Триер может рассказывать свои личные бредни всему миру, то я имею право оценивать их крайне субъективно.

    Потеряла я для себя прежнего Триера, поэтому меня одолела меланхолия.

    11 июля 2011 | 19:40

    Долго думал о том, какие впечатления оставила у меня эта картина Ларса фон Триера.

    Хотелось бы написать об этом фильме, что он чем-то меня поразил, что заставил задуматься о чем-то важном, что это интригующее, драматичное и просто очень хорошее кино, которое я всем советую посмотреть.

    Однако это не так. Фильм очень неоднозначный.

    Да, блестящая игра актеров. Две главные героини — великолепны. Для Кирстен Данст — возможно, одна из ее лучших ролей. Шарлотта Гейнсбур в роли Клэр тоже очень убедительна.

    Да, замечательная музыка к фильму. Музыка, помогающая поддерживать зрительское напряжение, которое без нее, признаться, было бы недостаточным.

    Да, в фильме много красивых эпизодов: природа, поведение животных, надвигающаяся на Землю планета Меланхолия… Если вовремя нажимать стоп-кадр, то многие картинки с экрана эстетами могут быть признаны настоящими произведениями искусства.

    Да, режиссер нетривиально подошел к идее апокалипсиса, показав его исключительно через призму одной единственной семьи — без какого-то вселенского хаоса, ужаса, массовой гибели человечества и т. д.

    Однако в целом картина достаточно уныла: предсказуемый сюжет, весьма странное поведение героев в отдельных ситуациях, медлительность повествования.

    И честно сказать, у меня не вызвала особых симпатий главная героиня фильма — Джастин. Это человек, который полностью погружен в себя, в свои ощущения, которому в общем-то по большому счету наплевать на окружающих ее людей, за исключением, может быть, последних эпизодов картины…

    Наверно, этот фильм все же стоит посмотреть. Он действительно неплохой.

    Но за живое лично меня он не задел…

    6 из 10

    25 ноября 2011 | 15:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>