всё о любом фильме:

Матрица

The Matrix
год
страна
слоган«Добро пожаловать в реальный мир»
режиссерЛана Вачовски, Лилли Вачовски
сценарийЛилли Вачовски, Лана Вачовски
продюсерДжоэл Силвер, Брюс Берман, Дэн Краччиоло, ...
операторБилл Поуп
композиторДон Дэвис
художникОуэн Патерсон, Хью Бэйтап, Мишель МакГэхи, ...
монтажЗэк Стэнберг
жанр фантастика, боевик, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  33.8 млн,    Япония  5.3 млн,    Франция  4.71 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время136 мин. / 02:16
Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом ставшем вдруг чужим и страшным мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (1 211 712)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
121 + 18 = 139
7.6
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Студия настаивала, чтобы в фильме обязательно присутствовали диалоги, объясняющие концепцию Матрицы, т. к. по мнению студийных боссов, сценарий попадал под категорию «сценарий, который никто не поймет».
    • Метрополитен Матрицы называется «CityRail». Точно такое же название у сети пригородных железных дорог Сиднея.
    • Роль агента Смита по замыслу режиссёров Ланы Вачовски и Лилли должен был исполнить француз Жан Рено. Однако последний предпочел поработать в другом голливудском блокбастере — «Годзилла».
    • На роль Нео претендовали Юэн МакГрегор и Леонардо ДиКаприо и Том Круз. В свою очередь, Вэл Килмер претендовал на роль Морфиуса. Уилл Смит также вполне мог сыграть Нео, однако предпочел сняться в неудавшемся «Диком, диком Западе» (1999).
    • В первый день съёмок снималась сцена в офисе, в которой Нео пытается скрыться от преследующих его агентов.
    • Во время съемок одной из сцен актриса Керри-Энн Мосс сломала ногу, однако решила не ставить в известность съемочную группу, дабы не лишиться знаковой в её карьере роли.
    • Перед началом съемок ведущие актеры изучали основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
    • Как только картина вышла на экраны и поразила зрителей эффектом замирающей камеры, тут же возникло множество людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран. Французский режиссер Мишель Гондри использовал этот эффект в рекламе страховой компании, а чуть позднее в клипе поп-звезды Бьорк. Архитектор Мэттью Банистер подробно описал данную проблему в своей научной работе. Он предположил, что движение и время в кадре могут идти как параллельно, так и отдельно друг от друга. Однако в то время аппаратура не позволяла провести данный эксперимент. И, наконец, художник Тим МакМиллан продемонстрировал эту технику на одном из британских каналов в 1993 году. Возможно, каждый из них изобрел этот эффект по отдельности, возможно кто-то воспользовался идеями других. Так или иначе, для большинства обывателей, революционерами все равно останутся Лана и Лилли Вачовски.
    • В картине немало обращений к сказкам Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». В фильме также содержится множество ссылок на Маркса, Кафку, дзэн-буддизм и «Одиссею» Гомера.
    • Забавные анаграммы (переставив буквы во фразах можно получить новую фразу) замечены в саундтреке к фильму. Композиции, звучащие во время тренировочного поединка Нео и Морфеуса, под названиями «Bow Whisk Orchestra» и «Switch or Break Show» являются анаграммами к «Wachowski Brothers» (сестры Вачовски (ранее братья) - режиссеры картины). Также в картине звучат следующие композиции: «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Оба этих трека являются анаграммами к названию фильма - «The Matrix». Кроме того, после того как Нео начинают называть избранным (The One), анаграмму можно заметить и здесь - Neo ~ One.
    • Номер комнаты ТРИнити — 303, а номер комнаты «избранного» (The One — «один») — 101.
    • Во второй раз в своей актерской карьере Лоренсу Фишбёрну довелось сыграть капитана корабля. В 1997 году в картине «Сквозь горизонт» он сыграл капитана Миллера.
    • Незадолго до начала съемок Киану Ривз серьезно повредил шейные позвонки. В течение 4 месяцев подготовительных тренировок он был вынужден носить на шее фиксирующий бандаж.
    • К середине 2002 года (спустя 3 года после выхода Матрицы) эффект «медленно летящей пули» был использован в 20 различных фильмах.
    • Первоначально сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была специально разработана новая компьютерная программа, которая после выхода картины в прокат стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин.
    • Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма — 18 февраля 98 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата — 18 сентября 99 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
    • В конце картины герой Киану Ривза произносит финальный монолог. Примечателен тот факт, что ранее за всю свою актерскую карьеру Киану никогда не произносил более 5 предложений подряд.
    • Съемки картины полностью проходили в Австралии. Однако, как выяснилось уже в ходе съемочного процесса, в Австралии практически нет мест, походящих на американские гетто. В результате все декорации пришлось изготавливать на месте.
    • Съемки сцены драки между Нео и агентом Смитом в подземке несколько затянулись. Никто из участников группы не ожидал, что на этот эпизод будет затрачено такое количество времени. Сотни неудачных дублей, и в итоге съемки этой битвы заняли на 10 суток больше намеченного.
    • Харизматичные очки главных персонажей картины любезно предоставил лейбл Blinde. В тендере приняли участие 3 компании-производителя солнцезащитных очков. Удивительно, но тендер был проигран такими гигантами рынка как Ray-Ban и Arnette. Узнав результаты тендера, основатель компании Blinde Ричард Уолкер незамедлительно вылетел в Австралию, чтобы вместе с костюмерами подобрать очки на каждого актера.
    • Пружинящие мобильные телефоны были предоставлены одним из лидеров рынка — компанией Nokia. В ходе съемок были использованы две модели — Nokia 8110 и Nokia Stilleto. Эти телефоны были выпущены в ограниченном количестве и поступили в продажу лишь в часть европейских стран и Австралию.
    • Киану Ривз вложил собственные 38 миллионов долларов в производство спецэффектов для двух сиквелов.
    • Лана и Лилли Вачовски уверяли, что их проект задумывался как трилогия ещё в 1993 году.
    • В тренировочной программе рукопашного боя, перед тем как Нео начинает нападать на Морфиуса, он потирает свой нос большим пальцем руки, что является воспроизведением известного движения Брюса Ли. Данный элемент отсутствовал в сценарии и является импровизацией Киану Ривза.
    • Пистолеты, которые использует Нео в вестибюле, являются точной копией MP5K. Однако в отличие от настоящего оружия, копии весили всего лишь 150-200 грамм.
    • Николас Кейдж отклонил предложение сыграть Нео.
    • В картине использовалось множество декораций из «Темного города» (1998).
    • Сцена, в которой Нео встречается с одаренными детьми в квартире Оракула, — дань уважения «Акире» (1988).
    • После встречи с Тринити в ночном клубе Нео просыпается в 9:18.
    • Нео останавливает лифт на 41 этаже в здании, где держат Морфиуса.
    • Тринити пилотирует вертолет B212.
    • Режиссёры предложили Хьюго Уивингу сыграть агента Смита после того, как увидели его актерскую игру в «Доказательстве» (1991).
    • По словам Дона Дэвиса, Джонни Депп был первоначальным выбором на роль Нео, однако студия хотела, чтобы Брэд Питт или Вэл Килмер сыграл главную роль.
    • Гари Олдман и Сэмюэл Л. Джексон рассматривались на роль Морфиуса.
    • Для съёмок сцены телефонного разговора между Нео и Морфиусом в здании «Meta Cortechs» Киану Ривз на самом деле вылез из окна без страховки, не пользуясь услугами каскадеров.
    • В сценарии о внешнем виде Тринити сказано достаточно просто – женщина в черной коже. Однако Ким Барретт (художник по костюмам) значительно расширила такую узкую характеристику.
    • Когда Нео находится в лифте на пути к Оракулу, на стене справа от него можно заметить буквы «KYM», что, скорее всего, является ссылкой на Ким Барретт (художника по костюмам).
    • Символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма «катакана».
    • В фильме можно заметить немало различных вывесок и табличек с реально существующими улицами в Чикаго.
    • Съёмки сцен с вертолетом чуть не привели к закрытию всего проекта, т. к. съёмочная группа нарушила сразу несколько законов, пролетев на вертолетах через закрытое для полетов воздушное пространство. Однако впоследствии законы были изменены, чтобы продолжились съёмки фильма.
    • Пистолеты агентов — Desert Eagle. 50 AE.
    • В квартире Оракула на экране телевизора можно заметить белых кроликов из «Ночи Лепуса» (1972).
    • В сцене допроса Нео можно заметить некоторые детали личного дела Томаса Андерсона: дата рождения — 11 марта 1962 года; место рождения — Lower Downtown, Capitol City; девичья фамилия матери — Мишель МакКэйхи; имя отца — Джон Андерсон; Нео получил образование в «Central West Junior High» и «Owen Paterson High». В этой же сцене можно заметить некоторую информацию из паспорта Нео: место рождения — Capital City USA; дата рождения — 13 сентября 1971; паспорт выдан 12 сентября 1991; срок действия паспорта истекает 11 сентября 2001.
    • Мотоцикл Тринити — Triumph Speed Triple.
    • Автомобиль, на котором передвигаются главные герои внутри Матрицы, — 1965 Lincoln Continental.
    • Номер комнаты Нео 101. Точно такой же номер был у места в книге Джорджа Оруэлла «1984», где люди подвергались пыткам и, в конце концов, начинали верить в то, что не является правдой.
    • Съёмочный период составил 118 дней.
    • Книга, в которой Нео прячет компьютерные диски, называется «Симулякры и симуляция».
    • Для сцены «Женщина в красном», в которой Морфиус проводит Нео через компьютерную симуляцию Матрицы, было задействовано множество близнецов, чтобы создать иллюзию всё время повторяющейся программы.
    • В одной из сцен фильма можно заметить телефонный номер с почти полностью видимым кодом города (3?2) 555-0690. В США существует три города с похожими кодами: Чикаго (312), Делавэр (302) и северо-западный полуостров во Флориде (352). В сценарии данный телефонный номер указан как 312-555-0690.
    • Кэрри-Энн Мосс снималась в телесериале «Матрица» (1993).
    • Все карты города, показанные в фильме, — это карты Чикаго.
    • По словам костюмера Глории Бавы, изначально плащ Нео должен был быть серебряно-серого цвета.
    • По словам Ланы и Лилли Вачовски, все животные в Матрице – изображения, созданные с помощью компьютера.
    • Изначально сцену преследования Тринити агентами хотели снимать на настоящих крышах домов, а не в студийных павильонах.
    • Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма, однако студия выделила только десять. Получив деньги, Лана и Лилли Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Финальный результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
    • Роль Морфиуса была предложена Шону Коннери, однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
    • Режиссёры писали сценарий на протяжении пяти с половиной лет. Было написано четырнадцать версий сценария.
    • До начала съёмок все актеры, занятые в главных ролях, и основные члены съёмочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
    • Из фильма намеренно убрали голубой цвет, чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.
    • Для съёмок начальной сцены фильма потребовалось шесть месяцев тренировок и только четыре дня съёмочного процесса.
    • «Матрица» стала первым фильмом, съёмки которого проходили на новой студии «Fox Studios» в Сиднее.
    • Когда Лана и Лилли Вачовски продали сценарий «Наёмных убийц» (1995) продюсеру Джоэлю Силверу, они также рассказали ему о сюжете «Матрицы». Силверу понравилась общая идея, однако он ни за что бы не доверил постановку такого сложного проекта новичкам-режиссерам, не снявшим до этого ни одного фильма. Поэтому он посоветовал им снять для начала что-нибудь более простое в техническом плане. Вачовски сделали «Связь» (1996), получившую восторженные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Успех дебютного фильма, доказавшего, что сестры могут придумывать не только захватывающие истории, но и создавать запоминающийся визуальный ряд, убедил студию дать добро на постановку «Матрицы».
    • При съемках сцены «Полет пули» задействовали 120 специальных камер, для того, чтобы создать панорамный показ полета пули, выпущенной агентом, и движений уклоняющегося от неё Нео.
    • В начале фильма Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью Le Nouvel Observateur 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».
    • еще 62 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, где Тринити и Нео в поисках Морфиуса оказываются на крыше, один из пилотов вертолета трансформируется в агента Джонса. При этом левый висок Джонса приходится на затылок пилота. Однако после выстрела Тринити именно в этот висок, пулевое отверстие у пилота, покинутого «программой» агента, почему-то оказывается во лбу.
    • В сцене, когда Нео впервые встречается с Морфиусом, герой Лоренса Фишбёрна здоровается с Избранным. Морфиус протягивает правую руку, при этом левая рука у него за спиной. Далее сразу же следует вставка с другого ракурса, где левая рука уже почему-то опущена к полу. В следующем кадре левая рука Морфиуса снова за спиной.
    • Когда агент Смит и Морфиус дерутся, последний бьёт агента головой и ломает ему очки. В следующем кадре камера показывает Морфиуса, и можно заметить, что очки ещё надеты на агенте Смите.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Когда данная лента только появилась на экранах США (теперь даже интересно, что это совпало по времени с началом бомбардировок Югославии) и неожиданно стала суперхитом, казалось, что внезапный прорыв ранее не пользовавшегося успехом жанра киберпанк-триллеров о виртуальной реальности (например, в 1995 году провалился в прокате вполне неплохой фильм «Джонни-Мнемоник» с участием того же Киану Ривза), пожалуй, был неслучайным. И, наверно, братьям Вачовски (ранее они являлись сценаристами зрелищного, но неглупого боевика «Убийцы» и режиссёрами эстетизированной криминальной драмы «Связь») удалось умело сочленить в очередной работе эстетику «крутого комикса» (наподобие какой-нибудь «Смертельной битвы») с философией лучших научно-фантастических антиутопий. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 17407 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вы включаете компьютер и видите на экране красивые картинки, слышите музыку из наушников. Точнее, вам кажется, что это картинки и музыка. На самом деле, это — последовательность единичек и нулей в памяти компьютера. Вы сидите за компьютерным столом. Вы уверены, что это настоящий стол? Что, если и стол создан программой, подчинившей ваш мозг? И это ваша жизнь. Это Матрица.

    Случалось видеть сон, казавшийся реальностью? Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что такое сон, а что действительность?

    Основная концепция фильма далеко не нова и обыгрывалась разными людьми уже не раз. Однако именно братьям Вачовски удалось воплотить её в уже ставший культовым фильм. Развивая идею о нереальности привычного мира и умело используя спецэффекты, создавая при необходимости новые программы для этих самых спецэффектов, они сняли фильм, послуживший опорой для многих подобных проектов последующие года.

    Я не сказал, что будет легко. Я лишь обещал открыть правду.

    Первые минут 30 фильма представляют собой набор эпизодов, на первый взгляд не очень связанных между собой. И лишь постепенно по ходу развития сюжета мы понимаем, что к чему, и отвечаем сами себе на главный вопрос: что же такое матрица. Наблюдая за постапокалиптическим миром, мы постепенно не только узнаём историю разрушения человеческой цивилизации, но и начинаем сочувствовать выжившим, переживать за любовь главных героев.

    Рано или поздно ты поймешь, как и я. Знать путь и пройти его — не одно и тоже.

    Многие полюбившиеся нам герои уже настолько прочно ассоциируются с сыгравшими их актёрами, что даже сложно представить, каким был бы фильм, возьми Вачовски Деппа вместо Ривза или Коннери вместо Фишборна. И даже если при первом просмотре у зрителей возникали вопросы, хорошо ли справился тот или иной актёр со своей ролью, то сейчас в этом не остаётся и сомнения, так сильно образы героев утвердились в человеческой памяти.

    Ты думаешь, что моя реакция и сила здесь, в этом мире, зависят от мускулов? Я даже воздухом не дышу.

    С самого начала фильма создатели обрушивают на нас вал шикарных погонь и битв, показанных до мельчайших деталей благодаря технологии Bullet time, показывающей замедленный полёт пули и прочих деталей, взрывающихся, разбивающихся и рассыпающихся повсюду. И количество таких моментов поражает. При этом все битвы происходят под прекрасно подобранную музыку, что тоже не может не пополнить список достоинств «Матрицы».

    Матрица поглотила тебя.

    В заключение хочу заметить, что если вы ещё не посмотрели этот шикарный фильм, а так же два его продолжения, то вы многое потеряли из истории современного кино. Поэтому советую в ближайшие выходные выделить несколько часов и провести их перед телеэкраном, наслаждаясь тем, что уже вырастило целое поколение поклонников среди обычных зрителей и подражателей среди режиссёров.

    8 из 10

    29 июля 2013 | 21:00

    Ремарка: «Матрица» НЕ фильм моего детства. Этот киношедевр был посмотрен мной в 2011 году во вполне осознанном возрасте.

    Итак, все мы погрязли в Матрице. Что же это такое. Первая ассоциация, которую выдаёт воспалённое филологическое сознание, — это страна чудес. Да, действительно, сколько аллюзий на Кэрролла — сильно осовремененный белый кролик, «входные» синяя и красная пилюля ("съешь меня!»), мистеры Смиты — рядовые карты. Алиса правда стала выглядеть как адвокат дьявола, но всё же XXII век, всяко бывает. Одним словом, если задаться целью, параллели можно провести и по сюжетным линиям, и по героям (впрочем, наверняка уже кто-то написал монографию на эту тему).

    И, хоть Кэрролла ни при каких обстоятельствах нельзя назвать поверхностным, в «Матрице» можно (и нужно) позволить себе копнуть куда глубже, чем «зазеркалье». Чуть менее прозрачна, но куда более обоснована (и на мой взгляд, интереснее) здесь библейская аналогия (краем глаза подсмотрела начало второй «Матрицы» — названием корабля Тринити, Нео и Co нас буквально ткнули носом в Библию). В общем по «Матрице» можно позаморачиваться по названиям (по именам главных героев даже, если угодно), по идеям, смыслам и философиям и снова упереться в Библию.

    Если же отвлечься от философии и глубинных образов и вспомнить о технической стороне дела, хочется сказать: «Спасибо вам, братья Вачовски, что «Матрица» появилась в 99м и не была испоганена 3D», а скажу так — технически «Матрица» совершенна. Спецэффекты на месте. Всё, что поражало тогда, радует глаз сейчас (медленно летающие пули и зависающие тела — классика жанра).

    В сухом остатке. «Матрица» — не одноразовая жвачка (очевидно, но всё же). Любителям поломать голову и поискать скрытые и не очень аллюзии работы хватит на несколько просмотров, а потом можно просто смотреть и наслаждаться своими открытиями и вообще самим фильмом.

    Кому смотреть: восторженным романтикам, мечтателям и футуристам; людям, причастным к digital-миру, любителям спецэффектов и утопий, разумеется.

    Кому лучше не смотреть: псевдоинтеллектуалам; людям, сильно воцерковленным (найдут слишком много параллелей и, очевидно, оскорбятся, либо будут весь фильм отрицать схожесть).

    Matrix — must see.

    9 из 10

    5 декабря 2011 | 01:02

    - Прекрасный морской вид. Вообще, Рембрандт в этом отношении не имеет соперников.
    - Какой же это Рембрандт? Это Судковский.
    - Но, ваше пр-во, Рембрандт тоже был хорошим художником. Хотя Судковский, конечно…

    Аркадий Аверченко

    Нео просыпается, следует за белым кроликом, выбирает красное и учит кунг-фу; исполненная латекса Тринити исполняет адский руфинг; очаровательно мерзкий агент Смит добрым подзатыльником и дешевой демагогией ломает Морфеусу зеркальные очки. Томик Бодрийяра симулирует сберегательную кассу, бодрая вечеринка фриков сменяется скучными интерьерами офисной безысходности — нечаянный инцестуальный адюльтер братской мысли рождает чудовищ, клетчатые лестничные пролеты и белые задники загрузочных программ. Дождливым слоумо летят пули, выковыривая из стен ошметки стен: придурочный экипаж щеголяет серыми рубищами, сражаясь с роботами и обязательным предательством, никотинозависимая Пифия содержит ораву детей-экстрасенсов. А первый вздох отныне свободного Нео проваливается в монтажное затемнение и будоражит память то ли советской азбукой, то ли стариком Лангом — мы не рабы, рабы не мы, а посредником между головой и руками должно быть сердце. И отчасти ему сделалось до боли жаль никчемных идиотов, проедающих дырки в дырке от бублика, а отчасти было досадно — ну нельзя, извините за выражение, все время врастопырку. И Нео взлетел, и все заверте…

    Необходимо заметить, что поначалу студийные скупердяи не оценили всерастворяющую мощь замысла граждан Вачовски, выделив на обозреваемый аферизм лишь восьмую часть искомого бюджета. Впрочем, и этих денег было довольно для производства маленькой победоносной войны Кэри-Энн Мосс, которая война настолько впечатлила заказчиков, что финансовый вопрос был закрыт сразу и без разговоров. Ободренные таким теплым приемом, братья, сами не понимая почему, заговорили о международном положении — мол, весь этот дивный мир существует симулякром в тени молчаливого большинства, а если мы верим тому, что огонь согревает, а вода освежает, так это только оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий. Постановщиком поединков был выписан из самого Гонконга мощный старик Юань Хэпин, большой специалист в области железных обезьян и пьяных мастеров. Трубадурами, менестрелями и миннезангерами были кооптированы суровые ребята вроде Роба Зомби, Prodigy и Rammstein. Приправой в дело пошло обилие патетических моментов, сдобренных незамысловатым солипсизмом и затейливым нанайством противоборствующих сторон. Впрочем, все это более чем известно, оставим историю историкам и перейдем к сакраментальному вопросу современности: что это было?

    Эдмунд Гуссерль, помнится, утверждал, что, представляя себя другим, он воображает только себя, но не других — полагаю, именно это обстоятельство описывает фундаментальную проблему «Матрицы», возможно, величайшего явления массовой культуры. Рассудите сами, ну что могут поведать о мире выходцы из строительного бизнеса, увлеченные комиксами? Либо откровенную ерунду, либо бендеровский аферизм на тему шанхайских барсов и заграницы, которая нам поможет. Да, все вокруг ползают по земле, как умирающие черви, и одно уныние сковывает мертвенно костенеющие члены. Да, война в Заливе, что ни говорите, спорная штука. Да, сочетание Кэролла, Платона и киберпанка может крепко ударить по неокрепшим мозгам обывателей. Да, авторы водят хороводы, гнут ложки бодрым лозунгом, крутят собакой, имея вид самый пророческий, а самомнение самое наглое. Но, право же, стоило ли мистеру Андерсону доверять подозрительному мужчине афроамериканской наружности? Может быть, прав был старик Оккам — и никакой матрицы вовсе не существует, а существует только международный преступник Морфеус, темнила, надувала, каналья и прохвост, что вырезал из незадачливого программиста все внутренние органы, взамен обеспечив лишь поднаркозные глюки про борьбу за свободу и счастье для всех, даром, чтобы никто не ушел обиженным.

    В сущности, здесь вообще все наоборот, все шиворот-навыворот — сплошной оксюморон и контаминация, где утопия иллюзорна, иллюзия утопична, а овес дорог. Мыслитель, известный несколько менее господ Вачовски — Мартин Хайдеггер — написал однажды: «о том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку». И пусть вас не смущает несоответствие масштабов — да, Паниковскому далеко до Гомера, Балаганову не достичь интеллектуальных высот Руссо и Спинозы, а про бедолагу Мартина не пишут книжек типа «Хайдеггер как философия», но приведенная выше мысль кажется мне вполне корректной. Самое время перейти эту реку вброд и понять, что исход сынов Израиля закончился сокрушительным фиаско, Моисей заблудился в песках Аравийской пустыни, а евреи, не дождавшись манны, скушали своего пророка и выпили его кровь. Иначе говоря, кролики прибыли, пора оставить сантименты и разводить — никого не жалко, никого, а homo homini, несомненно, et lupus est. Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом.

    Впрочем, возможно взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Вы читали Библию? Я запомнил оттуда один отрывок: все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. Ибо только ночь темна и полна ужасов, тогда как каким будет день — зависит только от нас. Можно жить, иллюзорно существуя мозгом в колбе, и можно существовать, проживая смрадной серостью реальности. Таково, милостивые государи, мое резюме всей жизненной мудрости.

    16 апреля 2012 | 15:45

    Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением.

    (Библия)


    «Красную или синюю?» — с этих слов начинался трейлер, который крутили по телевизору в год выхода фильма. Мне никогда не приходила в голову мысль посмотреть «Матрицу» и я бы так ее и не посмотрела, если бы этот фильм не входил в университетскую программу по культуре.

    Увязшие в Матрице

    Если воспринимать фильм как обычную фантастику, то ничего особенного, кроме спецэффектов, в нем нет. Ссылки на «Алису в Стране Чудес» и заимствования из разных источников, включая Библию, наталкивают на мысль, что сюжет не такой уж и оригинальный. Но меня поражает, что некоторые зрители пытаются найти в этой чепухе какой-то высокий смысл. Так, например, считают, что имя главного героя — Томас Андерсон — переводится, как Сын Человеческий, а его ник Нео и вовсе рассматривают под всеми углами. Я уверена, что даже если бы главного героя звали Вася Пупкин, то и в этом имени, если постараться, можно найти глубокий смысл и каким-то образом прицепить его к Библии. Но ни том дело. Сам главный герой на меня особого впечатления не произвел, да и ничего героического в нем нет: он просто безвольно выполняет чужие команды. Все остальные герои такие же скучные и безликие, за исключением, может быть, Морфеуса, которого в фильме слишком много и он, буквально, подавляет своей индивидуальностью других героев.

    Но что было самое непонятное в фильме для меня, так это громкие имена героев, которые, по идее, должны о чем-то говорить, но не имеют никакого отношения к своим владельцам. Например, Тринити — почему ее так назвали, она там одна, а не три?

    Супермен, Бетмен и… Нео

    В целом, фильм напоминает американские комиксы о супергероях. Конечно, не буду отрицать, что, возможно, какой-то, пусть и не такой глубокий, смысл в этом фильме есть — люди чувствуют, что с миром что-то не так, что нужен Спаситель, который спасет человечество, пускай даже ценой собственной жизни. Только вот фильм создает впечатление, что его создатели долго думали и философствовали о том, что нас ждет в будущем и «Матрица» является всего-лишь плодом их размышлений. Сам же корабль «Навуходоносор» и его обитатели во главе с Морфеусом напоминают группу фанатиков слепо следующих за своим лидером и верящих, что в их силах изменить мир, но что они могут предложить взамен матрице? Что может предложить взамен Нео? Разрушенный мир без солнца?

    22 октября 2011 | 23:25

    С тех пор, как в далеком 1999 году я посмотрел фильм Матрица, он был есть и будет для меня лучшим фильмом в мире. И дело тут не только в спецэфектах. Сам сюжет завораживает с первой и до последней минуту. Когда я смотрел Матрицу первый раз то каждую минуту думал «а что же будет через минуту, две, три и т. д.». И каждый раз мои домыслы потрясались тем, что я видел на экране.

    Великолепная игра Киану Ривза и по сей день считается неподражаемой. Так как он сыгран Нео, не сыграет больше никто ! Трудно представить сейчас, что кто-то ещё мог сыграть Нео. Однако это так Уилл Смит, Леонардо Ди Каприо и многие другие знаменитые актеры пробовались на эту роль, но волею случая утвердили Киану Ривза.

    После просмотра Матрицы, моя жизнь поделилась на До просмотра и После. Фильм перевернул мои взгляды на сам кинематограф и на жизнь в целом. И даже иногда начинаешь задумываться: А что если это всё действительно, Матрица…

    22 марта 2008 | 19:22

    Очень скучный, затянутый фильм, снятый с претензией на гениальность, однако в реалии представляющий из себя лишь набор разнообразных сцен неумело смонтированных между собой, не имеющих общей связи, от чего целостность в сюжете теряется и выглядит надумано. В видеоряд напичкано масса стильных спецэффектов, которые смотрятся совершенно неуместно и не спасают фильм от полного краха.

    Жалкое псевдонаучное зрелище, пытающееся внушить наивным людям, что на самом деле мира нет, это все сон. Очень вредное по своему содержанию кино, оказывающее отрицательное воздействие на мировоззрение человека.

    Очередное доказательство того, что реклама способна оказывать мощнейшее влияние на умы доверчивых граждан.

    28 февраля 2010 | 10:46

    Этот фильм я любила ещё с детства, с того дня, как папа однажды принёс кассету с непонятным названием «Матрица». Конечно, 7-летний ребёнок не может понять смысл фильма, но что точно впечатлило: отличная графика, не затянутые боевые сцены, которыми режиссеры, конечно, обильно наградили фильм (пожалуй, недостаток этого фильма — большое количество времени, затраченное на драки). Легендарные увороты от пуль, эффект вращающейся камеры и другие спецэффекты — всё это заслуживает внимания.

    За профессионально подобранных актёров братьям Вачовски отдельное спасибо. Вряд ли можно представить других Нео, Морфеусов, Тринити, я уже и не говорю о ставшем легендарным агенте Смите.

    Я не особый любитель фантастики, но могу сказать, что фильм, ставший культовым, смотрится легко, а главное, в нём заложен смысл, что, к сожалению, часто отсутствуют у подобных фильмов, где режиссёры стараются выдвинуть на первый план визуальную картинку.

    В целом фильм очень хороший.

    8 из 10

    16 января 2011 | 19:26

    Матрица — фильм первый и самый лучший в своей трилогии. Начало становления Нео, первая встреча с Агентами, знакомство с миром Матрицы, впервые — все ново и интересно зрителю.

    В чем же предназначение «избранного Нео»? Что такое Матрица? эти и другие вопросы тревожат нас. Этот фильм погружает в мир экшена и убойных для 1999 годов спецэффектов.

    Морфиус, слепо верит в избранного, готов пожертвовать ради него жизнью.

    Тринити, полюбила избранного, вместе с этим обрела веру в его предназначение.

    Машины правят в мире Матрицы, они управляют разумом миллиардов людей, получая энергию из искусственно выведенных эмбрионов. Лишь небольшая горстка сопротивления, пытается изменить образовавшийся мир, через Матрицу. Идеи тел. звонка, как портала в настоящий мир, загрузка программ в мозг человека, невозможности существования разума без тела, делает этот фильм более насыщенным и интересным. Сюжет достаточно запутанный, но интригующий.

    Герои: Морфиус и Тринити несомненно сделали этот фильм культовым, они олицетворяют образы дружбы и любви для главного героя Нео.

    Матрица — фильм идейный, сильный, логичный. Чего не сказать о других частях..

    Моя оценка этому фильму, спустя десятилетие, не изменилась:

    10 из 10

    20 сентября 2010 | 00:48

    Культовый фильм… Эти слова можно применить далеко не ко всем кинолентам последнего десятилетия, но «Матрица» одна из них.

    Наверно, сюжет этого фильма, нельзя обвинить ни в каких повторениях, с лентами прошлых лет, и только это даёт ему огромный плюс. Причём, для меня этот фильм был первым, в котором меня ни капли не возмутила, запутанность сюжета, а только подогрела интерес к нему.

    Фактически, «Матрица» стала таким же фильмом на «полке» как, допустим, «Иван Васильевич меняет профессию». И, моё мнение, всё это из-за того, что фильм ни о чём не заставляет задуматься, как это модно сейчас, но ты смотришь и пытаешься понять, что же режиссёр, а точнее режиссёры хотели сказать этим фильмом…

    Фильм — компьютерная графика, вот как можно назвать этот фильм. Но! Сия картина — неуклонный пример правильного использования компьютерных спецэффектов. Этот фильм вообще не возможно было бы снять вживую, ведь реальности не существует… И даже зная, что это всё компьютером нарисовано, было плевать, так как фильм поглощал, всё тело, до «мозга костей».

    Несмотря на почти десятилетия фильма, смотрится он по-прежнему шикарно, каждый момент отточен, отработан, отредактирован.

    Теперь об актёрах.

    Нео — Киану Ривз. Скажу честно, когда смотрел этот фильм в первый раз в кино, поверил в существования супер человека, Нео. Более доказательств профессиональности Ривза мне не требовалось, и не требуется по сей день.

    Морфиус — Лоуренс Фишборн. Загадочный предводитель банды, вырвавшихся из матрицы, здоровяк с очками без душек, знающий всё о системе. Сыграл Лоуренс просто великолепно, затмив все свои бывшие и будущие роли.

    Тринити — Керри-Энн Мосс. Последовательница Морфиуса, также как и он искренне верящая в существование «избранного», ещё способная любить. Её роль одна из главных, но в фильмами она появляется небольшими моментами, однако появляется и играет так, что забыть тело Тринити в кожанном костюме просто невозможно.

    Компьютерная графика до сих пор не вызывает нареканий. Каждый момент отработан, и это видно. И чтобы ни взрывалось в кадре, не сыпалось, не падало, не убивалось, верится во всё и с охотой.

    Не знаю, смогу ли я сказать о каком-либо ещё фантастическом фильме, что фильм гениален… поэтому скажу об этом: фильм гениален.

    «Matrix has you»- всегда буду помнить эту фразу…

    10 из 10

    12 декабря 2008 | 17:34

    Уже много лет «Матрица» входит в первую десятку моих любимых фильмов. И дело здесь не только в беготне по крышам, драках и способности уворачиваться от пуль (хотя в подростковый период меня это сильно радовало).

    Но, разве вы никогда не задумывались о том, что все, что вас окружает — лишь фикция? Человек воспринимает окружающий мир субъективно, полагаясь исключительно на свои органы чувств. Мы слышим лишь то, что можем услышать и видим то, что можем увидеть. Но существует ли это на самом деле, и является ли реальностью?

    Вачовски предлагают нам свой ответ на этот вопрос. Ответ этот не оригинален, но довольно убедителен. Машины, правящие миром; виртуальная реальность для людей — растений; кучка повстанцев, нашедшая того, кто сможет все изменить.

    Морфеус, готовый до конца быть верным идее, Тринити, поверившая благодаря любви, и Нео, которому только предстоит поверить…

    Матрица — не просто зеленые символы, ползущие по экрану, это — ограниченность нашего восприятия и существования. В фильме звучит протест, призыв раздвинуть узкие рамки повседневности и посмотреть на мир шире…

    Безусловно,

    10 из 10

    30 мая 2010 | 12:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>