К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Даже бездомные собаки отзываются на свист. Им тоже хочется, чтобы их кто-то звал.

«Коллектор»

Когда-то давно, когда мы были молоды и учились на первом курсе, пригласили нас в театр имени Петра Фоменко «на Чехова». Что за пьеса была у Чехова нас не особо волновала, это же великий писатель, у него все должно быть интересно! Вот мы пришли, сели, смотрим. И минуте на 30 осознаем, что это – моноспектакль. На сцене был, есть и будет один человек. Один. Который за полтора часа сошел с ума и увел за собой весь зал. Вы представляете, насколько ярко должен гореть человек, чтобы больше сотни людей слушали только его, дышали только им, сопереживали и думали только о нем? Настоящее волшебство. «Коллектор» практически вернул меня в тот темный зал спектакля одного актера.

Коллектор. Даже те, кто ни разу не сталкивался с представителями этой профессии, относятся к ним с неприязнью и страхом. Мы все наслышаны об огромных черных 'шкафах', которые могут и зубы выбить, и в лес вывезти. Что может быть страшнее? Коллектор Артур (Константин Хабенский) не использует метод физического насилия. Он просто разговаривает. Говорит должнику что-то такое, от чего у того подкашиваются ноги и на лбу выступают бисеринки пота. И это страшнее лопаты, ножа, темного леса. Это психология. Артур гордится своими методами, считает, что его дело – очищать человечество от таких паразитов, очищать самих людей от долгов, которые тяготят их. Но так ли это на самом деле? Что на самом деле скрывается за маской всемогущего и суперуспешного коллектора, который берет себе по 10 (!!!) % от каждого успешного дела? Случайность, которая может произойти с каждым из нас (на самом деле, ведь никто не застрахован), показывает Артуру, какой жизнью он на самом деле живет. Жизнью лжи – бесконечной, сладкой, богатой, развратной, привычной. Кажется, что главный герой очень ловок и может выкрутиться из любой ситуации. Но, кто же знает свою судьбу? Кому известно, состоится ли заседание сегодня вечером или Аннушка уже приготовила свое масло для вас?... Главное – сделать правильный выбор. Пусть даже и в самом конце.

(Разговор с ветеринаром из клиники)

- Давайте... Пусть его зовут...Артур.
- Артур? Неподходящее имя для собаки.
- Да. Неподходящее имя.

Вердикт: идти в кино и переосмысливать свои поступки.

06 ноября 2016 | 00:16
  • тип рецензии:

Артур — типичный коллектор. Сидит однажды вечером в дорогом офисе с гарнитурой в ухе и беззастенчиво выбивает долг из тяжело больного человека. Тут оказывается, что по интернету целый день гуляет видео, где он прямо на московской улице сделал с пенсионером что-то настолько страшное, что загорелся рядом стоящий детский садик. Ничего такого Артур не совершал, видео смонтировано, но вся Москва по понятным причинам уверена, что он виновен.

Алексей Красовский, режиссёр и автор сценария «Коллектора», вдохновлялся фильмом «Лок» Стивена Найта (2013). В «Локе» герой Тома Харди весь фильм едет по шоссе и говорит по телефону, других персонажей мы не видим, — только слышим. У «Коллектора» та же схема: герой почти всё время действия проводит в офисе, остальные герои (кроме массовки) невидимы. Сходство есть даже на уровне цветовой гаммы и производственных подробностей: «Лока» снимали пять ночей, «Коллектора» — семь.

Впрочем, Красовский, который прежде писал сценарии сериалов, утверждает, что идея фильма пришла ему во время сеанса гастроскопии. От русских сериалов ощущения бывают похуже, чем от гастроскопии, но по «Коллектору» о телевизионном прошлом режиссёра не скажешь: фильм снят на хорошем уровне, и лучшее, чем мог похвастаться «Лок», — звучная, драматичная, построенная на диалогах история, — у Красовского есть. Ощущение сопереживания главному герою, которого прекрасно сыграл Хабенский, не покидает почти весь фильм. Особенно хорошо удалась история про пса. При всей сентиментальности и своего рода неловкости в ветеринарной линии есть что-то безумно трогательное.

Но не обошлось и без других, худших форм неловкости. Вы, должно быть, спрашиваете себя: что ж там за видео было? Что сделал Артур? Облил старичка бензином, поджёг заживо и отправил гулять по территории детского сада, как в игре Postal 2? Увы, ответа фильм не даёт. Основная сюжетная деталь не продумана и превращает весь фильм в грамотный, но искусственно выстроенный спектакль.

Ощущение неловкости стало характерной чертой всех российских сценариев; где-то его больше, где-то — меньше, «Коллектор» — далеко не худший экземпляр; но раз с ловкостью климат нас подводит, то можно компенсировать содержательностью. После «Лока» вы могли сесть и написать короткую заметку о заливке цемента в фундаменты инженерных сооружений. После «Коллектора» вы узнаете, что Красовский, который вовлёк в фильм вымышленного ведущего аж с «Эха Москвы», живёт в альтернативной реальности, где «они [полицейские] ж не будут разгонять прессу». У нас тут мирный пикет, гражданин начальник. Конституцией не запрещено, собираюсь где хочу.

09 октября 2016 | 14:34
  • тип рецензии:

'Коллектор' с Хабенским - вполне такая живенькая и динамичная сказка. Смотрится быстро, развивается стремительно, не позволяет зрителю опомниться и задуматься: что вообще происходит? И благодаря этой сверхзвуковой динамике 'быстрей-быстрей, дальше-дальше', вникать особо и не хочется в этот вымышленный мир с его вымышленными персонажами и их делами. Все на поверхности, все принимается на веру: а, вот так - ну пусть так. Снова эта вылизанная, лощеная, гламурная оболочка - стеклянный офис с видом на центр Москвы, миллионы, миллиарды, миллионеры, миллиардеры - все те сферы, куда обычному обывателю не того самого. Картинка сочная, глянцевая, 'богатая' (всё мне экранизированный 'Духless' вспоминался), за кадром - вечеринки, выставки, инсталляции с кучей навоза, 'о деньгах не беспокойтесь' и все такое. В общем и к сожалению, не про нас.

Было бы интересней, если бы фильм был не про 'элитного' коллектора, который зарабатывает столько, что '500 000 руб. фикса' ему кажется мало, который выплачивает премии своей секретарше, который нанимает частных детективов для слежки за должниками и обладает такими способностями психологического воздействия, что должники плачут в трубку и расстаются с последними миллионами (например, говорит должнице, что он отец юноши, с которым встречается ее дочь, и у них будет ребенок - как после этого не заплатить долг (?), или вот работодатель предлагает увеличить коллектору з/п на сто тысяч рублей, если он откроет секрет; тот немного ломается, но сознается, что достиг успеха, представившись должнику его сыном - 'блин, как ты мог?!' и оба, утрирую, рыдают в трубку). Было бы интересней посмотреть про реальные долги реальных людей, про реальных коллекторов, которые звонят и оскорбляют, и угрожают детям и родственникам, которые расписывают краской стены в подъездах и обклеивают двери листовками с разной похабщиной. И с зарплатой 20-30 000 рублей фикса. Это намного ближе к реальности.

Кроме Хабенского в кадре (слава богу?) никого. Это с одной стороны подкупает, но с другой представляется ходом ради хода. Другие персонажи представлены собирательным образом женского голоса и собирательным образом мужского голоса в телефонной трубке. И голоса такие - вымуштрованные, отрепетированные, отчеканенные, реплики от зубов отскакивают - молодцы - твердая пятерка за отличную читку! Не придраться. Что ночной охранник, что диджей, что начальник - у всех поставлена дикция и в общем с русским языком все в порядке. Соответственно, у персонажа-стервы интонация стервы, у персонажа-секретарши интонация студентки, у бизнес-леди - бизнес-леди, у девушки, в которую надо влюбиться - девушки, в которую надо влюбиться. Линия с собакой - ах-ах - куда же без нее? - ружье должно стрельнуть - наш герой мысленно чувствует себя в ее шкуре и борется (словами и деньгами) за ее жизнь как за свою. Ну и финал - ох, финал. Один на один с судьбой.

В целом, сказать, что не понравился, означает - соврать. Конечно (хороший фильм Константином Хабенским, всем смотреть!), понравился. Вот только ощущение от него, что снова мне наврали, показав не реальную жизнь обычного человека, а жизнь человека с зарплатой '500 000 рублей фикса'. А много таких? Поэтому лишь для избранных это реальная история, но для большинства - сказка. Для Кого-то про принца, для кого-то про романтика, для кого-то про самовлюбленного подонка или опытного профессионала своего дела. Но сказка, не имеющая ничего общего с реальной жизнью.

7 из 10

14 ноября 2016 | 16:07
  • тип рецензии:

В следующих нескольких абзацах, попробую поделиться с Вами, мыслями о хорошем кино, снятом на территории России. А если конкретнее, то речь пойдет о свежем малобюджетной драме-триллере 'Коллектор'.

Как всегда бывает в моей жизни, поход в кино у меня был непреднамеренный. На часах было 22:00, моей подруге внезапно захотелось купить мороженного, а у меня резко возникло желание сходить в кинотеатр. Из-за прекрасного трейлера, и хороших отзывах общества, мой взгляд пал именно на 'Коллектора'. Оплачивая билет, я представлял себе мрачную, минималистическую киноленту, где в главной роли играет сюжет, а не спецэфекты.

В итоге, я не прогадал. Фильм повествует нам об одной ночи из жизни Московского коллектора, который знает толк в своем деле. В отличие от моего типичного представления коллекторов(в спортивках, с битой и коктейлем Молотова), наш герой, использует психологическое давление на своих 'клиентов'. Образ этого самого выбивателя долгов нам подарил Константин Хабенский, которого я полюбил еще в далеких 00х, за Городецкого в 'Ночном Дозоре' и за учителя в 'Географ глобус пропил'.

Если честно, то фильм 'Коллектор' можно назвать - фильм одного актера, ведь кроме Хабенского вы не увидите ни одного актера в этом фильме. Но это совсем не значит, что их там нет. Они есть, вот только образы своих героев они передают зрителю не с помощью мимики, а исключительно акустическим методом, с помощью интонаций, структуре речи и эмоций в голосе. Это помогает нам не судить персонажей по одежке, а понять исключительно моральную и духовную составляющую. Зритель сам додумывает образ героев, будто ты читаешь книгу. И от этого картина кажется более яркой, не смотря на весь её минимализм.

Но вернемся к сюжету. Как мы узнаем из повествования, врагов у людей данного ремесла отнюдь не мало. На мести одной из жертв нашего героя и строится основная линия повествования. Коллектора заставляют почувствовать, какого это быть в овечьей шкуре, действуя против него его же методами. Постепенно, из-за одного действия unknown мстителя, у нашего героя начинает решится вся его стабильная успешная жизнь.

Со временем появляются второстепенные линии в сюжете, которые вроде бы и не зависимы друг от друга, но в то же время тесно связываются в один общий клубок повествования. Все действия отлично аргументированы для зрителя в каждой ситуации. Герой на протяжении всего фильма предстает нам в роли сильного и уверенного в себе человека. Кроме того каждая отдельная ветка сюжета, раскрывает нам Коллектора всё больше и больше. И если в начале фильма нам пытались показать, какой он бессердечный и мерзкий мизонтроп, то ближе к середине мы начинаем понимать, где живут эмоции этого человека на самом деле.

Еще пару строчек о сюжете: Сюжет реально держит внимание, в основном изза некоторой недосказанности (например нам до самого конца фильма особо не раскрывают всю суть фокуса мстителя, из-за которой у Коллектора так резко Белая полоса перекрасилась в Черную); сюжет подпитывает нас не только добавками из новых персонажей, но и делает резкие повороты в сценарии, в целом очень даже внезапных; Сюда же отдельно выделю и финал фильма, который на первый взгляд кажется логичным и ожидаемым, но с другой стороны ты никак не можешь в него поверить (на столько он эмоциональный).

Теперь быстро пробегусь по техническим сторонам данной киноленты. Операторская работа на высоте, большую часть фильма мои глаза ловили непомерный кайф от картинки. Монтажная работа тоже хороша, к счастью в монтаже кинолент я мало чего смыслю. Саунд состовляющая так же отлично проработана для данной картины. Не сказать, что я ловил мурашки по коже, как при просмотре 'Реквием по мечте', просто звуковое сопровождение помогало лучше понять картину и дорисовать нужные эмоции в моем сознании.

В целом это очень годная драмма, с элементами триллера, интересным сюжетом, с высоким минимализмом и приятной актерской игрой Хабенского. Лично мне 'Коллектор' немного напомнил фильмы 'Телефонная будка', и очень сильно напомнил 'Лок' где Том Харди так же был почти что единственным актером на экране.

Я рад, что эта картина произведена в России, и коль у наших режиссеров не очень достойно получается снимать комедии, может им стоит перейти на подобные 'Коллектору' жанры кинематографа?

8 из 10

p.s. Пару цитат из фильма, которые мне понравились:

'-Почему ты просто не сбежишь?
-Знаешь, обувь не та, что бы бегать'

'-Знаешь кто хуже людей, сбивающих собак и оставляющих их потом умирать на дороге?
-Кто?
-Люди, которые сначала дарят надежду, а потом забирают её...'
'Бездомные собаки тоже реагируют на свист... им тоже хочется, что бы их кто то позвал к себе'

10 октября 2016 | 22:14
  • тип рецензии:

Фильм Коллектор для меня является вторым моно-фильмом, который я видел. Первым был Лок, который посмотрел после прочтения, что русский фильм - это копия западного образца. С чем я категорически не согласен, посмотрев наш фильм. Максимум, фильм Коллектор - это адаптация фильма Лок, но не более.

У картины Алексея Красовского имеются схожие моменты, но очень сильно различается сюжет, темы для размышления и концовка, а особенно главный, т.е. единственный, актер. Константин Хабенский намного лучше сыграл своего героя, чем это сделал Том Харди, что ярко выражено в эмоциональном плане героя, хотя герой Тома Харди должен был быть более эмоционален. Как я уже говорил, Коллектор имеет схожесть с фильмом Лок: гарнитура телефона по которой главный герой общается. Вот это, пожалуй, и все. Конечно, можно придраться, что в фильме Коллектор взяли и пересадили главного героя из машины в офисное кресло. Да, пересадили, но это не схожесть, а скорее различие. И еще можно сравнить “живых” людей в Коллекторе, и воображаемого отца в фильме Лок. Про “живых” людей имелось в виду то, что это люди, которых мы не видим, но знаем, что они находиться очень близко к главному герою.

Как вы уже поняли, сам фильм повествует о коллекторе, который является в свое организации главным поставщиком денег. Его все знаю и все уважают, а также все хотят переманить к себе такого профи своего дела. Но у коллекторов всегда есть враги, которые когда-то влетели на деньги и винят в этом не себя, а коллекторов. Вот так случилось у Артура. И из-за нелепого случая у него начала рушиться все, что он строил на протяжении своей карьеры.

Кто же такие коллекторы? В фильме главный герой говорит, что это люди, которые помогают вернуть долг. И вот он прав. Правда они не всегда эту 'помощь' делают мягким образом, как показано в фильме. Но это их часть работы, без которой банки, вряд ли могли бы существовать. Но этот фильм не только о профессии, которая называется коллектор, он, в первую очередь, о человеке, который стал не нужен из-за недоразумения. При том условии, что он является весомой фигурой на шахматной доске коллекторного бизнеса. В фильме показана реальная ситуация отношений между начальником и подчиненным практически в каждой организации нашей родины. Вот у человека все хорошо идет. Он является самым квалифицированным человеком в своей организации, но из-за 'случая' от него отворачиваются абсолютно все, и в первую очередь начальник, который еще недавно говорил, что его место непоколебимо. И, кроме того, в фильме показано, что над любым начальником есть всегда другой начальник. А также, что в наше время, если хочешь уничтожить человека, то тебе достаточно воспользоваться YouTube’ом.

Моно-фильмы - это, как испытание для актера. В таких фильмах показывается чего стоит актер. В главных ролях моно-фильмов играют либо уже звезды, чтобы утвердить себя, либо восходящие звезды, которым нужно себя показать. Константина Хабенского все и так знают, что он является одним из лучших актеров современного российского кинематографа. Следовательно, фильм Коллектор Хабенскому нужен был для того, чтобы утвердиться еще больше, а возможно просто для эксперимента: проверить себя в фильме, где он единственный живой актер на протяжении 75 минут. Справился ли он со своей ролью? Да. Он однозначно справился, а, если быть точным, то он сыграл на высочайшем уровне. Он идеально показал человека у которого рушится вся карьера, которую он строил на протяжении долгого времени. Для меня эта роль Константина Хабенского является лучшей. У него было множество сильных фильмов и ролей, но это роль в фильме Коллектор стоит на отдельной полке. И эта полка с этой ролью является чем-то вроде изюминки во всей его карьере актера на данный момент.

Подытожив, можно сказать следующее. Фильм Коллектор - это единственный фильм такого рода в российском кинематографе. Возможно были еще подобные фильмы, но они мне не попадались. Одна из сильнейших ролей Константина Хабенского. Очень хорошая работа кинооператора. Денис Фирстов подбирал интересные ракурсы для тех или иных психологических моментов. Не очень сильный, но терпимый сюжет. В нем не хватает элементов детектива. Конечно смотреть или не смотреть это дело каждого, но, посмотрев фильм Коллектор, вы точно ничего не потеряете. Особенно, если вы смотрели фильм Лок, и он вам понравился, то фильм Алексея Красовского Коллектор снят специально для вас.

14 ноября 2016 | 02:29
  • тип рецензии:

'Коллектор' - иллюстрация того факта, что хорошее современное кино вполне реально сделать небольшой съемочной группой при минимуме затрат, и вообще - при минимуме. Можно упрекнуть авторов в сверхдинамичности развития сюжета, в том, что нам показали 'плюшевого' коллектора-белоручку, в том, что конфликт разрешился как-то не так, как мечталось. Хабенского можно поупрекать в том, что он не Фаррел и не Харди. Доллар - в том, что он - не рубль. Увольте...

Фильм скроен аскетично, но посыл свой передаёт чётко, и ясно, ровно на том уровне громкости и надрыва, который нужен. Никаких растеканий мыслью по древу, истерик, и проч. Есть даже предположение, что аскетичность эта - есть авторский прием, подчеркивающий основной посыл. Кстати, а каков он?

Деньги = зло.

Нет, не сами по себе. Валюта ни в чём не виновата - она всего лишь универсальное средство обмена. По крайней мере, задумывалась таковой несколько тысячелетий назад. Потом, мы, правда, пару раз свернули не туда, и незаметно докатились до того, что какие-то вежливые люди могут прийти к нам домой, и, как в недавно гремевшем скандале, поджечь этот самый дом. Или ребёнка. Но это явления единичные и математически незначительные в сравнении с масштабами патологических махин, которые ежедневно ворочаются по всему миру лишь благодаря тому, что мы превознесли простой инструмент до высот мирового культа. И это уже не клуб любителей кроссовок от Абибас или кока-колы, не секта сайентологов. Эта штука куда серьёзнее, и опаснее никотина, алкоголя и всех националистов мира вместе взятых. Денежки. Кто их не любит?

Собственно, авторы неспроста нам показали так называемый верхний сегмент так называемого столичного среднего класса - это тоже прием, вполне себе гипербола. Это такой телескоп. Или персональная машина времени. Нам показывают, чем становится человек, находящийся в более высоких стратах блистательного общества потребления. Точнее, намекают, предоставив нам право домыслить самим марку машины, размер груди подруги, квартиры, и прочие атрибуты среднестатистического духлесса. Ну а дальше демонстрируют, как работают элементы либеральной экономической системы в 'человеческом' секторе: дружба, иерархические и гендерные отношения, массмедиа, и т.д., вплоть до последнего охранника. Тут, собственно, ничего нового нет: человек человеку - кошелёк и орудие труда Здесь всё подчиняется этому закону, а всякий там гуманизм уже давно не в моде в этом сезоне. Не зря ведь самым человечным персонажем фильма оказывается девушка, работающая с животными. Это тоже такой символизм, изящный, как удар лопатой по башке. Ну а финал вполне закономерен: зуб за зуб, незаменимых нет. Энтропия системы соблюдена. Продолжение следует...

8 из 10

20 марта 2017 | 08:01
  • тип рецензии:

Работа Артура заключается в том, чтобы вынуждать людей возвращать долги. Он способен пойти на угрозы, шантаж, обман и любую другую подлость, лишь бы достигнуть поставленной цели. Благодаря жестким, а порой даже жестоким методам он очень успешен в своем деле. Наш герой искренне верит, что не совершает ничего дурного, ведь он просто «напоминает» людям, что долг платежом красен, но один звонок, от совершенно незнакомой женщины, изменит все.

Как же я люблю такие истории: замкнутое пространство, минимальное количество актеров, диалоги, диалоги и еще раз диалоги. Весь фильм построен на том, что главный герой сидит в своём офисе, в прямом смысле загнанный в угол, и пытается понять кто эта незнакомка и что ей нужно. Не имея возможности покинуть здание, Артур вынужден искать ответы при помощи интернета и телефона. За этот вечер ему предстоит множество непростых бесед. Начальник, личная помощница, старый друг, возлюбленная и даже сотрудница ветеринарной клиники, это далеко неполный список людей, которые потревожат своими звонками тишину опустевшего офиса. Очень интересно наблюдать затем, как вовремя этих бесед Артур постепенно раскрывается, и зритель начинает видеть его с другой стороны.

Главную роль блистательно исполнил Константин Хабенский. Сюжет сконцентрирован на нем и это не фигура речи. На протяжении всей истории в кадре нет ни одного актера, кроме Константина. Все остальные персонажи лишь голоса в телефонной трубке. Перед нами разыгрывается пьеса про одинокого человека, в которой другие люди служат ключиками при помощи, которых зритель открывает для себя новые черты характера главного героя или мелкие нюансы из его прошлого.

Телефонный звонок способен перевернуть твою жизнь с ног на голову. Одно единственное событие может показать, истинные лица тех, кто тебя окружает, а возможно, помочь, иначе взглянуть на самого себя. У всех нас много знакомых, друзей, родственников, возлюбленных, но уверены ли вы, что они не отвернуться от вас в трудную минуту? Когда вы оступитесь, окажется рядом человек, который поможет подняться? Многие люди склонны оправдывать свои поступки, даже самые гнусные, особенно когда они приносят прибыль и успех, но справятся ли они, если однажды кто – то решит отплатить им той же монетой? Эти вопросы громко звучат в данной истории и ответы на них крайне важны.

Для меня - однозначно лучший отечественный фильм года. Во время просмотра я испытал подлинное киноманское удовольствие.

Родной кинематограф - ты ли это? Сначала увлекательный 'Экипаж', затем атмосферный 'Дуэлянт' и вот, теперь, камерно - психологический 'Коллектор' - театр одного актера в самом лучшем исполнении и все это за один год. Давно я не видел такого качественного и разнообразного русского кино, так держать. Оказывается, можем, когда захотим, снимать вещи по - достойнее 'Мафии' и «Жениха».

P.S. Я уже боюсь смотреть 'Ученика' и 'Рай', ведь если они окажутся хороши, моё сердце, привыкшее за последние годы, лишь грустить при просмотре родного кино, может просто не выдержать столь огромной радости. Пожалуй, все же, стоит рискнуть.

9 из 10

12 ноября 2016 | 13:09
  • тип рецензии:

Рецензия к этому шедевру российского кино последних лет может состоять из одного лишь слова: «Хабенский!!!». В этом фильме он просто умница, а сам «Коллектор» - его бенефис, бриллиант в творческой биографии. Хвала режиссеру/сценаристу Алексею Красовскому, нашедшему для Константина такой материал и такого героя! Простите, без эмоций о данной картине говорить просто не получается.

Актер виртуозно и чутко ведет зрителя на протяжении всего действия, приковывая его внимание с самого начала и не отпуская до самого конца. При том, что в кадре почти неизменно только сам Хабенский, с минимальными отвлечениями вроде панорам ночной Москвы, он не надоедает, поскольку в каждой сцене абсолютно разный. А в течение каждого эпизода у его персонажа, в свою очередь, происходит просто молниеносная, уникальная, зачастую резко полярная смена настроений – от торжества до полного отчаяния. И передает все это на экране Хабенский с потрясающим даже для него мастерством и убедительностью.

Его Артур – совсем не страдалец, мучающийся каждым своим неправедным деянием. Он, как бы не хотелось избежать штампов, - дитя своего времени, а изначально малопривлекательная в глазах других профессия и жесточайшие требования, которые она диктует, максимально выхолащивают в нем, упрятывает на дно души сострадание и сопереживание, воздвигая в качестве защитного барьера иронию и скептицизм. Эти черты в той или иной мере присущи многим персонажам Хабенского, и мало кто на сегодня в российском кино играет их лучше Константина. Но в «Коллекторе» он превзошел самого себя, передав эти качества с максимальным богатством оттенков. При этом он абсолютно четко дает понять, что ирония у него больше не от ненависти к миру, а от глубокого его, мира, понимания. Понимания, которому Артур зачастую сам не рад, и которого, кажется, желал бы иметь гораздо меньше.

Разумеется, заставить его пересмотреть свои взгляды могут лишь обстоятельства, подобные сложившимся в фильме, а именно – самому оказаться в роли должника, виноватого, опозоренного, самому пройти через почти всеобщую обструкцию, осуждение, вычеркивание из списков друзей, коллег, просто знакомых. Здесь даже не питающий особых иллюзий скептик Артур сделает для себя ряд шокирующих открытий: насколько быстрые масштабы может приобрести эта обструкция и насколько быстро его имя может исчезнуть из вышеупомянутых списков. Причем всего лишь из-за видеозаписи, подлинности которой еще никто не доказал. Неожиданностью для вроде бы привыкшего ко всему Артура станет и то, что, в сущности, очень многим вроде бы хорошим друзьям и коллегам на него попросту наплевать. Что если завтра он исчезнет из их жизни и вообще будет стерт из мира, большинство горевать не будет, а пожалеют немногие. Если совсем простыми словами, Артур мало кому нужен. Среди последних чуть ли не единственным существом оказывается бездомная собака, упорно цепляющаяся за жизнь в ветеринарной лечебнице. К слову, блестяще проработанная сюжетная линия: параллели с главным героем - на предмет ненужности в этом мире – очевидны и потрясают до глубины души. Лучше и придумать было нельзя.

Еще более беспощадные открытия Артуру придется сделать относительно себя самого. Волею сложившихся обстоятельств ему приходится проводить расследование, восстанавливать в памяти детали дела, имевшего для него такие неприятные последствия. Параллельно с этим приходится вспоминать и другие дела, оценивая свои действия уже совсем в другом свете. Ряд из них повергают Артура в ужас: он начинает осознавать, насколько циничен, равнодушен и страшен он подчас был. Никакие фиговые листки-оправдания типа «Это моя работа» тут не помогут. Помочь может лишь то человеческое, которое в нем, возможно, еще не умерло. И в душе Артура начинается борьба того, что правильно, с тем, что легко. Начинается возвращение (или открытие?) себя настоящего, но что он найдет в потаенных уголках своего «я», осталось ли там еще хоть немного света, пока не знает и он сам.

Одновременно фильм Красовского наводит на парадоксальные размышления. Да профессия коллектора (если это вообще можно считать профессией) имеет в обществе однозначно негативное отношение и понятно почему. Но вот вопрос: не списывают ли люди порой на коллекторов свои собственные ошибки, малодушие, неправильные поступки, компромиссы с совестью? Признаваться себе, что сам стал кузнецом собственных несчастий, стыдно и горько, иногда вообще невыносимо. Гораздо удобнее найти виноватого и сделать его причиной всех своих бед, переложив с себя ответственность? И почему козлом отпущения не стать коллектору, чья репутация среди людей изначально не самая лучшая в силу ряда причин? И все ли жертвы взыскателя долгов – жертвы именно его, а не собственных промахов? Однозначного ответа картина не дает, но проблему ответственности человека за свои поступки ставит остро, ведя речь не только о главном герое.

В то же время «Коллектор» вышел и за рамки простой психологической драмы, во всей красе живописав нам неприглядное моральное состояние современного общества, причем не только российского. Общества потребления, где «взять» звучит на порядки чаще, чем «отдать», где отношение к человеку и его оценка окружающими зачастую диктуется выгодой и расчетом: человек хорош, пока он полезен, послушен и исправно служит винтиком в системе добывания прибыли, на задавая вопросов и исполняя приказы. В качестве «прикрытия» всей этой подноготной в обществе цветут буйным цветом ложь, лицемерие, лесть и приспособленчество. Как результат, жить в столь зыбком мире, где очень многое и многие – на самом деле не те, чем кажутся, становится страшно и одиноко. И это одиночество обрушивается на героя Хабенского почти всем своим весом. Благодаря продуманным диалогам/телефонным беседам Артур вроде бы и не одинок, даже наоборот, как раз в центре бьющей ключом жизни, в центре событий и судеб. Но это иллюзия: по мере того,, как его «стирают» один за другим стирают из своей жизни окружающие – как раз за то, что «винтик» оказался вроде бы бракованным, Артур все сильнее чувствует, насколько он лишний и ненужный, даже если вдруг окажется сейчас в центре шумной толпы.

Кстати, через грамотно построенные диалоги в фильме хорошо раскрыты практически все персонажи. О каждом из них складывается целостное, полное впечатление. Загадочными остаются буквально один-два, что, впрочем, служит картине только на пользу. К слову, и в целом детективная составляющая выдержана в фильме неплохо, держа зрителя в напряжении до самого финала.

Невероятно сильный, глубокий и много вместивший в себя фильм с главной ролью, исполненной на профессиональном уровне, достойном «Оскара».

10 из 10

09 ноября 2016 | 18:51
  • тип рецензии:

Есть те, чья профессия - загонять других людей в угол. Есть даже те, у кого это жизненное призвание. Главный (и единственный появляющийся в кадре) герой 'Коллектора' - выбиватель долгов от бога, ведь его профессиональные навыки дополняются личными качествами. Поэтому благодаря Артуру огромные денежные суммы возвращают кредиторам даже те, на ком уже давно был поставлен крест. Соответственно, мужчина чувствует себя очень хорошо: у него есть стабильная любимая работа, офис с видом сразу на две сталинских высотки в центре Москвы, шикарная репутация и даже симптомы профессионального выгорания, которые коллектору явно на руку (удобно - совесть не мешает).

Только вдруг загоняют в угол его самого, прямо в этом роскошном офисе, откуда если и можно выйти, то внезапно лишь через окно. За полтора часа фильма, практически в реальном времени, Артуру предстоит не просто найти выход из тупика, но и внезапно для самого себя понять, кто и что у него в жизни есть на самом деле, а что - ложь и пепел.

Константин Хабенский глубоко и трогательно изображает своего персонажа, так что уже спустя совсем немного времени фильм переходит границы сюжета о профессии и становится лентой о человеке, а ближе к концу - и того больше, притчей о карме. Наращивая один смысловой слой за другим, углубляясь в жизнь и душу одного конкретно взятого человека, лента разворачивается вширь и вглубь: кто мы на самом деле и чего стоим? Кто из наших близких верен нам при любых обстоятельствах, а кто бросит при на первом же неудачном повороте, не говоря уже о большой беде? Каковы наши истинные намерения и ценности?

Эти вопросы может и должен ставить перед собой каждый, не только коллектор. Суть в том, что кто-то доходит до них своим умом, а кого-то с виду благополучная жизнь внезапно бьет о бетон этих сложных и неудобных вопросов лбом, с размаху, чтобы искры из глаз. Или чтобы слезы. Хабенский искрит и плачет, и заставляет плакать зрителей, и берёт за душу, и с первых же минут делает своего, по сути, паскудного персонажа не просто обаятельным и симпатичным, а ещё и таким, кто вызывает сочувствие. Благодаря такой игре понимаешь, что на его месте мог оказаться ты сам - потому что лента, опять же, не о представителе конкретной профессии, а о человеке, который в один момент понял, каких ошибок наворотил. Хабенский не просто выдает шикарный психологический перформанс - даже на уровне внешнего портрета персонажа он работает на разрыв аорты; профессионализмом и даже стилем его героя ты не можешь не восхищаться, даже прекрасно понимая, какую сволочь он собой представляет.

Разумеется, Хабенскому было бы гораздо труднее развернуться, не составь ему творческую компанию наблюдательный оператор и остроумный, порой тактичный, а порой бьющий наотмашь автор сценария (он же режиссёр). Актёр, текст, камера - вот три кита, на которых держится 'Коллектор', но здесь есть ещё и музыка, которая появляется только для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие тех или иных острых моментов и подчеркнуть непреодолимость обстоятельств. Есть и свет, работающий на раскрытие как внутренного состояния героя, так и на портретирование его не совсем путёвой жизни в целом: вечный интимный полумрак, где коллектору Артуру то удаётся выйти на свет, то снова приходится блуждать то в тенях, то в потёмках. Среди этого камерного света герой вдруг осознает, что он сам выбрал себе такое блуждание в качестве жизненного пути. И когда забрезжит свет настоящий, сильный, чистый - тогда...

...тогда фильм превратится в сказание о непоправимых ошибках и законах вселенского равновесия, где шансы на спасение оказываются призрачными, где за раскаянием все равно следует возмездие, где ошибки могут весить столько, что их груз не под силу снять никому - даже тем немногим, кому ты можешь довериться.

Под впечатлением.

9 из 10

05 ноября 2016 | 18:34
  • тип рецензии:

Фильм «Коллектор»

Фильм-диалог (один большой разговор по телефону между всеми действующими лицами) об одном трудовом дне работника коллекторского бюро (хотя лично для меня это даже не работа, а просто нехороший род занятия) …

Обычный вечер, обычные дела, все вроде нормально, ведь главный герой же на самом деле никого не поджигает, не убивает, не толкает под поезд, просто достает должников, морально запугивает, калечит их, доводит до паранойи, шантажирует, в общем по мнению главного героя и людей с которыми он работает ничего страшного они не делают… все как всегда, все даже можно сказать отлично, с одним только НО сегодня Артуру придется ответить за то чем он занимается, самому побыть в шкуре загнанного в угол зверя, которого каждый норовит ткнуть палкой…

Мое мнение, что это фильм точно о работе типичного коллекторского бюро, присутствует много оговорок условностей фантазии. В реальности такие организации работают гораздо проще, злее и безжалостней, чем главный герой… В фильме, несмотря на всю успешность Артура в своих делах, нет идеализации той «профессии», которой он занимается. Нам интересно как он выпутается из свалившихся на него обстоятельств, но сопереживать ему у меня не получилось. Он сам выбрал свой путь и можно сказать получил по заслугам.

Фильм однозначно о человеческой природе, о нас с вами! Фильм вопрос, почему мы все такие сволочи при определенных условиях? Как с этим бороться? Как не стать такими как Артур или все это стало нормой и переживать совсем незачем?

Чем мы в сущности лучше этого коллектора? Все такие! Для многих то, чем он занимается норма (было бы по-другому не было бы этой профессии), о том, как легко мы меняемся под напором обстоятельств, отворачиваемся друг от друга, предаем ради собственной выгоды, подстраиваемся под обстоятельства натягивая на себя маску спокойствия и уверенности в своей непогрешимости (мы все же все такие, зачем переживать?)

Как подтверждение всего этого все действующие лица данной драмы, положительных среди них практически нет. Условно это секретарь Артура, которая хоть и боится руководства но все же сочувствует Артуру и помогает ему чем может, но вместе с тем, она также работает вместе в Артуром и ничто ее в ее роде занятия так сказать не смущает, и конечно случайная знакомая из ветеринарной лечебницы которая своей заботой об умирающем псе вызывает хоть какие-то положительные чувства в душе главного героя… Все остальные действующие лица точно такие же люди как и Артур, который легко может представиться сыном умирающего человека, только чтобы получить с него долг….

Спасибо сценаристам за эту историю с собакой, пусть жестокую и грустную, но дающую и Артуру и нам надежду, что не все еще в нас потеряно, что там есть добро и человечность, но вот только тяжело до него порой докопаться и времени на то чтобы это сделать порой у нас оказывается очень мало…

Очень удачный выбор актера на главную роль, однозначно к просмотру!

24 марта 2023 | 10:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: