всё о любом фильме:

Собачье сердце (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Бортко
сценарийНаталия Бортко, Михаил Булгаков
директор фильмаГеоргий Мауткин
операторЮрий Шайгарданов
композиторВладимир Дашкевич
художникВладимир Светозаров
монтажЛеда Семенова
жанр фантастика, драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Москва. 1924 год. В результате одного из своих сложнейших опытов, профессор Филипп Филиппович Преображенский делает потрясающее открытие: после пересадки гипофиза его подопытный пёс Шарик превращается в человека! Сенсационная новость мгновенно разлетелась по Москве, и принесла всемирно известному профессору очередную порцию признания. Однако радость его была недолгой: вопрос о том, что из Шарика — в последствии гражданина Шарикова — может получиться «высокая психическая личность» очень быстро становится под сомнение.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Все съёмки проходили в Ленинграде.
    • Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
    • На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
    • На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
    • На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада.
    • Фильм был снят на черно-белую пленку, а затем напечатан на цветной позитив, чтобы получить сепию. Такое колористическое решение было принято для стилизации под фильмы 20-х годов. Однако основной прокатный вариант ленты был полностью черно-белым, так как черно-белый позитив был дешевле цветного.
    • К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
    • В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
    • На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
    • Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
    • Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
    • В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
    • Фильм снят по одноименной повести Михаила Булгакова.
    • еще 10 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Эту великолепную картину Владимира Бортко по напечатанной впервые в СССР только в 1987 году ранней сатирической повести Михаила Булгакова о фантастическом превращении бродячего пса в типичного советского гражданина Шарикова нередко показывают теперь по телевидению в очередные годовщины октябрьского переворота (между прочим, именно так называли революцию вплоть до конца 20-х годов). И каждый раз это следует воспринимать как особый курс лечения с отрезвляющим эффектом пробуждения от исторических иллюзий и заблуждений (жаль, что сам Бортко теперь перешёл на сторону коммунистов и даже вступил в КПРФ!). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1148 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    - Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей германии. По полтиннику штука.
    - Нет, не возьму.
    - Почему же вы отказываетесь?
    - Не хочу.
    - Вы не сочувствуете детям германии?
    - Сочувствую.
    - Жалеете по полтиннику?
    - Нет.
    - Так почему же?
    - Не хочу.



    Из всех литературных произведений, «Собачье сердце» — мое самое любимое. Эта повесть — отражение целой эпохи. В ней показаны все проблемы общества, вся та «разруха», которая медленно, но верно поражает умы людей. Слом старых порядков после революции — самое тяжелое время для России.

    Величайшее творение М. А. Булгакова, величайшее! А экранизация этого творения выше всяких похвал! Выдающиеся актеры — Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев, талант которых восхищает.

    Бесподобно! Шикарно!
    Браво Михаил Булгаков! Браво Владимир Бортко!

    10 из 10

    20 апреля 2009 | 17:13

    Сразу о главном: фильм гениальный!

    Теперь о важном: В. Бортко, как режиссер, сумел передать главную идею повести М. Булгакова. Над живым существом не надо делать как физиологических опытов (Преображенский), так и идеологических (Швондер).

    Игра актеров — выше всех похвал. Вальяжный профессор в исполнении Е. Евстигнеева — на мой взгляд, лучшая его роль. Отдельно хочется отметить игру Р. Карцева. Удивительно, как актер с таким темпераментом показал нам неэмоционального, но при этом сдержанно-агрессивного домкома.

    Сложная роль и у В. Толоконникова. Он знает свое предназначение — ловить бездомных котов. А ему еще и подсовывают Энгельса. Вот и приходиться «служить двум богам». Актер блестяще выкладывает Шарикова зрителю.

    10 из 10

    23 января 2009 | 02:03

    Фильм хороший, но те, кто читал книгу и любит ее, поймут — книга лучше. Лучше намного. При всей яркости Шарикова и профессора Преображенского, в фильме ряд второстепенных персонажей получился сереньким и бестелесным (кроме Швондера), да и атмосфера того времени воссоздана слабовато. Книгу — обожаю, фильм — достойный, но не более.

    31 марта 2006 | 00:33

    Снять хороший фильм по хорошей книге очень сложно. Снять прекрасный фильм по прекрасной книге — практически невозможно, но именно это сделал Бортко вкупе со съемочной группой!

    Если на свете когда-нибудь жил профессор Преображенский (его прототип — дядя Булгакова), то он бы признал, что актер Евстигнеев больше похож на профессора, чем он сам! Если когда-нибудь собаке пересадили бы гипофиз от человека, то симбиоз двух существ выглядел бы в точности, как персонаж Толоконникова! Каждый актер — типаж своего героя.

    На протяжении всего фильма не возникает сомнения, что ты лично являешься свидетелем всех происходящих событий. Фильм абсолютно правдоподобен и поэтому, то, что смешно становится еще смешнее, а то, что грустно превращается в трагедию.

    Все уродство и извращенность общества того времени нашло свое отражение в помеси собаки и пьяницы, которая порой имела больше прав, чем великий русский ученый.

    Булгаков высмеял идею о том, что кухарка может управлять страной, а раб вдруг стать господином. Через это произведение можно примерно понять всю трагедию благородных и умных людей того времени.

    И как здорово, что обида и злость у Булгакова принимала такие саркастические формы! И как здорово, что работу великого писателя кто-то очень глубоко понял и экранизировал так, как это бы сделал сам великий Мастер!

    Браво! Браво! Браво!

    10 из 10

    29 июля 2009 | 12:14

    Повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков написал в 1925-м году, после ужасов революции и гражданской войны. Конечно же, будучи родом из профессорской семьи и являясь дипломированным доктором, Булгакову не могло нравиться то, что происходило с Россией в то чудовищное время, какие силы освобождались и получали возможность действовать, что происходило с интеллигенцией, культурой и какой развал был кругом в целом. Сносились памятники, уничтожались и выгонялись за рубеж люди, на освободившиеся тысячи должностей хлынул поток самого разношерстного народа, в основном сброда. Старая Россия была уничтожена.

    Я позволю себе в рецензии писать прежде всего о сословиях — поскольку красной нитью по сюжету проходит борьба бывшего дворянства и пролетариата. Они жутко разные, не переносят друг друга, относятся с презрением и неприятием. А за основу я возьму позиции двух великих писателей — Льва Толстого и Михаила Булгакова, очень по-разному смотревших на социальный вопрос.

    Лев Толстой, граф и помещик, терпеть не мог высшее сословие. Уже в «Казаках» молодой офицер Оленин бежит из Москвы на Кавказ, подальше от всех своих товарищей и родственников, от всего круга и той будущности, которая ему светит, если он останется и станет такими, как они. В «Войне и мире» Андрей Болконский и Пьер Безухов явно чувствуют себя в высшем обществе лишними. В самом позднем крупном произведении Льва Николаевича — «Воскресении» — князь Дмитрий Нехлюдов решительно порывает с привычным кругом успешных и образованных, судей и прокуроров, адвокатов и докторов, чиновников и военных, поскольку видит, насколько прогнило всё дворянское сословие и насколько несправедлив эксплуататорский характер отношений с крестьянством. Список можно продолжать, однако я остановлюсь на «Воскресении».

    Толстой устами Нехлюдова поносит всё: женщины у него — словно проститутки, только даже хуже, потому что последние честно говорят о доступности, а дворянские лгут и под видом хороших манер скрывают еще большую грязь; мужчины глупы, власто- и честолюбивы, безразличны по отношению к самым важным вещам и цепляющиеся за низкие наслаждения; чиновники, военные, адвокаты, прокуроры, судьи — вредны, безразличны к людям, судьбы которых они решают.

    У Булгакова самыми отрицательными качествами наделены пролетарии — Шариков в этом плане является собирательным образом, воплощающим всё самое дурное: отсутствие манер и умения себя вести, грубое отношение к женщинам, желание насилия, грабежа, дележа всего поровну, пьянство, жестокость, необразованность, неумение ничего организовать и так далее.

    Казалось бы, откуда такая разница во взглядах и кто ближе к истине? А она, как обычно, где-то посередине. И Толстой, и Булгаков в свойственной художникам манере несколько преувеличивают степень ущербности и без того находящихся на пике перегрева классов — соответственно дворян в конце XIX-го в. и пролетариев в послереволюционные годы XX-го в. Больше такого влияния и свободы не будет ни у тех, ни у других, и они будут так или иначе подавлены, загнаны в русло. Для дворян грядёт первая русская революция как первый звоночек. Для рабочих, солдат и крестьян — тридцатые годы, далее сороковые, и страна будет уже совершенно иной.

    К тому же толстовский пролетариат, булгаковский (послереволюционный) и, скажем, хрущевско-брежневский пролетариат — это абсолютно разные явления. В первом и третьем случаях мы имеем дело с социальной группой, знающей своё место и видящей рамки поведения. Пролетариат времен «Собачьего сердца» — это серая масса солдат, матросов, рабочих, почувствовавшая вседозволенность в условиях разрухи и фактического не функционирования государственных органов, получившая возможность выразить копившуюся на дворянство ненависть без особого разбора. Вспоминается сцена, когда Шариков на врачебном консилиуме стал исполнять грубые и агрессивные песни, в которых эта ненависть к дворянству и была выражена в полной мере. Для Булгакова ответ на вопрос о худшем из зол очевиден и даже не вызывает сомнения.

    Конечно, страну потом усмирили. Из пролетариата и крестьянства сделали покорные рабские сословия нового времени. Солдат связали еще большим рабским подчинением офицерам, чем это было в ненавистной царской России и против чего боролись радикалы. Их дети пошли учиться, оканчивать вузы и стали образовывать новую интеллигенцию, новое расслоение общества. Однако в те страшные 20-е годы Булгаков очень точно и четко передал всю суть социального напряжения и антагонизма и помог будущим поколениям понять, как и чем жила страна. Недаром впервые официально повесть была опубликована в перестройку, а вскоре был снят этот чудесный фильм.

    Я сознательно до сих пор ничего не написал об актерской игре и вообще о художественной стороне. Этого в рецензиях хватает, и я могу лишь присоединиться к восхищениям по поводу работы всех без исключения актеров. Уж абсолютно точно поразил меня Евгений Евстигнеев, до этого ассоциировавшийся с лёгким и веселым чудаком из «Стариков-разбойников». А то, что для Владимира Толоконникова роль Шарикова — чуть ли не первая роль в карьере, да сразу такая? Использование «сепии» кажется теперь чем-то неизбежным — фильм в цвете не представляется никак, и то время иначе как серым передавать нельзя. Блестящие решения Владимира Бортко сделали из фильма то, чем он и является.

    8,5 из 10

    27 марта 2012 | 02:21

    Есть категория фильмов, которые можно смотреть с любого момента — никогда не надоедят. Владимир Бортко нам тоже подарил такую ленту. Те, кому лень взять и прочитать замечательную повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», с конца восьмидесятых могут вполне ее посмотреть, благо совпадение действа на экране и напечатанного текста прямо-таки изумительная.

    Владимир Владимирович вообще, по моему мнению, самый толковый режиссер, экранизирующий классику. Его «Мастер и Маргарита» того же Булгакова, «Идиот» Достоевского, «Тарас Бульба» Гоголя — практически точь-в-точь книги, без всякого там «режиссерского видения». Именно так, исключив отсебячину, и должны фильмы переходить в кинотеатры.

    Не менее, чем верность литературному первоисточнику, в «Собачьем сердце» поражает игра актеров. Посмотрите на Евстигнеева — вот как надо играть, господа сериальные актеры, учитесь. Что может быть нагляднее? Борис Плотников, Роман Карцев, Нина Русланова, Ольга Мелихова, Анжелика Неволина — великолепны. Толоконников настолько здорово вписался в роль Шарикова, что представить на его месте кого-нибудь другого фактически невозможно. Он просто нереально здесь отжигает.

    Помимо скрытых «пасхалок» отсылающих нас к другим произведениям Михаила Афанасьевича, мы можем здесь видеть весьма язвительную сатиру на современное ему общество, со всеми его домкомами, разрухами, журналами в пользу голодающих детей Германии, советской пропагандой, разделением имущества и многим, многим другим. И даже более, в роли члена ЦК Петра Александровича имеется намек на Самого…

    По понятным причинам, «Собачье сердце», написанное в 1925 году, не было официально опубликовано. Булгакову порекомендовали даже не отдавать повесть на чтение. Но в самиздате она все же появилась уже в тридцатые годы. И, заметьте, несмотря на то, что в тридцатые у Булгакова сложились непростые отношения в литературной среде, никто не приехал, вопреки навязываемого нам мнения, за ним на «черных волгах», и не сослал в лагерь.

    А ведь было за что. Шариков, этакий люмпен, еще вчера побирающийся на помойках, и неожиданно почувствовавший себя наравне с людьми, реально несущими пользу обществу, сразу обнаруживает свои лень, эгоизм и стремление пожить за чужой счет. Поднявшись по эволюционной лестнице до человека, обладая уже настоящим человеческим сердцем, он так и не смог поднять планку своего развития выше тех, кто называет себя «пролетариатом». Красноречивей не скажешь.

    Кстати, помните фильмы, которые Борменталь и Васнецова смотрели в синематографе? Одну из немых картин я узнал. Это «Приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Это там, где дама соблазняя кавалера, оголяет ножку. Сейчас невозбранно данный фильм можно найти и посмотреть. Также, Филипп Филиппович Преображенский постоянно напевает «От Севильи до Гренады…». Эта строчка — из романса Чайковского «Серенада Дон Жуана». Нетрудно связать имя Дон Жуана с деятельностью профессора, занимающегося омоложением и возвращающим старикам половую силу.

    Итак, не расписываясь более, подытожу, что «Собачье сердце», даже несмотря на телевизионный формат — это классика. Фильм стильно снят «под двадцатые», реалистично передает атмосферу начала XX века, полон замечательных музыки, песен (Дашкевич, Ким!), и буквально зачаровывает своим действом. Поэтому, его просто необходимо приобрести в свою видеоколлекцию, поставить на полку, не задвигая слишком далеко, и, как минимум раз в год — обязательно пересматривать.

    19 марта 2015 | 12:01

    Не могу не сравнивать с оригиналом, а книга всегда, увы, лучше фильма, — по крайней мере, для меня.

    В детстве данная картина являлась одной из любимых, герои воплощены великолепно, особенно радовал образ доктора. Переворот в российской действительности, эта пресловутая классовая борьба, которой всех «обкормили» в школах, переход от старого к новому, — всё это великолепно подано. Новое не всегда является синонимом лучшего, а также не благодарно за преемственность, порой реальность в этих глазах становится буквально с ног на голову, — абырвалг. Данный «перевёртыш» является отличным примером того, что происходило у того поколения в головах.

    Для меня всегда Шариков был эдаким подростком, в полной мере воплощением описываемой эпохи, — и, видимо, по накатанному шаблону, начало советской истории никогда не вызывало у меня положительных эмоций и желания изучать её.

    Моя оценка является таковой лишь из-за трепетного отношения к оригиналу. И только.

    8 из 10

    1 декабря 2015 | 01:00

    Творчество знаменитого писателя Михаила Булгакова является одним из важнейших достояний мировой культуры 20 века. Его нетленный роман «Мастер Маргарита» до сих пор будоражит умы общественности и раз за разом становится объектом исследований различных ученых, считающих, что автор вложил в свое произведение множество скрытых подтекстов, которые нуждаются в том, чтобы их отыскали. Вполне естественно, что романы Булгакова взяли в свой оборот и кинематографисты, но вот особыми удачами на этом поприще до поры, до времени они похвастаться не могли. Тот же «Мастер и Маргарита» оказался неподвластным даже именитым классикам, так и не сумевшим подчинить свой воле строптивый мистический роман, не говоря уже о новичках, которых история Булгакова заставляла задумываться о смене профессии из-за неумолимо наступающего творческого провала. Однако стоит признать, что писатель знаменит не только одним произведением. Его творчество насчитывает множество других романов, повестей и рассказов, достойных не меньшего внимания, нежели «Мастер и Маргарита». Так в свое время Леонид Гайдай переработал одну из работ Булгакова в одну из лучших советских комедий всех времен, «Иван Васильевич меняет профессию». Только вот от первоисточника в ленте оказалось не так много, как хотелось бы. Гайдай создал фильм в своем творческом стиле, обессмертив в первую очередь свое имя, а не писателя. Таким образом после «Ивана Васильевича…» в мире кино о Булгакове вновь позабыли, лишь изредка пробуя совладать с «Мастером и Маргаритой», как известно, безуспешно. И вот когда все уже смирились с тем, что Михаил Афанасьевич навсегда останется гением литературы, чьи творения никогда не покорят экраны в формате точных экранизаций, на арену выходит молодой и явно талантливый постановщик Владимир Бортко, в свое время отметившийся с обаятельной трагикомедией «Блондинка за углом». Кинематографист посчитал, что сможет как следует воссоздать повесть Булгакова «Собачье сердце» и с неподдельным ажиотажем принялся за работу. Получив все необходимые разрешения от партийного руководства, Бортко также заручился поддержкой одного из величайших актеров эпохи, Евгением Евстигнеевым, и снял двухсерийный телевизионный фильм, чьей славе могли бы позавидовать многие полнометражные ленты, созданные для проката в кинотеатрах. Владимир Бортко доказал, что творчество Михаила Бугакова — это кладезь идей, которые можно и нужно популяризировать для масс. Главное знать, с какой стороны браться за дело и видеть конечный результат задолго до начала съемок.

    «Собачье сердце» увидело свет в 1988 году, в самый разгар Перестройки, благодаря чему режиссеру позволили определенные вольности, и он мог со всей строгостью высмеять определенные моменты истории Советского Союза без страха того, что его лента отправится на «полку» и ее возможно никто и никогда бы не увидел. Итак, сюжет фильма разворачивается в 1920-х годах, в Москве, когда власть захватили Большевики. Гениальный хирург Филипп Филлипович Преображенский (Евстигнеев) потратил долгие годы на совершенствование инновационной технологии омоложения, благодаря чему высшие власти позволили ему не только остаться жить в своей роскошной квартире, но и разрешили продолжать прием многочисленных клиентов на дому в обход обязательному принуждению работы врачей в коммунальных поликлиниках на благо зарождающегося социалистического общества. Ассистентом Преображенского и по совместительству лучшим другом выступает доктор Иван Арнольдович Борменталь (Борис Плотников), скромный молодой человек, обязанный профессору своим благополучием, обеспеченностью и перспективной карьерой. Вместе герои разрабатывают новую операцию, которая должна стать переворотом для всей мировой медицины и навсегда внести имя Преображенского в перечень лучших умов человечества за всю историю. Ученые собираются пересадить семенные железы и гипофиз погибшего человека в тело собаки, тем самым преобразив ее в человекообразное существо. На удивление самого Преображенского, его эксперимент удался и дворовой пес Шарик, обладающий вполне осмысленным сознанием, превратился в пьяницу, дебошира и хулигана Полиграфа Полиграфовича (Владимир Толоконников), которого моментально берет в свой оборот недалекий председатель домкома Швондер (Роман Карцев), обремененный тягостью общественной работы на клеточном уровне…

    Владимир Бортко снял свой фильм в нарочито черно-белых тонах, дабы приблизить наше с вами восприятие «Собачьего сердца» к эпохе его действия. Режиссер во всех деталях показывает нам жизнь людей, которые только-только свергли царскую власть, а на ее место пришли большевики, работающие, что называется, для народа. Элитарность общества и его дележ на касты канули в безвестность. На ключевые посты во все органы власти пришли люди из народа, которые не обладали должными навыками управления, но считали себя наиболее пригодными для того, чтобы вершить судьбы миллионов рядовых граждан. Однако вместо долгожданного равенства и сытой действительности, люди столкнулись с массой проблем — голодом, преступностью и самым страшным врагом любой цивилизации — глупостью. И посреди всего этого кошмара возвышается фигура профессора Преображенского, человека старой формации, сумевшего избежать гнева народных масс и сохранившего достоинство. Герой верой и правдой служит науке, но при этом не забывает о том, что прилежные манеры и саморазвитие еще никто не отменял. Преображенский не боится раз за разом выставлять карикатурного начальника домкома Швондера глупцом и практически смеется ему в лицо. И делает это профессор настолько утонченно, что недалекий большевик и его приспешники не могут поделать ничего иного, кроме как удалится восвояси. Немалый интерес также вызывают и разговоры между Преображенским и Борменталем, ставшим полноценным наследником профессора и получающим от него самое главное — знания, формирующие жизненную позицию. Доктор Борменталь не менее важен для истории, нежели профессор, ведь он олицетворяет собой молодого интеллигента, которому в скором времени придется бороться с мраком в одиночку. И он буквально съедает каждое слово Преображенского, понимая, что такие люди должны стоять во главе общества, а не дилетанты наподобие Швондера.

    Ну и не могу не отметить великолепного Владимира Толоконникова, навсегда вошедшего в историю кино под прозвищем Шариков. На момент съемок фильма совершенно неизвестный актер приглянулся режиссеру благодаря своему явному таланту и искорке, горящей в глазах. Шариков в исполнении Толоконникова стал образцовым проходимцем, который тем не менее вызывает исключительно положительные эмоции. Когда в кадре появляется наш герой, то это означает только одно — готовьтесь к изрядной доле отборного юмора! Толоконников своим образом высмеивает народ за его недальновидность и глупость. Это самый настоящий символ невежества и олицетворение 1920-х. Возможно кому-то не понравится, как Бортко при помощи Булгакова показал истоки Советского Союза, но от этого никуда не деться — историю никто не в праве переписывать и приукрашать.

    В итоге хочу сказать, что «Собачье сердце» по праву считается одним из лучших фильмов своего времени и, безусловно, жемчужиной в карьере Владимира Бортко. Думаю, что Михаил Булгаков был бы рад проделанной работе и оценил бы представленный фильм по достоинству. Так что я не могу пожелать вам ничего иного, кроме как приятного просмотра!

    10 из 10

    2 апреля 2015 | 10:55

    У каждого человека обязательно есть настольная книга. Их много и у каждого она своя — для экономиста нет ценнее «Общей экономики», актера дорожит энциклопедией под названием «Сто великих актеров», некоторые выбрали для себя произведения художественной литературы — Пушкин, Гоголь, Солженицын… А у кого-то «настольным» является кино. Фильм, который можно смотреть бессчетное количество раз, и обязательно выносить нечто новое из каждого просмотра. «Собачье сердце» — именно такой фильм.

    В этом замечательном фильме, который благополучно миновал кинотеатры, а отправился прямиком на телеэкраны, удивительно удачно и органично все — от черно-белой гаммы (которая лишь подчеркивает дух времени) до гнусавого голоса Шарикова, столь точно прочувствованного и переданного зрителю Владимиром Толоконниковым.

    Сатирическая повесть Михаила Булгакова, писателя, чьи произведения не утеряли актуальности в наше время и, я уверена в этом, привлекут внимание и полюбятся еще ни одному поколению, была напечатана лишь в 1987 г. Неудивительно, что уже через год фантастическую повесть экранизировали, причем настолько удачно, что фильм по достоинству оценили не только в СССР, но и за рубежом.

    Сам сюжет не похож ни на одно литературное произведение, ни на одни фильм. «Собачьему сердцу» нет равных, нет того, с чем можно было бы сравнить сие творение. Именно поэтому многие именуют фильм шедевром, и ведь абсолютно оправданно.

    Завязка начинается как некое фантастическое повествование — профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить дворовую собаку в человека, который сможет говорить, чувствовать и мыслить как настоящая личность. Собака найдена, операция завершена. Но ожидаемая эйфория от столь сильного толчка, сделанного для продвижения науки, не наступает. Некто Шариков, получившийся в ходе эксперимента, неожиданно «тащит» эту самую науку далеко назад, наглядно демонстрируя то, что собаке лучше оставаться собакой. Нечленораздельное «Абыр, Абыр-валг!» сменяется сначала пошлыми ругательствами: «В очередь, сукины дети, в очередь!» и «Отлезь, гнида», бессмысленными репликами в адрес всех подряд: «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!» и, наконец, самыми настоящими требованиями: «Человеку без документов строго запрещается существовать…»

    Ничуть не тускнеет на фоне «новоиспеченного недочеловека» профессор Преображенский. Евгению Евстигнееву удалось необычайно выразительно сыграть яркий характер — мудрого и независимого человека, которого не переехала революционная колесница, установившая новые порядки и морали, и подмявшая под себя и сломавшая так много людей.

    На протяжении всего фильма профессор удивляет своей непоколебимостью и собственным взглядом на происходящее, что отчетливо чувствуется в диалоге с представителем пролетариата:

    - Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
    - Нет, не возьму.
    - Почему же вы отказываетесь?
    - Не хочу.
    - Вы не сочувствуете детям Германии?
    - Сочувствую.
    - Жалеете по полтиннику?
    - Нет.
    - Так почему же?
    - Не хочу.


    Преображенский мудр, и его мудростью пропитано каждое слово:

    «Успевает везде тот, кто никуда не торопится»

    «Ласка… единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать»


    Но одно из самых ярких и запоминающихся качеств профессора Преображенского — чувство юмора. Чем бы ни были пропитаны его слова — едкой сатирой или легкой усмешкой — это слова человека мылящего, способного молниеносно оценить ситуацию, подобрать нужные обороты и уколоть там, где нужно, и того, кого нужно.

    - Во-первых, мы не господа!
    - Во-первых, вы мужчина или женщина?


    - Зачем искусственно фабриковать человека, если любая баба может родить его когда угодно?

    - Пальцами блох ловить, пальцами! Не понимаю, откуда вы их только берете?..

    - Не читайте до обеда советских газет!
    - Да ведь других нет…
    - Вот никаких и не читайте!

    - Сейчас ко мне вошли четверо, из них одна женщина, переодетая мужчиной, и двое вооруженных револьверами и терроризировали меня в квартире с целью отнять часть ее.


    «Собачье сердце» — без сомнения очень сильный фильм. Он переживет много-много поколений и обязательно станет классикой отечественного кинематографа. А для многих — уже стал. Образы главных героев уже являются нарицательными: профессор Преображенский — олицетворение возвышенности над царящей серостью, а Шариков — воплощение всех грязных пороков человечества, воспроизведенное посредством животного. И этого не мог не заметить Преображенский, который сказал: «Весь ужас в том, что сердце у него теперь человеческое. И самое паршивое из всех».

    10 из 10

    29 октября 2010 | 19:37

    Антисоветская сатира страшной, разрушительной силы. Контрреволюция. Тот, кто разрешал постановку этого фильма, должен был понимать, какой чудовищный удар будет нанесен по советскому мировоззрению, больше того, — это расстрел советской ментальности! Пуля в затылок. Как пропустили такую постановку в советское время?! Невероятно. Самоубийственно. Они бы еще «Архипелаг ГУЛАГ» экранизировали. Но если против Архипелага еще как-то можно бороться, например говорить, что все ложь, то против «Собачьего сердца» и возразить-то нечего, нечем бороться. Булгаковская сатира как стрелы Робин Гуда — летит без промаха, убивает наповал. Я почти вижу как этот фильм раскалывал головы позднее-советских интеллигентов, все еще верующих в в идеалы коммунизма (хотя эта вера уже подгнила) — их идеалы взрывались у них в головах как гранаты!

    Сатира это хищник, у нее острые зубы, она может загрызть, разорвать и разбросать какую угодно идею, тем более ту, которая и так дышит на ладан.

    10 из 10

    31 октября 2011 | 18:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>