всё о любом фильме:

Собачье сердце (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Бортко
сценарийНаталия Бортко, Михаил Булгаков
директор фильмаГеоргий Мауткин
операторЮрий Шайгарданов
композиторВладимир Дашкевич
художникВладимир Светозаров
монтажЛеда Семенова
жанр фантастика, драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Москва. 1924 год. В результате одного из своих сложнейших опытов, профессор Филипп Филиппович Преображенский делает потрясающее открытие: после пересадки гипофиза его подопытный пёс Шарик превращается в человека! Сенсационная новость мгновенно разлетелась по Москве, и принесла всемирно известному профессору очередную порцию признания. Однако радость его была недолгой: вопрос о том, что из Шарика — в последствии гражданина Шарикова — может получиться «высокая психическая личность» очень быстро становится под сомнение.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Все съёмки проходили в Ленинграде.
    • Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
    • На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
    • На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада.
    • Фильм был снят на черно-белую пленку, а затем напечатан на цветной позитив, чтобы получить сепию. Такое колористическое решение было принято для стилизации под фильмы 20-х годов. Однако основной прокатный вариант ленты был полностью черно-белым, так как черно-белый позитив был дешевле цветного.
    • К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
    • В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
    • На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
    • На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
    • Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
    • Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
    • В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Эту великолепную картину Владимира Бортко по напечатанной впервые в СССР только в 1987 году ранней сатирической повести Михаила Булгакова о фантастическом превращении бродячего пса в типичного советского гражданина Шарикова нередко показывают теперь по телевидению в очередные годовщины октябрьского переворота (между прочим, именно так называли революцию вплоть до конца 20-х годов). И каждый раз это следует воспринимать как особый курс лечения с отрезвляющим эффектом пробуждения от исторических иллюзий и заблуждений (жаль, что сам Бортко теперь перешёл на сторону коммунистов и даже вступил в КПРФ!). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1152 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вообще, все это — совершенная метафора. Под названием «Собачье сердце» подразумевается даже двойственность: считается, что самое главное в организме — сердце. В данном случае это главное (сердце) по идее должно быть по-собачьи преданным, благодарным. Но нет! После превращения мы видим многократно увеличенные хамство, наглость, бескультурие и т. д. Почему?

    «Суровые годы уходят…. за ними другие приходят, они будут также трудны». Вот она, вечная русская позиция — идти к цели обязательно через тернии. С какой болью говорит об этом Автор!

    А замечательный монолог за столом, просто лозунги:
    - взять все и поделить;
    - не читайте газет;
    - да не согласен я (с Энгельсом или с Каутским?) — да с обоими!
    Как талантливо в этих фразах показана «загадочная» русская душа!

    Нужен ли прогресс человечеству? Какой порядочный был пес, и что из него вышло?! Приводят ли к добру научные открытия? Вот вопросы, над которыми предлагает задуматься Автор.

    Талант Булгакова не обсуждается. Счастье, что на гениального Автора нашлись такие талантливые режиссер, актеры. Без такого тандема мы никогда не смогли бы писать на этой страничке, брясь с захлестывающими эмоциями!

    10 из 10

    21 июня 2008 | 06:22

    «Собачье сердце» для меня — фильм детства. Фильм, любимый всей семьей, который всегда стоял на полке, неоднократно пересматривался и постоянно цитировался. И даже не особо понимая, что там на экране происходит, я тоже невольно цитировала любимые фразы: «В печку ее!», «Вот никаких и не читайте», «Если я у себя в квартире начну петь хором», «А где ж я харчеваться буду?» и т. д. Не самые ключевые фразы фильма, но то, что отложилось в моей детской памяти.

    При всем этом, надо сказать, фильм производил на меня достаточно гнетущее впечатление: сам по себе черно-белый, да еще и тихий, спокойный голос Шарика и загробные песни домкомовцев. Теперь, конечно, ни о какой «депрессии» речи быть не может, когда я вслушалась в то, что они собственно поют.

    Теперь я просто понимаю, что если Булгакова можно было экранизировать блестяще, то Бортко это сделал. Он буквально, дословно, не потеряв ни грамма булгаковской колкости, перенес на экран произведение, которое было напечатано в Советском Союзе только в 1987 году, то есть через шестьдесят лет после написания! И при этом в фильме по мельчайшим деталям создана атмосфера описываемого времени. Разруха, что тут скажешь! И сатира на эту разруху.

    Разумеется, я не буду касаться сюжета, за него благодарим Булгакова. Главное — что все созданные автором образы со 100% точностью переданы на экране. Великолепные главные герои — Евгений Евстигнеев, из уст которого мы слышим большую часть фраз, которые стали уже крылатыми выражениями. Владимир Толоконников, в прошлом — ласковый пес, а в настоящем — человек с собачьим (в самом плохом смысле этого слова) характером, причем внешне действительно похожий на собаку.

    Абсолютно шикарный Швондер в исполнении Романа Карцева ("Я попрошу эти слова занести в протокол!») и вместе с ним — кучка ярких эпизодических персонажей, которые, когда появляются на экране, только и делают, что поют о «суровых годах».

    Некоторые эпизоды, совсем крохотные, из которых как раз и складывается общее впечатление, там вообще, на мой взгляд, шедевральны: пациенты профессора ("Доктор, неужели обезьяны!?»), фотограф из газеты, который на секунду заглядывает в квартиру, чтобы ослепить Борменталя вспышкой, старушка, которая пришла «на собачку говорящую посмотреть», молодой человек, который распинается о достижениях науки на благо советского народа… Чем больше я смотрю, тем больше убеждаюсь, что в этом фильме нет ни одного лишнего кадра.

    В общем, что толку говорить, когда гораздо лучше один раз посмотреть? Я нисколько не сомневаюсь: уж что-что, а «Собачье сердце» переживет еще не одного поколение любителей кинематографа.

    Идеальная экранизация.

    10 из 10

    12 ноября 2008 | 14:28

    Михаил Булгаков — писатель крайне непростой. Чтобы понять и осознать всю ту тонкую и хитроумную вереницу подтекстов и идей, которые он закладывает в свои произведения, читать нужно очень внимательно. И что ещё важнее — необходимо правильно уметь понимать доносимое. Это лишь условия и требования, касающиеся читателя, знакомящегося с книжными первоисточниками.

    А вот теперь поговорим собственно о том, ради чего я стал писать этот обзор. Поговорим о такой вещи, как «экранизация». Что это такое, спросите вы? Чего она требует от тех, кто за неё взялся? Тут первым делом, разумеется, идут все те пункты, требуемые относительно читателя — это возможность понять и осознать сам материал, однако это ещё далеко не всё. От экранизаторов книги требуется понять саму суть того, что же хотел донести до читателей автор, а уже потом взять и донести это языком кинематографа непосредственно до зрителя.

    В большинстве случаев именно поэтому экранизации многих культовых романов оказываются неудачными. Киношники либо не понимают первоисточника, либо попросту не знают, как донести такой материал до зрителя. В случае с экранизацией замечательной повести «Собачье сердце», как это не удивительно, кинематографисты совершенно бесспорно попали в точку. Сперва мне удалось ознакомиться именно с экранизацией, а уже потом прочитать роман. И во время прочтения, я просто поражался тем мастерством, той атмосферой, которыми была пронизана лента Владимира Бортко.

    Буквально каждый диалог, каждая новая сцена просто идеально подстроены под текст писателя. Смотря экранизацию, ты будто читаешь ту же самую книгу, совершенно без каких-то несоответствий, непониманий и расхождений, это действительно именно то, что чувствуешь при прочтении повести. Режиссёр поразительно точно доносит сказанное писателем до зрительских масс, будто он и Булгаков — один и тот же человек. Удивительно, но это так. Ещё ни в одной экранизации я никогда не видел столь точной и правильной передачи самой сути текста.

    Ну и грех было бы не упомянуть потрясающую игру всех актёров. Как второплановых, так и главных действубющих лиц. Шариков, Преображенский. Бормаенталь, Швондер… Именно таких я себе представлял этих людей при прочтении текста писателя. И именно такими их передо мной поставил Владимир Бортко. Фильм — прекрасная, гениальная сатира, созданная на основе не менее гениального первоисточника. Смотреть всем в обязательном порядке.

    10 из 10

    15 сентября 2012 | 10:18

    Фильм — абсолютный шедевр!

    Гениальная повесть гениального Булгакова разыграна просто фантастически. Профессор Преображенский, по моему скромному мнению, — лучшая роль неподражаемого Евстигнеева. Никому до того неизвестный Толоконников — просто бесподобно изобразил Шарикова. Плотников — лучший Борменталь из возможных. Три стопроцентных попадания в три главных роли. Смотреть за их игрой — непередаваемое удовольствие. А интересный, умный, злободневный сюжет, актуальный в любые времена, дает повод не только к получению эстетического наслаждения, но и к умственному и нравственному осмыслению происходящего.

    - Не читайте перед завтраком советских газет.
    - Так ведь других нет.
    - Вот никаких и не читайте.

    В полной мере этот диалог можно отнести и к современным реалиям. Не читай в интернете, не слушай по радио, не смотри по телевизору, иначе велики шансы безостановочно отравлять себя токсичным мышлением.

    «… кинематограф у женщин — единственное утешение в жизни.»

    Замени «кинематограф» на «сериалы» — что изменилось?

    - Лаской, лаской… Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом…

    Многие ли помнят об этом? Сколько кругом неадекватных родителей, орущих на детей. Справедливости ради надо сказать, что выведенный профессором собако-человек, хоть и был живым существом, и даже идейным, заставил того пересмотреть свою точку зрения, не долго умный и интеллигентный профессор продержался в рамках, общаясь с типичным представителем новой эпохи.

    А сколько сейчас народа, именующего себя звездами, или еще похлеще, советует нам, простым смертным, из каждого утюга, как надо жить, любить, воспитывать детей и прочее и прочее. Так и хочется сказать им всем:

    - И вы в присутствие двух людей, с университетским образованием, позволяете себе давать советы космического масштаба и космической же глупости! А сами в то же время наглотались зубного порошка!

    В общем, никогда не устареет Булгаков, никогда не потеряет актуальности этот фильм. Смотрите и получайте удовольствие.

    10 из 10

    3 июля 2015 | 17:35

    Фильм хороший, но те, кто читал книгу и любит ее, поймут — книга лучше. Лучше намного. При всей яркости Шарикова и профессора Преображенского, в фильме ряд второстепенных персонажей получился сереньким и бестелесным (кроме Швондера), да и атмосфера того времени воссоздана слабовато. Книгу — обожаю, фильм — достойный, но не более.

    31 марта 2006 | 00:33

    Что ж, не в моих принципах описывать сюжет, да к тому же его и так все знают. Не имею обычая выходить за рамки большого комментария, но и без этого все ясно, как божий день.

    Пожалуй, «Собачье сердце» 1988 года выпуска — лучшая экранизация Булгакова, заслуженно одного из наиболее признанных русских классиков XX века. Показанная в коричневых тонах сепии картина ни в коем случае не довесок, а равноправное произведение, с расширенной концовкой и подкорректированными образами некоторых главных действующих лиц.

    Тема очеловечивания, культурного просвещения и спасения простого люда из их же помойки, начатая задолго до Булгакова и сохраняющая свою актуальность до сих пор, передается посредством замечательного гротескного образа превращения собаки в человека и последующим обратным процессом, в назидание грядущим экспериментаторам. Допуская подобного Шарикову субъекта в приличное общество стоит помнить об опасности, которую кроет в себе угнетенная психика и порожденная ей зависть ко всему чуждому, непонятному и излишне прекрасному для скудного дворового разума.

    Конфликт был аккуратно перенесен из первоисточника, но рассматривается несколько под другим углом. Если сравнить с повестью, то антагонистичные Шарикову и Швондеру фигуры Преображенского и Борманталя несколько отбелились. Вышедшие из ненаучной фантастики доктора довольно долго выступают некими идеалистами и защитниками человеческого достоинства, что в особенности касается Филипа Филипповича (у ассистента запас терпения иссяк ожидаемо быстро), из высокомерного сноба и манерного интеллигента превратившегося в вежливого интеллектуала и пацифиста. Это можно объяснить тем, что в его личности едва живая советская цензура разглядела реального экспериментатора с пролетариями — вечно живого Ленина, и потому жизненно необходимо было напомнить, что профессор Преображенский охотился не только за высоким статусом в ученом мире, но и действительно верил в удачу своей затеи! Ну или исполнявший главную роль Евгений Евстигнеев по-своему понял роль, суть не в этом. Из-за подобных пируэтов противостояния образованного меньшинства и малокультурных низов приобретает поистине трагическую окраску. Нельзя, нельзя вынуть индивида из его полудикой среды и поставить на ноги — готовьтесь к тому, что он оботрет подошвы об ваши персидские ковры, о ценности которых даже не подозревает!

    Сопоставление разумного и неразумного, варварского и цивилизованного — не актуальны ли эти темы и поныне, без перевернувшей общества вверх тормашками в первые свои годы Советской республики, в контексте стран Третьего и Первого мира? Не обнаружим ли мы «идейных» шариковых не только среди наследников «homo soveticus», но и переоцененных левыми либералами эмигрантов? Как насчет развить мысль Булгакова о том, что собаке лучше остаться собакой до конца дней своих?

    3 июля 2015 | 15:03

    Именно таким, на мой взгляд является смысл данной картины и одноименного романа Михаила Булгакова, по которому его сняли. Грустная мораль вообще-то, но гениев не понять. Ну и заодно это очень задорный стеб над коммунизмом, недаром же роман не публиковали аж до 1987 года.

    Наверное, несколько странно выглядит то, что свой отзыв я начал сразу же с моим мнением о смыловой части. Это странно даже для меня. Но к такому фильму надо писать странные отзывы. Потому что это одна из самых самобытных картин 20 века. Разберемся.

    В первую очередь удивляет то, что фильм снят в СССР и то что снят для телевидения. Сейчас это считается знаком очень плохого качества. Хотя тогда не было особой разницы, все равно снимали на одних и тех же студиях, просто бюджеты отличались. Но все равно, фильм очень качественный и выглядит вполне современно и крайне сбалансировано. Парадокс.

    Режиссером фильма является Владимир Бортко, почти все фильмы которого являются экранизациями произведений русских классиков. Многие очень удивятся тому, что он еще недавно снял нашумевшего «Тараса Бульбу». И вдвойне смешно (хотя скорее грустно) от того, что в 2007 году он вступил в ряды российских коммунистов. Парадокс.

    Перед просмотром этого киношедевра мне удалось сначала прочитать культовую книгу Булгакова, которая лично мне очень понравилась при всей моей нелюбви к русской литературе. Потом я еще умудрился попасть на спектакль по этой книге, который мне тоже понравился. Ну и тут я приступил к просмотру фильма. Просмотра я несколько побаивался, дело в том, что я хорошо знаю о том, что до просмотра фильма снятого по тому или иному литературному произведению, сначала лучше смотреть фильм а книгу оставить на потом, иначе будет разочарование как случилось со мной совсем недавно при просмотре «Заводного апельсина». Но как это ни странно, смотреть его мне было очень интересно и совсем не скучно. Парадокс.

    Еще удивляет то, что фильм невероятно хорош как экранизация. Да вдобавок не абы какой книги, а самой что ни на есть классики русской литературы. А снимать фильмы по таким книгам очень тяжело. А это идеальный случай идеальной экранизации, которая устроила бы всех. Сценарий великолепен, все очень близко к оригиналу, но и не копирует его. Многие любят этот фильм за один момент, когда Шариков играет на балалайке. Так вот, этого момента нет в книге и в помине. И сцены в кинотеатре тоже не было, все же очень интересно, какие фильмы смотрели в кинотеатре?

    Актеры играют великолепно. Евгений Евстигнеев очень точно подошел под персонажа, именно таким я и представлял его в книге, великолепная роль. Владимир Толоконников очень эффектно сыграл. Борис Плотников весьма неплох. Роман Карцев почему-то сильно запомнился.

    Видеоряд довольно странный, сделан в формате «сепия». Я практически не знаю фильмов с таким же странным изображением. Между тем очень простой и незатейливый, а операторская работа зачастую вовсе скучная, хотя это не удивительно для советского кинематографа.

    Вывод: самобытный, атмосферный и просто отличный фильм. Один из лучших советских фильмов. Идеальная экранизация. Смотреть обязательно.

    Оценка:

    10 из 10

    6 мая 2010 | 19:27

    Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана в далёком 1925 году. Но жесточайшая цензура, господствовавшая в стране не позволяла издательствам опубликовать её. Повесть стала доступной советскому читателю аж в 1986ом, а в 1988ом на телевизионных экранах появился двухсерийный одноимённый фильм режиссёра Владимира Бортко, главные роли в котором великолепно исполнили Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников. Фильм снят на чёрно-белую плёнку, поэтому создаёт дополнительную атмосферу драматизма.

    Действие происходит в 20-х годах прошлого столетия. Революция принесла с собой новые порядки, новые законы, новые представления о морали и определения «что такое хорошо и что такое плохо». Страна переживает тугие времена, вызванные только что окончившейся гражданской войной и нэпом. Лейтмотивом фильма является тема разрухи, проникшей, что называется, «во все щели».

    - Что означает эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая вышибла стёкла и потушила все лампы? Да её вовсе не существует, доктор.

    Вечно голодный и обездоленный пёс Шарик обитает посреди разрухи. Его отовсюду гонят, калечат, и никому нет дела, что чувствует несчастная собака. Неожиданное спасение приходит к Шарику в образе доброго профессора Филиппа Филипповича Преображенского, который сжалился над псом и привёл его к себе домой. Надо сказать, что выбор Владимиром Бортко на роль профессора именно великолепного Евгения Евстигнеева очень удачен. Этот актёр создал образ профессора живым и понятным зрителю.

    Профессор Преображенский за обедом со своим помощником, доктором Борменталем категорически осуждает новую власть, которая, по его мнению, породила разруху. И даже не саму власть, а людей, невежественных по натуре, обращающих страну в сплошной рассадник невежества. Ему, как человеку старой закалки, не понять, почему «убрали ковёр с лестницы», «вынесли цветы с площадок», «заколотили досками второй подъезд дома на Пречистинке». Он искренне полагает, что «невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то иностранных оборванцев». Профессор всем своим духом ратует за то, чтобы каждый занимался своим делом и не совался, куда не следует. Такая позиция ясна зрителю, и достойна уважения…

    Но не противоречит ли профессор самому себе, когда проводит операцию по пересадке органов от уголовника и алкоголика Клима Чугункина собаке Шарику? Гениальный опыт удался, пёс выжил и приобретает человеческие черты. Борменталь счастлив: «Шарик разовьётся в чрезвычайно высокую психическую личность!» Однако, Преображенский не разделяет его оптимизма.
    Замечательный эпизод «презентации» бывшего Шарика широкой публике не был описан в книге. Однако введение его в фильм можно назвать смелым юмористическим решением режиссёра. В нём профессора называют ни много, ни мало «творцом», и здесь же показывается из чего состоит сфабрикованный врачами человек — откровенная глупость, игра на балалайке, пошлые частушки… Но чем дальше в лес…

    - Фамилию я готов принять наследственную.
    - А именно?
    - Шариков.

    Свершилось то, чего так боялся Филлип Филлипович — разруха добралась до его дома. Неподдающийся никакому нормальному воспитанию Шариков наглеет с каждым днём всё больше и больше: «Окурки на пол не бросать, не плевать, с писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы её подкарауливаете… — Что-то вы меня больно утесняете, папаша». Кроме того, председатель домкома Швондер, который точит зуб на профессора с тех пор, как ему не удалось его уплотнить, оборачивает Шарикова в свою пользу. После общения с домкомом, Полиграф Полиграфович становится одним из передовых людей того времени — он знает наизусть социалистические лозунги, читает книги типа переписки Энгельса с Кауцким, презирает элементарные правила этикета: «Всё у вас, как на параде — салфетку сюда, галстук туда, да спасибо, да пожалуйста — мерси…», при этом не желает ничего знать и уметь, а под конец по протекции Швондера устраивается на службу в отдел чистки города от бродячих животных «Котов душили — душили…». Жизнь профессора стала совсем невыносимой. Но раскаяние в совершённой ошибке пришло к нему слишком поздно. «Я ведь заботился совершенно о другом. О евгенике, об улучшении человеческой природы». Благородная цель принесла вместо пользы разруху. Человек должен жить в согласии с природой, а не вмешиваться в неё. «Зачем искусственно фабриковать человека, когда любая баба может родить его когда угодно?» Действительно, зачем? Зачем создавать себе трудности и затем героически их преодолевать? Зачем совершать насилие над природой? Падает духом и Борменталь. Оба учёных понимают, что из Клима Чугункина получится только Клим Чугункин, и его никак не исправить. Швондер злорадствует. Теперь он уверен что сможет выселить профессора из квартиры, несмотря на то, что он лечил, а может быть и спасал жизни многим «шишкам».

    После того, как профессор отказался прописывать в своей квартире невесту Шарикова (которую, как оказалось любит и Борменталь), человекопёс пошёл на самый подлый и последний в своей жизни поступок — написал на него донос, в котором обвинял его в подготовке к контрреволюции. У Преображенского и Борменталя не остаётся другого выхода…

    - Человек с собачьим сердцем!
    - Нет-нет, коты — это временно. Весь ужас в том, что сердце у него теперь человеческое. И самое паршивое из всех.

    После просмотра фильма остаётся осадок на душе и, почему-то, хочется плакать. Если брать конкретно рассказанную историю, то она заканчивается хорошо — вновь прооперированный пёс Шарик лежит у ног хозяина. Но в жизни всё не так просто. В жизни швондеры и шариковы, люди, которые не умеют руководить и вместо решения проблем занимаются песнопениями и несут в массы бессмысленные лозунги, типа: «Каждая кухарка может управлять страной», разграбили и разрушили половину народного достояния и свели в могилы тысячи людей. Вздрагиваешь от одной мысли, что шариковы были не просто обычным явлением, но и явлением весьма поощряемым. И сегодняшняя задача — не допустить появления новых шариковых, чтобы не расхлёбывать результаты их деятельности, именуемых разрухой.

    9 из 10

    28 июля 2009 | 21:38

    Шедевр отечественного кинематографа, чего, кстати, о книге не сказал бы. Фильм знаю чуть ли не наизусть. Кто хоть чуть-чуть знаком с историей того серого времени, поймет весь вложенный в сюжет сарказм и издевку над советской обыденностью.

    Интересна и работа режисера (вставки документальной хроники и т. д.).
    Мой любимый момент в фильме — это монолог профессора Преображенского за обедом о разрухе.

    17 октября 2006 | 17:07

    У каждого человека обязательно есть настольная книга. Их много и у каждого она своя — для экономиста нет ценнее «Общей экономики», актера дорожит энциклопедией под названием «Сто великих актеров», некоторые выбрали для себя произведения художественной литературы — Пушкин, Гоголь, Солженицын… А у кого-то «настольным» является кино. Фильм, который можно смотреть бессчетное количество раз, и обязательно выносить нечто новое из каждого просмотра. «Собачье сердце» — именно такой фильм.

    В этом замечательном фильме, который благополучно миновал кинотеатры, а отправился прямиком на телеэкраны, удивительно удачно и органично все — от черно-белой гаммы (которая лишь подчеркивает дух времени) до гнусавого голоса Шарикова, столь точно прочувствованного и переданного зрителю Владимиром Толоконниковым.

    Сатирическая повесть Михаила Булгакова, писателя, чьи произведения не утеряли актуальности в наше время и, я уверена в этом, привлекут внимание и полюбятся еще ни одному поколению, была напечатана лишь в 1987 г. Неудивительно, что уже через год фантастическую повесть экранизировали, причем настолько удачно, что фильм по достоинству оценили не только в СССР, но и за рубежом.

    Сам сюжет не похож ни на одно литературное произведение, ни на одни фильм. «Собачьему сердцу» нет равных, нет того, с чем можно было бы сравнить сие творение. Именно поэтому многие именуют фильм шедевром, и ведь абсолютно оправданно.

    Завязка начинается как некое фантастическое повествование — профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить дворовую собаку в человека, который сможет говорить, чувствовать и мыслить как настоящая личность. Собака найдена, операция завершена. Но ожидаемая эйфория от столь сильного толчка, сделанного для продвижения науки, не наступает. Некто Шариков, получившийся в ходе эксперимента, неожиданно «тащит» эту самую науку далеко назад, наглядно демонстрируя то, что собаке лучше оставаться собакой. Нечленораздельное «Абыр, Абыр-валг!» сменяется сначала пошлыми ругательствами: «В очередь, сукины дети, в очередь!» и «Отлезь, гнида», бессмысленными репликами в адрес всех подряд: «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!» и, наконец, самыми настоящими требованиями: «Человеку без документов строго запрещается существовать…»

    Ничуть не тускнеет на фоне «новоиспеченного недочеловека» профессор Преображенский. Евгению Евстигнееву удалось необычайно выразительно сыграть яркий характер — мудрого и независимого человека, которого не переехала революционная колесница, установившая новые порядки и морали, и подмявшая под себя и сломавшая так много людей.

    На протяжении всего фильма профессор удивляет своей непоколебимостью и собственным взглядом на происходящее, что отчетливо чувствуется в диалоге с представителем пролетариата:

    - Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
    - Нет, не возьму.
    - Почему же вы отказываетесь?
    - Не хочу.
    - Вы не сочувствуете детям Германии?
    - Сочувствую.
    - Жалеете по полтиннику?
    - Нет.
    - Так почему же?
    - Не хочу.


    Преображенский мудр, и его мудростью пропитано каждое слово:

    «Успевает везде тот, кто никуда не торопится»

    «Ласка… единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать»


    Но одно из самых ярких и запоминающихся качеств профессора Преображенского — чувство юмора. Чем бы ни были пропитаны его слова — едкой сатирой или легкой усмешкой — это слова человека мылящего, способного молниеносно оценить ситуацию, подобрать нужные обороты и уколоть там, где нужно, и того, кого нужно.

    - Во-первых, мы не господа!
    - Во-первых, вы мужчина или женщина?


    - Зачем искусственно фабриковать человека, если любая баба может родить его когда угодно?

    - Пальцами блох ловить, пальцами! Не понимаю, откуда вы их только берете?..

    - Не читайте до обеда советских газет!
    - Да ведь других нет…
    - Вот никаких и не читайте!

    - Сейчас ко мне вошли четверо, из них одна женщина, переодетая мужчиной, и двое вооруженных револьверами и терроризировали меня в квартире с целью отнять часть ее.


    «Собачье сердце» — без сомнения очень сильный фильм. Он переживет много-много поколений и обязательно станет классикой отечественного кинематографа. А для многих — уже стал. Образы главных героев уже являются нарицательными: профессор Преображенский — олицетворение возвышенности над царящей серостью, а Шариков — воплощение всех грязных пороков человечества, воспроизведенное посредством животного. И этого не мог не заметить Преображенский, который сказал: «Весь ужас в том, что сердце у него теперь человеческое. И самое паршивое из всех».

    10 из 10

    29 октября 2010 | 19:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>