К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда вам в последний раз было страшно в кино? Причём страшно не потому, что вдруг из маминой из спальни выскакивает раскошмарная отрисованная 3d морда, и вздрагиваешь больше от неожиданности, чем от ужаса. Нет, вспомните когда последний раз действие на экране заставляло до полукруглых следов на ладонях сжимать кулаки, и бояться, и сопереживать героям до мурашков по коже? То-то же! Полански умудрился без единого тридемаксера создать шедевральный фильм ужасов, в котором, кстати, и ужасов-то нету. Но такие фильмы можно пересчитать по пальцам. И пересмотреть по десять раз.

История молодой женщины, загнанной в угол, запуганной, и до последнего вздоха защищающей дитя, растущее у неё в утробе - трагедия, которая может произойти в любой соседней квартире. Сатанинская секта за стенкой - то ли банальное собрание психопатов, то ли всамделишная мистическая организация, владеющая тайными оккультными знаниями. Да и неважно это всё. В 'Ребёнке Розмари' ключевое понятие именно ребёнок. И во главе угла отношение не изнасилованной женщины к своим мучителям и врагам, а чувства матери к своему
чаду. Любовь к выношенному и выстраданному младенцу, и всё равно, чьё именно дитя вышло из утробы матери - мужа, случайного прохожего или чёрта с рогами - материнский инстинкт превыше всего. И как она всегда будет защищать его ещё не рождённого, так же будет заботиться о нём, лежащим в колыбели.

Полански мастер кадра и мастер деталей. Каждая мелочь в обстановке играет свою роль, складываясь в общую картину - свет, цвет, длинные коридоры и пустые комнаты. Ломкая и прозрачная Миа Фэрроу идеальный кандидат на роль матери дьявольского сына. Гиперактивная и назойливая Рут Гордон - гениальная жрица сатаны. И сними этот фильм какой-нибудь Майкл Бей, всё закончилось бы по-другому - добро победило бы зло и мир был бы спасён. Полански наполнил свою картину страшной безысходностью, пропитанной иррациональным и неподдающимся логике здравомыслящего человека чувством долга и любви.

'Ребёнок Розмари' - не очередная (или первая) экранизация истории о пришествии на Землю сына сатаны, это не 'Омен' и не 'Константин'. Это очень сильная драма об отсутствии выбора, и не потому что, его нет на самом деле, а потому что путь только один. Страшное кино. По-настоящему страшное.

9 из 10

11 августа 2009 | 15:50
  • тип рецензии:

Классический триллер Романа Полански снятый по книге Айры Левин, стал одним из первых, который затронул тему о 'ребёнке дьявола'. Впоследствии она была множество, раз обыграна и использована в других лентах. Многие хотели урвать кусок славы “Ребёнка Розмари” но, по сути, почти не один фильм его не превзошел. Отметить из списка можно, лишь 'Омен' (1976), но это отдельная страница новой книги.

Эту картину тяжело назвать фильмом ужасов, это скорее драма, которая из фильма перетекла жизнь. После успеха фильма “Ребёнок Розмари” (1968) год спустя жена Полански, актриса Шэрон Тэйт была убита бандой (членами секты) Чарльза Мэнсона. Она была на последнем месяце беременности…

Фильм начинается с того, что молодая пара переезжает в новую квартиру. Кто бы мог знать, что вся жизнь Розмари пойдёт под откос, вдобавок она беременеет… Только вот от кого?

Проникновенная музыка Кристофа Комеда оживляет и наполняет фильм красками, именно она делает картину более полной и раскрывает грани света и тьмы. Актёры превосходно играют свои роли, а Рут Гордон вполне заслуженно получила Оскар за роль второго плана. Классика, которая не заслуживает что бы Вы прошли мимо.

Зло может носить множество масок, но самая страшная из них добродетель.

31 июля 2007 | 15:19
  • тип рецензии:

Начнем, нетрадиционно, с печального, чтобы закончить приятным.

«Ребенок Розмари» - это самая скандальная картина Романа Полански. И, собственно, по праву, скандальная. И у картины заслуженно плохая репутация «черного кино».

Слишком скользкую тему затронул тогда 35-летний Полански, и стал жертвой своей собственной дерзости. Тогда, в далеком 1968 году, Роман слишком быстро гнал лошадей, слишком форсировал события и навлек на себя целую цепочку трагических событий.

Скажу сразу, что «ранний» Полански довольно жесткий и дерзкий сценарист. То есть в его раннем творчестве напрочь отсутствует та изящная ирония и тот неповторимый шарм, который режиссер приобрел позднее, экранизируя «Девятые врата». Тридцатью годами позже он аккуратно приподнимет завесу над темным началом, акцентируя внимание на главном, избегая тем самым ненужных подробностей.

Весь ужас «Ребенка Розмари» состоит в том, что Полански воплотил на экране вполне реальные события, и они могли произойти с любой женщиной в наше странное время обманчивых религий, и мистики здесь ровно на 3 рубля.

И мне ясно почудилось, что где-нибудь на соседской площадке, двумя этажами выше живет точно такая же сумасшедшая старушка и варит свои странные напитки, и предлагает их ничего не подозревающим доверчивым соседям.

Весь ужас картины, как мне кажется, в неправильном сценарии, все преподнесено слишком буквально.

Полански – очень сильный и талантливый режиссер. Он не может ничего делать наполовину, и если что-то снимает, то откровенничает на «полную катушку».

И вот когда я досмотрела это кино до конца, меня вдруг стал мучить один навязчивый вопрос: ЗАЧЕМ?!

Ведь он с легкостью (на то он и художник-фантазер) мог придумать концовку намного веселее той, что показал в «Ребенке Розмари». Причем показал довольно убедительно: молодая женщина, совершенно сломившаяся под напором толпы, с какой-то рассеянной нежностью свешивает свою голову над младенческой колыбелью с черной вуалью, и, собственно, признает младенца, потому что она все-таки мать…

Неужели он не понимал, КАКИЕ последствия может повлечь за собой такой финал – безрадостный, обреченный и дикий?! И хотел ли он сознательно поднять тему «Женщина как полупроводник зла»? Вряд ли…

Он слишком умен, чтобы заниматься дискриминацией женского и мужского начала. Скорее в этом фильме присутствовала тема, которая незримо пронизывает все его творчество: человек один на один с внешним миром и неизбежными обстоятельствами – беспомощный и маленький, как винтик большого и беспощадного механизма.

Разве не с этой обреченностью дрался Харрисон Форд в «Неукротимом»? И разве не по причине повальной бюрократии Джек Николсон лишился носа в «Китайском квартале»? А Дин Корсо в «Девятых вратах» со своей безумной идеей отвоевать сомнительную книгу, ведущую в царство призраков?

Я уже многие годы без ума от картин великого поляка и некоторые из них даже знаю наизусть. Иногда мое зрительское восхищение переходит все границы, и мне хочется вывернуть его кино кадрами наизнанку, потому что я уверена: оно все равно будет прекрасно и без изъянов!

Я готова ему петь бесконечные дифирамбы и простить ему многое, но только не эту черную колыбельку младенца и не этот фатальный, изломанный темной моралью, конец! Младенцы заслуживают только белых оборочек и погремушек, только белых и никаких других!!!

У меня мороз пошел по коже даже от самого лейбла DVD – черная коляска на фоне выжженного пейзажа. Такое сложно оправдать и тем более пустить в массовый прокат!

Потому что такое понятие как «мораль» является немаловажным аспектом для большого кино, в этом контексте сознательно не упоминаю о фильмах-однодневках типа «Убить Била бензопилой».
Роман Полански всегда был амбициозным и стильным режиссером, поэтому с него и спрос другой. Спрос, намного выше, чем с режиссеров бабочек-однодневок.

ТАКОЕ кино из рук Поланского – это бомба замедленного действия, которая стала первопричиной всех несчастий, прежде всего для него самого.

Картина вышла в прокат 1968 году, а в 1969 трагически гибнет его беременная жена, зверски убитая религиозными сектантами, которым он, сам того не желая, сложил оду «за здравие» своим «Ребенком Розмари».

Полученный в 1968 году «Оскар» и скоропалительное признание молодого режиссера были весьма обманчивы. Потому что 10 годами позже, Америка, словно затаив на него глубокую обиду, с позором выгоняет его, закрывая за ним двери на долгие годы.

У меня создалось такое впечатление, что пуританская Америка не простила ему именно оскароносного «Ребенка Розмари», ведь, по сути, от обвинений в изнасиловании малолетней, отказалась несколькими годами позже сама «пострадавшая» - стало быть, дело было не в привычном криминале. И скандал разгорелся не случайно, его угли тлели еще в 1968 году.

Таким образом, возложив на хрупкие плечики довольно миловидной девушки, ее играла филигранная Миа Фэрроу, – такую непосильную ношу бороться с неизбежным, он практически не отставил ей никаких шансов на спасение, и тем самым убил зрителя – убил хладнокровно и безжалостно.

Теперь о красивой обертке шоколадки.
Собственно, картины Романа Полански, имеют свою художественную ценность – они живут и питаются не только сюжетной линией. Независимо от «начинки» той или иной картины, у Романа всегда был свой узнаваемый стиль, свой почерк, что не позволяло спутать его с кем-нибудь еще.

Опустим темную сторону картины, – здесь мы вдоволь наговорились, – в «Ребенке Розмари» больше всего меня поразила и обрадовала его… камера. И хотя операторская работа была доверена Уильяму Фрейкеру – это было такое узнаваемое и незабываемое действо!

Последний раз я видела такую чистую работу во французской «Амели». И это была такая волшебная манера складывать крупное масштабное действие с помощью крохотных мелочей.

Полански в совершенстве владеет техникой дедукции – здесь каждый кадр отдельная и полноценная картинка, маленький фрагмент с большим значением.

Роман здесь исключительный художник, такое впечатление, что он не снимает кино, а рисует картину, которой суждено стать раритетом.

В качестве презумпции невиновности здесь к месту будет цитата Пастернака о Раскольникове: «Более всего потрясает в творчестве Достоевского не само преступление Раскольникова, а присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания».

Разрешите слегка перефразировать классика и констатировать тот факт, что в творчестве Романа Полански более всего потрясает не то, О ЧЕМ он снимает, а то, КАК он это делает на своем очень высоком профессиональном уровне.

Собственно, я бы держала этот фильм на полке в рубрике «Как надо снимать кино», что-то из серии самоучителя для начинающих.

И если закрыть глаза на жуткий сценарий и окунуться с головой в эти самые мелочи, я откажусь от всех вышеизложенный нареканий на раннего Романа и смело поставлю его раритетному кино

10 из 10

16 марта 2009 | 19:15
  • тип рецензии:

В мистические закономерности, сатанинские обряды, потусторонние силы и культ чернокнижников можно не верить – скепсис естественен и рамками логики не ограничен. Практически любому явлению, каким пугающим или неожиданным оно бы ни представлялось, можно найти противоположные трактовки: естественную и паранормальную. Обычно ужас порождается не наличием странных взаимосвязей, а чувством уязвимости перед угрозой, обретающей реальные черты. «Ребенок Розмари» возвышается огромным курганом в биографии Романа Полански. Основоположник моды на сатанизм в кино, трагически дополнившийся убийством молодой жены режиссера, как будто написал мрачное послесловие к ранее отыгранной пьесе. Картина и сама по себе абсолютно гармонична, самодостаточна и камерно безупречна, чтобы искать причины ее успеха извне. В рамках предельно четкого сюжета, тут же ставшего каноническим для картин такого жанра, провидение имеет неестественно длинную руку, которая властно распоряжается событиями, подчеркивая их неизбежность.

Открыв голливудский этап творчества, Полански показал, как удачно можно совместить на экране американскую беззаботность с европейским прагматизмом. Это умение помножилось на прежние навыки режиссера: структурно выстроенный кадр, насыщенную картинку, тонко подобранное музыкальное сопровождение и неоднозначные в прочтении поступков персонажи. Что особенно интересно, переживая явно нездоровые реакции организма, беременная Розмари до последнего цепляется за соломинку наивности. Чего тут больше: природной доверчивости или упорного нежелания смотреть правде в глаза – не определить, и поэтому важную роль играет нагнетающий напряжение фон. Беда, как водится, появляется из пустоты незаметно, в своем медленном приближении планомерно уничтожая все, на что можно надеяться. При этом атмосферу вряд ли можно назвать беспросветно депрессивной. Картине больше подходит определение двуликой, под стать мужу Розмари. Полански, как опытный практик на ниве устройства неотвратимого пессимизма, лишает надежды постепенно, не сразу, до последнего оставляя шанс, будто добрая половина фильма – всего лишь жуткий сон. Абсурдная вера в спасение свойственна человеку, но отрицание по своей природе не способно ничего гарантировать.

Принадлежность киноленты к «квартирной трилогии» находит подтверждение на протяжении всего хронометража. Будто назло первопричине, режиссер использует аналогичные приемы доведения героинь до умопомрачения. В отличие от Кэрол из «Отвращения», Розмари, несомненно, способна находить выход из запутанного лабиринта собственного разума, но, как и прежде, противоестественные силы находит все новые средства давления, попутно заставляя терять связь между фантазиями и фактами. В обеих картинах раздражающе громко тикают часы, методично отсчитывая время до кульминационного момента. При этом Полански совершает одну из наиболее ярких метаморфоз за всю свою карьеру. Акт оплодотворения, исполненный в переменчиво-спокойных и уничтожающе-алых тонах, заставляет испытать неподдельную дрожь при осознании соприкосновения с чистым злом. Сон это или явь – вопрос вторичный, первостепенен страх перед будущим. И вновь режиссер задействует провидение, которое подобно мятежному духу вселяется в разных персонажей. Розмари остается совсем одна перед оскалившейся самой отвратительной из гримас судьбой. Актерскую игру Мии Фэрроу, без сомнения, можно считать эталонной в изображении выпестованного таинственной силой отчаяния. Немногочисленные возможности найти поддержку в лице старого приятеля, подруг, врача цинично уничтожаются с той же легкостью, с какой героиня остригает волосы.

Зловещий ореол, сопровождающий ленту на протяжении почти всей ее жизни, как нельзя лучше подтверждает давнюю истину: с черной магией лучше не шутить. «Ребенок Розмари», или, если быть точным, его наследие, отняло у Полански не только любимую жену, но и верного композитора – Кшиштофа Комеду. Это последний их совместный фильм, и точно в соответствии со специфическим обаянием первоисточника Айры Левина, он сопровождается минорными композициями. Первые же кадры, кроме того, украшенные титрами обманчиво-невинного сиреневого цвета, призваны лишить бдительности и заставить поверить, что городские легенды о нехороших домах – всего лишь страшилки. Тяжело поверить в плохое, все человеческое существо противится этому, и даже самоубийство приятной девушки с медальоном на шее (вот она, лживость символов во всей красе!) воспринимается в духе «со мной такого точно никогда не случится». Тем беспощаднее жизнь, выкашивающая людей явно раньше их срока. Мистика ли это? И ею ли обусловлен трагический исход Комеды? Каждый верит в то, во что хочет верить.

Двойной, вместе с картиной «Бал вампиров», залп по нечестивой тематике обособился отчасти вынужденно, отчасти по заранее продуманному плану. Маловероятно, что Полански, при всем художественно оформленном трагизме его стиля, стремился запомниться, как автор эталонного фильма ужасов об антихристе. «Ребенка Розмари» несправедливо позиционировать с одной лишь этой стороны. Неуклонно набирающему авторитет режиссеру гораздо важнее было четкое следование роману Левина и сопутствующая демонстрация возможностей, которые предоставляли литературные экранизации. Ожившие со страниц книги герои получились очень узнаваемыми, наделенными большим количеством качеств. Плоских или бессмысленных среди них нет – в каждом обнаруживается двойное дно. Масса напряженных диалогов, в ходе которых ложь неотличима от правды, сопровождают безостановочное действие. Давящий психологизм, алогичность событий, доведенных до зашкаливающего гротеска, использование культурных аспектов, мастерское вкрапление исторической подноготной – все это заставляет воспринимать картину, как украшенное черным вместилище прошлого и настоящего, путь из которого ведет в строго неопределенное будущее.

21 февраля 2017 | 21:23
  • тип рецензии:

В начале было Слово. И этим словом был роман Айры Левина «Ребенок Розмари», вышедший в свет в 1966 году и сразу же ставший популярным. Сам Альфред Хичкок, прочитав роман, намеревался взяться за его экранизацию, но обстоятельства, другие предложения и проекты постепенно отодвигали эти планы все дальше… А в это время Уильям Касл выкупил права на экранизацию и стал искать режиссера. Ему посоветовали обратить внимание на молодого поляка Романа Полански, уже хорошо известного в Европе после «Бала вампиров», «Отвращения» и «Тупика». Два последних фильма характеризовали Полански как режиссера – исследователя пограничных состояния глубин человеческой психики, который не только интересуется этой пограничностью, но и умеет показать зрителю самые тонкие грани и оттенки внутреннего ада персонажей своих фильмов. Так «Ребенок Розмари» стал первым фильмом Романа Полански, снятым им в Америке, первой его экранизацией, а так же вторым фильмом «квартирной трилогии», начатой в 1965 году «Отвращением» с Катрин Денёв, и законченной «Жильцом» в 1976 году, где Полански сам снялся в главной роли, вместе с Изабель Аджани.

Никогда ранее не снимавший экранизаций, Полански очень бережно и скрупулезно отнесся к литературному материалу, стараясь не упустить возможно мелких, но важных деталей, при переносе романа на экран. Он советовался с Айрой Левиным и Уильямом Каслом по разным моментам сценария и съемок, что порядком увеличило съемочный период и бюджет фильма. Но так как Касл тоже считал, что надо максимально придерживаться первоисточника, ему это простили, ведь Роману Полански удалось главное – создать на экране атмосферу страшного, ирреального и безумного мира, в котором оказалась беззащитная Розмари. Не используя никаких спецэффектов, никаких «бу из-за угла» и никаких выпрыгиваний монстров или призраков из темноты, играя со светом, цветом, тенью, тщательно выстраивая каждый кадр, усиливая визуальный ряд музыкальным сопровождением, режиссер достигает такого уровня саспенса, что кровь стынет в жилах. Вспомните хотя бы истерические вопли саксофона в сцене бегства Розмари от своих преследователей, в которых мы слышим безумный ужас героини.

Актерский ансамбль заслуживает самых высших похвал. Не только исполнители главных ролей, но и второстепенных, даже эпизодических. Все персонажи прописаны до мелочей, их образы запоминающиеся и яркие. Все эти благообразные старички с крысиными глазками, назойливые и настырные, вызывающие отвращение одним своим видом. А Рут Гордон в роли Минни, похожая на размалеванную мартышку, суетливая, вечно лезущая не в свое дело, душащая Розмари тугими кольцами своей заботы, не хуже анаконды подавляющая волю девушки, она вполне заслужила «Оскар» и «Золотой Глобус» за эту роль. Одно только её появление в кадре, звук её слащаво-приторного голоса вызывают желание её удавить. Так же как и от взгляда ее супруга Романа Кастевета, в исполнении Сидни Блэкмера, мурашки бегут по спине и холодеет в груди. Никакие спецэффекты не создадут такого липкого ужаса, как изумительная актерская игра и давящая, душная атмосфера этого фильма.

Джон Кассаветис очень тонко играет свою партию. Самовлюбленный, тщеславный, неудачливый актер Гай, легко променявший любовь жены на славу и успех, а будущего ребенка – на членство в секте сатанистов и сулимое ими могущество. Уже с первых его появлений на экране, он дает почувствовать ту внутреннюю гнильцу, проглядывающую сквозь лощеную внешность. Он точно показывает, как облетает шелуха и позолота, являя зрителю темное нутро его души, которую он готов продать за роли и аплодисменты публики. Характер своего героя Кассаветис передал великолепно.

Фильм длится более двух часов, но не дает заскучать или отвлечься от экрана. Сюжет паутиной окутывает сознание зрителя, погружает в рассказываемую историю с головой, создавая эффект присутствия. Как будто мы уже внутри кадра, тут, в этой квартире, наблюдаем, не в силах оторвать глаз…

Миа Фэрроу как нельзя лучше подходит для этой роли. Хрупкая, тонкая, нескладная, как подросток, с бледной кожей, кругами под огромными глазами, в которых плещется страх. Она проживает на экране психологически очень сложную роль, на наших глазах превращаясь из счастливой и влюбленной женщины в истерзанное и загнанное существо, жену и будущую мать, преданную тщеславным мужем, окруженную врагами и из последних сил пытающуюся защитить своего ребенка. Уязвимая, мнительная, объятая страхом и подозрениями, лишенная всякой поддержки, Розмари сама уже не разбирает, где реальность, а где лишь больным воображением порожденная опасность, грозящая её ребенку.

«Ребенок в опасности! Я должна его спасти!» - эта мысль обжигает её сознание и руководит её действиями и поступками, заставляя окружающих сомневаться в её душевном здоровье. Ей не верят те, к кому она обращается за помощью, как доктор Хилл, например. Зритель тоже до конца не уверен в том, действительно ли сатанистская секта использует Розмари для прихода в мир Антихриста, сына Дьявола, или это лишь больной мозг Розмари так жестоко с ней играет. Вот это страшное состояние сыграно Фэрроу безупречно, и пугает так, как не испугают реки крови с расчлененкой. Она играет так, что ужас её героини чувствуешь внутри себя. И становится по-настоящему страшно, так страшно, что хочется вырваться, вынырнуть из этой жуткой атмосферы, в которую окунают зрителя режиссер и актеры.

При этом само кино сопровождал шлейф мистических и даже трагических совпадений. Режиссеру приходило много писем с угрозами расправы и смерти. А через год после выхода картины, бандой Чарльза Мэнсона, объявившего себя новым Мессией, была зверски убита беременная жена Полански, актриса Шарон Тейт. Мэнсон нарек свою банду «Helter-Skelter», по названию песни «Битлз». Еще одно мистическое совпадение: Джон Леннон до своего убийства жил в многоквартирном комплексе «Дакота» на Манхэттене, где происходит действие картины и где велись съемки фильма. Напротив этого дома Леннон и был убит в 1980 году. А композитор фильма Кшиштоф Комеда погиб в результате несчастного случая 23 апреля 1969 года, он умер в больнице. Во время съемок Миа Фэрроу развелась с Фрэнком Синатрой.

Полански показал себя настоящим мастером триллера и саспенса, умеющим до предела напитать атмосферой страха кадр, при том, что ничего страшного в кадре не происходит. Как, например, в финале, когда Розмари качает черную колыбель с перевернутым крестом, и лицо её, искаженное отчаяньем и страхом, постепенно разглаживается и освещается улыбкой.

«Это – мать» - с благоговением шепчут все вокруг.

Да, она – мать… И она любит и защищает свое дитя. Даже если это – ребенок Дьявола.

8 из 10

27 мая 2014 | 16:08
  • тип рецензии:

Роман Полански безусловно снял шедевр ужасов.

Шедевром ужасов можно назвать этот фильм ужэ лишь потому , что в фильме нет ни насилия, ни крови, ни жестокости а мурашки с тела не сползают.

Фильм о несчастной девушке которая поверила в мистику но ее старая закалка нарушает ее психику и нестандартные ситуации противоречат обыденной жизни.

Глупая и молодая Розмари уже и не знает где рука помощи,а где ей нанесут удар в спину.Безысходность фильма пугает больше всего,ей не к кому обратится,а если такой человек и появляется на горизонте, то его тут же убирают с пути.
Спокойно и нежно автор от вступительной музыки до окончательной в титрах показывает как здоровая, человеческая психика и организм не выдерживают в ситуации когда нет надежды и тепла от близких.

Игра актеров на высоком уровне, не перестает покидать чувство что все происходило на самом деле.Камера так же работает спокойно и приятно , унося зрителя в то время и мир.

К просмотру фильм обязателен,но лишь для тех кто любит действительно кино а не просто бездумное, кровавое месиво.

30 июня 2009 | 12:09
  • тип рецензии:

Очень вкусно, никакого привкуса…

(примерно 40-ая минута фильма)

Ребенок Розмари

Большая шикарная квартира. Любящий и надежный муж. Заботливые соседи. Жизнь у Розмари удалась. Не хватает только ребенка. Розмари засыпает. Во сне ее насилует странное существо – дьявол, сатана, папа Дэмиена из франшизы “Омен”, а-хи-хи. Розмари просыпается беременной…

Отдельный респект Каслу (поклонники хоррора, пожалуйста, смотрите фильмы Уильяма – да, они дешевенькие, но довольно крутые). Кстати, его можно заметить на 106-ой минуте, стоял возле телефонной будки. Уильям очень сильно хотел снять “Розмари”, заимел права на экранизацию, вот только боссы с “Paramount” решили иначе. Притащили Романа. Касл остался в качестве продюсера.

Полански не подвел. Мало того, что фильм окупился (спустя несколько лет зачем-то сварганили отвратительный сиквел), так еще и повлиял на весь жанр в целом, вошел в историю кинематографа. Пугает ли сейчас “Розмари” 1968 года? Не знаю, ребят. Каждый сам для себя решит. Меня она напугала финальной сценой и посылом.

Роман не спешит (кондуктор понимает), хронометраж за 2 часа. И если первый час еще туда-сюда (ну, за исключением одной единственной кровавой зарисовки и вышеупомянутого сна Розмари), то затем Полански начинает давить именно психологически. Режиссер превращает жизнь Розмари в самый настоящий ад.

И уже любимый муж – самодовольный предатель. И милая соседка старушка – мерзопакостная ведьма. Про лечащего врача даже говорить не буду. Розмари одна бегает с пузом по городу (малышка Миа Фэрроу, посмотрите на нее, цыпленочек, еще стрижку под мальчика сделали, о-х-х), а у тебя сердце кровью обливается.

Хочется вырвать девушку из лап живодера Полански. А самое жуткое, Розмари обязательно будет любить свое дитя. Первые секунды - на лице шок. Правильно. Что потом? Смирение (даже попытка улыбнуться). Почему? Мы обязаны любить своих детей (какими бы они не были). Мы обязаны жить по правилам, которые нам не сильно симпатизируют.

Мы находим людей, любим их, рожаем детей – нам кажется, что вот оно счастье. Нам хорошо, нас понимают. Рома говорит – нет, дружок, это иллюзия. Никому нельзя доверять, даже себе. Мы одиноки.

Обожаю Ромку, черт возьми. Спасибо маэстро за очередной шедевр. Замечательный психологический (драматический) триллер с мистической прослойкой. Сейчас так не снимают. Сейчас заливают экран кровью (закидывают скримерами), а ты позеваешь во весь рот.

Рут Гордон – переиграла всех! Абсолютно заслуженный Оскар.

8 из 10

26 августа 2020 | 01:19
  • тип рецензии:

Молодая пара переезжает в просторную квартиру в фешенебельном районе, пропуская мимо ушей жутковатые истории о предыдущих жильцах. Совсем скоро загадочная история дома пополняется еще одной печальной страницей – из окна выбрасывается совсем молодая девушка, приемная дочь навязчивой пожилой четы Каставетов, живущей по соседству с Розмари и Гайем. Вскоре после этого кошмарного эпизода и череды неудач, в жизни молодоженов резко наступает светлая полоса – Гай получает повышение на актерском поприще, а Розмари оказывается в интересном положении. И все бы ничего, да только будущая мама даже не представляет, кому и чем именно она заплатила за успех мужа и долгожданное счастье.

Зачастую картины, которые критики причисляют к «классическим», широкой публике могут показаться малопонятными, а иногда и вовсе чрезмерно нудными и откровенно неинтересными. «Ребенка Розмари» называют классическим мистическим триллером, но даже несмотря на столь помпезный ярлык и достаточно длинный хронометраж, картина Полански действительно смотрится на одном дыхании и с неподдельным интересом. Бесспорно, это жуткий фильм, но это вовсе не значит, что каждые пять минут на экране совершаются кровавые изуверства и немыслимые акты насилия. Эта жуть совсем другого порядка, она характерна для хичкоковской эры, когда триллеры заставляли трепетать за счет тщательно нагнетаемой атмосферы саспенса, а не за счет моря крови да горы костей.

Лента Полански дала толчок моде на кинофильмы с оккультным оттенком, хотя при всем при этом сама история Розмари получилась достаточно приземленной. Здесь откровенно сатанинский обряд промелькнет всего лишь раз, когда Розмари войдет в пограничное состояние и невольно окажется среди сектантов. Это восхитительно галлюциногенное сновидение довольно символично: девушке снится роскошная яхта, предназначенная только для католиков (при этом за бортом она видит своего старого друга, не разделяющего её религиозных убеждений), мелькают фрагменты фрески Микеланджело «Сотворение Адама», из ниоткуда возникает священник в нарядной расе и подносит к губам Розмари кулон, в реальности принадлежащий тем же сектантам. Сон Розмари в какой-то степени отражает её внутреннюю борьбу: здесь её набожность сталкивается с альтернативным учением, исповедующим чуждые ей идеалы. Примечательна сцена, в которой муж Розмари снимает с её пальца обручальное кольцо: этим жестом он как бы добровольно отдает её в чужие руки (в данном случае он позволяет чужеродному существу оплодотворить собственную благоверную).

Интересно то, что в мистических картинах Полански представители запредельного мира стараются контактировать с земными обитателями преимущественно через сексуальный контакт: в «Бале вампиров» Альфред подвергается сексуальным домогательствам со стороны очаровательных кровососов, в картине «Девятые врата» предприимчивый букинист сначала оказывается в постели с приверженкой сатанизма, а затем, ближе к финалу, он и вовсе покоряется Вавилонской блуднице. Представители иного измерения таким нехитрым способом как бы вторгаются в особое пространство человека, на его засекреченную территорию. Интимное само по себе предполагает нечто личное и запретное и, по мнению Полански, именно это и привлекает потусторонние силы.

Удивительно пугающая трансформация Мии Фэрроу по-настоящему шокирует: из слегка экзальтированной молодой девушки, не вылезающей из кукольных платьев, она постепенно превращается в увядающую и мнительную женщину, всеми силами пытающуюся сохранить рассудок и не скатиться в пучину безумия. Будущей музе неугомонного комика Вуди Аллена на съемках «Ребенка Розмари» пришлось подстричься под мальчика и даже полакомиться сырой печенью, дабы никто не сомневался в аутентичности атмосферы. По ходу действия иногда закрадываются подозрения относительно психического состояния её героини: то ли воспеватели дьявольщины действительно целенаправленно давят на психику несчастной девушки, то ли из-за беременности и смены обстановки впечатлительная девушка начинает страдать паранойей. Именно этот ход и делает «Ребенка Розмари» по-настоящему напряженным триллером: порой здесь сложно верить даже главной героине.

Не секрет, что эта картина отчасти отразилась на жизни самого Романа Полански: группировка фанатиков под предводительством небезызвестного Чарльза Мэнсона убивает беременную жену режиссера через год после выхода киноленты. Многие люди до сих пор продолжают искать параллели между картиной и реальной трагедией. Произошло ли все это потому, что Полански заговорил о запредельных вещах? Злой ли это рок или же просто стечение обстоятельств? Произошло бы то, что произошло, если бы Роман не принялся за экранизацию романа Айры Левина? В какой-то степени Полански сам себе отвечает на эти и другие насущные вопросы: кто-то должен быть жертвой, чтобы проложить дорогу другому, и не только случай с Розмари ярко иллюстрирует этот неписаный закон жизни.

01 сентября 2013 | 22:45
  • тип рецензии:

Давным-давно, когда вселенную еще держала на своей спине черепаха, а человек был прахом, а не центром мирозданья, зло просочилось в этот мир. Тени прятались в сердцах людей слабых и жестоких. Они становились отступниками, приносили в жертву детей и возносили молитвы козлоногому богу. Поклонники Повелителя мух, служители Сатаны, названий много суть одна. Из века в век, кровь лилась на нечистые алтари, а мир замирал каждые несколько лет в ожидании Бледного всадника и антихриста. Но кометы - пророки бед проносились мимо, знамения забывались. Жизнь не стояла на месте. Одна эпоха сменяла другую, наука заменила религию, а Бога шарлатаны. В мире, где не осталось веры стало просто прятать тени и маскировать колдовские амулеты под изящные безделицы. В мире, где не осталось веры, легче всего появится ребенку дьявола, не нужно опасаться религиозных фанатиков, проводящих бессонные ночи над древними фолиантами старающихся понять, где и когда родится сын сатаны. В мире, где не осталось веры, не составит труда выбрать мать для такого малыша, на эту роль подойдет любая женщина, способная родить и выносить младенца и никто не наречет ее блудницей и не закидает камнями, а то, что отец не совсем обычный, что с того, ведь никто не узнает. Как гласит еврейская мудрость никто не найдет след птицы в небе, змеи на камне и мужчины в женщине.

Фильм Романа Полански и книга Айры Левина напомнили миру о том, что за повседневностью может таиться нечто уродливое и гадкое. Ледяным ветерком беспокойства прошлись они по умам зрителей и читателей, вызвав легкую дрожь и мурашки, то самое ощущение непонятного страха, будто кто-то прошелся по твоей могиле. И фильм даже больше чем книга. Не смотря на то, что экранизация точна до самых незначительных моментов «Ребенок Розмари» Полански получился глубже и пронзительней книги. Возможно «виной» тому блестящие актерские работы Фэрроу, Кассаветиветиса и Гордон или режиссура будущего создателя многочисленных шедевров. Но сухой и почти лишенный описаний текст в фильме становится живым и обретает тот саамы дух изысканного мистицизма, которым пронизан «Ребенок Розмари». Шедевр, как и дьявол, скрывается в мелочах, а мелочам и деталям в этой ленте уделено достаточно внимания, чтобы создать на экране то, что принято называть атмосферой. Будь то погода, одежда главной героини или ее эксцентричной соседки, картины в финале, когда все маски будут сорваны или настоящая куриная печень, которую Фэрроу ела на съемках. А в центре истории женщина, ребенку которой угрожает опасность, не смотря на всю (кажущуюся) любовь и заботу близких (действительно?..) для нее людей. Кто она? Жертва паранойи или игрушка в руках тайного общества сродни Ордену Дракона. Полански ставит силки так, что интрига сохраняется до самого финала. Да, в фильме происходит много странного, но не настолько странного, чтобы это было невозможно объяснить с помощью лучшего друга человека после собаки – логики. А главная героиня между тем все больше напоминает пациентку дома скорби. И все же тайна раскроется, кода Розмари склонится над колыбелькой и увидит своего ребенка.

Не смотря на то, что «Ребенку Розмари» уже чуть больше сорока, он, как великосветская дама не теряет своего мистического очарования и остается эталоном для других работ, так или иначе связанных с темами колдовства и сатанизма. И очень мало фильмов, которые могли бы составить ему в этом конкуренцию, что новых, что старых. Возможно отчасти, первая лента из трилогии Ардженто о Матерях мрака «Суспирия». А из серии «отпрысков сатаны» только «Омен», как закономерное продолжение истории начатой в Бремфорде.

10 из 10

30 мая 2011 | 20:30
  • тип рецензии:

Книга вызвала то, чего давно не вызывало ни одно произведение – ненормальное, сумасшедшее желание читать дальше. Когда читаешь «Ребенок Розмари» - забываешь, что находишься сейчас там, где находишься. Ты как будто человек с картины в доме Розмари – ты смотришь, ты видишь, ты чувствуешь, ты понимаешь обстановку. Я надеялась на хорошую экранизацию, потому что если произведение настолько сильное и атмосферное – не всегда удается перенести эту «атмосферность» на экран. Но после фильма я поняла одно – Роману Полански можно поручать экранизировать сложные книги, потому что режиссер он отменный. В его фильмах нет «по мотивам книги» - там есть прямые цитаты, есть точное следование событиям, он снял очень близко к тексту. Не ожидала, но захватило так же, как и проза Айры Левина.

Это жестокая, где-то с элементами мистики, история девушки Розмари и ее мужа – Ги. Он актер, играл в нескольких пьесах и у него много работы на телевидении. Что человек может сделать ради карьеры? Человек, у которого в голове орех вместо мозгов? Пожалуй, все. И детей он не хочет. «Не сейчас». «Работа пока важнее». Но в один прекрасный день он вдруг резко захотел стать папой. В день после знакомства с новыми соседями – странной пожилой парочкой, со старушкой Минни, которая совала нос не в свои дела.

Думаете, здесь все чисто? Все по-обычному? Как в нормальных домах и семьях? Тогда почему Хатч так испугался, когда увидел черные свечи и услышал название – «таннисовый корень»?...

Картина начинается размеренно, с осмотра новой квартиры – и если вы не знаете, о чем фильм – то сразу сможете почувствовать неладное. Это странная особенность фильмов Полански: в первом кадре уже тянет чем-то странным из двадцать пятого кадра; а когда наступает черед того самого двадцать пятого кадра – тебя начинает пробирать дрожь, от ощущения, что в сорок восьмом кадре снова будет что-то «не так». Это мощный поток энергии, который заставляет с интересом смотреть фильм. С настоящим, неподдельным интересом.

Стоит ли говорить про монтаж, музыку или другие составляющие картины, если присутствует невероятная атмосфера? Именно музыка – абсолютно разная в разные моменты, но такая точная и правильная – от легкой музыки «грусти» до сатанинских аккордов в самые трудные моменты. Монтаж порадовал: когда смотришь «Ребенка Розмари» - забываешь, что это фильм. Кажется, что все настолько гладко, ровно, точно, что не было никакого монтажа, и все заснятые 2 часа снимались в режиме настоящего времени.

Особых изощрений и эффектов показывать было не надо – главное – передать напряженность ситуаций, что у Полански получилось шикарно. Вопросов и замечаний по самой экранизации нет. Он «выкинул» из произведения совсем мало – лишь несколько незначительных деталей. Поэтому мне казалось, что я заново перечитываю прозу. Заново. Через пару часов после окончания чтения.

Рут Гордон – это одно из звеньев, которое связывает прозу с картиной. Гениальная, непередаваемая игра. Точное понимание персонажа и идеальное перевоплощение. Слов нет. А вот сама Розмари - Миа Фэрроу – нравилась не во все моменты: слезы не казались искренними, хотя страх получался у нее на «ура». В принципе – это не самая лучшая ее роль, но одна из самых сложных. Героя Джона Кассаветиса жутко хотелось убить: и на протяжении книги, и на протяжении фильма. Отсюда – такой же вредный, противный Ги, как и у Левина.

В итоге – «Ребенок Розмари» - одна из самых лучших экранизаций произведения. Мощная, красивая, сильная картина о противоречивых мыслях, о Боге и сатане, о предательстве и боли, о счастье и слезах. Смешение праведного и грешного, правды и лжи, любви и бесчестия. Здесь есть все. Фильм должен понравиться.

*За такое не прощают.

09 марта 2012 | 21:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: