К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Биографический фильм от Вернона Херцога, рассказывающий о жизни Гертруде Белл – известной и в Британии, и на Ближнем Востоке женщине, получил номинацию на «Золотого медведя» Берлинале, но все же не снискал особой славы ни у критиков, ни у зрителя.

Возможно, это отчасти связано с несколько тягучим и монотонным сюжетом, в котором действия разворачиваются настолько медленно, что успеваешь сходить на кухню и налить кофе, а тем временем на экране продолжается прежний диалог... Возможно, все дело в не совсем понятном подборе актеров. Во-первых, странным кажется тот факт, что на главную женскую роль – роль той самой Гертруды Белл взяли Николь Кидман. Нет, я ничего против нее не имею, но Кидман выглядит несколько старовато для это роли. Если бы фильм сосредотачивал внимание на последних годах жизни (Белл умерла в 57, если не изменяет память, лет), тогда такой выбор был бы обоснован, ведь Кидман 49 лет. А в «Королеве пустыни» представлен почти весь жизненный период этой личности.

Во-вторых, Джеймс Франко и Роберт Паттисон. Если по первому можно сказать, что он не обладает смазливым лицом, то по второму такие слова будут как нельзя кстати. Плюс ко всему игра каждого выглядела несколько аморфной, лишенной какой-либо динамики. Наиболее подходящим для описания словом будет слово пресная. Да, пресная игра.

Что еще не совсем понравилось – демонстрация Гертруды не женщины, приложивший много усилий к работе на Ближнем Востоке и помощи тамошним народам в обозначении границ государств, а Гертруды, ищущей там свое счастье. Другими словами, слишком много внимания уделено ее любви, и тому, как часто перед ней павлинами расхаживали мужчины. Все ее дипломатические и шпионские заслуги таким образом попросту оказались задвинуты на второй план.

Переходы между сценами. Сложилось такое впечатление, что Херцог монтировал свой фильм в программе Pinnacle Studio, где можно увести одну сцену в затемнение и оттуда же вывести другую. Сам занимался монтажом любительских фильмов и в общем-то могу такое делать, с различной степенью успеха)) Но когда видишь такое в большом кино, появляется некая доля недоумения.

Во всем остальном – фильм неплох. Красивая (хоть я и не поклонник) восточная музыка, красивые пейзажи, быт жителей Ближнего Востока, увлечения британской знати и их манеры поведения – все это представлено хорошо. «Королева пустыни» представляет собой докуметально-повествовательно-художественное кино, в котором Вернон Херцог уделил большое внимание деталям и мелочам. Его можно посмотреть, но не каждый сможет осилить два с лишним часа до конца и не каждый оставит эту киноленту в своей коллекции…

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

5 из 10

02 апреля 2017 | 10:47
  • тип рецензии:

Гертруду Белл называют 'Лоуренсом Аравийским в юбке', признают ее заслуги в изучении культуры и истории Ближнего Востока, и именно она стояла у истоков становления современного государства Ирак. Ее общественно-политическая жизнь все время была связана со скандалами, в основном на гендерной почве - в начале 20 века многие умы еще не были готовы к мысли, что женщина не хуже мужчины может ориентироваться в международной политике и исторических реалиях. На фоне такой биографии, которую, при удачном стечении обстоятельств, можно было бы превратить в конфетку, Вернер Херцог снял неудобоваримое и непонятное нечто, что трудно назвать и биографией, и художественным фильмом. Красивейшие кадры пустыни, снятые будто бы специально для National Geographic, почему-то решили разбить мелодрамой о тяжелых буднях девушки, которой не удалось выйти замуж и оттого пошла в странники. История имеет худо-бедно сносное начало, но ни завязки, ни удовлетворительного конца у нее нет.

Фильм очень четко делится надвое: два полюса, два мужчины, ради которых Гертруда бегает по пустыне и томно вздыхает. При том, что эти двое имели место в реальной жизни Гертруды Белл, чтобы настолько извратить историю их взаимоотношений, оставаясь в рамках формальной правды, нужно обладать недюжинными талантами. По логике сценария, на первый план выходит Любовь с большой буквы, а все остальные стороны жизни можно обойти десятой дорогой.

Звездный состав привлекает внимание громкой чередой имен, но все их мастерство разбилось вдребезги. Плеяда почитателей и обожателей окружает героиню Николь Кидман, которая за своими охами-вздохами совсем потеряла ту выдающуюся личность, о которой в фильме идет речь. Что Джеймс Франко, что Дамиэн Льюис играют неплохо, если вообще можно сыграть как-то не так обычного героя-любовника, который появляется на экране только для того, чтобы поразить и исчезнуть. Но и они выглядят гораздо органичнее и живее Николь Кидман, которая настолько не вписывается в роль Гертруды Белл, настолько это только возможно для актрисы с мировым именем. За ее игрой просвечиваются все предыдущие роли. Роберта Паттинсона же можно было и вовсе не брать, поскольку все его появление на экране сводится к нескольким незначительным эпизодам. Практически то же самое можно сказать и о любом другом персонаже - несколько реплик, призванных вкратце обозначить его характер (злобный командир, любящий отец, легкомысленная девушка - штамп на штампе), и герой опять уходит со сцены, освобождая место для жеманной и гримасничавшей Королевы, за тридцать лет экранного времени не изменившейся ни на чуть.

Фильм Вернера Херцога 'Королева пустыни' не оправдывает ни одной возложенной на него надежды. Единственное спасибо, которое я хочу ему сказать - за то, что восстала из пепла небытия фигура замечательной личности Гертруды Белл, до сих пор неизвестная широкой публике. Фильм очень слабый, и если на исторические неточности и можно закрыть глаза, то с кинематографической точки зрения в нем смотреть совершенно не на что.

10 мая 2016 | 17:16
  • тип рецензии:

На мой взгляд, явными недостатками фильма является неуместный подбор актеров и не до конца проработанный сюжет, но если что и сделано здесь идеально, так это операторская работа, декорации и пейзажи. Поначалу фильм кажется скучным, серым и нудным.

Джеймс Франко не доигрывает, а Николь Кидман старовата для этой роли, но позже фильм выравнивается (после чего именно не скажу, дабы не спойлерить), и ты больше не обращаешь внимания на мелочи. Тебе понятны и чувства и мотивация. Перед тобой предстает загадочная пустыня востока - священное место, куда ходили за просветлением не одно столетие.

Атмосфера просто завораживает, а местами переполняют эмоции. Я бы советовала этот фильм для одиночного просмотра, чувственным особам. Интроверты должны понять.

Ну а я искренне наслаждалась этим фильмом, хоть и была изначально на грани, чтобы не выключить его.

8 из 10

15 декабря 2016 | 23:19
  • тип рецензии:

«Королеву пустыни», новый фильм великого немецкого кино-романтика, Людвига Баварского от кинематографа, Вернера Херцога, не разругал, кажется, только ленивый. Тем насущнее представляется необходимость предоставить взыскательным критикам альтернативную позицию на этот, безусловно, не блещущий изобразительными средствами, но весьма примечательный образчик поэтического самовыражения.

Как признавался постановщик, каждый его фильм рождался под впечатлением от мощнейшего личного переживания и стремился ландшафтами природными передать преображения сфер духовных. Годы идут, карьера Херцога длится уже почти полвека, и очевидно, что по достижению преклонного возраста, режиссер вошел в новую стадию творческого мышления. Поэтому, те кто, погрузившись в очередной раз в бездонные и бескрайние просторы пульсирующего энергией пространства, масштабы которого пропорциональны личности их создателя, поскольку являются их отображением, не найдут в его сакраментальном центре, однажды обнаруженных ими субстанций и химических соединений.

Херцога совершенно не волнуют факты, ему безразличны исторические персоналии в их конкретной, экзистенциальной ипостаси. Вспомните хотя бы карликового Гитлера из «Каждый за себя…». В той же роли в «Королеве пустыни» появляется Черчилль, чей образ откровенно карикатурен, подчеркнуто нелеп. Мышлению Херцога претит все досужее, одномерное и замкнутое в цепи прагматичных, хоть и, возможно, весьма практичных, даже в исторической перспективе, действий. Находясь в пограничном состоянии между мирами, он всегда устремляет свой взгляд вглубь, к архетипической действительности, глубинному предназначению и отправной точке мыслей и поступков, лишь подводящих черту глобальным процессам, катализированным изнутри.

Потому с такой небрежностью, не брезгуя даже вульгарными клише (что, мы, разумеется, не простим в финальной дефиниции), будто пытаясь побыстрее от нее отделаться, Херцог относится к предыстории его героини. Банальное совпадение и настойчивая потребность избавиться от социальных условностей и тускнеющего лоска аристократии, забрасывает ее в Тегеран. Здесь она находит и практически тут же теряет возлюбленного, толком его даже не узнав, в результате, что немаловажно, рокового стечения обстоятельств.

Опустошенная потерей, а на самом деле, освобожденная от 'тяги к бытию', героиня получает возможность реализовать свое предназначение. И здесь, наконец, в бесконечном движении по величественным пустынным просторам, раскрывается метафорическое ядро «Королевы пустыни».

Героиня, в, кстати, весьма посредственном исполнении Николь Кидман, олицетворяет собой творческий дух самого постановщика, всю жизнь посвятившего хождению (широко известна любовь Херцога к пешим паломничествам), по Земле. Как знать, может Джеймс Франко – это Клаус Кински? Роман в обоих случаях был недолговечным, но плодотворным. Шутки шутками, но встречи с воинственными бедуинами намекают на повторяющиеся столкновения режиссера с первобытным началом, как в качестве художественного лейтмотива, так и непосредственно во время съемок. Эпизод с ранением героини, очерчивает этот намек еще ясней. Бесконечная свобода всегда несет с собой ощущение столь же великого одиночества, - и это уже фирменный Херцог. Лейтмотив со вторым любовником героини возвращает на авансцену Рок, как высокий долг, предначертанный личности судьбой, исполнение которого в ущерб мирским радостям, может помочь красоте, освободив ее, спасти таки полный зловония и чванства мир.

Если сомнения еще были – поразительной красоты ландшафты, выведенные в сферическую объемность, давним соратником режиссера, оператором Стефаном Цайтлингером, заполнят это ощущение поразительным эффектом затопления пространства видимых явлений, дистиллированной энергией глубин, которую Херцог, всю дорогу, творческую и жизненную, катализировал и преобразовывал в видеоряд и личный опыт с пугающей, завораживающей интенсивностью.

' Этот поэт никогда ничего не описывал, он просто выделял красоту деревьев, ульев и жизни на земле ' – вкладывая в уста встретившегося героине Шейха эти слова, Херцог имеет в виду не столько Вергилия, столько, разумеется, себя самого. И имеет на это право большее, чем кто-либо другой.

Наивно полагать, что величественное безумие Вернера Херцога могло вдруг его оставить, и он на старости лет продолжает движение по инерции, словно туловище, отделенное от головы. Все как раз наоборот - витальная энергия, ранее оформлявшая в проекции композицию бесконечной глубины образов и придавшая рельефность трансцендентальным панорамам ирреальной действительности, наконец, обрела берега и соответствующее гармонической завершенности человеческой личности, сияние золотого сечения. Поиски завершились. Остается лишь бросить оценивающий взгляд назад.

Потому в «Королеве пустыни», Херцог, ощущающий, как он сам говорил, необходимость делиться своим самоощущением с миром, предлагает нам созерцание чистой энергии, но, к сожалению, в весьма неаккуратном обрамлении. Очередной раз он демонстрирует свое презрение бесконечной муравьиной возне, становящейся таковой в декорациях истинного величия и прочим мелочам жизни, вроде адекватного кастинга, или ровного монтажа. Неудивительно, что в век технического совершенства репрезентации, подобный подход может вызывать возмущение. Которому надо дать поостыть. «Королева пустыни» - диаметральная противоположность понятию симулякра. Шероховатости формы здесь восполняются содержанием, само наличие которого уже является достаточной компенсацией за любую вольность, включая омоложение на 30 лет Николь Кидман (крайне сомнительное) и паранджу Паттинсона (а что, вроде ему даже идет).

7 из 10

11 июля 2016 | 20:07
  • тип рецензии:

Казалось бы, актриса, которая мне очень нравится – Николь Кидман, играет здесь главную роль, а жанр фильма – биография, жанр, который я считаю очень интересным. Однако, фильм не вызвал у меня бурю эмоций. Напротив, показался мне довольно сухим и скучным.

Знаете, есть такие фильмы, задача которых рассказать историю и не более того. Картина «Королева пустыни» именно из таких.

Насколько мне известно в среде кинематографистов давно ходили мнения о том, что надо бы снять картину про такую личность, как Гертруда Белл. Для тех, кто не знает (я, к примеру, не знал) эта дама - британская писательница, путешественница, сотрудник по политическим вопросам и археолог. Она внесла довольно значимую лепту в создание государства Ирак, помогая управлять этим государством и т.д. Она очень много путешествовала по Ближнему Востоку и знала очень многое о культуре проживающих там народов.

Так вот, как мне кажется, режиссер этого фильма Вернер Херцог, преследовал идею рассказать историю этой женщины именно потому, что она еще не рассказана.

В фильме совершенно не чувствуется какая-то философская или педагогическая составляющая. Чему учит фильм и для чего нам рассказывают эту историю? Вот вопрос, который остался у меня после просмотра. Да, история про сильную женщину, которая решала серьезные вопросы с разными и не всегда дружелюбными представителями Ближнего Востока. Да, история про женщину, которая вписала своё имя в историю Ирака. Но, увы, это всё. Безусловно, это не уменьшает её заслуг и уважения к её достижениям. Но, после просмотра, ты не чувствуешь какого-то воодушевления, желания свернуть горы и прочие чувства, которые обычно испытывает зритель после просмотра биографических картин про знаменитых людей.

Возможно, это происходит из-за довольно сухого развития сюжета. Мне показался он бесконечно сухим и скучным. Ощущения, что тот самый песок пустыни медленно сыпется из сжатого кулака куда-то вниз, разбрасывая крупинки повествования, не позволяя собрать их в единую картину.

Более того, в фильме больше показано то, что героиня сама ищет себя в пустыни, ищет своего счастья, но совершено не показана какую сложную работу ей приходилось выполнить, чтобы стать той, кем она стала.

10 октября 2017 | 14:29
  • тип рецензии:

С творчеством Вернера Херцога я не знакома, хотя давно хотела посмотреть его «Фицкарральдо», но все никак не соберусь. И вот его новый фильм, участник Берлинале 2015, со звездным составом - Джеймс Франко, Николь Кидман, Роберт Паттинсон, Дэмиэн Льюис.

Увы, но после фильма 'Стив Джобс' – это для меня еще один яркий пример как снять фильм о личности, так ничего о ней не рассказав, а лишь немного обрисовав ее масштаб. Фильм призван рассказать о выдающейся женщине - Гертруде Белл, британской путешественнице, археологе, которая занималась исследованиями Ближнего Востока и картографированием. Однако режиссер строит сюжет картины так, что он напоминает игру, - доберись из одного пункта в другой. Вся его картина – это молчаливо путешествующий караван с невероятно прекрасными и потрясающими видами пустыни. И маленькими кусочками среди этого большого путешествия режиссер показывает нам мелодраматические любовные истории из жизни Гертруды Белл, но и в этих кусочках присутствует незавершенность, недосказанность. Образы мужчин, появляющихся в жизни Гертруды прописаны довольно плоско, их истории жизни иногда вовсе остаются за кадром.

При этом в картине хорошие актерские работы, особенно хочется выделить Дэмиэна Льюиса и Роберта Паттинсона, которым удалось перетянуть внимание с невероятной пустыни на себя. Роберт Паттинсон играет Лоуренса Аравийского, сам образ получился довольно колоритный, единственно, что не понравилось в образе – это такая частичка ловеласа, которая в первых сценах выходит на первый план. Дэмиану Льюису удалось не только создать образ настоящего военного – майора Чарльза Даути-Уайли, но отразить то чувство любви и восхищения к Белл, которое возникает с первого взгляда. Игра же самой Николь Кидман для меня осталась очень однообразной и неровной.

Сколько можно было рассказать через эту историю? Но увы, режиссер выбрал любовно-путешествующую линию в судьбе Белл, которая довольно плоско представляет нам эту удивительную женщину. Пожалуй, главным действующим лицом в этом фильме для меня осталась не Королева, а Пустыня, она у Херцога получилась неимоверно хороша.

+ невероятная красота пустыни, актерские работы второго плана
- сценарий, монтаж, режиссура

6 из 10

(прежде всего за мастерство актеров второго плана, но слабая режиссура приводит меня к красному цвету рецензии)

15 февраля 2016 | 14:14
  • тип рецензии:

Кинематографическое творчество одного из самых выдающихся режиссеров 'новой немецкой волны' Вернера Херцога условно можно поделить на несколько, очень неравноценных периодов, которые ныне позволяют наблюдать постепенное сползание великого немецкого киноромантика и маргинального постреалиста(иногда и первого, и второго одновременно) в категорию утрачивающих собственную репутацию творцов, уже исписавшихся и уставших, предпочитающих лишь тщетно портить пленку во имя неких эфемерных целей. Ранний, уже ставший классическим, но не выглядящий еще забронзовевшим, Херцог 70-х годов и времен 'И карлики начинают с малого', 'Строшека', 'Агирре...' и 'Войцеха' смело говорил со зрителями на самые актуальные и волнующие проблемы, экспериментировал без опасливой оглядки с формой и содержанием, возводя искусство кинематографа в абсолют стихийности и миражности. Поздний же Херцог, конца 80-х, начала 90-х и нового времени, уже не стремился ни к чему новому, лишь изредка пытаясь привлечь к себе внимание то малоудачным римейком 'Плохого лейтенанта' нигилиста Феррары(и Феррара все равно остался при своем выигрыше), то беззубой и безэмоциональной горной медитацией 'Крика из камня', то снятой под Годара и по Годару 'Далекой синей высью', то предаваясь маньячным фрустрациям с инцестуальным подтекстом в 'Мой сын, мой сын, что ты наделал'. Едва ли заслуживает пристального внимания и последняя по счету после более чем пятилетного перерыва крупная режиссерская работа Вернера Херцога, фильм 'Королева пустыни' 2015 года, представленный в рамках нынешнего Берлинале.

Обратившись к истории небезызвестной многостаночницы Гертруды Белл, сыгравшей огромную роль в становлении нескольких крупных государств Ближнего Востока, Херцог на первый взгляд в 'Королеве пустыни' очевидно стремился создать кино не столько о конкретной исторической персоне в вихре времен, сколь привычно высветить для себя массу вневременных и актуальных проблем и тем. Собственно, сам выбранный Херцогом историко-биографический материал диктует все правила созидания, ведь в рамках биографии отдельно взятой личности можно с леготцой рассказать и о взаимоотношениях Запада и Востока, не ограничиваясь лишь периодами колониализма, а проведя жирную линию и к современности(тема Ирана, допустим, в современном авторском да и не только кино не раскрыта или раскрыта очень однобоко, чему 'Арго' в яркий пример); точно также с истории Гертруды Белл легко считываюся темы как противостояния человека вихрям истории, так и вовлечения личности в знаковые события целой эпохи, ведь Гертруда Белл была действительно человеком-эпохой, которая создавала историю, будучи лишь изредка ее наблюдателем. Да и тема социального неравенства, инфильтрации 'низов' в верха, праздности высшего света, познания самого себя на фоне меняющегося мира и места женщины на срезе времен по определению требует более углубленного кинематографического внимания, а не взглядов искоса и поверхностно(кроме фильмов итальянского неореализма), и положенная в основу сюжета 'Королевы пустыни' биография Гертруды Белл при желании позволяла сказать очень многое о важных вещах, причем не сложно, а весьма понятно и доступно. Но Вернер Херцог, увы, пошел по самому упрощенному пути, не выбрав практически ничего из вышеперечисленного, и сосредоточившись сугубо на салонной составляющей своего фильма, создав не яркое киновысказывание, а весьма банальную как с точки зрения формы, так и содержания мелодраму, склонную к тому же очень часто истерить визуальным китчем.

Собственно, фильм можно поделить на несколько периодов: молодые годы Гертруды, которая живет себе праздно в карамельном замке, очаровывает мужчин всех возрастов, но только своего круга(исправление из замарашки в светскую даму прошло успешно, но все ее Пигмалионы оставлены за кадром), блестит бриллиантами, изумрудами, рубинами, свисающими дерзкими каплями на ее тонкой нежной шее, на балах и раутах разной степени ценности, наслаждается своим существованием - во всяком случае, Херцог успешно облекает великосветский блеск в тона тотальной бессмысленности, но только где то мы это уже видели?! Не сказать, что Херцог идет по проторенной отпостмодернизденной тропе База Лурмана, но в исполнении меняющей, как перчатки, исторические образы Николь Кидман легко угадать абрисы приснопамятной леди Сары Эшли, унавоженную холодностью принцессы Грейс. Кидман зарифмовывает свои прошлые образы без тени смущения, лепя крайне интересный с точки зрения раскрытия образ Гертруды Белл по проверенным лекалам, тогда как сам Херцог, чей стиль в 'Королеве пустыни' уже лишен индивидуальности и стерт до крови копиистической голливудщиной, красит кадр в глянец, слепит сочностью и шиком-блеском, который оборачивается на поверку пшиком-треском.

Именно тут, с первых слетающих монтажных фраз, сказанных, между тем, лениво, впервые заиграет сентиментальной менестрельностью история несчастной любви, продоложенная уже в ориенталистской части нарратива ленты все так же благостно и сладостно, вплоть до одури приторности, и стающая главным лейтмотивом картины, а не второплановым, как по идее должно быть, после которой начнется второй период в жизни Белл, показанный Херцогом с очевидным синефильством. Бросившаяся в омут Ближнего Востока Гертруда, открывшая для себя ранее неизведанный мир, из праздной пустой девицы превращается в личность, для которой Восток становится намного более родным, чем родной англоязычный Запад. Но и тут Херцог действует поверхностно; в трансформацию героини не веришь просто потому, что драматургия хромает от своей нарочитости и многословности, Лоуренс Аравийский кажется случайным путником, встроенным в структуру картины просто ради пары кадров, вылепленных 'под Дэвида Лина'. Собственно, Херцог на последнего и ориентировался в своей 'Королеве пустыни' больше всего, но выдал лишь абстрактный субстрат, неудачную пародию, к финалу повествования добегающую едва-едва, вязнув в зеленом болоте множества шаблонов и клише, стереотипов и архетипов, которые достопочтенный режиссер даже не удосужился толком переосмыслить или хотя бы поиронизировать над ними, предпочтя убийственный пафос и черно-белые тени без полутонов.

Вышло, мягко скажем, претенциозное и пустое мелодраматическое барокко, в котором как таковая философская, историческая и политическая диалектика тонут в рюшах, виньетках и струящемся обилии подчас небрежно разбросанных деталей, которые не складываются окончательно в стильный кинематографический паззл. Видимость стиля, видимость драмы, видимость кинематографа, видимость Херцога.

21 июля 2015 | 07:18
  • тип рецензии:

Мне не понравился этот фильм. История Гертруды Белл заслуживает самого пристального внимания, ведь эта женщина настоящая личность. Она была смелой путешественницей, писательницей, археологом, отличным политиком, а главное ей приходилось быть английским шпионом. Она не принадлежала себе, а принадлежала своему делу. Белл истинный авторитет шпионажа и политики. Она выдающаяся личность, и поэтому снимая о ней фильм, на режиссера накладывается огромная ответственность.

Уж слишком велик соблазн был кому-то снять о ней фильм, ведь история ее жизни и напоминает опасный и щекотливый роман. Голландский режиссер Вернер Херцог взялся за экранизацию жизни и работы Гертруды Белл и выпустил о ней громкий фильм под названием «Королева пустыни». Такое красивое и манящее название и тем более присутствие в картине всеми известной Николь Кидман, делает этот фильм очень заманчивым для просмотра.

Лично я начал смотреть эту историю с воодушевлением. Хотелось увидеть что-то сильное и глубокое, что зацепит, ведь история Гертруды Белл именно такая, но что-то явно пошло ни так, и пошло с самого начала. Картина вся смотрелась чрезвычайно сухо, и сам фильм можно сравнить с сухой пустыней. Признаться честно, с большим трудом досматриваешь эту муть до конца. Кинокартина получилась мертвой и бесцветной, холодной и без души.

Корень проблемы в том, что перед нами слабая и недальновидная режиссура. Вообще, Вернер Херцог, мне всегда казался неплохим режиссером, но может быть уже возраст, ведь на момент сьемок ему было 73, мы может только гадать провал его картины. Что-то очень важное выскользнуло у него из рук, и получился не фильм, а какая-то неудачная попытка. Картине не хватало больше жизни, чего-то настоящего, эмоций. Все было тускло и натянуто…

В последнее время у Николь Кидман череда провальных фильмов, где она играет. Я не знаю с чем это связано, но обидно за нее. Она выдающаяся актриса, и заслуживает более интересные роли в более удачных фильмах. Кидман не спасает своим присутствием это кино от провала. Она была, естественно, центром всего, но слабая режиссура и безжизненность фильма давит на зрителя, и даже сама Кидман зрителю не нравится. Ее отношения с героями в этой картине были совсем неправдоподобны, и в моменты чувств, любви при красивых съемках, в происходящее не верилось. Было что-то ни то. Да, и сама Кидман в этой картине напоминала слово климакс, как не обидно и не красиво, но это так. На Гертруду Белл Николь вовсе не была похожа, даже отдаленно. Думаю, что Кидман жалеет об участии в этой киноленте.

«Королева пустыни» - биографическая, костюмированная драма 2015 года. Кино не получилось, более того оно напоминает головную боль и что-то совсем ненужное. Картина оказалась провальная и пустая. Сухо, как в пустыне… Я говорю этому фильму «нет».

18 октября 2016 | 22:44
  • тип рецензии:

Было отсмотрено в рамках Берлинале 6.02.2015

Кинематографическое творчество одного из самых выдающихся режиссеров 'новой немецкой волны' Вернера Херцога условно можно поделить на несколько, очень неравноценных периодов, которые ныне позволяют наблюдать постепенное сползание великого немецкого киноромантика и маргинального постреалиста (иногда и первого, и второго одновременно) в категорию утрачивающих собственную репутацию творцов, уже исписавшихся и уставших, предпочитающих лишь тщетно портить пленку во имя неких эфемерных целей. Ранний, уже ставший классическим, но не выглядящий еще забронзовевшим, Херцог 70-х годов и времен 'И карлики начинают с малого', 'Строшека', 'Агирре...' и 'Войцеха' смело говорил со зрителями на самые актуальные и волнующие проблемы, экспериментировал без опасливой оглядки с формой и содержанием, возводя искусство кинематографа в абсолют стихийности и миражности. Поздний же Херцог, конца 80-х, начала 90-х и нового времени, уже не стремился ни к чему новому, лишь изредка пытаясь привлечь к себе внимание то малоудачным римейком 'Плохого лейтенанта' нигилиста Феррары (и Феррара все равно остался при своем выигрыше), то беззубой и безэмоциональной горной медитацией 'Крика из камня', то снятой под Годара и по Годару 'Далекой синей высью', то предаваясь маньячным фрустрациям с инцестуальным подтекстом в 'Мой сын, мой сын, что ты наделал'. Едва ли заслуживает пристального внимания и последняя по счету после более чем пятилетного перерыва крупная режиссерская работа Вернера Херцога, фильм 'Королева пустыни' 2015 года, представленный в рамках нынешнего Берлинале.

Обратившись к истории небезызвестной многостаночницы Гертруды Белл, сыгравшей огромную роль в становлении нескольких крупных государств Ближнего Востока, Херцог на первый взгляд в 'Королеве пустыни' очевидно стремился создать кино не столько о конкретной исторической персоне в вихре времен, сколь привычно высветить для себя массу вневременных и актуальных проблем и тем. Собственно, сам выбранный Херцогом историко-биографический материал диктует все правила созидания, ведь в рамках биографии отдельно взятой личности можно с леготцой рассказать и о взаимоотношениях Запада и Востока, не ограничиваясь лишь периодами колониализма, а проведя жирную линию и к современности(тема Ирана, допустим, в современном авторском да и не только кино не раскрыта или раскрыта очень однобоко, чему 'Арго' в яркий пример); точно также с истории Гертруды Белл легко считываются темы как противостояния человека вихрям истории, так и вовлечения личности в знаковые события целой эпохи, ведь Гертруда Белл была действительно человеком-эпохой, которая создавала историю, будучи лишь изредка ее наблюдателем. Да и тема социального неравенства, инфильтрации 'низов' в верха, праздности высшего света, познания самого себя на фоне меняющегося мира и места женщины на срезе времен по определению требует более углубленного кинематографического внимания, а не взглядов искоса и поверхностно(кроме фильмов итальянского неореализма), и положенная в основу сюжета 'Королевы пустыни' биография Гертруды Белл при желании позволяла сказать очень многое о важных вещах, причем не сложно, а весьма понятно и доступно. Но Вернер Херцог, увы, пошел по самому упрощенному пути, не выбрав практически ничего из вышеперечисленного, и сосредоточившись сугубо на салонной составляющей своего фильма, создав не яркое киновысказывание, а весьма банальную как с точки зрения формы, так и содержания мелодраму, склонную к тому же очень часто истерить визуальным китчем.

Собственно, фильм можно поделить на несколько периодов: молодые годы Гертруды, которая живет себе праздно в карамельном замке, очаровывает мужчин всех возрастов, но только своего круга(исправление из замарашки в светскую даму прошло успешно, но все ее Пигмалионы оставлены за кадром), блестит бриллиантами, изумрудами, рубинами, свисающими дерзкими каплями на ее тонкой нежной шее, на балах и раутах разной степени ценности, наслаждается своим существованием - во всяком случае, Херцог успешно облекает великосветский блеск в тона тотальной бессмысленности, но только где то мы это уже видели?! Не сказать, что Херцог идет по проторенной отпостмодернизденной тропе База Лурмана, но в исполнении меняющей, как перчатки, исторические образы Николь Кидман легко угадать абрисы приснопамятной леди Сары Эшли, унавоженную холодностью принцессы Грейс. Кидман зарифмовывает свои прошлые образы без тени смущения, лепя крайне интересный с точки зрения раскрытия образ Гертруды Белл по проверенным лекалам, тогда как сам Херцог, чей стиль в 'Королеве пустыни' уже лишен индивидуальности и стерт до крови копиистической голливудщиной, красит кадр в глянец, слепит сочностью и шиком-блеском, который оборачивается на поверку пшиком-треском.

Именно тут, с первых слетающих монтажных фраз, сказанных, между тем, лениво, впервые заиграет сентиментальной менестрельностью история несчастной любви, продоложенная уже в ориенталистской части нарратива ленты все так же благостно и сладостно, вплоть до одури приторности, и стающая главным лейтмотивом картины, а не второплановым, как по идее должно быть, после которой начнется второй период в жизни Белл, показанный Херцогом с очевидным синефильством. Бросившаяся в омут Ближнего Востока Гертруда, открывшая для себя ранее неизведанный мир, из праздной пустой девицы превращается в личность, для которой Восток становится намного более родным, чем родной англоязычный Запад. Но и тут Херцог действует поверхностно; в трансформацию героини не веришь просто потому, что драматургия хромает от своей нарочитости и многословности, Лоуренс Аравийский кажется случайным путником, встроенным в структуру картины просто ради пары кадров, вылепленных 'под Дэвида Лина'. Собственно, Херцог на последнего и ориентировался в своей 'Королеве пустыни' больше всего, но выдал лишь абстрактный субстрат, неудачную пародию, к финалу повествования добегающую едва-едва, вязнув в зеленом болоте множества шаблонов и клише, стереотипов и архетипов, которые достопочтенный режиссер даже не удосужился толком переосмыслить или хотя бы поиронизировать над ними, предпочтя убийственный пафос и черно-белые тени без полутонов.

Вышло, мягко скажем, претенциозное и пустое мелодраматическое барокко, в котором как таковая философская, историческая и политическая диалектика тонут в рюшах, виньетках и струящемся обилии подчас небрежно разбросанных деталей, которые не складываются окончательно в стильный кинематографический паззл. Вдимость стиля, видимость драмы, видимость кинематографа, видимость Херцога.

5 из 10

09 февраля 2015 | 16:03
  • тип рецензии:

Отмечу, что с творчеством Вернера Херцога я не знакома, а до просмотра фильма не знала и о такой удивительной личности, как Гертруда Белл. Благодарна режиссеру за это открытие. Биография — один из моих любимых жанров, ведь жизнь богаче любого вымысла. Даже если режиссеру не удалось на все сто воплотить на экране образ человека (едва ли это возможно), он может зажечь интерес и подвигнуть зрителя на самостоятельные поиски, именно это я и сделала после просмотра фильма.

Согласна с оценкой mryukka81, что в «Королеве пустыни» несколько выпячена любовно-романтическая линия и можно было развернуть интереснее и глубже, ведь сколько разных граней открывается — личностных, исторических… Но подумалось, что Херцог и не стремился передать досконально биографию Белл, лишь дал намётки, набросал пунктиром путь, а дальнейшее оставил на усмотрение зрителя, кто что для себя откроет и куда захочет обратить свой взгляд — в историю, в путешествия, в размышления о собственной жизни, может быть, пора пробудиться и найти своё предназначение, вдохновившись примером Гертруды? Только дай Бог, чтобы жизнь не закончилась так трагически. Финал жизни Белл очень грустный и странный, всё внутри протестует против такого, очень уж сильной и яркой личностью она была, и самой огромной любовью ее жизни, показалось мне, всё же был не мужчина, а Восток.

Пустыня и волшебство путешествий показаны великолепно, хочется после просмотра достать рюкзачок, побросать туда лишь самое необходимое и отправиться навстречу жизни, людям, себе самой.. «Идите налегке, как одинокие и ни в чем не нуждающиеся».

18 февраля 2016 | 11:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: