К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

После выхода на экраны одного из самых знаковых фильмов за всю историю кинематографа в творчестве сэра Альфреда начался «постпсихотический синдром». Естественно, ни одна из его последующих картин априори не могла превзойти успеха шокирующей истории о маньяке из американской глубинки. Тень Нормана Бейтса ложилась на каждую работу Хичкока, а собственный титул «короля триллера» обременял его дополнительными обязанностями. Однако маэстро поступил очень мудро, постаравшись на корню пресечь все симптомы своего величия, пока они не приобрели характер хронической патологии и выпустил картину, полностью противоположную «Психо». Место малобюджетного черно-белого триллера, снятого за тридцать шесть дней на собственные деньги, занял пестрый апокалиптический блокбастер, на производство которого было затрачено почти полтора года и два с половиной миллиона (тогдашних) долларов.

Первоочередный вопрос, вот уже больше полстолетия волнующий, как простых зрителей, так и профессиональных критиков: «Почему нападают птицы?». Подошло бы и самое фантастическое, бредовое объяснение – из-за воздействие инфракрасных инопланетных лучей или потому, что их выдрессировал безумный ученый-орнитолог, либо, что это секретное оружие коммунистов, а может и сами птицы вступили в партию и по мере сил ускоряют свержение тирании империализма. Однако сверхъестественно органичный, до ужаса естественный ответ Хичкока, состоящий всего из одного слова «бешенство» привел всех в исступление. Парадоксальность ситуации заключается в том, что он был принят как абсолютно невероятный, хотя совершенно нехарактерные для птиц случаи нападения на животных и даже людей были неоднократно засвидетельствованы документально. Пусть тезис о том, что логическая причинность – позднейшее изобретение человека разумного, между тем, как разрушительный животный инстинкт существует миллионы лет крайне банален, но при этом он все же абсолютно истинен. Найти разумное ядро в ужасающей разрушительной жажде птиц невозможно априори. Нет ничего нереального в том, чтобы завтра в их существе что-то перевернулось, и они развязали войну. Да и в целом, введение логической причинности тут же разрушило бы атмосферу иррационального хаоса, на которой и держится весь фильм. Заметим только, что из множества домыслов и предположений наиболее основательна, конечно, теологическая интерпретация, описывающая птиц как своеобразных ангелов-истребителей, посланных мстительным Богом, который устал от своей доброты и решил наказать буквально все человечество (поэтому птицы нападают даже на детей из церковного хора). Гипотеза подтверждается также рядом эпизодов, снятых, что называется «с точки зрения Бога», которая оказывается субъективным планом, невозможной модальностью хищного взгляда птицы.

В художественном аспекте фильма внезапную атаку птиц объясняют в качестве своеобразной психологической метафоры, якобы иллюстрирующей эмоциональный разгул стихий в душе персонажей. Действительно, к подобным предположениям толкают в том числе и композиционные контуры картины. Так, например, возрастающая агрессия птиц коррелирует романтическому сближению персонажей и может быть воспринята как материализация подсознательных страхов и ревности матери главного героя (скажем, в эпизоде, где ей сообщают, что девушка остается ночевать у сына, спустя пару секунд в дом врываются несметные полчища безумных воробьев). В таком случае, весь окружающий антураж природной катастрофы служил бы своеобразным дополнительным выражением для драматических коллизий. Именно такое прочтение и справедливо для классических произведений. Однако Хичкок, со свойственной ему любовью к роковым неожиданностям, ставит все с ног на голову. Птичий апокалипсис у него становится настолько насыщенным и доминирующим, что как раз непростые взаимоотношения героев и выглядят на его фоне чем-то малозначимым!

По сути дела, «Птицы» являются обратной стороной абсолютного метафизического ужаса, исследование которого Хичкок предпринял в «Психо». Однако, если в предыдущем фильме чистое зло было представлено как ядро самой человеческой субъективности, то в рассматриваемой ленте оно принимает материальную форму некоей объективной, высшей воли (своеобразный аналог ветхозаветного Бога), способной к активной агрессии.

В техническом отношении у фильма очень много интересных аспектов. В первую очередь заметим, как гениально Хичкок работает с пространственной амбивалентностью. Персонажи оказываются во все более узких пространствах (пройдя путь от мегаполиса до крохотной гостиной), словно птицы и люди поменялись ролями, и в клетках теперь обязаны сидеть последние. Самой показательной в этом отношении, конечно же, является легендарная сцена, где главная героиня оказывается заперта в телефонной будке, подвергаясь самоубийственным атакам крылатой братии. В данной картине у Хичкока все открытые участки вызывают парадоксально-тревожное ощущение клаустрофобии. Подобный прием был опробован маэстро еще в хрестоматийном эпизоде из картины «К северу через северо-запад», где персонаж Кэри Гранта безуспешно пытался скрыться в чистом поле от недружелюбно настроенного кукурузника. По сути, в «Птицах» методика освоения пространств, разрабатываемая маэстро с фильма «Веревка» (1949) получила окончательное оформление и была доведена до совершенства: атмосфера фильма напоминает вакуум с перманентно возрастающей декомпрессией, словно из кадра откачивают весь воздух.

Не менее интересна и акустическая составляющая ленты. В картине полностью отсутствует музыка, тем не менее композитору Бернарду Херманну было над чем поработать. Хичкок поручил ему создать «симфонию птичьих голосов» и пропустить сей «opus» через ряд всевозможных эмоциональных модуляций. Задача оказалась архисложной как в художественном, так и в техническом аспекте. Подбор и синхронизация «мелодий» потребовали уникального чутья Херманна, а последующее микширование, занявшее несколько месяцев, гениальности и трудолюбия со стороны звукорежиссера. Но результат получился уникальным. Птичий гам выражает больше, чем любые слова, придавая каждому эпизоду тончайший эмоциональный фон и, по сути дела, генерируя весь саспенс.

Нужно особо похвалить членов съемочной команды, от которых потребовалось героическое терпение и выносливость. Все птицы, занятые в фильме, самые натуральные. В особо «дикие» дни с площадки, на карете скорой помощи, уезжали по нескольку десятков человек. Но больше всего досталось, конечно, Типпи Хедрен, которая была буквально «распинаема» птицами – чаек час за часом бросали ей в лицо, привязывали ко всем частям тела или запускали в волосы. Съемки кульминационного двухминутного эпизода продлились неделю. Под конец с Типпи случилась истерика и ее положили в больницу. Между тем, к самим птицам отношение было куда более благожелательное. На площадке присутствовала специальная комиссия, следившая за рабочим графиком пернатых и ровно в пять часов громогласно объявлявшая: «На сегодня хватит. Птицы устали!»

«Птицы», как и «Психо», совершили своеобразную революцию в жанре ужасов, вдохновив многих писателей и режиссеров. Можно заметить, что по ходу фильма, герои проходят через всевозможные закрытые локации – дом, супермаркет, автомобиль и т.д. Занятно, что из небольших фрагментов, где, например, Типпи Хендер оказывается заперта с детьми в машине, либо где местные жители баррикадируются в магазине, с легкой руки Стивена Кинга выросли полноценные художественные произведения такие как «Куджо» или «Мгла». Да и до сих пор, в самых разнообразных фильмах, таких как «Дрожь земли», «Знаки» и даже «Мир юрского периода» можно заметить прямые заимствования из картины Хичкока, которые даже спустя более чем полвека продолжают отлично работать.

12 мая 2016 | 21:41
  • тип рецензии:

Я не мастер писать рецензии, также как и не большой знаток творчества Альфреда Хичкока. Но всё же мне хочется поделиться своими впечатлениями об этом фильме.

Задаётесь вопросом, смотреть или нет? Смотреть однозначно стоит. Я не большой любитель так называемой 'классики', и редко когда смотрю фильмы старше 1990-х годов, но что-то меня зацепило именно в этом фильме, и я решилась на просмотр. И надо сказать - ни капли не жалею.

Сам сюжет фильма поразительно прост: нам показывают внезапно 'ополоумевших' чаек, воронов, грачей, которые начинают атаковать людей без видимых на то причины, вплетая во всю эту историю романтическую линию. По-началу может показаться, что фильм несколько затянутый, но как оказывается позже - это всего лишь затишье перед бурей. Мы наблюдаем своеобразную битву между людьми и птицами, и что самое интересное - для нас остаётся загадкой, кто же выйдет из неё победителем, ибо фильм с открытым концом.

После просмотра остаются смешанные впечатления: с одной стороны - хочется таки увидеть сам конец и какое-нибудь объяснение подобному поведению птиц, а с другой стороны - понимаешь, что в этом то и есть вся загадка, вся суть! То, что так цепляет в этом фильме. Идея сама по себе проста, но достаточно запоминаемая - возможно именно ввиду своей простоты. Посмотрев фильм хотя бы один раз, Вы уже точно не забудете в последствии сюжет этого фильма и Мелани Дэниэлз в её очаровательном салатовом костюмчике: )

Без каких-либо дальнейших спойлеров скажу, что после просмотра фильма, получаешь некое эстетическое удовольствие и появляется желание ознакомиться с другими работами данного режиссёра (чем я собственно и займусь в дальнейшем). Поэтому все руки в ноги, и бегом смотреть!

9 из 10

12 апреля 2016 | 01:14
  • тип рецензии:

'Птицы' стали классикой триллера и справедливо признаны одним из лучших творений Короля ужасов - Альфреда Хичкока. Именно в этом фильме Маэстро довел до совершенства свою главную фишку - этот пресловутый саспенс.

Отсутствие музыкального сопровождения - очень смелый ход, от которого фильм только выиграл. Уже начальные титры, лишенные фоновой музыки, но наполненные каким-то инфернальным воркованием птиц настраивают на нужный лад. Вся картина – это филигранная игра на нервах зрителя.

Тем не менее, Хичкок мастерски чередует моменты нападения пернатых, вполне себе мирные сцены и потрясающую пейзажную съемку. Прекрасные виды залива Бодега - это истинное эстетическое наслаждения.

Игра актеров не лишена некоторых изъянов. Все же здесь присутствуют и неуместные гримасы, и картинные заламывания рук. Но, в целом, актерский ансамбль довольно неплохо справился с поставленной задачей. Типпи Хедрен, для которой роль в «Птицах» стала актерским дебютом, - просто находка. Ее героиня, раскованная и инициативная Мелани Дэниэлс вносит новые нотки в образ классической, холодной «хичкоковской» блондинки. Да и непростые отношения главного героя с матерью, отягощенные каким-то затянувшимся эдиповым комплексом одного и желанием безраздельного собственничества другой, составляют довольно интересный бонус к массовой истерии вокруг спонтанного нападения пернатых.

Сильные мира сего и простые обыватели до сих пор не разгадали весь подтекст и скрытый смысл 'Птиц'. Согласно одной версии, которая лежит на поверхности, 'Птицы' - это своеобразный экологический манифест. Нападение птиц на Бодега Бей - это восстание Природы против ее Поработителя - Человека. По другой, более эзотерической версии, птицы - это возмездие человечеству за его грехи. Абсолютное Зло, вернувшееся бумерангом, предвестник Страшного Суда. В любом случае, даже вне аллюзорно-смыслового контекста, картина примечательна поразительной красочностью и выразительностью кинематографического языка.

То, что фильм не имеет обязательной для фильмов тех лет надписи 'The end' - факт довольно известный. Хичкок как бы обрывает фильм на полуслове, оставляя конец истории на домысел зрителей. Финал картины - гнетущий, будоражащий, жуткий, наполнен ощущением тотальной безысходности. Несмотря на то, что присутствует слабая надежда на спасение.

Вопреки известному выражению, гласящему, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», режиссер выбирает именно ужас без конца. И в этом весь Хичкок

9 из 10

17 марта 2016 | 03:12
  • тип рецензии:

После окончания эпохи классического нуара Альфред Хичкок продолжил снимать фильмы в других жанрах, однако далеко не все его работы становились шедеврами. Из всех его кинокартин, снятых после 'Головокружения', лишь 2 оказались успешными и очень интересными - это гениальный 'Психо' и необычный фильм 'Птицы'.

Здесь Альфред Хичкок за основу сюжета взял истории о странном поведении птиц, когда они без видимой на то причины нападали на людей. Естественно, в киноленте краски сгустились и мы видим целые орды пернатых, агрессивно настроенных к представителями человечества. Каждый бой с ними - это натурально вопрос жизни и смерти для героев картины. Кстати говоря, одним только выживанием фильм не ограничивается - параллельно с ним развивается история взаимоотношений молодой девушки, понравившегося ей парня и его матери, враждебно настроенной к возможной невесте сына.

Также нельзя не отметить прекрасную техническую реализацию киноленты. Альфред Хичкок использовал для съемки не только куклы, но и живых птиц. Благодаря этому, этот фильм, в отличии от многих других представителей фантастики 60-х, не устарел и в состоянии вызвать страх даже сегодня, пятьдесят лет спустя.

В итоге 'Птицы' можно назвать смелым экспериментом Хичкока и его последним великим фильмом.

8 из 10

01 февраля 2016 | 05:27
  • тип рецензии:

Редко приходится разочаровываться в классике, но здесь именно тот случай, когда фильм несправедливо получил этот статус. Может только, благодаря громкому имени режиссёра, известного культовыми фильмами ужасов. Уж в этом фильме я был на 100% уверен, что он мне понравится, и как же эти 100% оказались неправы! Прошлой осенью мне попадалось много шлака в жанре ужасов, и я надеялся, что всеми любимые 'Птицы' Альфреда Хичкока порадуют и меня. Это могло случиться, может быть, только лет пять назад, когда мне нравились любые ужастики, когда на экране кто-то на кого-то нападает, кто-то кого-то ест, кто-то кого-то боится, и тому подобное. Сейчас я от каждого фильма данного направления требую не только спецэффектов, а внятного сюжета, объяснения происходящему, качественных диалогов, колоритных персонажей. Ничего из перечисленного в данном фильме я не увидел, одни только красивые виды. Но одной красотой сыт не будешь.

Первое время в фильме не происходит ничего, кроме пустых диалогов, выдаваемых за драматический элемент. Вот первое нападение птицы на человека, и думаешь, что сейчас-то и начнёт развиваться сюжет, которого давно ждёшь, ведь фильм длится добрых два часа! А что показывают на протяжении оставшихся полутора часов? То птицы ворвутся через каминную трубу, то штурмуют дом, то просто скапливаются в одном месте в больших количествах. Подобный бессмысленный треш, правда, с гораздо более бедной картинкой, я видел в 'Птицах' 2008 года, но это дешёвый ужастик для ТВ3, с него и спрос невелик. Но когда смотришь фильм уважаемого режиссёра, хочется как минимум адекватности в сюжете. Главный и единственный вопрос, который я хочу задать ныне покойному культовому киноделу, и, похоже, никогда не получу на него ответа: почему птицы в Вашем фильме вдруг напали на людей? Конечно, я не требую зрелищного экшна от фильма 1963 года, фильм и так получил награду за визуальные эффекты (скопление птиц надо же было как-то организовать, когда нарисовать ещё нельзя было). Но почему герои не могут выдавить из себя ни одного стоящего диалога, отбивая атаки взбесившихся птичек?

Авторы фильма утверждали, что зритель после этого фильма будет бояться птиц. Возможно, в свои годы такое зрелище и могло произвести хоть какое-то впечатление, но сейчас мы видим, что фильм не только не страшен, он ещё и неинтересен. Можете осудить меня за оскорбление классики, но я могу посоветовать вам вместо этого фильма другой современный фильм ужасов про хищных птиц - ни в коем случае не 'Птицы' 2008 года, а 'Птеродактиль' 2005 года - довольно интересный фильм, в котором понятно, что птицы-динозавры появились из вулкана, герои самые разные, за ними интересно наблюдать, а графика, хоть и дешёвая, но съёмки качественные, даже диалоги местами радуют, хоть и не везде. Треш, конечно, но на фоне мусора, который снимает студия 'Asylum', тот фильм выглядит весьма презентабельно. Что же касается 'Птиц' Альфреда Хичкока, то это не более чем банальщина в красивой обёртке.

4 из 10

22 января 2016 | 12:32
  • тип рецензии:

Фильм великого режиссёра. Один из значимых и знаковых явлений кинематографа вызвал недоумение. С одной стороны мастерство на лицо. Смотрится на одном дыхании не смотря на длинный и тягучий хронометраж. Однако, загадок и недомолвок много и они касаются главного. Из-за чего всё и какой из этого следует вывод. Согласно статьям из энциклопедий и не многочисленным рецензиям главный вопрос (и ответ) покрыт толстым слоем мрака и перьев.

Что привело к трагедии? Почему птицы взбунтовались? Вопросы глубинные, но великий мастер, вместо того чтобы ответить – занялся факирством, мистификацией и прочими дешёвыми приёмчиками типа «При выходе из кинотеатра на лондонской премьере фильма зрители могли услышать громкий птичий гам из громкоговорителей, спрятанных на деревьях.».

Но ведь если не понять причин, то получится чистое искусство ради искусства.

После просмотра решил проанализировать, что нам такого поведал Хичкок. Первая мысль – экологическая. Птицы наелись какой-то отравы, типа виски с пшеном и плутонием, скрестились с белочкой и начали дурковать. Такая простая конструкция могла бы запросто оказаться самой эффективной. В этом случае легко объяснить немотивированную агрессию, которая возникла внезапно и, по сути, не имела адресата. Но в фильме ничего про это не сказано. Значит, версия не верна. Так что творчество Ллойда Кауфмана типа «Атомной школы» тут не причём.

Вторая версия – разновидность первой и уходит своими корнями в фильмы типа «С меня хватит. Падение». То есть птиц мучили-мучили и вот некая незримая капля вывела их из себя, то есть ничего глобального, просто так карты легли. Это снимает массу противоречий, но… Если дело в мелкой капле, то в кинематографе этот пустячок обязательно был бы акцентирован типа пресловутого ореха из не менее пресловутого ледникового периода, но увы не было капель. В итоге вынужден согласиться с известным исследователем творчества Хичкока, Робином Вудом, который в книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версию экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили).

Попробуем с другой стороны. Мистика. В птиц вселяется бес или ещё какой чёрт. Тут же на ум приходят эпизоды из «Омен» и подобных. Но тоже не вяжется. Что-то же должно было вызвать тёмные силы и самое главное что-то этим тёмным силам надо было, вспомним хоть Омена, хоть Чернокнижника, хоть Догму… Однако уже упомянутый Вуд отсекал и эсхатологическую версию (божественное возмездие за грехи людей) «по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей».

Есть точка зрения, у которой больше всего почитателей. Что бес и чёрт были, но это то ли дух папы главного героя то ли происки свекрови. Многие считают каноничной версию Славы Жижек из работы «Киногид извращенца». Там приводится «психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына. Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.»(с) – из энциклопедии. Может оно и так, только точка зрения уж больно подходит под подгонку под ответ. Судите сами. Предположим, что виновата свекровь. Но первое нападение птиц случается, когда главная героиня была не известна матери Митча. При нападении птиц страдают не только Мелани и неудачливая претендентка на Митча из школы, но и местный фермер. Он что, тоже претендовал на Митча?? Во время нападения на школу «прилетает» и родной дочери. Это что? Фрейдисткие штучки? Даже пусть с натяжкой и так, то какова роль матери при нападении птиц на местный трактир? Её там что? Обсчитали? Тем более что одна из жертв вообще какой-то левый водила, который там, скорее всего, раньше никогда и не был.

В итоге ни одна из притянутых за уши версий не выдерживает критики. Так кто ж такие птички?

Мне представляется, мы не там ищем ответы. Альфреду во время съёмок было уже много лет. И что он видел вокруг? Приходило время модов, битников, стиляг и рокеров. Новые лидеры такие как Джерри Ли Льюис, «чёрные пантеры», кубинские коммунисты, русские космонавты… мне кажется что Хичкок просто боялся нового времени.

В фильме есть три мира. Есть мир домашних птиц (детей), которые хоть и живут в клетках, но там тепло, безопасно, кормят, а если что – можно просто прикрыть клетку тканью. Ничего не вижу, ничего не слышу. Типичные модели поведения начала ХХ века своим убеганием от проблем породившие и фашизм и революции и ещё много чего.

Другой мир – дикие птицы (тоже дети). Это те самые моды, рокеры, революционеры, которые могут только разрушать, при этом бездумно и бессистемно даже не ради самого процесса, как это делают маньяки. Просто механические роботы. Вот фрагмент монолога: «Большая стая чаек заблудилась в тумане, и они направились к городу, где светило множество огней. Там был сплошной беспорядок. Птицы разбивались о дома и все такое. Но это никого не опечалило.».

Есть и мир людей (взрослые), который управляет комнатными птицами (детьми). Хозяева. Кормчие. Разумные. Вот только если птицы правильные то и людям хорошо, а если нет. И вот тут Хичкок на мой взгляд совершает фатальную ошибку. Кульминация это не выезд из дому. Это на самом деле эпитафия. Кульминация была раньше. Герои оказываются перед выбором – драться за себя или как сейчас модно говорить - «Слить». Вот ещё фрагмент «Пока мы не сделаем что-нибудь, мы не расшевелим Бодега Бей, они... - То, что происходит, это не причина… - Я люблю Бодега Бей так сильно, как... - Отлично. Тогда помоги мне! Ты - важный человек. Если ты поможешь - все поверят. Миссис Банди говорила что-то о Санта Круз. О том, как чайки, заблудившиеся в тумане, летели на огни. В это время года у нас нет туманов! - Устроим туман сами!». У Хичкока был выбор. Сражаться культурой с новыми вандалами, или поддаться искушению и стать одним из них, но он выбрал путь труса. Просто уехать прочь.

13 января 2016 | 14:02
  • тип рецензии:

Молодая, богатенькая девушка Мелани (Хедрен) случайно знакомится в магазине с обаятельным юристом Митчем (Тейлор) и решает сыграть с ним небольшую шутку, для чего приезжает в маленький городок, где вырос Митч и где живут его мать, сестра и бывшая любовница. Сразу после приезда Мелани жители города подвергаются череде неожиданных атак со стороны птиц: чайки и вороны, кажется, сошли с ума и стали коллективно нападать на людей.

Считается, что 'Птицы' — один из пяти фильмов, входящих в категорию так называемых 'Хичкоковских бестселлеров', которые великий режиссёр снимал в период с 1958-го по 1964-й год. Кроме 'Птиц' в эту элитную когорту входят 'Головокружение', 'К северу через северо-запад', 'Психо' и 'Марни'. Я, к сожалению, могу сравнить 'Птиц' лишь с 'Психо', остальные три фильма я ещё не видел (но обязательно посмотрю). Так вот, на мой субъективный взгляд, эта картина выглядит даже посильнее, чем самая кассовая лента Хичкока. В то время как 'Психо' показался мне немного скучным фильмом с несколькими яркими точками, в 'Птицах' Хичкок цепляет внимание практически с самого начала и не снижает этот эффект до самого конца.

Самое главное здесь, это, конечно, фирменный хичкоковский саспенс, который формируется кажется из ничего. Примерно представляя себе о чём будет идти речь дальше, зритель с самого начала обращает внимание на появление всевозможных птиц в кадре и думает 'ну вот сейчас, а нет — сейчас, вот-вот, понеслась', и таким образом напряжение нагнетается даже в самых добродушных начальных диалогах. А уж как 'напрягает' сцена, когда Мелани дожидается окончания урока в школе, а рядом медленно и неотвратимо 'зреет' очередное нападение воронов.

Открытым остаётся вопрос, что собственно произошло с птицами? Массовое отравление химикатами? Вторжение похитителей птичьих тел? Кара господня? Обретение коллективного разума? Нет ответа. И это тоже фильму в плюс — каждый сам для себя решает, в какую из версий ему верить, исходя из личных предпочтений. Кому-то хочется видеть в этих нападениях наказание за грехи, кому-то просто бессмысленный и беспощадный птичий бунт. Зритель словно встаёт на одну ступень с главными героями фильма, которые находятся в полнейшем замешательстве.

Мне очень понравилось, как выглядела на экране пара Типпи Хедрен и Род Тейлор. У них получился очень гармоничный и обаятельный дуэт, которому неизбежно желаешь всего только самого лучшего в борьбе с 'внешним' врагом. Даже жалко немного актрису, которая слегла с нервным потрясением после недельных съёмок сцены с нападением на чердаке. Кстати, как и в случае с 'Психо', я опять не проникся ключевой и самой трудоёмкой сценой в фильме, которая показалась мне какой-то натужной. Впрочем, мне и без этого 'Птицы' понравились.

'Птицы' — это абсолютная и 'безусловная' классика кинематографа. Фильм, который считается одним из лучших у культового режиссёра. И на мой взгляд, вполне заслуженно. Картина 'Птицы', как мне кажется, прошла проверку временем. За исключением небольшого количества устаревших визуальных эффектов, она до сих пор находится на очень высоком постановочном уровне.

9 из 10

01 июля 2015 | 11:59
  • тип рецензии:

'Птицы' - последний общепризнанный шедевр великого Хичкока. Как и в случае в «Головокружением», перед нами не реалистическое произведение, и пытаться трактовать его в реалистическом ключе – некорректно. Мы вновь имеем дело с притчей, причем с притчей сюрреалистической, где образность выходит на первый план.

Чтобы понять смысл картины, нужно попытаться ответить на вопрос, что символизируют птицы. Как и в случае со всем символистским искусством, трактовок может быть много. На мой взгляд, к истине близки те, кто пытаются увязать «Птиц» с «Психо», выстроив их в дилогию, а трактовку предложить психоаналитическую. Образ птиц возникает как раз в «Психо». К тому же режиссер не переставал говорить о «Птицах», что это не фильм-катастрофа и не история любви, а главная фигура здесь – фигура матери.

Именно в «Птицах» звучит страшная в своем смысле и силе фраза: «Лучше уж быть брошенным матерью, чем любимым ею». Речь идет, естественно, об эгоистической, деспотической материнской любви. Такой, какой она всегда предстает в фильмах Хичкока.

Занятная деталь: чем более интимными становятся отношения между влюбленными друг в друга Митчем и Мелони, героем и героиней фильма, чем больше мать Митча ревнует и боится, что у нее «уведут» сына, тем яростней и ожесточенней становятся нападения птиц. Эта параллель – главная для понимания смысла картины.

Стаи беснующихся птиц – это проекция того, что происходит в психике Лидии, матери Митча. Лидия – одинокая и несчастная женщина, оставшаяся без мужа, с двумя детьми на руках. В отсутствии мужа, именно сына Лидия наделяет функцией опоры, вокруг которой можно выстроить собственную жизнь. Отпустить сына, позволить ему быть счастливым эта женщина не может, так как тогда будет чувствовать несчастной себя. Поэтому мать Митча стремительно разрушает его личную жизнь, расстраивая отношения с каждой новой девушкой. Лидию постоянно преследует страх быть «брошенной» сыном, остаться одной (и это несмотря на то, что у нее есть младшая дочь). А потом в жизнь этой семьи вторгается Мелони, влюбленная в её сына. И... начинают нападать птицы.

Птицы – это символ материнской (и шире – родительской) агрессии в отношении ребёнка. На кого птицы нападают первыми? На детей. Какова одна из самых знаменитых сцен фильма? Нападение птиц на школу: обезумевшие создания безжалостно терзают бегущих в панике ребятишек. Это очень сильная метафора того, как родители с детства калечат жизни своих детей. Эгоистичная родительская псевдолюбовь для Хичкока – это болезненные укусы безумных птиц, а сами птицы – это родители, жадно клюющие плоть детей под маской любви. Главные жертвы крылатых созданий в фильме – дети, а затем – женщины, любившие Митча. Немного поразмыслив, можно сделать соответствующие выводы.

9 из 10

16 января 2015 | 12:49
  • тип рецензии:

«Вы дурно воспитаны, заносчивы и самоуверенны. Я даже написала вам письмо об этом, но порвала его.»

Стандартную для него историю романтики, расцветающей из язвительной, но преимущественно комичной вражды, маэстро умел оживотворять деталями, чтобы она могла длиться как можно дольше, не слишком прискучив. Вот и здесь прелюдии с экивоками не испаряют атмосферу. Уж корпулентный властелин саспенса как-то сумел догадаться, что перворазрядный триллер — это не когда всё время жуткая музыка и тревожные намёки. А когда вместо музыки лишь отстранённый клёкот, размерный свист воздуха, монотонный гул. Не тогда, когда объяснение такое, что аж мурашки по коже. А тогда, когда его попросту нет.

Прежде всего, наверное, «Птицы» являют собой эталон самого вопиющего, возмутительно безукоризненного и точно выверенного вкуса. Образы, ставшие уже хрестоматиийными, и служащие неиссякающим источником всевозможных интерпретаций, заимствований, аллюзий и пародирования... Особенно сие касается кадра, в котором чёрные силуэты птиц с таким удобством примостились на проводах. Уже само диагональное расположение проводов как будто снабжает кадр скрытой динамикой, каковая очень даже скоро взорвётся пернатым ураганом. А сцена, когда героиня сидит в задумчивости на скамейке? И вот замечает в огромном небе одинокую ворону. Мелани провожает её взглядом — а там, куда опустилась птица, сидит уже целая чёрная туча. Бесшумно.

Даже зеленоватый наряд героини непостижимо сочетается с ландшафтами, со вздымающимися волнами, а золотая цепочка на шее ставит выразительный акцент на её визуальном образе, точно так же как на её индивидуальных чертах акцент заостряется вуалью иронических пикировок и изысканных подковырок. «У меня есть тётушка Тэсса. А у вас есть тётушка Тэсса?»

И нет конца и края трактовкам сего произведения. Кто-то, разумеется, всегда найдёт в фильме экзистенциализм, обоснование отсутствия у жизни какого бы там ни было смысла. А фрейдизм вообще не углядит только ленивый, к тому же для Эдипова комплекса тут имеются просто все мотивы — уж точно после шикарнейшего «Психо» со всякими подтекстами материнских образов, возможно мешающих полноценной сексуальной жизни сына, его идентификации и вообще чему угодно ещё. Экологические, эсхатологические трактовки? Тоже почему бы и нет! Вряд ли можно установить, сколько апокалиптических знамений или сюжетов фильмов-катастроф черпали отсюда.

Пагубность паники, «охоты на ведьм» в критический момент, в который нужно действовать организованно и разумно, тоже иллюстрируется достаточно жёстко. Сколько ксенофобии в словах старухи, подозревающей во всём Мелани, лишь потому, что та приехала в их места с началом беды. В то же время, согласно самому Хичкоку, фильм и об опасности самоуспокоенности, ведь многие люди живут себе, поживают, и думают, что у них всё под контролем. А зря.

Вот так и порхает фильм в пируэтах между учёными латинскими названиями и цитатами из шестой главы книги Иезекииля или же пятой главы Исайи. От паутинки трещин на очках или стеклянной стене телефонной будки до такой потрясающей в контексте всего произошедшего фразы девочки: «Возьмём с собой попугайчиков, они же никому не причинили вреда». Озадачивает, насмешничает, затуманивает и дразнит шансом читать во всклокоченном, растрёпанном силуэте в воздухе или на ветвях историю если не собственных фобий, то уж точно кинематографических вех.

14 января 2015 | 01:06
  • тип рецензии:

Начинается фильм как романтическая история, в котором богатая молодая особа совершает нетипичные для женщин действия первого шага и знакомится с понравившимся ей мужчиной. Далее она едет аж в его родной городок в сотне километров от Сан-Франциско. Там фильм и дальше продолжается как рассказ о необычном знакомстве главных героев – красивых молодых людей, даже после первого нападения птиц, которое считают чистой случайностью. Но затем всё кардинально меняется – мы уже смотрим не мелодраму, а настоящий мистический триллер. Необъяснимые нападения птиц принимают серьёзный оборот.

Птицы, как устрашающий, довлеющий фактор выбран очень удачно. Сами посудите, вот были бы это, к примеру, волки, нападающие из-за нехватки добычи на поселения людей – проблем нет, мужчины города берут дробовики и отстреливают их. То же самое с зомби или бандой, скрывающейся в глуши от полиции. Проблема вполне решаемая, опыт ликвидации подобных врагов есть, и немалый. Но когда восстают птицы, в силу их неисчислимого множества, непредсказуемости и того, что непонятно, каким оружием с ними бороться, и чем вызвано их нападение, приходит отчаяние и почти смирение с неизбежностью попадания в когти пернатых убийц. Тем более, действие разворачивается в маленьком городке, в котором только и остаётся, что забаррикадироваться дома и ждать помощи, другое дело, если бы это было в Сан-Франциско, где можно было бы развернуть полномасштабную борьбу.

В подобной ситуации непредсказуемы не только птицы-убийцы, но их жертвы - местные жители. Показательна сцена в кафе, когда жители городка пытались выяснить, в чём причина угрозы и насколько она серьёзна. Тут каждый представитель того или иного демографического слоя и, скажем так, уровня развития, предлагает свои версии, подобную сцену вы могли видеть в фильме Спилберга «Мгла», кто-то не верит, кто-то считает это знамением конца света, кто-то настроен очень агрессивно. Но столкнувшись с проблемой лицом к лицу, они уже не могут отрицать её масштаб и опасность.

Если разбирать игру актёров, у Хичкока можно сразу выделять кинопару фильма, которая всегда идеально смотрится и отлично играет свои роли. Здесь мы видим Типпи, которая очень женственна и красива. Её золотые волосы и игривая улыбка сразу в себя влюбляют, несмотря на характер её персонажа и общую трагичность фильма. Её партнёр тоже хорош, эдакий добропорядочный мачо, который, как и все, ввиду необычности проблемы, иногда теряется, но сразу берёт себя в руки.

Рассматривая не форму, а содержание, можно поаплодировать всем создателям фильма и умению Хичкока делать из нелепых по описанию сюжета кинокартин шедевры. Апокалипсис, организованный птицами как фон любовных отношений? Может показаться, что это фильм-пародия. А на выходе же - отличный триллер с узнаваемым почерком.

04 мая 2014 | 19:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: