Какой путь прошел писатель Эрнест Клайн, чтобы сотворить мир ОАЗИС, и что следует посмотреть перед выходом картины Стивена Спилберга.
29 марта в прокат выходит новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» — экранизация одноименного романа Эрнеста Клайна. КиноПоиск разобрался, как создавалась «самая гиковская» в мире книга, и нашел фильмы, которые стоит посмотреть для полного погружения в ее фантастический мир.
Книга Клайна вышла в 2011 году. Протагонист — подросток Уэйд Уоттс — живет в бедном районе Оклахомы и, как и все люди будущего (действие происходит в 2044 году), проводит массу времени в ОАЗИСе — многопользовательской онлайн-игре, которая по мере развития превратилась в виртуальную реальность. Эксцентричный богач Джеймс Холлидей, создавший ОАЗИС, не оставил наследника и завещал свое детище тому, кто найдет «пасхалку». Миллиардер спрятал три ключа в игре, и первый из них нашел именно Уэйд. Он, как и автор виртуальной реальности, помешан на поп-культуре 1980-х, знание которой очень помогает в поисках ключей.
Автор романа «Первому игроку приготовиться» Эрнест Клайн, как и миллиардер Холлидей, тоже был гиком. В пятилетнем возрасте, посмотрев «Звездные войны: Новая надежда», он попробовал сыграть в Space Invaders — автомат с игрой стоял прямо в кинотеатре. Будущему писателю ужасно понравилось чувство контроля над происходящим. На Рождество 1979 года Эрнесту подарили приставку Atari, а чуть позже — видеомагнитофон и компьютер. Клайн наконец-то смог не только пересматривать любимые фильмы, но и программировать собственные видеоигры. «Я был типичным ботаном, любил электронику, науку и видеоигры», — признается писатель в интервью. Ребята, с которыми он играл в «Dungeons & Dragons» (вы видели ее в сериале «Очень странные дела»), до сих пор его друзья. Некоторые из них стали прототипами героев «Первому игроку приготовиться».
Путь к «Игроку» пролегал через «Фанатов». Задолго до того, как Стивен Спилберг подписался на экранизацию дебютного романа Эрнеста Клайна, писатель сочинил любопытный сценарий. Это была история о том, как несколько гиков едут из Огайо в Калифорнию, на ранчо «Скайуокер», чтобы уговорить Джорджа Лукаса показать первый эпизод «Звездных войн» смертельно больному другу. Клайн восхищался работами Кевина Смита, Ричарда Линклейтера и Роберта Родригеса, которые смогли снять свои фильмы, обладая очень ограниченными ресурсами, и рассчитывал, что его сценарий тоже не потребует больших затрат. Появившись в Голливуде в 1998 году, сценарий «Фанатов» долгое время бродил по разным продюсерам — казалось, что снять такое кино невозможно, ведь надо уговорить Джорджа Лукаса дать разрешение на использование его франшизы в фильме. «Неснимаемый» — таким был приговор сценарию от многих продюсеров.
В середине нулевых «Фанаты» привлекли внимание Кевина Спейси, только что основавшего собственную продюсерскую компанию. Спейси удалось договориться с Лукасом об использовании «Звездных войн» в «Фанатах» и даже о съемках на ранчо «Скайуокер».
Постепенно к проекту подтянулись Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Рэй Парк, Уильям Шетнер и другие звезды, согласившиеся на эпизодические роли. Кевин Смит, увидев черновой монтаж, упросил режиссера Кайла Ньюмана снять дополнительный эпизод с его участием. «Фанаты» обещали стать событием в мире кино, но, увы, прокатная судьба их оказалась печальной. Права на дистрибьюцию купила компания братьев Вайнштейн. Посмотрев фильм, Харви Вайнштейн потребовал удалить линию смертельно больного героя и переснять картину, сделав ее более легковесной.
Когда информация о новой версии «Фанатов» просочилась в интернет, ожидающие фильм гики пришли в ярость. Работавший над пересъемками режиссер Стивен Брилл (Ньюман отказался переделывать картину) назвал возмущающихся юзеров придурками и лузерами. Релиз фильма откладывался с 2007-го на 2008-й, а впоследствии и вовсе перешел на февраль 2009-го. Линию с умирающим фаном все-таки отстояли, но Вайнштейны спустили всю рекламную кампанию на тормозах. В итоге картина вышла в 44 кинотеатрах, собрала всего 688,5 тысячи долларов и канула в Лету.
Глядя на приключения «Фанатов», Клайн пожалел, что не написал сначала книгу, основанную на придуманном сюжете. Тогда бы его история существовала точно в таком виде, как он ее задумывал. Чтобы не повторять ошибку, Эрнест сел за сочинение романа, который впоследствии планировал адаптировать в сценарий. В основе «Игрока» была идея, позаимствованная из истории про Чарли и шоколадную фабрику писателя Роальда Даля, но с некоторыми изменениями. Что если бы Вилли Вонка был дизайнером видеоигры? Как бы он запрятал свой золотой билет внутри нее?
Несколько лет Клайн писал роман в свободное от работы в IT-сфере время. Благодаря «Фанатам» у Клайна уже был агент в Голливуде, так что выйти на литературного агента в Нью-Йорке оказалось легко. За время работы над книгой он подружился с другим известным писателем-гиком — Джорджем Р.Р. Мартином, которому дал покататься на собственном DeLorean (какая еще машина может быть у автора «Первому игроку приготовиться»?).
Студия Warner приобрела права на экранизацию «Игрока» еще до публикации романа. Когда книга вышла в свет, ее тоже окрестили «неснимаемой», потому что объединить в фильме персонажей из разных произведений — труднейшая юридическая задача. Герои популярных вселенных могут запросто существовать рядом на страницах книг, но, когда дело касается кинематографа, необходимо договориться о правах на использование множества персонажей с разными студиями, издательствами и наследниками. Пока юристы не согласуют все права, а студия не оплатит их, запускать фильм было невозможно.
Когда за дело взялся Стивен Спилберг, многие выдохнули: кому, как не режиссеру классики 1980-х, снимать кино по самому гиковскому роману в мире? Но настоящим героем этого проекта стала Дидре Бэкс, супервайзер спецпроектов, которой удалось добиться прав на появление в фильме самых разных персонажей — от Дюка Нюкема и Харли Квинн до Фредди Крюгера и дроида R2D2. Хотя многие из героев перекочевали из фильмов студии Warner, расчистка прав заняла немало времени.
Интернет скептически принял первые трейлеры «Игрока». Фильму почему-то заранее начали предрекать провал, но студия пошла на рискованный трюк — показала картину на фестивале SXSW, ежегодно привлекающем американских гиков со всей страны. Оказалось, интернет зря волновался: книгу Клайна перенесли на экран хоть и с изменениями, но дух передан точно.
На пресс-конференции, посвященной фильму, Стивен Спилберг попробовал вспомнить количество отсылок: «В книге упоминается семь картин. Может, двенадцать». Режиссер ошибся. В «Первому игроку приготовиться» упоминается чуть более 80 фильмов. Мы выбрали те, которые надо обязательно пересмотреть, чтобы со знанием дела отправиться в ОАЗИС.
Картина Ричарда Доннера вызывает ожесточенный спор между Уэйдом и его другом Эйчем в третьей главе. Уэйд считает фильм с Рутгером Хауэром каноном — так пасхантеры (охотники за «пасхальными яйцами» в ОАЗИСе) называют все фильмы, книги, сериалы, игры и песни, которые любил создатель ОАЗИСа Джеймс Холлидей. Эйч называет фильм отстоем, особенно «дурацкий саундтрек гребаного Алана Парсонса».
Фильмы режиссера и сценариста Джона Хьюза
Обязательная программа для понимания образа мысли американских подростков 1980-х. Пасхантерша Арт3мида, которой увлекается главный герой, пишет остроумные и любимые многими обитателями виртуальной реальности записи в свой блог. Ее очередные тексты — о картинах Хьюза. Публикацию о фильмах «Шестнадцать свечей», «Милашка в розовом» и «Чудеса своего рода» она называет «Фантазии странной девчонки», а пост про «Клуб „Завтрак“», «Ох уж эта наука» и «Выходной день Ферриса Бьюллера» — «Фантазии странного мальчишки».
«Священные трилогии»
Главные трилогии, по мнению создателя ОАЗИСа Джеймса Холлидея: «Звездные войны» (сначала оригинальные, потом приквелы — увы, в момент написания книг на новую трилогию и не надеялись), «Матрица», «Властелин колец», «Безумный Макс» (разумеется, без «Дороги ярости»), «Назад в будущее», «Индиана Джонс».
В 18-й главе книги Уэйд одевается как Бакару Банзай, чтобы пойти на вечеринку Огдена Морроу, лучшего друга Холлидея (в фильме его играет Саймон Пегг). В фильме У. Д. Рихтера Питер Уэллер играет ученого, хирурга и рокера. Бакару Банзай преодолевает восьмое измерение и сражается со злодеями, среди которых персонажи Джона Литгоу и Кристофера Ллойда. «Бакару Банзай» смешал в себе ковбоев, пришельцев, самураев, атомную эру, моду 1980-х и вдохновил Эрнеста Клайна на сочинение сиквела. «Бакару Банзай 2» стал пробой пера писателя на сценарном поприще.
Уморительная комедия абсурда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола лежит в основе одного из важнейших испытаний в книге Клайна. Точнее, диалоги, которые известны назубок многим фанам британской комик-труппы. Известно, что в фильме Спилберга «Грааль» заменили другой картиной, но пересмотреть его никогда не помешает. Кроме того, в школьном шкафчике Уэйда в ОАЗИСе висит фотография героев этой комедии.
Вторая работа в фильмографии Вэла Килмера — фантастическая комедия о команде умных студентов, совершающих важное открытие. Военные хотят использовать его в своих целях, так что ребятам придется отвоевать изобретение. Уэйд вспоминает об этой картине, когда сравнивает Арт3миду с исполнительницей главной роли Мишель Майринк. Кроме того, динамика отношений между персонажами чем-то напоминает роман Клайна.
Один из самых любимых фильмов Холлидея, номинант на три премии «Оскар», включая сценарий и операторскую работу. Юный хакер Дэвид Лайтман (Мэттью Бродерик) случайно забирается в армейский суперкомпьютер, запрограммированный предсказать возможный исход ядерной войны. Дэвид запускает симуляцию, не подозревая, что может развязать Третью мировую войну. Постер «Военных игр» висит в игре «Подземелья Даггората» в десятой главе, а в одиннадцатой Уэйд оказывается внутри фильма и становится Лайтманом.
Фраза из фильма Ника Касла («Звездная лига избрала вас для защиты границ от Зура и армады Ко-Дан») является паролем для входа Уэйда в ОАЗИС. В русском издании книги ее заменили на «Кром строг, силен и вечен» из «Конана-варвара», но оставим это на совести издателей. «Последний звездный боец» — история подростка, живущего в трейлерном парке с родителями. Он коротает вечера за автоматом с игрой «The Last Starfighter» и однажды оказывается в космосе. Сюжет фильма перекликается с книгой Клайна: Уэйд тоже живет в трейлере и тоже становится героем захватывающего приключения.
Картину Джо Данте 1985 года выпуска Уэйд смотрит, когда за ним приезжает полиция в начале 28-й главы. Герой романа Клайна считает «Исследователей» лучшим детским фильмом на свете. По сюжету трое подростков (двоих играют Итан Хоук и Ривер Феникс) строят во дворе космический корабль и улетают навстречу инопланетянам. По словам Данте, ему так и не удалось завершить фильм должным образом: студия требовала смонтировать ленту как можно быстрее. В прокате «Исследователи» провалились, но затем обрели культовый статус. Уэйд взял в привычку смотреть этот фильм раз в месяц.
Японский сериал конца 1970-х, заимствовавший из комиксов Marvel только костюм супергероя. Подросток-гонщик Такуя Ямаширо наблюдает за падающим на землю НЛО. Им оказывается космический военный корабль «Марвеллер», который трансформируется в гигантского робота «Леопардона». Как раз в «Леопардоне» Уэйд Уоттс отправляется на финальную битву с главой Innovative Online Industries Ноланом Сорренто (в фильме его играет Бен Мендельсон), жаждущим захватить контроль над ОАЗИСом.
Чудовищно плохая литература, просто ужасная
Да, ладно! Вы роман то читали сами? Если отбросить в нем все массовые отсылки к поп-культуре 80-х годов, то книга Кляна окажется очень интересным рассуждением о нашем ближайшем будущем с тотальной виртуализацией.
Если отбросить вот эти 'отсылки' (в кавычках потому, что если тебе говорят прямым текстом, то это не тянет на отсылку), то в книге ничего не останется, написано убого, примитивно, удаляй в общем
Ну так-то бывают и похуже, но вообще да, посредственная книженция.