Монти Пайтон и священный Грааль

Monty Python and the Holy Grail
год
страна
слоган«And now! At Last! Another film completely different from some of the other films which aren't quite the same as this one is»
режиссерТерри Гиллиам, Терри Джонс
сценарийГрэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, ...
продюсерМарк Форстейтер, Майкл Уайт, Джон Голдстоун
операторТерри Бедфорд
художникРой Форж Смит, Хэйзел Петиг
монтажДжон Хэкни
жанр фэнтези, комедия, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время91 мин. / 01:31
Кино, которое навсегда изменило облик жанра комедии. Однако первым и лучшим в славном ряду был именно этот фильм, который сделали шестеро сумасшедших британских гениев скетча.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
71 + 2 = 73
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 03:08
    все трейлеры

    файл добавилDeep Life

    Знаете ли вы, что...
    • Грэм Чепмен во время съемок лечился от алкоголизма.
    • Фильм стал режиссёрским дебютом Терри Гиллиама.
    • Часть съёмок происходила в Шотландии, в замках Дун и Сталкер, неподалёку от деревни.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    - А как знать что он точно король?
    - Так он же дерьмом не измазан!

    Оговорюсь сразу: если вы не видели этот фильм, вы пропустили целую эпоху в жанре комедии. Если вы видели этот фильм, то вы или полюбили его, или наоборот считаете что время просмотра и метры кинопленки потрачены зря. Равнодушных зрителей он после себя точно не оставит.

    На что стоит сразу обратить внимание — этот фильм сложно вписать в рамки. Грани между абсурдом и полным абсурдом на экране практически нет, но при этом невозможно оторваться от просмотра. Высмеивается абсолютно всё, создается впечатление что у создателей вообще нет запретных тем. Причем высмеивается настолько тонко, что интерпретировать можно как угодно. О создателях и создании фильма тут до меня написано немало, повторюсь лишь, что кино на минуточку 1975 года — время, когда вроде и стало можно демонстрировать столь неоднозначные фильмы, но всё же с долей риска что их не воспримут. Ну а в режиссерах — Терри Гиллиам, который в представлении не нуждается.

    Возвращаясь к сюжету — король Артур идет собирать рыцарей Круглого стола для похода за Священным Граалем, но вот незадача: бюджет планируемого мероприятия урезан настолько, что даже на лошадь королю не хватило. Но так как он всё же король, а не сопля зеленая, он гордо шагает словно сидит на лошади за ним бредет слуга, который тащит на спине королевские пожитки (а сбоку воткнут королевский штандарт — у нас тут целый король как-никак) и периодически стучит кокосами, имитируя звук лошадиных копыт (тема того, откуда в средневековой Англии взялись кокосы раскрывается ну просто на «ура»). Так и ходит по стране от замка к городу и от леса к лесу в поисках достойных. То, как он это делает и что происходит в процессе — абсурд на грани фола, да, и кокосы в начале кажутся вообще невинной шуткой. Но ведь и правда смешно!

    Во многих сценах этого юмора «не для всех» и абсурда в избытке. Черный рыцарь, троянский кролик, суд над ведьмой, поход за Граалем и чем в итоге окажется Грааль — происходящее на экране не даст заскучать ни минуты.

    Смотреть ли? Это совсем не добрая старая комедия с отметкой «для семейного просмотра». Фильм получился для взрослых и даже философский (комедия комедией, а темы поднимаются серьезные — оплата труда рабочих, управление толпой, бюрократия) даром что у него такой простой (относительно) жанр. Но он стоит потраченного времени хотя бы потому, что после просмотра у зрителя не останется сомнений насчет того, а что же это такое — легендарный британский юмор.

    Кстати, бюджет составлял около четверти миллиона долларов, что для полнометражного фильма с историческими декорациями считается ну совсем неприличной суммой. Но несмотря на это, снято достойно и не возникает ощущения что все происходит в одной декорации где иногда стулья переставляют.

    10 из 10

    19 июня 2017 | 02:02

    Задавшись вопросом, с целью определить фильм, наиболее повлиявший на жанр абсурдной комедии и пародии, умозаключения, рано или поздно, приведут к творчеству британской (с американским легионером в составе) комик-группы Монти Пайтон. В перерывах между основным занятием, каким было регулярное многолетнее развлечение зрителей канала ВВС, комики мечтали испробовать себя на территории большого кино. Наиболее знаменитым и, по сути, полноценным дебютным их творением является «Монти Пайтон и cвященный Грааль».

    Съемки «Грааля» проводились в условиях, когда шоу «Летающий цирк» уже себя исчерпало, а киноверсия «циркачества» труппы просилась как логическое продолжение их совместного творчества. К сожалению (а может, и к счастью), на руках у создателей оказался очень скудный бюджет, который составлял что-то около четверти миллиона фунтов — неплохие деньги как для ТВ-шоу, но слишком малые для полнометражного, притом еще и исторического, фильма. Но даже эти деньги были получены только в качестве спонсорских взносов именитых поклонников, среди которых участники групп Pink Floyd, Led Zeppelin и The Beatles.

    Финансовые лимиты вынуждали создателей изворачиваться, как только было возможно. Так, к примеру, вместо кольчуг использовались шерстяные свитера грубой вязи, покрытые серебряной краской. А все замки, появляющиеся в фильме, это один и тот же шотландский замок Дун, просто изворотливо снятый под разными углами. Там же, в суровых условиях Шотландии, и прошла большая часть съемок. Величественная крепость на горе на подъезде к Камелоту — всего лишь модель, о чем «проговаривается» герой Гиллиама, исполнивший роль глуповатого оруженосца короля Артура. Также в финале фильма на несколько мгновений появляется еще одна реальная твердыня с символическим названием Сталкер. Даже знаменитая шутка с половинками кокоса, имитирующими цокот конских копыт, появилась не от хорошей жизни. Аренда скакунов слишком сильно ударила бы по бюджету ленты, и в целях экономии пайтоновцы вынуждены были пойти на креатив. На вооружение был взят прием, аналогичный тому, что в 30-х годах использовали на родной для них студии ВВС. Довольно забавной выглядит ситуация с Грэмом Чэпменом и Майклом Пэлином, пристрастившимися к выпивке во время съемок, а поэтому, время от времени, игравшими свои сцены, будучи хорошенько «под градусом». Не пошли впрок и анимационные таланты Гиллиама, чьи мультипликационные решения здорово выручали команду, дешево и сердито заменявшие потенциально высокобюджетные эпизоды. И все же никакие денежные и иные трудности вкупе с неопытностью не помешали (а порой даже парадоксально этому способствовали) созданию поистине культовой ленты.

    Практически все значимые роли в фильме были сыграны шестеркой. Больше всех преуспел в этом Майкл Пэлин, сыгравший 9 (!) персонажей. Королем же Артуром стал наиболее талантливый в актерском плане Грэм Чэпмен. Его реальные проблемы с алкоголем как-то так, чисто по-пайтоновски, удивительным образом только придали образу монарха дополнительной глубины и многозначительности. Только представьте себе: выпускник Кэмбриджа, медик по образованию, будучи хорошо навеселе, играет легендарного самодержца британской истории (точнее, фольклора и мифологии), при этом сидит на воображаемой лошади, а позади него в смешной шапочке скачет будущий режиссер «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «Бразилии», цокая кокосовой скорлупой.

    Согласно книге Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль», Грааль — это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. Чашу сохранил и привез в Гластонбери Иосиф Аримафейский. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов и вечную жизнь. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.

    Сюжет погружает зрителя в далекий 932 год, во времена рыцарей Круглого Стола и короля Артура. На этом историческая часть повествования и заканчивается. Начинается же вывернутая наизнанку, доведенная до крайнего абсурда, при этом не теряющая своей актуальности и остроты вплоть до сегодня, история о святом для каждого британца.

    Под острейший образный сатирическо-иронический язык комиков попадает целый пласт средневековых рыцарских романов, легенд и персонажей, которых британцы, воспользовавшись случаем, намеренно смешали. Умело играют они и с античной классикой, невероятно забавно высмеивая историю о троянском коне, в роли которого так полюбившийся им в этом фильме зверь — кролик. Мельком можно услышать имена (Парис, Гектор) убитых кровожадным зверьком у входа в пещеру — Пайтоны шлют «приветы» Гомеру. Также крепко достается самолюбию чопорных британцев, которых по ходу действия фильма все время жестоко опускают ненавистные французы, да еще и очень нелицеприятным, при помощи домашней живности, способом вынуждают храбрых и доблестных героев пуститься в бегство. Находится здесь место и для пролетария, изъясняющегося исключительно марксистскими терминами, и простой насмешке в сторону излишней английской вежливости. Сквозная сюжетная линия с «наукой о ласточках» и вовсе кажется удивительно едкой сатирой на соблюдения разномастных (порой совершенно бесполезных) традиций в британском обществе. Эпизод со сжиганием ведьмы абсурден до неприличия, хотя, по правде говоря, сложно припомнить более содержательную критику диких средневековых забав.

    Удивительно, что при таком, казалось бы, нагромождении смыслов и подтекстов история смотрится легко и цельно. Хотя абсурдометр порой просто зашкаливает, но когда все это подчинено одной цели, он вполне оправдан. Только парадокс: вывернутые наизнанку все славные сказания о рыцарях смотрятся куда интереснее, и (что парадоксальнее вдвойне) верить им хочется больше, чем всем тоннам пафосной макулатуры и кинопленки, посвященной тем временам до и после выхода фильма.

    Юмор комиков разнообразный, но одинаково нетривиальный — от интеллектуального, с рассуждениям о природе монархической власти, и абсурдного с рыцарями, говорящими «Ни!» (в лицензионном варианте перевода звучит «Репа!»), до приземленного, в эпизоде с черным рыцарем (не путать с Кристианом Бэйлом и Мартином Лоуренсом) и массовым убийством на свадьбе. Совмещение древнего повествования с современностью придает ленте еще и сюрреалистические нотки. А обрубленный словно топором профессионального палача финал хоть и оставляет при первом просмотре некоторых нервно клепать глазами, но при последующих пересмотрах кажется наиболее логичным в условиях разыгрываемой пайтониады.

    В заключение хочется сказать, что перед нами картина, ничуть не утратившая своей свежести и актуальности за время существования и с каждым годом завлекающая в число своих поклонников все новые и новые поколения киноманов. «Священный Грааль» стал, по сути, лентой-манифестом для жанра абсурдистской пародийной комедии. И если мы сейчас с горечью и неприкрытым раздражением смотрим на современные пародии, время от времени безуспешно сотрясающие воздух кинотеатральных залов, и удивляемся абсолютной безвкусице и дешевому фарсу происходящего в них, то это только потому, что заветы Пайтонов, увы, услышаны не были. А ведь они очень просты, как и все гениальное. А тот факт, что такой фильм был снят за сущие копейки, лишь подтверждает то, что в умелых руках и кокосовая скорлупа превращается в орудие немыслимого прогресса.

    22 августа 2009 | 13:09

    Туман расступается, неподалеку на глаза попадается скелет, и тут из-за холма появляется рыцарь верхом… на кокосах. Если вы не видели титров, а смотрели только с указания года действия, вам может казаться — сейчас начнется серьезное историческое кино. Примерно секунды через две станет понятно, что вы ошибаетесь, а немного позже, во время передышек от истерического смеха, кои нам так редко дают Пайтоны, задумаетесь о проблемах ласточек, переносящих кокосы, а заодно будете думать, что делать с крестьянами-анархистами, для которых нет большей радости, чем порыться в грязи и порассуждать про высокие идеалы свободы. Короче, бедный Арти, где он раскопал такую обнаглевшую чернь?

    Но ладно, «поскакал» король дальше, насобирал себе рыцарей, и тут стали они думать, куда им теперь. Вначале хотели ехать в Камелот (страшное место), но передумали. Тогда, в прямом смысле, поболтали с богом, и тот их отправил на поиски Грааля.

    Так и стали рыцари мотаться по всей Британии, изредка встречая хамоватых французов или еще кого пострашнее (вот тут бы уместно было вспомнить кроликов). В каких только передрягах не побывали эти «отважные мужи», прочитали молитву гранате Антиохийской, и наконец подошли к замку, где хранился Грааль, а из-за стен торчала голова все того же противного француза.

    Да, британский юмор не многим понятен, но если вы в числе тех счастливчиков, которые могут наслаждаться тонкими шутками Альбиона, кино не оставит вас равнодушным и если не повалит на пол на начальных титрах, то к концу точно добьется своей цели. Стеб, абсурд, деланная глупость — все это и есть «Монти Пайтон»:

    10 из 10

    17 февраля 2012 | 14:46

    Что ни говори, а «Монти Пайтон» — знатоки подлинного абсурда, способного казаться смешным и растаскиваться на цитаты. Наиболее культовым фильмом этих британских комедиантов считается история про скорость ласточки без ноши.

    «Святой Грааль» — это целиком и полностью острая постмодернистская пародия на легенды о короле Артуре и рыцарях за круглым столом.

    Невероятно креативным образом высмеивается их слабоумие в сочетании с отвагой, на фоне всего остального театра абсурда.

    Здесь французы швыряются коровами в англичан, страшнейшим монстром оказывается нечто совершенно неожиданное, а Святой Грааль так и не ищется доблестными рыцарями.

    Рекомендую смотреть фильм только в оригинале, ибо можно пропустить потрясающую игру на акцентах, сейчас такое нечасто производится. Чаще обыкновенный американский английский. А такого контраста уж давно не видел.

    Картина сделана невероятно просто и малобюджетно, но это только придаёт шарма, абсурдности, ради которой, собственно «Монти Пайтон» и творят по сей день тот самый британский юмор, непонятный многим, но всё же заслуживающий внимания. Лично мне было очень смешно.

    «Монти Пайтон и Святой Грааль» — это подлинный британский юмор на чисто британскую же тематику, чем и прекрасен. Театр абсурда, что заставит вас хохотать от сумасшествия, творящегося на экране, но не скатывающегося в откровенную наркоманию. Всё предельно логично и весело. Смотреть обязательно. Мне вообще стыдно, что добрался до такого сокровища только сейчас.

    14 сентября 2018 | 18:46

    Не стану придерживаться обычной структуры рецензии и расписывать режиссуру, сценарий и тд. Все потому, что этот фильм — большое скетч-шоу, которое или соотносится с вашим понятием о юморе, или нет. Но если вы любитель нелогичного английского юмора при небольшой порции черного, то этот фильм для вас. Не стоит смотреть на возраст кино — вы его не почувствуете, т. к. тот безграничный стеб над историей, над бытовыми устоями, над логичностью смотрится свежо. Вы будете долго смеяться над всадниками без лошадей, над знаменитым «Черным рыцарем», который не признает поражения, лишившись конечностей, и пытается отыграть свое место в истории Короля Артура. Вас порадует страшный и до коликов смешной старец, охраняющий «Мост смерти».

    Итог: если вы хотите просто отдохнуть, лучшего кандидата для этого не найти.

    9 из 10

    6 января 2010 | 00:18

    Хорошая комедия. Настоящий английский юмор. Фарс высшей категории.

    «Монти Пайтон» юморят сразу, еще до начала как такового фильма:
    - Мы извиняемся за ошибки в титрах, виновные уже уволены.
    - Мы вновь извиняемся, виновные в увольнении тех кого уволили уже уволены.

    и так далее.

    20 апреля 2007 | 00:21

    Коротенько

    Полный дикого абсурда, актуального стёба, чёрного юмора вперемешку с остроумием «Монти Пайтон и Священный Грааль» превзошел все мои ожидания. Я увидел настоящую комедию, на которой отлично посмеялся. Все происходящее не кажется дикой тупостью и пародией ради пародии, а настоящим талантом создателей, актеров, сценаристов, что воплотили вот такое чудо на экран. Картина вдоль и поперек замурована отличным юмором, и плохих шуток я вообще не встретил.

    А в чем удивление, так в том, что даже сейчас их юмор работает и веселит. Смотрел, как говорится, на одном дыханье, успевая зацепить высмеивание над политикой, религией, культурой, мюзиклами. И за эти полтора часа я не разу не словил себя на мысли о том, что где-то я уже это видел. Гениально! По моему, то что я сегодня увидел комедийное превосходство над всеми представителями данного жанра. Ну даже если и не лучший, то один из таких уж точно. Шикарное детище, которое актуально и по сей день, черт возьми, даже над религией умудрились изощрится.

    19 декабря 2017 | 15:27

    Фестиваль сумбура и издёвок, вероятно не до конца понятый мной лично, что я пытаюсь оправдать сочетанием расстояний в 30 лет и тысячу километров. Впереди колонны всей — мужественный и мудрый (особенно по сравнению с остальными своими напарниками) король всея Британии Артур. Он скачет из кадра в кадр на верном, хотя и воображаемом коне, собирая своих «рыцарей» круглого стола, будто предчувствуя, что пред всей когортой вскоре явится ни кто иной как сам Господь и даст им установку найти ни что иное как сам Священный Грааль. И вот начинаются суровые испытания, требующие от каждого верха силы, находчивости и смелости. Стоит, правда, заметить, что, как и положено жанру пародии, великие герои на протяжении всего фильма проявляют исключительную недалекость и наивность, но это не мешает им одерживать победы над противниками. Tак они почти пробрались в замок французов, подсунув им Троянского кролика, король Артур помог крестьянам разобраться с ведьмой, а его товарищ Ланселот спас от брака поневоле принцессу, которая позже оказалась принцем.

    Столь захватывающие приключения команды изредка прерываются авторскими комментариями в разной форме — будь то ведущий, имитирующий документальный сюжет, или просто закадровый рассказчик. Не стоит забывать и об анимировнных вставках — драконах и прочих чудовищах. Вполне ожидаемо, что весь этот праздник неразберихи заканчивается абсурдно. Подобный финал, по-моему, стал идеальным венцом для эпохального сказания об отважных рыцарях и их короле Артуре. В заключение — смыслы и трактовки истории можно откапывать бесконечно: ирония над собственными нацией и религией, абсурдностью некоторых человеческих убеждений, троллинг тщеславия и т. д. 

    Монти Пайтон смотрят на эти проблемы с остроумием на грани вздора, присущим исключительно британцам, за что, думаю, им стоит отдать должное.

    5 августа 2013 | 18:36

    Уже с титров начинается стеб: «Мы извиняемся за ошибки в титрах, виновные уже уволены». И «визуальный» стеб тоже начинается с первых кадров: король попрыгивает землями Англии, а его верный помощник имитирует стук копыт кокосами. И все в этом роде! Ни диалоги потрясные: разговор о том — могли ли ласточки с Африки принести эти кокосы, а после — крестьянин о политике в стране.

    Что интересно — хоть фильм и 1975 года — он выглядит довольно «свежим». Мало моих знакомых могут смотреть фильмы тридцатилетней давности, но этот смотрели с удовольствием!
    Стебаются над всем: историей, фильмами, стереотипами, типажами, литературой, людьми, политикой. Чего только стоит «троянский кролик»!

    Привычный гротеск (Миллион лет до нашей эры и т. д.), но неимоверно милый, более легкий что ли. Отесанный. Я не очень люблю современный фильмы с таким юмором, но Монти — это действительно смешно!

    И при всем этом в фильме нету пошлости и такого привычного зрителю «туалетного юмора». При том авторы не скромничали, когда на экран «просилась» кровь, но это не сделало фильм жестоким.
    Фильм действительно смешной и его хочется показать друзьям!

    10 из 10

    6 августа 2007 | 02:10

    Ума не приложу, почему этот фильм называют комедией? Ничего более ужасного я в жизни не видел! Как такое можно смотреть или, тем более, пересматривать?! Я пересматривал раз 20 и, доложу вам, зрелище не для слабонервных. Ну, зачем нужно было снимать такое кино? Зачем тратить наши нервы? Зачем заставлять нас думать, что ничего смешнее быть уже не может? Зачем заставлять сравнивать все остальные комедии со «Священным Граалем» и всякий раз разочаровываться? Зачем так быстро, злонамеренно и навечно влюблять в себя? Что мы такого сделали этим «Монти Пайтонам», что они совершенно не жалеют наши мозги, животики и «рецепторы смеха»? Вот уроды…

    Жил-был мудрый король Артур… Нет. На самом деле эта история, скрытая в глубине веков, довольно забавна. Король Артур был полным придурком! И все го рыцари — Бедавер Мудрый, Ланселот Храбрый, Галлад Непорочный и Робин — Не-такой-храбрый-как-сэр-Ланселот-но-который-чуть-было-не- -сразился-с-Ангорским-драконом-а-также-со-злобным-Бристол- ьским-цыпленком-и-который-обмочился-в-битве-при-Бан-хилл — были полными придурками, клиническими идиотами, жалкими трусами и пачкунами кроватей, ну, и по совместительству рыцарями круглого стола. И однажды..

    Описывать сюжеты фильмов Монти Пайтонов дело неблагодарное и бессмысленное. Потому что рассказывать там не о чем. Никаких логических связей в их знаменитых комедиях не прослеживается, поскольку фильмы эти — чистый стеб, абсурд, возведенный в квадрат. Монти Пайтоны — короли абсурда. Шестеро британских клубных комиков и один американский режиссер-мультипликатор встретились в конце 60-х гг. на погибель всем снобам, важным интеллектуалам, ханжам и критикам. Они создали совершенно новый стиль комедии — неконтролируемый, нелогичный, бессвязный, абсолютный абсурд. Ярче всего этот стиль проявился в выходившем на телевидении в 1969-74 гг. «Летающем цирке Монти Пайтонов» — не знающие преград в выбора объектов для насмешек, парни творили настоящий беспредел. Многим их скетчи казались просто бредом сумасшедших. Но другие держались за животы от смеха, возвели талантливых комиков в ранг культа, назвали их «гениями, изменившими лицо британской комедии». И таких было больше. Гении монтипайтоновцы, или нет, а факт остается фактом — они действительно сделали громадный вклад в искусство комического. Их стиль для половины мира стал образцом юмора, история сама очистила им дорогу в бессмертие — кино ни до этого, ни после не знало ничего более странного и противоречивого.

    В 1971 вышел полнометражный сборник лучших скетчей из «Летающего цирка», названный «А теперь кое-что…». Оглушительный успех этого мастер-класса вдохновил комиков на создание еще одного полнометражного опуса, более дорогого и более «мягкого», ориентированного на широкий прокат, а не только на внутреннее английское потребление.

    В качестве основы для этого фильма была взята эпическая легенда о путешествии короля Артура. Оказавшись в рыцарской эпохе, Монти Пайтоны обстебали все это рыцарство вдоль и поперек. Конкретных пародий на определенные фильмы здесь нет, есть только тема, а на нее наслаиваются тематические скетчи и приколы, может, не такие абсурдные и дикие, как в «Летающем цирке», но все же гораздо более острые, чем, скажем, в американских «Аэропланах» или «Голых пистолетах» — тоже тематических фарсах, лучших в своем роде. Фильм представил во всем мире талант комик-группы во всем блеске — не признающие границ для насмешек английские парни, считающиеся людьми сдержанными и скучными, выдали бурлескную, грубую, но в то же время удивительно тонкую, циничную, остроумную комедию, положившую начало «Лихорадке Монти Пайтон».

    В фильме всего 6 основных действующих лиц, но огромное количество эпизодических персонажей, почти всех их играют по привычке Монти Пайтоновцы — меняют маски, веселятся в свое удовольствие. Фильм очень неплохо, при такой нестандартности, прокатился по миру, завоевав признание зрителей и критиков и позволил «Монти Пайтон» продолжить свое шествие по кинотеатрам целой серией полнометражных фильмов.

    Веселая шестерка в составе Джона Клиза, Эрика Айдла, Терри Гиллиама, Терри Джонса, Грема Чепмена и Майкла Пэлина получила благодаря этой комедии пропуск в большое кино. Терри Гиллиам, который поставил этот фильм (вместе с Терри Джонсом), оказался одним из самых ярких и оригинальных режиссеров мирового кино и до сих пор снимает если не в стиле Монти Пайтон, то с обязательными отсылками к нему. Эрик Айдл и Джон Клиз достигли больших успехов на актерском поприще, оба были признаны как на родине, так и в Америке. Сам фильм навсегда вошел в антологию комедии, стал эталоном, образцом для подражания, мастер-классом для многих крупных комиков. Позже Монти сняли еще 4 фильма, разбив о скалы своего безумно язвительного юмора даже такие неприкосновенные понятие, как религия и вера. Все фильмы имели бешеный успех, несмотря на внушительный лагерь противников такого юмора. Потом, с приходом к власти «железной леди» м-с Тэтчер, попрание священных коров Британии стало невозможным, Монти Пайтоны и знаменитый Бенни Хилл были вынуждены значительно изменить свою деятельность. В середине 80-х комик-труппа прекратила свое существование. Но забыть такое было уже невозможно!

    «Монти Пайтон и священный Грааль» — фильм на любителя. Им можно восхищаться, можно его не понимать и не любить, но не замечать нельзя. Потому что это классика комедии, педагогика гротеска, хрестоматия абсурда, религия юмора. Одна из опорных балок современной пародии, уровень, взятый «Монти Пайтоном» практически на голом энтузиазме, так и не был достигнут даже гениальными и гораздо более профессиональными комедиографами, вроде Брукса.

    «Монти Пайтон и Священный Грааль» — показательное выступление и торжество английского юмора, один из самых смешных и сумасшедших фильмов в истории кино!

    Хотите прослыть остроумцем в компании? Заучивайте шутки из «Священного Грааля» и цитируйте. Хотите стать эстетом? Смотрите «Священный Грааль» — более особенного юмора вы никогда не увидите. Хотите навсегда перестать читать рыцарские романы и смотреть фильмы про благородных рыцарей? Смотрите «Священный Грааль» — и вы никогда не сможете прочесть Вальтера Скотта без приступов смеха, вспоминая рыцарей, озвучивающих конный галоп скорлупками от кокосов… Хотите просто много и безостановочно смеяться? Монти Пайтон — всегда на страже хорошего, здорового английского юмора! Хотите узнать, почему поклонники Пайтонов кривятся, глядя на «Недетское кино» и «Американский пирог»? Смотрите «Священный Грааль»!

    Когда фильм подходит к концу, смеяться уже просто нет сил: на глазах стоят слезы, руки вспотели, голос охрип, губы, щеки, живот болят. И сам ты уже давно лежишь где-то между телевизором и креслом — на полу, потому что с кресла ты уже давно свалился, твой мочевой пузырь готов вот-вот разорваться, а где-то рядом в предсмертных судорогах корчатся твои верные беспомощные друзья, раскидывая по полу нетронутый поп-корн… А фильм все не кончается… И только и молишь Бога, чтоб он поскорей закончился, ибо даже если смех продлевает жизнь, бессмертие еще никого не радовало!

    10 из 10

    16 июня 2010 | 00:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: