После всколыхнувшего американскую киноиндустрию рождественского уик-энда настал черед новогодних праздников, зафиксировавших новую серию рекордов. Привычное отсутствие в эти выходные премьер не слишком сказалось на посещаемости кинотеатров, продолжившей держаться на самом высоком уровне.
#
#
Небольшие падения у лидеров проката вместе с приростами сборов у ряда других фильмов обеспечили общую кассу более чем в 220 млн долларов, ставшую новым рекордом среди новогодних и вообще всех январских уик-эндов и четвёртым результатом за всю историю. В меру своих сил постарались все участники проката, но, не принижая заслуги остальных картин, всё внимание мирового кинематографа в эти дни было приковано именно к фильму Джеймса Кэмерона.
#
#
Потеряв менее 10% от поступлений рождественских выходных, «Аватар» заработал 68,5 млн долларов, с огромным запасом установив новый рекорд сборов третьего уик-энда. Невероятно, но для того, чтобы превзойти предыдущее достижение «Человека-паука» (45 млн) фантастическому блокбастеру с лихвой хватило бы одних только пятничных и субботних поступлений. Попутно пал также рекорд новогоднего уик-энда (41,7 млн долларов), установленный комедией «Знакомство с Факерами» три года назад.
#
#
Фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона в последние дни уходящего года развил просто сумасшедшую скорость, семимильными шагами наверстывая отставание от других кассовых хитов. Так, после дебютного уик-энда «Аватар» проигрывал 51% «Тёмному рыцарю», затем 32% после десяти дней и только 11% после семнадцати. Трехсотмиллионный рубеж был взят в пятницу, на пятнадцатый день кинопроката, третий результат после «Тёмного рыцаря» (10 дней) и «Трансформеров 2» (14 дней), следующая по счёту
#
#
Среди релизов 2009 года «Аватар», как и ожидалось, поднялся на вторую позицию с 352,1 млн долларов, одновременно взлетев на пятнадцатое место в чарте самых кассовых фильмов за всю историю американского кинопроката. Соотношение сборов остаётся неизменным — три четверти от всей выручки исправно поставляют трехмёрные экраны, в том числе 8,4 млн долларов кинозалы IMAX. «Люди говорят об этом фильме повсюду, и собираются идти на него снова и снова», — поделился своими впечатлениями с трудом сдерживавший эмоции от восторга глава отдела дистрибуции 20th Century Fox Берт Ливингстон. В то же время руководство киностудии пока воздерживается от прогнозов, сможет ли «Аватар» сразиться с самим «Титаником», называя в качестве текущего основного ориентира сумму в 500 млн долларов по итогам проката.
#
#
Ещё более невероятное достижение состоялось в мировом кинопрокате, равного которому трудно даже представить. В совокупности с международной кассой в 673,3 млн долларов за девятнадцать дней на экранах, считая от самых первых европейских премьер, «Аватар» заработал 1025,3 млн долларов кассовых сборов по всей планете. Для сравнения, как третьему «Властелину колец», так и сиквелу «Пиратов Карибского моря» для покорения миллиардного рубежа потребовалось больше двух месяцев, а «Титанику» все четыре. Таким образом, по общемировой выручке «Аватар» поднялся на четвёртое место за всю историю кино, и уже на следующей неделе станет вторым, уступая одному лишь «Титанику». В международном прокате новому творению Джеймса Кэмерона удалось собрать 136,8 млн долларов за уик-энд, по-прежнему держа в запасе январские премьеры в Италии и Китае.
#
#
Резво стартовавшие неделю назад «Шерлок Холмс» и «Элвин и бурундуки 2» сохранили свои позиции, хотя разрыв между этими двумя успешными проектами сократился почти до минимума. Изначально ожидаемая многими с большим интересом кинолента Гая Ричи потеряла 41% от кассы дебютного уик-энда, заработав 36,6 млн долларов за новогоднюю трёхдневку.
#
#
Такого единства как с «Аватаром» тут явно не наблюдается, но в целом реакция американской публики достаточно позитивная, за что киностудия должна в первую очередь благодарить двух исполнителей главных ролей харизматичных Роберта Дауни младшего и Джуда Лоу. За десять дней на американских экранах «Шерлок Холмс» собрал 139 млн долларов, реально претендуя на покорение элитного
#
#
Сиквел «Элвин и бурундуки 2» остаётся пока на третьей строчке чарта с кассой уик-энда в 35,2 млн долларов при 28%-ном падении. Двенадцать дней показов принесли 155,9 млн долларов в копилку
#
#
Прямых конкурентов, направленных на семейную аудиторию, в январе будет не так уж много, так что компания весёлых бурундуков имеет хорошие перспективы на долгое время задержаться в числе лидеров. На международной арене сиквел стал третьим с кассой уик-энда в 31,8 млн долларов, заодно вплотную приблизившись к стомиллионной отметке (99,4 млн).
#
#
Держащаяся пока немного в тени вырвавшихся далеко вперёд трёх кассовых хитов романтическая комедия «Простые сложности» стала четвёртой с 18,8 млн долларов при относительно небольшом 15%-ном падении. Теперь уже смело можно говорить о том, что рейтинг R, против которого так отчаянно апеллировали продюсеры, не стал серьёзной преградой на пути к успеху этой картины.
#
# В копилке проекта с участием Мэрил Стрип, Стива Мартина и Алека Болдуина уже 59,2 млн долларов, позволяющие уверенно рассчитывать на комфортный финиш за стомиллионной отметкой.
#
#
Отсутствие новых премьер особенно благотворно сказалось на целой группе фильмов, расположившихся на последующих позициях. Некоторые из них обошлись минимальными потерями, другие отметились в новогодний уик-энд пусть и небольшими, но прибавками сборов. Возглавляет эту компанию категорически отказывающаяся подчиняться законам кинопроката «Невидимая сторона», чей заработок составил 11,9 млн долларов за выходные при 3%-ном приросте.
#
#
За всю многолетнюю историю американского проката лишь трём фильмам покорялась большая сумма в седьмой уик-энд, последним из которых были «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, да и то за счёт пасхальных праздников. Спортивная драма с участием Сандры Буллок довела свою общую выручку до феноменальной для данного жанра суммы в 208,5 млн долларов, в довершение всего стремительно ворвавшись в топ-100 самых кассовых картин в США и Канаде. Неудивительно, что по опросу владельцев американских кинотеатров именно Сандру признали самой кассовой кинозвездой Голливуда завершившегося 2009 года.
#
#
Очень хорошо держится кинолента Джейсона Рейтмана «Мне бы в небо», собравшая в новогодний уик-энд 10,72 млн долларов — лишь на 5% меньше, чем неделю назад. Один из главных претендентов на Оскары уже положил в карман 44,4 млн долларов при
#
#
Возвращающий зрителя во времена доминирования рисованной анимации мультфильм «Принцесса и лягушка» ощутимо поправил свои дела, завершив выходные с 9%-ным приростом сборов. Музыкальная лента стала седьмой с кассой в 9,82 млн долларов, добравшись до отметки в 85,9 млн долларов после четырёх недель широкого проката. О покорении стомиллионной планки благодаря весьма своевременному усилию можно уже не волноваться, и наиболее вероятным итоговым результатом сейчас выглядят финальные сборы в районе
#
#
Единственные перемены в первой десятке чарта коснулись трёх последних позиций, где между собой продолжали соревноваться неудачники кинопроката. Романтическая комедия «Супруги Морган в бегах» с чисто символическими потерями в 1,4% поднялась с девятого места на восьмое, освоив 4,93 млн долларов в новогоднюю трёхдневку и 25,3 млн за три недели на экранах. О приемлемом результате в любом случае говорить здесь не приходится, но всё же с итоговой выручкой неподалёку от
#
#
Не многим лучше пока ситуация у спортивной драмы «Непокорённый», ставшей девятой с 3,91 млн долларов при падении на 4%. Общая касса фильма Клинта Иствуда на данный момент составляет лишь 30,6 млн долларов и теперь остается лишь ждать, вдохнут ли потенциальные номинации на Оскар новые силы в буксующий на обочине десятки сильнейших
#
#
Главным же неудачником прошедших праздников стоит признать мюзикл «Девять». В минувший уик-энд амбициозная кинолента Роба Маршалла отступила с восьмого места на десятое с 3,9 млн долларов, лишившись сразу 29% от кассы предыдущего уик-энда. По завершении десяти дней широкого проката на банковском счету
#
#
Не обошёл новогодний подъём посещаемости сеансов даже «Новолуние», показав, что побившую на старте столько рекордов картину ещё рано окончательно списывать со счетов. Вполне осязаемый 13%-ный прирост сборов в седьмой прокатный уик-энд оставил второй фильм вампирской саги на одиннадцатой позиции с 3,44 млн долларов, тогда как его общая выручка достигла 287,9 млн долларов, всё ближе подбираясь к
#
#
Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 204,3 млн долларов, что на 66% больше, чем год назад, когда продолжила лидировать картина «Марли и я» (24,3 млн) и на 82% больше, чем два года назад, когда на верхней строчке чарта удержался сиквел «Сокровище нации: Книга тайн» (20,1 млн). Всего по итогам 2009 года в американских кинотеатрах осела рекордная сумма в 10,59 миллиарда долларов — на 10% больше, чем в прошлом году. Количество билетов по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%, что позволило зафиксировать лучший результат за последние пять лет.
#
#
На следующий неделе первыми премьерами 2010 года в широком прокате станут романтическая комедия «Високосный год» с участием Эми Адамс и Мэттью Гуда (2400 кинотеатров), футуристический вампирский экшен «Воины света» с участием Уиллема Дефо и Этана Хоука (2400) и молодёжная комедия «Протест молодости» (2000 площадок). О шансах этих фильмов составить достойную конкуренцию «Аватару» говорить не приходится, но вот побороться с «Шерлоком Холмсом» и поющими бурундуками за вторую и третью строчки чарта может у кого-то из них и получится.
Сборы
От «Аватара» до «Странного мира»: какие фильмы 2022 года принесли больше всего чистой прибыли и самые большие убытки
21 апреля 20237