всё о любом фильме:

Непокоренный

Invictus
год
страна
слоган«Его стране нужен был лидер. Он дал ей чемпиона»
режиссерКлинт Иствуд
сценарийЭнтони Пекэм, Джон Карлин
продюсерКлинт Иствуд, Роберт Лоренц, Лори МакКрири, ...
операторТом Стерн
композиторКайл Иствуд, Майкл Стивенс
художникДжеймс Дж. Мураками, Том Хэннем, Джонатан Хели-Хатчинсон, ...
монтажДжоэль Кокс, Гари Роач
жанр драма, биография, история, спорт, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
США  4.08 млн,    Франция  3.11 млн,    Испания  1.22 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время134 мин. / 02:14
Номинации:
Фильм о времени после падения апартеида, когда Южная Африка провела у себя Кубок мира по регби 1995 года. Тогда шел первый президентский срок Нельсона Манделы, который пытался использовать все возможности, чтобы прекратить многолетнее непонимание между белым и чернокожим населением страны.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.40 (124 658)
ожидание: 65% (2212)
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
175 + 56 = 231
6.6
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Джона Карлина «Playing the Enemy: Nelson Mandela and the Game That Made a Nation» (2008).
    • Стихотворение, которое Мандела дает Франсуа, сочинено английским поэтом Уильямом Эрнестом Хенли и оно называется «Непокорённый» (Invictus).
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда команда в очередной раз устраивает пробежку, на улице можно заметить автомобиль Hyundai Getz, который начали выпускать с 2002 года, хотя действие в фильме происходит в 1995-ом.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 457 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Нельсон Мандела — одна из самых значимых фигур второй половины ХХ века. Наравне С Мартином Лютером Кингом и Махатмой Ганди он боролся за отмену дискриминации как таковой, будь она хоть расовой, хоть национальной, хоть религиозной. Дискриминация в любом своем обличье — это зло. ЮАР был страной расовой нетерпимости на протяжении всего ХХ века, и даже сейчас пережитки её еще остаются в этой самой развитой стране Африки.

    Нельсон Мандела, просидевший в тюрьме 27 лет, боровшийся за отмену апартеида, занял президентское кресло. Во время его первого срока проходил Кубок мира по регби. В этом фильме переплелись 2 линии: политическая и спортивная. Задумка, в общем-то, хороша: спорт сплачивает «цветную» нацию, люди забывают бывшие между ними расовые противоречия, болея за сборную своей страны, которая защищает честь нации. Национальное побеждает расовое — стороны приходят к компромиссу. Это в фильме.

    На самом же деле, Клинт Иствуд снял только верхушку айсберга, не желая углубляться в сложные политические коллизии. Многое в фильме выглядит нереалистичным, начиная от действий президента и заканчивая капитаном команды. Первые годы абсолютно новой власти не отличаются устойчивостью. Общество нестабильно: многие привыкли к прошлой власти, а лагерь победивших, не привыкший к политике не может свыкнуться с новой для него доминирующей ролью. Одна победа может сплотить нацию на день на два, затем все опять приходит на пути своя. Нас же оставляют на мажорной ноте победы, как бы намекая, что после нее все стало прекрасно и легко.

    Возникает ощущение, что Мандела занимался больше спортивными делами, чем внутри- и внешнеполитическими. Откуда у него может быть время на политику, если на пути ЮАРа стала непобедимая Новая Зеландия? Забудем об иронии…

    В целом фильм жизнеутверждающий, в меру неторопливый, как и положено байопику и оставляющий положительные эмоции. Не самый лучший фильм старика Клинта, он отошел от своей слегка заметной иронии и поучительности, а снял просто качественную ленту, но без изюминки.

    Игра актеров обычная, не могу сказать, что они показали высочайшее мастерство лицедейства, но и ругать их не буду. Не самые трудные роли в карьере Мэтта Дэймона и Моргана Фримана. Музыка хороша, но её маловато. Операторская работа на уровне.

    Фильм обязателен к просмотру любителей Клинта Иствуда и рэгби, которому было уделено очень большое внимание.

    7 из 10

    P.S. Может, я что-то не понимаю, но почему в моем дубляже ЮАР называли Северная Африка? Уж она-то находится наоборот на юге…

    18 марта 2010 | 22:21

    • В основе сюжета фильма лежит история о Южно-африканском президенте Нельсоне Манделе. Отбыв в тюрьме 28 летний срок, он выходит на свободу и сразу начинает движения против апартеида. Благодаря своим речам за равновесие между черными и белыми Мандела в 1994 году был избран президентом ЮАР. Чернокожее население чувствует ветер перемен и надеется на то, что теперь наконец-то настала их пора прихода к власти. А белокожие люди в свою очередь начинают собирать вещи в страхе за то, что их уволят с рабочих мест или же вообще запретят им жить в стране. Но у Нельсона Манделы были на этот счет совершенно иные планы. Он твёрдо уверен в правоте своей позиции и готов пожертвовать всей своей репутацией для того, чтобы сплотить народы ЮАР. Свое сплочение с народными массами президент решил начать с близкого им вида спорта — регби.

    • Взявшись за национальную команду Спрингбокс, Нельсон Мандела дал стране нового чемпиона. Не веривший в команду народ с удивлением смотрел на первый взгляд абсурдные решения президента. Даже игроки команды протестовали против его решений: им нужны были тренировки, а не благотворительные поездки. Благодаря капитану команды Францису, уверенному в правоте Нельсона Манделы, команда сплотилась и выполнила свою цель. ЮАР стал впервые чемпионом мира!

    • Исполнивший роль президента Морган Фриман как всегда оказался на высоте. Я считаю, что он вжился в образ Нельсона Манделы и прекрасно его сыграл. Однозначно, лучше Фримана, никто бы не справился с этой ролью. А вот Мэтт Дэймон мог бы сыграть и лучше. Как-то не убедительно он исполнил роль своего героя. Не хватило ему либо каких-то качеств, либо ему не подходит играть персонажей такого рода. Но если считать в целом, то его актёрская игра в фильме не такая уж и плохая.

    • Я остался впечатленным после просмотра этого фильма. Мне всегда нравились истории о таких великих людях, которые готовы на всё ради достижения своих целей. Нельсон Мандела, помогая людям, не требовал для себя ничего взамен, кроме уважения и доброты по отношению к другим людям. Это мне напомнило в нем Ганди. Именно благодаря таким Людям, многие из нас могут спокойно жить, не боясь за свою жизнь.

    7 из 10

    5 января 2014 | 14:16

    Неутомимый Клинт Иствуд в свои 79 лет продолжает снимать фильмы, да не просто фильмы, каждая его работа заслуживает внимания, почитания и восторга. Даже если это картина о… регби. И даже, если в отличии от предыдущих, она очень земная и отстает от эмоциональных высот, к которым Клинт всегда стремился. Это не «Письма из Иводжимы», не «Крошка на миллион долларов» и даже не «Подмена». В этот раз Грязный Гарри создал манифест длиной в два часа, который на удивление не просто не отторгается, а вызывает неподдельный интерес. И речь, конечно, не только о регби, а и человеке-легенде Нельсоне Манделе.

    Несомненно, что истинная история темнокожего лидера может вдохновить каждого человека. Освободившись после 26-летнего тюремного заключения, Нельсон Мандела в 1991 году побеждает на выборах в Южноафриканской республике и стает президинтом. Эпоха апартеида темнокожего населения страны заканчивается. Но только формально. Ненависть, расовая сегрегация, отвращение продолжают жить в сердцах жителей страны. И Нельсон как никогда понимает, что нужно найти способ примирить людей. Как кстати, в 1995 Международный союз регби допускает сборную ЮАР к участию в чемпионатах мира, а также доверяет Южно-Африканской республике проведение очередного, третьего по счёту турнира. Впервые все игры чемпионата мира прошли в одной стране. В драматичном финале сборная хозяев обыгрывает Новую Зеландию и стает чемпионом. Справедливости ради, хочу заметить, что многие потом обвиняли организаторов, что они нарочно отравили новозеландскую команду.

    Но не суть важно. Регби всего это фон. Главное это фигуры Манделы и его желание использовать турнир по регби в качестве средства, чтобы помочь объединить 40 миллионов южноафриканцев, или по крайней мере внести свой вклад в процесс выздоровления после многих десятилетий разделения по расовым и культурным признакам. Это свидетельствует о его глубоком понимании состояния человека и его признание важности командных видов спорта в жизни обычных людей.

    Говорят, что Нельсон Мандела поддерживает с Фрименом дружественный отношения и согласился на экранизацию, только если Морган сыграет его. И актер сделал это замечательно. Он великолепен в роли Манделы, воплощая в себе несгибаемого лидера, который потерял более четверти века своей жизни из-за несправедливого тюремного заключения.

    Однако, сконцентрировавшись вокруг фигуры Манделы, Клинту пришлось пожертвовать другими персонажами. Тот же Мэтт Дэймон, исполняющий роль капитана сборной по регби Франсуа Пиенара, всего лишь оттеняет величественный образ президента, который в руках режиссера превратился из обычного человека в идол, который говорит и поступает как личность вне времени и эпохи. В итоге закрадываются сомнения в мотивах поведения людей, общавшихся с президентом. Никто не святой, но Иствуду мы прощаем это, потому что есть вещи гораздо важнее чем достоверность. Невозможно достаточно изобразить президента Манделу как на нечто меньшее, чем святого, потому что для миллионов африканцев он таким является.

    Возможно, тем самым фильм стал таким себе памятником при жизни. Отчасти страдающий идеализмом и наивностью.

    Неторопливый темп фильма не так пугает рядового зрителя, как сама главная тема. Регби. Малопопулярный не то что в наших пенатах, даже на западе вид спорта, правила которого никак не проясняются по ходу сюжета, так что зрителю остается ломать голову над спектаклем игроков на поле, пытаясь разглядеть в этом жестком контактном виде спорта какую-то логику.

    Конечно, можно сетовать, что это фильм не для нас. И не о нас. Что проблема расизма это дело запада, Африки и других стран. Но тогда остается спортивная история успеха одной маленькой сборной, вдохновленной настолько, что они сотворили чудо. А уж чем они руководствовались уже не особо и важно. Кино на то и существует, чтобы создавать мифы.

    7 из 10

    7 марта 2010 | 21:38

    Всем привет.

    Я регбист, КМС по регби, 4-х кратный чемпион России и тд… этими словами я хочу сказать, что несомненно я буду предвзят к оценке этого фильма. Но лишь потому, что реально могу оценить его со всех сторон, я Регбист и я люблю политику!

    Идея фильма — Объединить жителей страны с помощью создания сильного национального спорта — просто гениальна, каждый кто хоть раз был на футболе, хоккее, баскетболе и т. д. или в баре за просмотром матча понимает, что на 1,5 часа люди окружающие тебя становятся ближе морально, духовно а иногда и физически (никто не знает с кем ты обнимешься после забитого гола!) В фильме речь идет о национальном виде спорта — а это гигантское оружие в политике… речь идет об интересах всей страны, помните победу в матче Россия — Канада 2009, Россия — Голландия 2008… страна, повторюсь — это не локально празднование победы Рубина в РФПЛ — а глобальное в рамках государства! Почему оружие — вспомните Россия — Япония 2002 год, Манежка… да, объединив людей, можно их обрадовать, поднять дух к новым свершениям, задать высокий темп на рабочей неделе, а можно превратить в бешеную машину, которая может уничтожать все на своём пути!

    Этот Фильм показал, как президент «не спокойной» страны, при помощи поднятия национального спорта хочет привести в страну любовь, толерантность, спокойствие и т. д.

    Очень хороший фильм, снят изумительно, он не оставит равнодушным к себе никого!

    10 из 10

    22 мая 2010 | 16:06

    История, которая должна рассказать нам о команде ЮАР по регби, на самом деле расскрывает нам личность Нельсона Манделы. Его жизнь полна мужества, героизма и отваги: отдав всего себя борьбе с апартеидом, заставлявшим чернокожее население жить в нищете на 12% всей территории страны, он получил 27 лет жизни в одиночной камере размером с вытянутую руку. И после всего этого, став президентом, он простил своих «тюремщиков» и объединил свою страну под флагом новой, свободной от расизма ЮАР. А то, как он это сделал, и было рассказано в «Непокоренном».

    Очень хорошо передают нам идею фильма слова: Франсуа Пейнара: «Я не понимаю, как человек отсидевший 27 лет в тюрьме, смог нас простить». Показав нам, хоть и на несколько минут одиночную камеру без кровати и каменоломню, на которой работал каждый день будущий президент, невольно задаешься этим же вопросом.

    Как фильм, «Непокоренный» не вызывает отрицательных эмоций. Конечно, нам не показали упорные тренировки и победа команды ЮАР только лишь на наставлениях Манделы кажется слегка сказочной, но спорт здесь лишь прелюдия для более глубоких мыслей, а посему это нельзя считать большим минусом. Очень мозолили глаза персонаж отца Франсуа Пейнара, а также дочка Манделы — не имея никаких отрицательных позывов в свою сторону, они оба извергали абсолютно неадекватные диалоги.

    Всем нам иногда бывает сложно простить кого-то за их грубые слова, поступки или что-то еще. Но лишь прощение обладает силой, способной действительно восстановить мир и справедливость в этом мире.

    9 из 10

    16 октября 2010 | 23:00

    ЮАР в этом году не осталась незамеченной. 19-ый Чемпионат мира по футболу ну и конечно же картина самого что ни на есть американского режиссера современности Клинта Итсвуда «Непокоренный». Возможно первое событие и выглядит куда ярче, чем картина бессмертного «блондинчика», только вот забывать о последнем режиссерском проекте Иствуда уж точно не стоит.

    «Непокоренный» — это типичная биографическая история о человеке, прошедшем нелегкий путь ради достижения своей цели. Речь в этом фильме идет о, пожалуй, самой главной и самой почитаемой персоне ЮАР — Нельсоне Манделле. Человеке, который ради своих демократических убеждений 27 лет провел в местах не столь отдаленных и все равно после освобождения от своих идей отступать не вздумал. Эти идеи привели его в кресло президента Южно-Африканской Республики и сделали его человек N1 в своей стране.

    Стоит только позавидовать терпению и воле этого, не побоюсь этого слова, великого человека. Как-то мне довелось ознакомится с одним трудом, посвященным именно событиям в ЮАР, естественно личность президента Манделлы там затрагивали не раз. И как только его не восхваляли, какими только ценными и лестными словами авторы произведения не одаривали — человек, как говорится, «с большой буквы».

    Нельзя сказать, что именно с именем Манделлы такие слова и понятия, как политика и спорт стали синонимами. Еще задолго до этого такая позиция существовала, но официальную огласку она получила именно благодаря этому человеку. Именно благодаря спорту нация африканцев смогла примириться, удалось избежать гражданской войны и раскола на два лагеря. Возможно регби — далеко не самый популярный спорт в мире, но в ЮАР это что-то наподобие футбола в Бразилии — это религия, которую все почитают и уважают. Это, конечно, далеко не самый единственный пример, когда спорт объединяет людей, но, пожалуй, этот пример самый проникновенный.

    Иствуду не в первый раз снимать драмы подобного рода. Кто как не он знает, что должно понравиться зрителю. Единственное, что в этой картине зрителю не удалось, так это то, что так и остается загадкой — о чем же это кино. Некоторые склонны считать, что главная тема — тема спорта, другие полагают, что картина о самом Манделле. Первая половина четкое посвящена персоне президента, вторая же ее часть — становлению регбийной команды ЮАР. Вот картина и делится на две части, которые несколько обособленно друг от друга находятся. Ну да ладно.

    Иствуд снял очень качественную и эффектную спортивную драму, назовем ее так. Режиссер этот снимает, как правило, в одном и том же стиле. После просмотров его режиссерских работ, остается всегда одно и тоже послевкусие — этакое ощущение одухотворенности и блаженства — это фирменная черта Иствуда, которая всегда уместна в его проектах.

    К сожалению, Иствуд показал нам несколько иную Африку, Африку дней сегодняшних, а не дней 1995 года. Тогда все было куда более удручающе. Наибеднейшие кварталы, голодные и исхудавшие детишки, у которых не было сил не то чтобы в регби поиграть, даже в пройтись было для них проблематично. Понятно конечно, что не о проблемах «черного» континента он кино снимал, только вот без исторической достоверности подобное кино выглядит явно не реалистичным, хотя основано все на реальных событиях.

    Очень хорошо удались съемки регбийных матчей. Мне, как человеку с точки зрения спорта всеядному, регби не чуждо. Конечно очевидно, что матчи постановочные, тех эмоций и накалов страстей, которые ощущались даже по телевизионной картинке (а эту игру мне довелось видеть, правда не в прямом эфире, в силу возраста, а лишь спустя годы), здесь все же не так и много. Однако кино эмоционально. Отличная игра Дэймона, который эпизодами прямо-таки выше головы прыгал, особенно это подчеркивает. Просто шикарный саундтрек и особенно композиция, звучащая во время финального поединка — все это великолепно и непередаваемо. Только уже за этот эпизод хочется сказать Иствуду и его команде огромное спасибо, потому что сейчас я не припомню столь яркого и душераздирающего в плане эмоций спортивного кино.

    Возможно это кино очень неспешное, возможно события в нем развиваются очень долго, но это того стоит. Ведь на такую потрясающую игру актерского состава можно глядеть очень долго. Схожесть Фримана и Мандлеллы, простите за каламбур, налицо и на лице. В определенных ракурсах это очень сильно заметно. Фриман просто потрясающе передал все фирменные жесты первого президента ЮАР. Ну а сыграл он его превосходно. Так хочется, чтобы Фриману все-таки дали главного актерского «Оскара» — это, пожалуй, мог бы быть тот самый проект, но увы. Как уже отмечалось, не только Фриман хорош, прекрасно сыграл и Мэтт Деймон.

    Стоит только надеяться, что Иствуд в том же духе будет радовать своего зрителя такими вот приличными картинами, которые хоть как-то способны разбавить мировой кинорынок, насыщенный всевозможным мусором. Это кино способно подарить два с лишним часа эмоций и впечатлений. Это кино для людей, которые любят спорт, которые ценят спорт (и даже вид этого самого спорта роли здесь как таковой не играет), кино, для которых имя Нельсона Манделлы больше чем имя. «Непокоренный» — сага о человеке, создавшим новую, демократическую страну, который избавил ее от апартеида, и который помог 42-м миллионам южно-африканцам поверить в себя и в свою страну.

    7 из 10

    27 августа 2010 | 22:04

    «Непокоренный» — байопик с элементами спортивной драмы, размеренное повествование, в котором с первых кадров ощутим стиль Иствуда. Картина о силе воли, стремлении к победе, примирение и поиске вдохновения.

    Invictus, Pacificus, Inspiratus — Непокоренный, Миролюбивый, Вдохновленный. Именно этими тремя словами можно кратко и вместе с тем полно описать главное действующее лицо фильма, а именно Нельсона Манделу, которого блестяще отыграл Морган Фриман и вполне заслуженно получил номинацию на Оскар.

    Как объединить нацию, которая расколота расовыми предрассудками? Как посеять мир в душах? Как сделать так, чтобы люди, бывшие врагами друг для друга на протяжении нескольких десятков лет, вместе смотрели в будущее, похоронив прежнюю ненависть? Именно эти вопросы встают перед новоизбранным президентом Манделой и требуют скорейшего разрешения.

    Здесь нельзя не восхититься личностными качествами этого человека и тем, как преподнес их режиссер. Проведший в тюрьме 27 лет, он совершенно не лелеет мести к своим тюремщикам, прекрасно понимая, что в ином случае страна погрузится в пучину хаоса и крови. «Хочешь изменить общество, страну, мир — начни с себя». Этот принцип в полной мере отражен в образе Манделы. Его доброжелательность по отношению ко всем людям, его окружающим, спокойствие и рассудительность — нелишние примеры своеобразного «самосовершенствования нации», ведь один маленький камешек влечет за собой… А Мандела — «камешек», к тому же отнюдь немаленький, исходя из общественного уважения.

    Но вернемся к поставленным выше вопросам. Имея за плечами многолетний опыт, почерпнув немало мудрости из книг в застенках тюрьмы, Мандела прекрасно понимает, что может объединить нацию — общая цель, общее стремлении к чему-либо. А что как не спорт становится извечно, со времен Древней Греции и первых Олимпийский Игр(!), той самой связующей нитью, что объединяет народы в едином порыве?! И кажущееся многим сумасбродством внезапное увлечение новоиспеченного президента регбийной командой имеет своей целью именно это.

    Вдохновляя команду на победу, Мандела знает, что в случае успеха это вдохновение будет, подобно волнам, расходится все дальше и дальше и… в конце концов вернется к нему. Ведь именно единая, сильная нация вдохновляет своего лидера на дальнейшие свершения.

    Теперь хочется сказать о главном по мнению многих минусе фильма:

    Отсутствие каких-либо сильных потрясений по ходу действия делают «Непокоренного» для некоторого числа людей затянутым и скучным. Здесь в ход вступает известнейшая и затертая до дыр поговорка о вкусе, цвете и товарищах. Вполне возможно, что сие творение следует смотреть, находясь в умиротворенном, даже ленивом расположении духа, потому что именно к такому состоянию подталкивает и саундтрек картины — спокойный, величественный и миролюбивый, если угодно…

    Спортивная составляющая показана весьма занимательно. Здесь упор сделан на достоверность событий, включая даже счет на табло. Борьба на поле — борьба в сердцах, не это ли главный конфликт, главная коцепция, представленная нам г-ном Иствудом?

    Отдельно заслуживает внимания одноименное стихотворение Уильяма Хенсли, четко вписавшееся в настроение и сюжет «Непокоренного».

    Итог: можно петь много дифирамбов Клинту Иствуду за его режиссуру и раз за разом восхвалять снятые им картины, а можно принять как факт то, что этот человек может сделать либо шедевральный фильм, либо очень хороший, и третьего варианта нет. В какую категорию попадет «Непокоренный» лично для Вас, станет ясно после финальных титров. А уж если Вы являетесь поклонником и ценителем таланта Иствуда-режиссера и еще не видели этот фильм, то…

    Чего же Вы ждете?

    22 ноября 2010 | 19:48

    Старина Иствуд в очередной раз показывает через спорт, какими могут быть люди и их эмоции. Не знаю, почему Клинт решил заняться именно таким проектом, но регби я интересовался всегда, поэтому фильм посмотрел с особой заинтересованностью.

    Немного поражает внешнее сходство Моргана Фримана и Нельсона Манделы. А ведь они реально очень похожи! Фриман в очередной раз на высочайшем уровне сыграл главную роль, между прочим очень сложную и глубокую в психологическом плане. Камера всё время направлена на него, а это заставляться выкладываться в каждом моменте. Все эти эмоции, какая-то уравновешенность и взвешенность решений — всё это блестяще исполнено и не даёт зрителю возможности упрекнуть мэтра в непохожести с другим знаменитым и мастеровитым аксакалом, политическим. Мэтт Дэймон также сыграл на своём хорошем уровне, однако в регбисты ему путь точно заказан. Думаю, продолжив работать с Дэймоном в будущих фильмах, Иствуд только выиграет.

    Фильм невероятно эмоционален, искренен и натурален; снят очень профессионально. Сюжет конечно не гениален, но в этом и есть главная изюминка. В общем, мы в очередной раз наблюдали за очередным великолепным фильмом Иствуда. Атмосфера в картине, как и накал страстей на стадионе в концовке, «зажигают» зрителя. Эх, если бы наша регбийная сборная в 2011 нас так порадовала, я был бы вне себя от счастья!

    Спасибо за фильм, я полностью удовлетворён.

    10 из 10

    30 ноября 2010 | 19:41

    Фильм произвёл на меня очень глубокое впечатление. Раньше я читал краткую биографию Нельсона Манделы, однако только после просмотра «Непокорённого» смог осознать, какой же это великий человек. Теперь я собираюсь прочитать подробную биографию этой уникальной личности.

    Борьбу за права чернокожих Мандела начал с юности. Это дело стало главным смыслом и целью его жизни. За создание политических организаций и митингов в поддержку чернокожих его пугали, арестовывали, однако он не сдавался. И вот в 1964 году власти решили покончить с бунтарём раз и навсегда — 46-летний Нельсон Мандела был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме Роббен Айленд.

    Его выпустили на свободу в 1990 году. А в 1994-ом он стал президентом Южно-Африканской республики.

    Это непостижимо: как, просидев 26 лет в крошечной одиночной камере, человек нашёл в себе силы простить тех, кто его туда заточил? Как после этого он может искренне желать им добра и и пытаться сделать их жизнь счастливой? Капитан южноафриканской бейсбольной команды Франсуа Пиенаар раз за разом задаёт себе эти вопросы, но не может найти ответы.

    В этой истории много удивительного. Уже пожилой, больной, 76-летний Мандела становится президентом страны, которую разделяют расовые конфликты. Кто бы изначально мог поверить, что именно ему удастся положить конец апартеиду?!

    Я поражён и восхищён тем, что после всех тягот 26-летнего заточения в тюрьме человек сумел сохранить свою мечту. Он покорно и смиренно принял те страдания, что выпали на его долю, потому что знал — он терпит всё ради правого, ради благого дела. И потом, оказавшись на свободе, Мандела принимается осуществлять то, что ему не удалось сделать в юности. Он по-прежнему живёт идеей создать на Родине равноправное демократическое общество. Когда телохранитель спрашивает у президента, как поживает его семья, Мандела устремляет на него серьёзный взгляд и отвечает: «У меня большая семья. Сорок три миллиона человек».

    Можно только догадываться о том, какие страсти кипели в душе Нельсона Манделы в первые месяцы его правления. И как тяжело ему было идти к поставленной цели, когда даже родная дочь упрекает его за толерантность по отношению к белым.

    Морган Фримен гениально сыграл такую сложную и глубокую роль. Возможно, это его лучшая актёрская работа. Обожаю его Рэда в «Побеге из Шоушенка», однако игра Фримена в «Непокорённом» произвела на меня ещё большее впечатление. Та доброжелательность, то участие, та любовь, с которыми он общается со всеми окружающими его людьми, окутывают Манделу неповторимым шармом. Улыбка и благодушие не сходят с его лица, и иногда кажется, что он не замечает той враждебности, которую поначалу проявляют к нему люди. Это очень обманчивое впечатление. «Он всё видит», — говорит один из телохранителей Манделу другому, когда во время первого появления президента на стадионе в него кидают с трибуны какой-то предмет, а Мандела никак на это не реагирует.

    Мэтт Дэймон также отлично справился с ролью капитана бейсбольной команды, которого президент делает своим союзником в деле объединения южноафриканского народа. Подчас спорт и чувство патриотизма могут творить чудеса. Когда все жители страны, независимо от цвета кожи и расы, отчаянно болеют за свою родную команду — это просто прекрасно!

    «Нам нужно научиться прощать!» — объясняет в фильме Мандела свою доброжелательность и любовь по отношению к соотечественникам.

    «Я не могу забыть, я могу простить» — эту фразу Мандела произнёс в реальной жизни.

    Он никогда не забудет того, что с ним сделали. Но он сумел принять свою участь и простить тех людей, что так жестоко с ним поступили. Пребывание в тюрьме не сумело покорить его сердце и дух, но сделало их сильнее и помогло осуществить главную мечту и главное предназначение своей жизни.

    10 из 10

    30 мая 2010 | 12:11

    Начать хотелось бы с того, что этот фильм не про Манделу, не про капитана футбольной команды и даже не про конкретную политическую ситуацию в Африке. Они — всего лишь антураж, свободно заменяемые фигуры в этой игре духа с судьбой. Клинт Иствуд хотел сделать громкое изречение, написал его жирными буквами и весь фильм повторял рефреном. Кто не понял — вводите Invictus в поисковике и наслаждайтесь стихотворением Хэмингуэя.

    Впрочем, тема эта не так уж нова для режиссёра. Практически каждый его фильм держится на сильной личности, идущей вопреки всему к достижению своей цели. За это я Иствуда и люблю — он возвращает веру в себя. Но вот парадокс: раздувшись до масштабов страны, пафос потерял в данном случае свою проникающую способность и остался всего лишь пафосом.

    У фильма две проблемы. Первая — отсутствие «личностного подхода». Если, наблюдая за малышкой на миллион, за Уолтом Ковальски, за Анджелиной Джоли, потерявшей своего сына, зритель получал возможность сочувствовать реальной личности, то в «Непокорённом» такой личности просто нет. Формально можно, конечно, сказать, что это Мандела, но много ли Иствуд нам о нём рассказывает на протяжении двух часов? Как президент он, несомненно, вызывает уважение. Мудрый, всепрощающий, смотрящий в будущее. Но вот все остальные стороны его личности обрисованы слишком уж схематично, и сочувствовать ему ни в чём не получается. К тому же, режиссёр не предоставляет никаких возможностей для сопереживания, так как всё у президента получается ровно и гладко.

    И вот тут-то вылезает вторая проблема — фильм вообще очень позитивный. То есть, в нём вообще не происходит ничего плохого. Ни одной серьёзной стычки между чёрными и белыми, ни одного покушения на Манделу, ни одного большого препятствия, которое пришлось бы обойти. Идея о сильном духе вдохновляет главных героев повествования и ведёт их прямой дорогой к победе. Путь этот не мал (Иствуду просто необходимо раздуть повествование до размеров эпика), но достаточно ровен. А смотреть на постепенное восхождение по лестнице успеха не так интересно, как если бы героям приходилось срываться и падать.

    Чего мне особенно не хватало — едкого иствудского сарказма и прищуренного всезнающего взгляда. Режиссёр словно успокоился под конец своих дней и стал снимать жизнеутверждающие светлые ленты о том, что счастье возможно. Может, оно и так, но «Непокорённый» вдохновляет гораздо меньше предыдущих работ Клинта. Скажу больше: фильм я смотрела с ровно бьющимся сердцем и ни разу ни за кого не вздрогнула. Слабовато для такого режиссёра. Хоть и очень… мудро и необходимо в современном мире.

    6/10

    12 июня 2010 | 01:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>