Смотреть до конца: Зачем нужны сцены после титров?

Обсудить0

Стингеры, которые стали привычным сюрпризом в фильмах Marvel (новые «Стражи Галактики» не исключение), появились еще на заре кино.

В «Стражах Галактики 2», которые выходят в российский прокат 4 мая, будет целых пять сцен после титров, чего не скрывает режиссер фильма Джеймс Ганн. Продюсер Кевин Файги и его коллеги создали целую вселенную, склеивая ее кусочки с помощью маленьких полуминутных эпизодов. Для фильмов Marvel Studios этот формат не редкость, однако изобрели его далеко не там. КиноПоиск обратился к истории стингеров и обнаружил, что этот феномен возник очень давно, еще на заре кинематографа.

«Идите домой. Пока!»

У сцены после титров есть много названий. Чтобы не использовать громоздкое словосочетание из трех слов, было придумано несколько терминов: стингер, эпилог, хвост (tag), десерт (credit-cookie) и пасхалка (egg). Каждое из этих слов обозначает сцену, которая следует за завершением рассказа и кульминацией. При этом вовсе не обязательно, чтобы эпизоду вне повествования предшествовали титры. К примеру, первый стингер в истории кинематографа обошелся без таковых.

Дело было в 1903 году, когда Эдвин Портер снял классический вестерн «Большое ограбление поезда». В этом фильме, как и во многих других того периода, вообще нет титров. Картина во многом стала инновационной: впервые в сюжете было больше одной линии, использовался параллельный монтаж (когда показываются события, происходящие одновременно, но в разных местах), а для концовки специально сняли дополнительную сцену — тот самый стингер.

«Большое ограбление поезда» провожает зрителя стрельбой главного героя в экран. Эта сцена, как и сам фильм, сейчас хранится в Библиотеке Конгресса США как часть американского культурного наследия. Спустя почти 90 лет дань истории отдал Мартин Скорсезе, использовав в «Славных парнях» точно такой же прием, но в зрителя на этот раз стрелял Джо Пеши.

Другой стингер, который стал классикой и до сих пор живет на экранах, появился в 1960 году в фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Он также идет вразрез с современным пониманием послетитровой сцены, потому что сцена вне повествования развивается как раз в тот момент, когда по экрану снизу вверх бегут имена актеров и создателей. Фрэнк Синатра, сыгравший тогда Дэнни Оушена, идет по бульвару Лас-Вегаса под песню Сэмми Дэвиса «Ee-O Eleven». Друзья постепенно расходятся, а титры близятся к концу.

Финальная проходка перекочевала в новые фильмы про Дэнни Оушена. Провернув дело, герои обязательно собираются в одном месте, томно переглядываются под музыку, а потом расходятся с набитыми карманами. Разница с вариантом 1960 года лишь в том, что сбор происходит не во время титров, а предвосхищает их.

Еще один стингер, датированный 1963 годом, тоже не укладывается в современный канон. Речь о второй серии легендарной бондианы «Из России с любовью» с Шоном Коннери в главной роли. Никакой полноценной сцены нет, а есть лишь текст, который появляется после титра «The end» и сообщает: «Не совсем конец. Джеймс Бонд вернется в следующем фильме по произведению Яна Флеминга „Голдфингер“».

Полноценная добавочная сцена в таком виде, в каком мы ее знаем, появилась лишь в конце 1970-х. Именно в те времена титровая простыня растянулась до неимоверных размеров, потому что профсоюзы обязали студии указывать абсолютно всех, кто приложил руку к созданию ленты. Перечень лиц и организаций и так мало кто досматривал до конца, но для тех немногочисленных зрителей, которые по каким-то причинам решили задержаться в кинозале, сюрприз приготовили «Маппеты». Красное мохнатое существо прокричало зрителям: «Идите домой. Пока!» Этот стингер перекочевал и в современные фильмы про маппетов.

Послетитровый бум случился в Голливуде в 1980-е. Стингеры взяли на вооружение комедии и фильмы ужасов. Чаще всего добавочные сцены использовались, чтобы пошутить напоследок или напугать. Однако с тех пор функционал стингеров сильно расширился.

«Дадим ему еще 20 минут»

Некоторые фильмы хотят оставить собственное послевкусие, поэтому, даже когда история закончилась и все точки над «i» расставлены, они подкидывают зрителям еще одну сцену, дабы закрепить эффект. Яркий пример — любая часть «Мальчишника в Вегасе» с ее сумасшедшим слайд-шоу или женской грудью бедолаги Стю. В «Смертельном оружии 3» есть сцена, которая могла бы стать хорошим завершением франшизы. Она не несет никакой смысловой нагрузки, лишь подкидывает еще одну шутку и в очередной раз заставляет героя Дэнни Гловера сказать легендарную фразу «Я слишком стар для этого дерьма».

Если обратиться к семейному кино, то в качестве примера можно привести «Кунг-фу Панду», где По и мастер Шифу мило трапезничают. Затем камера отъезжает, и мы видим, что семена, посаженные Шифу, проросли. Тем самым мультфильм еще раз повторяет свою мораль: «Терпение, всему нужно время».

В комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи» после титров смаковали персонажа Тома Круза, которому эта роль подарила номинацию на «Золотой глобус». Круз порадовал зрителей тремя минутами уморительных танцев в исполнении Лу Гроссмана.

Но самая необычная развлекательная сцена после титров пока на счету у «Адреналина». Создатели сделали полноценную 8-битную игру, в которой Чив Челиос разбирается со своими обидчиками. Жаль, что никто на просторах интернета не собрал веб-версию этой двухмерной стрелялки.

Стандартные двухчасовые рамки фильма порой слишком тесны для авторов. Подчас создатели киноленты не успевают рассказать вам обо всех героях: кого-то бросили посреди повествования, кого-то лишь однажды упомянули и больше не называли по имени и т. д. К счастью забытых персонажей, им нашлось место в стингерах. Первым о герое, потерявшемся между строк сценария, напомнил фильм 1980 года «Аэроплан». После титров нам показали человека, который сел в такси к главному герою, но так никуда и не уехал, потому что водитель ушел по своим делам. За время фильма на счетчике такси набежало уже больше 100 долларов, но мужчина все равно упорствует: «Дадим ему еще 20 минут, но на этом все».

С тех пор появилось бесчисленное множество сцен, объясняющих, что же произошло с тем или иным персонажем. Из последних — злобное снежное чудище с ледяными шипами из «Холодного сердца», ставшее снежной королевой.

Краб Таматоа из «Моаны» так и не смог подняться со спины, потому что ему никто не помогает.

Коллекционер из «Стражей Галактики» напивается вместе с говорящей уткой на руинах своих богатств.

Мертвый Билл Мюррей из «Добро пожаловать в Zомбиленд», даже будучи застреленным, цитирует строки из «Гольф-клуба».

Самовлюбленный профессор в исполнении Кеннета Браны из «Гарри Поттера и Тайной комнаты» все еще не помнит, кто он такой.

А Нил Патрик Харрис, оказывается, выжил в сиквеле «Гарольда и Кумара».

Нарезки с неполучившимися кадрами — это визитная карточка Джеки Чана. Это не только смешные или пугающие моменты, но и взгляд по ту сторону кадра на то, как выполнялись самые умопомрачительные трюки в истории кинематографа. Смешными дублями порой отмечаются комедии вроде «Между ангелом и бесом» и даже мультфильмы. Кинотрадицию забавно обыграли в «Истории игрушек 2».

Все та же «История игрушек» умудрилась отметиться после титров «Корпорации монстров». В стингер поместилось камео непутевого динозавра. Это еще один вид дополнительной сцены, когда в финале появляется звезда, которую создателям или зрителям хотелось увидеть в фильме, но по определенным причинам это не случилось.

В мюзикле «Продюсеры» вне повествования объявился Мел Брукс со своим «Вот и всё!». Рокеры из Blue Oyster Cult в финале «Обкуренных» безуспешно пытаются продать фанатам футболки с лого своей группы, Аланис Мориссет появляется в образе бога (отсылка к «Догме») в продолжении «Джея и Молчаливого Боба», а по окончании ремейка «Зловещих мертвецов» на экране виден сам Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла. Тогда это была лишь дань уважения, но вышло так, что стингер стал анонсом возвращения Эша и полноценного сериала.

Впрочем, далеко не всегда послетитровая сцена рассказывает нам о побочных персонажах. Порой до конца титров стоит досидеть, чтобы узнать судьбу главного героя. Если бы мы не были столь терпеливыми, мы бы не узнали, что Лиам Нисон в «Схватке» поборол волка и выжил.

Киллиан Мёрфи в «28 днях спустя», наоборот, умер. Сцену, опубликованную в Британии на DVD, показали в некоторых американских кинотеатрах после титров.

Однако премию за самый неожиданный твист после титров впору отдавать «Проклятию Чаки», в котором древнему злу досталось по заслугам. Казалось бы, Чаки может вернуться, но, если вы видели стингер последнего фильма, то знаете, что едва ли это возможно. В нем вспомнили Энди Барклая из фильма 1988 года, и он поставил точку раз и навсегда. Наверное.

После титров удобно анонсировать продолжение фильма. С одной стороны, дополнительная сцена — практически самостоятельная единица, и, если вдруг фильм не окупится или не понравится зрителям, про нее можно будет забыть. В конце концов, ее видела меньшая доля зрителей. С другой стороны, стингер с анонсом — это приятный бонус, который продлевает эффект от фильма и подогревает ожидания. Первым возможное продолжение анонсировал «Молодой Шерлок Холмс» в 1985 году. Злодей, якобы погибший в концовке, оказался живым и здоровым. Более того, он хорошо нам знаком, и его зовут Мориарти.

Увы, сиквел «Молодого Шерлока Холмса» так и не случился. Такой же обманчивый стингер поселился в 1987 году в «Повелителях вселенной», где скелет сказал, что он вернется, но так и не вернулся.

Злодей в исполнении Колина Фаррелла из «Сорвиголовы» больше не кинет ножичек точно в цель.

А сцена после титров в шестом «Форсаже» с Джейсоном Стэйтемом подготовила зрителей к его появлению седьмом.

На продолжения также намекали «Хроники Нарнии» и многие другие фильмы. Дальше всех пошли тогда еще Вачовски. После титров второй «Матрицы» они вставили трейлер «Революции». А почему бы и нет, если релиз уже через полгода?

Обед с обязательным чизкейком

«Мистер Старк, вы часть большей вселенной», — сказал в 2008 году Ник Фьюри после титров «Железного человека» и запустил необратимый процесс. Marvel Studios переосмыслила стингеры. В руках Кевина Файги и его коллег послетитровые сцены стали клеем, который связал между собой уже 14 фильмов. Новые «Стражи Галактики» станут пятнадцатыми в списке.

«Железный человек»«Железный человек»

Стингер как мостик для построения вселенной работает не так, как стингер для сиквела. Во-первых, он не анонсирует продолжение того фильма, который вы только что посмотрели. Он уводит вас в сторону, намекая, что знакомый герой окажется в иной обстановке и в компании других персонажей. Как говорит продюсер Marvel Кевин Файги, их послетитровые сцены, по сути, рассчитаны на 5% аудитории.

«Все наши стингеры сделаны по следующей схеме. Если вы не знаете, кто такой Ник Фьюри, для вас после „Железного человека“ появился всего лишь Сэм Джексон с повязкой на глазу. Кто-нибудь попозже скажет вам, кто это был, — утверждает Файги в интервью Slash Film. — Если вы не знаете, что такое Мьельнир, то увидите просто молот в кратере. „Что это значит? В чем вообще суть?“ — спросите вы. „Это космический куб. Оу, Локи еще жив“, — так отреагировало большинство на концовку „Тора“. Мне понравилось идея с тонким намеком на Феникса, который Брайан [Сингер] сделал в маленьком эпизоде. Во время первых уик-эндов я и Джосс [Уидон] заглядываем в зал, чтобы посмотреть реакцию. Примерно один из 150—200 фанатов вскрикнет: „О боже! Это же...“ Или: „Что это? Свет под водой? Что это такое?“ Все, что нам нужно, — это 5% аудитории, которая разберется в показанном и всем расскажет. Так было с Ником Фьюри».

Файги признается: ему приятно, что киновселенная Marvel приучила людей досматривать титры до конца. Таких в конце ждет маленькая награда. Вслед за Файги и Уидоном свои вселенные принялись мастерить Sony с «Человеком-пауком», Fox с «Людьми Икс» и Warner Brothers с «Лигой справедливости». Делают они это с разным успехом.

В современном кино дошло до того, что отсутствие сцены после титров — уже более громкое заявление, чем ее наличие. Режиссер «Логана» Джеймс Мэнголд обдуманно отказался от стингера, так как хотел, чтобы его фильм воспринимали как самостоятельное произведение, а не как часть целой вселенной.

«Логан»«Логан»

«После каждого приема пищи нужно всегда съедать чизкейк, неужели? Это что, новое правило такое? Я не могу подать дома обед без чизкейка? — объясняет на пальцах Мэнголд свое решение. — Есть множество причин поступить иначе. Серьезно, что из себя представляют сцены после титров, если не рекламу следующего фильма? Мы пытаемся сделать кино, которое начинается и заканчивается как самостоятельное произведение. Нам больше нечего сказать, потому что мы все уже сказали».

В данный момент полноценно развернутыми киновселенными можно назвать только «Звездные войны» и комиксовые франшизы «Мстителей», «Лиги справедливости», «Людей Икс». Еще дюжина киновселенных в планах или на стадии одного-двух фильмов. Среди них «Лего», «Трансформеры», вселенная монстров, стартующая в этом году с «Мумии», кайдзю-вселенная, получившая полномасштабный анонс после титров «Конга».

Все они будут склеиваться с помощью послетитровых сцен — более эффективный инструмент пока не придумали.

К этому списку, по слухам, мог присоединиться «Форсаж». После восьмой части, как говорят инсайдеры, планировалась сцена после титров с участием Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема, но этот стингер безжалостно вырезали. Существует две версии произошедшего. Первая: это сделал Вин Дизель, являющийся продюсером серии. Сцену якобы сняли за его спиной, и он узнал об этом от своей сестры Саманты Винсент, которая, что не удивительно, тоже продюсер «Форсажа». Дизель разозлился и потребовал от Universal и продюсера Нила Морица убрать сцену. Все это произошло на фоне возникших на съемках разногласий между Дизелем и Джонсоном. Вторая версия: сцену снимали для DVD-релиза, однако это заявление поступило уже после того, как по сети разошлась первая трактовка. Многие восприняли пресс-релиз студии Universal как попытку смягчить полученный урон. Тем не менее студия Universal все-таки запустила в разработку спин-офф «Форсажа».

К сожалению, не все кинотеатры показывают титры до конца. В некоторых до сих пор включают свет после первых пяти секунд, когда герои ушли в закат. Если вы попали на такой сеанс, переживать не стоит. Специально для таких зрителей созданы сайты с обширной базой послетитровых сцен — MediaStinger.com и AfterCredits.com. Эти два ресурса обладают мобильными приложениями, с помощью которых можно узнать, есть ли у вышедших в прокат фильмов хоть что-то после титров.

Приятного просмотра и терпения!

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

17 января28
22 декабря 202317
12 декабря 2023113

Главное сегодня

24 апреля23
Вчера4
Вчера1
Вчера2
Вчера6
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации