Военный переворот в Нигерии перерос в этнические чистки в результате которых мятежники убили немало гражданских. Элитный спецотряд во главе с лейтенантом Уотерсом (Брюс Уиллис) получает задание едва вернувшись со старого: из лесов Нигерии эвакуировать врача Лену Кендрикс (Моника Белуччи), а также помогающих ей монахинь и священника. Вот только одна загвоздка: Кендрикс наотрез отказывается покидать свой лагерь без нескольких десятков спасённых ею людей, которым грозит расправа со стороны мятежников.
Снявший за пару лет до 'Слез солнца' оскароносный фильм 'Тренировочный день' режиссер Антуан Фукуа на тот момент получил возможность привлекать в свои будущие проекты таких звёзд первой величины как Уиллис и Белуччи. Тем более, что опыт 'Тренировочного дня', за работу в котором Дензел Вашингтон был удостоен 'Оскара' (ещё до того как награждать всеми возможными премиями темнокожих актеров и актрис стало мейнстримом) и сами звёзды первой величины могли изъявлять желание работать с Фукуа.
Так или иначе все проекты этого режиссера сопровождаются сотрудничеством со статусными представителями Голливуда. В случае со 'Слезами солнца' - это уже упомянутые выше актер и актриса…
Пожалуй, это один из последних фильмов, в котором Брюс Уиллис играет роль бравого вояки, честного офицера, который преисполнен решимости довести начатое дело до конца, а не вечно уставшего и утомленного жизнью и службой в полиции копа, которому уже хочется где-нибудь порыбачить на рассвете, а не заниматься очередным трупом.
'Слезы солнца' - это довольно стандартный военный боевик по меркам Штатов, в котором есть вооруженный конфликт в какой-то стране (зачастую это страны третьего мира, либо страны Южной Америки) для разрешения которого привлекаются американские военные. Если начать перечислять, то делать это можно наверное бесконечно: несколько частей 'Операции отряда 'Дельта', 'Морские котики', несколько частей 'В тылу врага', 'Закон доблести', 'Падение 'Черного ястреба', 'Уцелевший', 'Королевство', все фильмы о Вьетнаме и войне в Заливе и другие.
'Слезы солнца' не выбиваются из этого ряда, напротив, гармонично в него вписываясь и в очередной раз преподнося преимущество одной стороны над другой. Это четко прослеживается на примере сцен боевых действий, при которых американские солдаты регулярно используют гранаты и гранатомёты для того, чтобы сделать ряды противника более редкими, в то время как противник предпочитает наступать плотной цепью, не применяя при этом такого поражающего оружия. Это кстати наглядно было представлено и в 'Мы были солдатами', где за весь фильм, если не ошибаюсь, была взорвана всего одна граната.
Как и в других картинах на военную тематику и в тех, где имеют место быть какие-либо военные преступники/тираны, 'Слезы солнца' оперируют понятиями воинский долг, нарушение прямого приказа, внутренняя борьба главного героя с вновь открывающимися обстоятельствами. В данном случае персонаж Уиллиса в определенный момент встаёт перед выбором и делает его, руководствуясь собственными убеждениями, о которых обещает рассказать (когда один из подчинённых спрашивает его об этом). Однако объяснения поступкам лейтенанта Уотерса дождаться зрителю будет не суждено. По большей части в связи с тем, что Уотерс очень немногословен и такое ощущение, что ему с трудом даются сплетение слов в предложения.
А вот Коул Хаузер, сыгравший Рэда - одного из бойцов спецотряда, оказывается довольно занимательным, ведь актер частенько играет именно военных и в самом начале нулевых он снялся в трёх фильмах на военную тему подряд: 'Страна тигров', 'Война Харта' и 'Слезы солнца'. Причем с Уиллисом они работали вместе все в той же 'Войне Харта', а также в пятой части 'Крепкого орешка' и низкопробной фильме 'Акты насилия'. Хаузер также играл главную роль ещё в одном военном боевике - 'Морпехи 2'. Другими словами - он - хорошая и даже достойная кандидатура для ролей служивых ребят. Тут и физические данные подходящие, и волевое/брутальное выражение лица, играющее немаловажную роль при подобных ролях.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
В фильме использована реальная история из досье канадских сил спецназначения (JTF2). Только понадобилось добавить в события передоз сентиментальности, геройства и антинигерийства.
Ещё использовали эмоционально-ценностную ориентацию и предрасположенность аудитории к сочувствию.
А вместо канадцев в кадре бойцы из Штатов — «морские тюлени» (US Navy SEAL) или, что не очень точно, «котики». Что делало в Африке тактическое подразделение Сил специальных операций (ССО) ВМС США?
По справочникам выясняем, что оно оперативно подчинено Командованию спецопераций (КСО) ВС США (U.S. Special Operation Command, USSOCOM). Официально эти спецы ведут разведку, участвуют в диверсиях, поисково-спасательных операциях и «ряде других».
Про «ряд других» всегда интереснее всего и всегда секретно, потому что всегда за гранью — раз агрессивный наскок не привёл к большой войне, называют «спецоперацией».
Подозрение: если это фильм и не был заказан авторитетными пентагоновцами, то произошло это наверняка случайно. Ну, а канадская история попала в американские руки за семь лет до съёмок «Слёз солнца» из-за другого фильма-сказки о супергероях спецназа.
Любопытно, что фильмом будто накликали: в прошлом году осенью писали, что бойцы именно этого подразделения вывезли из Африки американского гражданина. И именно из Нигерии.
История в фильме точно заденет зрителя: спецподразделение получило приказ вывезти из опасной нигерийской зоны гражданку США, а за указанной персоной увязалась большая группа местных бедолаг. И среди них тоже оказалась ценная персона, хоть и по-другому, но это ещё и становится ясно не сразу.
Такой «обоз», уходя в Камерун, вынужден отбиваться от преследователей — стрельбы и бега по джунглям в фильме хватит на два-три боевика, а ведь есть ещё и лирика...
Если оценивать фильм, как относительно современное военное приключение в дикой местности, то получится увлекательное кино.
Если пытаться использовать в качестве материала для понимания сути африканских проблем, то не получится ничего, кроме очередной пропентагоновской «развесистой клюквы».
Суть дела: хаотизация Африки началась частично одновременно, частично раньше, чем раздербан арабско-тюркского мира в Азии, но теми же руками — колонизаторы на континенте, почти не знавшем уклада империй, удерживали население в рамках первобытно-общинного строя, трайбализма, насаждая понятия о власти и границах, выгодные для грабежа колоний.
Национально-освободительную борьбу (НОБ) Запад стремился так модифицировать, чтобы получились «те же яйца, только сбоку» — грабительская система старого типа менялась на неоколониализм в пользу тех же хозяев.
Где народ упирался, грабители применяли агрессию своими руками, наёмными силами или соседскими, которых подначивали укротить опасных лидеров НОБ и их местные группировки.
Вот это как раз и есть то, что в натовских стратегиях покорения «третьего мира» обозначалось, как «хаотизация», иногда лукаво именуемая «управляемый хаос».
А для возбуждения в мире сочувствия колонизаторам и их подручным широко распространяются трогательные истории о спасённых и потерянных. Такую историю мы и видим в «Слезах солнца».
В 2003 году заказчикам «Слёз солнца» было выгодно представить своих нигерийских оппонентов инфернальными злодеями, склонными к геноциду.
Кто не поленится разобраться, увидит, что геноцидом в Африке несколько веков подряд занимаются заказчики сентиментальных кинофильмов типа «Слёз солнца». Однако, разобравшись, второй раз это кино смотреть не захочется...
Сорвав аплодисменты критиков и восхищенные отзывы зрителей своим 'Тренировочным днем', положившем начало современному отражению в криминальном кино коррупции в правоохранительных органах, Антуан Фукуа, видимо, решил попрактиковаться в кино военном - чему результатам стал очередной миротворческий боевик 'Слезы солнца' (Tears of the Sun, 2003).
Вообще история создания данной ленты примечательна тем, что очередной ура-патриотичный американский военный фильм вырос из недописанного сценария очередного сиквела к на тот момент крайне успешному 'Крепкому орешку' (ведь не было еще четвертой серии...). И вот, после череды хождений по голливудским рукам, сценарий попал в поле зрения талантливого чернокожего режиссера Антуана Фукуа, который именно в тот период времени снимал свои лучшие фильмы. В результате текст был реализован путем съемок очередного боевика в стиле 'Черного ястреба', 'Отряда особого назначения', 'Уцелевшего' и т.д. и т.п. Уверен, что фильм также имеет много общего с двумя последними боевиками Криса Хэмсворта.
Ну так вот, взяв черновик нового 'Крепкого орешка' с Джоном Макклейном в придачу, а также прихватив ему в спутницы главную красотку мирового кинематографа, Фукуа отправился снимать кино о черной войне в джунгли и американский авианосец 'Гарри С. Трумэн'.
В итоге получился типичный голливудский боевик, не столько об ужасах войны, сколько о предсказуемых ужасах гражданской войны (на этот раз, в Нигерии) и сердобольном американском спецназе, который отправляет свой армейский цинизм куда подальше и начинает героически спасать местных жителей от местных головорезов. При этом делается все это тривиально, предсказуемо, клишированно, но зрелищно и со вкусом.
Рейтинг R фильм полностью оправдывает за счет кровавого экшена и демонстрации жестокости повстанцев (вожделенной обнаженки исполнительницы главной женской роли можно не ждать). Перестрелки, рукопашка, резня, устраиваемая головорезами, а также 'стелс'-режим от бравых Морских котиков - все это в визуальной обработке полюбившихся Фукуа ярких фильтров из 'Тренировочного дня' выглядит сочно и достаточно вкусно, чтобы порадовать глаз. И весь этот бравый патриотичный, и, безусловно приятный глазу и зрелищный, стелс-экшен с приключениями американцев в тылу врага нам демонстрируют на фоне впечатляюще красивых пейзажей Африканских джунглей с их закатами, рассветами, дождями, пожарами и сумерками. В общем, кино визуально очень впечатляет.
Драматизма лента нагоняет то внезапным развитием (или переобуванием, кому как нравится) командира спецназа, то трепетным изображением несчастной жизни мирного населения (с милыми эпизодами заботы о них американских военных), то милыми диалогами Крепкого орешка с соблазнительной докторшей. Причем наивность и простота командного состава удручают не меньше, чем инициативность самого, еще недавно несгибаемого как скала, главного вояки. Хотя кто устоит перед объятиями женщины, которая даже спустя почти двадцать лет выглядит привлекательнее юных голливудских старлеток?
Что касается актерского состава, то Фукуа себе не изменил - звезд мало, зато какие. Он вооружился главным голливудским супергероем Брюсом Уиллисом, а в спутницы ему определил томную итальянскую красотку Монику Беллуччи, по праву считающуюся эталоном женской красоты в кино. Причем даже при отсутствии ее обнаженки, оператор умело эксплуатирует ее присутствие в ленте, акцентируя внимание на самых волнующих изгибах ее тела. Потрясающе сексуальная фигура актрисы, как и ее прекрасное лицо, и словно скульптурный профиль, при каждом своем появлении в кадре захватывают зрительское внимание. В любой сцене, в любой позе, что бы она не делала в кадре, с кем бы его не делила, и что бы ни говорила - она всегда на высоте и всегда соблазнительна, и умелые руки оператора лишь подчеркивают это. И даже пот, грязь и кровь враждебных джунглей ей ни по чем. Уиллис же вновь крут в роли крутого парня, типичный командир армейского спецназа, одинаковый в своих ролях и убедительных в своей брутальности в каждом фильме. Вот так этот крутой мужик и роскошная женщина нашли друг друга в подобной постановке, где романтическая линия между двумя главными персонажами остается некой пунктирной линией, обозначенной полунамеками.
Прочитав аннотацию к фильму, заинтересовалась тем, что в военном кино про гражданскую войну в Африке играют Брюс Уиллис, но, главное, Моника Белуччи.
Сюжет до банального прост. Отряду морских котиков США во главе с Уиллисом приказано вывести из зоны конфликта несколько американских граждан-участников христианской миссии, среди которых врач миссии — Белуччи. И вот она-то отказывается уезжать без своих подопечных, которых аж целых 70 человек (а «котиков» всего 8).
Классика жанра. С таких обстоятельств, как правило, и начинается вся заварушка.
В целом, фильм довольно неплох. Много боли, эмоций, человеческого сочувствия и сопереживания героям и жертвам. Переворачивают душу некоторые реалистичные сцены насилия и сцены боя. Красивая картинка и хороший актерский состав.
Что касается актерской игры. Мимика Брюса не меняется от фильма к фильму. Но ею он мне и нравится, в общем-то. Сыграл стандартно хорошо для своих ролей такого «геройского» плана. С Моникой, признаться, я смотрела лишь несколько фильмов, и не помню, чтобы особо впечатлилась ее игрой (раз не помню ни одного сюжета или названия картины, значит... увы, игра актера/актрисы мне не запомнилась). Для меня все же больше ее образ сформирован, скорее, из СМИ, где ее часто позиционировали как актрису с сексуальным подтекстом. Здесь же, чумазая, с запекшейся кровью, в простых рубашке и штанах, она воспринялась как-то по-человечески натуральной, приближенной к жизни. Однако, свою роль, на мой взгляд, она не полностью раскрыла. В фильме есть моменты, где бойцам и гражданским очевидно требуется моментальная помощь врача, но ее оказывает только медик из отряда 'котиков', а иногда и вообще никто, хотя, казалось бы, здесь и должна проявиться Белуччи. Здесь, видимо, решили сделать акцент на героизм и стойкость, чем на приближенность к реальности. Белуччи же, вместо этого, ходит 'хвостиком' за Уиллисом и преданно заглядывает в глаза - такой вот подтекст «любовной» линии фильма.
Конечно, не обошлось без штампов геройской «бравады» военных ребят. Особенно высокопарно прозвучала фраза одного из них: «Они для меня не просто пакеты. Я жизнь отдам за этих людей»…
С другой стороны, сказать, что здесь идет речь о том, что американцы, как обычно, позиционируются как спасатели мира — нет, такого здесь нет. Скорее, это история о том, как группа хорошо обученных и повидавших виды военных мужчин становится неравнодушной к человеческому горю и жестокости в отношении невинных людей. И, нарушая сухие бюрократические правила, обращается к своей человечности, чтобы спасти от расправы хотя бы небольшую горсть людей, иногда ценой собственной жизни.
Этот фильм не станет в ряды лучших в моей кино-коллекции. И одного просмотра мне достаточно, вряд ли я захочу пересмотреть его еще когда-то. Но. За веру в людей, которую дает идея этого фильма, даже несмотря на некоторые огрехи сюжета и актерской игры, я считаю, что он заслуживает положительной оценки.
Я люблю фильмы об Африке – нашей прародине, откуда наши с вами далекие черные предки разбрелись по всему миру, побелели, пожелтели и создали то, что мы зовем теперь современным миром. И я очень придирчив в плане этики, поскольку с Африкой связано едва ли не самое большое число преступлений против человечества. Подходя к каждому новому фильму о Черном континенте, я ожидаю подвоха, ищу второе дно. В сабже оно и есть, и нет.
Итак, сначала о плохом. Американский шовинизм: «а вообще, американка ли она?» Даже она – пакет. А местные и вовсе мусор. Их можно протащить 40 км по джунглям, а потом бросить. Американский зритель – paltoquet, перед которым нужно оправдываться за спасение жизней (диалог командира с напарником). Американское лицемерие – авианосцы у чужих берегов только для защиты местного населения (от него самого, но это детали). Американский неоколониализм – местные без нас перебьют друг друга. Единственный раз, когда действительно перебили – в Руанде. Клинтон заявил тогда, что у США нет интересов в этой стране. Может быть и к лучшему: люди Вьетнама, Ирака и Сирии знают, какого это, – быть объектом интереса самого большого племени людоедов. Голливудские шаблоны – плохие повстанцы, беспричинная революция, преувеличенное значение трибализма и религиозного шовинизма. Травля католиков в Англии (в Ольстере - до сих пор) – вот где религиозный шовинизм. Современные США – вот где трибализм*!
Теперь о хорошем. Этично – профессиональные убийцы спасают мирное население на чужой, без всяких интересов, территории. Африка – очень похоже. Даже если снимали во Флориде и Миссисипи. Драматично, с надрывом – даже если скопировали драмы о второй мировой войне (в первую очередь – советские). Захватывает – пусть сюжет несложный, но черт возьми, держит. Этническая африканская музыка – это вам не Моцарт какой! Но главное – режиссура. Великолепная работа черного американца с французским именем. Оправдал.
___
*Трибализм (tribus – племя) – форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и манией исключительности, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам, гранича с шовинизмом [лапша].
Американские военные предпринимают попытку вывезти из Африки нескольких своих граждан, потому что там вспыхнул военный переворот, и мятежники активно проливают кровь. Но дело пошло не по плану, потому что те самые граждане давно помогают местным жителям, и не намерены уходить без этих людей. А их не меньше семи десятков, некоторые не могут сами ходить.
Постановщик Антуан Фукуа проявляет осторожность и точность в этом фильме. У него получается богатый сюжет, но он не доводит напряжение до взрывоопасного уровня, и не опирается на элементы боевика, больше используя драму. Он будто отстраняется от этих событий, проводя линию защиты для зрительского восприятия. Вместо того, чтобы с головой окунуть зрителя в самое сердце своего рассказа, он позволяет спокойно наблюдать, воспринимать эту историю со стороны. Так что внешность фильма отточена до блеска – ради удовольствия наблюдения. Можно полюбоваться живописными пейзажами и с увлечением проследить за развитием сюжета, пока не началось применение огневой силы. Боевые действия тут есть, но их не много, и они появляются лишь после основательной подготовки. Сюжет знакомит с действующими лицами, обозначает проблемы, развивает, доводит до того этапа, где от боя уже никуда не деться, и тогда главный герой в отличном исполнении Брюса Уиллиса вынужден пустить в ход ножи и стволы.
Жуткие картины и убийства тут есть. Но эти вещи выполнены без намерения шокировать. Они нужны здесь, чтобы дать представление – не более. Например, вот умирающая женщина, которую оставили повстанцы. Видно, что ей очень страшно досталось, но что именно с ней сделали, можно и не понять, пока это не скажут на словах. Картинка намекнула, а разговор прояснил и добил. Или наоборот, вот боец спрашивает своего командира, что ему приказали на связи, какие разъяснения и указания дали, когда ситуация осложнилась. Командир отвечает, но его слова понятны только тому, кто задал вопрос. Зрителю это пока не ясно. Оно станет ясно в нужный момент, но уже не на словах, а через те действия, которые герои будут осуществлять на экране. Через весь фильм проходит линия удачного баланса между тем, что люди здесь говорят, и тем, что они делают. Все слагаемые сюжета даны с чувством меры. Никто ничего не говорит и не делает просто так. Ну и совсем уж любопытный момент – цитата в самом конце фильма. Если бы она появилась на экране в начале, эффект был бы не тот.
Нетрудно понять, откуда берутся претензии к этому фильму. Знаменитый «Крепкий орешек» тут не дерзит и не шутит. Кто привык воспринимать Брюса Уиллиса только в качестве забавного и отважного «супер-героя», тому здесь ловить нечего. Он спокоен, как удав, он принимает взвешенные и хитрые решения. И это понятно, потому что командир спецподразделения обязан быть уравновешенным и хладнокровным. На первое место он ставит миссию и контроль, но человеческие качества и у него есть. Если надо, он тоже способен нарушить приказ начальства. И в этой вылазке он натыкается как раз на то, что испытывает на прочность его преданность командованию. Его бойцы не в восторге от того, как проходит эта операция. И тут нельзя не заговорить о вопросе «крутизны» армии США в кино. Наверное, американцам достаточно просто снять фильм, где их военные делают что-то хорошее, и их автоматически заклеймят. Они, значит, «свою армию прославляют». Даже если кино выходит захватывающее, эта претензия может возникнуть.
Командир геройствовать не собирался, как и его люди. Они немало сделали, чтобы выполнить приказ и избежать военного конфликта, а перелом в их поведении случился отнюдь не сразу, и, если внимательно смотреть и думать, то не на пустом месте. Что же до фильма в общих итогах, он красиво снят, интересно задуман по сюжету, грамотно продуман по сценарию, и сильно исполнен.
Если сравнивать 'Слезы солнца' и 'Отстреливая собак', то в данной теме я со всей ответственностью порекомендовал бы последний. Там все судьбы воспринимаются равноценно, не замороченные сентиментальными соплями. И всё гораздо честнее по отношению к зрителю. За всех болеешь как-то одинаково (в отличие от здесь, где я больше переживал за одного героя-игрока и общий исход операции). Даже Джон Хёрт, который, не надрываясь, переплюнет кого хочешь, интеллигентно выстраивается в одну шеренгу, никого под себя не подминая. Здесь же мыльные страсти на фоне тех же тупых африканских распрей-разборок да к тому же с кукольной Маленой, переквалифицировавшейся в докторскую степень, и с неизменным в своем амплуа героическим 'крепким орешком' с характерным прищуром в заглавных ролях в придачу. Эдакая фирменная голливудская героическая сказочка. Впрочем, даже при таком раскладе не стоит к этой 'сказочке' относиться предосудительно. Ибо в ней заложена правильная хорошая начинка-мораль. Как в любой старой доброй детской сказке. И уже хотя бы по этой причине к этой ленте стоит отнестись с долей уважения. Так как основой ее являются извечные жизненные ценности. А разве это плохо?
Кто-то возмущается, что бойцы ведут себя неразумно, суя свои пять копеек в чужие дела. Согласен. Но совесть штука иной раз такая непредсказуемая, что раз на раз не приходится. Даже в условиях бывалой закалки. Тем более если на твоих глазах людей режут, как скот. А там позади уныло бредёт обнадеженная тобой беззащитная горстка чужих, но живых людей, цинично тобой же кинутая на произвол судьбы. Оставить всё как есть и потом задавить титаническим волевым усилием вопящую суку-совесть? А не слишком ли на свинство тянет? И смазливая мордаха докторши с ее жалостливыми оленьими глазами тут ни при чем. И попранная оплеванная личная гордыня с пресловутой политикой. И даже не в доброй гуманной душе дело. А просто история банальна как мир: люди иногда (бывает) спасают других людей. Такое в истории случается. Разница есть. Тем более, если обратить внимание, кто режиссер ленты, то становится понятней.
Актерский состав любопытный, главным тандемом которого выступает пара Брюса Уиллисса и Моники Белуччи. Касательно последней со многими не соглашусь относительно актерствования данной кино-дивы. У меня лично сложилось впечатление, что эта женщина скорей превосходно осведомлена как выглядит и какой эффект производит своим внешним видом на окружающих, считая, что этого вполне достаточно. Проще говоря, красивая эффектная женщина, которая не позирует как статуя, а подает признаки жизни. Да и традиционное почти неизменное 'орешковое' выражение физиономии главного героя под стать его экранной барышне. Сие обстоятельство временами досадно раздражает при просмотре. Пора бы уже немного эволюционировать, а не красоваться визитной карточкой. В более неоднозначном восприятии предстает второстепенная гвардия с их оппонентами с теперь уже узнаваемыми на весь свет физиономиями: Ник Чинланд, Джонни Месснер, Коул Хаузер и другие. Герой Чинланда добряк, простой как бревно. И этим к себе неназойливо располагает слету. Вообще Чинланд актер неординарный и разноплановый. Не смотря на свою казалось бы простецкую внешность, его герои всегда разные, выпуклые и запоминающиеся. Очень колоритно смотрелся лидер мятежников в исполнении Питера Менса. Его бы герою идеологическую полярность поменять - и цены ему нет в базарный день. А вот персонаж Джонни Месснера с его тупым ирокезом парень эмоциональный, сентиментальный и не шибко профессиональный. Уже хотя бы наличие подобного 'украшения' на голове свидетельствует о его претензиях на что-то выделяющееся. Хороши боевой санитар и темнокожая женщина. Темнокожим спецназовцам отведена значительная роль. У Имона Уолкера вообще чуть ли не ведущий боец. Справедливо, учитывая то, что было бы странно и некрасиво, если этих парней в таком кино определили бы где-то далеко на задних рядах. Но самый шикарный и ключевой персонаж, если внимательно смотреть, проходящий тонкой живой красной пульсирующей линией-артерией через весь фильм (недаром даже позывной символичный - Рэд - Красный, а кто олицетворяет сердце фильма, не трудно догадаться), достался Коулу Хаузеру. Объясню почему. По замыслу это единственный развивающийся в кадре персонаж. И при том при всем являет собой редкий образчик человека в природе. Уравновешенный, лаконичный профи (ничего лишнего во внешности, в действиях, на словах), осторожный, циничный (в здоровой форме), внимательный, хладнокровный, бесстрашный, расчетливый, умный, с не эмоциональной, но красноречивой мимикой. При минимуме экранного времени этот герой обыгран просто-таки феноменально. Поясню. Рэд, практически правая рука лейтенанта, воспринимается почти автономным персонажем. Как тень, дополнение, неотъемлемая часть своего командира, понимающие друг друга с полуслова, с пол-оборота. Как бы само собой разумеющееся. Говорит мало, но содержательно и только по существу. Юморной. Например, когда иронично предлагает поставить точку в проблеме, уложив докторшу транквилизатором, на что получает одобрение. Или скупой ключевой диалог наедине с командиром со вступительным вопросом 'ну как?'.
Хаузер в свое время произвел на меня неизгладимое впечатление в 'Пещере'. У этого мужика дар. Помимо зачёта по природной анатомии (к примеру, какие у него холеные кисти рук) и физиогномистике, Хаузер еще умеет превосходно и красноречиво выдавать весь внутренний нерв своего героя, иной раз почти не задействуя физику мимики и при наличии хоть и правильных, но несколько блеклых гладких каменных черт лица. Словно внутри огненное ядро.
Зрелище с женщиной и ребенком переворачивает в Рэде весь внутренний мир. На глазах этот невозмутимый герой-жила начинает пульсировать, взрывая амплитуду колебаний. Хладнокровный профи неожиданно выявляется яростным жертвенным, преданным и стойким защитником, при этом всё так же сохраняя прежнюю сосредоточенность и хладнокровие. Ловко избегает пуль и осколков. Последним покидает поле брани. И когда вдруг и его, наконец, настигает шальная пуля, невольно режиссера хочется уложить на том же поле. Но он еще и боевого товарища будет на себе волочить. И при том ни от кого никаких благодарностей. Как само собой полагающееся. В конце Рэд только протяжно будто с досадой глянет на командира и отвернет взгляд. И всё. А все лавры достанутся главному герою. Трудовая измученная головушка 'крепкого орешка' устало примостится на пышную грудь благодарной Моники Беллучи и укроется ее лебедиными руками. А Рэду ни-че-го. За что ж так сурово-то?) Впрочем, дядьке грех жаловаться. Как-никак и ему слегка перепадет хотя бы постоять в одном кадре с легендарной красоткой. Ну хоть так. И даже немного 'пощупать'. Правда, при условии, если солдафонское преграждающее прикосновение руки можно назвать лестным...
Слёзы солнца — это слёзы народа Камеруна, или Такое кино — как образец истинной чести, мужества и простой человечности
Когда смотришь такое кино, то слишком сильно чувствуешь эту глубокую разницу размером с пропасть между правительством США начала 2000-х и сегодняшнего времени. Если выражаться совсем уж кратко - то это Небо и Земля, существующие на противоположных полюсах природы. И вместе с тем прекрасно понимаешь, что ещё не скоро их страна будет совершать подвиги не во имя своего 'честного имени' и престижа, а просто с точки зрения человечности. Ведь если взять сам сюжет фильма и сравнить с теми событиями, в разгар которых этот фильм вышел (а именно, война в Ираке, бездарно американской армией проигранная и оставившая после себя много вопросов) - то ещё больше в этом убеждаешься. История знает немало примеров когда побеждала страна, ставящая цель не поработить других, а защитить свой народ от крымских татар до немецко-фашистских захватчиков. А когда война ведётся с целью поработить другую страну или насильно навязать свою власть и свою философию, то она заведомо обречена на поражение и цена этого поражения будет измеряться в человеческих жизнях. Я как-то писал это в одной из своих рецензиях, повторюсь и сейчас - ведь именно это условие в последнее время преступно нарушается, превращая войну за правое дело в бессмысленный кровавый аттракцион, приправленный политикой. Нечто подобное постигло в своё время и нас - сначала Гражданская война, а потом через много лет и Афганская война, которая стала самой противоречивой и самой страшной в советской истории нашей страны. Тогда мало кто мог осмелиться говорить о бессмысленности и истинных её целях, говорили в основном про искоренение терроризма. Хотя понятно, что это была лишь одна из причин. В последствии вышедшая третья часть о Рэмбо, раскритикованная из-за того что 'дескать, мы были выставлены монстрами', хоть и вымышленно, но тем не менее достаточно чётко продемонстрировала нашу внешнюю политику. Я не буду разбирать эти события по полочкам и углубляться в них дабы провести какие-нибудь параллели, ибо при всей моей начитанности не моё это дело, а скажу только одно - именно так должен выглядеть каждый солдат и каждый офицер, для которого приказ никогда не станет помехой в своих морально-этических соображениях и который всегда будет действовать с благой целью и не прикрываться демократией и всякими политическими уловками.
На 'Слёзы солнца' я наткнулся совершенно случайно на одном из кабельных каналов, попав к сожалению только на концовку. Впечатлившись всего лишь малой частью картины и её драматичностью, я решил найти её и посмотреть полностью уже в сети - тем более, что военные драмы и вообще военное кино я полюбил ещё со времён прекрасных старых советских фильмов о Великой Отечественной Войне. Если бы не эта случайность, то не было бы этого лирического отступления, философии, анализа и вообще не было бы этой рецензии. Но когда я посмотрел картину Антуана Фукуа полностью от начала до конца, то мне стало обидно. Обидно за то, что такое кино проходит слишком незаметно и не запоминается, растворившись среди некоторых других также незаслуженно забытых. Понятное дело, что пафос в таком кино был, есть и будет - но едва ли он является минусом и едва ли на это стоит вообще обращать внимание, когда перед глазами распахивается ужасная сцена издевательств над беременными африканскими женщинами словно подобно второму пришествию Адольфа Гитлера XX века. И невольно представляешь себя на месте тех самых ребят из спецотряда - как бы ты поступил на их месте, плюнул бы на всё это и спасал свою жизнь или сделал бы нечто большее чем просто выполнил приказ. Каждый сам решает для себя и принимает своё решение, но вместе с тем не стоит забывать, что между бессердечным эгоистом и героем есть очень большая разница.
Ещё ни в одной роли Брюс Уиллис не был столь убедителен. Наверное, в силу того что он играет крутых персонажей с запредельным градусом крутости и самолюбования, да и фильмы там совершенно другого калибра, не говоря уже про бюджет. Но именно здесь актёр играет персонажа, для которого даже через призму кажущейся на первый взгляд отстранённости и немногословности не чужды сострадание и человечность. Это лишний раз говорит о том, что первое впечатление о человеке практически всегда бывает ошибочным и на самом деле даже суровый вояка имеет представление о чести. Ведь честь для любого солдата - это также нечто большее, как и гуманитарная миссия для сотрудника гуманитарной миссии. Моника Беллуччи не так часто появляется в кино по сравнению со многими более молодыми актрисами, но в этом фильме она словно впервые за всю свою карьеру примерила образ простой смертной. Её героиня скорбит и переживает с такими же простыми людьми, истерзанными этой ужасной бессмысленной гражданской войной - и ведь в этом совсем нельзя упрекнуть. Как правило, для неё характерны комедии или мелодрамы - а здесь совсем нетипичный жанр для самой актрисы. В общем и целом, центральные актёры сыграли на отлично, да и остальные тоже не подкачали и не отставали в плане убедительности.
Не хочется сейчас подробно говорить о технических деталях, операторской работе, сценарии и прочих нюансах, потому как всё это меркнет и опускается на тысячное место по важности перед заложенным смыслом и моралью. Главное - это как раз то, что несёт данное кино и какие ценности затрагивает. Чисто на подсознательном уровне можно предположить, что нарушается чужой суверенитет и идёт вмешательство в чужую внешнюю политику - бесспорно, если оценивать картину поверхностно и с точки зрения буквы закона. Но с точки зрения простого и элементарного человеческого отношения всё будет выглядеть совсем иначе и зритель уже совсем иначе будет смотреть на разворачивающиеся действия на экране. И уже совсем иначе он будет смотреть на человека, которого терзают противоречия с самим собой и последующие после этого возможные угрызения совести. Каждый из нас постоянно задаёт себе вопрос, оказавшись не обязательно в такой, а хотя бы в простой банальной жизненной ситуации о том как поступить - и ответ на этот вопрос несомненно нужно искать только внутри себя, потому как даже здравый смысл не всегда бывает хорошим помощником.
Подытоживая всё вышесказанное, я скажу, что данный фильм является неотъемлемым примером истинного мужества, доблести и человечности, которые к великому сожалению утратило современное американское государство. Но именно благодаря такому кино у людей будет теплиться надежда, что ещё не всё потеряно и мир не рухнул окончательно в бездну бесчеловечности.
У меня язык не поворачивается назвать этот фильм хорошим или нормальным. Это слишком посредственные эпитеты. Так же кощунственно будет назвать его замечательным или чудесным. Этот фильм про честь человека. Про благородство и совесть. Про ту незримую часть эмоций, которая прячется в глубине каждого из нас. Самое важное- фильм наполнен идеей. Идеей о том, что не важно какой у вас цвет кожи, национальность или религия. Главное оставаться людьми, суметь рискнуть своей жизнью ради блага других, помочь тем, кто в этом нуждается.
Я очень несинтементальный человек, меня не заставили плакать даже самые трогательные мелодрамы. Но в течении фильма я несколько раз вытирала набежавшие слезы.
Немного о касте. Брюс Уиллис - вы не увидите здесь крепкого орешка. Ему здесь нет места. Зато вы увидите Командира. Лейтенанта, способного прикрыть собственной спиной и своего бойца, и незнакомого человека. Человека, для которого слова 'чужая жизнь' не просто пустые звуки. Старый цепной пес, ослушавшийся хозяина, за что стал Героем.
Моника Белуччи- надо признать, что я очень трепетно отношусь к этой актрисе и в этом фильме она меня не разочаровала. Я верила ее словам, видела ее силу воли и упрямство, я восхищалась ее чуткостью и внутренним духом. Троекратное 'браво!'.
Отдельно хотелось бы отметить бойцов даного спецотряда. К сожалению, не запомнила имена всех, но их игра это нечто. Нечто человеческое, отчаянное, дикое.
Огромный плюс за саундтреки. Подобраны практически нота в ноту, секунда в секунду. Любовной линии здесь особо нет, но она и не нужна. Это фильм о войне, этот сценарий написан кровью солдат и слезами матерей, потерявших детей.
По правде говоря, сюжет этой ленты меня совершенно не заинтересовал. Ну вот, едва ли для кого-то из современных зрителей станет интересной история про небольшой взвод солдат, которые оказываются в одной африканской стране вершителями справедливости спасая группу мирного населения во главе с наследником оппозиционной династии. Уже по этому описанию понятно, что весь фильм пронесется перед нами сквозь джунгли и перестрелки. Харизматичная лысина Брюса Уиллиса и сексуальная Моника Белуччи станут тем самым неотъемлемым дополнением, которая заставит многочисленную армию поклонников этой ленты обратить внимание на картину.
И начало выдается на славу. Жесткие сцены гонений, перестрелок и убийств настраивают зрителя на самый серьезный тон. В мире ведь полно горячих точек и житейская мудрость солдат помогает многим мирным жителям сохранить жизнь. Чем не заявка для серьезного просмотра? И ничего, что вторая половина фильма оказывается слишком уж затянутой и предсказуемой. Вечные ведь ценности.
И тут, несколько заставляя себя просматривать эту череду не слишком интересных перестрелок я смог 'ухватить' наверное куда более 'острую' начинку ленты. Фильм ведь, по сути, пропагандирует весьма и весьма странные вещи. Предлагаю сначала задуматься о статусе той воинской группы, которой руководит герой Брюса Уиллиса.
Ну, тут все в принципе понятно. Они специализированное подразделение, которое действует без каких-либо правовых оснований попросту вызволяя нужного государству человека. Ясное дело, что такие обстоятельства встречаются и показываемое превышение ими своих полномочий тут вполне обоснованно. Однако, тут нужно привлечь Ваше внимание к их коллегам. Они совершенно спокойно могут на территории независимого государства (речь ведь о Камеруне) не просто устроить скандал местным военным, но и фактически надавить, поставить перед фактом и не заметить. Хозяева мира и вершители справедливости. Внимательный разбор многочисленных кейсов из этого фильма раз за разом иллюстрирует не только вмешательство в суверенитет, но и многие другие спорные вопросы современного международного права.
В остальном же, лента совершенно неинтересна. Предсказуемость и высокопарность не позволяют рассматривать эту картину как увлекательный жанровый блокбастер, а не слишком убедительная игра актеров увеличивает общую невзрачность. Причем, сложно было ожидать подобного от характерной Моники Белуччи, отыгравшей практически все сцены с одинаковым выражением лица (условно дополненным одной грубой истерикой). Так что, отрицательный цвет рецензии тут вполне объясним. Высокая же оценка обусловлена как раз совсем другим - то количество правовых примеров, которые как-то появляются сами собой, едва-ли может служить образцом для подражания. Наоборот, то что создатели фильма 'выпячивают', на деле выглядит очень и очень странно. А раз так, то имеет ли смысл отрицать ценность фильма?