всё о любом фильме:

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерИгорь Масленников
сценарийВладимир Валуцкий, Артур Конан Дойл
директор фильмаГригорий Прусовский
операторАнатолий Лапшов, Юрий Векслер
композиторВладимир Дашкевич
художникМарк Каплан, Нелли Лев, В. Сергеев
монтажЛюдмила Образумова
жанр криминал, детектив, ... слова
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время64 мин.
Шерлок Холмс вступил в смертельную схватку с главарем английской преступности профессором Мориарти. В сети полиции попали все, кроме главаря, и друзья на время решили укрыться в тихой Швейцарии. Но от гнева Мориарти ещё не ускользал никто.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Артура Конана Дойля «Последнее дело Холмса» (The Adventure of the Final Problem, 1893).
    • В гостиной Холмса и Ватсона не десять ступенек, а восемь.
    • Рейхенбахский водопад многие считают плодом фантазии Артура Конана Дойля, однако он существует на самом деле недалеко от швейцарского города Мейрингена. А около водопада находится мемориальная доска, посвящённая Шерлоку Холмсу.
    • Рейхенбахский водопад был снят в Абхазии, на Гегском (Черкесском) водопаде.
    • еще 1 факт
    Фрагмент 03:37

    файл добавилdrogooncin

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эта согбенная черная фигура, эти паучьи руки, эти звериные жесты, и, наконец, эти серебряные нечеловеческие огромные глаза — Мориарти. Евграфов в каждом кадре притягивает взгляд — то он страшен, то смешон, то красив, то уродлив… удивительно ли, что Холмс не может никак разделить в своей душе ненависть к своему врагу и восхищение им? Что он готов рисковать жизнью, чтобы сойтись с ним в последней честной схватке?

    Оставим уместность честной битвы между главой организованной преступности и частным сыщиком. Состязание в благородстве, едва ли возможное в реальности, превращает смешную драку двух не очень спортивных людей средних лет едва ли не в битву полубогов. Эстетика драки Холмса и Мориарти только и исключительно внутренняя, можно сказать, что их схватка — удивительно точная метафора борьбы их разумов, что осталась в фильме за кадром.

    Пожалуй, противостояние с Мориарти на какое-то время заботит Холмса больше, чем дружба с Ватсоном. Предлагая доктору раз за разом оставить его одного, Холмс проявляет не только заботу о жизни друга, но и желание в одиночестве взобраться на пик своей карьеры. Холмс прекрасно понимает, что записка, переданная Ватсону — обман, но не останавливает его, лишь прощается с ним настолько тепло, насколько это позволяет его холодная натура. Спокойствие Ватсона Холмса не сильно волнует…

    А для того потеря Холмса — трагедия, настоящая трагедия. Вся глубина горя доктора будет показана в следующей серии, но и в «Смертельной схватке» слезы, которые он не может удержать, мало кого оставят равнодушным.

    9 из 10

    11 февраля 2010 | 22:48

    «Смертельная схватка» в советской шерлокиане такая же жемчужина, как и «Последнее дело Холмса» — среди рассказов Дойля. Что фильм, что рассказ разительно выделяются на общем фоне — своей красотой, мрачностью и потрясающим накручиванием эмоций.

    Я очень люблю «Последнее дело Холмса», это однозначно одно из первых мест в моем списке любимых рассказов. До сих пор помню, как я читала его впервые — почти все время с того момента, когда Конан Дойль поставил нас в курс дела, я была взведена как пружина. Это было глупо, это было наивно, на это с самого начала не было никаких надежд, и все же я чуть ли не молилась о том, чтобы все в итоге все-таки закончилось хорошо. Слишком уж я успела привязаться к Холмсу… гораздо больше, чем к историям о нем, надо признать. И в воспоминаниях всякого, кто читал о Холмсе и любил его, этот рассказ наверняка занимает особое место — я в этом даже не сомневаюсь.

    И уж, конечно, упустить такой материал Масленников и Ко не могли в принципе — рассказ, который как будто специально для них и создавался! Материал, редчайший у Дойля, являющийся пищей скорее для сердца, чем для ума, материал, на котором столько можно сделать, так раскрыть героев! А среди них и виновника торжества, самое лучшее и вкусное, что только в итоге имеет этот фильм — профессора Мориарти.

    Виктор Евграфов. Просто нет слов. Вот уж чего я НИКАК не ожидала, и даже не надеялась когда-либо увидеть. Эта сгорбленная осанка, эти хищные жесты, эти длинные руки, явственно напоминающие паучьи, этот вкрадчивый, почти ласковый голос (Олегу Далю также спасибо — огромное!), а самое главное — звериный, немигающий, пронизывающий взгляд, от которого одного мороз пробирает до самой середины сердца… Джеймс Мориарти, любимейший мой злодей, настоящее воплощение зла  буквально как оно есть — паук, плетущий свою паутину, столь же гениальный, сколь и жестокий, озлобленный на всех… Помню, когда смотрела фильм впервые, эпизод в кабинете Милвертона казался мне просто бесконечным, очень хотелось, но просто не было сил долго смотреть в сторону экрана, этот нечеловеческий взгляд словно высасывал силы капля за каплей. Эта зловещая атмосфера вокруг него, жуткое оцепенение, холодная рука ужаса, ласково берущая за горло с первой же миллисекунды после его появления… никогда, ни разу в жизни я не видела среди злодеев, даже самых лучших, ничего похожего.

    Эпизод, где Холмс и Мориарти беседуют в кабинете Милвертона, по мне, достоин всех наград мира. Как раз этот эпизод, по мне, именно тот, где оба они показывают себя во всей красе. Две стороны одной медали, свет и тьма… Напряжение, возникающее между ними, разливается буквально по всей картине, становясь все сильнее по мере приближения той самой схватки. Да так, что при виде задумчивого как никогда Холмса и его словах: «Замечательно выбрано место… отличный вкус… Рейхенбахский водопад!», «Мне кажется, Ватсон, что я не совсем бесполезно прожил свою жизнь…» что-то нехорошо и больно-больно сжимается внутри.

    Что чувствовал Шерлок Холмс, впервые в жизни сойдясь в борьбе с по-настоящему достойным его врагом, и странно ли, что Холмс, с его недюжинным умом, не может (пусть даже эта мысль и страшит его) не отдать должного гению этого врага, пусть и гению преступному? Да и Мориарти, думается мне, так же к нему относится. Слишком уж много общего у этих двоих — гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Интеллектуально Мориарти нисколько не хуже, а в пристрастии к театральным жестам и понятиях о джентльменстве и вовсе от Холмса практически не отличается. Последнее, кстати, просто-таки трогательно — вплоть до самого поединка. «Я к вашим услугам, профессор!», выброшенный нож, любезное позволение написать прощальную записку… и сама драка, в конце концов — даже в столь рисковых авантюрах эти двое остаются джентльменами до мозга костей.

    А пока поединок не состоялся, Холмс изо всех сил старается спровадить Ватсона от греха подальше — чего уж таить, не только из-за того, что является «опасным спутником», но и потому, что слишком много личного для него в этой борьбе. Впрочем, он понимает, что оное совершенно бесполезно — красноречивые взгляды и не менее красноречивое громкое молчание, которыми награждает его Ватсон при его предложениях бросить его, спасать собственную шкуру, уже очень о многом говорят.

    Бедный, бедный добрый Ватсон. До чего же все-таки тяжелый друг ему достался… а ведь потрясениям, связанным с приключениями Холмса, еще далеко не конец.

    Углубляясь в психологию героев, запросто можно позабыть о других аспектах этого фильма. А поводов для придирок тут опять-таки нет никаких. Владимир Дашкевич превзошел себя. И знакомая тема, резко перешедшая в минор, и эти тревожные, мрачные мотивы, рассыпанные по всему фильму, и тема Швейцарии — музыка цепляет и пробирает очень сильно, особенно, пожалуй, еще хочется выделить ту, что звучит, когда Холмс и Ватсон впервые смотрят на водопад — вот это практически шедевр. Режиссура, сценарий — на высшую оценку однозначно. Хочется отметить именно в этой рецензии — замечательно, очень искусно сплетены в единое целое три рассказа Дойля («Конец Чарльза Огастеса Милвертона» мы уже видели, «Пустой дом» нам еще только предстоит) — вплоть до деталей, в том числе и добавленных создателями, вроде встречи Ватсона с Лестрейдом (последствия которой окажутся, вопреки ожиданиям, куда более тяжелыми, чем можно себе представить…)

    Отлично выстроены сцены поединка. В книге, где мы видим происходящее почти всегда глазами Ватсона, поединок в итоге так и остался за кадром — о чем потом поспешили напомнить Дойлю разъяренные фанаты, горюющие по любимому герою, так как прямыми свидетелями событий они не были и полностью уверенными быть не могли. Здесь же создатели сделали все, чтобы у зрителей не осталось ни малейших сомнений в том, что произошло.

    Мы читали книги и хорошо помним, чем все кончилось. Зрители знают, и создатели хорошо знают, что зрители знают. Но каким-то образом эти фильмы все равно не оставляют нас равнодушными — мы всерьез боимся за Холмса, мы всерьез жалеем Ватсона, мы всерьез чувствуем сильнейшую растерянность, когда заканчивается фильм…

    - Каким же образом?
    - Элементарно, Ватсон. Не будь я, черт возьми, Шерлоком Холмсом.

    17 сентября 2010 | 00:22

    Наконец-то у Шерлока Холмса появился достойный оппонент! Не жестокий убийца доктор Ройлотт или подлый шантажист Милвертон, а могущественный профессор Мориарти (Виктор Евграфов) — гений современной преступности. Расправившись с его другом Милвертоном, Холмс и Ватсон не на шутку разозлили Мориарти, и теперь он одержим жаждой мести.

    Смертельная схватка между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти развернулась у живописного Рейхенбахского водопада в Швейцарии. Победитель в этой отчаянной дуэли может быть только один…

    10 из 10.

    29 июля 2010 | 16:18

    Еще один прекрасный фильм о Шерлоке Холмсе. На этот раз ему предстоит встретиться с самым опасным преступником — профессором Мориарти. Эта схватка может стать смертельной для них обоих, но Холмс готов пожертвовать собой ради спасения мира от преступника такого масштаба.

    - Если бы я мог избавить мир от Мориарти, то я считал бы это венцом своей карьеры. И с чистой совестью ушел бы на покой.

    Василий Ливанов и Виталий Соломин вновь прекрасно воплотили образы Шерлока Холмса доктора Ватсона. Не зря их считают эталонами этих персонажей, хотя мне нравятся и другие экранизации.

    10 из 10

    28 декабря 2015 | 10:34

    Смотрю этот фильм во второй раз. В первый раз незаслуженно поставила этой ленте низкую оценку 4 из 10, сделаю себе скидку на нежный возраст — я смотрела его в 15 лет, не все прочувствовала, наверно, теперь воспринимаю фильм иначе. Хотя даже сейчас вызывают снисходительную улыбку ортодоксально-книжный змееподобный антигерой, поезд, двигающийся со скоростью черепахи, с которого спрыгивают сыщики, совсем не европейская, а, наша, русская природа и финальная смешная, нереалистичная, постановочная драка Холмса и Мориарти.

    Откровенно не понравился Мориарти. В этой экранизации его показали слабым, недостойным противником и в физическом, и в моральном плане, недостаточно умным, хитрым, способным — это основной минус фильма. Категорически не нравится, что злодеи одеты в тотал-блек. Слишком прямолинейно.

    И все-таки, несмотря на казусы и недостатки, смотреть интересно, приятно, фильм заслуживает внимания — он по-своему прекрасен:

    -А зачем, простите за любопытство, Вам понадобилась голова Купидона?
    -Всю жизнь меня тянуло к прекрасному, не смог устоять.

    Многие яркие фразы хочется вырвать из контекста.

    Пунктики, которые я не увидела в первый раз, но которые с большим удовольствием отметила сейчас: стильные симпатичные костюмы (шляпы и кепи, клетчатая ткань, костюмы-тройки), величественная природа, джентльмены(в 15 лет я, конечно, не верила в существование таких людей).

    А джентльмены это отдельная, очень интересная, история. Внутри что-то замирает, когда видишь на экране Мориарти, который уступает Шерлоку время на написание письма, или Джона Ватсона, который спешит на помощь больной незнакомке-англичанке в швейцарскую гостиницу, или то, как в предыдущей серии сыщики спасали честь посторонней им леди Брекуэлл.

    7 из 10

    6 января 2016 | 06:29

    Самый мрачный фильм в целом доброй и ироничной советской «шерлокианы». Неугомонный в стремлении к разоблачению организованной преступности Лондона, и вооруженный таинственной криптограммой Шерлок Холмс наконец-то находит противника своего уровня. Имя ему профессор Мориарти, и это не просто еще один фигурант знаменитой картотеки сыщика на букву М, он Наполеон преступного мира, который «оплел своими сетями весь Лондон» и один из лидеров, возможно, самой опасной преступной группировки Старого Света, за которым числится львиная доля всех нераскрытых преступлений города. Он прекрасно образован, обладает феноменальными математическими способностями и не хуже знаменитого сыщика умеет строить логические цепочки. А мистер Холмс явно очень далеко зашел в деле расшифровки оказавшихся в его руках бумаг, иначе серый кардинал преступного мира не стал бы так настоятельно искать личной встречи.

    Знаменитый сыщик отлично понимает, что это заочное противостояние все равно когда-либо должно закончиться их очной схваткой. И уцелевшим, если такой, вообще будет, может остаться только один из них. В «Смертельной схватке» герой Ливанова, что нехарактерно для остальных фильмов серии, решительно оттесняет Соломина на второй план и закручивает весь ворох событий фильма вокруг себя. А доктору Ватсону в этой истории, похоже, уготовлена роль если не статиста, то лишь верного спутника нашего героя. Но и сам Холмс, похоже, в свете нависшей и более чем реальной опасности уже действует без того былого задора и огонька в глазах, и даже ироничный образ всезнающего сыщика вынужден отступить перед тягостными раздумьями и переосмыслением прожитой жизни.

    Но все бы еще ничего, так еще и безобидный Доктор Ватсон умудряется впутаться в довольно неприятную историю в карточном клубе «Багатель», став невольным свидетелем ссоры «самого опасного человека в Лондоне» полковника Морана и молодого графа Адлера. Кто бы мог подумать, что придя в клуб и сделав истинно джентльменский заказ: «Портвейн и «Таймс» Ватсон будет втянут в игру чреватую не самыми радужными последствиями. И лучший выход в такой ситуации — взяв друга покатить в вечно нейтральную и спокойную Швейцарию. Там и дух можно перевести и неоконченные дела завершить.

    Надо сказать, что главное блюдо, а именно противостояние великого сыщика со своим самым одиозным противником явно удалось. Их отношения очень сложны и одновременно умилительно-трогательные. Холмс и Мориарти, этих два антипода, мечтающие о смерти друг друга, настолько благородные, что не посмеют убить безоружного врага — исключительно в честном рукопашном поединке. Каждый из них отдаст другому случайно уроненный заряженный револьвер, не боясь получить пулю в спину, и уж точно не даст своему злейшему врагу, находящемуся даже в бессознательном состоянии, упасть на пол. Их финальная схватка у живописного водопада на крутых скалах с использованием неизвестной борьбы, перед которой один из соперников терпеливо ждет другого, пишущего прощальное письмо — просто верх благородства. Характерная внешность Виктора Евграфова и голос Олега Даля создают немногословный образ самого запоминающегося злодея всего цикла фильмов.

    Красивые съемки выдаваемой за зеленую Швейцарию абхазской природы, наличие харизматичных злодеев, обилие мест действия, мастерская работа композитора Дашкевича, чутко реагирующего на каждый сюжетный поворот, эффектный и драматичный финал делают «Смертельную схватку» одним из самых захватывающих и сильнейших фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

    И хоть М в этот раз значит Мориарти, но, похоже, остальные обитатели картотеки в гостиной пылающего дома на улице Бейкер-Стрит под номером 221-б по-прежнему так же опасны…

    30 сентября 2008 | 02:32

    Четвертая серия.

    До сих пор помню шок, который испытал по прочтении рассказа «Последнее дело Холмса». Этого не может быть! Вот мысль, которая просто парализовала мозг в тот момент. О чем же тогда остальная часть книги?! Вопрос, родившийся тут же — следом. Впрочем, вскоре всё встало на свои места.

    А тут фильм. До этого момента я ни разу не писал о музыке к этой картине — специально не писал. Потому что считаю, что именно в четвертой серии она предстает перед нами во всем своем красоте. Мрачная, трагически-торжественная тональность делают и без того великолепную мелодию просто шедевром! Даже зная, что «продолжение следует», всякий раз едва сдерживаешь слезы — настолько величественно звучат эти аккорды. Ну и, конечно же, В Соломин! Не хватает слов, чтобы описать, сколь гениально сыграл он этот тяжелый эпизод. Брависсимо!

    Нет, конечно, что и говорить, хорош (куда, казалось бы уже лучше, и всё же) В. Ливанов: «Замечательно выбрано место!», «Я к Вашим услугам, профессор!». И, разумеется, я отдаю должное В. Евграфову — за неповторимый, запоминающийся, выдающийся, я бы сказал, образ профессора Мориарти. Противостояние их с Холмсом — это классика, бесспорно. Невероятное самообладание, таящее в себе абсолютную непримиримость, благородство, истинно джентльменский способ выяснения отношений — всё это так, но… Ватсон затмил для меня всех. Возможно, покорил своей человечностью, уязвимостью, что ли, или же просто, может быть, из сострадания возникает чувство жалости, сочувствие — не знаю. Но бесконечно восхищаюсь.

    Великое, кино, что и говорить. Убедился в этом 4-й раз кряду.

    10 из 10

    6 февраля 2009 | 15:00

    Эта серия интересна тем, что в ней мы сможем воочию увидеть злодея Мориарти, который сразится с Холмсом в битве. Не могу сказать, что эта часть порадует нас какими-то страшными загадками и невероятными развязками. Как я понимаю, эта и предыдущие серии аккуратно ведут нас к интересным головокружительным событиям. Правда, так как-то скучновато ведут, что вторую серию подряд зеваю.

    Хочется сказать пару слов про Мориарти. Его сделали просто потрясающе. Смотря на этого персонажа, действительно сравниваешь его с самой сущностью зла, какой-то подлости. Он какой-то «серый», «полумертвый». Похож на смесь крысы и гиены. Характер и сущность очень здорово передано через внешность.

    Минусом могу назвать схватку злодея и сыщика, которая по названию должна быть смертельной. Смерть присутствует, но все мы понимаем, что оба героя останутся живы — ведь впереди еще столько серий. Но схватка эта какая-то «жиденькая», слабоватая, неправдоподобная.

    7 из 10

    27 февраля 2011 | 19:17

    Сюжет этой серии советской шерлокианы взят как раз из этого рассказа. Что рассказ, что его экранизация являются одними из самых трагичных моментов моего знакомства с приключения великого сыщика Шерлока Холмса.

    Но на этот раз он находит себе достойнейшего противника — главу опасной криминальной группировки Лондона — профессора Мориарти. В конце прошлой серии Холмс получает письмо именно с его литерой «М». Шерлок Холмс расшифровывает это письмо и заходит в своем стремлении всеобщего разоблачения преступности слишком далеко. Тем более, став неумышленным участником убийства «спонсора» этой группировки — Милвертона, он накликал на себя гнев преступного гения.

    Жизнь Шерлока Холмса попадает в опасность, и он уезжает в Альпы, попутно отдавая Скотланд Ярду все нити и улики для разоблачения этой шайки во главе с ее одиозным лидером, который избегает ареста. Потеряв все «нажитое непосильными трудами» он несомненно в ярости, и Мориарти решается убить Шерлока Холмса.

    Пик фильма — это схватка 2 сильнейших умов своего времени, но никак не тел. Но все же борьба между ними носит джентльменский характер: и выброшенный нож, и отказ от добивания лежачего позволяют нам только восхищаться выдержкой на фоне борьбы не на жизнь, а на смерть.

    Даже не знаю, стоит ли говорить о кульминации схватки: кто не смотрел — это несомненно будет спойлером, а кто читал, тому и не надобно. Скажу только, что это одна из самых драматических минут, как в сборнике рассказов, так и в экранизации по ней.

    Как всегда замечательная игра актеров: Ливанов и Соломин на своем высочайшем уровне. Маленькие эпизоды с Брондуковым-Лестрейдом и Риной Зеленой-миссис Хадсон привносят вместе со своей безукоризненной игрой и юмор. Но о Викторе Евграфове стоит поговорить по-подробнее. Не зря Шерлок Холмс сравнивает его с пауком, он всей своей сгорбленой фигурой, крючкообразными пальцами заставляет меня просто поразиться тем, как он вжился в свою роль.

    Этот рассказ плавно перетекает в следующую серию, во многом благодаря Ватсону (эпизод в карточном клубе).
    Как обычно «Приключения Шерлока Холмса» вызывают у меня только восхищение и восторг.

    Классика жанра.

    15 февраля 2010 | 21:27

    Учитывая просто немыслимое количество киноадаптаций произведений Конан Дойля, имя Шерлока Холмса известно сегодня каждому ребенку. По этой же причине, судьба великого сыщика, когда речь заходит об экранизациях, нераздельно связана с его мрачным противником — профессором Мориарти. Именно с этим таинственным человеком зрителя знакомят в четвертой по счету части культового советского сериала.

    События этой части разительным образом отличаются от ранее рассказанной истории. На этот раз знаменитому лондонскому сыщику и его верному другу, доктору Ватсона приходится иметь дело с целой преступной организацией, которая опутала своим влиянием всю страну. К сожалению, нам не раскрывают особенности организации и деятельности этого преступного общества, но необходимость покончить с этой опухолью на теле Лондона диктует знакомство с главарем. Первая же встреча с профессором Мориарти производит очень сильное и одновременно пугающее впечатление. Этот человек словно вышел из другой эпохи и обладает совершенно отталкивающей внешностью. Именно такие личности по обыкновению стоят за великими и ужасными деяниями. Во всяком случае, в рамках рассказанной истории, в это хочется верить. Также впервые место действия переносится за пределы не только Лондона, но и Англии — друзьям предстоит дорога в Швейцарию. Конечно, все это противостояние личностей и интересов в рамках истории рассказанной в Советском союзе для домашнего просмотра, выглядит иронично, но это даже к лучшему. Помогает создать добрую, несмотря на серьезные события, атмосферу уюта у камина.

    Здесь не столь значимое внимание уделено успешному применению принципов дедукции, за исключением, пожалуй, сцены в местном клубе для игры в карты. Больший упор сделан на психологическую и эмоциональную составляющие в рамках соперничества между двумя блестящими умами — Холмса и Мориарти. Глаз радуют сцены на свежем воздухе, а среди них легендарная схватка у Рейхенбахского водопада, поэтому ностальгические чувства ввиду любви к литературному оригиналу просто бурлят.

    8 из 10

    17 октября 2013 | 20:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>