В этом году на поддержку Фонда кино претендовали 55 проектов компаний, не входящих в число лидеров отечественной киноиндустрии. 35 из них получили одобрение от комиссии Фонда кино для дальнейшего рассмотрения попечительским советом.
Биографическая лента «Чайковский» Кирилла Серебренникова не была одобрена советом фонда по причине «отсутствия прокатного потенциала». Ранее Министерство культуры РФ уже выделило 30 млн рублей на производство фильма, а дополнительные средства создатели рассчитывали получить от Фонда кино. В сентябре Серебренников написал на своей странице в Facebook, что в случае отказа он может вернуть деньги Минкультуры и искать источники финансирования за рубежом. Как утверждает продюсер фильма Сабина Еремеева, контракт с Министерством культуры все же может быть пересмотрен.
Мистической драме Павла Лунгина «Пиковая дама» было отказано в поддержке из-за неопределенности с внебюджетными источниками и западной звездой. «Подписание известных актеров — это длительный и сложный процесс, и нас об этом предупреждали, — рассказал КиноПоиску продюсер «Пиковой дамы» Дмитрий Рудовский. — У нас уже был прецедент с Тилем Швайгером, который проявлял заинтересованность в „Сталинграде“, но в итоге отказался. Поэтому мы решили больше не испытывать судьбу и не называть громкие имена заранее. Это, определенно, будут знаменитые актеры, которые станут украшением картины. Что касается финансирования, то у нас уже есть договоренности с итальянской стороной, а часть съемок пройдет в Венгрии, где также есть система возврата средств, потраченных на производство. Кроме того, в проекте участвует продюсерская компания Леонардо ДиКаприо Appian Way».
Картина Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» поддержку от Фонда кино все-таки получит. Напомним, что защита фильма на открытом конкурсе Министерства культуры привела к скандалу, когда экспертный совет поддержал ленту большинством голосов, но она была вычеркнута из финального списка после совещания комиссии социологов-психологов и военно-исторического комитета. Впоследствии режиссеру пришлось поменять время действия фильма с 1940-х годов на 1930-е. В центре сюжета картины находится дружба между советским инженером и его немецким коллегой.
В числе 28 проектов, которые в итоге получат финансирование Фонда кино, есть и долгострой «Вий», комедия «Подарок», мультфильм «Тайна Снежной королевы» и экранизация романа Бориса Акунина «Декоратор», в которой роль Эраста Фандорина исполнит Данила Козловский.
«Процедура очной защиты в Фонде кино — это, на мой взгляд, серьезный шаг в сторону прозрачности выделения государственной поддержки, — рассказал КиноПоиску продюсер «Декоратора» Петр Ануров. — Условия были весьма непростыми, поэтому особенно приятно, что наш проект поддержали. На финальную стадию вышли 55 действительно сильных конкурентов, так что перед принимающими решение людьми стоял нелегкий выбор. Мы искренне желаем успехов всем остальным участникам конкурса».
Ранее в этом году финансовую поддержку от Фонда кино получили 26 проектов студий-мейджоров, а Министерство культуры провело собственный открытый конкурс, по итогам которого государственные субсидии получили новые фильмы Андрея Звягинцева и Валерии Гай Германики.
7 октября стартовал прием заявок на сценарный конкурс, который Фонд кино проведет по темам, определенным министерством.
Полный список проектов компаний, не входящих в список мейджоров и получивших поддержку Фонда кино, таков:
- «36 и 6»
- «Двенадцать месяцев. Новая сказка»
- «Восемь первых разводов»
- «Белые ночи»
- «Битва»
- «Большой»
- «Борец»
- «В спорте только девушки»
- «Вий»
- «Волшебная башня»
- «Волшебник»
- «Декоратор»
- «Живая вода»
- «Иван Васильевич»
- «Иерей-сан»
- «Кащей бессмертный»
- «Контрибуция»
- «Криминальный блюз для саксофона»
- «Кузька в заколдованном царстве»
- «Кухня»
- «Легенда о желтом драконе»
- «Милый Ханс, дорогой Петр»
- «Подарок»
- «Роса и дракон»
- «С Восьмым марта, мужчины!»
- «Снежный король»
- «Тайна Снежной королевы»
- «Территория»
Если глянуть на список картин, ориентировка на прокатный потенциал очевидна. И по-своему это хорошо - индустрия должна самостоятельно зарабатывать деньги, а не вечно кормиться от налогоплательщиков, сгибаясь под пятой комиссий и государства. Если ей сейчас по силам выпускать только комедии и сказки (которые всегда хорошо идут, если уж совсем не халявить), пусть набивают руку и капитал хоть на этом. Мне даже радостно, что в высших кругах понимают, что кино - это бизнес, а не вечный агитплакат 'За родину, за Сталина'. Куда более нишевое 'высококультурное' кино хоть и жалко (надеюсь, Чайковский найдёт финансирование), но примеры множества стран показывают, что политика, направленная исключительно на интеллектуальное кино, никак не служит делу становления индустрии. Можно столетиями спонсировать хорошие, но маловостребованные фильмы, и в стране никогда не появится самостоятельных киностудий. Даже в советском союзе прекрасно понимали ценность комедий, красивых женщин в кадре и производства мультиков.