Территория

год
страна
слоган-
режиссер Александр Мельник
сценарий Александр Мельник, Михаил Александров, Олег Куваев
продюсер Антон Мельник, Ирина Борисова, Татьяна Емченко, ...
оператор Игорь Гринякин
композитор Туомас Кантелинен
художник Эдуард Гизатуллин, Гуля Бейшенова, Ренат Гонибов
монтаж Екатерина Старовойтова
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
500 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  306 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
19 мая 2015, «Lizard Cinema Trade»
релиз на Blu-ray
19 мая 2015, «Lizard Cinema Trade»
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время157 мин. / 02:37
Территория — это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. Геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (828)
ожидание: 89% (6950)
Рейтинг кинокритиков
в России
73%
8 + 3 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименному роману Олега Куваева.
    • Натурные съемки фильма проходят на Плато Путорана (Красноярский край) которое признано ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
    • Для транспортировки съемочной группы и техники на Плато Путорана использовался самый крупный вертолет в мире Ми-26.
    • Во время зимней экспедиции на плато Путорана съемочная группа жила в палаточном лагере. Температура воздуха на улице достигала минус 45 °C. В течение 9 дней из-за плохой погоды на съемочную площадку не могли долететь даже вертолеты МЧС.
    • Художник по гриму Лизи Лоусон работала с Робертом Паттинсоном на картине «Милый друг», с Дэниелом Крэйгом на картине «Вызов» и другими известными голливудскими актерами.
    • С 19.06.2011 по 27.12.2012 — полтора года длились съемки картины.
    • Вертолётные съёмки картины велись с использованием вертолёта Eurocopter и стабилизирующей системы «Super Gyron». В России не существует систем для проведения стабилизированных съемок с вертолета Eurocopter. Поэтому оборудование было доставлено из Франции.
    • Во время зимней и летней экспедиций на плато Путорана вся съёмочная группа не имела возможности пользоваться сотовой связью и Интернетом. В наличии было всего 3 спутниковых телефона.
    • Во время летней экспедиции на плато Путорана в июне-июле 2011 (группа больше месяца провела в палаточном лагере на 150 человек) съёмочная группа налетала 220 часов вертолётного времени.
    • В бухту Провидения контейнеровозом из Владивостока было доставлено 115 тонн дерева для строительства декорации «Посёлок геологов».
    • На плато Путорана находится Путоранский государственный природный заповедник. Территория лагеря патрулировалась вооружённой охраной. Это абсолютно дикая земля для людей, но родной дом для медведей и росомах.
    • Было снято около 70 часов рабочего материала. Затрачено 95 000 метров пленки.
    • Съёмки проходили на Таймыре, на плато Путорана (300 км от Норильска) и на Чукотке.
    • По признанию режиссёра картины Александра Мельника, сцена с расстрелом из-за золота — его импровизация. Этого момента нет в книге, но режиссёру очень хотелось показать разрушительное, иррациональное влияние золота на человека. Ветераны, которые занимались золоторазведкой, рассказывали ему, какое магическое действие оказывает этот металл на людей.
    • еще 11 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Почитала предыдущие рецензии, многие отрицательные отзывы написаны с отсылкой на «проклятый совок» — мол нельзя его прославлять. А почему? Это наша история и ее, как минимум, надо знать. Нравится вам СССР или нет, но это было великое государство, из которого мы все родом. Неужели нельзя снять фильм про сильных людей, которые шли на чудовищные лишения во славу своей Родины?! Нельзя снять, не делая примечание, что это мол происходило в плохом СССР, от пути которого мы все сейчас отказываемся. В фильме ведь все правда, и Территория такая на самом деле существовала, и люди такие жили, которые мечтали о величии своей страны, о честно выполненном долге, а уже потом — о деньгах. И в космос первым полетел Гагарин.

    Возможно у фильма есть недостатки, его трудно смотреть из-за обилия персонажей, не хватает развития главных героев, но есть восхищение красотой русской природы, ее мощью и бескрайностью. Есть поэтика открытий и гордость за наших людей, самых разных, образованных и неграмотных, интеллектуалов и работяг, но наших, тех, кому мы обязаны миром, как минимум, ведь многие из этого поколения воевали.

    Да, некоторые сцены очень пафосные, ну и пусть. Я рада, что снова начали снимать такие фильмы, которые заставляют гордиться своей страной. Хватит уже перед всеми извиняться за социалистическое прошлое — мы Великая страна и пора вспомнить об этом.

    10 из 10

    20 июня 2015 | 22:53

    Не думала, что когда-нибудь скажу это, но современная Россия — страна элитарной культуры, сложной для восприятия. Массовая культура начала развиваться после распада СССР, в советское время ее фактически не было. Но должного развития она не получила, интерес к достижениям отечественного кинематографа заметно спал. Зритель заинтересовался западной кинематографической продукцией. Количество коммерчески успешних российских фильмов микроскопическое, увы и ах. А качественные, но сложные для понимания фильмы массовый зритель не смотрит. Ну, многие ли видели «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари» Федорченко, «Возвращение» и «Изгнание» Звягинцева, «Русский ковчег», «Александру» и «Фауста» Сокурова? А ведь все эти фильмы — подлинные шедевры. Зато на отвратительное кино все дружно идут, потом так же дружно его грязью поливают. Так мы, сами того не осознавая, и поддерживаем плохого «отечественного производителя». «Территория» — яркий пример именно «элитарного» кино, ибо до конца фильма досидела самая малая часть зала, что огорчает.

    «Территория» — это широта и величие российских просторов, широта и величие русской души. Природное разнообразие и богатство сыграли немаловажную роль в формировании русского национального характера. Ведь русский человек — это терпение и стойкость, щедрость и отзвычивость, смелость и решительность, а самое главное — религиозность. Как ответил Жора Апрятин на вопрос о вере в Бога: «Я комсомолец! Но молился все эти дни». И, что удивительно, режиссер, вероятно, не ставил перед собой задачу снять именно патриотичное кино, он хотел воспеть тружеников-геологов, простых работяг, приносящих огромную пользу Отечеству. Но такие фильмы смогут пробудить патриотические чувства даже у тех, у кого они «в глубокой спячке». На таких фильмах и нужно воспитывать настоящих патриотов, способных всю жизнь трудиться, не ожидая ни денег, ни славы, ни наград.

    Стоит отметить, что фильм довольно тяжело досмотреть до конца, сидя в кинотеатре. Если в начале фильма зал был полон, то к концу картины остались лишь мы с подружками и пять-шесть человек на задних рядах. Это ужасно, потому что последние тридцать минут картины — это апогей развития событий! Но вряд ли «Территорию» возможно сократить, вырезать из картины абсолютно нечего. Напротив, нужно добавить, ибо присутствуют множество сюжетных линий, интересно узнать о становлении и «любовях-морковях» каждого персонажа. Эх, вот сняли бы сериал! Думаю, из отснятого материала возможно «слепить» три-четыре серии.

    Идеально подобрано музыкальное сопровождение. Песни известных советских бардов создают чарующую атмосферу походов, о которых так много рассказывают наши родители (особенно мои, они тоже геологи). Это и песня Ады Якушевой «Ты мое дыхание», и «Спокойно, товарищ, спокойно» Юрия Визбора, и «Песня о тревожной молодости» в исполнении Юрия Гуляева. Это веселое походное настроение так резко контрастирует с тяжелейшей работой геологов, проходящих пятнадцатидневные одиночные маршруты, голодающих и замерзающих, разбивающихся и постоянно подвергающихся опасности. Поэтому, несмотря на висящую на стене гитару, в палаточных лагерях нет места песням, здесь только работа, трудная и опасная. Но есть место дружбе и любви. И вообще, геологи отметают все искусственное и фальшивое, оставляя только настоящее. Даже бороды у низ «по делу», а не по велению моды. «Вечные путники и бродяги» так не походят на образы, созданные в Голливуде. Вспомним героя Тома Круза в плену у самураев: чистенький, аккуратный, идеальная улыбка — фи! То ли дело русские мужики!

    В общем, «Территория» заслуживает самой высокой оценки. Даже несмотря на затянутость, мы видим, что проделана колоссальная работа, каждый рубль из бюджета фильма был потрачен по назначению. Один из немногих современных российских фильмов, за который хочется сказать «спасибо» режиссеру. Картина не на один раз, потому что смысл чрезвычайно глубок и не все ответы лежат на поверхности.

    22 мая 2015 | 11:05

    Фильм «Территория» для меня был самым ожидаемым фильмом 2015 года, фильм с многострадальной судьбой, длительные съемки, затянувшийся процесс пост-продакшена, перенесение даты премьеры, но все это окупает конечный продукт. Мне посчастливилось одной из первых увидеть данный фильм на пресс-показе, поэтому могу передать свои впечатления тем, кому еще только предстоит просмотр в кинотеатре.

    Начну с того, что фильм снят по книге Олега Куваева, основой для которой послужили реальные события, разворачивавшиеся в 1949-1950 гг. Герои фильма, как и книги не реальные личности, а скорее собирательные образы известных геологов, инженеров того времени. Прежде всего, пр просмотре ни на секунду не стоит забывать, что это не современные люди, это люди того времени, а это огромная разница.

    Послевоенное время, экономика страны в плачевном состоянии, как никогда стране нужно золото, и его поиски ведутся на Крайнем Северо-Востоке страны. Это невыносимые морозы, отсутствие условий жизни, только бескрайняя природа. Никто уже не верит в то, что в этих местах может быть золото, и только Илья Чинков убежден, что золото на Территории есть, и он в течение одного сезона берется за доказательство этого.

    Весь фильм — это история достижения мечты. Но чтобы мечта осуществилась, нужно работать, работать много, долго, кропотливо, наизнос. Фильм про настоящих фанатиков своего дела, людей, которые живут по мечте. Не зря журналистка из Ленинграда говорит Баклакову, что «большинство жить по мечте трусят». И Чинков, и Баклаков, и Гурин, и Монголов — это люди идеи, ради которой они готовы на все. Вот они герои своего времени. Герои, для которых честь и достоинство — не пустые слова. Возможно, если для подрастающего поколения герои «Территории» станут примерами для подражания, жить станет чуточку лучше.

    На пресс-конференции, режиссер картины Александр Мельник отметил, что главный вопрос, который должен возникнуть у зрителя: «Способен ли ты честно трудиться?» Ведь жить по мечте — это в первую очередь пахать, многие ли в наше время на это пойдут?Уверена, нет, вот поэтому такие фильмы нам нужны, большие хорошие фильмы о нас. После просмотра невольно задумываешься, а что сделал ты в своей жизни, все ли реализовал, что задумывал, а пользу принес?

    Так как это художественный фильм, то стоит сказать, ради чего обязательно нужно смотреть фильм в кинотеатре. Как можно понять из трейлера — это природа, безграничная, безмятежная, иногда жестокая, но в то же время спокойная и умиротворяющая. Как сказал герой фильма «Россия — страна возможностей», посмотрев на эту картинку, ты понимаешь, что это совершенная правда. Так и хочется купить билет на самолет и отправиться в тундру, чтобы ощутить эту абсолютную свободу. Также отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей в картине. Смотря на Егора Бероева, Константина Лавроненко, Григория Добрыгина, Евгения Цыганова, думаешь, что они выбрали не ту профессию, потому что геология — их призвание. Вероятно, этот сезон ознаменуется брутальными мужчинами с бородами, какие носят герои «Территории». Работа, которую проделала съемочная группа картина колоссальна, натурные съемки в тундре, куда даже вертолеты могут прилететь не каждый день, это дорогого стоит. Как и их герои в фильме, актеры также живут по мечте, отдаваясь идее до конца.

    Наверняка, многие зрители фильм не поймут, и скажут, что это утопия, но пока есть вера в то, что такие герои есть и среди нас, жизнь имеет смысл. Продожительность фильма — 3 часа, но события разворачиваются последовательно, описывая поочередно жизни разных людей и соединяя их в единую историю, поэтому время проходит достаточно быстро. «Территория» дает отличную возможность задуматься о жизни и ответить на все внутренние вопросы. Советую обязательно посмотреть этот фильм с 16 апреля на больших экранах, потому что равнодушным он вас точно не оставит.

    25 марта 2015 | 01:16

    Российское кино, равно как и автопром — является для многих именем нарицательным с отрицательной характеристикой. Однако кино потихоньку выбирается из этой ямы, и «Территория» является одним из шагов Феникса к возрождению из пепла.

    Фильм снят по одноименному роману Олега Куваева и повествует о геологах, которые работают на приисках Крайнего Севера. Но главной сюжетной линией становится не поиск золота, а межличностные отношения и сами люди, которые отправляются на север не в ссылку, а по собственной воле.

    Среди них встречаются разные герои: предатели и верные товарищи, доктора наук и те, кто не закончил школу. Некоторые из них философствуют и называют других суперменами, а некоторые предпочитают бродить в одиночной экспедиции неделями, и не боятся смерти, словно они действительно супермены.

    Главным преимуществом ленты является место съемок и их манера — картинка потрясающая, и оператор не раз покажет пейзажи, пролетая на вертолете. Даже если вас не особо привлекает романтика Крайнего Севера — ради прекрасной природы стоит ознакомиться с «Территорией».

    Вторым сильным качеством является актерский состав. Складывается ощущение, что в фильме сняли всех, кто согласился поехать для съемок на крайний север. Егор Бероев, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов и другие здорово воплотили образы советских суперменов на экране и выдали отличную работу, под стать оператору.

    Есть и проблема, которая для некоторых может превратить фильм в скучную экскурсию по вечной мерзлоте: за философскими размышлениями и красивыми пейзажами сюжет почти 2,5-часового фильма почти не движется. Несколько забавных моментов, несколько грустных, но кроме личностных отношений больше ничего не развивается — с этим вышла промашка, потому что сделай создатели больше нынешнего уклон на приключения — получился бы превосходный фильм, более значимый для российского кинематографа, коим он является сейчас.

    К сожалению, в нашем кино пока так и не могут отойти от советского реализма, который хорошо передает драматическую суть, но уже давно перестал привлекать большое количество зрителей. Пора начать добавлять в потенциально хорошие фильмы столовую ложку действия — приключений, драк, перестрелок, вторжения инопланетян — и люди будут смотреть на это с большим интересом, чем на просто бродящих по вечно прекрасной вечной мерзлоте бородатых мужчин.

    Тем не менее, это история о поиске золота, о героических мужчинах, дружбе и предательстве — такая, какая есть. С романтикой, горными лыжами, героическими поступками, крутыми актерами и отличной картинкой. Один из лучших российских фильмов за последнее время, который мог быть лучше. Как и все мы.

    8 из 10

    4 мая 2015 | 21:44

    «Лица рогожьи, а души шелковые» — именно так отозвался о старателях Владимир Высоцкий в 1976 году, оказавшись на золотых приисках в Иркутской области. Именно о таких людях рассказывает Александр Мельник в своём фильме «Территория».

    Золотодобытчики — это же, на самом деле, необычные и удивительные люди! Мужественные, смелые, отважные, трудолюбивые, смелые? Да, безусловно. Но это всего лишь внешняя оболочка. Внутри они, в первую очередь, настоящие романтики, которые оказались в невыносимых условиях не в поисках денег, золота, наживы, а потому, что их душе не хватает простора, красоты, реальных испытаний и искренних эмоций. Как бы парадоксально это не звучало, но именно те места на Севере, куда отправляли заключённых, были самыми настоящими островками свободы в СССР. Нигде советский человек не был так свободен, как на бескрайних просторах Северо-Востока. Где ничего не значили ни дипломы, ни связи, ни деньги, ни партия. Здесь нужно было по-настоящему доказать, что ты Человек. Доказать это, в первую очередь, самому себе.

    «Мой друг уехал в Магадан.
    Снимите шляпу, снимите шляпу!
    Уехал сам, уехал сам,
    Не по этапу, не по этапу.

    Не то, чтоб другу не везло,
    Не чтоб кому-нибудь назло,
    Не для молвы, что, мол, чудак,
    А просто так, а просто так.

    Быть может, кто-то скажет: — Зря!
    Как так решиться всего лишиться,
    Ведь там сплошные лагеря,
    А в них убийцы, а в них убийцы!

    Ответит он: — Не верь молве.
    Их там не больше, чем в Москве.-
    Потом уложит чемодан — 
    И в Магадан, и в Магадан.»

    Не только с творчеством Владимира Высоцкого возникали у меня ассоциации при просмотре фильма. Думал я о герое книг Джеймса Фенимора Купера — Натанаэле Бампо (он же Следопыт, Зверобой, Кожаный Чулок и т. д.), о Крисе Маккэндлессе — реальном человеке, который ушёл из обеспеченной семьи, чтобы пожить в одиночестве на Аляске (герой книги «В диких условиях» и одноимённого фильма). Есть что-то общее между фильмом «Территория» и вестернами. Ведь и ковбои и золотоискатели во многом похожи — герои-одиночки, которым не сидится дома. Хотя и дома-то у них и нет. Более того, смысл их жизни в том, чтобы дома, этого символа спокойствия и защищённости, у них никогда и не было. Ведь никакой потолок не заменит прекрасного звёздного неба, а любая стена — это, прежде всего, ограничение. Опасности, преодоления себя, риск — вот то, что позволяет таким людям сказать «Я живу».

    Конечно, среди старателей хватало и «бичей» в плохом смысле этого слова, уголовников и проходимцев. В фильме подобных персонажей практически нет, но и не надо, ведь они просто-напросто не достойны того, чтобы о них снимали кино. «Территория» — это фильм о героях и романтиках, о подвигах и открытиях, о красоте природы и человеческих душ, о возможностях и целях. Это фильм, посвящённый родителям, жившим в непростое послевоенное время. А кто не нашёл чернухи, которая нынче так популярна, пусть просто включит телевизор. Ведь кто-то видит вокруг себя больше хорошего, а кто-то — плохого. И «Территория» — это фильм для первых.

    Завораживает в картине Александра Мельника, не отягощённой ненужными и пустыми диалогами, симбиоз удивительной природы и точно подобранных саундтреков. События, мысли и суждения, которые доносят зрителям закадровый голос и немногословные герои, сменяют прекрасные виды и вдохновляющие мелодии и стихи, позволяя, любуюсь всей этой красотой, поразмышлять над увиденным, над услышанными словами, согласиться или поспорить с их авторами, просто подумать.

    Так что, «Территория» — это фильм не для всех. Не многие поймут, как можно отказываться от комфорта, уюта, цивилизации и рисковать жизнью ради какой-то эфемерной жажды приключений. Это фильм для тех, кому в своей жизни не хватает простора и этой самой жажды приключений. Для тех, кто в поисках настоящей свободы не обязательно идёт добывать золото, а просто уезжает на несколько дней в поход с палатками или путешествует по родной стране на велосипеде или на лодке… Это кино для тех, кто в ночном небе пытается рассмотреть звёзды среди огней большого города.

    10 из 10

    22 ноября 2015 | 13:12

    Современная государственная идеология напоминает не прочный плот, на котором можно выстроить что-то фундаментальное, а соломинки, за которые цепляются власти. И кинематограф страдает от этого в числе прочего, потому что не может выдать ничего внятного, лишь набор разрозненных, часто противоречащих друг другу идей. Одной из таких соломинок является «культ Победы». Не отрицая значение Победы, нужно отметить, что все остальное советское время теряет свою осмысленность. Это хорошо отражено в кинематографе. Довоенное время предстает в лучшем случае прелюдией, подготовкой к Войне, а в худшем (и чаще всего) какой-то мрачной эпохой страха, когда все люди делятся на палачей и жертв. Но хуже всего с послевоенным периодом. Он вообще теряет значение, превращаясь в искривленное отражение нашего времени со всем набором «прелестей» (безудержной коррупцией, продажными ментами, маньяками и мафией). Смысл, цели, устремления людей послевоенного СССР исчезают. Эта современная идеологическая бессмысленность бытия послевоенного советского поколения удручает. Ведь это наши отцы и матери. Думаю, Михаил Сегал в своем «Кино про Алексеева» задумался о судьбе этого поколения. Фильм Александра Мельника пытается вернуть потерянный смысл тому времени.

    Снятая по книге Олега Куваева, картина «Территория» показывает чем жили, о чем мечтали, что пережили люди 50-х — 60-х гг. Мельник, конечно, не дословно воспроизвел произведение Куваева сорокалетней давности. Но суть передал верно. Это суровое и красивое повествование о предпоследних (а может всё же о последних?) авантюристах — геологах. Но эти советские конкистадоры, в отличие от испанских, не убивали, не разрушали, не алкали искомого золота. Для чего же они жили и трудились? Об этом сказано в самом начале ленты и, на всякий случай для самых непонятливых, это ещё раз повторено в конце. К этому стоит ещё присовокупить монолог персонажа Егора Бероева, он дополнит сказанное.

    Самое красивое в картине это всё же не природа, хотя виды, конечно, потрясающие. Самое красивое в ней — это люди. Мы видим людей за работой. За большой настоящей работой. И делают они эту работу качественно, с полной отдачей. Не ради выгоды, а ради уменьшения зла в мире. И они все в ней. Без этой работы их нет. Это фильм не о поиске золота для государства, не о трудностях бытия на Крайнем Севере, это кино не о производстве или выживании. Это фильм именно о людях. Их судьбах, характерах, мыслях, чувствах. И каждый из них по-своему мудр и искренен. Потому что нельзя в таких местах и на такой работе быть глупым и лживым. Глядя на персонажей, понимаешь, что это не просто люди, а Человеки. Великаны прошлого, словно выкованные в кузне богов. Титаны, которые смогли поднять мир на свои плечи.

    Картина «Территория» это дань ушедшей эпохе. Эпохе, когда можно было жить по мечте. Когда люди могли жить работой и находить в ней счастье. Когда их не волновали бытовые и материальные вопросы. Когда дела были большими, а счастье находили в малом. Сейчас, увы, потребители захватили мир. И многим (может, и большинству) эти титаны духа и мысли будут непонятны, скучны и пусты. Но стоит сходить в кинотеатр, чтобы увидеть этих людей. Проникнуться их жизнью, взглянуть на мир их глазами, прочувствовать то, что чувствовали они. И понять, что они жили здесь, в этой стране, рядом с нами, ходили по той же земле, дышали таким же воздухом. И что всё это наши отцы и матери. Люди, которые прожили жизнь полную смысла и мудрости. И это мы наполнили её бессмысленностью и пустотой.

    ЗЫ Фильмы Мельника нужно смотреть до самых титров. Они в его лентах — это важная часть картины. И вот что я увидел в конце «Территории» — это список лиц, которых благодарили создатели картины за участие. Этот список длиннее, чем перечень актеров. Открывает его Сам Господин Президент. Затем идут Медведев, Собянин. Шойгу и прочие-прочие-прочие высокопоставленные шишки уровня не ниже членов правительства или глав регионов. Оттого у меня возник вопрос: почему при таком широком участии всяких влиятельных лиц фильм идет в довольно ограниченном прокате? Вот она та самая искренняя и патриотичная картина, на которую детей водить классами и которую надо показывать иностранцам. Но нет, лента идет не во всех кинотеатрах, да ещё по паре сеансов в день. Боюсь, что это всё тоже издержки нашей поверхностной и противоречивой идеологии, или того, что ею называется.

    23 апреля 2015 | 00:40

    Вы можете себе представить предисловие или послесловие к рассказам Джека Лондона что-то вроде: «Посвящается нашим родителям(дедам), осуществившим мечту о мирной и счастливой жизни», или к фильму Андерсона и соответственно роману «Нефть»Эптона Синклера, или к «Моби Дику» что-нибудь про промышленный отлов китов, и все это в сопровождении благодарностей от Шелл, Стандарт Ойл, или от семейства Ротшильдов? А почему собственно, ведь наши выгодоприобретатели народного послевоенного подвига по поиску золота, нефти, выступившие спонсорами фильма и получателями благодарностей, в основном зарегистрированы в том же Лондоне или на островах?! Чегой то они так все всполошились в спонсорстве и благодарностях?

    А ответ прост: и герои Джека Лондона, и Мелвилла, и Синклера не нуждаются в дополнительном смысле типа «строили коммунизм», «создавали золотодобывающую промышленность» и т. д. — они трудились кто за деньги, кто в погоне за романтикой, кто из любви к профессии.

    Сними автор фильм просто про геологов или золотодобытчиков, без всего этого пафоса, библейских фраз в адрес Иова: «Где ты был, когда Я творил вселенную?», без кадров отсылающих к «Неуловимым мстителям» (по моему с той же песней за кадром), и всё было бы почти нормально. Ну пробурчал бы кто-нибудь: А что он не снял про строителей дорог, автомобилестроителей, поднимателей целины, тогда может быть все оглянулись бы и задались вопросом- где эти дороги, автомобили, целина наконец?! А тут золото, золотой запас- где они, кто знает, где то вроде бы есть, как талдычут по телевизору, но есть или нет-проверить невозможно.. Но в любом случае это было бы тихое ворчание, все уже давно смирились, что «всё, что нажито честным трудом» вдруг куда то испарилось.

    Но нет, надо не просто поковыряться большим пальцем в ране, надо всему этому придать великий смысл: «Так было надо!». Кому надо, зачем надо, и почему те, кто всё это создавал сейчас в дырявых тапках и с дошираком, а те, кто как раз непонятно где был в это самое время, когда создавались народные богатства, выступают спонсорами и принимают благодарности?

    Одним словом, оставьте в покое геологов, золодобытчиков, нефтяников- они трудились по разным мотивам, но точно не ради того, чтобы вы из оффшоров переписывали историю в выгодном свете и потом еще принимали благодарность от аффтора.

    Понятен в этом свете и образ созданный Цыгановым — в современном пуховике, горными лыжами, коньяком- авантюрист и циник, словно пришедший из современной Москвы. Понятно, с такими не по пути, этот жилу рвать на дядю не будет, и коммунизм для будущих хозяев жизни строить тоже- он и сам говорит, что его голова и руки нужны в разных местах.(Пинок в сторону гнилого среднего класса, который почему то хочет жить счастливо здесь и сейчас).

    Ясное дело, что кто то уже готовит возмущенное: «А кто тогда строил бы Днепрогэс?!» Отвечаю: «Тот, кто строил Шелл, Форд, сейчас живут сытой жизнью состоятельных людей и им не нужны вторые и третьи смыслы, памятники и заметки: «Еще один сгорел на работе».

    Вот так!

    А русский север, да, он шикарный, правда всё так же неосвоенный, как и 50 лет назад, но это мелочи. И геологи народ романтичный, мужественный. Честь им и слава!

    Только не надо врать! Мы то отсюда из 2015 года многое видим и понимаем. Всё помним, и про 90-е, и про нулевые- всё! Родителей жалко, что за растраченное на стройках и целинах здоровье, они не получили положенного, но хоть мы не будем совершать их ошибки.

    Кстати, плато Путорана, где снимался фильм, — это своего рода затерянный мир К. Дойля, в котором природа находится как бы в изоляции, не тронутая человеком. Снимай автор фильм в реальных местах, возможно картинку подпортили бы реалии заброшенного Севера с бочками от топлива и ржавыми судами на мели. Показательная и символичная деталь, однако.

    19 октября 2015 | 11:56

    Пишу много позже просмотра, поскольку требовалось время, чтобы остудить разогретый эмоциями разум и успокоить душу, истосковавшуюся по чистоте.

    Короче, братья-сестры.

    Я увидел наконец-то фильм без мата, без грязи, без ментов и бандитов, проституток и олигархов, голубых и шуток про голубых, без кавээнщиков и камедиклабовцев.

    У меня лет в 25 появилась такая способность — понимать, что нужно смотреть и тратить время, а что и на что — не обязательно.

    Вот тут было дело — орали в интернете про какое-то кино, а я все пытался объяснить — вот вижу, что не надо мне ентого видеть. не обязательно и даже вредно для здоровья. А подруги даже оплакивать меня стали, — вот ведь, экий мракобес!

    А вот это кино я захотел посмотреть сразу. При одном появлении имени его.

    «Территория».

    А?

    Звучит?

    И купил я диск, чтобы не оставить без прибыли создателей хорошего фильма.

    И сел ночью на три часа.

    И понял, что экранизация романа Олега Куваева — не просто воссоздание законов и принципов могучего советского кино.

    Это еще — чистилище!

    Чистилище для всех омерзительных персонажей, которыми за два десятилетия кино и телештамповки отметились наши производственные медиамощности.

    Плоских, сухих, бесцветных, мерзотных, бесплотных и беплодных.

    Дюжина истинных героев фильма «Территория» — это действенная система и магический ритуал, способный вернуть жизнь в наше кино. Это попытка создать новый пантеон киногероев вместо грязного месива киноублюдков 90-х и нулевых (за редким исключением, — ну, за Данилу Багрова!)

    Это фильм очистил меня лично и, смею надеяться, очистил и отмолил некоторое количество наших киногрехов.

    Дай, Бог, не последний!

    А уж операторам — низкий поклон!

    Когда понимаешь, что Россия — это Чукотка и Ямало-Ненецкий (узнал некоторые места), то чистеешь душой.

    Масштабом и красотами отмываешься.

    1 августа 2015 | 03:26

    Фильм ждал достаточно давно, увидев трейлер. Засматривать другие трейлеры и репортажи не стал, дабы не портить впечатление от будущего просмотра.

    Святая троица

    Как оказалось, в фильме нет целостности сюжета, а есть отдельные истории про второстепенных персонажей, связанных троицей Чинков-Монголов-Баклаков. А характеры второстепенных персонажей этих историй крайне не раскрыты. По паре предложений от них, которые должны были бы как-то зацепить. Но за 3 часа фильма конкретно подзабываются, и какого-то переживания за персонажей нет и в помине. Многие сцены смотрятся вообще лишними. Например, внезапная свадьба Монголова, про невесту которого весь фильм не было никакой речи. И тут оп…свадьба. Я вообще подумал сначала, что он женится на той, которая весь фильм якшалась то с Баклаковым, то с Гуриным.

    Эти и без того обрывочные сцены смотрятся ещё более обгрызанными из-за кучи недосказанностей. Например, после того, как жена Монголова с дядей Костей провалились под лёд, можно было бы показать, как их собирались искать, или хотя бы малость расстроенного Монголова, но нет…наверное, 3 часов экранного времени не хватило. Или, например, куда убежал Кьяе, когда оставил Гурина со сломанными ногами: или за помощью, или обратно к себе…непонятно…

    Позабавил Баклаков:

    - Как будешь перебираться через реку?
    -Надо на неё посмотреть.

    А он не мог сразу ответить:«Вплавь, конечно»..? Также, видимо, он не знал, что лазая через сибирские реки, может заболеть. Про Чинкова сказать особо нечего, кроме как, назвать его Мистер Пафос.

    Доля пафоса или Территорию я вам не отдам

    Актёрская игра, конечно, значительно лучше, чем в российских сериалах, но далеко не фонтан. Постоянно чувствуется, как актёры отворачиваются от снимающей их камеры и говорят свои реплики в сторону, следуя главному правилу актёров — не смотреть в камеру.

    Речи Монголова и Чинкова можно буквально разбить на отдельные пафосные фразы, стабильно расположенные в течение всего фильма без какого-либо эмоционального разнообразия, которые можно было отдать и другим персонажам без потери какой-либо смысловой нагрузки. На следующий день из воспоминаний о них остаётся только брутальная борода. Музыка хороша, особенно основной саундтрек. Он идеально соответствует фильму: грустный, эпичный и т. д.. Но вставлять его постоянно, как только заканчиваются диалоги — это совсем не дело.

    К сценарию это не имеет особого отношения, но если углубиться в суть, то интересно, что в голове у главного героя, когда он говорит: «Территорию я вам не отдам». Он как и другие любит эти места, про что дважды закадровым голосом говорится в начале и конце фильма. Хочет казаться, что это «не отдам» значит, что для него главное — оставить эту красоту нетронутой. Но нет. Он хочет найти золото, чтобы Территорию потом во время добычи партия перекопала вдоль и поперёк. То есть Территорию он отдаст да ещё как.

    Высокие технологии

    После первого получаса начинает раздражать однообразный принцип съёмки: сверху и по кругу вокруг центрального объекта с радиоуправляемого квадрокоптера. И ладно бы…но чувствуется, что монтажёр потом просто не мог выбрать, какой ракурс лучше. И поэтому решил не выбирать, а просто склеивать всё подряд. Как в старых Голливудских фильмах, когда взрыв показывали со всех возможных ракурсов. Может из-за этого и не хватило экранного времени, чтобы раскрыть характеры персонажей…

    Итак, что мы имеем в этом патриотичном русском кино, которое снимали несколько лет всей страной: красивая территория России, иностранная камера высокого разрешения, иностранный радиоуправляемый вертолёт для камеры, саундтрек иностранного композитора и раздробленные сцены, слепленные в один фильм с попыткой создать драматизм. В нём нет какой-то складности, последовательности, художественности, а тянет он на уровень научно-познавательного документального кино в формате 4K. Так как, в принципе, фильм подобной тематики нельзя назвать плохим, то за пейзажи всё же, конечно, можно дать несколько баллов. Но красивая местность — не есть заслуга съёмочной группы.

    5 из 10

    19 апреля 2015 | 16:46

    На фоне фильмов нашего времени, этот фильм — как глоток свежего, холодного, отрезвляющего воздуха.. Было даже как-то неловко смотреть и слушать простые и, вместе с тем, глубоко осмысленные, почти философские фразы героев картины, которые собственно и играли героев, мужиков, знавших толк и во французском коньяке и в венском кофе…, и в изнурительной, тяжелейшей работе. В работе, где каждый день — это абсолютный риск, без всякой гарантии на удачу, без гарантии даже остаться живым.

    Порою казалось, что все происходило в какое-то совершенно непонятное для нас время время и на другой планете.

    Пройдут годы, произойдут огромные перемены. Геологи в глазах общества, может, и перестанут быть такими престижными и уважаемыми персонами. Но, не все дело в геологии. а в том, чтобы попробовать оставаться настоящими людьми в любых обстоятельствах, при этом не терять ни силы духа, ни мужества, ни чести, ни юмора.

    Зрителю предлагается глубоко призадуматься — каждому, особенно мужчинам, в чем все-таки состоит смысл бытия? Может, все-таки, стоит попробовать осуществить свою большую мечту? — Например, так, как это делали наши родители или деды… ведь фильм, в общем-то, о них.

    9 из 10

    30 января 2016 | 23:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: