Их девушки — монстры: Эволюция женщин-чудовищ в кино

Обсудить0

Алкодзилла, невеста Франкенштейна, дочь Дракулы и прочие монстры женского пола, покорившие сердца кинозрителей.

В вышедшем в российский прокат 27 апреля фильме «Моя девушка — монстр» (ироничной вариации на тему классического сай-фая) героиня Энн Хэтэуэй не нарочно разносит Сеул только потому, что ее личная жизнь не задалась. КиноПоиск изучил историю эволюции женщин-чудовищ в кино и обнаружил, что их деструктивному поведению на экране всегда сопутствовали перемены в реальной общественной жизни.

Его девушка — оживший труп

До 1935 года монстры в кино были исключительно мужского пола, а женщинам преимущественно отводилась роль жертвы. Дебют состоялся в сиквеле «Франкенштейна» — картине «Невеста Франкенштейна» (1935). Несмотря на присутствие в титрах, сшитая из трупов по заказу персонажа Бориса Карлоффа девушка появлялась ближе к финалу. Для эффектной героини Эльзы Ланчестер чудовище Франкенштейна, конечно, было не самой подходящей парой. Неудивительно, что роман не случился.

В 50-е знамя Universal перехватила студия Hammer, продолжившая эксплуатацию проверенных литературных архетипов на британский лад: больше эротики, больше насилия. На Франкенштейна грима не жалели, а вот исполнительниц женских партий по традиции предпочитали демонстрировать публике в максимально выигрышном виде. В картине 1966 года «Франкенштейн создал женщину» (привет Роже Вадиму и Брижит Бардо с их фильмом «И Бог создал женщину») главная героиня, будучи не в силах пережить смерть любимого, топилась в реке. Очень кстати для персонажа Питера Кушинга, экспериментирующего с реанимацией. Утопленница в исполнении Сьюзан Денберг после смерти выглядела даже лучше, чем при жизни. Примета времени: после смерти ее героиня — невзрачная брюнетка — превращалась в яркую блондинку.

В «Дочери Франкенштейна» (1958) героиня Сандры Найт в результате манипуляций правнука Франкенштейна превращалась из оборотня в рукотворное чудовище. Смешать все вместе, как следует взболтать и посмотреть, что получится на выходе, — один из основных принципов треш-хоррора. Благодаря «Дочери Франкенштейна» многое изменилось. После десятилетий исключительно почтительного отношения к женской внешности производители хорроров взяли курс на реализм. Сандра Найт успела побывать в образе бровастого оборотня и подгнивающего ходячего мертвеца, войдя в историю кино как девушка с шикарными брежневскими бровями и торчащими во все стороны зубами.

В то время как космические корабли бороздили на экране просторы Вселенной, апелляция к персонажу Мэри Шелли воспринималась как заведомая архаика и автоматически попадала в разряд треша. Ведь теперь у создателей кинофантастики и ужастиков был в распоряжении космос.

«Химера» (2009)«Химера» (2009)

Если не считать костюмных экранизаций, архетип чудовища, бросившего вызов создателю, перекочевал в фантастику, породив огромное количество самых разнообразных злодеев вроде свихнувшегося ХЭЛа из «Космической одиссеи». Помимо роботов, компьютеров и восставших обезьян, к этой категории можно отнести также Особь (1995), Химеру (2009) или ожившую героиню Оливии Уайлд из «Эффекта Лазаря» (2013). По сути, всех их можно разделить на два типа: одни сначала склоняют к соитию, а затем убивают, другие просто убивают.

Нил Гейман о «Невесте Франкенштейна»: «Все в „Невесте Франкенштейна“ служит лишь прелюдией к раскрытию Эльзы Ланчестер, к откровению истинной невесты, той, в честь которой на самом деле и назван фильм».

Его девушка — вампир

Отпрыски Дракулы появились на свет сразу после дебюта несостоявшейся подружки Франкенштейна. В отличие от реанимированных простушек, вампирская нежить исторически была благородных кровей. Тему открыли «Знак вампира» (1935) Тода Браунинга и «Дочь Дракулы» (1936). Последняя в исполнении Глории Холден знаменита заимствованной у папы фразой «Я никогда не пью. Вино».

«Дочь дракулы» (1936)«Дочь дракулы» (1936)

С появлением на экранах женских родственников Белы Лугоши вечно молодая красотка, сосущая вашу кровь, превратилась в символ сексуальной привлекательности и один из ключевых символов феминизма. Иногда такие роли строят карьеры. С двадцатисекундной роли невесты Дракулы из фильма Копполы (1992) началась большая кинематографическая жизнь Моники Беллуччи, а небольшой эпизод из «От заката до рассвета» (1995) сделал звездой Сальму Хайек.

В то время как Hammer разрабатывала готическое направление, независимые американцы из American International Pictures адаптировали монстров к требованиям современности. Реконструкция классических сюжетов была поставлена на поток. В «Крови Дракулы» (1957) молодая девушка, отправленная отцом в закрытую школу для девочек, сосет кровь одноклассниц под гипнотическим влиянием учительницы химии. Конфликт поколений, лесбийские мотивы и отголоски темы атомной катастрофы (школьная преподавательница придерживается теории, что сила, способная уничтожить мир, находится внутри каждого человека) вернули актуальность жанру вампирского фильма, наделив старую историю новыми смыслами.

В 1960 году Роже Вадим снял не слишком удачную картину «Умереть от наслаждения» (1960) с очередной женой в главной роли (Аннетт Вадим). Это была первая буквальная экранизация новеллы Джозефа Шеридана ле Фамю «Кармилла», написанной за четверть века до романа Брэма Стокера. В новелле рассказывается история о молодой женщине, ставшей объектом желания вампирши. С легкой руки Вадима на свет появился целый поджанр лесбовампиризма, представленный в истории кино, помимо груды треша, такими образцами высокого стиля, как «Кровавая невеста» (1972) Висенте Аранды и «Голод» (1981) Тони Скотта.

Его девушка — оборотень

Фильмы 40-х в жанре нуара наглядно демонстрируют, как меняется роль женщины в американском обществе. Она перестает быть на экране подружкой главного героя или объектом желания и превращается в полноценного антагониста. Представления о сексуальной свободе изменились, что не могло не пугать зрителей, и секс и смерть в кино стали расхожей рифмой.

Учитывая родственную связь нуара с французским кинематографом 30-х, совершенно не случайно, что режиссером «Людей-кошек» (1942) стал француз Жак Турнёр, а главную роль исполнила Симона Симон, роковая красотка из ренуаровского «Человека-зверя».

Названия похожи, но фильмы все-таки разные. «Человек-зверь» Ренуара — это экранизация классического романа Золя. «Люди-кошки» Турнёра — отменный хоррор про девственницу, имеющую неприятную способность по вечерам превращаться в пантеру. Сорок лет спустя Пол Шредер снял фильм-оммаж с тем же названием, где европейские звезды Малкольм МакДауэлл и Настасья Кински разыграли сюжет об инцесте.

Тему животной сексуальности развила студия Universal. В очередном фильме из серии про оборотней «Женщина-волк из Лондона» (1946) одержимая древней семейной легендой аристократка в исполнении Джун Локхарт подозревает в себе плебейскую привычку по ночам превращаться в животное, охотящееся в парке на случайных мужчин. Очевидно, для американского зрителя новое представление о женской сексуальности имело четко выраженный европейский акцент.

Современные женщины-оборотни чаще всего оказываются подростками, как в канадском «Оборотне» (2000) или новелле «Вечеринка» из альманаха «Кошелек или жизнь» (2007).

Его девушка — непонятная тварь

Помимо старой гвардии — мумий, оборотней, чудовищ Франкенштейна и целой армии вампиров, — студия Hammer произвела на свет ряд оригинальных чудовищ собственного изобретения вроде таких уродливых созданий, как Горгона (1964) и Рептилия (1966), роль которой исполнила жестоко обезображенная Жаклин Пирс. Женщина на экране получила право быть не только смертельно опасной, но и отвратительной.

«Горгона» (1964)«Горгона» (1964)

Тема потери личности в результате вторжения похитителей тел или действия гипноза — один из популярнейших мотивов хорроров эпохи маккартизма. В «Существе из прошлого» (1956), как ранее в «Крови Дракулы», карнавальный гипнотизер погружает героиню Марлы Инглиш в глубины бессознательного, где та обнаруживает себя доисторическим морским монстром. Действительно превратившись в изобретательную помесь краба с кузнечиком, неуклюжая тварь начинает убивать по наводке гипнотизера.

«Рептилия» (1966)«Рептилия» (1966)

Чудище было создано мастером пластического грима 50-х Полом Блайсдейлом, известным своей способностью делать монстров быстро, дешево и из подручного материала. Впрочем, «русалочка» из телевизионного трибьюта классики «Ужас из бездны» (2001) выглядит все-таки интереснее.

«Существо из прошлого» (1956)«Существо из прошлого» (1956)

Его девушка — инопланетянка

В 1998 году в любви к трешу 50-х в очередной раз расписался Роберт Родригез. В «Факультете» сюжет о вторжении похитителей тел ловко адаптирован к жанру школьного фильма. Спасителями человечества стали очкарик-девственник и школьный барыга, а единственным действенным средством против инопланетной твари, прячущейся в теле девочки в скромном платьице, оказывался кокаин.

«Факультет» (1998)«Факультет» (1998)

Наверняка определить пол космического пришельца зачастую не представлялось возможным — монструозных пришельцев чаще всего называли просто «оно». Некоторый намек на половую принадлежность можно уловить в домашнем адресе монстра. Чудовище из «Это покорило мир» (1956) Роджера Кормана, например, прилетело с женской планеты Венера.

Гендерную принадлежность Чужих выдавала способность к репродукции. Например, кинокритик Барбара Крид в своем исследовании «Monstrous-Femine» обнаруживает в «Чужом» все возможные варианты женских архетипов и называет фильм Ридли Скотта ключевой картиной для понимания эволюции гендера в кинематографе.

Его девушка — одержимая

То, что в 50—60-е было кинематографическим мусором для подростков, в 70-е превратилось в многомиллионный мейнстрим. Плохо выглядящая девочка пубертатного периода, извергающая жуткие ругательства из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973), — более-менее нормальное поведение для трудного подростка. Подростки обычно не писают на ковер и не мастурбируют распятием, но в целом понятно, о чем речь: с детьми явно что-то не в порядке. Это было очевидно каждому родителю, посмотревшему поучительную историю про одержимую бесом девочку и экзорциста.

«Изгоняющий дьявола» (1973)«Изгоняющий дьявола» (1973)

«На самом деле это фильм о решительной социальной перемене, очень точно отразивший молодежный взрыв, который произошел в конце 60-х и начале 70-х годов, — утверждает писатель Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти». — Это был фильм для всех родителей, которые с ужасом и болью осознавали, что теряют детей, и не могли понять почему. Это история Джекила и Хайда, в которой милая, одинокая и любящая Риган превращается в сквернословящее чудовище, привязанное к постели и хрипящее такие очаровательные молитвы, как „Ты дашь Иисусу тебя изнасиловать“. Если отбросить религиозную оболочку, каждый взрослый американец понимал, о чем говорит мощный подтекст этого фильма; всем было ясно, что демон в Риган Макнейл с энтузиазмом откликнется на приветственные возгласы Вудстока».

Использование одержимости бесами как метафоры фрустрации (подавления нереализованных потребностей) давно стало общим местом как для режиссеров, так и для зрителей. В «Последнем изгнании дьявола» (2010) команда документалистов, рассуждающая об одержимости с позиций фрейдизма, становится жертвой собственной зауми: демон все-таки оказывается настоящим.

«Тело Дженнифер» (2009)«Тело Дженнифер» (2009)

В любых хит-парадах одержимых бесами видное место занимает Дженнифер Чек — героиня Меган Фокс из «Тела Дженнифер» (2009). Возможно, это потому, что образ зубастого демона, поселившегося в девушке, почти буквально соответствует архетипу vagina dentata — «зубастой вагины».

Неоценимый вклад в создание образа демонов на экране внес Клайв Баркер. Ему кинематограф обязан появлению незабываемой женщины-сенобита и женщины-дикобраза из «Ночного народа» (1990).

Его девушка — зомби

Жанр зомби-хоррора явил целую армию безымянных и в общем-то бесполых мертвецов. Но стремление к половой идентификации иногда берет верх над законами логики и жанра, порождая такие образцы треша, как «Влюбленный гробовщик» (1994, другой перевод названия — «О смерти, о любви») и «Стриптиз от зомби» (2008).

«Стриптиз от зомби» (2008)«Стриптиз от зомби» (2008)

В «Возвращении живых мертвецов 3» (1993) юноша воскрешает погибшую в автомобильной аварии подругу, нечаянно устраивая зомби-апокалипсис в масштабах секретной лаборатории. В финале утыканная гвоздями зомби героиня Мелинды Кларк, эта правнучка невесты Франкенштейна, и ее покусанный жених — наследник дела доктора Франкенштейна закончат эту затянувшуюся макабрическую мелодраму страстным поцелуем.

Его девушка — бигфут

В 1957 году под впечатлением от японской «Годзиллы» и наметившейся моды на гигантизм студия AIP выпустила картину «Невероятно огромный человек», в котором полковник американской армии в результате радиоактивного облучения вырастает до размеров Кинг-Конга. Симметричным гендерным ответом стало появление год спустя «Атаки 50-футовой женщины» (1958), буквально демонстрирующей возросшую роль женщины в обществе.

Нэнси Арчер, только что выписанная из психиатрической клиники, заливает семейные проблемы алкоголем, допиваясь в конце концов до встречи с очень большим лысым пришельцем. В результате инопланетного контакта героиня Эллисон Хэйес начинает стремительно увеличиваться в размерах. Женщина на грани нервного срыва может наломать немало дров, на что недвусмысленно намекает эта эпических размеров метафора.

«Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972)«Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972)

Фильм породил целую серию продолжений, а в 1993 году даже был удостоен ремейка с Дэрил Ханной в главной роли. «Моя девушка — монстр» Начо Вигалондо об Алкодзилле, конечно, ироничная вариация именно этого сюжета. Как и новелла про гигантскую грудь из фильма Вуди Аллена «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972).

Новые серии 2-го сезона. Талантливая ученица гениального следователя продолжает расследовать череду таинственных убийств.
В главных ролях:Паулина Андреева, Александр Петров, Макар Запорожский
Режиссер:Александр Войтинский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Энн Хэтэуэй извинилась перед людьми с инвалидностью за фильм «Ведьмы»

Энн Хэтэуэй извинилась перед людьми с инвалидностью за фильм «Ведьмы»

6 ноября 202019
Энн Хэтэуэй уверена: Зои Кравиц не нужны ее советы, как играть Женщину-кошку в новом «Бэтмене»

Энн Хэтэуэй уверена: Зои Кравиц не нужны ее советы, как играть Женщину-кошку в новом «Бэтмене»

2 ноября 20209
Кто страшнее — Энн Хэтэуэй или Анжелика Хьюстон? Сравниваем две версии «Ведьм»

Кто страшнее — Энн Хэтэуэй или Анжелика Хьюстон? Сравниваем две версии «Ведьм»

30 октября 202081
Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн снимутся в драме о противостоянии домохозяек в 1960-х

Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн снимутся в драме о противостоянии домохозяек в 1960-х

30 октября 20209

Главное сегодня

Интервью

Дмитрий Глуховский о сериале «Топи»: «В глубинке смерть всегда рядом»

Сегодня0
Дмитрий Глуховский о сериале «Топи»: «В глубинке смерть всегда рядом»
Вы пришелец и оказались на Земле? Вот 13 советов, которые помогут выжить

Вы пришелец и оказались на Земле? Вот 13 советов, которые помогут выжить

Вчера12
«Ванда/Вижн», «Ваша честь», «Люпен»: Что мы смотрим в январе
В предыдущих сериях

Подкаст«Ванда/Вижн», «Ваша честь», «Люпен»: Что мы смотрим в январе

Вчера3
Джаред Лето уже 10 лет не репетирует сцены перед съемками. Он «сразу готов»

Джаред Лето уже 10 лет не репетирует сцены перед съемками. Он «сразу готов»

30 минут назад0
HBO Max может выпустить мультсериал для взрослых по «Игре престолов»

HBO Max может выпустить мультсериал для взрослых по «Игре престолов»

2 часа назад5
«Бриджертоны» стали самым популярным сериалом на Netflix! Какие уроки стриминг извлек из проекта?

«Бриджертоны» стали самым популярным сериалом на Netflix! Какие уроки стриминг извлек из проекта?

Вчера11
Каннский фестиваль перенесли на июль

Каннский фестиваль перенесли на июль

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт