всё о любом фильме:

Изгоняющий дьявола

The Exorcist
год
страна
слоган«Самый страшный фильм всех времен»
режиссерУильям Фридкин
сценарийУильям Питер Блэтти
продюсерУильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл, Дэвид Салвен
операторОуэн Ройзман
художникБилл Мэлли, Джон Роберт Ллойд, Джозеф Фретвелл III, ...
монтажНорман Гэй, Ивэн А. Лоттман
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  110.6 млн,    Великобритания  8.3 млн,    Бразилия  8.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (3):
В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
58 + 9 = 67
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).
    • На роль Крис, матери Реган, которая в итоге досталась Эллен Берстин, претендовали Джейн Фонда и Ширли Маклейн.
    • Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что её героиня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.
    • Джону Бурману предлагали поставить фильм, но он отказался, мотивируя тем, что не хочет снимать такую жестокую историю про ребенка. Однако, режиссер принял предложение поставить сиквел: «Изгоняющий дьявола 2» (1977).
    • Мерседес МакКэмбридж, которая озвучивала демона, подавала в суд на студию Warner Bros. за то, что её имени не оказалось в титрах.
    • Джейн Фонда и Ширли МакЛэйн были среди претенденток на роль Крис МакНэйл. Одри Хепберн согласилась бы исполнить роль, если съемки проходили бы в Риме. Энн Бэнкрофт также могла сыграть Крис, но «осталась за бортом», поскольку была на первом месяце беременности.
    • Вариант музыкального сопровождения Лало Шифрина был отклонён (его можно услышать в фильме «Ужас Эмитивиля» (1979)). Режиссёр фильма Уильям Фридкин позднее признался, что, услышь он музыку группы Tangerine Dream раньше, то пригласил бы именно их для написания музыки к «Изгоняющему дьявола». Tangerine Dream (в состав которой в разное время входили Кристофер Франке, Пол Хаслингер, Эдгар Фроиз, Питер Бауман, Йонас Шмоллинг и Ральф Вейдфул) написали музыку к следующему фильму Фридкина «Колдун» (1977).
    • Агентство, представлявшее интересы Линды Блэр, не порекомендовало её на роль Риган, предложив взамен более 30 других юных актрис. В результате, лишь вмешательство матери девочки позволило разрешить проблему.
    • Стэнли Кубрик хотел поставить фильм, но только при условии, чтобы он стал ещё и одним из сопродюсеров. Владельцы студии забеспокоились, что Кубрик может выйти за пределы бюджета и графика съемок, поэтому наняли в качестве режиссёра Марка Райделла. Однако, Блетти (сценарист фильма и автор книги) настаивал на Уильяме Фридкине. После тупика, к которому студия пришла с Райделлом, Блетти в конечном счете получил своё.
    • Съемочный процесс: 14 августа 1972 — 20 июля 1973
    • В сентябре 2000 года в широкий прокат вышла отреставрированная версия фильма, в которую вошли 11 дополнительных минут; фильм рекламировали как «Версию, которую вы никогда не видели». Реставрация фильма обошлась в $1 млн. Новая версия собрала в первый уик-энд $8,1 млн. и за три месяца проката получила $39,6 млн.
    • «Белое» лицо дьявола, появляющееся в некоторых сценах режиссерской версии — это загримированное лицо актрисы Эйлин Дитц.
    • Эллен Берстин повредила позвоночник в сцене, когда Риган с силой отбросывает Крис в сторону. На Берстин был закреплен специальный трос, за который по команде режиссёра должен был дернуть статист. В одном из дублей статист дернул так сильно, что актриса ударилась о пол и закричала от боли в копчике. Фридкин сразу же навел на нее камеру и завершил сцену эффектным крупным планом.
    • В «Версии, которую Вы никогда не видели» цифровым способом было добавлено пальто на Крис МакНэйл в сцене, где Мэррин и Каррас идут изгонять демона. В оригинальной версии это было явным киноляпом: в этой сцене Крис была в пальто, а через пару секунд уже без него.
    • Киностудия Warner Bros. предлагала поставить фильм следующим режиссёрам: — Артуру Пенну — отказался, т. к. на тот момент преподавал в Йейле; — Питеру Богдановичу — хотел сначала закончить другие проекты; позже сожалел о своём решении); — Майку Николсу — не хотел снимать фильм, который целиком зависит от актерской игры ребенка; — Марку Райделлу.
    • Место, где ведутся археологические раскопки в фильме, это не декорации, а реально существующая местность в древнем парфянском городе Хатра в Северном Ираке.
    • Первая сцена, которая была отснята: когда Отец Каррас идет по коридору психбольницы, взволнованно разговаривая со своим дядей о заключении его матери в психушку.
    • В сцене экзорсизма температуру в спальне сильно понизили, чтобы добиться подлинного «ледяного» дыхания. Линда Блэр, которая была всего лишь в легкой рубашке, призналась, что в тот день она даже не могла стоять — настолько было холодно.
    • В спальне повесили 4 кондиционера, и температура была примерно от 1 до 4 градусов ниже нуля. Получилось так, что в воздухе содержалась высокая влажность, в результате комната покрылась тонким слоем инея прямо перед началом съёмок.
    • Зеленая жидкость, которую Риган изрыгает по ходу фильма, на самом деле густой гороховый суп.
    • Стэйси Кич был выбран на роль отца Карраса Уильямом Питером Блетти и оставался утвержденным на роль до тех пор, пока Уильям Фридкин не заметил Джейсона Миллера на одной из постановок Бродвея. Несмотря на то, что Миллер до этого никогда не снимался в кино, на роль был выбран именно он.
    • По словам Уильяма Питера Блетти, Фридкин рассматривал также кандидатуру Джина Хэкмана на роль Отца Карраса.
    • Режиссёр фильма Уильям Фридкин попросил технического советника фильма Преподобного Томаса Бирмингема провести обряд экзорсизма во время съёмок, но он отказался, объясняя это тем, что экзорсизм может только увеличить волнение на площадке. Но Преподобный благословил актёров и съёмочную команду.
    • Просьба режиссёра имела место быть — съёмки преследовали частые неудачи, мистические события. Девять человек, связанных с производством картины, умерли. Однажды, в один из уикендов, сгорели все декорации — причина пожара до сих пор не выяснена. Актёры Джек МакГоуран и Василики Милиарос умерли незадолго до релиза картины.
    • Христианский евангелист Билли Грэхэм заявлял, что в бобины этого фильма вселился настоящий дьявол.
    • После выхода картины лестница, с которой скатывался Отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь она зовется «Лестница экзорсиста», состоящая из 75 ступеней, расположенных в конце улицы М-Стрит. Во время съемок каскадеру пришлось два раза катиться с нее, а чтобы в кадре не было видно прохожих, студенты университета за 5 долларов располагали горожан вне пределов камеры.
    • На лестницу пришлось наложить набивку из слоя резины, чтобы снять падение святого отца.
    • В 1990 вышла на экраны пародия на «Изгоняющий дьявола» под названием «Изгоняющий заново», в котором одержимую жертву сыграла вновь Линда Блэр.
    • Уильям Фридкин пригласил для создания шумовых эффектов Гонзало Гавира, после того как оценил его работу в фильме «Крот» (1970).
    • Некоторые моменты в фильме были перемонтированы Уильямом Фридкиным специально для ТВ-версии: — в ТВ-версии у Статуи Непорочной Девы Марии осквернено только лицо (в отличии от крайне непристойной театральной версии); — фразы, содержащие богохульство, также были перемонтированы, причем самим Фридкиным из-за нежелания снова работать с Мерседес МакКэмбридж. Фраза «Твоя мать отсасывает в аду, Каррас, ты, дерьмо неверующее» была заменена на «Твоя мать гниёт в аду», также выражение «Засунь этот крест себе в задницу» была заменена на «Заткни свою пасть».
    • Эта ТВ-версия так и не была показана.
    • Фильм снимали в доме, в котором когда-то жил сам Уильям Питер Блэтти, когда был студентом и учился в университете Джорджтауна.
    • Уильям Питер Блэтти однажды выиграл $10,000 на шоу Гручо Маркса «Ставка — Ваша жизнь». Когда ведущий спросил на что он потратит деньги, Блэтти ответил — «На написание романа» — этим романом оказался «Изгоняющий дьявола», опубликованный в 1971 году и ставший бестселлером.
    • В режиссерской версии фильма выясняется второе имя Риган: Тереза.
    • Медсестру, которая заходит в кабинет доктора Тэни после артериограммы, сыграла мать Линды Блэр Элеонор.
    • Джил Грэйнбо пробовалась на роль Шэрон.
    • Уильям Питер Блэтти сыграл камео: продюсер фильма, в котором играла Крис; он разговаривает с режиссером фильма Бёрком.
    • Имя «Капитан Хоуди» используется в качестве компьютерного имени убийцы в фильме «Стрейнджлэнд» (1998). Сценарий фильма был написан Ди Снайдером, лидером группы «Twisted Sister». В репертуаре данной группы есть песня под названием «Stay Away from Captain Howdy» (альбом «Stay Hungry» 1984 года выпуска).
    • Сцена, где Отец Мэррин спрашивает у Крис второе имя её дочери, была вырезана, однако когда Мэррин проводит изгнание демона из Риган, он произносит полное имя девочки: Риган Тереза МакНэйл.
    • Для исполнения знаменитой сцены «паучьей походки» была приглашена акробатка Линда Р. Хэйгер. Сцена была отснята 11 апреля 1973. Вдоль лестницы натянули проволоку, с помощью которой она скользила, поэтому Хейгер лишь слегка касалась пола изогнутыми под невероятным углом руками и ногами. Сцена была вырезана Фридкиным и не вошла в оригинальную версию картины, поскольку режиссёр посчитал, что она производила слишком сильный эффект в первой половине фильма, в то время как ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Вырезанный материал был восстановлен Фридкиным в режиссёрской версии картины.
    • «Паучья походка», которая была вырезана из оригинальной версии фильма, была использована в фильме «Рубин» (1977), а также в некоторых других низкобюджетных фильмах.
    • Сцена, где отец Каррас прослушивает записанную им плёнку, была отснята в помещении Киттинг Холла в иезуитском университете Фордхэм, в Нью-Йорке. Та же самая комната была использована как офис Пентагона при съёмках фильма «Игры разума» (2001).
    • Фридкину для съёмок в Ираке пришлось собрать съёмочную команду, состоящую исключительно из британцев, поскольку на тот момент у США с Ираком не было никаких дипломатических отношений. Ирак дал согласие с условием, что в съёмках примут участие иракские кинематографисты.
    • В Великобритании релиз на видео был задержан на достаточно долгий срок по рекомендациям главного цензора страны Джеймса Фермана. Выход фильма на видео мог состояться в 1988, но снова был отвергнут Ферманом, который в качестве причины привёл ряд случаев издевательств над детьми. Видео релиз состоялся-таки в июне 1999, после того как Ферман ушёл на пенсию.
    • Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино.
    • В один из первых дней съёмок сцены экзорсизма, полный сквернословия монолог, произнесённый Линдой Блэр, произвёл столь сильное впечатление на Макса Фон Сюдова, что он просто-напросто забыл свой текст.
    • Вдохновение для написания книги Уильям Питер Блэтти нашёл узнав о реальном случае экзорсизма, произошедшем в 1949 году. Писатель, в то время учась в Джорджтаунском университете, прочитал статью Билла Бринкли в газете «Washington Post» (20 августа 1949), в которой говорилось о случае экзорсизма, произошедшим с 13-летним мальчиком на горе Рэйнор, в штате Мэриленд. Отец Альберт Хьюз и Отец Уильям Боурдерн провели обряд экзорсизма из Роланда Доу (вымышленное имя) в январе — апреле 1949 года.
    • Статуя демона «Пазузу» была по ошибке отправлена в Гонг-Конг вместо Ирака.
    • Прокат фильма в 1973 году сопровождался массовой истерией, обмороками зрителей во время просмотров и каретами «скорой помощи», дежурившими около кинотеатров. Случались и более курьезные случаи. Так, один из зрителей во время просмотра упал в обморок и ударился головой о спинку переднего кресла и сломал челюсть. Он подал в суд на Warner Bros., заявив, что на него повлияли «25 кадры», которыми был полон фильм. Студии удалось решить проблему внесудебным способом, заплатив возбужденному киноману некую сумму.
    • В сцене прослушивания аудиозаписей в лаборатории можно заметить висящий плакат с надписью «TASUKETE!», что в переводе с японского означает «Помоги мне!».
    • Знаменитый постер фильма, на котором Отец Мэррин стоит перед домом МакНейлов, заимствует мотивы картины Рене Магритта «Империя света» («L»Empire des lumières»), которую он нарисовал в 1953 году.
    • Для фильма был создан еще один постер — на нем была изображена рука Риган с зажатым окровавленным распятием, которым девочка поранила себя. Ниже шел тэглайн: «Бог, спаси эту девочку!» Фридкин отверг такой постер и заявил, что в тэглайне ни в коем случае не должно быть использовано слово «Бог».
    • Греческая песня, которая звучит по радио, когда Отец Каррас покидает квартиру своей матери, называется «Paramythaki mou», которую исполняет Яннис Калантцис. Спустя несколько лет автор песни Лейтерис Пападопулос, испытывавший материальные трудности, потребовал от создателей фильма некоторую компенсацию за использование его интеллектуальной собственности.
    • Сцена, где мы видим отца Карраса в его комнате в Джорджтауне, была отснята в общежитии для первокурсников в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Чтобы разрядить атмосферу на съёмочной площадке, Уильям Питер Блетти предложил снять для забавы сцену, в которой Отец Мэррин входит в дом, снимает шляпу — и оказывается Гручо Марксом, другом Блетти. Пародия должна была появиться в одном из шоу Гручо Маркса, но в день съемок заболел Уильям Фридкин, и сцену так и не сняли.
    • После фильма Линда Блэр получила огромное количество угроз в свой адрес. Компании Warner Bros. на шесть месяцев пришлось нанять ей телохранителей.
    • Если учесть современную инфляцию, можно сказать, что «Изгоняющий Дьявола» самый кассовый фильм всех времен с рейтингом R.
    • Звуки, которые издаёт демон, покидая тело Риган, на самом деле визги свиньи, отправленной на бойню.
    • Пока Уильям Питер Блетти писал свой роман, он получал пособие по безработице.
    • На маску демона (который появляется в нескольких моментах лишь в режиссёрской версии фильма) Фридкина вдохновил образ из фильма Кането Шиндо «Онибаба» (1964).
    • Фактически с этого фильма началась карьера знаменитого гримера Рика Бейкера. Его нанял на работу в качестве ассистента легендарный гример Дик Смит.
    • В сцене, где одержимая Риган мастурбирует распятием, съёмочная группа прибегла к помощи статиста, а именно когда дочь отталкивает мать с такой силой, что та отлетает к стене. Для постановки этого трюка к ремню вокруг талии актрисы прикрепили тонкий трос, статист располагался на заднем плане и должен был в нужный момент дернуть за него. А вот сцена непосредственно с мастурбацией распятием была полностью сыграна самой Линдой Блэр, по её словам, она полностью осознавала, что она делает и что пытается изобразить.
    • Уильям Питер Блетти создавал персонаж Крис МакНэйл с Ширли МакЛейн, подруги писателя. На этапе подготовки к съёмкам Ширли очень заинтересовалась проектом и хотела, чтобы Лю Грейд спродюсировал фильм, но ее планам не суждено было сбыться.
    • Для фильма были построены три постели, каждую из которых использовали для разных сцен.
    • Отец Дайер был сыгран Преподобным Уильямом О`Мэлли, который до сих пор преподаёт в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Первый тизер фильма, который содержал лишь несколько изображений «белолицего» демона, был запрещен во многих кинотеатрах, поскольку его посчитали «слишком страшным».
    • Линда Блэр повредила спину, когда специальная конструкция, с помощью которой ее разбрасывали по кровати, поломалась.
    • Линда Блэр стала номинантом на премию «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» ещё до того, как стало известно, что на самом деле демона озвучивала другая актриса (Мерседес МакКэмбридж). По правилам киноакадемии, Линда уже не могла лишиться номинации, но дискуссия о том, что награда должна принадлежать МакКэмбридж, фактически отобрала у Линды все шансы на победу.
    • Достаточно молодым на тот момент был Макс Фон Сюдов, и чтобы стать стареющим, умудренным экзорсистом, ему по несколько часов в день приходилось проводить в кресле гримера.
    • На роль Отца Мэррина студия хотела пригласить Марлона Брандо. Фридкин тут же высказался против, мотивируя тем, что это будет уже не его фильм, а «фильм с Марлоном Брандо».
    • Преподобный Уильям О`Мэлли рассказывал студентам, что примерно на 80% фильм основан на реальных событиях. Он объяснял разницу между событиями в фильме и реальными фактами, например: — на самом деле был одержим мальчик, а не девочка; — случай экзорсизма произошел не в штате Делавэр, а в штате Мэриленд; — цвет «горохового супа» был на самом деле не зелёный. Он заявлял, что и многие другие вещи происходили на самом деле.
    • Сцена в Ираке, с которой начинается фильм — эта последняя отснятая сцена. К съёмкам в Ираке приступили, когда полностью завершили съёмки в США.
    • В документальной ленте, посвященной 25-летию фильма, многие актеры признались, что в некоторых сценах им не приходилось «играть», поскольку во многих эпизодах у актеров подлинная реакция. Например, крик Эллен Берстин, после падения в одной из сцен, был вызван сильным рывком статиста за трос, которым была связана актриса; крик Линды Блэр был естественной реакцией в сцене «подпрыгивания на кровати»; Преподобный Уильям О`Мэлли рассказал, что Фридкин со всего размаха дал ему смачную оплеуху, чтобы снять сцену отпущения грехов отца Карраса, во время которой руки у Отца Дайера тряслись, а голос дрожал и прерывался. Чтобы герой выглядел в кадре испуганным, Фридкин приказывал ассистентам перед командой «Мотор!» выстрелить возле уха актера из ружья или неожиданно включить мрачную музыку через громкоговоритель.
    • Василики Милиарос, сыгравшая мать Отца Карраса, доселе никогда не снималась в кино, ее единственным актерским опытом была греческая театральная сцена. Фридкин познакомился с ней в греческом ресторане и был поражен ее невероятным сходством со своей матерью. Позже Блэтти говорил, что Малиарос похожа и на его мать. Это была её первая и последняя роль в кино; она скончалась в возрасте 90 лет почти за год до премьеры фильма.
    • Джеральдин Пейдж отказалась от роли матери Риган.
    • По графику фильм должен был быть отснят за 85 дней, но длительность съемочного процесса в одних только США составила 224 дня.
    • Знаменитую сцену появления Отца Мэррина в доме МакНейлов Макс Фон Сюдов сыграл в первый же день своей работы над фильмом.
    • Согласно книги Крейга Хамрика «Барнадас и компания: кастинг сериала Мрачные Тени, классики телевидения», Денис Никерсон рассматривалась на роль Риган. Однако, мать, прочитав в сценарии «сцену мастурбации распятием» тут же увела девочку.
    • На самом деле расстояние от окна комнаты Риган до лестницы снаружи намного больше, нежели в фильме — при таком расстоянии невозможно вылететь из окна прямо на лестницу, в связи с чем декораторы добавили дополнительное «поддельное» крыло к дому, поэтому предполагаемое окно Риган выглядит очень близко к лестнице.
    • Актриса Дэна Плато заявляла, что ей предлагали роль Риган, но её мать воспротивилась. Сам Блэтти говорит, что не припомнит ничего подобного, что могло бы подтвердить этот слух.
    • «Изгоняющий Дьявола» последний фильм Ли Дж. Кобб, сыгравшего в нем лейтенанта Киндермана. Актер скоропостижно скончался после съёмок в фильме.
    • В сцене «с зеленой жидкостью» появилась дублерша Линды Блэр Эйлин Дитц. Дик Смит, гример фильма, оснастил контуры лица Дитс небольшими листами плексигласа (органическое стекло), по краям рта и на затылке. Спрятанное сопло было закреплено в полости рта, в котором был также расположен специальный аппарат, с помощью которого «рвота» с большой скорость могла выплеснуться наружу. Заполненные «зеленым веществом» небольшие трубки были вставлены в плексиглас с обеих сторон лица. Это была самая сложная часть конструкции, в связи с чем Дитц не могла толком глотать что-либо и не могла полностью закрыть рот.
    • В отреставрированной режиссёрской версии для написания нескольких музыкальных сэмплов был приглашен композитор Стив Боддекер.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 132 минуты.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В «Версию, которую Вы никогда не видели» добавлено несколько визуальных эффектов: — когда Риган в первый раз приходит к доктору Кляйну, пока она проходит электроэнцефалограмму, она на какое-то мгновение видит «белое» лицо дьявола; — когда отец Каррас видит сон про свою мать, можно заметить вспышку света с тем же лицом дьявола; — когда Крис МакНэйл возвращается домой, она заходит на кухню, затем гаснет свет и, когда свет загорается, можно заметить снова лицо дьявола: на вытяжке над плитой; — перед тем как Крис войдёт в комнату Риган, на двери во весь экран появляется изображение головы статуи демона Пазузу, которую можно увидеть в начале фильма; — затем, когда Крис покидает комнату, на стене, слева от двери, постепенно появляется изображение демона Пазузу в виде горгульи; — в сцене изгнания дьявола, можно вновь заметить появляющееся на мгновение лицо дьявола: на этот раз вместо лица Риган.
    • еще 82 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 904 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Год 1973. Изгоняющий дьявола

    -Иногда полезно посмеяться хотя бы для того, чтобы не расплакаться.

    Несмотря на то, что этот фильм находится во всевозможных списках лучших, страшных, и т. д. он как то прошел мимо меня. Стыдно признаться, но я знаю его всего лишь по различным обыгранным сценам и пародиям в различных проектах. И вот я решил наверстать упущенное.

    Фильм мне очень понравился. Нет, я не испугался. Именно понравился. Вроде бы такая уже заезженная тема к 2016 году, но именно он мне показался оригинальней других. Не совсем уверен, вроде Изгоняющий дьявола в неком роде первоисточник, с которого и пошла волна фильмов про экзорцизм.

    Ожидал увидеть много пугающих моментов, но к сожалению меня, как поклонника ужасов, уже мало что может испугать. Не случилось этого и сейчас. Да, в фильме много моментов, позиционируемых как «пугалки», но к нашему времени они немного устарели. Но главным плюсом фильма я считаю его атмосферу. Этакий суеверный ужас поселяется уже на первых минутах, и не отпускает до последней.

    Положу в свою коллекцию любимых фильмов.

    9 из 10

    25 сентября 2016 | 18:32

    Данное кино не идет ни в какое сравнение с современными мистическими ужасами. Наверное не я один устал от банального и прозрачного манипулирования зрителем, посредством неожиданной смены картинки и звукового сопровождения. Хочется видеть фильм, всецело поглощающий своей атмосферой, который бы брал не сие минутным испугом, а чувством продолжительного напряжения, тревоги, вибрацией психики, происхождение которой лежало бы в твоем подсознании. Да, уровень спецэффектов мягко говоря… страдает. И конечно же, оно несет в себе еще и некие социально-политические мотивы: рекламирует религию как единственный выход. Но мы же умные люди и смотрим сквозь все это. За вышесказанным проглядывается мистическая драма с отличной режиссурой. Изгоняющий моментально включает в свою потустороннюю реальность, держит в напряжении с первых кадров.

    Есть современное «Изгнание демонов из Эмили Роуз». По сути, тот же сюжет, лишь скрашенный современными средствами визуализации и режиссуры. Но он, при всем уважении — тоже отличный ужастик -, не дотягивает по цельности. Он более социально адаптирован, в его диалогах и вообще развитии линии сюжета много моральной и религиозной шелухи, которая моментально отводит от сути жанра и рассеивает чувство напряжения, тревоги.

    В итоге заключаю, что кино рекомендовано к просмотру любителям ужасов.

    9 марта 2011 | 04:03

    В 1973 произошло знаменательное событие. Уильям Фридкин открыл новую эпоху в жанре фильмов об экзорцистах и одержимых демонами. Несомненно, когда нибудь этот шаг все равно был бы сделан, но был бы ли он таким же величественным и ярким? Итак, «Изгоняющий дьявола».

    Уж не знаю, действительно ли данную картину можно назвать самым страшным фильмов за всю историю кинематографа, но если рассматривать в сочетании его зрелищность, драматизм, атмосферность и элементы хоррора, то, без сомнения, его можно назвать одним из лучших фильмов ужасов. В сцене, когда Реган спускается по лестнице в неестественно изогнутой позе, просто дрожь по телу проходит, трагедии в семьях отца Карраса и Крис МакНейл заставляют сопереживать, некоторые сцены проявления демона шокируют, а сама атмосфера фильма завораживает и картина смотрится на одном дыхании. В общем данная история охватывает разум зрителя со всех ракурсов. Это ли не истинный шедевр?

    Самое главное, что в этом фильме профессиональная актерская игра сочетается с качественными спецэффектами, чем могут похвастаться немногие картины (в основном фильмы либо строятся на игре актеров в ущерб спецэффектам, либо наоборот зрителя запугивают лишь навороченными творениями с технической стороны). Глядя на грим, разного рода трюки и декорации не верится, что это 1973 год. Мало какой современный фильм, да с таким бюджетом (с учетом разного рода инфляций) может похвастаться такими успехами в прокате. И не последняя роль в этом возлагается на актеров. Макс фон Сюдов в роли отца Ланкастера величественен и самоотвержен. Зная, что это может стать последним его обрядом экзорцизма, он все-таки без тени сомнения идет на этот шаг. Вот истинный служитель Бога. Отец Каррас же в исполнении Джейсона Миллера — персонаж немного замкнутый и загадочный, что придает ему особый шик и обаяние. Эллен Берстин представляет мать-одиночку, чью семью постигло горе. Верхом же ее игры становится сцена, когда она в окружении большого количества врачей, совсем уже отчаявшись бьется за здоровье своей дочери, взывая не отдавать ее в психиатрическую клинику. Так и выглядит любая мать в борьбе за будущее своего ребенка. Каждый из этих актеров и актрис, да и все остальные заслуживают апплодисментов за их мастерство. Браво!

    Ну и отдельно хочется похвалить саму сцену изгнания духа. Именно в ней особое место играет религиозная составляющая. Становится не по себе, когда отец Ланкастер начинает читать текст обряла изгнания. Когда смешивается мощь религиозных речей и сопротивление злого духа внутри жертвы на зрителя обрушивается волна энергии и она усиливается качественным изображением. Такое запоминается надолго. И еще сильнее становится впечатление, когда понимаешь, что где-то это происходило, или происходит на самом деле.

    Атмосферно. Шедеврально.

    10 из 10

    5 сентября 2010 | 12:59

    Классика никогда не умрет, какими бы изощренными не были спецэффекты и сценаристы, сколько бы трупов ни навалили в фильм и сколько бы ни вылили крови, а есть такое явление, как шедевр. «Изгоняющий дьявола» — один из таких фильмов, культовых для жанра ужасов, который несмотря на свой довольно почтенный возраст, легко даст фору многим современным фильмам.

    Но не будем петь пустых дифирамбов — поговорим о самом фильме. Для начала сюжет. В девочку, дочку кинозвезды, вселяется демон. Атеистичная мать водит девочку к массе врачей, но их обследования не дают ничего. Меж тем юной Реган становится только хуже, а происходящие с ней вещи выходят за рамки простого психиатрического отклонения. Врачи лишь разводят руками, советуя маме Реган, Крис Мак Нил, искать помощи у священника-экзорциста. Она знакомится со святым отцом, прося его о помощи. Дэмиан Каррас будучи не только священником, но и психиатром, пытается усмотреть в происходящем с девочкой болезнь, но убедившись в том, что Реган действительно одержима, он обращается к экзорцисту отцу Меррину.

    Сюжет картины довольно прост и несложен — здесь нет массы сложных второстепенных линий, практически весь сюжет сконцентрирован на основной проблеме. Но то, как передана эта проблема в фильме выше всяких похвал. Актерская игра безупречна, особенно это касается Линды Блэр, сыгравшей Реган. Спецэффекты, особенно если не забывать, что на дворе всего-лишь 73 год, сделаны на отлично. МУзыкальное сопровождение нагнетает обстановку и заставляет бояться еще сильнее. Этот фильм заставит вас боятся, вздрагивать и испугано озираться в поисках нечистой силы около вас. Кроме того, «Изгоняющий дьявола» — это нетленная классика мирового кино, которую стоит посмотреть любому уважающему себя любителю хоррора.

    10 из 10.

    1 ноября 2009 | 15:53

    Честно говоря я была очень разочарована фильмом. Мне моя подруга прислала мне видео, где сначала обычная картинка заставляет тебя расслабиться, а затем неожиданно выскакивает лицо этой девочки и раздается жуткий крик. Я тогда чуть было со стула не упала. Отойдя немного от испуга, я подумала что должна обязательно посмотреть этот фильм, что наверняка он очень страшный. Но когда начала смотреть его поздно ночью, то какого-то ужаса особого не испытала. Я помню даже легла спать на середине фильма, а досматривала его уже утром.

    Единственное, что могу сказать, так это респект гримеру. Грим реально жуткий, девочка сущий дьявол получилась. Но ее поведение в фильме не было пугающим. Хотя я думаю что с таким гримом можно было очень жуткий фильм создать.

    Большая ошибка была в том, что нечистый дух, сидевший в девочке общался с людьми. Таким образом исчез весь ужас, который обычно возникает от чего-то неизвестного, нечеловеческого. Думаю, если бы фильм больше строился на жутких взглядах и ломанных движениях девочки, то было бы куда страшнее.

    Может конечно я через чур сильно придирчива в плане фильмов, но честно говоря редко вижу фильм, который действительно способен напугать.

    Но рецензия все таки нейтральная, потому что это самый жуткий грим, который я когда либо видела в фильме ужаса.

    9 января 2013 | 13:35

    Слоган к фильму «Изгоняющий дьявола», несколько преувеличивает значение картины Уильяма Фридкина, но тем не менее ряд сцен и вправду выглядит действительно жутковато. Жутковато не в плане сильнодействующего нагнетающего страха, а скорее с морально-психологической точки зрения. Соглашусь с теми, кто считает, что кино у Фридкина получилось ну очень натурализированным. Наверняка на это и был расчёт режиссёра, чтобы зритель воочию увидел всю мощь и артиллерию демонических сил. И это ему удалось в полной мере. С другой стороны, сделав упор на спец. эффектах, возникает вопрос, а не уклонился ли автор от самого главного, что собственно и хотел донести до нас с вами ? Если быть объективным, ил по крайней мере постараться подойти к этому вопросу сугубо беспристрастно, то я склоняюсь к мысли, что он всё-таки немного переборщил. Но за саму идею показа того, что бывает с человеком одержимым бесами, просто нельзя не сказать спасибо этому человеку и всей съёмочной группе.

    Начало же фильма погружает нас в атмосферу археологических раскопок, палящего солнца и некоей тайны. Мы видим отца Мерина (Макс фон Сюдов) и то, как к нему в руки попала одна вещица, из тех самых раскопок. Вещица, как вы сами понимаете непростая, а с секретом, тайну которой отец Мерин если не знает, то чувствует всеми фибрами своей священнической души. А дальше действие переносится в Америку, в семью матери и дочери. На первый взгляд всё у них гуд. Но мы-то с вами уже потираем руки в предвкушении и назревании большого действа или вернее будет выразить злодейства. Мать (Эллен Бёрстин) вполне обычная женщина, актриса, но её работу мы не увидим, поскольку это в принципе без надобности. Дочь Риган (Линда Блэр), пока что вполне адекватный ребёнок-подросток, любящий рисовать. Параллельно с ними нашему вниманию будет представлен отец Каррас (Джейсон Миллер), который очень хороший священник, но никудышный сын. Да, и такое бывает.

    И вот, когда Риган подвергнется вхождению в её юное и непорочное тело злого духа, начнётся непримиримая борьба, борьба её матери за свою безумную дочь. Добавьте сюда тот факт, что Крис МакНейл (Эллен Бёрстин), мать девочки, атеистка и будет и вовсе интересно наблюдать за развёртывающимися нешуточными событиями. Какие только способы и методы не будут задействованы этой женщиной, по спасению своего ребёнка. Эллен Бёрстин может не так визуально привлекательна, как скажем Грэйс Келли или Ингрид Бергман, но в этой картине сыграла просто мастерски, что тут ещё скажешь. У неё одна из главных ролей и она каждой клеткой тела её прочувствовала, что собственно мы и видим на выходе.

    Положа руку на сердце немного выпадает из общего ансамбля фигура отца Карраса, хотя в концовочке этот человек ещё себя проявит. И конечно Макс фон Сюдов! Как о нём можно забыть. Роль второго плана, но как будто бы и первостепенная, учитывая ту его значимость по исцелению и освобождению Риган. Очень тонко и точно использовал его Уильям Фридкин.

    Если рассматривать это кино, как ужасы, то допускаю, что большая часть кинозрителей и киноманов и не такое видела. А вот если за основу взять эту самую идею, заложенную в основание фильма, то тут просто остаётся сказать браво, потому как нагляднее фильма по борьбе добрых и злых сил, я ещё не встречал. Как пособие по религиоведению, наверное одна из лучших картин. Хотел было дело поставить девятку, за излишний натурализм, да как подумал о идее, так сразу чётко оформился образ десятки. Её и поставлю. Если ваша душа наполнена страхом и смятением, посмотрите этот фильм и уверен у вас возникнет желание пойти в церковь и покаяться…

    10 из 10

    7 ноября 2014 | 10:41

    Этот вопрос мучил меня в самом начале просмотра, когда я включила фильм и не узнала практически ни одного знакомого громкого имени.. И я подумала — с чего я решила посмотреть именно этот фильм? Какие зацепки? И вспомнила — потому что очень хотелось посмотреть что-нибудь ну очень страшное. А что — не знала, так как видела уже многое, да и всё подряд смотреть не хотелось в поисках достойного. И тогда я порылась в гугле и наткнулась на топ самых страшных фильмов в истории кинематографа. Первые два я уже до этого смотрела, а вот «Изгоняющий дьявола» был на третьем месте. И я решила посмотреть его. Скачала и, дождавшись ночи, уселась в темноте перед экраном.

    Вернусь к своему вопросу-что я смотрю? Как уже сказала — не узнала ни одного знакомого имени, а по отзывам, помнится, было что-то очень серьёзное.. И мне в голову пришла пугающая мысль — я скачала не тот фильм и сейчас буду смотреть, наверное, один из многих римейков или что-то вроде того.. Но делать было уже нечего и я решила посмотреть то, что имелось..

    И что сказать? Темнота, которую я так усердно организовала, не спасла фильм в моих глазах. Вздрогнула я лишь дважды, да и то не от страха…

    Тайна «тем или не тем» фильмом раскрылась — я всё-таки смотрела именно тот, закрывающий тройку лидеров в топе «самых страшных фильмов».

    Конечно, для 1973-го года это наверняка было нечто невообразимое, та же сцена с крестом, например.. Нечто, повергающее людей в ужас и шок… Но сейчас мы и не такое можем на экранах увидеть. Видимо, я дитя более нового, современного поколения, и мне совершенно искренне жаль, что я, судя по всему, не являюсь истинным ценителем. Обидно.

    Так что из уважения и благоговения:

    8 из 10

    26 января 2009 | 10:35

    После фильма «Ребенок Розмари» практически сразу наткнулся на фильм «Изгоняющий дьвола» и решил посмотреть. Фильм оставил приятное впечатление, несмотря на год его выпуска. Признаюсь честно, концовку фильма начиная с акта экзорцизма смотрел с открытым ртом, пытаюсь уловить каждую мелочь в обряде и в происходящем. Это было по-настоящему страшно и это действительно классика мирового кинематографа.

    Правда, после фильма, возникло желание пересмотреть «Очень страшное кино 2». Только сейчас я понял, на какой шедевр замахнулись создатели сей пародийного жанра, и кстати, они весьма неплохо справились.

    9 из 10

    22 января 2011 | 21:23

    Фильм, снятый по культовому бестселлеру Уильяма Питера Блэтти.

    Если вернуться в Средневековье, даже в 17-18 века, то мы обнаружим, что людей с некоторыми мозговыми отклонениями или убивали, или «излечивали» таким способом как экзорцизм. Но с пришествием доктора Фрейда и его учения, все данные явления начинали причисляться к психическим расстройствам, а данный метод оказался забытым. Но нужно ли забывать старые традиции, и всегда ли надо подходить к проблеме только с 1 стороны?

    Данная история рассказывает о нелегкой судьбе отца Ланкастера Меррина, отца Дамьена Карраса и маленькой девочки Риган. Точкой отсчета считается тот день, когда мать Дэмьена умирает, а в маленькую девочку вселяется что-то «необычное». Оно заставляет маленькую девочку творить невероятные вещи("паучья походка») и вести себя просто аморально(сцена с распятием).

    Данное поведение естественно начались причислять к психозу и разным подобным вещам. Даже сама церковь уже не верит в то, что в человека может вселиться демон. Человеческое общество, включая и самую духовную ее часть, с приходом научных терминов все более отвергает духовную сущность мира.

    Так думает и зритель и верит словам докторов- яркая шизофрения. Но.. Впоследствии, когда к девочке приходит отец Каррас уже начинают закрадываться сомнения насчет психоза даже у самых ярых атеистов. И последние минуты развевают эти сомнения вовсе.

    Сцена экзорцизма-самая сильная не только в фильме, но и в мировом кинематографе тоже. Воссозданная атмосфера духовного упадка, страха отца Карраса, отваги и решимости отца Меррина и, что самое поражающее, атмосфера бесовства, темной магии от беса Пазузу, который вселился в маленькую девочку. Яркость и натурализм, с коей была представлена эта сцена, буквально заставляют смотреть, не отрываться от экрана и постепенно бояться… Бояться именно того, что захватило маленькую девочку в свои адские сети, и отдало только ценой жизни двух людей-святых отцов.

    Описывать атрибуты к данному фильму бессмысленно. Актеры не играют, а живут своими ролями(Линда Блэр-стоячие овации за роль Риган и демона); спецэффекты-поражающие для 1973 года, но и сейчас могут ввести в ступор; музыкальное сопровождение — безупречно(мелодия 1 из моих любимых музыкантов- Майка Олфилда).

    9,5 из 10

    Классика жанра. Классика мирового кинематографа.

    1 июня 2010 | 19:38

    Если тезис о том, что «Изгоняющий дьявола» является самым страшным фильмом за всю историю кино, звучит довольно смело, то факт первенства сего фильма в категории фильмов об экзорцизме отвергать нельзя. Более того, лента Уильяма Фридкина стала основой целого жанра картин о дьявольской одержимости, воздействуя именно на первородные страхи человечества.

    И так, семью известной актрисы постигло горе. Ее маленькая дочь внезапно начинает вести себя неестественным образом. Мать полагает, что причиной тому стала личная трагедия. Врачи спешат диагностировать различные психические заболевания, хотя не в силах найти причину и оказать помощь…

    Местный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом, несмотря на то, что в современном обществе мало кто верит в подобные вещи, включая самих служителей церкви. Тем не менее, Ватикан вызывает из Азии эксперта в области экзорцизма отца Ланкастера Меррина.

    Уже сама идея того, что абсолютное зло заключается в теле маленькой невинной девочки, таки здорово будоражит воображения. Если эту идею умножить на само наполнения картины, где все внимания аудитории направлено к первородным и глубинным страхам каждого из нас, получается леденящая атмосфера, где чувство тревоги нарастает от кадра к кадру. Именно на этом довольно успешно и сыграл Уильям Фридкин. В картине не будет причудливых монстров, внезапно выпрыгивающих из-за угла и «моря кровищи», характерного для современных фильмов-ужасов, лишь методичное пошаговое погружения в круговорот событий, которым правит безудержное зло.

    «Изгоняющий дьявола» захватывает внимание своей натуралистичностью от чего происходящее воспринимается довольно органично и еще острее. Прекрасно прописанные линии главных персонажей вносят в действо драматический оттенок, создавая ощущения подлинности увиденного. На этом фоне повороты головы маленькой героини на 360 градусов, ее невероятный спуск по лестнице, жуткий голос и способность к телекинезу выглядят вполне реалистично и вызывают у зрителей чувство жути.

    Не смотря на преимущественно мистическую составляющую, автор ставил перед собой более глобальные цели, нежели просто напугать зрителя. «Изгоняющий дьявола» — способ заявить о том, что есть вещи, которые не ограничены наукой и техническим прогрессом. Есть понятия, выходящие за рамки человеческого понимания, есть вечная борьба между Добром и Злом, проходящая за каждого из нас, и только наша вера способна помочь выбрать «правильную» сторону.

    «Суть одержимости не в войнах, как склонны считать некоторые, и не в великих событиях. У нее иной масштаб, и она очень редко дает о себе знать открыто, редко вторгается в души, в плоть и кровь. Нет, я видел эту одержимость в мелочах, в бессмысленных, банальных ссорах, в непонимании, в грубых и оскорбительных словах, порой срывающихся с уст близких друзей. А иногда и с уст возлюбленных. Ну ладно, нам незачем призывать сатану, чтобы началась война, мы сами начинаем ее, сами…»© (Уильям Питер Блэтти. Изгоняющий дьявола)

    30 июня 2013 | 14:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>