Изгоняющий дьявола

The Exorcist
год
страна
слоган«Самый страшный фильм всех времен»
режиссерУильям Фридкин
сценарийУильям Питер Блэтти
продюсерУильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл, Дэвид Салвен
операторОуэн Ройзман
художникБилл Мэлли, Джон Роберт Ллойд, Джозеф Фретвелл III, ...
монтажНорман Гэй, Ивэн А. Лоттман
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  110.6 млн,    Великобритания  8.3 млн,    Бразилия  8.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (3):
В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
61 + 10 = 71
8.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).
    • На роль Крис, матери Реган, которая в итоге досталась Эллен Берстин, претендовали Джейн Фонда и Ширли МакЛейн.
    • Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что её героиня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.
    • Джону Бурману предлагали поставить фильм, но он отказался, мотивируя тем, что не хочет снимать такую жестокую историю про ребенка. Однако, режиссер принял предложение поставить сиквел: «Изгоняющий дьявола 2» (1977).
    • Мерседес МакКэмбридж, которая озвучивала демона, подавала в суд на студию Warner Bros. за то, что её имени не оказалось в титрах.
    • Джейн Фонда и Ширли МакЛейн были среди претенденток на роль Крис МакНэйл. Одри Хепберн согласилась бы исполнить роль, если съемки проходили бы в Риме. Энн Бэнкрофт также могла сыграть Крис, но «осталась за бортом», поскольку была на первом месяце беременности.
    • Вариант музыкального сопровождения Лало Шифрина был отклонён (его можно услышать в фильме «Ужас Эмитивиля» (1979)). Режиссёр фильма Уильям Фридкин позднее признался, что, услышь он музыку группы Tangerine Dream раньше, то пригласил бы именно их для написания музыки к «Изгоняющему дьявола». Tangerine Dream (в состав которой в разное время входили Кристофер Франке, Пол Хаслингер, Эдгар Фроиз, Питер Бауман, Йонас Шмоллинг и Ральф Вейдфул) написали музыку к следующему фильму Фридкина «Колдун» (1977).
    • Агентство, представлявшее интересы Линды Блэр, не порекомендовало её на роль Риган, предложив взамен более 30 других юных актрис. В результате, лишь вмешательство матери девочки позволило разрешить проблему.
    • Стэнли Кубрик хотел поставить фильм, но только при условии, чтобы он стал ещё и одним из сопродюсеров. Владельцы студии забеспокоились, что Кубрик может выйти за пределы бюджета и графика съемок, поэтому наняли в качестве режиссёра Марка Райделла. Однако, Блэтти (сценарист фильма и автор книги) настаивал на Уильяме Фридкине. После тупика, к которому студия пришла с Райделлом, Блэтти в конечном счете получил своё.
    • Съемочный процесс: 14 августа 1972 — 20 июля 1973.
    • В сентябре 2000 года в широкий прокат вышла отреставрированная версия фильма, в которую вошли 11 дополнительных минут; фильм рекламировали как «Версию, которую вы никогда не видели». Реставрация фильма обошлась в $1 млн. Новая версия собрала в первый уик-энд $8,1 млн. и за три месяца проката получила $39,6 млн.
    • Эллен Берстин повредила позвоночник в сцене, когда Риган с силой отбросывает Крис в сторону. На Берстин был закреплен специальный трос, за который по команде режиссёра должен был дернуть статист. В одном из дублей статист дернул так сильно, что актриса ударилась о пол и закричала от боли в копчике. Фридкин сразу же навел на нее камеру и завершил сцену эффектным крупным планом.
    • В «Версии, которую Вы никогда не видели» цифровым способом было добавлено пальто на Крис МакНэйл в сцене, где Мэррин и Каррас идут изгонять демона. В оригинальной версии это было явным киноляпом: в этой сцене Крис была в пальто, а через пару секунд уже без него.
    • Киностудия Warner Bros. предлагала поставить фильм следующим режиссёрам: — Артуру Пенну — отказался, т. к. на тот момент преподавал в Йейле; — Питеру Богдановичу — хотел сначала закончить другие проекты; позже сожалел о своём решении); — Майку Николсу — не хотел снимать фильм, который целиком зависит от актерской игры ребенка; — Марку Райделлу.
    • Место, где ведутся археологические раскопки в фильме, это не декорации, а реально существующая местность в древнем парфянском городе Хатра в Северном Ираке.
    • Первая сцена, которая была отснята: когда Отец Каррас идет по коридору психбольницы, взволнованно разговаривая со своим дядей о заключении его матери в психушку.
    • В сцене экзорсизма температуру в спальне сильно понизили, чтобы добиться подлинного «ледяного» дыхания. Линда Блэр, которая была всего лишь в легкой рубашке, призналась, что в тот день она даже не могла стоять — настолько было холодно.
    • В спальне повесили 4 кондиционера, и температура была примерно от 1 до 4 градусов ниже нуля. Получилось так, что в воздухе содержалась высокая влажность, в результате комната покрылась тонким слоем инея прямо перед началом съёмок.
    • Зеленая жидкость, которую Риган изрыгает по ходу фильма, на самом деле густой гороховый суп.
    • Стэйси Кич был выбран на роль отца Карраса Уильямом Питером Блэтти и оставался утвержденным на роль до тех пор, пока Уильям Фридкин не заметил Джейсона Миллера на одной из постановок Бродвея. Несмотря на то, что Миллер до этого никогда не снимался в кино, на роль был выбран именно он.
    • По словам Уильяма Питера Блэтти, Фридкин рассматривал также кандидатуру Джина Хэкмана на роль Отца Карраса.
    • Режиссёр фильма Уильям Фридкин попросил технического советника фильма священника Томаса Бирмингема провести обряд экзорсизма во время съёмок, но он отказался, объясняя это тем, что экзорсизм может только увеличить волнение на площадке. Но священник благословил актёров и съёмочную команду.
    • Съёмки преследовали частые неудачи, мистические события. Девять человек, связанных с производством картины, умерли. Однажды, в один из уикендов, сгорели все декорации – причина пожара до сих пор не выяснена. Актёры Джек МакГоуран и Василики Милиарос умерли незадолго до релиза картины.
    • Христианский евангелист Билли Грэхэм заявлял, что в бобины этого фильма вселился настоящий дьявол.
    • После выхода картины лестница, с которой скатывался Отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь она зовется «Лестница экзорсиста», состоящая из 75 ступеней, расположенных в конце улицы М-Стрит. Во время съемок каскадеру пришлось два раза катиться с нее, а чтобы в кадре не было видно прохожих, студенты университета за 5 долларов располагали горожан вне пределов камеры.
    • На лестницу пришлось наложить набивку из слоя резины, чтобы снять падение святого отца.
    • В 1990 вышла на экраны пародия на «Изгоняющий дьявола» под названием «Изгоняющий заново», в котором одержимую жертву сыграла вновь Линда Блэр.
    • Уильям Фридкин пригласил для создания шумовых эффектов Гонзало Гавира, после того как оценил его работу в фильме «Крот» (1970).
    • Фильм снимали в доме, в котором когда-то жил сам Уильям Питер Блэтти, когда был студентом и учился в университете Джорджтауна.
    • Уильям Питер Блэтти однажды выиграл $10,000 на шоу Гручо Маркса «Ставка — Ваша жизнь». Когда ведущий спросил на что он потратит деньги, Блэтти ответил — «На написание романа» — этим романом оказался «Изгоняющий дьявола», опубликованный в 1971 году и ставший бестселлером.
    • В режиссерской версии фильма выясняется второе имя Риган: Тереза.
    • Медсестру, которая заходит в кабинет доктора Тэни после артериограммы, сыграла мать Линды Блэр Элеонор.
    • Джил Грэйнбо пробовалась на роль Шэрон.
    • Уильям Питер Блэтти сыграл камео: продюсер фильма, в котором играла Крис; он разговаривает с режиссером фильма Бёрком.
    • Имя «Капитан Хоуди» используется в качестве компьютерного имени убийцы в фильме «Стрейнджлэнд» (1998). Сценарий фильма был написан Ди Снайдером, лидером группы «Twisted Sister». В репертуаре данной группы есть песня под названием «Stay Away from Captain Howdy» (альбом «Stay Hungry» 1984 года выпуска).
    • Сцена, где Отец Мэррин спрашивает у Крис второе имя её дочери, была вырезана, однако когда Мэррин проводит изгнание демона из Риган, он произносит полное имя девочки: Риган Тереза МакНэйл.
    • Для исполнения знаменитой сцены «паучьей походки» была приглашена акробатка Линда Р. Хэйгер. Сцена была отснята 11 апреля 1973. Вдоль лестницы натянули проволоку, с помощью которой она скользила, поэтому Хейгер лишь слегка касалась пола изогнутыми под невероятным углом руками и ногами. Сцена была вырезана Фридкиным и не вошла в оригинальную версию картины, поскольку режиссёр посчитал, что она производила слишком сильный эффект в первой половине фильма, в то время как ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Вырезанный материал был восстановлен Фридкиным в режиссёрской версии картины.
    • «Паучья походка», которая была вырезана из оригинальной версии фильма, была использована в фильме «Рубин» (1977), а также в некоторых других низкобюджетных фильмах.
    • Сцена, где отец Каррас прослушивает записанную им плёнку, была отснята в помещении Киттинг Холла в иезуитском университете Фордхэм, в Нью-Йорке. Та же самая комната была использована как офис Пентагона при съёмках фильма «Игры разума» (2001).
    • Фридкину для съёмок в Ираке пришлось собрать съёмочную команду, состоящую исключительно из британцев, поскольку на тот момент у США с Ираком не было никаких дипломатических отношений. Ирак дал согласие с условием, что в съёмках примут участие иракские кинематографисты.
    • В Великобритании релиз на видео был задержан на достаточно долгий срок по рекомендациям главного цензора страны Джеймса Фермана. Выход фильма на видео мог состояться в 1988, но снова был отвергнут Ферманом, который в качестве причины привёл ряд случаев издевательств над детьми. Видео релиз состоялся-таки в июне 1999, после того как Ферман ушёл на пенсию.
    • Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино.
    • В один из первых дней съёмок сцены экзорсизма, полный сквернословия монолог, произнесённый Линдой Блэр, произвёл столь сильное впечатление на Макса Фон Сюдова, что он просто-напросто забыл свой текст.
    • Вдохновение для написания книги Уильям Питер Блэтти нашёл узнав о реальном случае экзорсизма, произошедшем в 1949 году. Писатель, в то время учась в Джорджтаунском университете, прочитал статью Билла Бринкли в газете «Washington Post» (20 августа 1949), в которой говорилось о случае экзорсизма, произошедшим с 13-летним мальчиком на горе Рэйнор, в штате Мэриленд. Отец Альберт Хьюз и Отец Уильям Боурдерн провели обряд экзорсизма из Роланда Доу (вымышленное имя) в январе — апреле 1949 года.
    • Статуя демона «Пазузу» была по ошибке отправлена в Гонг-Конг вместо Ирака.
    • Прокат фильма в 1973 году сопровождался массовой истерией, обмороками зрителей во время просмотров и каретами «скорой помощи», дежурившими около кинотеатров. Случались и более курьезные случаи. Так, один из зрителей во время просмотра упал в обморок и ударился головой о спинку переднего кресла и сломал челюсть. Он подал в суд на Warner Bros., заявив, что на него повлияли «25 кадры», которыми был полон фильм. Студии удалось решить проблему внесудебным способом, заплатив возбужденному киноману некую сумму.
    • В сцене прослушивания аудиозаписей в лаборатории можно заметить висящий плакат с надписью «TASUKETE!», что в переводе с японского означает «Помоги мне!».
    • Знаменитый постер фильма, на котором Отец Мэррин стоит перед домом МакНейлов, заимствует мотивы картины Рене Магритта «Империя света» («L»Empire des lumières»), которую он нарисовал в 1953 году.
    • Для фильма был создан еще один постер — на нем была изображена рука Риган с зажатым окровавленным распятием, которым девочка поранила себя. Ниже шел тэглайн: «Бог, спаси эту девочку!» Фридкин отверг такой постер и заявил, что в тэглайне ни в коем случае не должно быть использовано слово «Бог».
    • Греческая песня, которая звучит по радио, когда Отец Каррас покидает квартиру своей матери, называется «Paramythaki mou», которую исполняет Яннис Калантцис. Спустя несколько лет автор песни Лейтерис Пападопулос, испытывавший материальные трудности, потребовал от создателей фильма некоторую компенсацию за использование его интеллектуальной собственности.
    • Сцена, где мы видим отца Карраса в его комнате в Джорджтауне, была отснята в общежитии для первокурсников в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Чтобы разрядить атмосферу на съёмочной площадке, Уильям Питер Блэтти предложил снять для забавы сцену, в которой Отец Мэррин входит в дом, снимает шляпу – и оказывается Гручо Марксом, другом Блэтти. Пародия должна была появиться в одном из шоу Гручо Маркса, но в день съемок заболел Уильям Фридкин, и сцену так и не сняли.
    • После фильма Линда Блэр получила огромное количество угроз в свой адрес. Компании Warner Bros. на шесть месяцев пришлось нанять ей телохранителей.
    • Звуки, которые издаёт демон, покидая тело Риган, на самом деле визги свиньи, отправленной на бойню.
    • Пока Уильям Питер Блэтти писал свой роман, он получал пособие по безработице.
    • На маску демона (который появляется в нескольких моментах лишь в режиссёрской версии фильма) Фридкина вдохновил образ из фильма Кането Шиндо «Онибаба» (1964).
    • Фактически с этого фильма началась карьера знаменитого гримера Рика Бейкера. Его нанял на работу в качестве ассистента легендарный гример Дик Смит.
    • Уильям Питер Блэтти создавал персонаж Крис МакНэйл с Ширли МакЛейн, подруги писателя. На этапе подготовки к съёмкам Ширли очень заинтересовалась проектом и хотела, чтобы Лью Грейд спродюсировал фильм, но ее планам не суждено было сбыться.
    • Для фильма были построены три постели, каждую из которых использовали для разных сцен.
    • Отец Дайер был сыгран священником Уильямом О`Мэлли.
    • Первый тизер фильма, который содержал лишь несколько изображений «белолицего» демона, был запрещен во многих кинотеатрах, поскольку его посчитали «слишком страшным».
    • Линда Блэр повредила спину, когда специальная конструкция, с помощью которой ее разбрасывали по кровати, поломалась.
    • Линда Блэр стала номинантом на премию «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» ещё до того, как стало известно, что на самом деле демона озвучивала другая актриса (Мерседес МакКэмбридж). По правилам киноакадемии, Линда уже не могла лишиться номинации, но дискуссия о том, что награда должна принадлежать МакКэмбридж, фактически отобрала у Линды все шансы на победу.
    • Достаточно молодым на тот момент был Макс Фон Сюдов, и чтобы стать стареющим, умудренным экзорсистом, ему по несколько часов в день приходилось проводить в кресле гримера.
    • На роль Отца Мэррина студия хотела пригласить Марлона Брандо. Фридкин тут же высказался против, мотивируя тем, что это будет уже не его фильм, а «фильм с Марлоном Брандо».
    • Священник Уильям О`Мэлли рассказывал студентам, что примерно на 80% фильм основан на реальных событиях. Он объяснял разницу между событиями в фильме и реальными фактами, например: — на самом деле был одержим мальчик, а не девочка; — случай экзорсизма произошел не в штате Делавэр, а в штате Мэриленд; — цвет «горохового супа» был на самом деле не зелёный. Он заявлял, что и многие другие вещи происходили на самом деле.
    • Сцена в Ираке, с которой начинается фильм — эта последняя отснятая сцена. К съёмкам в Ираке приступили, когда полностью завершили съёмки в США.
    • В документальной ленте, посвященной 25-летию фильма, многие актеры признались, что в некоторых сценах им не приходилось «играть», поскольку во многих эпизодах у актеров подлинная реакция. Например, крик Эллен Берстин, после падения в одной из сцен, был вызван сильным рывком статиста за трос, которым была связана актриса; крик Линды Блэр был естественной реакцией в сцене «подпрыгивания на кровати»; священник Уильям О`Мэлли рассказал, что Фридкин со всего размаха дал ему смачную оплеуху, чтобы снять сцену отпущения грехов отца Карраса, во время которой руки у Отца Дайера тряслись, а голос дрожал и прерывался. Чтобы герой выглядел в кадре испуганным, Фридкин приказывал ассистентам перед командой «Мотор!» выстрелить возле уха актера из ружья или неожиданно включить мрачную музыку через громкоговоритель.
    • Василики Мальярос, сыгравшая мать Отца Карраса, доселе никогда не снималась в кино, ее единственным актерским опытом была греческая театральная сцена. Фридкин познакомился с ней в греческом ресторане и был поражен ее невероятным сходством со своей матерью. Позже Блэтти говорил, что Малиарос похожа и на его мать. Это была её первая и последняя роль в кино; она скончалась в возрасте 90 лет почти за год до премьеры фильма.
    • Джеральдин Пейдж отказалась от роли матери Риган.
    • По графику фильм должен был быть отснят за 85 дней, но длительность съемочного процесса в одних только США составила 224 дня.
    • Знаменитую сцену появления Отца Мэррина в доме МакНейлов Макс фон Сюдов сыграл в первый же день своей работы над фильмом.
    • На самом деле расстояние от окна комнаты Риган до лестницы снаружи намного больше, нежели в фильме — при таком расстоянии невозможно вылететь из окна прямо на лестницу, в связи с чем декораторы добавили дополнительное «поддельное» крыло к дому, поэтому предполагаемое окно Риган выглядит очень близко к лестнице.
    • Актриса Дана Плато заявляла, что ей предлагали роль Риган, но её мать воспротивилась. Сам Блэтти говорит, что не припомнит ничего, что могло бы подтвердить этот слух.
    • «Изгоняющий Дьявола» — последний фильм Ли Дж. Кобба, сыгравшего в нем лейтенанта Киндермана. Актер скоропостижно скончался после съёмок в фильме.
    • В сцене «с зеленой жидкостью» появилась дублерша Линды Блэр Эйлин Дитц. Дик Смит, гример фильма, оснастил контуры лица Дитс небольшими листами плексигласа (органическое стекло), по краям рта и на затылке. Спрятанное сопло было закреплено в полости рта, в котором был также расположен специальный аппарат, с помощью которого «рвота» с большой скорость могла выплеснуться наружу. Заполненные «зеленым веществом» небольшие трубки были вставлены в плексиглас с обеих сторон лица. Это была самая сложная часть конструкции, в связи с чем Дитц не могла толком глотать что-либо и не могла полностью закрыть рот.
    • В отреставрированной режиссёрской версии для написания нескольких музыкальных сэмплов был приглашен композитор Стив Боддекер.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 132 минуты.
    • Техническим консультантом фильма выступил священник Джон Никола — автор монографии «Одержимость дьяволом и экзорцизм».
    • Спальня, в которой происходит основное действие, была оборудована в павильоне студии 20th Century Fox в западной части Манхэттена. Здесь же построили и интерьеры двухэтажного дома. В соседнем помещении разместили всевозможную технику и кондиционеры стоимостью 50 тысяч долларов, способные охладить воздух до нуля градусов, чтобы из рта присутствующих шёл настоящий пар. Вся комната раскачивалась и дрожала, в то время как наружный фон оставался неподвижным. «Мы использовали разные технические устройства, — рассказывает Фридкин, — одни кровати висели под потолком — с их помощью можно было изобразить полёт по комнате, — другие заставляли девочку подпрыгивать».
    • На студии побывало около тысячи девочек, но ни одна не понравилась продюсерам для роли Риган. Тогда к кастингу подключился Фридкин. Наконец, когда список сузился до двенадцати претенденток, Фридкин попросил их матерей прочитать роман вместе с девочками, чтобы те потом смогли без затруднений обсудить содержание. После этого многие сами отказались от участия в съёмках. «С оставшимися, — говорит Фридкин, — я беседовал о книге, и, признаться, меня поразила их сообразительность. Дети изменились с тех пор, как я сам был мальчишкой. Из всех Линда Блэр оказалась наименее смущённой трудностью задачи и глубже других её понимала. Мы убедились, что эта роль не принесёт ей вреда». Несмотря на последнее обстоятельство, Блэтти настоял, чтобы девочка прошла медицинское обследование, и только после этого она была допущена к съёмкам.
    • Рядом с профессиональными актёрами в фильме снимались два иезуита, одновременно являвшиеся консультантами, ещё один священник и целая комиссия врачей.
    • Советская газета «Правда» 2 февраля 1974 года писала о случаях сумасшествия, ставших следствием просмотра картины: «Чикагский психиатр Луи Шлэн рассказывает, что после того, как в городе начали демонстрировать этот фильм, у него прибавилось пациентов. Двоих юношей, посмотревших картину, пришлось отправить в психиатрическую лечебницу. Четверо пациентов обнаружили дьявола в самих себе, двое — в своих детях. В Бостоне люди ежедневно звонят в католический центр с просьбой изгнать из них нечистую силу».
    • Эпизод фильма, в котором Крис МакНил решила узнать источник странного шума на чердаке, занял второе место в рейтинге «Самых страшных моментов в кинематографе», по данным японского издания Play.com.
    • 29 января 1974 года в редакцию San Francisco Chronicle поступило письмо, в котором серийный убийца Зодиак положительно отзывался о фильме «Изгоняющий дьявола». Убийца сообщал, что это — «лучшая сатирическая комедия», которую он когда-либо видел.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В «Версию, которую Вы никогда не видели» добавлено несколько визуальных эффектов: — когда Риган в первый раз приходит к доктору Кляйну, пока она проходит электроэнцефалограмму, она на какое-то мгновение видит «белое» лицо дьявола; — когда отец Каррас видит сон про свою мать, можно заметить вспышку света с тем же лицом дьявола; — когда Крис МакНэйл возвращается домой, она заходит на кухню, затем гаснет свет и, когда свет загорается, можно заметить снова лицо дьявола: на вытяжке над плитой; — перед тем как Крис войдёт в комнату Риган, на двери во весь экран появляется изображение головы статуи демона Пазузу, которую можно увидеть в начале фильма; — затем, когда Крис покидает комнату, на стене, слева от двери, постепенно появляется изображение демона Пазузу в виде горгульи; — в сцене изгнания дьявола, можно вновь заметить появляющееся на мгновение лицо дьявола: на этот раз вместо лица Риган.
    • «Белое» лицо дьявола, появляющееся в некоторых сценах режиссерской версии – это загримированное лицо актрисы Эйлин Дитц.
    • Некоторые моменты в фильме были перемонтированы Уильямом Фридкиным специально для ТВ-версии: — в ТВ-версии у Статуи Непорочной Девы Марии осквернено только лицо (в отличии от крайне непристойной театральной версии); — фразы, содержащие богохульство, также были перемонтированы, причем самим Фридкиным из-за нежелания снова работать с Мерседес МакКэмбридж. Фраза «Твоя мать отсасывает в аду, Каррас, ты, дерьмо неверующее» была заменена на «Твоя мать гниёт в аду», также выражение «Засунь этот крест себе в задницу» была заменена на «Заткни свою пасть».
    • В сцене, где одержимая Риган мастурбирует распятием, съёмочная группа прибегла к помощи статиста, а именно когда дочь отталкивает мать с такой силой, что та отлетает к стене. Для постановки этого трюка к ремню вокруг талии актрисы прикрепили тонкий трос, статист располагался на заднем плане и должен был в нужный момент дернуть за него. А вот сцена непосредственно с мастурбацией распятием была полностью сыграна самой Линдой Блэр, по её словам, она полностью осознавала, что она делает и что пытается изобразить.
    • Согласно книге Крейга Хамрика «Барнадас и компания: кастинг сериала Мрачные Тени, классики телевидения», Денис Никерсон рассматривалась на роль Риган. Однако, мать, прочитав в сценарии «сцену мастурбации распятием» тут же увела девочку.
    • еще 87 фактов
    Редакционные материалы

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    *Привожу тебя, злейший дух, к присяге Всемогущему Богу.

    Вступление

    За окном 21-й век. Наука способна объяснить почти все явления, которые еще несколько столетий назад именовались загадками природы и попадали во власть религии. Именно религия была основной идеологией на пути к объяснению тех явлений, которые человечество было не в состоянии понять. Библия и сейчас широко пропагандирует идею о существовании Высшей силы, которая по-своему усмотрению руководит жизнью земной, её участью и судьбой.

    Сейчас мало кто воспринимает эти вещи всерьез: кто-то не понимает и отрицает, кто-то понимает, но не принимает, а кто-то, вообще, настроен очень негативно и считает религиозные идеи полной чушью. В наше время каждое мнение имеет право на существование и с ним стоит считаться. Но кем бы Вы ни были по-своему вероисповеданию, каких бы жизненных принципов не придерживались, — материалистических, идеологических или же атеистических, Вам следует принять явление экзорцизма, как реально существовавшее и оставившее яркий след в всемирной истории.

    По правде, говоря, некоторые церковные учреждения и по сей день активно проводят обряды изгнания бесов и делают на этом приличные деньги…

    И так, что же такое экзорцизм?

    Слово «экзорцизм» происходит от греческого «экзосия» — клятва. Оно переводится на латынь как «адюре» (adjure), на русский как «приносящий присягу». Экзорцировать — значит не столько изгонять, сколько привести духа или демона к присяге или призвать Высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям.
    Первое упоминание об экзорцизме мы находим еще в Евангелие. Иисус Христос во время своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед ним бесов из людей, одержимых этими адскими сущностями.

    Пожалуй, наибольшее впечатление производит эпизод Нового Завета, в котором рассказывается, как парень из Назарета заставил переселиться целое скопище злых духов ("знаменитое «имя нам легион») в стадо свиней. Обезумевшие от такого «соседства» животные побросались с обрыва в море. Среди христиан формальный ритуал экзорцизма существовал только в римской католической церкви. Это Римские ритуалы (Rituale Romanum), относящиеся к 1614 году. Менее формально экзорцизмы проводились протестантскими священниками.

    Со спиритуальной точки зрения изгнание бесов — это дуэль между дьяволом и экзорцистом за душу жертвы. При этом не существует никакого убежища. Во время ритуала священник и его помощник должны быть относительно безгрешны, ибо дьявол может швырнуть их грехи им в лицо и сурово критиковать их. Экзорцист должен быть тверд в вере, что могущество Христа превосходит все, иначе он обречен на поражение.

    Одержимость

    Свидетельством одержимости является способность жертвы левитировать, показывать нечеловеческую силу, отрекаться от религиозных слов и предметов, говорить на чужих языках. Последняя особенность являлась сильнейшим доказательством для католической церкви. Она позволяла обратиться к епископу, чтобы тот разрешил экзорцизм. Священники сами изгоняли бесов при помощи младших лиц духовного звания целителя и члена семьи.

    Жертва испытывала боль, невероятные психические сдвиги, спазмы, тело её издавало отвратительные звуки, жертва плевалась, потела, её рвало… По комнате могли прокатываться волны жара и холода. Могли перемещаться предметы: мебель, одежда, лампы, игрушки…

    О сюжете

    В семью преуспевающей актрисы Крис Макнеил неожиданно приходит беда: её 14-ти летняя дочь оказывается во власти непонятной болезни. На первом этапе симптомы напоминают легкое расстройство психики, но курс лечения не приносит желаемых результатов. Более того, состояние девочки значительно ухудшилось, она стала вести себя агрессивнее, бросаться на родных и близких, оскорблять докторов.

    Что же такое могло случиться с человеком, который до этого вел себя словно ангел? Наука не может дать вразумительный ответ на данный вопрос. Отчаявшаяся мать решает обратиться за помощью к психологу, дабы тот, применив гипноз, смог определить причину заболевания дочери. Результат лишь подтвердил наихудшее опасение — в теле девочки определенно обитает кто-то или что-то еще. И этот названный гость с каждым днем проявляет себя все активнее…

    На фоне одной ужасной трагедии в семье Макнеил, режиссер очень профессионально показывает другую — на сей раз злой рок обрекает на муки молодого священника, который, похоже, окончательно утратил веру после смерти матери. В этом он винит, конечно же, себя, поскольку не только не смог помочь ей в трудную минуту, но и, даже, не находился рядом в тот жуткий час.
    Чувства, которые одолевали Святого Отца в этот момент нельзя описать словами. Ясно лишь одно — его угнетало отчаяние, губительное и пагубное.

    Как видим, и актриса и священник переживают далеко не лучший период в жизни. Но именно это и роднит их. Они могут помочь друг другу, но вот будет ли эта помощь двусторонней — вопрос. Соглашаясь на обряд экзорцизма, Святой Отец сознательно подписывает себе смертный приговор, ведь его противник не знает слабости. Его противник не знает упрека и жалости. Его противник бесстрашен и всемогущ. Его противник — Сам Дьявол!

    Заключение (или предостережение)

    Несмотря на то, что фильм довольно познавательный, это все же, в первую очередь, фильм ужасов. Его основная задача — напугать, что значительно сужает зрительский контингент. Соответственно, детям и слабонервным кино противопоказано и подтверждение этому психическое заболевание Линды Блэр, исполнившей главную роль в этом фильме. После съемок девушка прошла курс лечения в психиатрической больнице, потому что события на съемочной площадке негативно сказались на её здоровье. Хорошо то, что хорошо кончается и Линда смогла оправиться от недугов. Но отпечаток то ведь остался на всю жизнь…

    9 из 10

    23 ноября 2007 | 20:42

    Совсем недавно успел посмотреть данный фильм с темой об изгнании дьявола из души или проще выразиться «Экзорцизме». Так вот, если честно я немного разочаровался когда узрел сие творение. Это связано не с тем что фильм показался мне скучным нудным и так далее, просто дело в том что я поздно слишком посмотрел данное творение, и еще это связано с тем что фильмы сами по себе не слишком впечатляют меня, на это исключительно на основе личных предпочтений. Хотелось бы для начала отметить очень выдающегося режиссера, который снял немало замечательных познавательных и внесших свой индивидуальный вклад в кинематограф, Уильяма Фридкина, за его спиной числятся «12 разгневанных мужчин», «Правила боя», «Французский связной» и недавно вышедший «Киллер Джо».

    Первым сомнительным аспектом в данной картине является повествование, на протяжении всего просмотра постоянно возникало чувство сумбурности и некоторой недосказанности в хронологии событий, от этого не только возникало масса вопросов но и начинало по — немногу оставлять неприятное впечатление, да возможно это какой то некий ход что бы зритель почувствовал еще большую индивидуальность и своеобразность фильма, я так считаю, но этот ход раскрыт не совсем потенциально. Атмосфера в фильме получилась однотоной, но довольно- таки мрачной и немного даже пугающей, но в остальном она остается в тех рамках, которые были заданы изначально и не пытается хоть как-то менять тона и краски, но должен заметить определенный стиль у фильма есть.

    Актеры. Все актеры сыграли в фильме хорошо, особенно запомнились Макс Фон Сюдов в роли священника, Линда Блэр, та самая легендарная девочка, которая была одержима дьяволом, и Джейсон Миллер который сыграл еще одного из главных героев, тоже священника. Каждый из героев переживает не только эмоциональное потрясение от различных ситуаций и событий, но и меняются психически. А когда события набирают поворот так вообще кажется что все герои на грани срыва.

    Музыка в фильме очень подобает общей атмосфере и всем событиям, иногда даже кажется что она и не играла вовсе, но все таки иногда она была жутковатой и немного напряженной. Работа оператора вышла качественной, все эмоциональные и страшные моменты сняты хорошо.

    А в совокупности всего мы имеем общепризнаный, но фильм, который не каждому придет по вкусу и не каждый его поймет, потому что в фильме все таки возможно есть какая никакая идея, которая доходит до зрителя по разному. Кто признает фильм шедевром в ужасах, а кто то скажет наоборот, в этом как раз, я думаю и проявляется индивидуальность и своебразие данной картины.

    7,5 из 10

    6 ноября 2012 | 14:24

    Желание пощекотать себе нервы и стремление увидеть самый страшный фильм (по крайней мере, по утверждению некоторых) за всю историю кино рано или поздно приведет каждого киномана и не только к просмотру «Изгоняющего дьявола». Фильма, благодаря которому фраза: «имя мне легион» сошла со страниц «Библии» и отправилась вселять ужас в сердца людей ни разу и не державших в руках Священное писание. Одержимость демоном, так ярко и полно раскрыта в этой ставшей классикой ленте Фридкина, что остальные работы на данную тему уже несколько десятилетий не могут хоть немного приблизиться к той высокой планке, которую поставил «Экзорцист». И не важно, что сейчас вытворяют экранные монстры с помощью спецэффектов, той атмосферы холодного страха, что поселилась в спальне Риган им не достичь все равно. Даже японский «Звонок» с ломаными движениями Садако теряет свое очарование после паучьей походки. Не говоря уже о других лентах в жанре ужасов, где за последние годы лишь европейские картины радуют неприкрытой жестокостью или мистикой в лучших традициях Лавкравта.

    «Экзорцист» непоколебим в своем звании лучшего из лучших, и дело не только в атмосфере. Еще долго никто не осмелится пойти так далеко в экранизации поистине дьявольских козней, будь то оскверненная статуя Девы Марии, богохульства чуть ли не в каждой реплике или мастурбация распятием, глупые пародии не в счет, как и режиссеры вроде Пазолини, для которых нет других богов кроме искусства. А если и решится, то не откровенней, чем это уже было в «Экзорцисте». По крайней мере, если фильм не адский трэш. Однако, не смотря на всю свою жуткость, картина Фридкина в первую очередь еще одна версия истории борьбы добра и зла, веры и безверия. И противостояние сил света и сил тьмы не теряет остроты от того, что местом битвы на этот раз стала обычная комната, а не руины древнего города. Ведь настоящая борьба была не в четырех стенах, а в душах людей столкнувшихся с демоном. И главная победа та, что одержали они над самими собой.

    «Квартирный вопрос» или разруха, которая не в клозетах, а в головах, но что-то явно мешает новому поколению увидеть в «Изгоняющем дьявола» тот самый фильм, что пугал и доводил до обмороков в семидесятых, жуткую и напряженную историю девочки, одержимой демоном. Почувствовать свою беспомощность перед лицом темных сил, которые нельзя одолеть здоровым скептицизмом, но справиться с которыми может только истинная вера.

    10 из 10

    31 мая 2011 | 21:27

    Фильм этот хотелось посмотреть достаточно давно. Во-первых, многие советовали, подруга так вообще, жаловалась, что после просмотра жутко дома одной находиться. Во-вторых, по краткому описанию, сразу заинтересовал сюжет. Но все как-то руки «не доходили», было «не то» настроение. И что греха таить — даже совершенно нелепый по содержанию ужастик может меня смутить, ну или как минимум вызвать отвращение.

    И даже делая скидку на 73й год, я в полном недоумении. Неужели это вообще может кого-то напугать? Неужели это заслуживает звания отличного атмосферного хоррора??

    Нелепые, глупые моменты, вроде пробежки Риган-дьявола по лестнице на спине, вызывают такой смех, что удержаться и впрямь, невозможно. Всё, где видимо надо трястись от страха и ужаса, сделано на уровне начальной школы. Шарики для пинг-понга вместо глаз, кетчуп, вместо крови изо рта, синяки, намалеванные мамиными тенями. Плохо. Нет, очень плохо, даже для 73.

    И если закрыть глаза на несуразицы, описанные выше, то остается… эээ… ничего. Скучно, очень скучно. Игра Берстин сухая, неинтересная, пол фильма — болтовня ни о чем, озабоченный дьявол (бред!), нераскрытые персонажи, неуместные, лишь только зря занимающие и без того внушительный хронометраж, сцены с матерью священника, с раскопками вначале фильма. Да и походу просмотра многие вещи кажутся странными. Даже очень. Зачем «дьяволу» нужна была именно эта девочка, и как, разнесся почти всю комнату, он же не смог вырваться из хиленьких привязей к кровати?

    Вот и получается, что сначала не понимаешь, что происходит, в середине начинаешь засыпать, а под конец просто удивляешься: «черт, зачем я смотрю этот идиотизм?»

    Была бы оценка 0, я бы её обязательно поставила.

    1 из 10

    25 июня 2011 | 19:03

    До того, как я посмотрел фильм я не особо был уверен, что он мне понравится. Виной такого мнения стал прочитанный довольно-таки давно роман «Изгоняющий дьявола». Он мне показался местами нудноватым, несколько затянутым и не слишком щедрым на увлекательные события. Скажем, следующий в сборнике за «Экзорцистом» роман «Знамение (Омен)" мне понравился больше, он был более зловещим, более интересным. Но рекомендации и отзывы к фильму очень неплохие, и я решился ознакомиться с экранизацией.

    И я соглашусь с теми зрителями, кому начало фильма показалось чересчур затянутым. Более или менее происходить что-то интересное начало примерно на 35 минуте. На мой взгляд, это долгое ожидание. Несмотря на то, что по задумке режиссёра напряжение в фильме должно было идти по нарастающей, всё же более получаса отдать на раскачку — это много. Однако, к чести режиссёра, после этих томительных 30 минут началось действительно отличное кино.

    Мне очень понравилась атмосфера фильма. Состояние отчаяния матери Риган, её ушедший актёрский лоск с лица, её дрожащие руки, её срывы, крики, заплаканные глаза. Было сыграно убедительно, живо, эмоционально. Особенно мне запомнилась такая маленькая сцена в несколько секунд, когда Крис проводила полицейского и осталась одна в большом просторном помещении первого этажа. До крика дочери сверху она буквально несколько секунд постояла в одиночестве. Но вот в тот момент я почувствовал её горе, её страх, её самую большую проблему жизни, наказание, проклятие. Ей никто не может помочь, она не понимает что происходит, она боится за жизнь дочери. И вот сейчас проводила полицейского, осталась одна и куда? Куда идти? Чем можно себя занять, о чём думать, когда в душе и мыслях состояние шока?

    Линда Блэр, сыгравшая Риган, справилась отлично. Её и озвучили где-то, где-то заменили другой актрисой, но в те моменты, в которые требовалась актёрская игра Линды, она сыграла безупречно. На Кинопоиске даже написано, что после этой роли ей угрожали. Значит её игра кому-то вошла в самую душу и в воспалённый религией мозг.

    Я не скажу, что это самый лучший фильм ужасов, или самый страшный за всю историю. Но, на мой взгляд, посмотрев его, вы, как говорится, приобщитесь к классике кинематографа. Этот фильм оправданно заслуживает звание классического.

    8 из 10

    21 февраля 2011 | 23:35

    Данное кино посмотрел буквально полчаса назад. Экранизация одноименной книги Уильяма Питера Блэтти получилось отличной, режиссер постарался на славу. Больше всего в фильме выигрывает атмосфера, так как она здесь с первых же минут держится отлично, до самого конца. Хотя признаюсь сразу, что книгу я не читал, и, наверное, мне трудно будет сравнивать фильм с ней. Да я и не буду этого делать. Идея осталась такой же, что и в книге: живет одна американская семья в своем доме, живет нормально, но до тех пор, пока в дочь актрисы Крис не вселяется нечто ужасное, что начинает контролировать ее. Это самое нечто превращает девочку в настоящего монстра, которого приходится оставить в комнате наверху. И теперь Крис и всем остальным в доме придется решать, что же делать с этой проблемой. Так как это «существо» стало слишком опасным, сильным и аггресивным.

    Большинство времени фильма занято тем, что главные герои разбираются с проблемой, ищя хоть какой-нибудь выход. Кажется, что ничего уже сделать нельзя, ситуация безвыходная. Хочу отметить, что этот самый дьявол, который вселился в девочку, очень умен. Нередко, когда в комнату кто-нибудь заходит и что-нибудь предпринимает или спрашивает, он начинает грубить, а иногда и хитрить. Ведь его главная задача — выбраться. А сам процесс изгнания дьявола вообще самое страшное в фильме, это выполнено очень умело и профессионально, действительно местами страшно, хотя фильм датируется 1973-м годом. Здесь нет компьютерной графики, а есть отличная работа гримеров и актерская работа, которая и помогает зрителю почувствовать страх, что происходит на экране с героями. В этом и есть залог фильма. Если бы сюда вставили компьютерную графику, вряд ли получилось так интересно и действительно страшно.

    Актерская игра, как я говорил ранее, здесь отличная, и все безупречно справились со своими ролями, включая и девочку, которая играет одержимую дьяволом. Действительно, сложная роль, да еще и эмоциональная. Стоит только посмотреть на все эти изменения в ее поведении, все эти странные действия и выражения. Музыка в фильме есть, хотя ее и маловато, но все равно она подобрана хорошо. Можно говорить про качества фильма еще долго, но я буду краток. Хотите оценить его и увидеть, как там все выполнено, смотрите, не пожалеете. И еще надолго запомните эту картину. Она действительно страшная, неприятная, неожиданная. Изгнать дьявола из девочки надо. Но это не просто, если учитывать то, что даже и в комнату, где она сидит, заходить страшно и неприятно.

    22 апреля 2011 | 14:19

    Единственный на моей памяти фильм в жанре мистического триллера с элементами фильма ужасов и драмы, удостоившийся таких почестей со стороны как профессиональных критиков, так и рядовых зрителей. Про него сказано и написано немало всего, поэтому углубляться не буду. Картина Уильяма Фридкина, прогремевшего ранее своей криминальной лентой «Французский связной», удостоенной главной наград Киноакадемии, основана на одноименном бестселлере Уильяма Питера Блэтти и была выпущена под Рождество в 1973 году. Выход фильма сопровождался всяческого рода мистификациями и скандалами: несколько членов съемочной группы погибли при загадочных обстоятельствах, во время просмотра особо чувствительные люди падали в обморок, а в некоторых странах показ картины вообще был запрещен. Тем не менее, «Изгоняющий дьявола» быстро стал культовым фильмом, собрал неплохую кассу и получил два «Оскара» — за сценарную адаптацию и монтаж звука. Недавно выпустили специальную версию, включающую несколько дополнительных минут, а также отреставрированные аудио- и видеоэффекты. Именно такую версию я и посмотрел.

    Сначала следует сказать, что по качеству проделанной работы «Изгоняющий дьявола» не уступает современным фильмам. На первых минутах ловишь себя на мысли о том, что картина никак не может быть снята в далеком 1973 году — так все сделано грамотно и выверенно! Режиссура и сценарий (которым занимался сам Блэтти) просто великолепны. Многие неподготовленные зрители с разочарованием говорят, что звание «самого страшного фильма» лента Фридкина абсолютно не заслуживает. Дело в том, что «Изгоняющего дьявола» действительно с трудом можно назвать стандартным ужастиком, так как это — весьма серьезное и философское кино, которое отражает борьбу добра со злом в извечном ее понимании. Действие ленты разворачивается неторопливо, нас постепенно вводят в мир героев, дают хорошенько понять их личности, а уж затем переходят к одержимости и всему прочему. Фактически в фильме можно выделить две сюжетные линии, сталкивающиеся к концу, — это попавшая под власть демона Пазузу Риган МакНил и ее мать Крис и теряющий веру священник-психолог Дэмиен Каррас, мучимый виной по поводу смерти матери в отделении психиатрической лечебницы. Ну и, само собой, специалист по экзорсизму Ланкастер Меррин, прибывший из Ирака в Джорджтаун, чтобы встретиться лицом к лицу с дьяволом и попытаться одолеть его в неравной борьбе. Великолепная операторская работа Оуэна Ройзмана помогает усилить впечатления от просмотра.

    Актерская игра — выше всех похвал. Эллен Берстин до «Изгоняющего дьявола» видел только в «Реквиеме по мечте» Даррена Аронофски, но уже по роли Сары Голдфарб можно смело заключить, что это очень и очень талантливая актриса. И роль отчаявшейся матери, ищущей помощи у любого, кто сможет ей помочь, без сомнения, ей удалась безупречно. Джейсон Миллер также смотрится великолепно в образе Карраса. К сожалению, данного актера знаю только по этой роли. Великий Макс фон Сюдов играет серьезную и важную роль Ланкастера Меррина, но тут и комментарии излишни — работу таких мастеров, как фон Сюдов, обсуждать не требуется. И, наконец, Линда Блэр. Уму непостижимо, что эта 14-летняя девочка смогла так искусно и профессионально справиться с такой сложной и психологичной ролью. А учитывая, что ее героиня сыплет всяческого рода ругательствами и творит невесть что, я считаю согласие Линды на участие в съемках смелым поступком.

    «Изгоняющий дьявола» — это глубокий и мастерски поставленный фильм, совершенно определенно заслуживающий внимания каждого уважающего себя киномана.

    10 из 10

    Продолжения, а уж тем более ремейки и тому подобные ответвления от оригинала Фридкина — это мусор и шлак!

    16 ноября 2010 | 18:27

    «Изгоняющий дьявола» по-настоящему классика мирового кинематографа в своём жанре. Где бы я не читала списки, рейтинги фильмов ужасов, везде неизменно меня преследовало словосочетание — изгоняющий дьявола или более «пафосно» — экзорцист. И везде писали, что просто неимоверно страшный фильм и всё прочее ему и в подмётки не годится. Ну как-то несколько месяцев назад я решилась его посмотреть. Настроение было плохое, смотрела от скуки и нечего делать, в итоге просмотрев минут пять я это дело бросила поставив жирную точку на этом фильме. А на днях наткнулась на популярную сетевую игру, угадай фильм по кадру. И там было изображено лицо Риган, когда в неё уже вселился дьявол. Сразу вспомнился интернет-скример. Впечатлило, решила повторить попытку.

    Есть такой разряд фильмов, после которых в голову всплывает одна единственная фраза: «Потратила впустую n-ое кол-во минут жизни на вот эту чепуху!». И подавляющее большинство фильмов таковыми и являются, как это не прискорбно. Найти по-настоящему стоящий фильм ужасов трудно, хотя их сейчас столько наснимали, что казалось бы, их там должно быть неимоверно много. Однако, хорошим оказывается один из двадцати. «Изгоняющий дьявола» оказался тем самым фильмом, который стоит нескольких десятков других однотипных ужастиков.

    В нём есть одна особенность. Как бы глупо это не звучало, он страшный, но при этом совсем не страшный. В нём нету выпрыгивающих морд, безумного кол-ва крови, короче говоря всего того, с помощью чего сейчас пугают публику современными ужасами. После просмотра фильма отсутствует тот безудержный страх. Не испытываешь паники при заходе в малоосвещённое помещение и не шарахаешься от малейшего сквозняка, шороха, нет. Но несмотря на всё это, не носит Земля такого человека который бы спокойно отреагировал на изуродованное лицо девочки или на знаменитую «паучью походку» Риган, какие бы стальные нервы не были у человека. Я пересмотрела чудовищное кол-во фильмов и казалось бы, ну всё,ну не снять уже такого фильма, которого я бы испугалась, но, при просмотре этой картины мурашки бежали пот телу. Весь тот драматизм и трагедия наполняет фильм леденящим ужасом.

    Нельзя не отметить первоклассную игру актёров. Каждый актёр вжился в своего персонажа и натуральным образом показал все эмоции: переживания матери Риган, которая осознавала и видела тот кошмар, что происходил с доченькой, сама Линда Блэр, будучи маленькой девочкой, справилась с по истине трудной ролью и даже местами не самой приличной.

    В общем, Есть в нём что-то мистическое, пугающее. назвать этот фильм — ужасом, не поворачивается язык, но и сказать, что это драма тоже нельзя.

    16 июля 2012 | 18:55

    Собиралась посмотреть этот фильм около двух лет, но все руки не доходили. Посмотрев его поняла, что лучше бы так и не дошли. После стольких позитивных отзывов и рекомендаций, то, что я увидела на экране, было полной противоположностью всему положительному, что писали про этот фильм. Сказать, что я разочарована — ничего не сказать!

    Постараюсь кратко изъяснить все минусы:

    - Взята столь интересная религиозная тема, но так скудно обыграна.

    - Начало фильма весьма монотонное и затянутое, как сам фильм в принципе.

    - Понимаю, что фильм снят в 70е, но спец эффекты настолько неправдоподобны, что лучше бы их вообще не было.

    - Бедно и развитие сюжета. Было бы гораздо интересней не зацикливать его только лишь на одной девочке и ее окружении, а хотя бы поведать нам в красках большее описание давней истории.

    - Диалоги смотрятся, как пустая болтовня, но а само изгнание дьявола из уст священников — сплошной пафос, наполненный псевдо-эмоциями.

    Фильм совершенно не страшный. Мне было невозможно его смотреть, параллельно не занимаясь чем-то другим. Как бы я не пыталась сосредоточить свое внимание, скука меня одолевала.

    Настоящим ценителям фильмов ужасов категорически не рекомендую к просмотру.

    А так, даже тем, кто еще не смотрел этот фильм, но собирается, тоже не рекомендую, ибо это пустая трата времени на неудачный сюжет, отсутствие глубокого смысла, монотонные диалоги и затянутость.

    Единственное, что хоть как-то скрасило этот фильм, это пара несуразных реплик, выскакивающих из уст ребенка во время проведения обряда. Собственно за это ставлю 1 бал.

    1 из 10

    27 июня 2014 | 05:51

    Если вам надоели фильмы ужасов, напоминающие комедии, а весь испуг держится на дешевом «Бу!», то вы по адресу.

    Темнота… скрежет… холод… бледное пламя свечи… может, это лишь крысы на чердаке?..

    Самый мощный элемент фильма — его атмосфера. Тут нет каких-то вирусов, катастроф, надуманных сценариев и т. п. Все происходит в абсолютно реальной обстановке с обычными людьми, у которых хватает своих проблемы. Зато здесь есть блистательная операторская работа, прекрасная постановка сцен, великолепный звук и сильный продуманный сюжет (фильм является экранизацией одноименного романа Уильяма Питера Блетти).

    Мама, что со мной происходит? Мне страшно…

    Режиссер знал, как сыграть на человеческих страхах. То, как девочка из жизнерадостного ребенка постепенно превращается в нечто ужасное, не оставит равнодушным никого. Для усиления эффекта Фридкин прибегнул к помощи священников, лучших гримеров и специалистов по визуальным эффектам.

    Образы в темноте, комната, ходящая ходуном, фонтаны зеленой рвоты, шрамы, гниющая плоть…

    Все настолько правдоподобно, что даже сейчас придраться сложно. Ужас потихоньку осваивается в вашем сознании, захватывает ваше тело. Вы, не отрываясь, смотрите с широко раскрытыми глазами, вздрагиваете от телефонного звонка по ту сторону экрана, ловите себя на мысли, что у вас глупый вид…

    Безусловно, просмотр не будет легким и безмятежным. В кинотеатрах он сеял панику, после его просмотра люди совершали убийства и самоубийства, его обвиняли в излишнем натурализме и запрещали. Между тем это не просто один из лучших хорроров, но и один из лучших фильмов вообще. Был номинирован на Оскар в 10 номинациях, получил две статуэтки и «Золотой Глобус».

    В общем, пугайтесь на здоровье!

    10 из 10

    16 ноября 2013 | 21:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: