всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган«The Man Who Made A Monster!»
режиссерДжеймс Уэйл
сценарийДжон Л. Болдерстон, Гаррет Форт, Френсис Эдвард Фараго, ...
продюсерКарл Лемли мл., Е.М. Эшер
операторАртур Идисон, Пол Ивано
композиторБернхард Каун
художникЧарльз Д. Холл
монтажКларенс Колстер
жанр ужасы, фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время70 мин. / 01:10
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
45 + 0 = 45
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
    • Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
    • Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
    • Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
    • Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
    • Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
    • Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
    • Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
    • Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
    • В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
    • В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
    • Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
    • Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мозг мертвеца, вновь будет жить.
    В теле, которое я собрал своими руками.
    СВОИМИ РУКАМИ…


    В начале своего отзыва я хотел бы сразу сказать, я не читал оригинальное произведение Мэри Шелли, по которому Джеймс Уэли и снимал свой фильм, но умные люди мне рассказали, что это довольно громоздкий роман и Мэри Шелли написала его, когда была еще очень молодой. Это очень удивительно…

    ФРАНКЕНШТЕЙН (я люблю этот фильм)

    Посмотрел я этот фильм не так давно, может быть год назад. Причем произошло это абсолютно случайно, я нашел этот фильм в одном магазине, сразу его купил, пришел домой и начал его смотреть.

    Эта экранизация мне очень понравилась. Я оставил этот фильм у себя в коллекции. Могу даже сказать, положа руку на сердце, наверно это самый значительный фильм ужасов из всех когда-либо снятых. Просто после него столько было различных фильмов про ученых и их созданий, а самого ФРАНКЕНШТЕЙНА не экранизировали наверно только ленивые.

    Сразу хочу сказать, у меня раньше самая любимая экранизация этой истории была 1994 года снятая Кеннетом Брэнай. Теперь добавилась еще и эта. Для 1931 года, этот фильм сделан просто идеально.

    В этом фильме сыграли очень талантливые актеры, особенно Колин Клайв (его персонаж просто гениален), Дуайт Фрай (он сыграл удивительную роль, помощника Франкенштейна), Эдвард Ван Слоун (если честно, этот актер вообще плохо играть не умеет) и конечно неподражаемый английский актер Уильям Генри Пратт которого все знают как Бориса Карлоффа. Для него этот фильм стал переломным в карьере. Он создал культовый образ на все времена.

    Спасибо хочу сказать Джеку Пирсу, который очень сильно помогал режиссеру Джеймсу Уэли в создании персонажа. Джек Пирс работал на студии Юниверсал гримером. И его работа очень заметна в этом фильме.

    Ну и конечно хочу сказать спасибо режиссеру Джеймсу Уэли, который, несмотря на все проблемы (а у него их было очень много, кто знает его биографию, меня поймет), сделал фильм, который я не забуду никогда.

    Спасибо.

    В конце всегда я вижу жизнь.

    10 из 10

    17 июня 2009 | 16:52

    Сразу после того как Бела Лугоши прославился в роли Дракулы в одноименном фильме студии Universal 1931 года, ему тут же предложили роль бессловесного монстра в фильме «Франкенштейн», основанном на бессмертном романе Мэри Шелли. Но прочитав сценарий, Лугоши отказывается от роли, поскольку у Монстра не было реплик (в отличии от книги), и на протяжении всего фильма ему пришлось бы находиться в массивном гриме.

    Режиссёр будущего фильма Джеймс Уэйл начинает искать актёра на роль Монстра. В актёрской столовой Уэйл встретил тогда малоизвестного актёра — Бориса Карлоффа. Уэйла впечатлила структура лица актёра, что и побудило его предложить ему роль.

    К тому моменту англичанин Борис Карлофф перебивался случайными заработками и уже многие годы играл эпизодические роли в фильмах. К 1931 году он сыграл уже в 60 фильмах, но оставался безызвестным.

    Так было вплоть до того, пока к нему не подошёл Джеймс Уэйл с предложением сыграть роль во «Франкенштейне». Карлофф соглашается.

    Для роли Монстра Карлоффу на протяжении 4 часов накладывали грим. Грим вместе с костюмом и огромными сапогами весели более 20 килограмм. Грим накладывал Джек Пирс, который был «волшебником гримёром» студии Universal. Для придания более «мертвецкого» вида Монстру, на веки Карлоффа Пирс наложил воск, предназначенный для мертвецов. Карлофф вынул зубной протез, за счёт чего его щёки стали впалыми. Всё вместе это создало облик самого знаменитого кино-монстра всех времён.

    Карлофф сыграл превосходно. По сей день, он остаётся лучшим исполнителем роли Монстра.

    Он придал огромное сострадание своему персонажу. Его Монстр не понят людьми, его боятся, в то время как он хочет творить добро людям. Главными поклонниками фильма стали дети, которые как никто понимали Монстра и сопереживали ему.

    Роль Франкенштейна блестяще исполнил Колин Клайв. Ему идеально удалось передать одержимость и безумие своего персонажа.

    Как и в случае с безумным помощником в «Дракуле», Дуйат Фрай сыграл во «Франкенштейне» похожую роль. Он играет горбуна-помощника безумного доктора.

    Эдвард Ван Слоан здесь также присутствует в роли доктора Уолдмена — профессора университета, в котором учился Франкенштейн. Доктор Уолдмен воплощает собой моральную сторону сюжета. Он изначально осознаёт, насколько ужасен опыт Франкенштейна, и пытается его отговорить от этого, приводя в качестве аргументов различный научные теории. Но Франкенштейна не интересовали теории, он был полностью одержим своей безумной идеей.

    В фильме есть все классические составляющие жанра: кладбище, готическая атмосфера, и зловещая лаборатория.

    Сам фильм очень отличается от оригинального романа Мэри Шелли. Но благодаря этому, он является самостоятельным произведением.

    В книге Франкенштейн работал самостоятельно, а в фильме у него появился горбун-помощник по имени Фриц, что позже стало распространённым явлением в жанре.

    Одним из главных отличий от романа является то, что в фильме весь акцент поставлен на то, что Монстру изначально пересадили мозг преступника (это произошло из-за ошибки Фрица). В книге не было описания, чей мозг использовал Франкенштейн для своего Создания. К тому же, в фильме образ Монстра полностью противоположен книжному. В романе Монстр был наделен блестящим разумом, который даже превышал человеческий. В фильме же Монстр наделен разумом младенца, который еще мало чего осознает.

    В оригинале также не описывается, каким именно образом Франкенштейн сотворил своё Создание. В данном же фильме была впервые использована идея оживления с помощью электричества. Именно эта концепция была использована в последующих фильмах о Франкенштейне.

    «Франкенштейн» имел невероятный успех, и даже смог затмить успех «Дракулы». Впоследствии он стал одним из самых известных классических фильмов ужасов.

    Роль Монстра Франкенштейна прославила Карлоффа на всю жизнь. Благодаря ей Карлофф стал величайшей звездой жанра.

    В дальнейшем Бела Лугоши сожалел, что отказался от роли Монстра. Теперь, помимо того, что Карлофф и Лугоши стали иконами жанра, они стали профессиональными соперниками.

    Итог: блестящая классика от Universal с блестящим Борисом Карлоффом в главной роли. Шедевр.

    10 из 10

    31 августа 2014 | 18:57

    Проблемы героев, многих фильмов ужасов, начинаются с того самого момента, когда они, проявив чрезмерное любопытство, пытаются узнать, что происходит за той таинственной дверью на которой написано: «Не выходить! Опасно для жизни!». Такие персонажи обычно обладают физической силой или как минимум располагают обширными научными знаниями. Такой сюжетный ход был во многих фильмах ужасов 30-ых.

    В фильме «Франкенштейн», таким героем выступает Генри Франкенштейн — талантливый ученый, чей разум заражен идеалистической идеей о вечной жизни.

    Ввязавшись в спор с матушкой-природой, или если угодно с самим господом-богом, наш сумасшедший ученный, по законам жанра, должен допустить фатальную ошибку, вследствие чего зло выходит на свободу.

    Но зло, которое в данном случае олицетворяет чудовище, созданное нашим героем из кусков гниющей мертвечины, оказывается всего лишь измученной и истерзанной душой, жаждущей понимания и любви, а не насмешек и издевательского отношения.

    Монстр Франкенштейна — это обиженный на родителей и общество ребенок, который сбегает из дома в поисках приюта, но вместо свободы и любви встречает лишь отрицание и неприятие. Позже эту структуру использует и модернизирует Дэвид Линч в своем черно-белом шедевре «Человек-Слон».

    Возвращаясь к экранизации Джемса Уэйла, созданной в далеком 1931 году, хочется отметить смелость режиссера, присущую в то время не многим студийным директорам. Многие моменты, например эпизод с маленькой девочкой, который позже вырезали из прокатной версии фильма американские цензоры, были довольно шокирующими для тех лет. Но главный парадокс этой киноленты заключается в том, что большинство зрителей жалеет чудовище и понимает мотивы преступлений монстра, чего не происходит в вышедшем в этом же году «Дракуле» Тода Браунинга.

    Кроме того «Франкенштейна» можно рассматривать как нравоучительную сказку, сформулированная мораль которой звучит примерно так: «Никто не может заменить собой бога». Это идея, на первый взгляд, довольно поверхностна, но если копнуть глубже, то можно провести интересные параллели между Адамом и монстром Франкенштейна.

    Как и в библейской истории, Генри (Бог) разочаровывается в своем творении. Им созданный Адам совсем не такой, как он сам, хотя Франкенштейн сделал его по своему образу и подобию. Монстр, как и первый человек на земле, тоже познает грех, стой лишь разницей, что на неправедный поступок Адама подталкивает женщина искушенная змеем.

    2 февраля 2012 | 09:09

    Фильм Джеймса Уэйла «Франкенштейн», представляющий собой жестокую карикатуру на извечное противостояние жизни и смерти, добра и зла, по праву считается не просто культовым, а золотым кинофильмом, признанной классикой ужасов.

    Созданное по роману Мэри Шелли кино рассказывает драматичную историю о монстре, сделанном из человеческих фрагментов обезумевшим Виктором Франкенштейном, чья фамилия как раз почему-то применяется, как правило, именно к чудовищу. Ошибка фанатов? Вовсе нет! Если вы помните, в сцене свадьбы Виктора и Элизабет звучит тост: «За сына дома Франкенштейнов!». Вот оно, дитя барона: гигантского роста, сутулый, собранный из останков, покрытый шрамами и швами, с тяжёлыми веками, сын дома Франкенштейнов! Чем не ирония?

    Многие называют «Франкенштейна» одним из лучших карлофф-муви. Так и есть. Справедливо замечание о том, что актёр может сыграть сотни ролей, но ни одной не выделяться. В историю ужасов британец Борис Карлофф вошёл именно благодаря своим бесконечным рычаниям и стонам. Его Франкенштейн — вызов всему человечеству, позор науке, зачастую переходящей любые границы, и очередная гениальная издёвка над желанием многих победить смерть. Не понимающий разницы между живым и мёртвым, между хорошим и плохим, всеми гонимый и ненавистный Франкенштейн вызывает у зрителя больше жалость, чем презрение, свойственное жителям города, в котором и разворачивается кошмарная история.

    За уже почти 80 лет своего существования киносага о Франкенштейне успела обрасти сотнями пародий и подражаний; чего стоит одно только бессмертное «IT`S ALIVE!!!» Колина Клайва, ныне повторяемое на каждом шагу. Бесспорно, такой непрекращающийся и по сей день ажиотаж лишний раз свидетельствует о том, что перед нами совершенно гениальная картина, чьё влияние на жанр ужасов и на кино в целом неоспоримо. It`s Still Alive!

    2 апреля 2010 | 13:09

    Из всех просмотренных мною ужастиков Universal этот, несомненно, наилучший. Действительно отличное, без всяких оговорок и уточнений, кино.

    Молодой Генри Франкенштейн и его увечный слуга Фриц раскапывают могилы и собирают висельников, чтоб создать нового человека. Но Франкештейну нужен свежий мозг… Туповатый и боящийся трупов Фриц, отправленный за консервированным мозгом в университетскую анатомичку, приносит дегенеративный мозг преступника. Тем временем невеста Франкенштейна смущена его безумным письмом и отсутствием и вместе с безответно влюбленным в неё другом отправляется к его бывшему преподавателю, доктору Вальдману, который рассказывает, что Генри бросил учёбу, когда университет не дал ему трупов для исследования тайн жизни и смерти. Втроём они отправляются в башню, где недоучившийся студент оборудовал свою лабораторию. Сперва Генри не хочет пускать их, но когда его называют безумцем, приходит в ярость и, чтоб доказать обратное, показывает голема, сшитого из кусков трупов, и рассказывает про более высокочастотное, чем ультрафиолет, излучение, создавшее жизнь на Земле. Гости появились как раз во время финального этапа эксперимента — в разрядах грозы создание Франкенштейна оживает… Позже его отец, барон Франкенштейн, выражает недовольство тем, что Генри всё не торопится вступать в брак и, убеждённый, что дело не в науке, а в другой женщине, отправляется к сыну в башню. Тем временем Франкенштейн полон радужных надежд относительно своего создания, но держит его в тёмном подвале и не особенно следит за ним, так что злобный полудиот Фриц с удовольствием может тыкать в новорождённое создание факелом и бить его плёткой. А доктор Вальдман настойчиво советует Генри убить созданное им чудовище…

    Роман Мэри Шелли был посвящен двум смежным темам — осуждению человеческой гордыни и игры в Бога, с одной стороны, и отказу от ответственности за свои творения, с другой. В недавно упомянутой экранизации 1910 года актуальна была первая тема, во многих других дочерних, прямо или косвенно подражающих Шелли сюжетах, превратившаяся в настоящую фобию науки. В фильме Уэйла упор сделан на вторую. Наука не зла (и в этом смысле сюжетный ход с мозгом убийцы кажется навязанным, излишним) — дурными плоды науки могут стать в руках одержимых комплексом неполноценности дегенератов; Франкенштейн явно не вполне уравновешен, но его прометеевский порыв тоже не кажется дурным сам по себе — но безответственно дальнейшее равнодушие к монстру. Само же чудовище делает немало плохого, но ничего этически предосудительного; убить того, кто с последовательным садизмом тебя пытает или собирается вскрыть живьем — естественный базовый порыв любого живого существа, а девочке монстр не хотел зла, и не его вина, что его не озаботились обучить самым базовым понятиям. Чудовище опасно, как опасен сильный умственно отсталый или ребёнок с силой быка, но как и они, оно за эту опасность не отвечает. И потому совершенно естественно сочувствие зрителя оказывается на его стороне, а не на стороне доктора Вальдмана, без колебаний настаивающего на убийстве ещё прежде, чем монстр чем-то провинился. А глядя на факельное шествие вскидывающих руки озлобленных немцев, приходится напоминать себе, что фильм снят в 1931 и ничего такого авторы иметь ввиду не могли…

    Фильм выделяется среди прочих ужастиков Universal глубокой проработкой персонажей, и актёрам, соответственно, есть что играть. Романтическая фигура Генри Франкенштейна, полусумасшедшего и одновременно возвышенного своими амбициями, хорошо удалась Колину Клайву. Ван Слоун отчасти отошёл от своей всегдашней роли ван Хельсинга, исполнив более амбивалентную и характерную (хоть и несущую ту же сюжетную функцию) роль Вальдмана. Очень понравился мне барон Франкенштейн-старший, своего рода сердитый отец из оперетты, но при этом довольно жизненный, в исполнении Фредерика Керра. Дуайт Фрай, прекрасно сыгравший Рэнфилда в «Дракуле», тут не менее ярко исполнил роль другого помощника злодея, Фрица. И, конечно, самая знаменитая роль Бориса Карлоффа, создавшего трогательный образ без слов и с минимумом мимики.

    Фильм снят профессионально и стильно, тут много красивых кадров, операторских находок (например, взгляды Франкештейна и монстра сквозь мельничное колесо), и даже очевидная павильонность съёмок в данном случае скорее играет на атмосферу, чем против неё. Грим монстра не зря вошёл в историю и создал каноническое визуальное представление о чудовище Франкенштейна, которому нет альтернативы по сей день.

    В целом «Франкенштейн» — не только веха в истории ужасов, но и очень хорошее кино. Настоятельно рекомендую смотреть даже не интересующимся жанром: из всей продукции Universal того периода, пожалуй, только этот фильм заслуживает внимания вне зависимости от любви к хоррору.

    22 марта 2014 | 18:47

    Один из первых фильмов про Виктра Франкенштейна, полусумашедшего ученого создавшего монстра из фрагментов человеческих тел. По праву вошел в историю как один из родоначальников жанра хоррор и подарил миру одного из самых известных киношных монстров.

    Пощекотать нервы современному зрителю фильм конечно не сможет — павильонные съемки, символичные специальные эффекты, чрезмерно пафосные диалоги — все-таки возраст картины дает о себе знать.

    Однако не стоит забывать, что в арсенале кинематографистов того времени еще не было тех технических средств, с помощью которых нас пугают современные хоррор-мейкеры. Но для настоящих киноманов, первый фильм о Франкенштейне — это настоящая сокровищница образов и сцен, из которых собственно и возник жанр, такой каким он является сейчас.

    9 сентября 2007 | 18:38

    Конец 19-ого века. Молодой учёный Генри Франкенштейна- одержим желанием создать с помощью науки жизнь. Для этого ему нужны электрические разряды и… трупы. Из кусков которых он и сшивает человекоподобное существо. Но созданный монстр убив ассистента Генри сбегает из замка и скрывается в лесу, вблизи местной деревни. Жители которой, прознав про прячущегося в их краю чудовище, объявляют на него охоту…

    -«Я сумасшедший?! Скоро вы увидите, сумасшедший я, или нет…» (с)

    В начале 30-ых случилось чудо-«Великий Немой» заговорил! Канул в прошлое немой кинематограф. А также и многие его звёзды, не способные адаптироваться и приспособиться к новомодной звукозаписывающей техники. Один период в истории кино закончился. А второй толком не начался. Странное время, когда появлялись новые кумиры публики, открывались новые, переоборудованные под звуковые картины кинотеатры, выходили новые необычные «говорящие» и даже «поющие» фильмы. Невиданный прогресс сопутствовал невиданному же мировому экономическому кризису. Который стал настоящим потрясением для всего западного мира, и особенно сильно сказался на Америке -унеся десятки тысяч жизней. Этот период прозвали временем Великой Депрессии…

    И вот в это тяжёлое время Голливуд развлекал публику, давая ей возможность отвлечься от своих тревог и перенестись в разнообразный и зрелищный мир кино. Эту пору прозвали -Золотой Эпохой Голливуда. Именно тогда появились знаковые, определившие развитие кино жанры, способные напугать неискушённую публику…

    Речь пойдёт о легендарной экранизации знаменитого романа Мэри Шелли -«Франкенштейн», осуществлённой в 1931-ом году Джеймсом Уэйлом. Примечателен фильм тем, что это первая «настоящая» интерпретация данной книги, и тем что это один из первых звуковых фильмов ужасов. А ещё впечатляющей работой по гриму, которую проделал кудесник Джек Пирс. Его команда создала такой образ легендарного монстра, что его все узнают и сегодня, даже и те кто не смотрел кино. Хотя фильму уже 82 года! Актёры и все те кто работал за кадром -создали такой фильм, аналогов которому впредь не будет. Это касается лишь старого кино, обладающего преимуществом перед последующими версиями этого сюжета. Я об атмосфере фильма. Мрачная, подавляющая холодность происходящего на экране усиливает незабываемая музыка а так же «состарившаяся» плёнка, то и дело покрывающаяся «ожогами» и «струпьями», трещащая и шипящая. А так же чарующий старый английский, который приятно звучит и благодаря этому некоторые реплики можно запомнить и на языке оригинала. Всё это свойственно лишь старому, довоенному кино. При всех своих недостатках, и некой даже наивности эти фильмы прошли самую суровую проверку. Проверку временем. Их до сих пор смотрят, а значит они не когда не устареют. Так как уже давно устарели, но не потеряли своего обаяния, и даже наоборот приобрели.

    Сложно назвать написанный Джоном Л. Болдерстоном (автор классических ужастиков 30-ых -«Дракула» с Белой Лугоши, «Мумия`с тем же Карлоффом и др.), Доном Расселом и Гарретом Фортом сценарий -экранизацией. От сюжета придуманного Мэри Шелли остался лишь один зачин, про то как безумный учёный создаёт монстра. Даже имена главных героев изменили! Доктор носит имя Генри, а его друг -Виктор, а в романе на оборот. Ровно как и введение в сюжет профессора Уолдена -которого не было в романе. Таким образом в неприкосновенности остались лишь невеста героя-Элизабет, да само безымянное существо (которое многие и называют Франкенштейном, хотя это фамилия героя-учёного, а не имя созданного им монстра). При всех своих достоинствах, фильм Джеймса Уэйла -отвратительная экранизация. При просмотре непонятно даже какой год нам показывают, ибо в картине причудливо смешались костюмы 30-ых, вещи 20-ого века и старинный интерьер, более-менее современные роскошные особняки и старинные, мрачные замки. Поэтому я не считаю «Франкенштейна» 1931-ого экранизацией. Это просто триллер снятый по мотивом популярного готического романа. И снятый для своего времени-просто изумительно…

    В картине играли тогда не известные публике молодые театральные актёры. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя на Бродвее, где их заметили и пригласили в кино. Это Колин Клайв (Генри Франкенштейн), Мэй Кларк (Элизабет), Джон Боулс (Виктор), Дуайт Фрай (ассистент доктора-Фритц), Эдвард Ван Слоун (профессор Уолден) и наконец самый главный из тех, кто повинен в бессмертии этой картины -Борис Карлофф в незабываемом и жутком образе воскресшего с помощью электричества, Монстра с высокой и сутулой фигурой, квадратной башкой и ржавым болтом торчащем из шеи. И хоть он за весь фильм не произносит не фразы, а только зловеще рычит и мычит, он одним этим создаёт легендарный образ классического персонажа…

    Оператор Артур Идисон, снявший такие хиты как «Человек-Невидимка» и «Касабланка», запечатлел на киноплёнку множество знаменитых кадров, впоследствии вошедших в энциклопедию кино, и не раз цитировавшихся и пародировавшихся в будущем. Чего стоят только сцены с оживлением монстра в лаборатории оборудованной в подвале замка, и финальная погоня озлобленной и кричащей черни с факелами и вилами в руках за неуклюже убегающем от них существом, с последующей далее сценой сожжения мельницы и гибели монстра под обломками и в огне…

    Отлично постарался и главный художник постановки Чарльз Д. Холл, ранее трудившийся на картинах Чаплина ("Малыш», «Цирк» и «Огни Большого Города»). При минимальных затратах, его команда построила впечатляющие декорации от замка Франкенштейна, до его фамильного поместья и деревни озлобленных крестьян. А также в фильме разные, соответствующие непонятно каким эпохам костюмы. Всё это создаёт непередаваемую атмосферу этого классического, чёрно-белого хоррора.

    Композитор картины Бернхард Каун, так больше негде и не поработал по специальности. И сложно сказать, что стало тому причиной. Саундтрек первого «Франкенштейна» показал его как талантливого человека. Звучащая в фильме музыка не просто звуковое сопровождение ленты. Она её фон. Она создаёт напряжение, погружает в атмосферу рассказываемой с экрана истории и запоминается не хуже образа самого оживлённого и сшитого из частей тел мертвецов монстра…

    Продюсер фильма Карл Лемли-мл, один из тогдашних хозяев знаменитой голливудской киностудии «Юнивёрсал», был успешным дельцом. И нащупав на ниве ужастиков прибыльное дно, стал активным финансистом картин снятых в жанре «хоррор». Конкретно «Франкенштейн» 1931-ого, при вложенных в него, приблизительно 300 тысяч долларов, принёс в мировом прокате более 12 миллионов!

    В последствии, на волне большого критического и коммерческого успеха фильма, было снято ещё два его прямых продолжения ("Невеста Франкенштейна» (1935) и «Сын Франкенштейна» (1939), и положен зачин для бесчисленных спин-оффов и красоверов с участием популярных чудовищ студии «Юнивёрсал». Но первый фильм всегда ценится выше сиквелов, а потому и оценка будет именно такой а не какой другой:

    9 из 10 

    P.S

    Из основных минусов картины, как наиболее существенный назову её слишком маленькую продолжительность (где-то чуть более часа). Всё таки для данного сюжета это слишком малый хронометраж…

    20 июля 2013 | 16:39

    Талантливый учёный Генри Франкенштейн решает превзойти самого Бога, и создать собственными руками человеческое существо. Это ему удаётся. Склеенное из останков трупов и с мозгом убийцы, существо сразу же ведёт себя агрессивно по отношению к создателю…

    Снятый по роману Мэри Шелли, фильм сразу же стал классикой фильмов ужасов, а чудовище Франкенштейна сразу же заняло ореол киношного монстра, и вполне заслужено. Удивительно, что снятое в 30-е годы кино поражает своим интересным сценарием, в которой кроется довольно поучительная идея и задумка. А самое главное, что пугающее тогда кино, может впечатлить и сейчас хотя бы тем, как оно снято. Операторская работа хороша, актёрская игра на удивление держится на высоком уровне, сценарные ходы продуманы, а само кино довольно мрачное и жестокое.

    Конечно, идейно фильм состоит в том, что однажды человека, который возомнит себя выше других, постигнет кара в лице того, кого он создал. Чудовище — это умерший когда то человек, фактически зомби. Испытывая постоянную физическую боль и непреодолимую тягой к убийствам (в чудовище заложен мозг убийцы), существо вынуждено бесцельно существовать на этой земле, убивая против собственной воли. Это хорошо показано в сцене с маленькой девочкой — самой жестокой, но служащей главным сюжетном поворотом в фильме. Кстати, само существо показано тут с интересной стороны — по канону страшный, с походкой мертвеца, с мёртвым взглядом. Оно не умеет говорить, но по мере существования проявляет эмоции, и чудовищная часть существа уступает его человечности. Неизвестно, стоит ли жалеть его, ведь он убийца? Но с другой стороны — он убийца против своей воли, что тяготит его (опять же сцена с девочкой). Это уже остаётся на выбор зрителю.

    Для 30-х годах спецэффекты и декорации выглядят на занятном уровне, а атмосферно кино выполнено великолепно — ни разу не покидало ощущение, что ты оказался сейчас в кинотеатре в 31 году и смотришь это кино впервые. Удивительно, и непередаваемо. Ну а само кино заслуживает высокой оценки, не только потому, что классика фильмов ужасов, а потому, что кино актуально и по сей день.

    9 из 10

    9 мая 2014 | 19:42

    К моменту просмотра данного фильма я не знал ни о Карлоффе, не о Лугоши, и вообще ни о ком из тех, кого по праву можно назвать творцами монстров в фильмах ужасов — именно они воплотили в жизнь Чудовище Франкенштейна и Дракулу. Фильм мне начал нравиться еще в самом начале. Места сьемок были подобраны столь удачно! Я начал испытывать атмосферу фильма еще в самом начале.

    Сюжет — профессор Франкенштейн создает Монстра и оживляет его. После этого он уезжает, а Монстр вырывается и отправляется за своим создателем, убивая всех на своем пути.

    Игра актеров превосходна. Особенно радует Борис Карлофф, исполнитель роли Чудовища. На мой взгляд он играет лучше всех. Остальные актеры тоже превосходно играют, ничего не скажу.

    Места съемок настолько хороши… Я не могу подобрать нужного слова, чтобы охарактеризовать их. Так красиво смотрятся таинственные горы, леса, реки. Внешний вид чудовища тоже превосходен.

    Одним своим видом Чудовище может напугать. Фильм сам по себе сильно пугает. Его обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов (легенда, как-никак). Лично мне он очень понравился, и еще не раз я его пересмотрю.

    10 из 10

    24 мая 2010 | 19:07

    Должно быть, в тот миг, когда с уст персонажа Колина Клайва слетело — не побоюсь — эпохальное опьянённое восклицание «Оно ожило!», тогда все будущие кино-монстры обрели ещё бестелесные души, дабы уже твёрдо надеяться на своё полноценное воплощение в скором времени.

    Про классику (фундаментальную истинную классику) дурно говорить невозможно, но в случае с чудесным фильмом «Франкенштейн» это неприменимо не из-за дани уважения, а в силу исключительного зрелища. Я, имея зрительский взгляд человека современного, а всё равно был просто заворожён происходящим на экране.

    Это новаторство, это частица первых шагов научно-страшного кинематографа тридцатых, когда человечество ещё стояло на пороге проложённого курса с желанием знать и искать неведомые грани открытий, рассматривая человека сугубо, как органическую основу для живущего разума. Всё это выразилось в кино пока в небольших зачатках своей прогрессивной эпохи.

    Если не пытаться углубляться во все сподвижники извне ради создания данной киноленты, а замкнуться сугубо на рассмотрении экранного творения, то оно привлекательно в первую очередь актёром, на удивление столь выразительном в своём ужасном уродующем гриме и чудовищных огромных ботинках. Всем хорошо помнится, как был удивлён Бела Лугоши, легко отказавшейся от этой роли и после узревший недопустимую оплошность — это уже история былых культовых личностей своей эпохи. А ныне можно не менее удивляться и нам, наблюдая природный талант Бориса Карлоффа и его Монстра.

    Это чудище — оживлённый труп и пластично и неуклюже, и шустро и громадно, и ужасно и жалостливо по природе своей. Оно вообще с самого первого появления получилось неоднозначным, даже взять факт со случайным наличием в черепной коробке мёртвого мозга невменяемого убийцы. Зритель не в праве осуждать Монстра, он нечто небывалое (это и не мертвец, а сшитые разные клочья плоти воедино) и посему неизвестно, что им движет в тот или иной момент. Думаю, сей аспект построения истории только усугубляет восхищение при просмотре, ещё в свои наивные годы кинематографа, создавая дуализм понятий, как и обещал рассказчик в прологе, обращая свою речь-предосторожность для нас, прямо в экран. Некие сцены только это подкрепляют, для примера стоит вспомнить завораживающую встречу Монстра с маленькой девочкой, бросающей цветы, где урод будет принят в игру с ней, а после… Грань открытий, интереса, жизни, смерти — выражено ничуть не менее именно здесь, нежели и в самом начале с оживлением создания Франкенштейна. Символизм контрастно светлой умиротворяющей сцены и резкий срыв насилия пронизывает любой сценарный слой, рука об руку творя трепещущее полотно рассказа с бездушным экспериментом поставить на ноги нечто, что обязано быть упокоенным. Подобные нервозные спады и зрительскую невольную слежку за ними возьмут на вооружение будущие пугающие кинофильмы, где интерес полнится сопереживанием в особо хрупких моментах на возможное проявление агрессии — это уже умелый саспенс начала тридцатых.

    Удалась и зрелищность. Монстр вырвется в жилое месторасположение и начнёт урывками пробираться тут и там, сея панику и смерть. Невольно, какими бы не казались радужными беззаботными кадры с подготовкой свадьбы сына борона, а уже расслабиться не удаётся, ожидая подвоха. О финале на мельнице и речи нет: дикий загнанный зверь, языки пламени, орущая толпа, собаки, полыхающие лопасти мельницы…

    Нельзя не похвалить помимо Бориса Карлоффа с его классическим достоверным изображением телодвижений долговязого Монстра с холодной отчуждённой мимикой и Колина Клайва, играющего Генри Франкенштейна, решившего возомнить себя богом, беспринципно амбициозно дарующим жизнь в неживую плоть. Даже в обводке чёрно-белой картинки его игра не особо театральна, ей ни чужда и правдоподобная нотка сопереживающего трагизма.

    В целом за всей мрачной феерией вызывающего ужаса оплошности науки до создания сшитого Монстра и в апогей его бесконтрольной «жизни», за актёрской работой и прекрасными техническими составляющими без приятных чувств наблюдать невозможно! Но, а если не испытано сие удивительное ощущение при взоре на местами откровенно наивную (вспомнить даже сброс нелепого манекена с балкона мельницы), но увлекательную первую ступень долгой-долгой жизни классического создания учёного Франкенштейна, то видимо золотая эпоха фильмов-ужасов с будоражащей игрой теней — не для Вас.

    10 из 10

    8 февраля 2012 | 21:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>