всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган«The Man Who Made A Monster!»
режиссерДжеймс Уэйл
сценарийДжон Л. Болдерстон, Гаррет Форт, Френсис Эдвард Фараго, ...
продюсерКарл Лемли мл., Е.М. Эшер
операторАртур Идисон, Пол Ивано
композиторБернхард Каун
художникЧарльз Д. Холл
монтажКларенс Колстер
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время70 мин. / 01:10
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
    • Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
    • Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
    • Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
    • Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
    • Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
    • Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
    • Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
    • Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
    • В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
    • В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
    • Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
    • Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Один из первых впечатляющих образцов голливудских фильмов ужасов.

    Постоянно тревожущий человечество вопрос о вечности бытия стал актуален и на раннем этапе кинематографа, обладающего уже с самого своего рождения магическими свойствами. Таким образом на экране происходит воскрешение мертвого человека, что напоминает библейскую историю. Кинематограф размыл границы между понятиями о жизни и смерти, и заявил после ученых: Человек — Творец!

    Если в 30-е годы сценаристы думали, не забывая про восприятие зрителя, о воскрешении мертвого, то со временем кинематограф демонстрирует новые вариации на тему вечной жизни, но в некой «извращенной» форме.
    Если монстр Франкештейна восстал против человечества из-за отсутствия чувств и разума, то современные супергерои обладают разумом и выступают на стороне общества, что их сближает с человеком.

    «Франкенштейн» Джеймса Уэйла в сравнении с современными фильма ужасов может восприниматься и как комедия ужасов, скорее всего, незначительно повлияв на рождение этого жанра кино.

    Бесчеловечно выглядит сцена убийства ребенка, это самый большой минус сценаристов фильма. Но финальная сцена смотрится выигрышно и по сей день, правда, место, где разворачивается сцена предугадывает судьбу монстра.

    8 июля 2009 | 21:24

    Конец 19-ого века. Молодой учёный Генри Франкенштейна- одержим желанием создать с помощью науки жизнь. Для этого ему нужны электрические разряды и… трупы. Из кусков которых он и сшивает человекоподобное существо. Но созданный монстр убив ассистента Генри сбегает из замка и скрывается в лесу, вблизи местной деревни. Жители которой, прознав про прячущегося в их краю чудовище, объявляют на него охоту…

    -«Я сумасшедший?! Скоро вы увидите, сумасшедший я, или нет…» (с)

    В начале 30-ых случилось чудо-«Великий Немой» заговорил! Канул в прошлое немой кинематограф. А также и многие его звёзды, не способные адаптироваться и приспособиться к новомодной звукозаписывающей техники. Один период в истории кино закончился. А второй толком не начался. Странное время, когда появлялись новые кумиры публики, открывались новые, переоборудованные под звуковые картины кинотеатры, выходили новые необычные «говорящие» и даже «поющие» фильмы. Невиданный прогресс сопутствовал невиданному же мировому экономическому кризису. Который стал настоящим потрясением для всего западного мира, и особенно сильно сказался на Америке -унеся десятки тысяч жизней. Этот период прозвали временем Великой Депрессии…

    И вот в это тяжёлое время Голливуд развлекал публику, давая ей возможность отвлечься от своих тревог и перенестись в разнообразный и зрелищный мир кино. Эту пору прозвали -Золотой Эпохой Голливуда. Именно тогда появились знаковые, определившие развитие кино жанры, способные напугать неискушённую публику…

    Речь пойдёт о легендарной экранизации знаменитого романа Мэри Шелли -«Франкенштейн», осуществлённой в 1931-ом году Джеймсом Уэйлом. Примечателен фильм тем, что это первая «настоящая» интерпретация данной книги, и тем что это один из первых звуковых фильмов ужасов. А ещё впечатляющей работой по гриму, которую проделал кудесник Джек Пирс. Его команда создала такой образ легендарного монстра, что его все узнают и сегодня, даже и те кто не смотрел кино. Хотя фильму уже 82 года! Актёры и все те кто работал за кадром -создали такой фильм, аналогов которому впредь не будет. Это касается лишь старого кино, обладающего преимуществом перед последующими версиями этого сюжета. Я об атмосфере фильма. Мрачная, подавляющая холодность происходящего на экране усиливает незабываемая музыка а так же «состарившаяся» плёнка, то и дело покрывающаяся «ожогами» и «струпьями», трещащая и шипящая. А так же чарующий старый английский, который приятно звучит и благодаря этому некоторые реплики можно запомнить и на языке оригинала. Всё это свойственно лишь старому, довоенному кино. При всех своих недостатках, и некой даже наивности эти фильмы прошли самую суровую проверку. Проверку временем. Их до сих пор смотрят, а значит они не когда не устареют. Так как уже давно устарели, но не потеряли своего обаяния, и даже наоборот приобрели.

    Сложно назвать написанный Джоном Л. Болдерстоном (автор классических ужастиков 30-ых -«Дракула» с Белой Лугоши, «Мумия`с тем же Карлоффом и др.), Доном Расселом и Гарретом Фортом сценарий -экранизацией. От сюжета придуманного Мэри Шелли остался лишь один зачин, про то как безумный учёный создаёт монстра. Даже имена главных героев изменили! Доктор носит имя Генри, а его друг -Виктор, а в романе на оборот. Ровно как и введение в сюжет профессора Уолдена -которого не было в романе. Таким образом в неприкосновенности остались лишь невеста героя-Элизабет, да само безымянное существо (которое многие и называют Франкенштейном, хотя это фамилия героя-учёного, а не имя созданного им монстра). При всех своих достоинствах, фильм Джеймса Уэйла -отвратительная экранизация. При просмотре непонятно даже какой год нам показывают, ибо в картине причудливо смешались костюмы 30-ых, вещи 20-ого века и старинный интерьер, более-менее современные роскошные особняки и старинные, мрачные замки. Поэтому я не считаю «Франкенштейна» 1931-ого экранизацией. Это просто триллер снятый по мотивом популярного готического романа. И снятый для своего времени-просто изумительно…

    В картине играли тогда не известные публике молодые театральные актёры. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя на Бродвее, где их заметили и пригласили в кино. Это Колин Клайв (Генри Франкенштейн), Мэй Кларк (Элизабет), Джон Боулс (Виктор), Дуайт Фрай (ассистент доктора-Фритц), Эдвард Ван Слоун (профессор Уолден) и наконец самый главный из тех, кто повинен в бессмертии этой картины -Борис Карлофф в незабываемом и жутком образе воскресшего с помощью электричества, Монстра с высокой и сутулой фигурой, квадратной башкой и ржавым болтом торчащем из шеи. И хоть он за весь фильм не произносит не фразы, а только зловеще рычит и мычит, он одним этим создаёт легендарный образ классического персонажа…

    Оператор Артур Идисон, снявший такие хиты как «Человек-Невидимка» и «Касабланка», запечатлел на киноплёнку множество знаменитых кадров, впоследствии вошедших в энциклопедию кино, и не раз цитировавшихся и пародировавшихся в будущем. Чего стоят только сцены с оживлением монстра в лаборатории оборудованной в подвале замка, и финальная погоня озлобленной и кричащей черни с факелами и вилами в руках за неуклюже убегающем от них существом, с последующей далее сценой сожжения мельницы и гибели монстра под обломками и в огне…

    Отлично постарался и главный художник постановки Чарльз Д. Холл, ранее трудившийся на картинах Чаплина ("Малыш», «Цирк» и «Огни Большого Города»). При минимальных затратах, его команда построила впечатляющие декорации от замка Франкенштейна, до его фамильного поместья и деревни озлобленных крестьян. А также в фильме разные, соответствующие непонятно каким эпохам костюмы. Всё это создаёт непередаваемую атмосферу этого классического, чёрно-белого хоррора.

    Композитор картины Бернхард Каун, так больше негде и не поработал по специальности. И сложно сказать, что стало тому причиной. Саундтрек первого «Франкенштейна» показал его как талантливого человека. Звучащая в фильме музыка не просто звуковое сопровождение ленты. Она её фон. Она создаёт напряжение, погружает в атмосферу рассказываемой с экрана истории и запоминается не хуже образа самого оживлённого и сшитого из частей тел мертвецов монстра…

    Продюсер фильма Карл Лемли-мл, один из тогдашних хозяев знаменитой голливудской киностудии «Юнивёрсал», был успешным дельцом. И нащупав на ниве ужастиков прибыльное дно, стал активным финансистом картин снятых в жанре «хоррор». Конкретно «Франкенштейн» 1931-ого, при вложенных в него, приблизительно 300 тысяч долларов, принёс в мировом прокате более 12 миллионов!

    В последствии, на волне большого критического и коммерческого успеха фильма, было снято ещё два его прямых продолжения ("Невеста Франкенштейна» (1935) и «Сын Франкенштейна» (1939), и положен зачин для бесчисленных спин-оффов и красоверов с участием популярных чудовищ студии «Юнивёрсал». Но первый фильм всегда ценится выше сиквелов, а потому и оценка будет именно такой а не какой другой:

    9 из 10 

    P.S

    Из основных минусов картины, как наиболее существенный назову её слишком маленькую продолжительность (где-то чуть более часа). Всё таки для данного сюжета это слишком малый хронометраж…

    20 июля 2013 | 16:39

    Безусловно, фильм «Франкенштейн» под руководством мастера жанра ужасов Джеймса Уэйла давно приобрел культовый статус. Образ чудовища, созданного в лаборатории молодым ученым Франкенштейном ради славы, ужасает даже современных зрителей, не говоря уже о таком далеком 1931 году, когда киноманы не были еще избалованы изобилием крови и современных визуальных эффектов. Поэтому перед начальными титрами было вставлено предупреждение о том, что фильм является очень жестоким и ужасающим, и его не рекомендуется смотреть слабонервным людям.

    «Франкенштейн» стал одним из первых полнометражных фильмов ужасов в истории кинематографа и, соответственно, классикой жанра. Его горячо приняли как критики, так и обычные зрители, дав ему хорошие оценки и теплые отзывы. Однако не стоит забывать, что фильм снят по книге английской писательницы Мэри Шелли, которая написала ее еще в 1818 году. Этот роман стал настоящей сенсацией и принес своему автору мировую известность (хотя Шелли изначально издавала его анонимно, лишь через несколько лет подтвердила свое авторство). В фильме же повествование во многом отличается. Сценаристы и режиссер хотели создать свою историю и сделали это, но, к сожалению, потеряли главную суть, а именно то, что общество отвергает физических уродов, не зная даже об их внутреннем уровне. Вся драма романа Шелли заключается в том, что монстр, созданный Франкенштейном, поначалу был вовсе не злым, а его душа была способна на благородные поступки, но все люди отвернулись от него (в том числе сам создатель) из-за его физического уродства. Никто даже и не пытался узнать о духовности существа; общество сделало его изгоем, поэтому существо начало мстить. В фильме же эта причина опускается. Здесь причина жестокости чудовища — это то, что молодой ученый дал ему мозг сумасшедшего преступника, чье поведение передалось и носителю этого мозга. Из сложной внутренней драмы существа, из его несчастья и одиночества, указанных в книге, сделали качественный фильм ужасов того времени, утратив главную идею.

    Двумя годами позднее выйдет фильм «Кинг Конг», который тоже получит мировое признание, и в котором повествование так же, как и в «Франкенштейне», ведется о существе, не принятом обществом. Однако тут мы видим, что Конг — существо, которое было способно на любовь, но не осознавало своих поступков. Существо, у которого отняли его мир и перевезли в мир ему незнакомый, в котором он не знал, что ему делать. В «Франкенштейне» же утеряна мысль о жестокости, причиной которой является изгнание обществом из-за серьезных физических отличий.

    Но, несмотря на все это, фильм «Франкенштейн» действительно имеет влияние на зрителя, а также ровное и связанное повествование, что немаловажно. Режиссеру удалось сохранить композицию целой при том, что он сильно отклонился от сюжета книги. В картине присутствуют действительно жестокие, страшные и захватывающие ужасом дух моменты, что делает этот фильм эталоном в жанре ужасов. Каждый эпизод заставит зрителя испытывать некое напряжение, как с помощью качественной актерской игры, передающей то страх, то безумие, то ненависть или горе, так и с помощью нарастания у зрителей страха с каждой минутой фильма. С каждым эпизодом сюжет становится все интереснее, сам фильм имеет небольшой хронометраж (70 минут), из-за чего смотрится без мысли о том, что он хоть немного растянут. В целом, «Франкенштейн» — качественное кино первой половины двадцатого века в жанре ужасов, заслуживающее звания классики своего жанра, однако проигрывающее в присутствии идеи своему приемнику — фильму «Кинг Конг».

    Имея свои определенные недостатки, картине все же удается заставить понервничать и испугать, даже если до этого была прочитана книга. Далее был создан качественный сиквел того же режиссера Уэйла, а потом выпускались и выпускаются различные сиквелы и ремейки, прямо или косвенно связанные с историей ученого Франкенштейна и созданного им чудовища. Но ни один так и не смог превзойти первые два фильма, и это к лучшему.

    7 из 10

    8 ноября 2012 | 00:48

    Этот фильм очень тяжело смотреть. Тяжела доля Творения Франкенштейна. Оно было как младенец — ничего не понимало, не разговаривало. Однако из-за издевательств горбуна оно ожесточало. Однако из него ещё не вышла доброта. В эпизоде с девочкой Создание, не понимая, что она не плавает, бросает её в реку, пытаясь повторить её действия, когда она бросала лепестки в воду.

    Однако из-за того, что Создание на них не похоже, люди начали его преследовать и убили. За что? За то, что оно пыталось мирно сосуществовать? За то, что оно было самым добрым существом среди людей? Создание было намного человечнее всех людей, вместе взятых.

    Фильм заставляет задуматься о многом. Люди уничтожают всех, кто не похож на них, кого они не могут понять. В этом продажном мире они не могли понять искреннюю доброту и человечность.

    10 из 10

    7 июня 2009 | 21:40

    Должно быть, в тот миг, когда с уст персонажа Колина Клайва слетело — не побоюсь — эпохальное опьянённое восклицание «Оно ожило!», тогда все будущие кино-монстры обрели ещё бестелесные души, дабы уже твёрдо надеяться на своё полноценное воплощение в скором времени.

    Про классику (фундаментальную истинную классику) дурно говорить невозможно, но в случае с чудесным фильмом «Франкенштейн» это неприменимо не из-за дани уважения, а в силу исключительного зрелища. Я, имея зрительский взгляд человека современного, а всё равно был просто заворожён происходящим на экране.

    Это новаторство, это частица первых шагов научно-страшного кинематографа тридцатых, когда человечество ещё стояло на пороге проложённого курса с желанием знать и искать неведомые грани открытий, рассматривая человека сугубо, как органическую основу для живущего разума. Всё это выразилось в кино пока в небольших зачатках своей прогрессивной эпохи.

    Если не пытаться углубляться во все сподвижники извне ради создания данной киноленты, а замкнуться сугубо на рассмотрении экранного творения, то оно привлекательно в первую очередь актёром, на удивление столь выразительном в своём ужасном уродующем гриме и чудовищных огромных ботинках. Всем хорошо помнится, как был удивлён Бела Лугоши, легко отказавшейся от этой роли и после узревший недопустимую оплошность — это уже история былых культовых личностей своей эпохи. А ныне можно не менее удивляться и нам, наблюдая природный талант Бориса Карлоффа и его Монстра.

    Это чудище — оживлённый труп и пластично и неуклюже, и шустро и громадно, и ужасно и жалостливо по природе своей. Оно вообще с самого первого появления получилось неоднозначным, даже взять факт со случайным наличием в черепной коробке мёртвого мозга невменяемого убийцы. Зритель не в праве осуждать Монстра, он нечто небывалое (это и не мертвец, а сшитые разные клочья плоти воедино) и посему неизвестно, что им движет в тот или иной момент. Думаю, сей аспект построения истории только усугубляет восхищение при просмотре, ещё в свои наивные годы кинематографа, создавая дуализм понятий, как и обещал рассказчик в прологе, обращая свою речь-предосторожность для нас, прямо в экран. Некие сцены только это подкрепляют, для примера стоит вспомнить завораживающую встречу Монстра с маленькой девочкой, бросающей цветы, где урод будет принят в игру с ней, а после… Грань открытий, интереса, жизни, смерти — выражено ничуть не менее именно здесь, нежели и в самом начале с оживлением создания Франкенштейна. Символизм контрастно светлой умиротворяющей сцены и резкий срыв насилия пронизывает любой сценарный слой, рука об руку творя трепещущее полотно рассказа с бездушным экспериментом поставить на ноги нечто, что обязано быть упокоенным. Подобные нервозные спады и зрительскую невольную слежку за ними возьмут на вооружение будущие пугающие кинофильмы, где интерес полнится сопереживанием в особо хрупких моментах на возможное проявление агрессии — это уже умелый саспенс начала тридцатых.

    Удалась и зрелищность. Монстр вырвется в жилое месторасположение и начнёт урывками пробираться тут и там, сея панику и смерть. Невольно, какими бы не казались радужными беззаботными кадры с подготовкой свадьбы сына борона, а уже расслабиться не удаётся, ожидая подвоха. О финале на мельнице и речи нет: дикий загнанный зверь, языки пламени, орущая толпа, собаки, полыхающие лопасти мельницы…

    Нельзя не похвалить помимо Бориса Карлоффа с его классическим достоверным изображением телодвижений долговязого Монстра с холодной отчуждённой мимикой и Колина Клайва, играющего Генри Франкенштейна, решившего возомнить себя богом, беспринципно амбициозно дарующим жизнь в неживую плоть. Даже в обводке чёрно-белой картинки его игра не особо театральна, ей ни чужда и правдоподобная нотка сопереживающего трагизма.

    В целом за всей мрачной феерией вызывающего ужаса оплошности науки до создания сшитого Монстра и в апогей его бесконтрольной «жизни», за актёрской работой и прекрасными техническими составляющими без приятных чувств наблюдать невозможно! Но, а если не испытано сие удивительное ощущение при взоре на местами откровенно наивную (вспомнить даже сброс нелепого манекена с балкона мельницы), но увлекательную первую ступень долгой-долгой жизни классического создания учёного Франкенштейна, то видимо золотая эпоха фильмов-ужасов с будоражащей игрой теней — не для Вас.

    10 из 10

    8 февраля 2012 | 21:42

    «Франкенштейн» — самая первая экранизация известного во всём мире романа английской писательницы Мэри Шелли. Эта картина получила большое количество продолжений впоследствии и стала культовым достоянием кинематографа. Лично я не читал, к сожалению, оригинал и поэтому не могу сравнивать роман с экранизациями, а смотрел я лишь две из них — эту и киноверсию 94-го года.

    Сама по себе история о докторе Франкенштейне и о его играх в Бога уже давно живёт в Голливуде. Но именно с этого фильма она начала жить. Неудивительно, что фильм Джеймса Уэйла включен в золотую коллекцию классических фильмов ужасов Голливуда и то, что именно образом Бориса Карлоффа любят наряжаться дети на хэллоуин.

    Джеймс Уэйл, режиссёр фильма, также снял еще один фильм ужасов «Человек-невидимка» (но к нему я ещё вернусь), который тоже стал культовым представителем жанра. «Франкенштейн» вряд ли заставит пощекотать нервы зрителю, ведь достаточно посмотреть на год выпуска картины, чтобы понять, что в то время не было таких спецэффектов, как сейчас. Но зато тогда у съёмочной группы было желание сделать качественное кино и напугать как можно больше зрителей, недаром в начале фильма выходит человек, который предупреждает, что это произведение очень страшное.

    В итоге получился фильм, который обязан посмотреть каждый истинный киноман. Но я считаю, что назвать его шедевром — весьма преувеличить. Конечно, этот фильм внёс большой вклад в развитие фильмов ужасов мирового киноискусства. Всё же в начале прошлого века было гораздо легче напугать человека, чем сейчас.

    Вердикт: на любителя.

    20 декабря 2011 | 18:41

    Пожалуй, главный недостаток «Франкенштейна» — он старый. То, что увидит современный зритель в этом образцово-показательном ужастике первой половины прошлого века — горстка киношной пыли. Не то что многие сцены, но весь фильм ничем не удивляет ничем: сюжет линейный, персонажи однотипны и вообще, смотреть, этот так называемый фильм ужасов совсем не страшно. Совы как раз те, кем они кажутся. И плевать, что по тем временам все эти решения были новаторскими. Все эти факты давно погребены в архивах Юнивёрсал. Но в то же время именно старость и служит главным достоинством этого фильма. Волшебная приставка ретро обеспечивает алиби, оставляя фанатам жанра ужасов по всему миру на выбор только два варианта: либо ты посмотришь, откуда берут истоки твои любимые хорроры, и обязательно восхитишься минимализмом, либо не посмотришь и будешь недостойным считаться ценителем жанра. Жестокое, жестокое ретро.

    На самом деле «Франкенштейн» ужастик настолько, насколько Мэри Шелли мужчина. По степени надуманности причисления к жанру он уступает только «Уродцам» Тода Броунинга. В 30-х годах, несмотря на приличный уже возраст синема, ещё не все были готовы в тёмном зале на белом фоне увидеть откровения, разрушающие в хлам их принципиально консервативные взгляды. Таким образом, даже такая простейшая, ставшая уже классикой и баяном, мораль типа «Неважно, какой человек снаружи, важно, какой он внутри» едва доходила до разума зрителя. Легче было смотреть на невероятно мрачный грим на угрюмом лице Борьки Карлоффа и пугаться. Вот и бедняга Франкенштейн, непонятый людьми по обе стороны экрана, стал символом зла, хотя, безусловно, хотел бы наоборот.

    А ему, впрочем, и так неплохо. Образ-то поистине культовый и значимый не только для киноужасов, но и для массовой культуры, на много лет вперёд сформировавший представление об этом персонаже. Добродушный монстрик Фрэнки стал, сам того не зная, праотцом всех страшилок про ужасных созданий, отличных от вампиров, поскольку они из другой оперы. Франкенштейн — глава всех монстров и маньяков, поддерживающих концепцию убийства ради убийства. Именно так, ведь даже несмотря на смягчающие обстоятельства, новорождённый труп убивал с единственной целью: просто так. А слабоумие, самозащита и страх не могут быть оправданиями для настолько страшных преступлений. Наверное, это и пугало больше всего. Представишь только, что где-то бродит кусок мёртвой плоти, убивает людей безнаказанно и даже не понимает этого, как сразу плохо становится. А то, что он в душе добрый, дело уже десятое.

    Вот она — первая ступень развития фильмов ужасов. Страх внешний, вполне осознанный. Боязнь банальной физической расправы, при хорошо развитом воображении или же плохом разграничении реальности и вымысла. Джеймс Уэйл не играет с подсознанием, не вытаскивает на свет из недр души каких-либо фобий, кроме, пожалуй, ксенофобии, не даёт получить удовольствие от жестокости. Для того, чтобы свести кого-то с ума, всего-то достаточно только показать кого-то страшного и намекнуть, что он опасен. Левел комплит. Иначе и не объяснишь, почему фильм с доброй моралью, который по уровню саспенса едва опрежает каких-нибудь Заботливых мишек, оказался таким необычным, что пришлось в срочном порядке дополнительно снимать предупреждение для слабонервных.

    5 декабря 2012 | 22:27

    К моменту просмотра данного фильма я не знал ни о Карлоффе, не о Лугоши, и вообще ни о ком из тех, кого по праву можно назвать творцами монстров в фильмах ужасов — именно они воплотили в жизнь Чудовище Франкенштейна и Дракулу. Фильм мне начал нравиться еще в самом начале. Места сьемок были подобраны столь удачно! Я начал испытывать атмосферу фильма еще в самом начале.

    Сюжет — профессор Франкенштейн создает Монстра и оживляет его. После этого он уезжает, а Монстр вырывается и отправляется за своим создателем, убивая всех на своем пути.

    Игра актеров превосходна. Особенно радует Борис Карлофф, исполнитель роли Чудовища. На мой взгляд он играет лучше всех. Остальные актеры тоже превосходно играют, ничего не скажу.

    Места съемок настолько хороши… Я не могу подобрать нужного слова, чтобы охарактеризовать их. Так красиво смотрятся таинственные горы, леса, реки. Внешний вид чудовища тоже превосходен.

    Одним своим видом Чудовище может напугать. Фильм сам по себе сильно пугает. Его обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов (легенда, как-никак). Лично мне он очень понравился, и еще не раз я его пересмотрю.

    10 из 10

    24 мая 2010 | 19:07

    Талантливый учёный Генри Франкенштейн решает превзойти самого Бога, и создать собственными руками человеческое существо. Это ему удаётся. Склеенное из останков трупов и с мозгом убийцы, существо сразу же ведёт себя агрессивно по отношению к создателю…

    Снятый по роману Мэри Шелли, фильм сразу же стал классикой фильмов ужасов, а чудовище Франкенштейна сразу же заняло ореол киношного монстра, и вполне заслужено. Удивительно, что снятое в 30-е годы кино поражает своим интересным сценарием, в которой кроется довольно поучительная идея и задумка. А самое главное, что пугающее тогда кино, может впечатлить и сейчас хотя бы тем, как оно снято. Операторская работа хороша, актёрская игра на удивление держится на высоком уровне, сценарные ходы продуманы, а само кино довольно мрачное и жестокое.

    Конечно, идейно фильм состоит в том, что однажды человека, который возомнит себя выше других, постигнет кара в лице того, кого он создал. Чудовище — это умерший когда то человек, фактически зомби. Испытывая постоянную физическую боль и непреодолимую тягой к убийствам (в чудовище заложен мозг убийцы), существо вынуждено бесцельно существовать на этой земле, убивая против собственной воли. Это хорошо показано в сцене с маленькой девочкой — самой жестокой, но служащей главным сюжетном поворотом в фильме. Кстати, само существо показано тут с интересной стороны — по канону страшный, с походкой мертвеца, с мёртвым взглядом. Оно не умеет говорить, но по мере существования проявляет эмоции, и чудовищная часть существа уступает его человечности. Неизвестно, стоит ли жалеть его, ведь он убийца? Но с другой стороны — он убийца против своей воли, что тяготит его (опять же сцена с девочкой). Это уже остаётся на выбор зрителю.

    Для 30-х годах спецэффекты и декорации выглядят на занятном уровне, а атмосферно кино выполнено великолепно — ни разу не покидало ощущение, что ты оказался сейчас в кинотеатре в 31 году и смотришь это кино впервые. Удивительно, и непередаваемо. Ну а само кино заслуживает высокой оценки, не только потому, что классика фильмов ужасов, а потому, что кино актуально и по сей день.

    9 из 10

    9 мая 2014 | 19:42

    Ну кто, как не Борис может так сыграть Монстра? Конечно никто! Карлофф неподражаем! Именно с этого фильма я полюбил этот жанр (классических фильмов ужасов)! И всегда с удовольствием пересматриваю «Невесту», «Человека волка», «Дом Франкенштейна».

    19 декабря 2006 | 11:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>