всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган«The Man Who Made A Monster!»
режиссерДжеймс Уэйл
сценарийДжон Л. Болдерстон, Гаррет Форт, Френсис Эдвард Фараго, ...
продюсерКарл Лемли мл., Е.М. Эшер
операторАртур Идисон, Пол Ивано
композиторБернхард Каун
художникЧарльз Д. Холл
монтажКларенс Колстер
жанр ужасы, фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время70 мин. / 01:10
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
45 + 0 = 45
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
    • Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
    • Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
    • Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
    • Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
    • Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
    • Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
    • Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
    • Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
    • В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
    • В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
    • Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
    • Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Джеймса Уэйла «Франкенштейн», представляющий собой жестокую карикатуру на извечное противостояние жизни и смерти, добра и зла, по праву считается не просто культовым, а золотым кинофильмом, признанной классикой ужасов.

    Созданное по роману Мэри Шелли кино рассказывает драматичную историю о монстре, сделанном из человеческих фрагментов обезумевшим Виктором Франкенштейном, чья фамилия как раз почему-то применяется, как правило, именно к чудовищу. Ошибка фанатов? Вовсе нет! Если вы помните, в сцене свадьбы Виктора и Элизабет звучит тост: «За сына дома Франкенштейнов!». Вот оно, дитя барона: гигантского роста, сутулый, собранный из останков, покрытый шрамами и швами, с тяжёлыми веками, сын дома Франкенштейнов! Чем не ирония?

    Многие называют «Франкенштейна» одним из лучших карлофф-муви. Так и есть. Справедливо замечание о том, что актёр может сыграть сотни ролей, но ни одной не выделяться. В историю ужасов британец Борис Карлофф вошёл именно благодаря своим бесконечным рычаниям и стонам. Его Франкенштейн — вызов всему человечеству, позор науке, зачастую переходящей любые границы, и очередная гениальная издёвка над желанием многих победить смерть. Не понимающий разницы между живым и мёртвым, между хорошим и плохим, всеми гонимый и ненавистный Франкенштейн вызывает у зрителя больше жалость, чем презрение, свойственное жителям города, в котором и разворачивается кошмарная история.

    За уже почти 80 лет своего существования киносага о Франкенштейне успела обрасти сотнями пародий и подражаний; чего стоит одно только бессмертное «IT`S ALIVE!!!» Колина Клайва, ныне повторяемое на каждом шагу. Бесспорно, такой непрекращающийся и по сей день ажиотаж лишний раз свидетельствует о том, что перед нами совершенно гениальная картина, чьё влияние на жанр ужасов и на кино в целом неоспоримо. It`s Still Alive!

    2 апреля 2010 | 13:09

    Ещё до того, как объектами классического спора «кто круче» стали Бэтмен и Супермен, Шварценеггер и Сталлоне, Чужой и Хищник или другие популярные герои ХХ века, в 30-ых годах самый главный заруб случился между Дракулой и Франкенштейном, Карлоффом и Лугоши. Вообще-то, они как 2 стороны одной монеты — являются одним целым и при этом разведены по разным полюсам. Дракула — изысканный румынский аристократ, чья история начитывает несколько столетий, а напротив него — дитя нового, машинного века, созданный по подобию человека из мертвых, сшитый толстыми нитками Франкенштейн. Один наслаждается властью над людьми, другой сам порой их пугается. Один облюбовал старинное поместье, другому по душе затхлая лаборатория. Один — аккуратен, величав и, с какой-то стороны, даже благороден, другой — на первый взгляд недалеко ушел от дикого животного.

    Но сколько бы не было между ними различий, они навсегда останутся альфа и омега хорроров, тем базисом, на котором все строилось. Не будь бы их, их литературных образов, созданных Стокером и Шелли, возможно, в течение XX-го столетия дети не увидели бы и половины своих ночных кошмаров, не были бы созданы Джейсон и Фёдор Крюков. Да что там говорить, я практически уверен, что у нас бы не было того жанра ужасов, который мы все знаем. Они принесли в слово «монстр» то значение, которое мы вкладываем сейчас. И их влияние на историю кино уже невозможно не отметить.

    Про студию Universal я уже написал не один десяток лестных слов, но они почему-то все равно находятся. Ведь это был довольно рисковый коммерческий ход, вложить свои средства в производство таких фильмов. Тому было несколько причин. Во-первых, на дворе, начало 30-х, и наблюдать за десятком трупов в фильмах консервативная публика ещё не была готова. Во-вторых, великая депрессия. Кому какое дело до того, какие страхи показывают на экране, если рядовой американский зритель их каждый день видел в избытке на улицах. И в-третьих, это была новая, неизведанная ниша в кино, и никто не знал, насколько она окажется успешной. Фильм может быть каким угодно при одном условии — он должен быть прибыльным. Но за феноменальным стартом «Дракулы» руководство студии было решено не мешкать и дать зрителям то, чего они хотят — страхов. Выбор пал на классическую готическую прозу Мэри Шелли, которая идеально подходила для экранизации. По своей форме, «Франкенштейн, или Современный Прометей» очень удобно подходил для адаптации сценария и обладал ещё одной особенностью. Те, кто посмотрят и «Дракулу» и «Франкенштейна» заметят, как много между ними общего именно в кинематографическом смысле. Образно говоря, Universal Pictures создали ремейк своей необычайно успешной картины.

    Было только одно «но». Бела Лугоши категорически отказался сниматься в роли чудовища Франкенштейна, то ли из-за безмолвности этого персонажа, то ли на волне своей популярности решил не размениваться на несколько вторичные картины. В любом случае, решение спорное и двойственное. С одной стороны, забери Бела эту роль себе, возможно, все бы в его карьере и жизни сложилось удачно, и он бы не закончил свой путь опиумным наркоманом, снимающимся у Эда Вуда в «Невесте монстра». Хотя их тандем получился одним из самых необычных и странных в кино, внеся и свою долю в мировую культуру. С другой стороны, никто бы не увидел равноценного, не менее, таланта Бориса Карлоффа, а Лугоши не ассоциировал бы себя с Дракулой настолько, что в завещании попросил его похоронить себя в самом известном образе.

    И все же назначение на главную роль Карлоффа — большая удача для всего кинематографа. Актер полностью сумел раскрыться в кино именно после блистательной роли в «Франкенштейне». Даже во внешнем плане он очень совпал со своим героем, взгляните просто на его худое, скулистое лицо. Его взгляд на персонажа представил чудовище именно таким, как его сейчас все привыкли видеть: грубый, неотесанный, агрессивный и мычащий кусок сшитой человеческой плоти, накопанной из могил. Поведение, жесты, походка и особенно глаза стали визитной карточкой этого монстра. Несмотря на то, что торговая марка «Франкенштейн» насчитывает множество ремейков, сиквелов и даже кроссоверов, никому из актеров не удалось даже не десятую часть подобраться к Борису. Даже Роберт Де Ниро уходит в темную, глубокую тень от угловатой фигуры образца 1931 года.

    После вступительного слова одного из флагманов Universal Лемле младшего, по своей сути, являющееся цензурной реликвией своего времени, зритель перемещается в ту туманную, сырую, могильную атмосферу страха, пронизывающую весь фильм. Даже спустя 80 лет от неё никак не избавиться, что уж говорить о неподготовленных зрителях на премьерах? Описывать сюжет, актерскую игру, режиссерские находки не имеет никакого смысла, это то, что нужно просто видеть. Но никак нельзя не упомянуть отдельно тот момент, когда монстр бросает маленькую девочку в реку. Пожалуй, это одна из самых выразительных, ярких, запоминающихся сцен во всем черно-белом кинематографе. То, что происходит все 70 минут хронометража, сильно урезанных киноцензорами, является темной стороной кино. Той, которая так тянет к себе и которую, увидев один раз, забыть не получиться.

    P.S. На тот спор, о котором говориться в первом рассказе, зрители получили ответ в году так 1938, когда демонический дует украсил афиши примерно с таким содержанием: «Отважитесь ли вы увидеть их вместе? «Дракула» с Белой Лугоши и «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом.»

    20 марта 2012 | 01:30

    Проблемы героев, многих фильмов ужасов, начинаются с того самого момента, когда они, проявив чрезмерное любопытство, пытаются узнать, что происходит за той таинственной дверью на которой написано: «Не выходить! Опасно для жизни!». Такие персонажи обычно обладают физической силой или как минимум располагают обширными научными знаниями. Такой сюжетный ход был во многих фильмах ужасов 30-ых.

    В фильме «Франкенштейн», таким героем выступает Генри Франкенштейн — талантливый ученый, чей разум заражен идеалистической идеей о вечной жизни.

    Ввязавшись в спор с матушкой-природой, или если угодно с самим господом-богом, наш сумасшедший ученный, по законам жанра, должен допустить фатальную ошибку, вследствие чего зло выходит на свободу.

    Но зло, которое в данном случае олицетворяет чудовище, созданное нашим героем из кусков гниющей мертвечины, оказывается всего лишь измученной и истерзанной душой, жаждущей понимания и любви, а не насмешек и издевательского отношения.

    Монстр Франкенштейна — это обиженный на родителей и общество ребенок, который сбегает из дома в поисках приюта, но вместо свободы и любви встречает лишь отрицание и неприятие. Позже эту структуру использует и модернизирует Дэвид Линч в своем черно-белом шедевре «Человек-Слон».

    Возвращаясь к экранизации Джемса Уэйла, созданной в далеком 1931 году, хочется отметить смелость режиссера, присущую в то время не многим студийным директорам. Многие моменты, например эпизод с маленькой девочкой, который позже вырезали из прокатной версии фильма американские цензоры, были довольно шокирующими для тех лет. Но главный парадокс этой киноленты заключается в том, что большинство зрителей жалеет чудовище и понимает мотивы преступлений монстра, чего не происходит в вышедшем в этом же году «Дракуле» Тода Браунинга.

    Кроме того «Франкенштейна» можно рассматривать как нравоучительную сказку, сформулированная мораль которой звучит примерно так: «Никто не может заменить собой бога». Это идея, на первый взгляд, довольно поверхностна, но если копнуть глубже, то можно провести интересные параллели между Адамом и монстром Франкенштейна.

    Как и в библейской истории, Генри (Бог) разочаровывается в своем творении. Им созданный Адам совсем не такой, как он сам, хотя Франкенштейн сделал его по своему образу и подобию. Монстр, как и первый человек на земле, тоже познает грех, стой лишь разницей, что на неправедный поступок Адама подталкивает женщина искушенная змеем.

    2 февраля 2012 | 09:09

    Мозг мертвеца, вновь будет жить.
    В теле, которое я собрал своими руками.
    СВОИМИ РУКАМИ…


    В начале своего отзыва я хотел бы сразу сказать, я не читал оригинальное произведение Мэри Шелли, по которому Джеймс Уэли и снимал свой фильм, но умные люди мне рассказали, что это довольно громоздкий роман и Мэри Шелли написала его, когда была еще очень молодой. Это очень удивительно…

    ФРАНКЕНШТЕЙН (я люблю этот фильм)

    Посмотрел я этот фильм не так давно, может быть год назад. Причем произошло это абсолютно случайно, я нашел этот фильм в одном магазине, сразу его купил, пришел домой и начал его смотреть.

    Эта экранизация мне очень понравилась. Я оставил этот фильм у себя в коллекции. Могу даже сказать, положа руку на сердце, наверно это самый значительный фильм ужасов из всех когда-либо снятых. Просто после него столько было различных фильмов про ученых и их созданий, а самого ФРАНКЕНШТЕЙНА не экранизировали наверно только ленивые.

    Сразу хочу сказать, у меня раньше самая любимая экранизация этой истории была 1994 года снятая Кеннетом Брэнай. Теперь добавилась еще и эта. Для 1931 года, этот фильм сделан просто идеально.

    В этом фильме сыграли очень талантливые актеры, особенно Колин Клайв (его персонаж просто гениален), Дуайт Фрай (он сыграл удивительную роль, помощника Франкенштейна), Эдвард Ван Слоун (если честно, этот актер вообще плохо играть не умеет) и конечно неподражаемый английский актер Уильям Генри Пратт которого все знают как Бориса Карлоффа. Для него этот фильм стал переломным в карьере. Он создал культовый образ на все времена.

    Спасибо хочу сказать Джеку Пирсу, который очень сильно помогал режиссеру Джеймсу Уэли в создании персонажа. Джек Пирс работал на студии Юниверсал гримером. И его работа очень заметна в этом фильме.

    Ну и конечно хочу сказать спасибо режиссеру Джеймсу Уэли, который, несмотря на все проблемы (а у него их было очень много, кто знает его биографию, меня поймет), сделал фильм, который я не забуду никогда.

    Спасибо.

    В конце всегда я вижу жизнь.

    10 из 10

    17 июня 2009 | 16:52

    Талантливый учёный Генри Франкенштейн решает превзойти самого Бога, и создать собственными руками человеческое существо. Это ему удаётся. Склеенное из останков трупов и с мозгом убийцы, существо сразу же ведёт себя агрессивно по отношению к создателю…

    Снятый по роману Мэри Шелли, фильм сразу же стал классикой фильмов ужасов, а чудовище Франкенштейна сразу же заняло ореол киношного монстра, и вполне заслужено. Удивительно, что снятое в 30-е годы кино поражает своим интересным сценарием, в которой кроется довольно поучительная идея и задумка. А самое главное, что пугающее тогда кино, может впечатлить и сейчас хотя бы тем, как оно снято. Операторская работа хороша, актёрская игра на удивление держится на высоком уровне, сценарные ходы продуманы, а само кино довольно мрачное и жестокое.

    Конечно, идейно фильм состоит в том, что однажды человека, который возомнит себя выше других, постигнет кара в лице того, кого он создал. Чудовище — это умерший когда то человек, фактически зомби. Испытывая постоянную физическую боль и непреодолимую тягой к убийствам (в чудовище заложен мозг убийцы), существо вынуждено бесцельно существовать на этой земле, убивая против собственной воли. Это хорошо показано в сцене с маленькой девочкой — самой жестокой, но служащей главным сюжетном поворотом в фильме. Кстати, само существо показано тут с интересной стороны — по канону страшный, с походкой мертвеца, с мёртвым взглядом. Оно не умеет говорить, но по мере существования проявляет эмоции, и чудовищная часть существа уступает его человечности. Неизвестно, стоит ли жалеть его, ведь он убийца? Но с другой стороны — он убийца против своей воли, что тяготит его (опять же сцена с девочкой). Это уже остаётся на выбор зрителю.

    Для 30-х годах спецэффекты и декорации выглядят на занятном уровне, а атмосферно кино выполнено великолепно — ни разу не покидало ощущение, что ты оказался сейчас в кинотеатре в 31 году и смотришь это кино впервые. Удивительно, и непередаваемо. Ну а само кино заслуживает высокой оценки, не только потому, что классика фильмов ужасов, а потому, что кино актуально и по сей день.

    9 из 10

    9 мая 2014 | 19:42

    Здравствуйте. Мистер Карл Леммле решил, что прежде чем представить этот фильм необходимо предупредить вас. Мы расскажем вам историю о Франкенштейне — учёном, который хотел создать человека по своему образу и подобию, не претендуя на лавры Господа. Эта одна из самых странных историй. В ней затронуты два самых больших таинства в мире: жизнь и смерть. Думаю, она понравиться вам. Она может шокировать вас, и даже напугать до смерти. Так что если вы готовы подвергнуть свою нервную систему такому испытанию, то желаем вам удачи. Ну что ж, мы вас предупредили.

    Такими словами, от улыбчивого человека в смокинге начинается это кино. И пусть сейчас, через 75 лет, эта речь звучит немного наивно, говоря очень и очень мягко, зато она обладает потрясающим по взаимодействию эффектом, погружающим в атмосферу того времени, когда поход в кино был высококультурным мероприятием. Где сейчас можно увидеть такое вступление?

    Лично я не удивлён, что именно бессмертная история Мэри Шелли о Франкенштейне стала одним из самых первых фильмов ужасов. Здесь имелся смысл, рассматривались такие интересные варианты, как насколько человек может приблизится в творцу, кто в праве дарить жизнь и вытекающие. Ведь сейчас всё сводится к тупой расчленёнке, вроде Фрэдди или Джейсона, которых смотреть даже не то, что страшно, а сколько противно. Фу.

    Представьте себе реакцию зрителей того времени на фильм ужасов! В XXI веке никто даже на момент не испугается, а вот тогда это было действительно страшно, ведь не зря создатели добавили предупреждение для слабонервных.

    Всё же возраст берёт своё. В наше время Франкенштейн может заинтересовать только любителей ретро кино. Хотя стоит отметить, что лента смотрится легко, а порой даже так захватывающе, что остаётся лишь удивляться. Да и тот факт, что экранного времени всего 71 минута так же выделяется.

    Актёры конечно явно оставляют желать лучшего. Всё же уровень не тот. За исключением одного но. Это но — Борис Карлофф. Такого монстра я ещё не видел. Да и навряд ли увижу. Талантище! Так изобразить чудовище, при этом не используя слова, а только одно мычание и нечленораздельные хрипы, жесты, походку может только истинный талант.

    И пусть здесь довольно посредственные съемки, камера постоянно статична, корявые монтажные склейки и в кадре нет постоянного буйства спецэффектов, зато этот фильм берёт своё совершенно другим. Хотите убедиться? Приятного просмотра.

    Уважьте дедушку. Меньше чем 9 из 10 он не заслуживает.

    7 октября 2008 | 00:17

    Пожалуй, главный недостаток «Франкенштейна» — он старый. То, что увидит современный зритель в этом образцово-показательном ужастике первой половины прошлого века — горстка киношной пыли. Не то что многие сцены, но весь фильм ничем не удивляет ничем: сюжет линейный, персонажи однотипны и вообще, смотреть, этот так называемый фильм ужасов совсем не страшно. Совы как раз те, кем они кажутся. И плевать, что по тем временам все эти решения были новаторскими. Все эти факты давно погребены в архивах Юнивёрсал. Но в то же время именно старость и служит главным достоинством этого фильма. Волшебная приставка ретро обеспечивает алиби, оставляя фанатам жанра ужасов по всему миру на выбор только два варианта: либо ты посмотришь, откуда берут истоки твои любимые хорроры, и обязательно восхитишься минимализмом, либо не посмотришь и будешь недостойным считаться ценителем жанра. Жестокое, жестокое ретро.

    На самом деле «Франкенштейн» ужастик настолько, насколько Мэри Шелли мужчина. По степени надуманности причисления к жанру он уступает только «Уродцам» Тода Броунинга. В 30-х годах, несмотря на приличный уже возраст синема, ещё не все были готовы в тёмном зале на белом фоне увидеть откровения, разрушающие в хлам их принципиально консервативные взгляды. Таким образом, даже такая простейшая, ставшая уже классикой и баяном, мораль типа «Неважно, какой человек снаружи, важно, какой он внутри» едва доходила до разума зрителя. Легче было смотреть на невероятно мрачный грим на угрюмом лице Борьки Карлоффа и пугаться. Вот и бедняга Франкенштейн, непонятый людьми по обе стороны экрана, стал символом зла, хотя, безусловно, хотел бы наоборот.

    А ему, впрочем, и так неплохо. Образ-то поистине культовый и значимый не только для киноужасов, но и для массовой культуры, на много лет вперёд сформировавший представление об этом персонаже. Добродушный монстрик Фрэнки стал, сам того не зная, праотцом всех страшилок про ужасных созданий, отличных от вампиров, поскольку они из другой оперы. Франкенштейн — глава всех монстров и маньяков, поддерживающих концепцию убийства ради убийства. Именно так, ведь даже несмотря на смягчающие обстоятельства, новорождённый труп убивал с единственной целью: просто так. А слабоумие, самозащита и страх не могут быть оправданиями для настолько страшных преступлений. Наверное, это и пугало больше всего. Представишь только, что где-то бродит кусок мёртвой плоти, убивает людей безнаказанно и даже не понимает этого, как сразу плохо становится. А то, что он в душе добрый, дело уже десятое.

    Вот она — первая ступень развития фильмов ужасов. Страх внешний, вполне осознанный. Боязнь банальной физической расправы, при хорошо развитом воображении или же плохом разграничении реальности и вымысла. Джеймс Уэйл не играет с подсознанием, не вытаскивает на свет из недр души каких-либо фобий, кроме, пожалуй, ксенофобии, не даёт получить удовольствие от жестокости. Для того, чтобы свести кого-то с ума, всего-то достаточно только показать кого-то страшного и намекнуть, что он опасен. Левел комплит. Иначе и не объяснишь, почему фильм с доброй моралью, который по уровню саспенса едва опрежает каких-нибудь Заботливых мишек, оказался таким необычным, что пришлось в срочном порядке дополнительно снимать предупреждение для слабонервных.

    5 декабря 2012 | 22:27

    Сразу после того как Бела Лугоши прославился в роли Дракулы в одноименном фильме студии Universal 1931 года, ему тут же предложили роль бессловесного монстра в фильме «Франкенштейн», основанном на бессмертном романе Мэри Шелли. Но прочитав сценарий, Лугоши отказывается от роли, поскольку у Монстра не было реплик (в отличии от книги), и на протяжении всего фильма ему пришлось бы находиться в массивном гриме.

    Режиссёр будущего фильма Джеймс Уэйл начинает искать актёра на роль Монстра. В актёрской столовой Уэйл встретил тогда малоизвестного актёра — Бориса Карлоффа. Уэйла впечатлила структура лица актёра, что и побудило его предложить ему роль.

    К тому моменту англичанин Борис Карлофф перебивался случайными заработками и уже многие годы играл эпизодические роли в фильмах. К 1931 году он сыграл уже в 60 фильмах, но оставался безызвестным.

    Так было вплоть до того, пока к нему не подошёл Джеймс Уэйл с предложением сыграть роль во «Франкенштейне». Карлофф соглашается.

    Для роли Монстра Карлоффу на протяжении 4 часов накладывали грим. Грим вместе с костюмом и огромными сапогами весели более 20 килограмм. Грим накладывал Джек Пирс, который был «волшебником гримёром» студии Universal. Для придания более «мертвецкого» вида Монстру, на веки Карлоффа Пирс наложил воск, предназначенный для мертвецов. Карлофф вынул зубной протез, за счёт чего его щёки стали впалыми. Всё вместе это создало облик самого знаменитого кино-монстра всех времён.

    Карлофф сыграл превосходно. По сей день, он остаётся лучшим исполнителем роли Монстра.

    Он придал огромное сострадание своему персонажу. Его Монстр не понят людьми, его боятся, в то время как он хочет творить добро людям. Главными поклонниками фильма стали дети, которые как никто понимали Монстра и сопереживали ему.

    Роль Франкенштейна блестяще исполнил Колин Клайв. Ему идеально удалось передать одержимость и безумие своего персонажа.

    Как и в случае с безумным помощником в «Дракуле», Дуйат Фрай сыграл во «Франкенштейне» похожую роль. Он играет горбуна-помощника безумного доктора.

    Эдвард Ван Слоан здесь также присутствует в роли доктора Уолдмена — профессора университета, в котором учился Франкенштейн. Доктор Уолдмен воплощает собой моральную сторону сюжета. Он изначально осознаёт, насколько ужасен опыт Франкенштейна, и пытается его отговорить от этого, приводя в качестве аргументов различный научные теории. Но Франкенштейна не интересовали теории, он был полностью одержим своей безумной идеей.

    В фильме есть все классические составляющие жанра: кладбище, готическая атмосфера, и зловещая лаборатория.

    Сам фильм очень отличается от оригинального романа Мэри Шелли. Но благодаря этому, он является самостоятельным произведением.

    В книге Франкенштейн работал самостоятельно, а в фильме у него появился горбун-помощник по имени Фриц, что позже стало распространённым явлением в жанре.

    Одним из главных отличий от романа является то, что в фильме весь акцент поставлен на то, что Монстру изначально пересадили мозг преступника (это произошло из-за ошибки Фрица). В книге не было описания, чей мозг использовал Франкенштейн для своего Создания. К тому же, в фильме образ Монстра полностью противоположен книжному. В романе Монстр был наделен блестящим разумом, который даже превышал человеческий. В фильме же Монстр наделен разумом младенца, который еще мало чего осознает.

    В оригинале также не описывается, каким именно образом Франкенштейн сотворил своё Создание. В данном же фильме была впервые использована идея оживления с помощью электричества. Именно эта концепция была использована в последующих фильмах о Франкенштейне.

    «Франкенштейн» имел невероятный успех, и даже смог затмить успех «Дракулы». Впоследствии он стал одним из самых известных классических фильмов ужасов.

    Роль Монстра Франкенштейна прославила Карлоффа на всю жизнь. Благодаря ей Карлофф стал величайшей звездой жанра.

    В дальнейшем Бела Лугоши сожалел, что отказался от роли Монстра. Теперь, помимо того, что Карлофф и Лугоши стали иконами жанра, они стали профессиональными соперниками.

    Итог: блестящая классика от Universal с блестящим Борисом Карлоффом в главной роли. Шедевр.

    10 из 10

    31 августа 2014 | 18:57

    Вот она, настоящая классика кинематографа: черно-белый фильм ужасов «Франкенштейн» 1931-ого года.

    Безумный ученый нашел способ оживить мертвого человека. Для этого он решил собрать тело из разных кусков мертвых людей. Он выкапывал только что захороненные тела, а также использовал тела повешенных. Но для полного комплекта был необходим неповрежденный мозг человека. После сбора всех «ингредиентов» доктор Франкенштейн воскрешает созданное им чудовище, которое в итоге стало неуправляемым.

    Конечно, пересказывать эту историю нет особой необходимости, но все же в череде ремейков и пародий на Франкенштейна, можно потерять ту самую классическую историю создания монстра, который не хотел бы им быть, но он просто не знает, как сосуществовать с окружающим миром.

    Хотелось бы отметить необычный сценарий, декорации и операторскую работу. Для 1931-ого года фильм сделан просто на высоте. Да, можно найти неправдоподобные сцены, но уж извините, в наше время бывают сценки и похуже. В общем, фильм получился на века, и даже спустя 80 лет смотрится вполне даже отлично.

    Атмосферный фильм ужасов, который обязан посмотреть каждый уважающий себя киноман.

    9 из 10

    29 октября 2013 | 03:57

    Ну кто, как не Борис может так сыграть Монстра? Конечно никто! Карлофф неподражаем! Именно с этого фильма я полюбил этот жанр (классических фильмов ужасов)! И всегда с удовольствием пересматриваю «Невесту», «Человека волка», «Дом Франкенштейна».

    19 декабря 2006 | 11:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>