Всё началось в прошлый четверг в небольшом калифорнийском городке Санта-Мира, когда на приём к врачу Майлзу Беннеллу пришла Бекки Дрисколл в каком-то странном психическом расстройстве. Девушка утверждала, что её дядя Айра – вовсе не её дядя, а какой-то самозванец, хотя и выглядит он, и говорит совершенно как дядя Айра. А вскоре странная мания стала распространяться и заражать других жителей. И уже очень скоро весь городок оказывается захваченным инопланетной формой жизни, прозванной семенными коробочками. Каждая коробочка создаёт точнейшую копию любого живого или неживого объекта, находящегося в непосредственном контакте с ней, и таким образом размножается. Оригинал превращается в прах. Человек — не исключение: коробочки с поразительной точностью воспроизводят не только человеческое тело, но и воспоминания. Они не способны копировать лишь чувства и эмоции, поэтому двойники рождаются без них. Двойники живут недолго и не оставляют потомства. Поэтому, если захватчиков не остановить, они быстро погубят всё живое на Земле и для дальнейшего выживания им придётся искать новые миры.
Хоть фильм и фантастический, однако заставляет задуматься над многими вполне реальными вещами. Нужно сказать, история меня потрясла. Есть киноленты, которые после просмотра прочно заседают в памяти, оставляя в ней некий след. Не так легко особенно сегодня, в бесконечном потоке фэнтези и хоррора удивить искушённого зрителя, но «Вторжению похитителей тел», как и романа-первоисточнику Джека Финнея это вполне удаётся. А ведь книге-то, как и вышедшей спустя год после неё первой экранизации 70 лет! К слову, экранизаций романа вышло целых четыре, а в октябре 2023 года было объявлено и о подготовке к пятой! Каждая из них – по-своему хороша, обыгрывает известный сюжет с определённой стороны. И кроме разве что фильма Абеля Феррара 1993 года получила огромную популярность у зрителя. В том числе и данная кинолента Дона Сигела.
В чём же секрет «Вторжения похитителей тел»? Думаю, для меня он в том, как мастерски показывают создатели изменения во взаимоотношениях между людьми параллельно с тем, как космические пришельцы захватывают Землю. От полного недоверия к остолбенению, растерянности, а затем и отчаянным действиям. Как это известие разделяет людей, показывая их истинную внутреннюю сущность. Кто-то продолжает сопротивляться в одиночестве, просто не доверяя друг другу (а вдруг тот клон?), иные сдаются, поскольку покупаются на царство безмятежности, обещанное всё теми же пришельцами. Было очень интересно следить за этой стороной романа, как и за развитием романтической связи между главными героями. Чем-то подобный ход напомнил мне «Поезд в Пусан» (2016) – небезызвестный фильм корейского режиссёра Ён Сан-хо. Даже сам слоган: «Остаться в живых или остаться человеком» намекает о том, что именно становится главной линией для создателя.
Интересно, что здесь нет зелёных человечков и прочей иноземной нечисти – есть лишь люди и их клоны – двойники, создаваемые загадочными космическими пришельцами, планирующими завоевание Земли. Они в точности копируют нас, но внутри абсолютно пусты и бездушны, коим и мы иногда страдаем, превращаясь в зверя в своём стремлении выжить.
Киноленту вполне посоветовал бы к просмотру. Несмотря на чёрно-белый вариант фильма Дона Сигела, сюжет притягивает. И ещё это тот вариант, когда можно смотреть экранизацию, даже будучи знакомым с первоисточником. Интересно проводить сравнения. Создатели несколько изменили начало и концовку истории, которая начинается в форме флэшбека, рассказываемого главным героем психиатрам, что не верят ни одному его слову. Но конечный исход всё равно остаётся на воле зрителя, да и следить за развитием событий всё равно крайне интересно.
Доктор Майлз Беннел возвращается с конференции в свой городок Санта-Мира. Медсестра сообщает о ряде случаев синдрома Капгра – несколько горожан утверждают, будто из близких людей подменили. Двойники выглядят точно так же, имеют все воспоминания, но у них нет эмоций, чувств, души. Знакомый психиатр говорит, что таких случаев было много, но через пару дней пациенты заявляют что всё в порядке.
Мне нравится тематика похитителей тел. Она позволяет с относительно небольшим бюджетом снять фильм про инопланетное вторжение. Ни тебе шагающих треножников, ни пылающих руин, ни космических кораблей в полнеба. Со стороны посмотреть – так в городе ничего не поменялось. Машины ездят, копы патрулируют, люди в кафе сидят. Но в полдень все собираются на городской площади, приезжают фермеры и раздают стручки-коконы тем, у кого в ближайших городах есть друзья или родственники.
Из фильма не совсем понятно – как именно проходит подмена? Похитители тел говорят главным героям «вы проснётесь в изменившимся мире», то есть речь идёт о вселении в тело? Люди меняются, как если бы стали вампирами? Тогда зачем нужны клоны? И наоборот – если людей заменяют двойники, что происходит с оригиналами?
Грязный, безумно выглядящий Беннел с выпученными глазами мечется среди машин на шоссе, кричит. А вот это было реально жутко. Если вы живёте в городе, тем более крупном, то наверняка сталкивались с людьми, именуемыми «городские сумасшедшие». Которые говорят сами с собой, рассказывают небылицы. А теперь представьте что дичь, которую они втирают окружающим – это правда. Просто подумайте об этом, уважаемые постояльцы.
Лента смотрится на одном дыхании просто как развлекательное, напряженное и захватывающее действо, несмотря на то, что в Штатах критики больше внимания уделяют политическому подтексту фильма, пытаясь все же выяснить, какое явление подразумевали создатели фильма под явлением «вторжения»- «красную угрозу» от Советского Союза или «маккартизм» (процесс начавшийся в 1950 годах, с закона о контроле, а по сути, запрещении деятельности коммунистической партии в США, «охоте на ведьм» в результате которой пострадал не одна известная фигура, в частности и в Голливуде, якобы уличенная в сговоре с коммунистами), а сам режиссер больше склонялся ко второму, говоря в одном из интервью, что хотел показать, как люди превращаются в коконы, забывая о чувствах, боли и сопереживании.
Эпидемия массовой истерии, круговая порука, атмосфера паранойи- все это присутствует здесь в достаточном количестве, чтобы приковать к экрану взор, замечу - при минимуме визуальных эффектов (есть только эпизод в парнике) и естественному отсутствию экранной жестокости.
Добавив сюда добротную игру актеров, особенно выделю Дану Уинтер, не женщина, а загляденье - очень хороша, как она бровью повела при «пробуждении», я даже рот открыл в этот момент! Приятная тревожная музыка Кармена Драгона, вменяемые диалоги, без лишних слов и словесных выворотов. Честно говоря, я частенько делаю фильмам послабления при оценке, беря во внимание год производства (особенно итальянским картинам), но здесь просто не к чему придраться, а фильму то уже шестьдесят лет.
Сама манера повествования мне напоминает произведения Хеммета и Чендлера, в которых детективная интрига уходит на второй план, а упор делается на действие, представляю себе, какое удовольствие получили зрители- современники фильма. Интересна и показательна сцена на площади городка, когда собираются инфицированные, чтобы увеличить географию захвата, а также кадры на руднике; выход на улицу из кабинета доктора напоминает моменты из «Шон против мертвецов» (проход сквозь толпу зомби).
Фильм имеет три ремейка: «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers) 1978 года, реж. Филип Кауфман; «Похитители тел» (Body Snatchers) 1993 года, реж. Абель Феррара; «Вторжение» (Invasion) от 2007 года и поставлен по роману Джека Финни «Похитители тел» (Body Snatchers) вышедшем в 1955 году. Это один самых любимых фильмов Джо Данте, который позже задействовал Кевина МакКарти в своих фильмах: «Вой» (The Howling) 1981 года, «Сумеречная зона» (Twilight Zone: The Movie) 1983 года, и «Внутренний космос» (Innerspace) 1987 года.
Великолепная картина, повлиявшая на многие фантастические фильмы с элементами ужасов, в которых затрагивается тема внедрение инородного разума и организма в тело человека и его манипулированием.
Единственное смущает то, что «Кукловоды» (The Puppet Masters) Робертом Хайнланом были написаны в 1951 году…
Мир без чувств и эмоций, что может быть страшнее? Однако все так и происходит в нашем настоящем мире. Будто бы именно тогда нас подменили, а сейчас мы и живем этими самыми человекоподобными существами - оттого и фильм смотрится страшнее. А одна сюжетная линия позволяет с головой погрузиться в происходящее и без всяких раздумий сопереживать героям. Единственное местами не хватало саспенса и некоторые сцены смотрелись лишь элементом для раскрытия сюжета, но прекрасное музыкальное сопровождение Кармена Драгона покрывает с лихвой подобные недостатки.
Конечно данный фильм далеко не эталон жанра, но все же это классика и некоторые сцены смотрятся вполне бодро и свежо, а большинство и так уже растащили для будущих киношедевров как собственно и идею. В итоге получился вполне отличный ужастик с элементами саспенса и небольшой долей смысловой нагрузки, а главное очень легкий для восприятия что является большим плюсом.
Находящийся в психиатрической лечебнице, врач маленького Калифорнийского городка Санта-Мира рассказывает окружающим невероятную историю о том, как ему удалось раскрыть инопланетный заговор, в ходе которого простые люди заменялись двойниками без чувств и эмоций.
Я ни в коем случае не склонен принижать значение картины 'Вторжение похитителей тел' с точки зрения истории и развития кинематографа. Если уж американцы внесли этот фильм с Национальный реестр фильмов, значит он того действительно заслуживает. По всему миру эта лента считается одним из столпов жанра научной фантастики помноженного на хоррор, и у меня нет причин этому не верить. Однако, если попытаться абстрагироваться от 'культового' шлейфа, то чем является картина 'Вторжение похитителей тел' для современного зрителя, безо всяких ссылок на историю становления кинематографа и жанра? Достаточно средним триллером с линейным сюжетом и неплохой актёрской игрой. Но не более того.
Сюжет откровенно простенький, и как бы кому не хотелось приплести сюда политические и социальные метафоры, сам Дон Сигел открытым текстом дал всем понять, что снимал просто 'ужастик' об инопланетном вторжении. К тому же наблюдаются тут и какие-то странные несостыковки: как, например, захватчикам удалось подменить Бекки, заснувшую в гроте, ведь никто не знал, что они именно там, а значит никто не мог принести туда её физическую копию. Не до конца понятно, чем всё-таки является 'конечный продукт' — модифицированным человеком только без чувств, или всё-таки инопланетным существом с тем же набором знаний. И куда они девали трупы? Впрочем, есть в этом фильме и несколько сцен, которым удалось пройти проверку временем: в первую очередь, это один из финальных эпизодов, в котором доведённый до отчаяния доктор Беннелл бегает по автостраде в тщетных попытках найти помощь. Также понравился его диалог с Бекки, когда они обсуждают, как это — жить без эмоций и любви.
В целом, не могу сказать, что я в восторге от этой картины. Да, возможно, когда-то она производила фурор в зрительских кругах, чем навсегда вписала себя в анналы мировой истории кинематографа, но на данный момент это не более, чем неплохой научно-фантастический 'ужастик'.
Кажется, маленькие американские городки, не попавшие в паутину скоростных шоссе, были придуманы писателями специально, как идеальные декорации для фантастических романов. Задолго до того, как Стивен Кинг начал заселять Касл-Рок, Честерз-милл и прочие салемы всякой нечистью, где-то в Аризонской пустыне приземлялись корабли на лицо ужасных, но добрых внутри инопланетян, в Айове падали тарелки с жестокими захватчиками-кукловодами, а в Калифорнии доктор Майлз Беннел пытался объяснить своим скептически настроенным коллегам, что промедление подобно смерти, ведь неведомые создания уже захватили его родной город. Впрочем, «объяснить» - слишком сильное слово для того бессвязного бреда, которым поначалу кажется монолог Майлза. Мальчик, в панике бегущий то ли от перспективы пойти в ненавистную школу, то ли от собственной матери, массовая паранойя жителей Санта-Мира, косяком потянувшихся на приём к врачу и на полпути передумавших, какие-то гигантские стручки, какой-то недотруп без отпечатков пальцев… Неудивительно, что Беннела ласково провожают в комнату с мягкими стенами. До прибытия психиатра и выяснения обстоятельств.
Устное народное творчество и классическая литература, помноженные на религию, много столетий рассказывали о перспективах торгово-денежных отношений с собственной душой в качестве валюты. Результат всегда выходил не очень, но несчастный по крайней мере получал хоть какую-то, пусть сиюминутную выгоду. Да и с дьяволом, при желании, можно было взаимодействовать и добиться своего – хитростью или разговорами по душам. В двадцатом веке контракты с нечистым начали уступать место контактам третьего рода, и с инопланетянами, как выяснилось, построить диалог оказалось существенно сложнее, да и бессмысленное это дело. Если пришельцы настроены благожелательно, то пусть летят своей дорогой, оставив жалких людишек выяснять отношения друг с другом, если гости из космоса – злобные захватчики, то тратить время на болтовню и вовсе пустое – давить их, гадов, чтоб впредь неповадно было. Осознав всю невзаимность чувств братьев по разуму, Джек Финни лишает землян какого бы то ни было шанса – таинственные создания, упавшие прямо с неба, нападают подло, высасывая из людей их привычки, воспоминания и безжалостно удаляя всё, что кажется ненужным: черты характера, эмоции, чувства.
Вдохновившись апокалиптической историей Финни, Дон Сигел сделал всё, чтобы на экране «Вторжение» производило не меньший эффект, чем на бумаге. Плоский мир печатных знаков ожил, замелькав чёрно-белыми кадрами погони за затаившими дыхание Майлзом и Бекки, заскрипев половицами, завизжав тормозами новенького форда, зазвучав песней, которую теперь можно услышать только по радио, и холодными пустыми голосами новообращённых жителей Санта-Мира. Режиссёр не прогадал, превратив звуковое сопровождение в третьего, но едва ли не главного героя ленты – музыка здесь не иллюстративна, она живёт внутри доктора Беннела, ведущего свой эмоциональный рассказ, отвечая каждому его слову, каждому шагу, каждому вздоху. Она не даёт перевести дух, отвлечься, отвести взгляд, и тем громче и чётче во внезапно наступающей тишине слышны молчаливые понимающие кивки, шелест шин по асфальту, тихий треск вскрывающегося стручка, обнажающего новое, ещё не оформленное в определённого человека, тело. Скоро оно откроет глаза, встанет на ноги, послушно пойдёт туда, куда захочется его новому обладателю, умеющему слышать, но не желающему слушать.
Сконцентрировав внимание на оболочке, Сигел, кажется, предоставил фильму возможность вылупляться из неё самостоятельно, но именно это нарочитое невнимание и создаёт ту атмосферу ужаса, которую не смогли повторить сиквелы. Страшнее неизвестности только мрачная определённость, и режиссёр умело пользуется этим козырем, мостя дорогу в ад неважными, на первый взгляд, деталями. Странно-стеклянный взгляд любимого дяди или кукольно-глупую улыбку знакомого полисмена легко и приятно списать на дурное настроение или собственные капризы, но постепенно этих досадных мелочей становится слишком много, и вот уже человекоподобные болванчики не вздрогнут, услышав визг сбитой на дороге собаки, недрогнувшей рукой убьют ребёнка, и послушно, как муравьи, соберутся на зов, чтобы загрузить в багажники побольше зародышей и отправиться распространять свой вид за пределы Санта-Мара. А глухое молчание телефонов в соседних городах вкупе с исчезновением лучшего друга окутает парами душного ужаса и опутает липким страхом, предлагая забиться в угол, закрыть глаза и сдаться, поддавшись минутной слабости, и уснуть, чтобы проснуться обновлённым и пустотелым.
Конечно, во «Вторжении» можно было бы, не особенно стараясь, увидеть политический подтекст и связать зомбиподобных новообращенцев с тоталитарным коммунистическим обществом, этой заокеанской угрозой для США, но вряд ли фильм заслуживает такой однобокой интерпретации. Пришельцы – лишь повод, в центре внимания Сигела не результат в виде эмоционально стерилизованных землян, а сердечная недостаточность детей и взрослых, позволившая насаждаемому равнодушию так быстро пустить в них корни. Невнимание, нежелание выползать из своего привычного уютного мирка, стремление махнуть на всё рукой очерствляет души задолго до вторжения инопланетян, и именно поэтому Майлз мечется в своём полубезумии на оживлённом шоссе между проносящихся мимо грузовиков и легковушек, вместо помощи получая лишь ругань и угрозы. Наспех прилепленный к фильму открытый финал не в силах стереть осознание всей никчёмности и беззащитности, возможно, единственного оставшегося живого человека в водовороте мутной, бессмысленной толпы. И в голове бьётся только одна мысль.
Середина пятидесятых – самый разгар Холодной войны. Противостояние двух сверхдержав, гонка вооружений, напряженное ожидание Третьей Мировой войны, тогда как мир еще даже не совсем оправился после Второй – вот в такой вот атмосфере протекала простого, цивилизованного гражданина Америки и всего остального мира в целом.
Кино по своей природе очень реакционно. Кино – как лакмусовая бумажка тех или иных проблем, наиболее остро всплывающих в обществе. Кинематографисты, в вечной погоне за прибылью, очень чутко чувствуют витающие в воздухе настроения, и, пусть даже и неосознанно, с разным успехом переносят их на экран. Вот и в пятидесятых, в атмосфере всеобщего страха и паранойи, киношники нащупали таки золотую жилу, и мир кино пережил триумфальное возрождение жанра ужасов.
Конечно, сама концепция «ужасных» инопланетных захватчиков, представленных в виде растений-стручков из открытого космоса, может вызвать улыбку у современного зрителя, что удосужится ознакомиться лишь с синопсисом этой ленты. Однако, если рассматривать фильм в контексте своего времени, то в самой идее зловещей расы захватчиков, невозбранно захватывающих чужие тела и не имеющих ни эмоций, ни личности, и в целом действующих подобно единому организму, смутно прорисовывается нависшая над испуганными американскими гражданами «Красная Угроза». Причем здесь угроза исходит не откуда-то издалека, за океаном, а уже изнутри, причем весьма хитро, скрытно и неявно, обостряя и без того параноидальные мысли. Люди, засыпая, просыпаются уже другими, а за улыбкой доброго соседа, или даже ваших родных и близких скрывается опасный враг и эта зараза распространяется все быстрее и быстрее!
Пусть жанр и заявлен как научная фантастика, в плане воздействия на зрителя фильм больше похож на весьма добротный психологический триллер, ну или мрачный и пессимистичный нуар. Не ждите обилия спецэффектов, взрывов и прочей мишуры, их здесь почти нет, ибо этот фильм – самое настоящее кинематографическое чудо, в котором решающую роль играют мастерские приемы чисто художественной выразительности. Виртуозное, пошаговое нагнетание полубезумной параноидальной атмосферы, бьющий ключом саспенс – все это ближе к концу буквально взрывается пронзительной сценой, в которой обезумевший главный герой, потеряв всех друзей, родных и даже собственную девушку, выбегает на шоссе, тщетно пытаясь предупредить об опасности всех окружающих.
«Они уже тут! Вы следующие! Вы следующие!» - кричит в исступлении Майлс Беннелс уже даже не проезжающим мимо машинам, а непосредственно зрителям в зале – такой вот должна была быть концовка по изначальной задумке. Но увы, продюсерам такой финал показался слишком уж мрачным, и потому был вставлен совсем искусственный, неправдоподобный и совсем уж явно вставной хэппи-энд. Впрочем, общего впечатления он не портит.
«Вторжение похитителей тел» – один из ярчайших символов своего времени, насквозь пропитанный той самой атмосферой всеобщей тревоги, пессимизма и параноидальных фантазий, когда нет уверенности в завтрашнем дне, а в каждом прохожем видится советский шпион. И совсем не удивительно, что, нащупав нужные струны в душе простого человека той эпохи, Дон Сигел сотоварищи сумели снять великий фильм, ставший культовой классикой, нисколько не постаревшей даже спустя вот уже почти пятьдесят лет.
Однажды, врач из маленького американского городка начинает замечать, что люди вокруг него начинают вести себя странно - они стали безэмоциональными, хладнокровными. Опасения подтверждаются в тот момент, когда герой находит в своём дворе странное растение, в котором начинает расти что то, что с точностью копирует человека. Спустя какое то время, герой понимает - начинается инопланетное вторжение.
Что понравилось, так это то, что кино, не имея при себе каких либо экшн-сцен, играет на напряжении и чувства неизвестности, которые растут с каждой минутой. Всё начинается вроде бы довольно просто и обыденно, но постепенно мы, как и герой, начинаем замечать странное поведение людей вокруг него. Страх нарастает с каждой минутой, а вскоре и вовсе начинается игра на выживание, и тут ты начинаешь искреннее переживать за героя - сумеет ли он спастись из осаждённого неизвестными существами городка?
Что ещё понравилось, так это то, как нам показали этих самых пришельцев. Здесь нет кожеголовых гуманоидов с большими пальцами, здесь нет никаких щупалец и космических кораблей. Есть только растения, откуда инопланетные существа воруют человеческий разум, и превращая их в себе подобных. Ещё вчера радостный человек сегодня станет безэмоциональным существом. И что самое страшное то, что на этом существа не останавливаются - герой с ужасом наблюдает за тем, как жители развозят эти растения в другие города, заражая своих родственников и знакомых. Несомненно, в такие моменты становится довольно жутко, потому за считанные часы Земля может стать планетой, населённой бездушными существами, которыми проще всего управлять извне. И само по себе наблюдать за тем, как дети, как любящий тебя человек превращается в машину.
Фильм мрачен, этим и привлекает. К тому же история, рассказанная в фильме, может стать отправной точкой в дальнейшем существовании планеты, ведь финал сей истории открыт, и оставляет после себя вопрос: что будет дальше? Победит ли человек бездушных существ, или они возьмут вверх? Увы, ответы мы не знаем, но мы можем надеется на лучшее. Собственно говоря, такой финал подходит фильму больше всего.
То, что кино входит в 10-ку лучших фантастических фильмов вполне заслуженно. Это кино, которое не только рассказывает о катастрофе в маленьком городке, оно ещё показывает два образа человека: 'живой', и бездушная машина. Кто возьмёт вверх в нашей реальности, ведь проблема эта актуальна и до сих пор. А может, вторжение и правда уже произошло, а мы этого не замечаем?
Эта картина, ставшая культовой в свое время, и признанная классикой в наше, внесенная в национальный американский реестр фильмов, с огромным удовольствием и интересом смотрится и сегодня. Хотя с момента её выхода на экраны прошло 56 лет. В ней почти нет спецэффектов, нет звезд первой величины. Даже красок нет в черно-белой ленте. Но есть главное - крепкий сценарий, грамотная режиссура и хорошая актерская игра основного ансамбля. Очень харизматичны исполнители главных ролей – Кевин МакКарти, (знакомый нам по фильмам «Пираньи», «Вой», «Байки из склепа») в роли доктора Майлса Беннела и Дана Уинтер в роли его подруги Бекки Дрискол, которая до этого уже играла с Кевином МакКарти в нескольких сериалах. Например «Час Альфреда Хичкока», «Отряд 5-О» и других.
«Вторжение похитителей тел» - это, безусловно, большая режиссерская удача. Да и в списке «100 лучших американских триллеров» по версии американской киноакадемии у него 47-я позиция, а в аналогичном списке «100 величайших научно – фантастических фильмов» - 56-я. Что уже говорит само за себя. Это была первая экранизация одноименного романа Джека Финни. В 1978 году был снят одноименный римейк Филипа Кауфмана с Дональдом Сазерлендом в главной роли, и «Похитители тел» Абеля Феррары в 1993 году. Последняя экранизация - «Вторжение» (2007), поставленная скорее по мотивам, так как первоисточник был переработан почти до неузнаваемости, в прокате провалился, в отличие от первых трех успешных экранизаций.
В сравнении с романом сценарий тут значительно переработали Дэниэл Мэйнуоринг и Сэм Пекинпа. Последний внес много изменений в сюжет, и даже снялся в эпизоде на бензоколонке в конце картины. Для режиссера Дона Сигела это был первый и единственный фантастический фильм в его обширнейшей фильмографии, если не считать работы в сериале «Сумеречная зона» (1963 – 1964). Позже Сигел называл его одной из любимых своих работ, хотя в копилке у него были такие кино – хиты, как «Грязный Гарри», «Блеф Кугана», «Два мула для сестры Сары» с Клинтом Иствудом, считавшего Дона Сигела своим учителем в профессии режиссера. Как и положено настоящей классике, этот фильм - вне времени. Ведь проблема равнодушия людей друг к другу, в социуме, остра как в прошлом, так и в настоящем.
В городок Санта-Мира, после нескольких недель отсутствия, возвращается врач – психиатр Майлс Беннел. Кажется, ничего не изменилось. Но в городке происходят странные вещи… Некоторые жители утверждают, что их близкие – это не они, а их точные двойники. Мальчик плача кричит, что мать – это не его мать и просит не отдавать его ей. Племянница не узнает своего дядю, хотя он похож на него, как две капли воды. Но это – не он! И такие случаи множатся, странная эпидемия началась в Санта-Мира. А через пару дней вдруг все исцелились чудесным образом, родственников воспринимают адекватно, спокойно. Хотя никто их не лечил. Казалось бы, все прекрасно… А вскоре доктор с друзьями находят необычные трупы, без всяких повреждений, в отличном состоянии и, самое главное, имевших облик… их самих. Вырастали эти тела из странных стручков, спрятанных в подвалах домов. А сформировавшись окончательно - заменяли собой живых людей, хозяев этих домов, пока те спали.
Клоны ничем не отличались от оригинала, копируя их до мельчайших подробностей, дублируя даже порезы и ссадины. Вот только они были лишены человеческих чувств - никаких эмоций. Ведь без них жить намного удобнее. Нет ненависти, злобы, зависти – значит, нет войн и ссор, просто тишь да гладь. Но ведь также нет и любви, дружбы, сострадания и сопереживания чужой беде и чужой боли. Именно эти чувства, движения души, делают человека – человеком, а раз их нет, значит, нет и самой души? Все спокойны, все довольны и все – равнодушны. В таком мире не нужно искусство, ведь оно – лишь способ выражения чувств. В картинах, поэзии, прозе, музыке, танцах, песнях… Какая драма, если нет страстей? Какая лирика, если не существует любви?
Холодный мир бесчувственных нелюдей - как результат инопланетного вторжения. Такое будущее ожидает Землю, и такая жизнь – всех людей на Земле. Мир, где человек – человеку даже не волк, а чурбан бесчувственный! Где каждому своя рубашка ближе к телу, не говоря уже о собственной шкуре. Мир, где никому никого не жалко, никто никому не дорог, никто никому не нужен. Где все – одинаковые. И нет ни мечты, ни веры, ни печали, ни горя. Ни своего, ни чужого. Нет понятия красоты. Есть только инстинкты. Как у животных. Как просто, оказывается, потерять человеческий облик – достаточно стать равнодушным.
- Все мы постепенно черствеем сердцем, грубеем… И только когда нам приходится бороться за то, чтобы остаться людьми, мы понимаем, насколько это важно для нас, насколько дорого.
И Майлс Беннел борется, вместе с Бекки. Они любят друг друга, а значит, они еще люди. Главное – не заснуть. Но это так сложно – не спать сутками напролет. И даже таблетки уже не помогают…
Очень сильна сцена в финале, когда Майлс Беннел мечется по шоссе между машинами, прося помочь ему уехать из города, и кричит об опасности, ожидающей всех людей на земле, а в ответ слышит лишь: «придурок», «недоумок», «пьянь», «пошел вон!». Или же водители молча объезжают его, как пустое место. Никому нет дела до человека, молящего о помощи. Он либо пьян, либо сумасшедший для всех. Эта сцена ставит очень острый вопрос перед зрителем:
«А может и в самом деле нас всех уже заменили на бесчувственные клоны, а люди этого даже не заметили?»
Впервые я узнал об этом фильме из 'Пляски смерти' - документального исследования ужастиков (написал книжку не кто иной, как сам Стивен Кинг). Король ужасов очень высоко отозвался о 'Вторжении' (да и исходный роман Джека Финнея похвалил). А через некоторое время Film Prestige, очень уважаемая мной компания, выпустила 'ВПТ' на DVD. Мимо такого шанса я пройти не мог и сразу приобщился к этой параноидальной фантастике.
Конечно, понравилось. Фильм, хотя по возрасту и настоящий пенсионер, легко уделывает все нынешние опусы об инопланетянах, замещающих людей - 'Факультет', к примеру. Ужасов вы здесь не увидите, но напряжение будет. Будет и паранойя, когда кажется, что больше никому нельзя верить, люди лишь нацепили на себя маски, а за масками - бездушные пришельцы... Целый город, ополчающийся против главного героя и его девушки; преследующие их толпы пришельцев с пустыми глазами; постоянная опасность стать одним из них - всё это вызывает мурашки по телу. Когда досмотрел, захотелось позвонить знакомым. Просто узнать, на месте ли они... И концовка удалась - тревожная, но всё же оставляет лучик надежды.