К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Говорят, что новое — это хорошо (а зачастую и поделом) забытое старое. В нашем прошлом был пласт кинокультуры, который именуется перестроечной чернухой. Фильмы снимались беспросветные, депрессивные, главные «герои» в них не то что на главных, вообще на героев не тянули. И полная безнадёга на финише, приводящая к смерти и разрушению…

И вот, начитавшись западных методичек, про совок и ужасы тоталитаризма, из подвалов и чердаков разработчики достали почиканое молью времени одеяние упомянутой чернухи. А чтобы осовременить и гальванировать сей труп — добавили спецэффектов, болтания на тему секса, г-на и… барабанная дробь — винегрета из взаимопроникающих отрезков пространственно-временного континуума. Единственное, что хоть будущее обособили и вознесли до небес.

Что ж, рассмотрим локации и юниты.

Прошлое. Тут не столько социализм, сколько средневековье, времён феодальной раздробленности. Все или пытаются подавить всех своим авторитетом, или игнорят друг друга, и только мужественные детишки проявляют чудеса дружбы и сотрудничества.

Взрослые представлены двумя разновидностями деревьев. Во-первых, авторитарные женщины, смахивающие на чудовищных тёщ из дешёвеньких анекдотов (ну или свекровей…). При этом такие линейные монохромные особы конкретно мне, жившем в СССР почти не встречались… может я жил в другом СССР…

Мужчины тут не лучше. Простейшие, беспозвоночные, которые вообще непонятно как дожили до своего возраста. При этом, согласно либеральным представлениям — совок представлялся этаким оплотом тоталитаризма и антидемократизма. Что же мы видим тут. Вот девочка приходит в милицию сдавать родственничков. Что может быть тоталитарнее чем силовые органы? И тут такой дяденька милиционер с физиономией прожжённого педофила, проходи, мол, девочка ложись, то есть садись, я тебе счас чай-кофе покажу… И это вы называете силовой структурой в тоталитарной стране?

Или ещё более клюквенный эпизод. Дети преграждают дорогу машине, какого-то силового шишки. Но ведь вокруг тоталитаризм и антидемократизм и дядя тут чуть ли не из кровавой гебни. И что делает сей юнит? В действительно тоталитарном обществе он или стрельнул бы в сорванцов или уши надрал или на худой конец обматерил. НО. Следите за руками. Силовик начинает стелиться, типа деточки отойдите мне на работу надо. СИЛОВИК. ТОТАЛИТАРНАЯ СТРАНА и… Но дальше пошла уже не клюква, а самая что ни на есть актинидия ананасная. Силовик пытается… подкупить советских детей… я понимаю, что сейчас это вроде как норма, но в советское время товарно-денежные отношения не приветствовались. Тем более ожидать такого от силовика… Вы серьёзно?

Итак. В прошлом всё было плохо, но хоть детская дружба была. Не было достатка, да и работать надо было в три смены. И вот настоящее. Сытая жизнь. Люди обросли домами, семьями, ненапряжной работой… казалось бы, сбылась мечта. Но что-то не так. И вот уже герои начинают метаться (официально в поисках смысла чего-то). Полноте, господа. Здешние юниты просто с жиру бесятся и маются дурью от безделия. Посмотрите на семью главного героя. Да главный герой, который в своё время страдал от дракона родительницы бабушки/бабки, стал ещё худшим драконом.

Но окончательно меня добила сцена, которая формально относилась к прошлому. Главной героине блазнится видение, что пришла она на мемориал пионеров героев и, о ужас! Лица пионеров превращаются в гримасы. Такое впечатление, что я смотрю не этот фильм, а детский юмористический журнал Ералаш, генеральным спонсором которого выступила какая-то фашистская организация. Твёрк на могилах, символ отнюдь не прошлого, а самого что ни на есть настоящего. Кто-то может возразить, это было оправдано сценарием. Может сама идея и была оправдана, но реализована она в духе одного французского издания, специализирующегося на шуточках про погибших…

Юниты современности по-прежнему несчастливы, только если раньше у них был хотя бы, например, класс, где были друзья и подруги, теперь каждый сам по себе.

И вот концовка. Но вначале длинный оффтоп. В середине 90-х в наш посёлок приезжал какой-то главный патриот области. В это время шла очередная кавказская компания, и народ активно прятался и косил, чтобы туда не попасть. И вот этот товарищ собирает граждан и начинает вещать о том, как это почётно погибнуть за Родину. Приводит эпичные примеры от Ледового побоища до Афганистана, но все его примеры заканчиваются героической гибелью. Кто-то из зала у него спросил, а что, можно любить Родину, быть патриотом и не погибнуть… не важно, в бою, на пожаре или ещё где. Главный патриот обиделся, обозвал вопрошавшего трусом, обозвал присутствующих обидными словами и уехал.

В прошлом нет счастья, в настоящем тоже, так что же? Выхода нет??? Оказывается есть. Одна из главных героинь, словно наслушавшись того изрядно патриотичного дядечку, погибает. И если бы на это всё закончилось, то замечательно. Но нет. Смерть тут превращена в пафос, в патетику. Прям-таки мечта суицидника. И вот уже главная героиня уходит в небо сквозь строй пионеров, которые (в отличие от тех же скаутов) были АТЕИСТАМИ!!!

Ладно. Кот с ней, там ещё двое остались. Главный герой в итоге тоже уходит из мира в монастырь. И, судя по всему, там счастлив. И только оставшаяся главная героиня находит себе место на съёмочной (в широком смысле) площадке какого-то очередного малобюджетного коммерческого проекта.

В итоге, в фильме будущее хоть и показано светлым, но каким-то сектантским. Что-то от скопцов, которые не только из мира уходили… Так что же получается? Нету счастья в миру? Всем нужно или на небо или в монастырь??? В этом и есть патриотизм тире героизм? тчк.

Может я чего не понимаю, но кажется мне, что не тот кинофильмец назвали «Что-то, что скрывает ложь»…

03 мая 2016 | 16:37
  • тип рецензии:

Советская эпоха, как семидесятилетний пласт жизни нашей страны, все дальше откатывается в тень истории. В этом году стукнет четверть века августовскому путчу, но сравнивать жизнь «тогда» и «сейчас» люди не перестанут еще долго. Похвально, что перспективная поросль, вооруженная кинокамерой, пытается дать свой, не замыленный многими часами научного коммунизма взгляд на идеологические процессы прошлых лет. Образованная энергичная молодежь нет-нет да выдает любопытные экзерсисы, и в этом плане картина Натальи Кудряшовой ожиданий не обманывает. Симпатичный актерский состав, неплохой сценарий, удачные изобразительные средства, настойчивое желание утвердить себя думающей творческой единицей – совсем не дурные данные для качественного фильма, способного быть понятым разными поколениями, не правда ли? Увы, все это лишь теория, а как доходит дело до конкретики, так нескладности начинают сыпаться советскими копейками из дырявого кармана.

Последнее поколение пионеров, еще свято веривших учению великого Ленина, показано детьми, как будто прошедшими хорошую психологическую обработку. Слов нет, в те годы инициатива действительно была малоблагодарным делом, однако уже первые кадры фильма порождают вопросы. Если главный герой по фамилии Сергеев отказывается от роли солиста в хоре, предпочитая «цокать», то какой же это путь к героизму? Именно героями и хотят быть эти ребята, недаром страшноватый мемориал с лицами и красными галстучками так часто включается в подтверждение авторского посыла. Путь к подвигу на редкость тернист как для самого Сергеева, так и для его верных подруг Кати и Оли. Последняя, чью роль исполняет сама режиссер, буквально парой фраз обрисовывает как свои собственные проблемы, так и сложности окончательного взросления ее небольшой компании. Приехавшие покорять Москву провинциалы оказались неспособными покорить самих себя.

Из фильма Кудряшовой мог быть выйти здравый двухсерийный проект с четким разделением на то, как было, и как стало. Регулярное перемешивание прошлого с настоящим, еще и в столь гиперболизированной форме, не дало возможности раскрыть героев как жертв отжившей свое идеологии. Самой любопытной и при этом неубедительной вышла демонстрация текущего быта Кати, Оли и Сергеева. В тридцать лет у ребят «все есть», но они по-прежнему выглядят скорее манекенами, чем людьми. Многочисленные сцены частной жизни каждого из героев схожи своей направленностью в унылое никуда. И это не город злая сила, это именно пустота их сердец. Символично, что одна из героинь специализируется на пиаре – именно этим же занимается и сама Кудряшова. Другое дело, что именно она пиарит? Стремление ребят отдать пионерский долг перед почившей в бозе организацией? Именно к этому постановщица и ведет своих персонажей весь фильм, но тогда их логичней было направить целой группой в кабинет психотерапевта. На людей с «промытыми мозгами» похожи все трое, а вот на личностей, способных думать о ком-то, кто в них действительно нуждается – нисколько. Пустопиарщики какие-то вышли, пожалейте их, Владимир Ильич.

Психологическим проблемам режиссер уделяет много внимания, благо для их изображения нужно сделать лицо озабоченным - и порядок. Другое дело, что сеанс, закончившийся эмоциональным срывом врача, вызывает лишь недобрую усмешку, но понятен хотя бы вектор развития. В детстве пионеры старательно искали возможность проявить себя и боялись партийного наказания. Но в попытках стать героями ребята, а с ними и сама Кудряшова забыли главное: подвига специально не ищут, жизнь либо сама даст возможность его совершить, либо прибережет молодецкую прыть до лучших времен. Конечно, подлог спичечного коробка с анализами – тоже вполне себе поступок, но в том и состоит проблема этого фильма, что здесь регулярно происходит подмена понятий, и безалаберная, чтобы не сказать больше, концовка – тому доказательство. Неуклюжие попытки «заиграть» тему секса опять же сваливаются в плоскость фрустраций. Все у ребят не слава Богу, даже если одному из них в спину летит голос, робко просящий внимания. Но где же его дождаться, когда душа ждет подвига как VIP-гостя?

Чего в наши дни не так много среди молодежи, так это уважения к корням. Мало кто теперь с гордостью скажет, что рожден в стране, составлявшей 1/6 суши планеты. И при таких настроениях очень приятно уважение, с которым Наталья Кудряшова отнеслась к материалу. Как режиссер-дебютант она не избежала многих «детских болячек», вроде плохо стыкуемых фрагментов сюжета, назойливого повторения одних и тех же приемов, как в случае со снами Кати, но, в общем и целом «Пионеры-герои» попали в свою нишу. Остались вопросы к методам донесения идеи, но само ее безусловное наличие, чему не помешало даже стремление сгустить кое-где краски, говорит в пользу молодой постановщицы. Конечно, включение в программу Берлинского кинофестиваля – серьезный аванс, который Кудряшовой оправдывать и оправдывать, но своего зрителя картина найти должна. В конце концов, и на пустом небе порой сверкают звезды.

01 мая 2016 | 20:15
  • тип рецензии:

В фильме есть эпизод, в котором одна из трёх героев фильма, которую играет режиссёр и автор сценария Наталья Кудряшова, на пробах в очередной сериал проговаривает текст судмедэксперта, стоящего над трупом, докладывающего первые результаты вскрытия. Именно он стал для меня ключевым в понимании фильма. «Пионеры-герои», как первичное заключение судебно-медицинского эксперта о целом поколении.

Авторы попытались разобраться, как поколение, родившееся в первой половине 70-е, живёт 30 лет спустя? Кто они, дети, репетировавшие на уроках музыки песни о Гражданской войне, ежедневно проходившие по школьным коридорам под скорбным взглядом мёртвых пионеров-героев с казённых портретов-рисунков? В итоге, на мой взгляд, получилась картина описательного свойства: травма тут, разрушение структур там, следы от неустановленного орудия преступления во-о-от здесь. Причины и механизм действия ранящих факторов так и остались, на данный момент, неустановленными, ожидая следующего, более детального осмотра и анализа.

В фильме постулирован бесспорный тезис: тем, кого долго готовили к высокому служению Идее, к Поступкам во имя её достижения, очень сложно смириться с ежедневной рутиной, лишённой этой Идеи. Но каждый тезис остро нуждается в подтверждении наглядными фактами, понятными аргументами, с которыми здесь не густо. Если исторические реминисценции, эпизоды периода советской жизни героев фильма выпуклы и гуашно ярки, то события первой половины «нулевых», в которых происходят более поздние события, словно исполнены в виде карандашных набросков, в которых что-то угадывается, но лишь в меру способности зрителя понять и увидеть задумку художника.

В 2002 году Борис Гребенщиков записал альбом, в котором была песня, заканчивающаяся словами: «Нас учили не жить, нас учили умирать стоя». В этой строке уместилось, к моему сожалению, большее откровение о детях многих поколений СССР, чем во всём фильме «Пионеры-герои», так и не приобретшем некую целостность, вопреки наличия эпизодов исключительной смысловой силы.

Но, как вступление к сложному и долгому разговору, этот фильм хорош.

6 из 10

24 марта 2016 | 17:45
  • тип рецензии:

6 февраля 2015 года состоялась премьера фильма Натальи Кудряшовой 'Пионеры-герои'. С момента, как я узнала о нем, до премьеры и спустя еще много дней позже он не выходил у меня из головы. Я - одна из представителей того поколения, которых воспитывали быть героем. Героем с большой буквы. Быть полезной, быть космонавтом, не меньше. Поколение тех, кто, не став космонавтом, растворился в массе офис-менеджеров и продавцов всего, что можно и нужно продать. Ценности оказались ложными, порывы - губительными, честность - моветоном, ответственность - не комильфо. Сжав свои принципы в кулак, многие просто смирились и, подавив свое гипертрофированное 'Я', наученное тому, что: старших нужно уважать, малышей не обижать, ну и так далее, приняли реалии нового мира. Приняли, но не встроились, продолжая периодически ощупывать рубец от глубокой раны нереализованности и стараться найти свое место.

Я прочитала кучу интервью, я пересмотрела кучу интервью с Кудряшовой и ее командой. Я слышала отклики в душе на слова, которые они произносили, я боялась смотреть фильм, потому что ожидала, что с экрана со мной заговорят мои внутренние демоны. И, поскольку они спокойно спят, убаюканные мнимой самореалтизацией, будить их совершенно не хотелось. Фильм уже давно лежал на диске, несколько раз я нажимала кнопку 'Play', но дальше заставки студии дело не заходило: находились причины, чтобы прервать просмотр.

И вот, дня два назад, я все-таки пересилила себя и включила. 1 час 56 минут, последние 30 из которых я уже смотрела с мыслью 'когда это кончится?'. Удивительная по глубине идея вывернуть наизнанку целое поколение не поддалась режиссеру. Катарсиса не случилось...

Доступно ли нам, современникам, переосмыслить то, что произошло с нами? Или для этого нужно время, смена поколения и взгляд детей на наши судьбы? Судьбы обычные, но от того принесшие настоящему не меньшее разрушение, чем, например, вОйны. И да, и нет. Мы будем смотреть предвзято, но не это ли дает возможность показать пульсацию душевной боли и контакт с душами ровесников? Мы не будем объективны, мы будем эмоциональны, но это даст возможность понять, что аналогичные переживания испытывают многие из тех, кому был повязан красный галстук... береги его... Наверное, это единственный плюс фильма: проблема получила вербальное воплощение. А, и еще, безусловный плюс фильма - это игра детей! Дети и интерьеры Советского Союза были бесподобны (первые - игрой; вторые - воспроизведением)! Именно из-за них картина смотрится легче и до конца.

Наверное, учитывая коллапс кинематографа РФ в целом, за эти два плюса можно сказать спасибо Кудряшовой, просто за попытку...

5 из 10

01 декабря 2015 | 06:00
  • тип рецензии:

Друзья! Если вы и ваш мозг выдержали 'Похороните меня за плинтусом' (неважно: книгу или фильм), то 'Пионеры-герои' вам покажутся вполне себе увлекательным повествованием. Но без сильной моральной подготовки в виде русского арт-хауса или хотя бы претендующих на арт-хаус фильмов, лучше не ожидать от себя нормальной реакции на этот фильм.

Вот смотришь-смотришь 'причесанные' голливудские картиночки... Ан нет!!! Просит душа г--на какого-нибудь! Ага - самое время обратиться за помощью к русскому кинематографу. И не отголоски пионерских галстуков здесь - нет. Это скорее общенациональная психологическая черта. Как говорилось в фильме: 'Нужен ежедневный коллапс!' Ну кому-то ежедневный, кому-то ежемесячный, кому-то достаточно раз в год. Но без коллапса уж точно никак! Для меня 'Пионеры-герои' - это маленький коллапс, которого так не хватало. Это как холодный душ после унылых тепличных кинематографических условий.

Фильм занимательный, фразы запоминающиеся и проникновенные, актеры сыграли великолепно, стиль съемок странный и слегка неадекватный, но это соответствует общей атмосфере. Сама идея интересная, но вот все эти пионерские заморочки из детства я лично считаю 'притянутыми за уши'. Всегда легче возложить вину за твою реальность на детство: на воспитание, на общество, на времена и нравы. Но я за то, что только ты сам в ответе, что происходит здесь и сейчас.

Пионеры там или нет, но испытывать желание стать героем - вполне нормально. Смотреть фильм и не понимать, какую смысловую нагрузку несет та или иная сцена - тоже вполне нормально, даже забавно, так сказать.

Ну а если серьезно, фильм сильный во всех отношениях! Поиск смысла своей нескончаемой гонки, борьбы с самим собой - это важно! И режиссер - умничка, ведь не только сами сюжетные линии прекрасно проработаны, но и абсолютно странные кадры по 10-15 секунд позволяют зрителю вынырнуть из круговорота своего личного быта и задуматься...

05 ноября 2015 | 00:02
  • тип рецензии:

Фильм по своей проблематике интересен. Или забавен – кому как больше нравится. Композиционно он составлен из переклички двух временных слоёв, связанных судьбами главных героев. Первый слой – 1986-й год, начало перестройки. Торжественный и волнующий детское сознание момент – октябрята готовятся шагнуть на ступень выше и стать пионерами. По гигантскому зданию СССР уже пошли трещины, но их не замечают и взрослые, что уж говорить о десятилетних ребятишках. Второй слой – наше время. Трое бывших октябрят, перебрались в Москву и влились в бурлящее море планктона, большей частью имитирующего жизнь энергичным пусканием пузырей. Каким образом происходит приживление организма с культурными кодами пионерского прошлого к дереву капиталистической реальности, и попытались показать авторы «Пионеров-героев».

Человек часто бывает вынужден из тёплой воды прыгать в холодную (и наоборот). Такие прыжки бывают индивидуальные (как у Маугли, например), реже – групповые, массовые. В нашей стране переход от одного мироустройства к другому, во многом перпендикулярному ему, люди пережили на собственном опыте. Поэтому, окунуться в сконструированную режиссёром советскую «реальность» и сравнить её с собственными воспоминаниями детских (юношеских, взрослых – неважно) лет, думается мне, должно быть интересно. А тем, которым не довелось по возрастным причинам испытать все прелести советского детства, можно слегка прикоснуться к некоторым его знаковым моментам. Мне кажется, что авторы добросовестно подошли к своей задаче и смогли передать дух того времени. Хотя у меня несколько иной личный опыт, но не буду всё мерять собой – тогда жило много народа, а не я один. Перехожу ближе к теме (событиям в картине).

Советское время в фильме оживляет, в первую очередь, игра маленьких артистов. Слишком часто дети, приглашённые для съёмок, как будто бы ни на секунду не забывают, что всё это всё понарошку, что сейчас они выполнят требования взрослых дядей и тётей, их похвалят и дадут конфетку за хорошее поведение. В «Пионерах-героях» дети естественны, им веришь, сопереживаешь их проблемам. Наверное, конкретное выражение этих проблем сейчас неактуально и они заменены чем-то другим, более приземлённым. Например, неведомым образом зародившиеся и материализовавшиеся в сознании школьников мифические чёрные автомобили, на которых мелко-мелко нацарапано ССД (смерть советским детям). И, якобы, эти автомобили уже курсируют по улицам советских городов, охотясь на детей. Навряд ли нечто аналогичное способно возбудить сознание сегодняшнего ровесника советского октябрёнка, разве что это будет связано с какими-то неземными монстрами. Хотя, не исключаю того, что в одной соседней стране дети уже включились в поиски ужасающей аббревиатуры СУД. В целом, конец советского периода в истории России показан спокойно, без пропагандистских штампов от комиссии по десталинизации (или чего-то подобного, пишу первое попавшее на язык слово). Небольшой срез обычной жизни, то, что могло быть в реальности, без поползновений на обличение и на возвеличивание. Особо отмечу светлый образ советской милиции, которую сегодня чаще всего изображают как карательный орган власти или как сборище самодуров и садистов.

Выросшие октябрята естественным образом, а не внезапно, как попаданцы, оказались в нашем времени. Внешне они вполне благополучны и материально устойчивы, но разливающаяся внутри пустота лишает смысла их жизнь. Дотянулись проклятые пионеры-герои – есть соблазн остановиться на первом же приходящем в голову объяснении. Не думаю, что режиссёр поставил перед собой такую задачу. Советская идеология была, фактически, квазирелигией, со своими идеалами и пантеоном героев, который условно распределялся по возрастным нишам. Культ пионеров-героев, в первую очередь, предназначался для школьников младших классов. Но советские школьники не первые и не единственные, которые потенциально могли испытать диссонанс между теорией с её высокими идеалами и приземлённой практикой жизни. Например, в нашей досоветской истории в школах преподавали Закон Божий, да и сейчас, наверное, учителя стараются донести до юных душ какие-нибудь моральные заповеди строителя капитализма. Взрослые, даже зная о расхождении между реальностью и высокими принципами, всегда будут стараться довести до детей последние. Потому что так надо, и не буду больше об этом. Вернусь к фильму. Есть там одна интересная параллель между двумя вышеобозначенными слоями времени. В советское время смотрели вверх и равняли свои действия с идеальным. Девочка испытывает муки совести из-за того, что нормы поведения октябрёнка, выводимые из примеров пионеров-героев, не позволяют ей мириться с поведением горячо любимого деда, тайком компенсирующего перегибы антиалкогольной кампании разведением самогона в домашних условиях. Что делать? Почти гамлетовские терзания. А в наше время появляется тенденция ответы искать не вверху, а внизу. И вот психоаналитик копается в сексуальном сознательном и бессознательном пациентки (одной из тех октябрят), пытаясь соотнести её психологический кризис с историей позывов её же гениталий.

Фильм сыроват, неровен, оставляет чувство незавершённости. Но, тем не менее, рекомендую. Несовершенное, но наше. Искреннее. Первый фильм молодого режиссёра Натальи Кудряшовой, сыгравшей, кстати, и одну из главных ролей (клиентку психоаналитика и неудачливую актрису). Есть основания ожидать от неё успехов в будущем, и тогда можно будет небрежно бросить, что видели, мол, её первую картину и сразу заметили талант режиссёра, тем самым повышая самооценку и авторитет в глазах окружающих. Есть потенциал у Натальи Кудряшовой. Надеюсь, что она будет развиваться в направлении социально звучащего кинематографа. Предпосылки для этого есть.

7 из 10

06 сентября 2015 | 22:22
  • тип рецензии:

Кино содержит две параллельных сюжетных линии - октябрятско-пионерско-советскую и современную-страдальческо-поисковую. Со второй все ясно - она сводится к различным формам страданий и исканий, причины которых растворились в сценарии и таким же прозрачным раствором выглядят в кино. А вот советская линия и ее современные параллелизмы (где они очевидны) сделаны, что называется, с душой.

Пионерское прошлое немного фантазийное, ну так и фильм - культур-мультур, тут можно. Стоит отметить отличную игру девочки, играющей одну из главных ролей - просто отлично, шикарная игра! Я думал, что система отбора детей для российских фильмов предусматривает какой-то особый критерий 'если ребенок - то дебил', но тут явно критерии другие, удивлен и хлопаю. Однако, тут как пионер выступлю - съемочная бригада могла-таки уточнить (говоря по-советски - проработать!) некоторые детали из нашего прошлого. Ну хотя бы вроде такой, что в то время автомобили милиции были выкрашены в желтый цвет с синей полосой, а мышастого серого они стали сильно позже. Ну и то, что 10 рублей СССР - не просто красноватая бумаженция 'на мороженое', а довольно много денег, в ресторане можно гулять.

Выключая пионера скажу - очень приятный фильм, даже без поправки на качество основной массы нашего адского современного эрзац-кино. По уровню концентрации вялости-живости явно выше средне-арифметического российского культур-мультура вроде 'Дурака', 'Левиафана', 'Кино про Алексеева' и прочих 'Интимных мест'. Всё это фильмы разных жанров, но общей милой несуразностью все немного друг на друга похожи. Так и 'Пионеры' - чем-то похож, но в целом - чем-то очевидно круче, на мой вкус и цвет. Потенциала у идеи явно больше, но я так понимаю, что это дебют режиссера. Так что авторы молодцы, а кино рекомендую.

05 августа 2015 | 00:57
  • тип рецензии:

Для меня фильм «Пионеры-герои» остался непонятым. И дело не в том, что росла я не в эпоху соблюдения» завещания Ленина». Ведь каждому знакомо чувство из детства, когда хочется стать героем: спасти мир, полететь в космос, сделать великое открытие. Разница лишь в том, что кто-то в этих мечтах с красным галстуком, а кто-то без. Помимо «детской» линии в фильме раскрывается многими из нас пройденное болезненная ситуация осознания себя во взрослом мире. В мире, где благородные стремления уходят вглубь компьютерных сводок. ненужных звонков, мелочных развлечений. Да, режиссер безукоризненно снял копию с нашей повседневной жизни, подал ее без прикрас. И в какой-то момент становится тошно от неторопливого сюжета, невнятных диалогов, от какой-то вязкости, возникающей при просмотре. Потому что слишком похоже.

Что в итоге? По-моему, ни один из героев не показывает нам, что же делать, как спастись из бытовой ловушки. Если кто-то и решается на героический поступок, то он не становится радостным поворотом в судьбе, если кто-то и в корне меняет свою жизнь, то никакого умиротворения, счастливого спокойствия не обретает.. .даже в святых местах можно встретить пошлые и банальные надписи. А кто-то из пионеров каждый день совершает никем не заметный отчаянный поступок просто жить, жить вместе со своими страхами. отвечая остальным, что все нормально.

От всего этого возникает тягостное ощущение нелепости всего происходящего, фальши нет, все более чем правдиво. Но что делать с такой негероической жизнью? Непонятно. Никто из героев фильма не помогает в этом разобраться. В фильме обозначен вопрос, но нет ни намека на ответ. Хотя, может быть, и вопроса не было, а задача состояла в том, чтобы именно описать, «срисовать» поглощение заурядным существованием... А дальше думайте сами, решайте сами?..

03 августа 2015 | 20:10
  • тип рецензии:

Фильм Натальи Кудряшовой выглядит очень личным. Дело даже не в том, что она, будучи автором сценария и режиссёром, ещё и играет одну из главных ролей в картине – страдающей от панических атак актрисы Оли Красько. 'Пионеры-герои' – фильм, в первую очередь рассчитанный на ровесников главных героев фильма, – поколение 30+, или точнее, 32+. Именно эта возрастная категория, помнящая, что значит быть октябрятами, может, по замыслу режиссёра, в полной мере ощутить болезненность разрыва между воспитательными идеалами советской средней школы и безыдейно-пустой современностью.

Фильм личный и во многом интимный именно потому, что возраст имеет значение. Даже в нынешние 40 лет у вас есть какой-никакой критический взгляд на советское прошлое, а в 30 и меньше вам уже не понять сцену, где пишут молоком по бумаге. И только тем, кому 30+++, картина Кудряшовой откроется до последнего кадра. В этом возрасте СССР оставил вам только смутно-приятные воспоминания о чём-то высоком и далёком – детские воспоминания, как правило, всегда приятны. Из сладкого тумана памяти о детстве берут свои корни буйные сюрреалистические образы фильма вроде органов милиции.

Интересно, что почти все сцены, переносящие зрителя в детско-советскую фантасмагорию – это сцены о воспитании гражданственности. Ловля шпионов, дед-самогонщик, вступление в ряды пионеров – а в центре всего оказываются они, пионеры-герои, живой пример подвига для каждого ребёнка. Причудливость на грани гротеска – это для Кудряшовой всего лишь путь к честности. Можно соврать, создав реалистичный мир исторического рая или ада на земле в какой-нибудь великой или тоталитарной стране прошлого века, – но нельзя соврать рассказом о детских стремлениях, выдумках и мечтах. А вот возможен ли фильм, в основу которого положено воспитание гражданственности у детей начала XXI века?

Бывшие октябрята, а сегодня вроде как успешные зрелые люди – особый контекст фильма. Внимание притягивает наполненная смыслами речь детей и пустая, часто невнятная речь взрослых. Наталья Кудряшова рассказывала в интервью о свойственном её поколению 'опыту пустоты', видимо, выветрившему смыслы, жажда которых то и дело мучит очередного героя фильма. Оля Красько в поисках смыслов забредает в самый центр пустоты – на приём к психоаналитику. Не сомневающийся в своём профессионализме дипломированный доктор будет из раза в раз обваливать личность пациентки в пустоте, где есть только она и её 'мастурбация', 'коллапсы' и 'самопознание'. А в конце безапелляционно заявит своей подопечной, что она пуста.

Травмирующий 'опыт пустоты', пожалуй, служит центром всего фильма и того мировоззренческого кризиса, который постиг Олю, Андрея и Катю. Неустроенная личная жизнь, обессмысливание каждого своего действия и с трудом переносимое одиночество – если вам знакомы такие симптомы, то этот фильм будет для вас понятнее. Парадоксальность положения героев в том, что их настоящее 'я' проявилось только в младшем и среднем школьном возрасте, когда они знали, в чём цель их жизни. По Кудряшовой, возвращение в своё пионерское прошлое – единственный ключик, открывающий смыслы в уже взрослой жизни. В такой позиции видится что-то инфантильное, говорящее об очень серьёзной травме, преодолеть которую можно только мощной встряской, открывающей путь к своему далёкому прошлому. Тем, что режиссёр называет 'метафизическим взрывом' и показывает на примере судеб Андрея и Кати.

Будучи достаточно стройной и продуманной конструкцией, фильм о пионерах-героях не даёт глобальных рецептов по возвращению в общество смыслов. Проблемы поколения на примере трёх человек остаются их индивидуальными заботами и не перерастают в проблемы, решаемые хотя бы на уровне небольшой группы людей.

6 из 10

22 июля 2015 | 22:58
  • тип рецензии:

«Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» - не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев – школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, - советских школьников.

Эти герои – основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

Катя, Оля и Андрей – эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там – внутреннее счастье – давно речи нет.

Основа их жизни – не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы – на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог – профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» - в котором и себе не всегда признаешься.

«Ты в детстве о чём мечтал?» - спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» - «Совершил?» - «Вон в Москву приехал» - «Все приехали».

Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее – про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? – думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

«Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» - снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

8 из 10

12 июля 2015 | 18:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: