Жизнь других

Das Leben der Anderen
год
страна
слоган«У вас нет права хранить молчание»
режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
сценарий Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
продюсер Квирин Берг, Макс Видеманн, Клаудия Гладзижевски, ...
оператор Хаген Богданский
композитор Стефан Муча, Габриэль Яред
художник Силке Бур, Кристиана Рот, Габриэль Биндер, ...
монтаж Патриция Роммель
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
Германия  2.34 млн,    США  1.64 млн,    Франция  1.43 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
7 июля 2009, «Первая Видеокомпания»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Сто тысяч сотрудников, двести тысяч информаторов. Вместе они — щит и меч партии, знаменитое Штази. Их метод — подозрение. Жизнь других — их профессия.

Популярный писатель и драматург Георг Драйман так бы и дожил до конца своих дней, обласканный вниманием благодарных читателей и абсолютно неинтересный для спецслужб, если бы не роман с известной театральной актрисой. Слишком известной, чтобы остаться незамеченной влиятельным чиновником из ЦК. Так в жизни Драймана появляются специалисты из Штази.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (323 957)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
148 + 12 = 160
8.3
в России
83%
5 + 1 = 6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:46
    все трейлеры

    файл добавилClearDoor

    Знаете ли вы, что...
    • В 2006 году фильм установил рекорд по наибольшему количеству номинаций (одиннадцать) на главную немецкую кинопремию German Film Awards.
    • На роль Кристы пробовалась Николетт Кребиц.
    • Весь тираж немецкого издания фильма на DVD был отозван из продажи из-за прозвучавших в аудиокомментариях высказываний режиссёра о деятельности политика Грегора Гизи и актрисы Йенни Грёльман в качестве агентов восточногерманской тайной полиции «Штази».
    • Поэма Брехта, которую читает Вислер, называется «Erinnerung An Die Marie A.» («Воспоминание о Мари А.»).
    • В своей книге, сопровождающей выход фильма, актёр Ульрих Мюэ обвинил свою бывшую жену Йенни Грёльман в сотрудничестве с тайной полицией и слежке за ним. Последующий широко освещавшийся в прессе судебный процесс между ними по поводу этих обвинений завершился не в пользу актёра.
    • Скромный двухмиллионный бюджет фильма оказался возможным только по той причине, что большинство актёров согласилось работать за пятую часть от своего обычного гонорара.
    • Фильм был отвергнут официальным жюри Берлинского кинофестиваля 2006 года во главе с Дитером Коссликом.
    • Все использованные в «Жизни других» устройства для подслушивания и записи информации были настоящим инвентарём тайной полиции «Штази», полученным на время из музеев и от частных коллекционеров.
    • Обложка несуществующего номера немецкого журнала «Шпигель» со статьей Дреймана была разработана издателями специально для использования в фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк потратил целый месяц на перевод сценария будущей картины на французский язык и отослал его композитору Габриэлю Яреду с тем, чтобы заручиться его согласием на участие в проекте. Для сцены, когда Дрейман играет на пианино композицию «Sonata for a Good Man», он попросил написать настолько сильную музыку, что она бы за две минуты заставила Сталина отвернуться от всех жестокостей и зверств, позднее им совершённых. Эта ключевая сцена была основополагающей идеей, вокруг которой потом был построен весь сценарий.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    После просмотра фильма меня переполняет чувство радости. Наверное, я одна улыбаюсь титрам в то время, когда вокруг одни заплаканные лица. Я радуюсь человеческой доброте, доброте не ради себя, а ради другого — чужого и практически незнакомого человека! Доброте, в ответ на которую ничего не ждешь взамен.

    Не стоит искать в этом фильме исторической точности. Здесь это не столь важно. Хватает того, что мы примерно понимаем, что это было за время, какие были условия жизни людей, какие у них были свободы. Стоит воспринимать этот фильм как историю о том, каким может быть человек в заданных условиях.

    Человечество всегда боялось (да и сейчас боится) тех, кто отличается, кто не похож на других. Писатель Георг Драйман был одним из тех, кто отличался, тех, кто своим умом и талантом выделялся из серой массы людей-роботов, боящихся сделать шаг в сторону. Его смелость и сила духа давали ему возможность сделать миллион таких шагов. Это видели. Этого боялись. Это пытались контролировать.

    Но нашелся человек, которого это не испугало, которого это заинтересовало и привлекло. Неожиданно для самого себя он тоже оказался одним из тех, кто отличается, одним из тех «других», за жизнью которых так пристально наблюдают. Именно о нем и была рассказана эта замечательная история.

    12 июня 2014 | 15:27

    Фильм стала смотреть, не читая никаких анонсов и рецензий, просто очень уж много о нём разговоров.

    Поначалу — ничего нового, политические проблемы и интриги, ГДР и ФРГ, власть и интеллигенция, писатель и его любимая женщина. Конечно, этот фильм, узнав вкратце, о чём он, скорее стала бы смотреть моя мама, нежели я. 

    Но фильм затягивает, наблюдать за происходящим на экране становится всё интересней. И это даже если вы не являетесь поклонником такого жанра, как политическая драма. Сказано на эту тему в кинематографе и правда немало, но создателям «Жизни других» удалось найти нечто новое, что притягивает зрителя.

    Интересный сюжет, отличная игра актёров, запоминающиеся сцены. Да и тема — как может измениться человек — во все времена актуальна. Конец мне тоже очень понравился, трогательно и сильно, и при этом никаких лишних эмоций — согласитесь, редкость для современного кино…

    «Вам подарочный экземпляр?» — «Нет, это для меня…».

    9 из 10.

    8 октября 2007 | 22:56

    Дебютный полнометражный фильм режиссёра Флориана фон Доннерсмарка буквально приковывает внимание и поражает если не оригинальностью задумки, приподнесённой автором, то её воплощением. Катарсис не является свежей идеей для кинематографа. Мысль о преображения человека и его духовном возвышении поднималась многими сочинителями, творившими в различных видах искусства.

    По мере понимания того, что хотел сказать немецкий автор своей картиной, сразу вспоминаются фильмы со схожей канвой. Например, «Эквилибриум», вышедший за 4 года до появления на экранах данной ленты. В обоих фильмах доказывается побеждающее значение прекрасного над ужасным, в данном примере — искусства над системой, выстроенной государством.

    Скромный бюджет фильма в 2 миллиона долларов был превзойдён более чем в 38 раз, собрав в мировом прокате 77 миллионов. Размеренное и плавное повествование, где даже пытки «в лучших восточных традициях» применяются посредством тактики морального изнеможения, взрывается в конце, осыпая зрителей обилием эмоций и давая пищу для размышлений. Та высокая стадия драматизма, которая присутствует в картине, во многом была достигнута в какой-то степени и за счёт менталитета немцев, остававшихся хладнокровными в критических ситуациях. Особенно впечатлила игра Ульриха Мюэ, имевшего во время съёмок смертельную стадию онкологии и ушедшего из жизни через год после выхода фильма.

    Возможно, перевоплощение главного героя может показаться не слишком убедительным и несколько спонтанным, но суть всего повествования от этого никуда не уходит. А благодаря отличной работе режиссёра и умелой актёрской игре не возникает и тени сомнения относительно увиденного.

    8 из 10

    13 января 2016 | 21:28

    Знакомство с этим фильмом Флориана Хенкель фон Доннерсмарка начиналось очень непросто. Отпугивал огромный хронометраж, серьезные темы для размышления, которые, как видно даже из синопсиса, готовит сие произведение. Фильм непрост, но разве является это недостатком?

    «Знать все» — главная цель Министерства государственной безопасности ГДР, сформированного после Второй мировой войны. Цифры, которые приводятся в заглавных титрах (100 тыс. сотрудников и 200 тыс информаторов, каждый 50-ый житель страны) ясно дают оценить размах и влияние этой организации. Следующие верному курсу руководства, выполняющие любое желание партийных бонз — сотрудники Штази являются всемогущими личностями, которых боятся все. Именно таким и предстает перед зрителем капитан Вислер. Безжалостный, умный, верящий в идеалы своего дела, обладающий стальными нервами — это все он. И вот его начальник, по приказу партийного босса, поручает ему начать слежку (с обязательным» нахождением» компромата) за известным драматургом Драйманом, который, как кажется, является идеальным образцом лучших представителей народа ГДР. Мотивы партийного босса просты — желание обладать женой Дреймана, красавицей-актрисой Кристой-Марией, а разве может для него, властелина судеб, быть что-то невозможное? Вислер начинает слежку за Дрейманом, не замечая, как начинает происходить трансформация его собственного сознания.

    Знаменитый стокгольмский синдром подразумевает возникновение связи между жертвой и ее хозяином, а здесь начинает происходить обратная реакция. Вислер начинает понимать, насколько человек может быть честным, как он может любить, как может жертвовать собой ради цели. Все это накапливается, и вот поведение начальника, способного сечь головы подчиненным за политические анекдоты; маленький мальчик в лифте, которого отец пугает» Всемогущим Штази»; поведение жирного похотливого борова-министра — перестает казаться нормальным. Возникает истинное понимание, казалось бы, простых вещей, осознание того, что ты и сам являешься частью этого зла. Ты, который вершил судьбы людей. Ты, который слепо верил в несуществующие идеалы» Щита и меча партии». И эти мысли неусыпно атакуют Вислера, заставляя искать ответы у своей совести, прочно спрятанной за броней идеологически выдержанного борца с» нечистью».

    В фильме трудно четко определить главного героя. Кто он? Вислер, проходящий все ступени нового развития своей личности? Дрейман, который не сдается до самого конца, сохраняя обостренную верность идеалам человеколюбия? Криста-Мария. которой суждено разрываться между верностью любимому человеку и верностью сцене? Или может, друг Дреймана — драматург Йерски, который и дает толчок для событий, повлиявших на судьбы всех героев фильма? Каждый решает сам.

    Накал возрастает с каждой минутой фильма, и в какой-то момент становится ясно, что хорошего окончания у подобной истории быть не может. Дрейман против Системы. Вислер, стоящий перед тяжелым моральным выбором. Кристи — мотылек, летящий на огонь. Тугой узел из отношений, связей на ментальном уровне, поступков, решений… Распутать этот Гордиев узел невозможно, нужно лишь разрубить.

    Сакраментальный вопрос» Тварь ли я дрожащая или право имею» ставится перед каждым героем, заставляя сделать Шаг. Сделан ли он вперед. назад, или, словно сделанный в беличьем колесе, не будет иметь никакого значения — вопрос личностный, отданный исключительно на рассуждение зрителю. Ведь, хорошо и беззаботно можно жить даже в паутине… Пока паука нет рядом…

    Визуальная часть фильма позволяет еще больше проникнуться его внутренним наполнением. Внимание к каждой детали того времени, размеренные длинные планы, причудливая игра полутонами, контрастность света и теней, улавливание каждой малейшей эмоции актера, посредством акцентирования внимания на крупных планах лиц — создают непередаваемое погружение в 1984 год. С первых минут можно почувствовать себя словно в документальном фильме с живыми людьми, с их жизнью, эмоциями, ощущениями. Работа всей актерской бригады, начиная Ульрихом Мюэ и Себастьяном Кохом, заканчивая эпизодическими — соседкой Дреймана или мальчиком из лифта, вызывает желание аплодировать стоя. Далеко не случайным является тот факт, что актеры согласились работать в фильме лишь за пятую часть своей обычной зарплаты. Не для заработка они играли в этом фильме. Не для заработка… Многие из них и сами являются выходцами из ГДР, будучи не понаслышке знакомыми со всеми реалиями того времени.

    Гармония мысли, картинки, звука, идеи — вот, что такое фильм» Жизнь других». Кино про Человека для Человека, о том, что себя можно изменить… Пока вокруг тебя есть хорошие люди — это возможно.

    10 из 10

    9 мая 2012 | 15:06

    Нашумевшее кино, получившее множество наград, в том числе «Оскар» за лучший иноязычный фильм. Это весьма сильная лента о взбунтовавшемся винтике тоталитарной машины, но однозначным шедевром я бы его не назвал, как и душераздирающим. С актерской стороны очень порадовал Ульрих Мюэ, для которого эта роль стала одной из последних по причине смерти актера. Он отменно рисует портрет тоталитарного робота, строго выполняющего свои функции, в режиме работы которого вдруг наступает сбой. А вот Мартина Гедек, сыгравшая весьма сложную роль противоречивой Кристы-Марии, глубиной эмоций не балует и играет скованно и сухо, хотя диапазон эмоциональных реакций был огромен. Далее хотелось бы объяснить другие причины, не позволяющие поставить высший балл, и одна из них — некая суховатость постановки. Слишком много экранного времени отведено доносам, подставам, шпионажу и разговорам о бунтарях, в результате чего персонажи слишком много говорят о куче народу, в чьих именах легко запутаться. А вот «человечному» аспекту времени уделяется куда меньше, отношения главных персонажей прописаны суховато и не совсем меня убедили сцены, когда Визлер вдруг проникается симпатией к Драйману, плюс ко всему действие могло быть острее и напряженнее (особенно в сценах обысков), да и сама тема критики тоталитаризма уже надоела. В остальном постановка очень хороша и технические аспекты безупречны — отличное воссоздание атмосферы Германии 80-х, саундтрек и операторская работа. Достойное кино, которое все же проигрывает «Лабиринту Фавна» в категории «лучший иноязычный фильм» и требует пересмотра. Пока же оценка:

    8 из 10

    10 февраля 2011 | 15:58

    Этот фильм стал главным событием немецкого кинематографа последних лет и получил кучу наград, включая «Оскар» за лучший иностранный фильм. Но по сути ничего особо выдающегося с точки зрения искусства в этом фильме вы не найдете. По каждой затронутой режиссером темой уже сняты по-настоящему выдающиеся фильмы. Поэтому зрителю видевшему «Мефисто» Иштвана Сабо сюжетная линия художника ищущего компромисса с государственной властью покажется банальной и неубедительной. А если говорить о главном лейтмотиве картины, то понимаешь, что американцев, возможно, это могло бы и впечатлить. Но люди, которые не только жили в Советском Союзе, но еще и смотрели михалковское «Утомленное солнцем» или его антитезу в виде фильма Алексея Германа «Хрусталев, машину!», практически готовы будут посмеяться над неровными измышлениями режиссера, которому в год падения Берлинской стены едва исполнилось шестнадцать лет.

    Но исходя, как минимум, из двух факторов можно прийти к выводу о честной «заслуженности» врученного фильму «Оскара». Первое, это бесспорный талант грамотного постановщика. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк с одинаковой увлекательностью умеет строить, как и классическую европейскую драму, так и захватывающий политический триллер. И второй фактор кроется в основном посыле картины, в котором заключается в чем-то наивная и граничащая с морализаторством, но все равно искренняя и от того крайне благородная любовь и вера в человека. А во времена, когда уважающий себя «арт-хаус» считает преступным заканчивать фильмы хэппи-эндом, такие режиссеры как Доннерсмарк помогают дальше верить в себя и окружающих.

    2 февраля 2008 | 05:12

    Один из тех редких фильмов, которые при отсутствии «экшна», некоторой затянутости завязки сюжета и визуальной унылости, навсегда оставляют свой след в душе… не побоюсь этой, возможно пафосной, фразы.

    Период берлинской стены, цензуры, слежки, засилья «Штази» во всех сферах человеческих жизней наподобие постоянно следящего «Большого брата» — все это порождает серость и безликость, словно давит непомерной тяжестью и превращает в серую массу все, до чего может дотянуться.

    И вот в этих декорациях разворачивается история о драматурге Драймане, актрисе Кристе-Марии и агенте «Штази» Вислере. Первые двое — талантливые люди, обласканные системой, но находящиеся под колпаком агента Вислера, цель которого — найти доказательства неблагонадежности драматурга, дабы освободить актрису для высокого чина, который имел на нее свои планы.

    В результате непрерывной прослушки «неблагонадежность» подтверждается, но тут уже Вислер, проникшийся жизнью своих «подопечных» начинает задумываться о том, совершенна ли система, винтиком которой он является. Перед человеком, сломавшим не одну жизнь, встают вопросы, доселе ему неведомые, но не дающие ему приговорить Драймана. В какой-то степени, он восхищается им, в какой-то степени он влюблен и жалеет Кристу, но трагической развязки все равно не избежать.

    В «Жизни других», пожалуй есть все. Любовь и вожделение, долг и жертва, предательство и искупление. Но интереснее всего — люди, противостоящие системе. «Тварь я дрожащая или право имею» — это вопрос так или иначе задает себе каждый из них.

    Одного система раздавит, другого надломит, а вот третий… он по-прежнему останется винтиком с кодовым именем, потеряв разве что в статусе, эдакий стойкий оловянный солдатик.

    Но именно этот солдатик, маленький серый винтик, и станет героем «Сонаты о настоящем человеке». Потому что один раз в жизни он совершит Поступок, на который способен далеко не каждый.

    Однозначно рекомендую посмотреть: в активе прекрасные актеры, пронзительно сыгравшие свои роли, заставившие пару часов жить их жизнями, «Оскар» в 2007г. за лучший фильм на иностранном языке (и другие премии попроще), достойное место в ТОП-250 по рейтингу Кинопоиска, несмотря на «свежесть» фильма. Хотя о чем это я. Это просто достойное кино, на которое не жаль потратить вечер.

    10 из 10

    18 апреля 2014 | 23:00

    «Жизнь других» — фильм о человечности и любви. После просмотра я надолго погрузился в размышления, почему же именно таким образом Флориан Хенкель фон Доннерсмарк решил назвать свою картину.

    Но позже я догадался, поскольку главный герой фильма Герд Вислер — это маленький человек большой бюрократической и тоталитарной машины, у которого не было ни семьи, ни друзей, вся жизнь замыкалась на тех моральных источниках, которые ему не видать никогда.

    Тяжело описать действия. Несмотря на то, что сюжет развит нединамично и спокойно, он притягивает магнитом к себе, и не отпускает даже после окончания фильма.

    Просто меня этот фильм зацепил. Зацепил музыкой Габриеля Яреда, зацепил прекрасной игрой Ульриха Мюэ. Жаль, этого актера я больше не увижу в новых фильмах.

    Такие фильмы нужны, у них есть много чему научиться. Доброты. Ищите Бога в своем сердце, больше его нет нигде.

    Высший бал.

    6 октября 2008 | 11:18

    Действия фильма происходят в Восточном Берлине в трудное время — в 1984 году, за пять лет до того как Берлинская стена упала Времена, когда люди творческих профессий были под внимательной слежкой государства, без возможности творить, писать и рассказывать о том что душа хочет, играть и ставить произведения на волнующие темы. Эта ситуация очень похожа на нашу, которая была относится недавно, у нас в стране в советском союзе.

    Драматург Георг Дрейман который никогда не занимался никакими антипартийными делами, за ним устанавливается очень внимательная слежка, из за того что одному человеку из ЦК сильно приглянулась его девушка.. За ним начитают следить, отслеживают всю его жизнь. Устанавливаются жучки в его квартире. С целью найти и прицепиться хотя бы к чему то, к высказыванию или не законному действию. Задача эта возлагается на одного человека Визлера из органа «штази». Заданий по типу этого было миллионы в его работе но эта полностью изменила его судьбу. Полностью проникшийся жизнью драматурга, живя вместе с ним. У него просыпается сопереживания к главному герою. В итоге он спасает его, но какой ценой. Он теряет свою работу и карьеру.

    Абсолютно прозрачна показанная история человека, с одного бока, это часть тоталитарной системы, и, с другого — человека который смог не прогнуться под эту систему. Режиссера волновало то что никогда не поздно исправится и нельзя слепо следовать системе и беспрекословно верить ей. И я не думаю что целью фильма было описать те временна.

    «Жизнь других» — это драма об умения людей принимать верные решения, неважно, что даже человек когда то заблудился в своих решениях. Каждый из участников фильма задаёт себе вопрос, который мы задаём себе достаточно часто. Стоит ли следовать установленным правилам или делать то что ты сам считаешь правильным?

    Доводящая до слез «сага о добром человеке» — книга, написанная Дрейманом в честь своего агента который принял правильное решение и спас его — всего лишь одна заслуга последнего. Потому что даже после того как стена упала, он все равно не изменил свою жизнь, и продолжил жить так же скучно и бессмысленно.

    16 ноября 2018 | 15:08

    Часто ли вы наблюдаете случаи в кинематографе, когда кассовые сборы превосходят бюджет киноленты более, чем в 38 раз? Вот и я меньше редкого. Если быть откровенным, то впервые. Великолепный фильм, и многие Большие награды, включая Оскара, тому подтверждение. Не так часто доводиться смотреть картины о железных занавесах за пределами СССР, поэтому увидеть еще один «взгляд изнутри» очевидца тех событий (хоть и в невеликом возрасте) для меня, находка.

    Какой-нибудь привередливый эстет сможет сказать, что в фильме некоторые из героев переигрывают, сможет сказать, что многоопытный офицер Штази не в состоянии подвергнуться атаке чувств и идей, свойственных интеллигенции, но…вряд ли он сможет опровергнуть факт изумительной мысли о всепобеждающей силе искусства, которую несет этот фильм.

    29 июля 2009 | 00:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: