К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Немудрено, что этот фильм Эльдара Рязанова не снискал благосклонности и лестных оценок у строгих советских критиков и цензоров. Картина стала острейшей сатирой эпохи застоя на все изъяны и уродства советской системы, и главным образом, на разрушительное воздействие ее бацилл лицемерия, фальши, корысти, расчетливости и мелочности на простые человеческие характеры. Двоемыслие, двоесловие и двоедействие расцветают тут пышным цветом. Пусть это глупо, пусть это очевидно нелепо, пусть это даже немного незаконно, но «таковы правила», и мы будем, «как все», по ним играть. Для одних это становится обыденностью, для других – ежедневным душевным дискомфортом, третьи в конце концов не выдерживают и бунтуют.

Поразительно, откровенно гротескных персонажей, которые сразу бы вызывали отторжение, в фильме нет, напротив, каждый из них по отдельности в определенные и даже многие моменты вызывает сочувствие и даже жалость. Но при этом если посмотреть на них всех вместе, острый сатирический подтекст виден невооруженным глазом, и он, этот подтекст, беспощаден в своей откровенности. Но вот вопрос: сама ли система «активировала» человеческие пороки, или, напротив, людские пороки, «подпитали» и укрепили систему. Когда несравненно удобнее спрятаться за вышеупомянутый слоган-девиз: «быть как все» и урывать условно честными, нечестными и вообще всеми доступными средствами всевозможные материальные блага, должности и т.д. Картина, на мой взгляд, не дает прямого и однозначного ответа на этот вопрос, предоставляя зрителю возможность поразмыслить и самому прийти к каким-либо выводам. Лично мне представляется наиболее вероятным вариант взаимного влияния системы и человека.

Но что самое главное, «Гараж» не безнадежно констатирует нелицеприятную реальность, но и подсказывает пути выхода, которые состоят в том, чтобы перешагнуть через принцип «как все», решиться на собственный, продиктованный только своими принципами и истинными убеждениями поступок. На который все-таки решаются многие из героев в этом фильме.

Практически как и каждая картина Э. Рязанова, «Гараж» подарил нам множество крылатых фраз, которые ушли в народ и живы там до сих пор.

Особенности сюжета продиктовали практически равнозначность и равноважность всех персонажей, за исключением одного. Перечислять удачные роли в картине – значит попросту назвать всех задействованных в ней актеров. Но я все таки особо выделил бы блистательного Валентина Гафта, а также Лию Ахеджакову, Светлану Немоляеву и Вячеслава Невинного.

Очень смелый, откровенный, сильный, но в то же время смешной и добрый фильм, за который я ставлю

9 из 10

26 ноября 2011 | 22:10
  • тип рецензии:

Боюсь показаться непонятым, но рязановский 'Гараж' меня совершенно не впечатлил. Возможно, в силу своего возраста я не могу понять всю 'гениальность', как многие тут пишут, этой комедии, но все полтора часа кудахтанья практически 'ни о чём' (как мне показалось) ввели меня в настоящую скуку.

Только в самом финале, когда начинают раскрываться характеры главных героев, хоть чуточку стало интереснее, несмотря на потрясающую работу всех, без исключения, актёров. Что и говорить: на съёмочной площадке 'Гаража' Рязанов собрал весь цвет советских актёров!

У каждого героя своя судьба: Малаева (Лия Ахеджакова) - незамужняя мать-одиночка, которая, в общем-то, и замужем никогда не была, над чем все и потешаются; Хвостов (Андрей Мягков) - немой, у которого в финале картины прорезается голос из-за склок на заседании гаражного кооператива; жена Гуськова (Светлана Немоляева) - женщина без имени, известная миру только по браку с одним из 'гаражников', Гуськовым, которая в финале чуть было не теряет рассудок; Якубов (Глеб Стриженов), бывший военнослужащий, и многие-многие другие.

Единственное, что мне, кроме игры актёров, реально понравилось в картине - это как раз-таки раскрытие глубины характера и истории каждого из 'прозаседавшихся'. Но в целом фильм меня не зацепил ни на йоту, и даже не интересно было, чем закончится их заседание.

Скорее всего, я просто не понял этой картины. В отрицательные не запишу (спасибо актёрам), но...нейтральная - точно.

6 из 10

12 марта 2014 | 11:50
  • тип рецензии:

Ещё одна интересная работа Рязанова.

Посмотрев фильм от начала до конца, я и не заметил как время пробежало. По началу, вроде бы, немного муторно: большой зал, люди разговаривают, выясняя разные проблемы, но что самое интересное именно эти вещи и привлекли меня. Именно это мне и нравится в работах режиссера Рязанова, что он всегда умел мастерски показать такую игру актеров, что равных просто нет. Трудно описать чья роль была интересней, правдивей, трогательней или жизненней, но я считаю, что картина в первую очередь держится на Лие Ахеджаковой. Она очень тонко сумела найти ко всем подход, думаю чего только стоит её жесткое, а с какой-то стороны и мягкое намерение объединить силы для справедливости. Так же понравилась роль Гафта и особенно его постоянное добавление слова 'мой', когда начинаются ссоры. Что самое интересное, я считал, что при Союзе люди были куда более склонны к сочувствию и состраданию к ближним, но картина показывает, что и тогда были люди, которые стремились жить за счет других, наплевав на всё, что нужно в первую очередь для простого человека.

27 декабря 2015 | 23:51
  • тип рецензии:

Один из лучших советских фильмов всех времен. По мне – лучший фильм в небедной отличными картинами фильмографии Эльдара Рязанова.

Сюжет, подсмотренный Рязановым в жизни (как нередко бывало с другими его знаменитыми картинами), захватывает, смешит, заставляет задуматься, - побуждает к чему угодно, но только не к равнодушию. В общем-то фильм как раз об опасности равнодушия, с которым в конце первой десятиминутки фильма, «с тяжелым сердцем», но и видимым облегчением изгнав четырех «самых беззащитных», начинает разбредаться собрание. И разбрелось бы, лениво роняя между обниманием любовницы и натягиванием заграничного пиджака «Надо было и мне проголосовать против! Смалодушничал…». Это столетием раньше смалодушничавшие запросто могли пустить себе пулю в лоб. Не то в пору гаражно- строительных кооперативов, доступных малолитражек и правлений и др. Даже самые порядочные считают достаточным устало проконстатировать сей малоотрадный факт и спокойно удалиться пожинать приятные плоды такого малодушия.

Но всегда найдется «тот, который не стрелял» (в данном случае – не молчал).

«Гараж», без сомнения, самая «звездная» рязановская картина. Трудно найти советский фильм, в котором была бы создана такая плотность «на квадратный сантиметр пленки» звезд советского кинематографа в пору их творческого расцвета. Помимо традиционных рязановских любимцев Ахеджаковой, Мягкова, Невинного, Немоляевой, кочующих из одного его фильма в другой, среди главных персонажей Гафт, Бурков, Марков в расцвете карьеры, а также молодые, но уже сверхпопулярные Остроумова (уже окруженная сиянием славы после Женьки Комельковой в «А зори здесь тихие….») и Костолевский (сводящий с ума всю прекрасную половину советской киноаудитории после блистательного кавалергарда Анненкова в «Звезде пленительного счастья») – оба последние, кстати, сыграли и тут очень знаковые и запоминающиеся роли. Результатом звездного штурма Рязанова стало то, что в картине даже эпизодические (Б. Брондуков, П. Щербаков, А. Вознесенская) и даже вообще почти немые (М. Кокшенов, В. Захарченко) роли сыграли известные актеры.

При этом играют все один лучше другого. Я все-таки соглашусь с теми рецензентами, которые выделяют блистательного Валентина Гафта. Да, его Сидорин циник; да – приспособленец; да, для него вроде бы нет авторитетов и вообще ничего святого («вовремя продать – это не продать, а предвидеть…»). И все -таки Рязанов регулярно весь фильм добавляет в эту малопривлекательную палитру председателя правления мазки человечности. То он, обычно развязный и саркастичный, мнется и стесняется огласить келейно принятое гнусное решение о выставлении четырех «лишних» (подобные сомнения совершенно чужды с олимпийским спокойствием предлагающей «зачитывать» его напарнице по президиуму, героине И. Саввиной – самый одиозный– на пару с могущественным директором рынка– персонаж картины). То он становится между приготовившимися сцепиться шеренгами «неандертальцев» и «общечеловеков», («Люди мои ! Вы дороги мне и те другие…»), превращаясь в некое олицетворение здравого смысла и взвешенности на этом «закрытом-запертом» собрании. То первым устало, но в то же время и с какой-то отчаянной решимостью, вскидывает в финале руку «за» решение о перевыборах правления. Но самым (для меня, во всяком случае) пронзительным кадром этой столь не комичной комедии навсегда стали расширенные глаза Гафта, вперившиеся в потихоньку стронувшуюся с рассудка на почве «опять Гуськова» безымянную жену последнего в исполнении С. Немоляевой. Сколько же всего мелькает за секунду в этих взятых крупным планом глазах– недоверие, ужас, растерянность, сострадание! И тут же найденный единственно правильный выход – «Разумная моя…! Кроме тебя одной…». Нет, как угодно, а такие «отрицательные» персонажи могут с успехом затмить самых расположительных героев.

Впрочем, у последних с актерской игрой тоже все на высоте. Лия Ахеджакова играет здесь одну из своих лучших вообще и уж точно – самую лучшую главную роль в карьере. Речь «о самых беззащитных» украсила бы репертуар самого Кони или Нельсона Манделы.

Немой почти весь фильм А. Мягков вновь доказал свою актерскую уникальность – его немота часто была «громче» и красноречивее «говорящих» героев. Г. Бурков в своем амплуа – его Фетисов именно такой «свой парень», которым этот выдающийся актер в первую очередь запомнился советскому зрителю по большинству его работ.

Отрицательные персонажи не менее колоритны. Тут пальму первенства (вместе с остающимися за кадром подведомственными сибирскими макаками) уверенно держит В. Невинный. Его Карпухин – квинтэссенция советского приспособленчества, причем агрессивного, требующего за свой «одобрямс» не «чтоб не трогали», а максимально комфортного «места под солнцем». Он и вправду из большинства – каковое, увы, вневременное, и сегодня столь же уверенно выступает в той же роли. И, вместе с тем, и Карпухин, растерянно подыгрывающий «папам» в сцене сумасшествия, и Аникеева (И. Саввина), из твердолобой бюрократки и интриганки превращающаяся на глазах в заботливую бабушку, по своему обаятельны.

Музыка А. Петрова – штатного композитора Рязанова – в «Гараже», если и не выдающаяся, то уж точно запоминающаяся.

Следует отметить также операторскую работу В. Нахабцева и В. Алисова. Особенно удачны крупные планы, которые в фильме, забитом узнаваемыми актерами на ограниченной площадке почище, чем на глазуновских полотнах, было, вероятно, нелегко организовать и технически, и драматургически.

И еще. Фильм пророческий, если говорить о митинговой теме. То, что в пору создания картины было уделом отдельных чудиков-правдоборцев, очень скоро надолго станет любимым занятием большей части населения страны. Спустя пяток лет после выхода картины (которую, в противоположность другим картинам Рязанова – от «Гусарской баллады» до «Берегись автомобиля» – почему-то –хотя впрочем, понятно почему – не очень любили демонстрировать по советскому телевидению) к власти в стране пришел один прекраснодушный борец за правду, в прошлом тоже водитель (правда, не модного авто, а пыльного ставропольского комбайна), который тоже предложил жить по «демократическим советским принципам» советскому же народу, осовевшему от равнодушия, повторения лозунгов, которым никто не верил, и чтения между строк. И первым делом он запер народ в клетке собственной удручающей реальности, спрятав под антиалкогольный указ самый надежный вековечный ключик к бегству от этой реальности, так легко разделимый «на троих», и насильно потащил всех на митинги за правду (читай: гласность). И в отличие от рязановской Малаевой, «гаражный кооператив» в одну шестую часть суши ему этого правдоискательства и навязанной надобности, невольно протрезвев, посмотреться небритой испитой физией в зеркало реальности, не простил. Устами не директора рынка, а всего лишь бывшего свердловского прораба, (среди грехов которого точно не водилось поползновений лишить народ, да и себя, любимого, радости вместимостью в пол-литра), вынесенного им же на вершину власти, «кооператив» швырнул ему в лицо: «Ах, ты какой принципиальный! Отдавай тогда свой гараж (сиречь пост)!» И он отдал… Подтвердив тем самым правоту героя Костолевского, задумчиво протянувшего: «А белые вороны, оказывается, существуют…». И карпухинское довольное «У нас по счастью, есть» звучит в данном контексте тоже вполне уместно.

10 из 10

13 января 2018 | 18:18
  • тип рецензии:

Богат 1979 год на отличные фильмы. Вот и 'Гараж' был снят в том году. На мой взгляд, вершина творчества Рязанова. Хотя я 'не слишком увлекаюсь сатирой', этот фильм я очень люблю. Но не только за звездный состав и за текст, в котором буквально каждое предложение - отличная шутка или афоризм.

Еще и за то, что при всей условности НИИ охраны животных от окружающей среды, все же в кадре - именно научная и околонаучная публика. Рязанов явно не ставил себе целью познать характерные черты именно научного советского сообщества, но все же некоторые вещи он удивительно точно отобразил. Этот особый род подковерных интриг ради продвижения собственной темы, привычка к интеллигентскому хамству, отточенная благодаря регламенту научных дискуссий, вечная тема любовных союзов профессоров с аспирантками. На это лично мне всегда интересно посмотреть.

И за то, что при таком почти немыслимом количестве главных героев каждый из них отлично проработан, и у каждого есть своя правда, и у каждого же - свои недостатки. Например, даже положительная Малаева слегка отталкивает своим стремлением читать мораль. И даже отрицательной директрисе рынка можно очень посочувствовать - она ведь действительно многое сделала для стройки, за что, конечно же, не получит никакой компенсации. Очень мне нравится образ товарища Аникеевой: несомненно умная, обладающая лидерскими качествами женщина, при этом любящая бабушка - и вместе с тем хладнокровная интриганка, считающая себя хитрее всех, да еще и лицемерка, создавшая себе образ бескорыстного ученого, а на самом деле не брезгающая и взятку получить, и магнитофон прикупить вместо научных книг. И остальные неоднозначные образы: 'многоликий наш' ветеринар в исполнении шикарного Гафта - обаятельный, но скользкий; сын Милосердова, не то мажор-пустышка, не то все же неплохой парень; профессор, весь из себя тонкий интеллигент и умница, но при этом какой-то аморфный, зашуганный, почти безвольный.

И за драйв. Одна из очень немногих лент зрелого Рязанова, где сюжет развивается энергично, почти без провисаний и затянутостей, со многими неожиданными поворотами, при том, что сценарий-то далеко не приключенческий. Чего стоит, например, внезапное помешательство жены Гуськова.

Сама проблема, кстати, тоже интересная. Кто достоин 'места под солнцем' в виде гаража, как решить? Все вносили членские взносы, все вкладывали свои силы, кто - на субботнике, а кто - те же блатные - использовали свои связи. Гаражный кооператив в итоге принял не то чтобы оригинальное решение, но, на мой взгляд, не из самых плохих.

Времена меняются, а люди есть люди. И пусть сейчас строительство гаражей кооперативом - почти экзотика, но сама ситуация 'коллектив решает общую проблему путем ущемления интересов конкретных личностей' вечна.

20 июня 2012 | 18:25
  • тип рецензии:

Вот ещё один экспонат из сокровищницы Эльдара Рязанова. Самый главный бриллиант, лично для меня, это, конечно, 'Служебный роман', но и 'Гараж' - очень ценный экземпляр.

Целая плеяда любимых актёров по счастливому для зрителя случаю собралась под одной крышей. Да, всё происходит в замкнутом пространстве, клаустрофобам просьба отойти от голубых экранов.

А начало-то какое. Вот сейчас держу в руках интервью, в подлинности которого я сомневаюсь, в котором Эльдар Александрович говорил, что изначально 'Гараж' планировался как жёсткий триллер с ловушками в здании, с ядом, с противоядием и с тремя миллионами долларов, которые достанутся единственному оставшемуся в живых. Но потом подумали и не стали. Сделали социальную комедию, где главное текст и ещё раз текст.

Диалоги острые, смешные, интересные и берущие за душу. Это вам не халтура с итальянцами и вымученными трюками. Это Рязанов, который тот самый.

Если же говорить об актёрах, игравших в фильме, то особенно хотелось бы отметить Ию Саввину и Ольгу Остроумову. Я не скажу, что они сыграли лучше остальных, нет, профессионалы там все. Но именно Ия Саввина и Ольга Остроумова - те актрисы, в которых я вижу гармоничное сочетание красоты и актёрского таланта. Мне нравятся женщины с красивыми мудрыми глазами. Мне очень нравятся актрисы, умеющие играть умных, мудрых, но простых, обаятельных, слегка печальных героинь. И огромное значение для меня имеет тот факт, что в фильме 'Гараж' среди актёров значатся Ия Саввина и Ольга Остроумова.

9 из 10

22 декабря 2011 | 20:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: