К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

По долгу службы приходилось общаться с бойцами. Люди с печатью в глазах. Кто-то потерял все эмоции, кто-то воспринимает мирную жизнь враждебной, кто-то постарался вернуться к нормальной жизни, только в глазах взрывы.

Чета Чадовых - ребята, которые зарекомендовали себя как отличные актеры военных ролей. Тут даже говорить нечего, в свое время они были самородками.

Однако к сюжету у меня остается много вопросов: живой или не живой? Зачем эти рассуждения о загробной жизни? В голове и душе бойца, который только что вернулся с горячих точек, множество мыслей и переживаний, воспоминаний. Из этого всего нужно было взять двух призраков? Как для обычного зрителя раскроется боец? Как молодой парень с военными флешбэками и галлюцинациями?

Александр Велединский - режиссер с очень богатой фантазией и огромнейшими количеством мыслей. Видимо, уместить все эти мысли в полтора часа оказалось выше его сил. Ведь мы понимаем, что многогранность, которую хотели раскрыть нам сценаристы (Порублев и сам Велединский) просто не влезли во временные рамки полнометражного кино. Хотя проекты, которые выходили под авторством этих сценаристов, имели огромный успех (например, 'Бригада' и 'Дальнобойщики')

Зато те, кто отвечал за визуализацию, Павел Игнатов,

Татьяна Приленская, Александр Велединский, Алексей Дениско показали нам то, что нужно было показать и так, как нужно было. Слегка обесцвеченные, временами абсолютно белые картинки - это же классическая ассоциация от слова 'призрак'. Вот тут вообще никаких вопросов, смотреть этот фильм очень приятно.

Другой вопрос, что я посмотрел? Видимо, многогранность сценариста была просто 'нащупана' зрителем, но ни одна из тем не была раскрыта до конца.

Отсюда логичный вопрос - а о чем кино? Фильм не отвечает ни на один вопрос зрителя. Не показывает то, что за ширмой, в голове бойца. Обратить внимание на сложность характера, мытарства совести и регулярное возвращение в самый шоковый период жизни? И ничего из этого мы не увидели качественно, не раскрыли для себя на 100%

Фильм рекомендуется к просмотру как класика фильмов о локальных конфликтах. Но ничего однозначного в этом фильме нет.

5 из 10

27 января 2022 | 11:38
  • тип рецензии:

Господи, почему так больно? На войне было страшнее. За каждым холмом шарились поганые «чехи». Таких ребят завалили, гады, а ведь как оно могло быть! Как бы зажили! Честно отслужил, маму не посрамил, возвращайся скорее, невеста ждет. Нет, надо остаться, к чёрту их всех! На гражданке ты нуль с пустым карманом, надо служить, надо воевать, надо зарабатывать хоть кровью своей! Чёртовы «чехи», ногу отняли, хромать теперь да хромать. Зачем такая жизнь? Что мать скажет, какими глазами Танька посмотрит? Господи, как больно будет видеть в их глазах сочувствие и жалость. Лучше уж и впрямь в кювете валяться, тут хоть никто уныло кивать и трещать «бедный солдатик» не станет. Отняли ногу… Отнимите всю жизнь, дери вас всех! Зачем она такая? Нет, не нужна, не хочу вылезать из этой придорожной грязи, так и сдохнуть здесь. Ай, парни мои, Игорёк, Никич, ну что они-то тут делают? Смотрят, стебутся, втолковывают, а зачем? Ведь их уже нет. Так что, и меня нет?! Ох, нет, жив вроде. Значит надо топать, надо хромать. Куда, зачем, да… Спросите что полегче!

Серое небо, унылый пейзаж. Знакомые все лица, но уже другие. Радуются Серёже, уважительно смотрят, вояка, мол, ты Кир. Да-да, знаем. А попробовали бы сами передвигаться на этом протезе! И снова больно, только теперь душа болит. Пацаны, родные вы мои, ну что же мне ответов не даёте? Всё хохмят, стопки с водкой нюхают да о бабах мечтают, что призракам остаётся? Только застревать меж мирами, ёжиться от холода, смотреться клоунами в давно уже ненужных маскхалатах, да верные «калаши» таскать. А жизнь всё идет, когда ей бы оборваться ещё на Кавказе или в той канаве. Но не обрывается, значит, нужен Богу для чего-то. Богу? А где он был-то?! Почему не уберег Мороза, Сашку, Игорька, Никича, зачем меня обрёк? Где ты там, а ну отвечай! Молчит, конечно, он всегда молчит, а мне страдай. Так может самому ответы поискать? Да, башка давно дурная, но ничего ведь больше не остаётся, только вспоминать.

Ох, это прошлое – что куча навозная, гадом буду. Только тронь и понестись от вони придётся. Ага, с одной-то ногой, это будет особенно охренительно. Но что-то там есть в памяти. И письмо вдове лейтенанта, и пробитое купленной шашкой брюхо вороватого начфина, и полная безнадёга. Не, ну можно, как ни в чём не бывало, готовиться к свадьбе, Танька-то всё та же, хотя мало ли как она там расплачивается за водку для ларька своего, но это весь город насмешить, а я не шут. Нет, не нашёл ответов, надо рыть дальше. Война, проклятая война. Что мы делали там, в снежных горах? Афганцы новоявленные, блин! Крутое у нас государство, в собственных границах разобраться не может, парней шлёт. А что с парнями там происходит? Кого там, в Москве волнуют загубленные судьбы, плачущие матери, солдаты-калеки? Никого, конечно. Мы для этих крутых – шваль, мусор, балласт. Выкинуть да вымарать. В Отечественную миллионы страна положила, Афгану отдали, Чечня своё сожрёт, каждый сам за себя да свой отряд. Вот где были настоящие пацаны, и на плечах вынесут, и привидениями советы давать придут. Да, вот ради них ещё и живой, могилки найти надо, помянуть, авось отпустит боль. Хрен бы с этой ногой – голова важнее.

Эта музыка, как же она спасает, когда черные мысли сжимают мозг пассатижами. Звучание её прекрасно, а слова ещё лучше. «План такой – нам с тобой…» – низким голосом поет вечно живой Цой из магнитолы случайного извозчика. Какие ещё слова нужны, если в этих всё? Вот чего хотели и о чём молчали Игорёк с Никичем. Война не закончилась с ранением на треклятой горе. Она не закончилась с убийством грёбаного начфина. Она не закончилась в том кювете, и не кончится никогда. Нет сознанию пути обратно. Только вперёд, дальше со своими, и до победы – личной, не государственной. Нутро об этом трепещет, успокоению прочь, бой ещё не окончен. Да, в горы больше лезть не придётся, маскхалат с «калашом» в топку, но идти надо. Какое незнакомое и такое родное лицо у этого странного водилы. А, ну да, священник он, брат всем и каждому. Ну вот, опять про Бога вспоминать придётся, а так неохота. Но отчего-то теперь думается, он всё же есть. Молчаливый, бесстрастный, всезнающий, но такой близкий, что его голос можно услышать.

.... ... ... ... ..

Конечно, никакого голоса Серёжа-Кир не услышал. Все последние дни он по-настоящему слышал только голоса балагуров-однополчан. Но удивительное дело, этого искалеченному контрактнику хватило. Хватило, прежде всего, чтобы наполнить фильм малоизвестного режиссёра рвущим душу смыслом, помянуть каждую отданную войне жизнь. Парни не были святыми, хотели заработать легкие деньги, по-молодецки полагая, что шальная пуля пронесётся мимо. Кому-то везло, но чаще – нет. Герой Андрея Чадова вовсе не калька с персонажа Джонни Деппа из джармушевского «Мертвеца», а некто свой, родной. Обычный парнишка с соседнего двора. Как и все, любил покурить, бухнуть да девку в койку завалить. Александру Велединскому не нужна слава отечественного нонкомформиста, он снял трагичное кино. В нём отголоски бессмысленной войны. Много крови, боли, но ещё больше ценности жизни, какой бы разбитой и изувеченной они ни была. Можно задаться сотней вопросов о датах на надгробиях, специфическом отображении мистики и многочисленных композиционных неувязках. Не нужно. Лучше проследить за взглядом Андрея Чадова на билборд, где модные «хлыщи» в дорогих строгих костюмах сменяются фронтовыми фотографиями простых солдат Кира, Никича, Игоря и других. Одной этой потрясающе глубокой сцены достаточно, чтобы оправдать появление незаурядного фильма, а есть и другие. Их нужно просто увидеть, как увидел свою изломанную жизнь Кир. Тогда можно поверить, что наша страна все-таки способна учиться на своих ошибках, и не допустит появления новых Афгана и Чечни.

05 января 2016 | 08:33
  • тип рецензии:

Увидев оценку и рецензии на этот фильм, я, мягко сказать, была удивлена. Даже самые хвалебные рецензии говорят о какой-то ереси, о каких-то неважных деталях. Что можно говорить, когда в плюсах и минусах указываются такие вещи, как 'ненормативная лексика', 'запутанный сюжет', 'я ничего не поняла', 'живой он или нет???'.

Что я скажу однозначно, это то, что нужно смотреть этот фильм.

О чём этот фильм? Я бы сказала, что он о жизни после смерти. О жизни после войны. Война и есть смерть по сути, разве нет? На войне человек так остро чувствует жизнь, эту грань, которую так легко перейти. Человек жаждет спастись, жаждет попасть домой... и что? Что он встречает дома? Дома, где ничего не угрожает мирной жизни?

А то, что смысла-то никакого и нет.

На войне всё очень просто - убей или умри, убей, потому что нужно жить.

А жить для чего? Жить зачем?

Эти вопросы встречают тебя вне военных действий. И как ответить на них хотя бы для самого себя, когда этих ответов нет?

На войне день прожил, не убили, вот он ты, трогаешь себя - живой, смерть рядом ходила, да мимо прошла.

А дома, когда никто не держит ствол у виска? Когда дни сливаются в один бесконечный день? Кто ты?

Жив ли ты?

9 из 10

05 января 2015 | 04:02
  • тип рецензии:

Наше кино живо.

Сей фильм относится к разряду таких, которые рекомендуется пересматривать. Не сразу, а спустя какое-то время. С каждым новым просмотром ты всё больше понимаешь эту картину, проникаешься ею и просто влюбляешься в нее.

Это наиатмосфернейший фильм.

Это лучшая роль Андрея Чадова, на мой взгляд. Все эмоции переданы настолько реально, что захватывает дух. Восхищает не только гнев, негодование, досада, недоумение, но даже молчание и каменное выражение лица главного героя сыграны по полной. Прочувствовано всё до капельки.

Также понравилась Нелли Неведина в роли матери Кира. Я открыла для себя эту актрису благодаря данной роли.

Отдельный абзац стоит посвятить музыке в фильме. Это просто нечто... Квинтэссенция лучших (и уместных!) песен. Отдельно отмечу Цоя 'Нам с тобой' и конечно же Сплин! Александр Васильев с его 'Романсом' сразил наповал. Не побоюсь этого выражения - 'музыкальный оргазм'. В общем, музыкальное оформление внесло большой вклад в весь фильм, и я думаю если бы не звуковое сопровождение, 'Живой' ценился бы намного ниже как кинокритиками, так и любителями. Конечно, найдутся и те, кого не зацепит, ибо о вкусах не спорят. Но большинству это нравится, люди любят эти песни, этих исполнителей, и режиссер в этом плане не прогадал.

Самую малость подпортили впечатления вакханалии и маты, без которых наверное можно было бы обойтись, или по крайней мере показать это не так тошнотворно.

В целом фильм стоящий, смотреть советую не зацикливаясь на поисках смысла и связи явлений. Досмотрев, осознание придет у каждого свое.

23 августа 2014 | 22:04
  • тип рецензии:

Люблю сильное кино, которое располагает зрителя не взрывами и спецэффектами, а самим миром, который воссоздан на экране. Фильм, умеющий погрузить человека в происходящее, а также заставляющий думать во время и после просмотра – это редкость. «Живой» является ярким примером тяжёлой ленты, которую поймут далеко не все.

Что чувствует солдат, вернувшийся с войны без ноги и потерявший боевых товарищей, которые спасли его жизнь? «Живой» – сложная картина об участниках страшного конфликта, который поломал множество судеб. Молодой контрактник Кир никак не ожидал увидеть погибших друзей, но так получилось, что они рядом: в полной экипировке и с оружием. А мирная жизнь, в свою очередь, как будто ведёт свою войну с главным героем, который никак не найдёт себе место. И лишь призраки верных товарищей вызывают у него улыбку.

Сюжет очень непрост и далеко не всем придётся по душе. Наверняка, многие зрители выключили фильм, не досмотрев и половины. В картине нет радужного патриотизма, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. «Живой» зацепил меня своей неопределённостью. Весь хронометраж я гадал, что же всё-таки происходит и что ждёт героев впереди. Мрачная лента о дружбе, добре и зле, верности и борьбе с самим собой.

Актёрская игра на высоте. Поведение, диалоги и даже взгляды героев всё глубже и глубже погружают зрителя в происходящее. Потерянный главный герой, не понимающий происходящего вокруг него, вызывает искреннее сопереживание. Уловив его глаза, которые лишены эмоций, остаётся лишь предполагать, что творится у него в душе. Призраки погибших товарищей – пожалуй, один из сильнейших образов в современном кино. От сцен, когда маленькая девочка обводит фломастером руку Игоря, а также когда Никич танцует, обняв свой пулемет, становится невероятно грустно и тоскливо.

Операторская работа в фильме сделана качественно, несомненно, с русской душой. Интересные ракурсы и операторские решения радуют глаз, а приятный саундтрек грамотно дополняет картину. Великолепное кино про друзей, которым не страшна ни смерть, ни то, что после неё.

05 февраля 2014 | 03:06
  • тип рецензии:

Снять достойный фильм о войне достаточно сложно. Особенно, когда история касается не Великой отечественной войны, на благодатной почве которой можно снять как крепкую драму, так и забавную комедию с налетом печали. Сценаристы решили замахнуться на не самую благородную в Новой истории войну, а именно события Чечне.

Тут и бросается в глаза главный минус кино - слишком часто сценаристы давят на самые чувствительные точки зрителя, вызывая тем самым потоки слез и чувство жалости к главному герою и его павшим боевым товарищам. Один мой знакомый служил во время этих событий и рассказывал о том, чего навидался там. И словами не передать тех чувств, что я испытывала от его историй. Молодые ребята гибли даже не успевая сообразить что происходит. Каждый день матери и жены молились, чтобы сегодня в новостях не рассказали о попавших под очередной обстрел ребятах. Этот страх, боль и ненависть ко всему происходящему не смогли, к сожалению, достойно перенести на экран. В фильме же все свелось к банальной жалости! Одна история, каких тысячи (и этим ни в коем случае нельзя гордиться) не смогла донести до зрителя хоть какой-то смысл. Разве, что очередные: война - плохо, ребята гибли ни за что, спасая таких же ребят как они сами, оттуда возвращаются калеками, как физическими так и моральными, и жизнь после увиденного для них не представляет смысла.

Игра братьев Чадовых меня не особо впечатлила. А вот актеры, игравшие двух его друзей бесподобны - они-то и заставили досмотреть кино до конца. Остальные персонажи играют на уровне декораций - ни один из них не представляет особо смысла для раскрытия сюжета.

Но все же за попытку нужно сказать авторам большое спасибо. Не так часто кинематорграф балует нас появлением острых социальных тем, и уж совсем редко трогает за самое живое.

8 из 10

19 сентября 2012 | 13:47
  • тип рецензии:

Говорят, узы военного братства самые прочные, и навсегда связывают людей. Наверное, только пройдя реальный бой, жестокий, кровопролитный, можно это понять. Когда вовремя протянутая рука, подставленное плечо спасут тебе жизнь. А после, эта же самая рука протянет сигарету и нальет водки в стакан, чтобы помянуть погибших товарищей...

Каково возвращаться домой, потеряв всех, с кем сражался рука об руку, кто не раз выручал тебя, кто спас тебе жизнь, отдав свою? Что чувствуешь, когда ловишь случайный взгляд родных близких тех парней? Как так случилось, что все они погибли, а ты нет? А если бы они бросили тебя там, то может быть остались бы живы?..

Кир, выписавшись из госпиталя после ампутации ноги, много пьет, пытаясь заглушить мучающее его чувство вины. Чувство, которое не отпускает его, не позволяет забыть пережитое и жить дальше. И когда никто и ничто не может помочь и унять тупую боль; когда мерещатся погибшие товарищи, в глазах которых грусть, тогда остается медленно сходить с ума, пытаясь докричаться до Бога в поиске правды, с непониманием, со злостью, с невыносимым осознанием, что ты - ЖИВОЙ, а они - нет.

Хотелось бы отметить потрясающую игру Андрея Чадова. Он прожил свою роль. Бесчувственный и пустой взгляд в одних сценах, гримасы боли и душераздирающий крики в других, даже в движениях видна какая то... надломленность пустота, что позволяет глубже проникнуться чувствами главного героя...

Сильная картина о войне, и о том, как она калечит людей, которую стоит пережить.

10 из 10

25 февраля 2012 | 03:28
  • тип рецензии:

Мне кажется, многие этот фильм недооценивают. «Живой» - это не очередной посредственный «псевдовоенный» фильм с Алексеем Чадовым, а действительно хорошая и проникновенная картина. Прежде всего, конечно, фильм выделяет сценарий – не без оригинальности, что радует – правда, соглашусь, недоумение после окончания фильма остаётся – что ж, считайте это пищей для размышлений.

Не часто в российских фильмах встретишь философию, тем более философию вопроса жизни и смерти – в «Живом» она есть. Более того, фильм наполнен символами (правда, я их опять недопонял), не такими шикарными, как у Линча и в гораздо меньших количествах, но тем не менее, они есть.

Это фильм о человеке, потерявшем всё – веру, тягу к жизни… Само своё существование он ставит под вопрос. А в конце – этот вопрос ставим мы.

ОЦЕНКА: хорошо;

7 из 10

05 декабря 2011 | 03:41
  • тип рецензии:

Сколько сказано, сколько спето, а еще больше недосказано...

История дембеля, списанного в запас, потерявшего ногу, отдавшего служению родине лучшие годы. Он должен встать, он должен жить. Что ждет его дома?! Ответ в фильме. Все показано как есть, продажный офицер в штабе, наживающийся на 'мертвых', гниение общества изнутри.

Мне кажется, фильм более направлен на воспитание, переосмысление ценностей.

Очень сильно задела сцена с Гостюхиным, фраза:

. ..разлюбил- уходи, нельзя жить без любви!

Фильм о дружбе, настоящей мужской!

Мне кажется, мы стали забывать, каким должен быть мужчина...почему перестали быть уважаемы те, кто служил, воевал?! Почему, если ты служил- ты дурак, или нет мозгов?!

Фильм показывает, кто он- мужчина, что у него в душе, что для него значит дружба и честь.

10 из 10

22 октября 2011 | 04:41
  • тип рецензии:

Представь себе сценарий, в котором есть московские спальные районы, заросшее кладбище, молодой священник, любящий Цоя, пьяницы, которым мерещится черте че, ставропольская нищая деревня, немного секса, ящик вермишели, водка и мальчик, который пытается делать вид, что ему не больно жить без ноги, но одевает протез, мальчик, который говорит, что ему плевать на ад и рай, но разговаривает с умершими пацанами, мальчик который еще помнит, что его девушка - красавица, но не может избавиться от звуков гранаты в ушах.

Фильм 'Живой' - это самый глубокий фильм-погружение в голову героя, который я когда-либо видела. Ты ныряешь в мир Кира, и оттого больнее видеть, как этот полупризрак уже только чисто технически бродит по земле, ведь места на земле ему нет. На мой взгляд, эту тонкую грань плавного отхода героя к другому миру подчеркивает особенно трогающий момент фильма, когда Кир, стоя среди могил друзей, кричит свое душераздирающее 'Пацаны!'.

Вот ради этого эпизода, дружище, я и советую тебе посмотреть фильм 'Живой'. Этот момент - один из тех нечастых событий в кино, когда действие переступает через экран и становится твоими личными мурашками.

Фильм про наши вечные вопросы: а что там?, фильм про солдат, которые просят у вас милостыню в метро, про тонкокожих нервных мальчиков, которым просто нельзя на войну, потому что они сойдут с ума от горя и любви, фильм про то, какой бессмертно красивой может быть душа человека даже если ее коверкать самыми страшными коляще-режущими ножами.

Смотреть всем: детям и взрослым.

10 из 10

22 марта 2011 | 12:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: