Лучшие российские сериалы — 2023: выбор Кинопоиска

Обсудить0

Пацаны и чушпаны, короли и шуты, секс до и после, актрисы и балерины — весь срез российского индустриального ландшафта в 15 главных сериалах года.

Список составлен в результате голосования редакции, постоянных и приглашенных авторов Кинопоиска. Сериалы расположены в порядке убывания количества набранных голосов. В ситуациях с одинаковым числом очков мы принимали решение, какие сериалы поставить выше, а какие спустить на одну ступеньку вниз.

Если карточка сериала черная, значит, его можно посмотреть на Кинопоиске.


Юрий Сапрыкин

Писатель, публицист

Появление «Слова пацана» чем-то похоже на выход Цоя в финале «Ассы»: в тот момент, когда в культуре наступили продолжительные заморозки, а отечественное кино окончательно переключилось на производство сказок и добрых семейных комедий, вдруг возникает необъявленный хедлайнер и убирает всех. В том, что режиссер Крыжовников гениально ловит драйв самой двухкопеечной попсы и умеет снимать глубинную жизнь без высокомерия, могли убедиться еще зрители комедии «Горько!». В «Слове» этот талант приложен к идеально найденному материалу — этике и психологии подростковых группировок, подводной части пресловутого культурного кода. Потерянные дети и еще более растерянные родители, уставшее разочарованное общество, где истину ищут на улице, отчаянный вайб дискотеки в районном ДК, моральное беспокойство советского школьного кино, темная энергия фильмов о молодежных бандах с окраин вроде «Ненависти» или «Города бога» — все это складывается в историю, которая поражает достоверностью и задевает за живое.

«Слово пацана» стало первым сериалом, ушедшим в народ прямо со стриминг-платформ, и спровоцировало бурную дискуссию, из которой видно, как в России вообще сейчас обсуждается искусство — в диапазоне от призывов все запретить до конспирологических теорий о том, что все сделано по личному заказу Путина. Главный упрек к сериалу: он учит подростков плохому; кажется, что борьба более обаятельного зла с менее обаятельным, которая и составляет сюжет, грозит выплеснуться с экрана в реальность (даром что в разных сегментах реальности она и так происходит не первое десятилетие). Станет ли «Слово пацана» учебником жизни — пока вопрос, но оно определенно может многое объяснить: причины популярности тех или иных публичных персон, паттерны отношений между полами и поколениями, ожидания от власти и представления о справедливости, беззащитность и безысходность, жестокость и жалость — все, что нас мучает, а иногда убивает, но чего из нас никак не выкинешь.


Ксения Реутова

Кинокритик, автор подкаста «Покалигарим»

В предыдущих российских байопиках знаменитых музыкантов судьба персонажей всегда тесно переплеталась с эпохой. Скажем, Цой в кино неотделим от перестройки, а Магомаев — от брежневского застоя. Авторы «Короля и Шута» пошли другим путем и поделили сюжет на два измерения: в первом лидеры группы Михаил Горшенёв и Андрей Князев живут в реальной России 1990-х и 2000-х, а во втором — путешествуют по фэнтезийному миру собственных песен, спасая принцессу от злого колдуна. Ход сработал. Вместо скучного переложения «Википедии», каким часто оборачиваются биографические проекты, у режиссера Рустама Мосафира вышел лихой панк-мюзикл, в котором ожили охотник Себастьян, Повелительница мух, Дурак, ловивший молнию, и другие персонажи, знакомые по хитам КиШа. Но лучше всех, пожалуй, получился Шут — одновременно и символ группы, и трикстер, наводящий сюжетный хаос, и мрачный доппельгангер, преследующий Горшка и пытающийся его погубить. А еще сериал открыл российскому кино двух новых звезд: сыгравшие главные роли Константин Плотников и Влад Коноплёв теперь нарасхват.


Василий Говердовский

Кинокритик, редактор Afisha.ru

В космосе никто не услышит твой смех… если речь не идет о «Кибердеревне» — фантастической комедии, объединившей сердечность советского кино с технофетишизмом фильмов Нила Бломкампа. Поначалу тлело опасение, что авторы не справятся с переносом оригинальных YouTube-роликов на рельсы сериальной драматургии, но на деле межпланетный роуд-муви о двух заклятых друзьях — фермере Николае и застрявшем в теле робота корпорате Барагозине — оказался идеальной формой для шальной фантазии создателей.

От сериала сложно оторвать взгляд — настолько красивым и завораживающим вышел его мир, где сошлись хай-тек и чисто российский лоу-лайф. Уже этого контраста хватило бы для неплохой комедии, но гуманистический заряд превращает ее в отличную. В «Кибердеревне» даже мерзавец Барагозин достоин сочувствия и второго шанса — неожиданно трогательная позиция для нашего злого времени. Оказывается, посреди космического холода можно согреть теплотой человеческой доброты.


Кристина Ятковская

Редактор книжной рубрики Кинопоиска

На вечеринке у одиннадцатиклассников происходит трагедия: кто-то погиб, и, в отличие от харизматичного следователя, мы пока не знаем ни того, кто убийца, ни того, кто жертва. Выяснить это придется не столько на допросах, сколько во время флешбэков, где и разворачивается почти все действие сериала. От ранних детских воспоминаний до нынешних непростых отношений с родителями и друг с другом постепенно становится понятно, как герои дошли до этой точки кипения.

«Цикады» уверенно идут по стопам «Эйфории», «Элиты» и «13 причин почему», при этом оставаясь оригинальными и не сбавляющими оборотов ни в одной серии. Каждая арка персонажа, каждый сценарный поворот, каждая мелочь логичны, оправданы, нужны, и им веришь, закрывая глаза на мелкие условности вроде великовозрастных выпускников или слишком красивой школы. Мы же прощаем все это «Сексуальному просвещению», простим и «Цикадам», ибо их просветительская миссия столь же тонка и важна: тяжелейшие темы здесь затронуты смело, наглядно и с необходимым тактом. И это особое искусство — сделать так, чтобы под конец ты сочувствовал абсолютно каждому персонажу, независимо от того, насколько страшные вещи они творят.

Горячо рекомендую «Цикад» тем, кто обычно воротит нос от отечественных сериалов: для меня это просто глоток свежего воздуха. Молодые актеры и актрисы естественные и живые, без хлопотания лицом и натужных реплик. Знаете, как бывает, когда взрослые пытаются изобразить язык подростков? Вот здесь не тот случай.


Полина Самсонова

Редактор соцсетей Кинопоиска

Семья Объяснялкиных подписывает контракт с продюсером крупного стриминга, по которому она обязана год за годом снимать научно-популярное шоу. По условиям контракта Объяснялкины не имеют права стареть, умирать или съезжать из своей убитой квартиры. Каждая серия — это научно-популярный выпуск, где герои честно и резко рассказывают о проблемах нашей жизни — от вреда сахара до авторского права и того, как устроено рабство. Между дублями зрители видят повседневную жизнь Объяснялкиных и понимают, что у них не все так гладко, как хотелось бы.

Это остроумный свежий мультсериал. Adult-анимации много в зарубежной индустрии, но как же приятно смотреть на героев с тем же бэкграундом, что у тебя, и узнавать в них родственников, друзей и друзей семьи. Все персонажи не карикатурные отражения повседневности, а сложные личности, которые успевают раскрыться с разных сторон даже за восемь коротких серий. И, несмотря на всю свою неоднозначность, отрицательные по сути герои вызывают большую эмпатию.

Обязательно ждем второй сезон — кажется, осталось еще много вопросов, в которых без Объяснялкиных не разобраться.


Филипп Миронов

Шеф-редактор Кинопоиска

Сериал про поимку маньяка, которым пугали несколько поколений московских и подмосковных детей, — важная зарубка. Почему? Во-первых, «Фишер» добился невероятного правдоподобия в изображении серо-буро-малиновой действительности позднего Союза, и рефлексировать над этим временем мы будем еще много, судя по прогремевшему «Слову пацана» и следующему проекту авторов «Фишера» про поп-патриота Талькова. Во-вторых, говорим «Фишер» — подразумеваем «Финчер». Это кино создает образ зла, сотканного из безучастия, бездушности, невнимательности, повсеместной жестокости и сотни обстоятельств, в которых никто не виноват, и поэтому от появления реального убийцы в последних сериях подступает тошнота так же, как в финале «Семи». В-третьих, Иван Янковский в роли хэкающего ростовского следака с умирающей женой — если в «Фишере» над этим перевоплощением зрители немного посмеивались, то в конце года стало очевидно, что он главная кинозвезда 2023-го.


Тимур Алиев

Кинокритик, редактор соцсетей Кинопоиска

Еще в коротких метрах Никиты Власова можно было обнаружить сочетание несочетаемого — стремление слушать и быть услышанным разными поколениями в совокупности с тягой ко взрывам и разрушениям на ровном месте. В «Ладе Голд» все это воплотилось в одном восьмисерийном стриме о путешествии в Казахстан. Главные актеры — Роман Евдокимов и Эльдар Калимулин — играют так, как никогда прежде. Равно как и актеры второго плана — раскрываются с невиданных сторон и Стася Милославская, и Павел Прилучный, и (особенно) Даниил Воробьёв, открытие текущего сезона.

Власов вместе со своим соавтором Егором Чичкановым («И снова здравствуйте!») крайне изобретательно подходят к поколенческой рефлексии 1990-х. В «Ладе Голд» нет места ни романтизации, ни избитым клише. Это по-дерзки свежий капустник о хороших и плохих парнях, каждый из которых хочет жить тихо-спокойно, просто вкладывает в это понятие нечто свое. Тут все подтрунивают над собой, раскладывая на детали разные амплуа, будь то развязный бандит или парень-тихоня. «Лада Голд» — остроумная и адреналиновая правда жизни для поколения, у которого украли прошлое и не позволили встроиться в настоящее.


Никита Демченко

Автор Кинопоиска

Мршавко Штапич, или же просто Миша, обнаруживает себя без денег, с пробитой головой и в окружении волонтеров из поисково-спасательного отряда. Так молодой забулдыга, который к 25 годам успел развестись и лишиться карьеры, внезапно решает, что искать других — хорошая возможность, чтобы найти себя и смысл жить дальше.

Вольная экранизация книги Артёма Ляшенко наглядно (хотя и с допущениями) репрезентует нелегкий труд волонтеров, которые в любое время суток готовы шерстить густые леса и городские заброшки ради спасения незнакомого человека. В этом смысле проект Okko напоминает детективный процедурал: каждая серия здесь — отдельный кейс со своими сложностями. Одновременно с этим «Плейлист» — драма про людей, характеры и судьбы. Участники отряда не святые, все немножко искалеченные, и каждый в попытках сберечь чужую жизнь на самом деле спасает свою.

Все это блестяще сыграно (отметим дуэт Янковского и Чеботарёва) и изобретательно снято (камера Ильи Авербаха слегка отстранена, но преследует героев даже в вязких болотах). А еще авторы сериала собрали действительно крутой плейлист. Особенно запоминается песня Дарьи Виардо. «Если завтра я проснусь, значит, Бог в меня верит» — слова, которые хочется унести с собой в 2024-й.


Василий Говердовский

Кинокритик, редактор Afisha.ru

В третьем сезоне «Мир! Дружба! Жвачка!» происходит столько всего, что хватило бы на несколько сериалов классом пониже. Любовные многоугольники! Криминальные интриги! Евгений Ткачук в роли Джокера на малиновой «девятке»! Один только чудесный дуэт Юры Борисова и Варвары Шмыковой (хоть и актрисы тут скупердяйски мало) оправдывает существование сезона. Сцена, в которой они вдвоем сидят у реки, — один из самых трогательных моментов и без того щедрого на душещипательные фрагменты сериала.

Но самое важное, что вам нужно знать о третьем сезоне «Мир! Дружба! Жвачка!», произносится в фильме о съемках, доступном на стриминге Premier. Оказывается, для героя Борисова изначально планировалась другая линия, а призыв к ненасилию в сезоне — это реакция на события в мире. Не в силе правда, а в милосердии, спорят авторы с культовым киноперсонажем девяностых. Величие произведения часто определяется контекстом, и ложащееся бальзамом на душу решение тянуться к свету посреди тьмы подтверждает эти слова. Впрочем, разве можно было ожидать иного выбора от сериала с таким названием?


Юрий Сапрыкин

Писатель, публицист

У Бондарчука-режиссера, если он берется рассказывать не про нашествие инопланетян, а про быт и нравы сегодняшних столичных жителей, особенно острый глаз и легкая рука (и актеры играют лучше обычного, что было заметно уже в сериале «Псих»). В новом сериале поводов для остроумной наблюдательности еще больше: это кино о той стороне жизни, которая участникам съемочного процесса известна гораздо лучше, чем зрителям. В «Актрисах» актрисы играют актрис — это коллективный бенефис, где все бесконечно подтрунивают над собой, иронизируют над собственной профессией и определенно получают удовольствие от происходящего.

Пожалуй, главная прелесть сериала в его невесомости, необязательности, почти французской легкости. Действие происходит в веселых московских 2010-х; самое страшное, что может случиться в этом мире — ковидный карантин, и, кажется, сама интонация сериала тоже принадлежит ушедшей эпохе: «Как хорошо мы плохо жили»! Но его предмет — почти маниакальная страсть, с которой люди предаются экранно-сценическим искусствам — не зависит от времени, и, наверное, в истории «Актрисы» останутся не как свидетельство эпохи, а как трогательное и заразительное посвящение этому странному ремеслу.


Елизавета Кузнецова

Редактор Кинопоиска

Евгений Сангаджиев (Happy End) снял сериал про балет, но на самом деле про гораздо большее — столкновение свежего и консервативного, свободного и режимного. Именитая нью-йоркская танцовщица Рута Майерс (Алла Сигалова) возвращается в Москву, из которой в 1980-х бежала от КГБ (ее танцевальную постановку сочли оскорбительной). Теперь ей предлагают поставить балет, чтобы в репертуаре появилось что-то прорывное наряду с наскучившим «Лебединым озером».

На фоне этого вскрываются подковерные игры (действие происходит в вымышленном главном театре России, в котором нетрудно узнать Большой): тендеры на буфет, выезды танцовщиц и танцоров на дни рождения к олигархам, заговоры прим. Вдобавок сама Рута сталкивается с прошлым: худруком стал ее бывший возлюбленный (Игорь Пронин), удобно прижившийся в системе. Его сын (Пётр Райков) — ведущий танцор, дочь (Лиза Янковская) занимается пиаром театра, а жена (Ирина Апексимова) — сомнительными схемами буфетных поставок.

В чем-то сериал о закулисье балетного мира напоминает «Актрис» (их режиссер Фёдор Бондарчук здесь выступил как продюсер и сыграл театрального менеджера, который и вызывает Руту), только выглядит более холодным, но не менее интересным.


Татьяна Алёшичева

Автор Кинопоиска

Сын погибшего при исполнении милиционера Гоша Котов (Андрей Гальченко), покусанный сбежавшим из ветклиники псом, попадает в болото с токсичной водой и становится оборотнем в погонах — буквально. Теперь он гроза преступности провинциального Среднекамска и особенно директора химкомбината «Молот» Корчагина (Ростислав Бершауэр). Еще в «лихие 90-е» тот стал мэром, и с тех пор его завод отравляет местную природу. В отличие от жанровых прототипов «Болотной Твари» и «Человека-паука», русское социальное фэнтези не торопится спасать мир, а борется с перегибами на местах, не разводит драму про битву со злом, а высмеивает это самое зло во всех возможных видах. «Разрешите обратиться» отлично встраивается в серию удачных хоррор-комедий «Вампиры средней полосы», «Волшебный участок» и «Сергий против нечисти», уже образовавших новый поджанр смешных фолк-страшилок.


Дмитрий Охотников

Креативный директор Кинопоиска

Заходят как-то в бар веганка, бизнесмен, проститутка, стендапер и феминистка, а Дарья Мороз говорит: о, так это шоу на 14 серий!

Сотрудники дорогого столичного бара «Лед» становятся свидетелями коротких человеческих историй. Почти все эти истории заканчиваются сексом, но нам показывают только то, что было до него, и — через склейку — то, что после.

Проект, который по первым трейлерам выглядел как «Содержанки» на минималках, оказался крайне непохожим на условный «содержанки-core». Вместо набивших оскомину томных страданий московского гламура мы получили простой и легкий альманах «Секс, я люблю тебя».

Да, это сборник двадцатиминутных анекдотов: какие-то из них действительно смешные, какие-то попроще, а какие-то вызывают недоумение. Но снято и собрано все на редкость стильно и энергично. У Дарьи Мороз получился крепкий и уверенный дебют с эффектом реального похода в элитное питейное заведение (алкоголь употребляют почти в каждом кадре), а уж чем закончится для вас этот поход, зависит только от ваших запросов.


Василий Степанов

Главный редактор журнала «Сеанс»

«Черное облако» обманчиво представляется зрителю мистическим триллером, но уже к третьей серии запутывает настолько, что, кажется, оправдаться авторам поможет только самая бесстыдная кинематографическая уловка — например, объявить происходящее на экране сном кого-нибудь из главных героев, лучше всего собаки. К счастью, до подобного не доходит. Наслаждаясь возможностью убивать и воскрешать героев, существовать благодаря монтажу одновременно и в будущем, и в прошлом, сценаристка Дарья Грацевич все-таки не впадает в крайности, и детектив о том, как страшно держать все, особенно недовольство, в себе, получает формальную развязку. Впрочем, не в ней главное достоинство сериала, а в том, что исполнители и режиссер, очевидно, получают удовольствие от интерпретации очень петербургского текста, начавшегося с убийства старушки, его завирального сюжета и пружинистых диалогов, упругие вибрации которых гораздо важнее содержания.


Василий Корецкий

Старший редактор Кинопоиска

Восхитительный наркоэксплотейшен про горе-риелтора, реализующего пуд порошка, прикрытый фиговым листком дисклеймера «это не должно повторится», — российский «Трейнспоттинг», «Мэнди» и «Во все тяжкие» одновременно. Авторский проект Петра Фёдорова — чистое кино с неожиданной для российского сериала визуальной изобретательностью, жизненным сюжетом и гениальной актерской игрой всех без исключения актеров. Не менее гениальна идея довести логику корпоративного триллера до экстремума и перенести героя в параллельный мир даркнета и закладок (но со все теми же KPI, эффективным менеджментом и квартальными отчетами). Определенно после «Ласт квеста» питерское Мурино только упрочит свою репутацию ада на земле.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

14 декабря 202347
13 декабря 202317
8 декабря 2023143
7 декабря 202336

Главное сегодня

26 апреля3
26 апреля1
26 апреля5
Вчера0
26 апреля2
Вчера11
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации