В онлайн-кинотеатре Okko выходит новый проект Дарьи Грацевич (режиссером стал Карен Оганесян) про серию загадочных смертей в Петербурге. События начинают разворачиваться в кабинете психотерапевта, куда приходит разгневанная на весь мир девушка Оля и откуда зло расползается по городу. Рассказываем, как Грацевич и Оганесян ступили на территорию Линча и насколько они продвинулись в своем опасном путешествии в глубины психозов и темных дворов-колодцев.
Тимур Алиев
Психолог-консультант, редактор новостей Кинопоиска
В жизни 20-летней студентки Оли (Мария Мацель) все очень непросто: девушка росла без отца. Тот (Юрий Колокольников) ушел из семьи, когда ей было два года, но сейчас пытается вернуться к семейному очагу. Мама (Виктория Толстоганова), судя по всему, воспитанию дочери особого внимания не уделяла, а занималась карьерой; сейчас она популярный YouTube-блогер с авторским шоу-интервью «Женщина напротив».
Оля испытывает приступы ненависти почти ко всем, кто ее окружает. Лучшая подруга Алина (Ангелина Пахомова), по мнению героини Мацель, заслуживает смерти потому, что не может просто выслушать подругу, к тому же она нимфоманка, неспособная пропустить мимо ни одного мужчины. «Вы когда-нибудь общались с человеком, которого в этот момент трахает кто-то другой? А мне приходится!» — жалуется Оля психологу Борису (Филипп Янковский). В какой-то момент люди, окружающие Олю (преподавательница по кличке Красная Шапочка, Алина, отец), начинают погибать при странных обстоятельствах. Формально причиной смерти становится «дыхательная аномалия», как утверждает патологоанатом (Евгений Гришковец) — легкие жертв поразило отравляющее вещество неизвестного происхождения. Откуда оно взялось — неясно, пока в кадре не появляется таинственная Библия. Томик Священного Писания оказывается то на полке у психолога, то в рюкзаке у Оли, то в доме ее бойфренда. Девушка догадывается, что страницы книги, кажется, обработаны ядом. Но так ли это на самом деле и сколько таких Библий циркулирует по Петербургу — неизвестно.
Разумеется со своим анамнезом Оля, сумасбродная девочка-скандал, находится в терапии, которая занимает важную часть сюжета. Ее психолог Борис, гештальт-терапевт, проводит во время сессий различные упражнения. Например, заставляет Олю четко охарактеризовать свою злобу, всячески провоцируя девушку, или прибегает к арт-терапии, чтобы показать героине ее чувства со стороны. Вообще, процесс терапии представлен тут на удивление точно: психолог выступает слушателем, избегает советов, останавливается тогда, когда того требует диалог с клиентом, и не забывает про обратную связь.
А чтобы зрители не потерялись в профессиональной терминологии, которой жонглирует Борис, в сюжет введен еще один психолог, Мария (Светлана Камынина). Как Марго Робби в пенной ванне разбирает экономические термины в «Игре на понижение», так и Камынина доступно поясняет, например, термин «супервизия»: «Это как секс втроем, только вам и вашему клиенту может быть хорошо, а мне — никогда». Приятно, кстати, что Оганесян и Грацевич избавились от набившей оскомину кушетки Фрейда: клиент и терапевт здесь сидят друг напротив друга в комфортных креслах в комнате, оклеенной обоями теплых оттенков.
На сессиях Оля ведет себя сдержанно, изредка выступая провокатором (и отчасти копируя Шэрон Стоун в знаменитом эпизоде «Основного инстинкта»). За порогом кабинета психолога она типичная оторва, как Элли Шиди из «Клуба „Завтрак“», которая несет хаос и разрушение и себе, и окружающим. Разговоры по душам, разумеется, не центральная часть сюжета — все-таки это детектив, главным вопросом которого остается не «Что ты сейчас чувствуешь?», а «Кто убийца?». Плюс зрителей ждет масса сюжетных твистов, спрятанных в дебрях нелинейного повествования.
Уже со второй серии у самого сериала начинаются мощные психологические проблемы: сюжет сотрясают флешбэки, зрителя постоянно бросают назад, сообщая все новые и новые вводные, подбрасывая очередные улики, вводя героев. Вскоре «Черное облако» становится масштабным пазлом из нескольких сотен фигур. Общая картина, правда, не собирается даже к середине сезона, а фишка с флешбэками начинает казаться обманкой. К тому же авторы используют прием «ненадежный рассказчик»: мы снова и снова видим один и тот же эпизод, но в нем могут звучать другие фразы, а то и вовсе появляются новые участники.
В деле явно прослеживается участие сверхъестественных сил, парализующих даже пыл следствия — его ведут оперативники Юрий (Алексей Розин) и Оксана (Марьяна Спивак). Что за черный туман видят некоторые герои? Почему у персонажей на мгновение чернеют вены? Это галлюцинация вследствие употребления неких веществ или реальность, с которой придется мириться? Вопросы повисают в воздухе, как и черный дым в заставке, а звезды российского кино пачками падают на стол к герою Гришковца.
Смерть предсказуемо рифмуется с сексом: есть намеки, что мы имеем дело с серией «преступлений страсти». Все герои сериала связаны в огромную поликулу, все (ну, практически) друг с другом занимались сексом — по согласию и без, в сознании и в делирии, на кладбище и в подворотнях. Для оперов постепенное вскрытие «полиаморной сети» оказывается ложным следом в расследовании: «Вот и мотив!»
Несмотря на явную перегруженность убийствами, сексуальными связями и флешбэками, «Черное облако» — отличный мультижанровый эксперимент, который катает зрителя на эмоциональной карусели (даже не на качелях). Тут нет добра и зла, все герои одинаково вызывают сочувствие и заслуживают порицания. Все они изуродованы прошлым без любви и надежды, детскими травами и токсичными отношениями. В какой-то момент уже становится все равно, кто (или что) на самом деле убивает жертв «Черного облака». Задолго до физической смерти их уже фактически убили страх показаться слабым и общественный заговор молчания.