«Не первый раз я слышу, что отыгрываю фемповестку»: Саша Бортич — о «Фишере», хороших комедиях и женских образах в российском кино

Обсудить0

В рубрике «Главный герой», где мы публикуем монологи ключевых лиц индустрии, Саша Бортич размышляет о сексизме в индустрии и жизни, противоречиях и сложностях с хорошими комедиями.

Александра Бортич — российская актриса театра и кино. В 2014 году дебютировала в главной роли в фильме Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», получившем специальный приз на «Кинотавре». Среди самых известных фильмов с участием актрисы — «Духless 2», «Викинг», «Я худею» и «Холоп». Сериальному зрителю запомнилась по телесаге «Полицейский с Рублевки», «Филфак», «Обычная женщина», «Игра на выживание». Сейчас с Бортич на more.tv идет сериал «Фишер», где ее героиня — волевая следовательница угрозыска в конце 1980-х. С прошлого года Бортич также исполняет одну из главных ролей в спектакле «Комедия двенадцатой ночи» в Театре на Малой Бронной.

О сериале «Фишер» и съемочной команде

«Фишера» нам пришлось готовить в экстремально сжатые сроки, но, по-моему, получилось круто. И образ следователя Натальи Добровольской (часто единственной женщины в кадре) получился цельным. У нас была потрясающая художественная команда: их вкус, их работу видно не только по гриму и костюмам, но и по наполнению кадра. Хотя костюмы — моя отдельная любовь в этом проекте. Мы не сразу нашли образ Наташи, он собрался в процессе обсуждения и получился внятный и симпатичный. Мне нравится, что у нее есть развитие, и к концу сезона с ней происходят изменения и внутренние, и внешние тоже.

Группа на проекте собралась потрясающая, это особенно помогало сохранить теплую атмосферу на фоне такой тяжелой истории, в рамках которой сложно существовать. Бывают площадки, где кто-то ругается, плохо справляется, в воздухе напряжение, и ты, как артист, вокруг которого что-то, например, не готово, постоянно на взводе. А здесь, несмотря на очень сложный график, каждая минута вместе со съемочной группой — абсолютнейшая любовь. И это, конечно, мощно уравновешивало сложность материала. Легкость и любовь за кадром очень помогают.

О «напускном феминизме»

Мне смешно слышать, что роль Наташи можно расценивать как «напускной феминизм». Я никогда не смотрела на свою героиню через такую призму. Но я не первый раз слышу, что, мол, «отыгрываю фемповестку». Ну окей, так может казаться со стороны, хотя я просто играла героиню и была озабочена не тем, что ей надо что-то доказывать из-за того, что она женщина. Но если уж мы смотрим с этой точки зрения, давайте поговорим про сексизм! Не знаю, в каких сценах тут нарочитость, потому что в жизни и сегодня не так все радужно с этой темой.

Буквально вчера я разговаривала со своими подругами, которые работают в кино, и мы обсуждали 2023 год. Вы бы знали, какое количество историй у них накопилось про то, как с ними на встречах толком не разговаривают, как их оттесняют от обсуждения деталей в проектах просто потому, что они женщины. О какой «напускной» фемповестке можно говорить, когда такое происходит?

Я никогда не позиционировала себя как феминистку, но я постоянно сталкиваюсь с тем, что во многих мужчинах живет маленький сексист. Думаю, многие девушки с этим сталкивались.

О женских ролях в российском кино

У меня сейчас два проекта, и один из них — это просто мужской сюжет. Там в принципе таковы изначально сама идея и произведение. То есть история исключительно про пацанов, и там не может быть каких-то главных женских персонажей, потому что все построено вокруг парней. Я сначала подумала даже: «Господи, зачем я там нужна?» Но, дочитав, согласилась. Такая роль тоже может быть важной. Однако нужно кое-что понимать. Есть разница между ситуацией, где действительно просто нет места для сильных женских персонажей и главные роли все мужские, и ситуацией, когда в центре сюжета — картонная, непродуманная героиня.

У нас сейчас пишут и ставят огромное количество сценариев, где женская роль — это исключительно «любовь главного героя», «мама главного героя», «сестра главного героя» и так далее. Одна моя подруга снималась в фильме, где у нее главная женская роль, но ее просто написали как мебель, хотя можно было бы сделать гораздо интереснее, более внятной. Она говорит: «Я просто хожу за ним, смотрю, оцениваю и ищу его все время, типа а где он, а почему он». Вот это, я считаю, и есть проблема — непроработанность женских персонажей.

О комедиях и фильме «Я — богиня»

Этот проект я давно ждала! Я думаю, это будет очень крутое кино, веселое и трогательное. И я невероятно счастлива, что Ольга Дибцева, его автор, со мной тогда связалась. Это было очень смешно. Я только родила ребенка, и мне пишет Дибцева: хотим запуститься осенью, а я просто в ответ ей скидываю фотку с ребенком в роддоме. В итоге эта роль все-таки меня дождалась.

Оля Дибцева в соавторстве с Сашей Собичевским написала сценарий и стала режиссером. Борис Игоревич Хлебников выступил как креативный продюсер. Мы вместе сделали эту героиню, мне над ней было ужасно интересно работать, потому что подобного я еще не играла. Моя учительница английского в начале просто серая мышь, но потом, скажем так, мы переходим из этого бледного цвета в контрастную палитру. Этот фильм, несмотря на весь юмор, про особенный, важный путь к себе. С оригинальным, на мой взгляд, сюжетом. То, что начинается по классике, заканчивается… Во второй половине есть сцена почти в жанре треш-комедии.

С комедиями в целом трудно, как бы прекрасно они ни были написаны. Это один из немногих сценариев, который я читала и смеялась в голос. Такое редко бывает. И для меня важно, что эта роль совсем не похожа на ту, что в «Фишере».

О «Комедии двенадцатой ночи», противоречиях и ребенке

Я не могу без противоречий. В любимом кино и театре всегда есть место красоте, возможности поплакать и посмеяться. Сейчас я играю в «Комедии двенадцатой ночи» у режиссера Олега Долина. Этот спектакль, по-моему, очень искренний, простой и настоящий, местами веселый, а местами — трогательный. С него уходишь как раз со светлым и теплым ощущением.

Я бы сказала, что это практически семейный спектакль. У меня на него приходили друзья с десятилетним ребенком, и тот высидел его прекрасно. Мой собственный ребенок приходил на репетиции и мог по полчаса в зале сидеть, когда у нас еще не было даже толком света и костюмов. Даже ему было интересно, он увлекался, смотрел, а ему трех лет еще нет.

Но, может быть, кстати, это его характер. Он в себе сочетает загадочным образом абсолютный ураган и удивительную способность спокойно посмотреть целый спектакль — мы уже сходили на несколько. Я его не приучала. Видимо, человек тоже любит противоречия.

О благотворительном фонде «Шалаш»

Фонд «Шалаш», с которым я не первый год сотрудничаю, работает вовсю. И я по-прежнему состою в его попечительском совете. Этот фонд помогает справиться детям с травлей, агрессией и другими проявлениями трудного поведения. И, самое главное, дает для этого инструменты родителям и учителям. Всем рекомендую, советую подписываться на Instagram «Шалаша», заходить на сайт «Шалаша», читать там материалы. И никогда не забывать: не трудные дети, а дети, которым трудно. Это очень важно, это аксиома. Я счастлива быть частью «Шалаша» и считаю, что это важное дело.


Что Саша Бортич смотрит и вам советует

День святого Валентина уже прошел, но я эксперт по фильмам для свиданий. Так что вот мой топ!

«Нормальные люди»

Я считаю, что этот невероятный сериал надо посмотреть каждому человеку в мире. Как он разрывает мое сердце — не описать словами. Я его очень советую всем, особенно если у вас нежное или даже немножко грустное настроение. Или если вы сейчас влюблены.

«Руби Спаркс»

Прекрасный фильм с Полом Дано про то, как писатель написал книгу про идеальную девушку и она появилась у него в доме, а потом оказалось, что не только он ее видит. И когда он переписывает книгу, изменения отображаются в реальном времени. Например, «Руби говорит по-французски» — и Руби говорит по-французски. Казалось бы, идеальная схема! Но, разумеется, все не так просто.

«Жаркие летние ночи»

Тут и первая любовь, и экшен, и Тимоти Шаламе. Записали, согласились.

«Маленькая мисс Счастье»

Это мой самый любимый фильм на свете — нежный, смешной и прекрасный. Замечательные артисты — Стив Карелл, Пол Дано, Тони Коллетт. Классно, весело, смешно и, как всегда, очень трогательно. Именно то, что я люблю.

«Бойфренд из будущего»

Топ-1! Идеальный фильм для свиданий. На первый взгляд кажется, что это просто романтическая комедия, но он оказывается намного глубже и интереснее. Более того, его можно посмотреть хоть с родителями, хоть с парнем, хоть с девушкой, хоть с подружкой. Суперзамечательное кино.


Автор: Наиля Гольман

Фото: Роман Машевский для Кинопоиска

Редакция выражает благодарность отелю «Marco Polo» за предоставленную возможность для съемки

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

6 сентября 202069
8 февраля 202335
26 января 202314
25 ноября 202218

Главное сегодня

Вчера4
Вчера1
Вчера4
Вчера4
19 апреля1
Вчера0
20 апреля9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации