«Фишер»: шоураннеры Сергей Кальварский и Наталья Капустина — о шоканье Янковского, пиратстве и Талькове

Обсудить0

В статье, как и в сериале, есть шокирующие кадры. Если для вас это недопустимо, пожалуйста, не читайте.

Завершился один из самых обсуждаемых сериалов сезона — «Фишер». Это новинка more.tv о поимке Сергея Головкина — серийного убийцы детей, который орудовал в Подмосковье в 1980–90-е. Финал истории тоже оставляет вопросы — мы задали их Сергею Кальварскому и Наталье Капустиной, шоураннерам и сценаристам «Фишера».

К слову, «Фишер» — их сценарный дебют. Кальварский в 1990-х был клипмейкером Аллы Пугачевой, Лолиты, Филиппа Киркорова, затем режиссером на телевидении. У Натальи также богатый опыт на ТВ: она стояла за запуском российского MTV и развивала телеканал в его золотые годы. Создатели сериала познакомились во время работы над предвыборной кампанией Ксении Собчак (она, кстати, в числе оценивших «Фишера») и решили перейти в кино. Начинали с коротких метров — «Картины», истории о художнике, чью работу снимают с выставки, и «Процесса», сатиры о судебном заседании в зуме.

Над «Фишером» шоураннеры работали вместе с режиссерами Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой (они сняли прогремевшую «Черную весну»). По словам Кальварского и Капустиной, Ивана Янковского и Александра Яценко они сразу представляли в ролях следователей, а вот на роль Добровольской было несколько претенденток, но выбор остановили на Александре Бортич. На роль Фишера тоже долго искали кандидата и в итоге утвердили Андрея Максимова, актера московского ТЮЗа.

У дуэта анонсировано еще два проекта — фильм о музыканте Игоре Талькове, убитом в гримерке перед выступлением в 1991 году (Кальварский был ведущим этого концерта), и сериал о строительстве башни «Федерация» в Москва-Сити. Кинопоиск расспросил шоураннеров о том, как им помогали настоящие следователи, которые вели дело Фишера, а еще о разных вариантах финала и будущих проектах.

О создании «Фишера»: общение со следователями и словарь Бокова

 — Сергей, вы рассказывали, что сами пришли к студии с идеей сериала. Как она изначально возникла?

СК: Во-первых, мы любители историй про маньяков и кинонуара. Во-вторых, у нас есть личный мотив: и я, и Наташа живем недалеко места, где был гараж Головкина. Я, например, по дороге на работу или в город каждый раз проезжаю мимо этого места. Там сейчас чей-то дом стоит вместо гаража. Поэтому нельзя забывать эту историю, нужно, чтобы про это зло помнили как можно больше людей. И тогда, возможно, никто не станет строить дома в таких местах.

— В материалах дела Фишера 96 томов. Как вы собирали фактуру, с кем общались?

СК: Мы читали квинтэссенцию — обвинительное заключение, в котором все изложено от начала до конца в коротком варианте. И это тоже довольно увесистый документ. Еще мы встречались со всеми тремя следователями, которые вели дело: Валерием Костаревым (в сериале — Козырев), Евгением Бакиным (Боков) и Натальей Соболевой (Добровольская). Их нельзя назвать прямыми прототипами, это другие люди, но со схожими характерами. Валерий Костарев — интеллигентный, спокойный, вдумчивый, матом не ругается. Евгений Бакин — дерзкий, смелый, порывистый в хорошем смысле (кстати, тоже долго работал в Ростове). У них был разный подход к делу, поэтому в реальности отношения между ними тоже не очень складывались.

Александра Бортич, Александр Яценко и Иван Янковский

НК: Сценарий мы писали практически год и все это время поддерживали контакт с Валерием Евграфовичем. По любому поводу с ним консультировались, спрашивали его мнение, уточняли детали. С другими следователями тоже общались. Еще рассматривали фотографии. Пытались понять, как можно пережить эту ситуацию, когда ты с утра до вечера находишься под тяжелейшим грузом ответственности. Когда вокруг гибнут дети и ты единственный, кто может это остановить.

СК: У нас были консультанты, которые помогали придумывать эпизоды. Например, гроссмейстер, с которым мы придумывали шахматные загадки. Мы консультировались с психиатрами и с большим количеством оперуполномоченных.

НК: А еще с врачами. Они рассказывали нам, что происходит с человеком после смерти, как это показать в деталях, чтобы все выглядело правдоподобно. Мы читали учебники по криминалистике, инструкции внутренние, как действуют следователи на месте преступления, как пишутся отчеты.

— Удалось ли поговорить с местными жителями, заставшими события, и родственниками жертв?

СК: Родственников мы намеренно не пытались найти и не хотели их беспокоить из этических соображений. В сериале все жертвы — собирательные образы, к убитым они не имеют никакого отношения.

НК: У нас даже среди съемочной группы были люди, которых в то время пугали Фишером в пионерских лагерях. Кто-то рассказывал, как Фишер приходил на дачи на Николиной Горе и просил стакан воды, кто-то — про бабушку, которая работала в аптеке рядом с конезаводом и общалась с Фишером. И она даже представить себе не могла, что это за человек. Потому что реального Головкина все уважали, он был полноценным членом общества.

— Как составляли блестящий словарик Бокова с фразами «вальты покинули колоду» и про езду женщин за рулем?

НК: Про женщину за рулем — расхожее выражение.

СК: А про вальтов так говорит мой товарищ, он никак не связан с Ростовом, он из Петербурга. Мы просто собирали крылатые народные выражения. Я хорошо помню то время: было много всяких поговорок, шуточек-прибауточек. Мы хотели, чтобы речь персонажей была максимально живой, поэтому у нас и мат, и сленг, и такие расхожие фразы.

Сергей Гилев и Анна Снаткина

О чем сериал на самом деле

— В «Фишере» фигура серийного убийцы уходит на второй план, если не на третий. На первом — история процесса и судьба следователей на фоне распада страны. Почему вы так сместили акцент?

СК: Это вопрос подхода. Если делаешь сериал про маньяка, тогда ты должен раскрыть его мотивы, объяснить, что с ним произошло. Мы же заранее знали, что делаем сериал не про это. Мы хотели рассказать про абсолютное зло. И про то, что чем больше прикасаешься к злу, тем больше оно тебя поглощает. Самое страшное, когда люди вынуждены ежедневно иметь с ним дело, и это убивает в них все живое.

НК: Сериал также про безразличие и равнодушие, нам казалось важным это обсудить. Потому что во многом случившееся связано с тем, что одна страна разрушилась, а другая еще не встала на ноги. Все были озадачены проблемой, как выжить, и мало кто занимался своими детьми. И во многом из-за этого так долго шло расследование: люди не знали, чем занимаются их дети, где они, что с ними.

Сейчас практически у всех местных жителей, кто застал это время, есть ворох историй про Фишера, но нет осознания, что это было, как это возможно, почему так вышло. И нам было интересно попробовать в этом разобраться.

Елена Нестерова

СК: Плюс мы хотели обратить внимание на то, что сейчас называют ироничным словом «повесточка»: расизм, гомофобия, буллинг, селфхарм, сексизм. Но тут речь не о «повесточке», а о корнях, откуда это взялось. В сериале показано, что все эти вещи не новы и раньше даже считались нормой. Поэтому прекраснодушные воспоминания о том, что в Советском Союзе все было здорово и колбаса стоила дешево, — совершенная неправда. Никакая это не «повесточка», все уже было, но сегодня общество это хотя бы обсуждает.

В чем суть финала

— Один из самых мощных эпизодов последней серии — с матерью Фишера. Что вы вкладывали в эту сцену?

НК: Это очень страшная тема, заслуживающая отдельного исследования, — как пережить то, что ребенок оказывается серийным убийцей. Каждая мать любит своего ребенка таким, какой он есть, и ничего с этим поделать невозможно.

СК: Еще крайне важно то, что толпа бросается избивать мать Головкина. Это как раз показывает, как зло охватывает всех. Из эпизода ясно, что мать не была причастна к тому, что натворил Фишер. Но людьми в этот момент владеет зло, для них и мать, и Головкин — одно и то же лицо. Поэтому толпа избивает невинного человека. Это как раз показывает, что зло никуда не ушло.

— На допросе Боков продавливает Фишера, угрожая позвонить маме. Как следователь находит его слабое место?

НК: В реальной истории у Фишера были сложные отношения с матерью. Как рассказывали следователи, после ареста она приходила практически ежедневно и просила свидания с сыном, а Головкин категорически отказывался встречаться с ней. Он так и не встретился с матерью ни разу после ареста. Написал ей единственное письмо, которое передал через следователя. В нем было написано: «Вот ты и узнала мою самую страшную тайну». И нам показалось, что его отношения с матерью, вероятно, единственное светлое, что в нем было. На нашем допросе Боков упоминает маму погибшего Вани, замечает, что Фишер странно реагирует на слово «мама», и хватается за это.

— Почему решили включить сцену мастурбации в финал?

НК: Для того чтобы окончательно лишить Фишера человеческой природы. Что никакой морали для него не существует.

СК: Он ведет себя уже как абсолютное животное, у него сплошные животные инстинкты, плотские желания, его больше ничего не беспокоит.

— Все заканчивается выразительным взглядом Янковского. Как его описывали на уровне сценария?

СК: Мне кажется, что это личная находка Ивана. У нас был вообще другой финал, но, когда мы увидели предварительный монтаж, поняли, что после этого взгляда и трясущейся руки больше ничего не нужно.

НК: Ваня вместе со своим героем прожил все эти события. По большому счету таким было его состояние к концу съемок. В его взгляде видны опустошение и абсолютное бессилие; большое, важное дело сделано, но зло рядом, оно никуда не делось.

Иван Янковский

— А каким задумывали финал?

СК: Было несколько вариантов. Мы думали сделать титр о том, что Сергея Головкина расстреляли такого-то числа. Еще обсуждали вариант, как в тюрьме пожилой сотрудник и молодой достают наган, из которого будут убивать Головкина. В общем, крутились вокруг смертной казни. Но в итоге поняли, что с этими вариантами вопрос о всеобъемлющем зле уже не повиснет.

НК: Нам ни в коем случае не хотелось оправдывать смертную казнь и манипулировать, что да, как классно, что его расстреляли. Не хотелось поддерживать смертную казнь как меру наказания.

О работе с деталями

— Как появилась жуткая в хорошем смысле заставка?

СК: Композитор Олег Карпачев прислал нам эту обработку «Крылатых качелей», и мы поняли, что здорово сделать из нее заставку. Решили внедрить туда чучела животных для ужаса. В команде было сразу несколько дизайнеров, с которыми мы решали, как все это совместить. Это была долгая и кропотливая работа.

НК: Когда родилась музыка из заставки, дальше было понятно, что делать с остальным саундтреком. Заставка задавала основную ноту в этой скрежещущей реальности.

СК: Да, качели летят не в светлое будущее, по заставке сразу понятно.

НК: Кто-то даже написал в комментариях: «Вы растоптали мое детство». (Смеются.)

— Какие детали эпохи вы добавляли в сериал?

НК: У нас был блендер «Метеор», самый тогда распространенный. Еще растворимый кофе, который считался драгоценностью. Когда Боков приезжает к жене гроссмейстера, она говорит ему, что кофе нет, но есть ячменный напиток. А вот Козырев приходит со своей банкой кофе. Потом бар-глобус на даче журналиста Мальцева (Сергей Гилев) — действительно существовавшая в то время роскошная вещь.

СК: Я бы еще вспомнил диалог о зеленых бананах, за которыми стоит очередь. Потому что бананы никогда не были желтыми в Советском Союзе. Ты должен был купить зеленые, положить их на шкаф на газету и ждать, когда они там поспеют.

Сергей Гилев
Иван Янковский
Станислав Соломатин

— Мне поначалу было очень трудно привыкнуть к шоканью Бокова. Знаете, как Иван работал над этим?

НК: Хорошо, что большинство претензий — это шоканье Ивана Янковского. Это, как громоотвод, оттянуло на себя все то, что не нравится. Ваня готовился вместе с режиссерами, в том числе они отсматривали большое количество роликов на YouTube про то, как на юге России люди разговаривают. Общались с носителями этого прекрасного диалекта.

О тру-крайм-сериалах и кино, повлиявшем на «Фишера»

— В «Фишере» чувствуется влияние западных сериалов этого жанра, в том числе Финчера. Какие фильмы или сериалы повлияли на вас?

СК: В «Фишере» мы хотели передать настроение фильмов Финчера «Семь», «Зодиак», сериалов «Охотник за разумом» и «Настоящий детектив».

НК: И сериала «Невозможно поверить», где следователи не верят жертве изнасилования. А еще «Острые предметы», красивая «Рэтчед» и «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Рефна. Ну и классика: Хичкок, Полански, Клузо.

СК: Пытались создать узнаваемую вселенную, в которой все происходит. Чтобы это была не просто бойкая история про то, как следователи ищут маньяка. Нам была крайне важна атмосфера, даже кажется, что ее немного не хватает.

— Есть ли у вас любимые и нелюбимые тру-краймы?

СК: Нам понравился сериал «Змей», он здорово сделан, но я бы не назвал его любимым.

О пиратстве и будущих проектах

— «Фишер» задолго до финала оказался в сети, среди посмотревших в том числе была Ксения Собчак. Как вы относитесь к тому, что человек уровня медийности Ксении Анатольевны использует пиратские ресурсы и рассказывает об этом?

СК: Мне трудно комментировать, потому что я дружу с Ксенией много лет. Могу сказать, ничего хорошего в смотрении у пиратов нет, это догма. Но в связи с уходом Netflix и других зарубежных платформ мы себе иногда — кто-то чаще, кто-то реже — позволяем смотреть что-то у пиратов.

Иван Янковский, Александра Бортич и Александр Яценко

НК: Что же касается «Фишера», то у пиратов не финальная версия монтажа. Есть детали, которые в окончательной версии лучше. Поэтому, конечно, смотреть стоит на more.tv. и Wink («Фишер» также доступен на Кинопоиске в Плюсе с more.tv. — Прим. ред.).

СК: Конечно, нам обидно, что пираты показали сериал раньше, чем платформы.

Это очень плохо, потому что ломает бизнес. Люди вложили столько сил, времени, таланта, денег, а потом кто-то взял и все это в один момент украл. Конечно, ничего в этом хорошего нет, и мы категорически против. Но сейчас, когда с этим сделать ничего невозможно, наверное, уже не имеет смысла обсуждать. В следующий раз и мы, и платформы приложим все усилия, чтобы больше такого не произошло.

— К слову, о следующих проектах. Федор Бондарчук рассказал, что вы работаете над фильмом о певце Игоре Талькове. Можете поделиться какими-то деталями картины?

СК: Пока рассказать особо нечего. Это фильм о Талькове, но не байопик в прямом смысле слова. Режиссер — Евгений Сангаджиев. Больше рассказывать действительно нечего, мы на раннем уровне подготовки.

Игорь Тальков

— Как думаете, почему современному зрителю будет интересна эта история? У Сергея, насколько я понимаю, немного персональный интерес: вы были свидетелем убийства певца.

СК: Потому что Тальков — это действительно русский национальный герой. Мы попытаемся как раз в фильме показать почему, но пока объяснить этот феномен я не возьмусь. Прошло 30 лет с момента убийства, а люди продолжают слушать, петь его песни, делать каверы. Если у рока был Виктор Цой, то у поп-музыки это, наверное, Игорь Тальков. Плюс его судьба всех будоражит из-за флера таинственности: уголовное дело до сих пор не закрыто.

— А сериал про строительство башни «Федерация» в Москва-Сити тоже на начальной стадии?

СК: Есть объемный поэпизодный план всех восьми серий, дримкаст. Нам понятно, кто будет режиссерами (их несколько). Уже даже написано две серии. Мы сейчас решаем, в какую сторону развивать историю дальше.

Смотрите сериал more.tv «Фишер» на Кинопоиске в Плюсе c more.tv.


Вопросы: Лиза Кузнецова

Фото: Владимир Яцин / ТАСС

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?
Мнение

От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?

22 марта28
Маньяки, альманахи и поющий фээсбэшник: что в топе российских сериалов этой зимой?
Сериалы

Маньяки, альманахи и поющий фээсбэшник: что в топе российских сериалов этой зимой?

14 марта14
«Фишер»: перестроечного маньяка ловят в тру-крайме, который выглядит пугающе современным
Сериалы

«Фишер»: перестроечного маньяка ловят в тру-крайме, который выглядит пугающе современным

8 февраля36
Игорь Тальков, которого мы потеряли. Что хотелось бы увидеть в сериале Федора Бондарчука про загадочную советскую поп-звезду?
Мнение

Игорь Тальков, которого мы потеряли. Что хотелось бы увидеть в сериале Федора Бондарчука про загадочную советскую поп-звезду?

30 марта11

Главное сегодня

Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера2
Mortal Kombat 1, Alan Wake 2 и дата релиза Spider-Man 2. Что показали на открытии Summer Game Fest
Игры

Mortal Kombat 1, Alan Wake 2 и дата релиза Spider-Man 2. Что показали на открытии Summer Game Fest

8 июня1
Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

8 июня1
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации