«Семь самураев»: путь воина от Японии до далекой галактики

Обсудить0

Что общего у Люка Скайуокера и Тосиро Мифунэ? А у C-3PO и японского крестьянина? При чем тут Виктор Цой? А Тарантино? В день 65-летия фильма Акиры Куросавы рассказываем, как эта история шести ронинов и одного бродяги изменила все западное кино.

Отец Акиры Куросавы, Исаму, происходил из самурайского рода, поощрял в своих детях любовь к кино и перенимал западные традиции. Расхожий штамп о Куросаве — самый западный японский режиссер. Почти та же история, что и с Бергманом: на родине критики предпочитали других, более жанровых и «японских» режиссеров; Куросава же был слишком универсален. Вот и его влияние ощущается в основном в западном кино. В 1960-е фильмы Куросавы начинают менять Голливуд, прежде всего вестерн. Да и в Италии перепетый Серджио Леоне «Телохранитель» Куросавы («За пригоршню долларов») знаменует рождение нового поджанра. Затем своим самым далеким и самым близким родственником Куросаву объявляет поколение Нового Голливуда. Например, его «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958) о группе героев-повстанцев, которые пытаются помочь принцессе в бегах, — основа сюжета «Звездных войн». Фрэнсис Форд Коппола и вовсе спродюсирует одну из работ мастера, «Тень воина». Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и стал хитом года в Японии.

«Тень воина»

Но самый влиятельный фильм режиссера — «Семь самураев» (1954). «Великолепная семерка», «Приключения Флика» и даже «Дикий Восток» Рашида Нугманова (созданный на основе идеи Виктора Цоя!) — все это прямые ремейки фильма Куросавы.

Путешествие на Запад

Вопреки популярному заблуждению, японский кинематограф не мариновался в собственном соку до прихода американских войск. Актер Сессуэ Хаякава уже в 1910-е годы стал сниматься в американских постановках, вслед за ним в Калифорнию потянулись и другие. Зарубежное кино с интересом смотрели Одзу и Мидзогути (последний очень любил Чаплина ). В своей автобиографии Куросава приводит списки наиболее повлиявших на него фильмов. Вот 1926 год, кинематограф еще не открыл звук: «„Три негодяя“ Джона Форда„Это тоже Париж“ Эрнста Любича„Блиндированный склеп“ Люпу Пика, „Тартюф“ и „Фауст“ Фридриха Вильгельма Мурнау„Потемкин“ Сергея Эйзенштейна„Мать“ Пудовкина».

«Железный конь»

Джон Форд также попадает в список за 1924 год («Железный конь»); он вообще был любимым режиссером Куросавы. Джон Милиус (сценарист «Апокалипсис сегодня», режиссер «Конана-варвара») рассказывал, как у Куросавы спросили: «Где вы научились строить композицию кадра? Вы изучали художников, японских живописцев?» На это Куросава ответил: «Я изучал Джона Форда». Кроме того, режиссер признавался: «Все любят хорошие вестерны. Вестерны снимали столько раз, что в процессе возникла своего рода грамматика. И я выучился на этой грамматике вестерна».

Форд разработал иконографию вестерна, вписал героев в американский простор, нашел способ отразить в кадре как дуэль, так и массовую экстерьерную сцену. В фильме «Телохранитель» Куросава также работает с широкими пространствами, давящим небом, показывает запертый на все замки город и выводит своего героя — ронина в исполнении Тосиро Мифунэ.

«Телохранитель»

Но интерес Куросавы к западной культуре не ограничивался кино. Он читал литературу от Шекспира до Горького, а также увлекался палпом. Бытует мнение, что своего безымянного героя из «Телохранителя» он нашел в романе Дэшила Хэммета «Кровавая жатва».

От вестерна к истерну

Вестерны занимаются мифотворчеством на историческом материале. Пока не появились кинокомиксы, роль супергероев в американском кино играли великие бунтари и преступники: Уайетт Эрп, Джесси Джеймс, Пэт Гэрретт и Билли Кид. Эти персонажи кочевали из фильма в фильм на протяжении десятилетий, число их появлений в кино измеряется десятками. И это не говоря о звездах жанра вроде Джона Уэйна и Гэри Купера, которых зрители тоже воспринимали как самостоятельных героев независимо от того, как звали их персонажей!

Джон Уэйн и Гэри Купер

Вестерн часто строится на бродячем сюжете или расхожей ситуации: дружба или смертельная вражда двух мужчин, вынужденный союз незнакомцев перед лицом беды, героическая оборона и так далее.

Японский аналог вестерна — жанр дзидайгэки, буквально — «историческая драма». Как правило, действие дзидайгэки происходит в XVII—XIX веке, а героями этих фильмов являются не только самураи, но также и крестьяне с ремесленниками. Дзидайгэки не обязательно содержат сцены сражений на мечах (такие фильмы относятся к поджанру тямбара).

Именно дзидайгэки станет для Куросавы удобной упаковкой для жанровых канонов вестерна. Первым и весьма неожиданным по форме заходом в жанр стал «Расёмон» (1950); это кино, победившее в венецианском конкурсе и получившее «Оскар», собственно, и сделало Куросаву известным на Западе. В нем режиссер пересказывает одно событие с трех точек зрения, используя технику ненадежного рассказчика.

«Расёмон»

«Семь самураев» — это уже отточенная формула самурайского фильма. Группа воинов и прибившийся к ним бродяга — те самые случайные союзники — берутся защитить деревню от набега банды, которая отбирает у крестьян урожай. В итоге затяжной кровопролитной битвы героям, поредевшим числом, удается победить бандитов.

Если рассматривать вестерн как образец для дзидайгэки Куросавы, то японским аналогом фордовского героя, неприкаянного одиночки, окажется ронин — самурай, потерявший хозяина, отбившийся от клана. Само это слово обозначает скитальца, одинокого воина. Опасный деклассированный элемент, несильно отличающийся от разбойника. В «Семи самураях», несмотря на название, речь идет именно о ронинах.

«Семь самураев»

Кроме того, фильм был весьма нетипичным дзидайгэки: Куросава передвинул действие чуть раньше, из тоталитарно-стабильной эпохи Эдо (1603—1868) в неспокойный XVI век, время постоянных междоусобных войн между феодальными кланами. Такой сеттинг позволил Куросаве значительно очеловечить жанр. Посмотрите на этих ронинов: вместо людей, чей уклад диктует кодекс самопожертвования ради феодала-даймё, мы видим прежде всего простых смертных. Обратите внимание на сцену, где самурай Ситиродзи рассказывает о том, как однажды спасся бегством, и его боевой товарищ Камбэй слушает это как анекдот, а не свидетельство позора.

Гуманизация жанра не просто сближает «Семь самураев» с с вестерном, герои которого редко когда бывают безупречны. Весьма убедительно выглядит гипотеза о том, что Куросава сознательно искал способ обновить дзидайгэки. И его новаторский запал был таким, что с конца 1950-х уже западное кино оглядывалось на «Семь самураев». Джон Стёрджес переснял их («Великолепная семерка») уже в 1960-м. «Семерка» позже породила три сиквела и ремейк. На сюжетные и покадровые сходства фильмов Стёрджеса и Куросавы можно посмотреть этом видеоэссе.

Группа товарищей

«Семь самураев» считаются одним из классических примеров ансамблевого экшена. Такая же структура действующих лиц встречается и в вестернах, часто строящихся на неожиданных ситуативных союзах. Например, в 1939 году Джон Форд снял «Дилижанс», в котором несколько случайных попутчиков становились союзниками в приключении.

«Дилижанс»

Семеро смелых в фильме очень подробно выписаны (фильм идет три с половиной часа — вполне достаточно, чтобы раскрыть характер каждого), а вот бандиты представляют собой скорее смутную, почти неисчислимую силу. Мотив превосходящего числом, обезличенного противника характерен для вестернов; индейцы в нем часто лишены всякой индивидуальности и служат пушечным мясом. Любопытное различие, о котором говорится в видео выше: в «Самураях», в отличие от «Семерки», нет персонажей на выброс, все важны.

Картина имеет трехактную структуру: знакомство с героями во время сбора команды, развитие характеров и отношений в период подготовки к набегу, раскрытие характеров в экстремальных условиях во время финальной битвы. Фильм с первых минут заявляет интригу и держит интерес зрителя в ожидании развязки, в нем одновременно уживаются и предвкушение битвы, и опасение за героев. Сравните с «Дилижансом»: знакомство случайных попутчиков, раскрытие характеров и развитие отношений и, наконец, сражение с апачами.

«Семь самураев»

Однако жанровая схема «Дилижанса» еще не доведена до совершенства. Апачи могут напасть в любой момент, соответственно, подготовки к атаке и саспенса в фильме нет. Соседи коротают время за разговорами. И оказались они вместе случайно. Вероятно, именно «Семь самураев» — первый пример в истории кино, когда на экране команда собирается ради конкретного задания.

Режиссер Антуан Фукуа, снявший в 2016 году ремейк «Великолепной семерки» (неудачный), рассказывал о фильме Куросавы: «Здесь ставится классический вопрос о том, какие мы на самом деле люди. Готовы мы показать, на что способны, когда придет время? Вопрос вот в чем: готов ли ты рискнуть жизнью ради благого дела? И не ради своей семьи, а ради людей, которых даже не знаешь».

«Великолепная семерка»

Где еще мы видели этот мотив? Разумеется, в «Спасти рядового Райана». Или, например, в недавнем «Изгой-один». Фукуа также подчеркивал универсальность сюжетной схемы: «Это могли бы быть рыцари, или копы, или парни с улицы».

Реформатор вестерна Сэм Пекинпа, большой фанат Куросавы, в 1969 году снимет фильм «Дикая банда». В нем стареющие бандиты на исходе времен Дикого Запада, с каждым вдохом ощущая свою неуместность в новом мире (совсем как бродяги-ронины), волею обстоятельств берутся за гибельное хорошее дело, которое не сулит им личной выгоды. Кстати, во время съемок Пекинпа переписывался с Тосиро Мифунэ.

Побочный квест

И «Дикая банда», и фильм Куросавы показывают пробуждение (или изначальное присутствие) человеческого в персонажах, которые по логике должны быть хладнокровными циниками. В 1980 году выходит фантастический фильм «Битва за пределами звезд», также вольный ремейк «Семи самураев». Вот что говорил его сценарист Джон Сейлз: «Наемники — обычно законченные циники, порой меняющие сторону посреди боя ради лучшего предложения. А зрителям нравится концепция чести, им нравится болеть за более слабых».

Постер фильма «Битва за пределами звезд»

От общего к частностям. Лидером семерки является опытный ронин Камбэй. Снимая столь масштабную историю, Куросава находит экономичный способ представить персонажа. В начале фильма Камбэй помогает спасти ребенка из заложников, для этого остригшись и переодевшись в монаха. Эта сцена показывает его смекалку и отзывчивость, но в ней есть и важный символизм: магэ, узел на голове самурая, служил отличительным знаком, лишиться его значило быть посрамленным. Камбэй без сомнений бреется наголо, чтобы защитить детскую жизнь. Роджер Эберт писал: «Быть может, именно эта сцена создала в кино долгоиграющую традицию экспозиции, в которой герой оказывается в опасной ситуации, не связанной с дальнейшим сюжетом?» Действительно, именно Куросава нащупал этот прагматичный и эффективный способ введения героя. В видеоиграх это называют «побочным квестом».

Впервые на экране

«Семь самураев»

Визуальное решение «Семи самураев» одновременно цельное и изобретательное. Гибель героя Мифунэ под дождем — один из самых узнаваемых кадров в истории кино. Проход самураев перед крестьянами будет повторен в куче фильмов — от «Цельнометаллической оболочки» до «Матрица: Революция». Разберем еще два примера влияния визуального решения картины на Голливуд.

Горизонтальный план

«Семь самураев»

Бандиты появляются в очень популярном горизонтальном плане (от слова «горизонт», а не «горизонталь»). Нам показывают холм, и негодяи словно вливаются в кадр из-за него. Такой же план есть в «Близких контактах третьей степени» Стивена Спилберга или в «Джанго освобожденном» Квентина Тарантино, когда с холма спускается банда ку-клукс-клановцев.

«Джанго освобожденный»

Съемка в рапиде

Эффект замедления, называемый сегодня slo-mo. Он возникает в той самой сцене спасения ребенка Камбэем. Он пронзает мечом похитителя, и тот замедленно падает наземь.

В американском кино ускоренная съемка долгое время практически не использовалась. Это было связано с приходом звука: немое кино могло демонстрироваться на разных темпах проекции (Д. У. Гриффит даже давал специальные инструкции киномеханикам), а звук ввел единую норму — 24 кадра в секунду. Голливуду понадобился японский кинематограф, чтобы раскрепостить отображение времени на экране. Одним из первых рапид применил Артур Пенн в знаменитой сцене расстрела из «Бонни и Клайда». Сам Пенн признавался: «Я видел достаточно Куросавы к этому моменту и поэтому знал, как сделать сцену».

Посмотреть, как планы из «Семи самураев» отражаются в других фильмах, можно в видеоэссе Fandor.

Его банда

На родине фильм стал кассовым хитом. В Японии выходили ремейки фильма, например аниме-сериал «7 самураев» 2004 года. Однако Куросава всегда оставался слишком западным режиссером. Он экранизировал Шекспира и Достоевского, а его «Рай и ад» (1963) года поставлен по детективному роману Эда МакБейна. Неудивительно, что своих главных последователей он обрел тоже за океаном, в Голливуде. Они вам хорошо знакомы.

«Рай и ад»

В конце 1960-х и начале 1970-х в американском кино возникло условное течение, получившее название Новый Голливуд. С ним ассоциируют Фрэнсиса Форда Копполу, Джорджа Лукаса , Артура Пенна, Стивена Спилберга, Сэма Пекинпу, Джона Милиуса и других. Все перечисленные говорили о громадном влиянии Куросавы на свой стиль.

Спилберг и Лукас вручают Куросаве «Оскар» с формулировкой «За достижения, которые вдохновили, восхитили, обогатили и увлекли зрителей и повлияли на кинематографистов во всем мире»

Самые долгие отношения с кино Куросавы у Лукаса. На фильмы японца он ссылается уже с первого (то есть четвертого) эпизода звездной саги. В «Новой надежде» C-3PO произносит фразу, взятую из «Семи самураев»: «Похоже, мы созданы для страданий. Таков наш удел». Люка Скайуокера, выросшего на ферме и желающего стать джедаем (да и само слово «джедай» происходит от «дзидайгэки»!), сравнивают с Кикутиё, персонажем Мифунэ, выдающим себя за самурая, и с Кацусиро, который обращается к опытному Камбэю за наставничеством. Йода в «Империя наносит ответный удар» частью срисован с Камбэя — оба чешут голову во время раздумий. В «Скрытой угрозе» силы Федерации появляются в кадре в горизонтальном плане. Джей Джей Абрамс говорил о прямом влиянии Куросавы на «Пробуждение Силы». Сличения можно продолжать бесконечно, покуда будет длиться звездная сага. Пока будет сниматься кино.

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

40-летие «Звездных войн»: Чем вдохновлялся Лукас при создании саги

Видео40-летие «Звездных войн»: Чем вдохновлялся Лукас при создании саги

25 мая 201719
Вой койота и мелодический свист: Саундтреки к вестернам

Вой койота и мелодический свист: Саундтреки к вестернам

13 декабря 201617
Путеводитель по фильмам Копполы, мегаломана и мечтателя
Как это смотреть

Путеводитель по фильмам Копполы, мегаломана и мечтателя

7 апреля 201924
Юбилеи апреля: От «Безумного Макса» до «Кладбища домашних животных»

Юбилеи апреля: От «Безумного Макса» до «Кладбища домашних животных»

1 апреля 20195

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!

17 марта35
История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!
За что мы любим Джона Уика? Готовимся к возвращению самого опасного киллера
Эволюция кинообраза

За что мы любим Джона Уика? Готовимся к возвращению самого опасного киллера

Вчера3
«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?
Индустрия

«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?

Вчера1
«Шазам! Ярость богов» выходит в цифре всего через месяц после релиза в кино. Почему?
Индустрия

«Шазам! Ярость богов» выходит в цифре всего через месяц после релиза в кино. Почему?

Вчера0
Краткая история казахстанского кино, часть 1. От «Ивана Грозного» до Рашида Нугманова
Киношкола

Краткая история казахстанского кино, часть 1. От «Ивана Грозного» до Рашида Нугманова

20 марта0
От Нью‑Йорка до Питера: текст‑прогулка по выставке «Панк‑культура. „Король и Шут“»
Смотрите на Кинопоиске

От Нью‑Йорка до Питера: текст‑прогулка по выставке «Панк‑культура. „Король и Шут“»

Вчера0
«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна
Как это смотреть

«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна

Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации