всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (226 142)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 180 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Так можно сказать про кино истинного мастера своего дела Акира Курасава. Его особенно ранние фильмы передают весь смысл природы духа, во всей его полноте.

    … В этом фильме мы можем увидеть сравнение психологии двух психотипов: «воина» и «крестьянина». Самообладание, жертвенность, в противовес эгоизму, корысти. Какая будет армия из «крестьян», полагаю, не трудно догадаться: такая же как и сейчас у нас в России с унижением другого (т. к. нет уважения к себе), со всеми вытекающими…

    Если быть кратким фильм передаёт психологию самурайского духа, истинных традиций воина с большой буквы, идущих ещё, по-видимому, от кшатризма (примерный период 5 тыс. лет назад).

    Фильм нетороплив, глубок по содержанию. Можно говорить о сценах фильма, но какой в том смысл… Каждый реценз это одна из граней этого фильма, а самих граней великое множество!

    Приятного просмотра всем понимающим это ценителям красоты человеческого духа!

    30 октября 2010 | 10:21

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Довольно трудный для восприятия фильм для представителя европейской культуры.

    Посмотрев фильм, понимаешь, что его сюжет или отдельные его элементы, повторены во множестве других фильмов, выпущенных в США и Западной Европе. Фильм действительно значимый и внесший значительный вклад в развитие мирового кинематографа.

    Хорошо показаны средние века в Японии, которые не слишком, в общем-то отличаются от Европы. Сословная разобщенность, недопонимание, недоверие, ненависть. Самураи со своей культурой, понятиями, образом жизни, моралью, крестьяне со своей, как будто иностранцы встретились друг с другом. Показателен и финал фильма. Но фильме ясно было видно, что бандиты во время своей атаки побили множество крестьян. И их погибло не в пример больше, чем самураев. Но крестьян, разумеется, никто не считает. Для самураев жизнь крестьян ценностью не является.

    Но фильм очень хороший. Каждый уважающий себя любитель кинематографа обязан его увидеть

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 19:37

    В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце
    Кодекс Бусидо


    Гений Акиры Куросавы, выходца из старинного самурайского рода, ценителя европейской культуры и русской литературы, фактически создал новый послевоенный японский кинематограф и приоткрыл человечеству завесу тайны, за которой в сознании западного зрителя существовал полуфантастический мир цветущей сакуры, в котором люди носят кимоно, любуются на Фудзияму, в совершенстве владеют искусством меча и делают харакири. Но не в изображении подобной экзотики сила и ценность картин великого японца, а в том, что независимо от того, на каком континенте и в какой стране они бы ни демонстрировались, они понятны и внутренне близки каждому. Его фильмы — о важных вещах, которые нас всех объединяют: о справедливости, милосердии, человечности, мужестве и силе духа. И конечно, «Семь самураев» — фильм, который вышел далеко за рамки жанра дзидай-гэки — костюмно-исторических постановок о боевых приключениях японских воинов. Эта глубочайшая социально-философская драма появилась как нельзя вовремя: после Второй Мировой войны Япония еще не полностью восстала из руин, национальное самосознание находилось в упадке, а знаменитый боевой дух народа Страны восходящего солнца был сломлен. Американская оккупация и последующая демилитаризация Японии с полным запретом всей самурайской культуры (в том числе и фильмов), нищета и безработица первого послевоенного десятилетия — удивительно похоже то время на изображенный в картине Куросавы условный шестнадцатый век, когда бандиты-кочевники грабили деревни и забирали с собой весь урожай, обрекая крестьян на голодную смерть, убивали людей и сжигали их дома. В действительности средневековым японским крестьянам запрещалось даже есть рис, который они выращивали: он считался продуктом для знати. Но власть не спешила защитить своих кормильцев-тружеников от разбойничьих набегов, и как это всегда водится, им пришлось дело собственного спасения взять в свои руки: нанять для защиты деревни странствующих ронинов (самураев без господина) и вооружиться палками и кольями.

    Центральная тема «Семи самураев» — подготовка к вооруженному противостоянию с бандитами и сражения с ними. Но основной конфликт — в непримиримых различиях между временными вынужденными союзниками: крестьянами и самураями. Разные сословия, разная ментальность, образ жизни, этические нормы — в обычной жизни они сосуществуют как параллельные прямые, но пересечься их в маленькой деревне заставил самый мощный аргумент за всю историю человечества: голод. Две чашки риса в день для профессионального воина как возможная плата за жизнь — невеликая цена, но выбора нет, а главное — настоящий самурай знает, что в любой момент он должен быть готов умереть, и не страшится этого. Профессия самурая неизменно связана со смертью, призвание же земледельца — мирно выращивать рис, ячмень и овощи, напротив, жизнеутверждающая. Крестьянин как самое святое охраняет свой дом и семью, а воин в походе должен забыть о близких, если они у него есть. Самурайский кодекс достоинства, чести и стоицизма не позволяет убивать сдавшегося врага, простолюдины в этом смысле беспринципны: вполне способны убить и ограбить раненого воина, бросаются всей деревней на одного, из мести расправляются с пленником. Они слабы и трусоваты поодиночке, зато все вместе решительно и смело преодолевают любые катаклизмы и превратности судьбы. Жители деревни сродни природной стихии, каждый же из семи самураев показан уникальной самостоятельной личностью. В изображении их есть и уважение, и теплота, и ирония и даже трагический пафос. Аристократичный юноша Кацусиро Окамото, гуляя по изумительной красоты цветочной поляне, влюбляется в крестьянскую девушку, а потом трогательно о ней заботится и делится с ней своей порцией риса. Чистота, свежесть, нежность их первой любви вносит толику романтизма в драматичное повествование. Мудрый лидер великолепной семерки Камбэй Симада — образец идеального самурая и к тому же философ: именно он произносит главные слова «от автора». Мастер меча Кюдзо — вообще сверхсамурай: все свободное время он дремлет сидя, а почуяв опасность, моментально просыпается, рубит врагов пачками и после снова засыпает. Особняком стоит трагикомический Кикутиё — самурай не по происхождению, а по духу, переживший все беды голодного сиротства, буйный балагур и смельчак, он как никто понимает и жалеет крестьян — своих соплеменников и находит с ними общий язык.

    Вместе с тем нельзя сказать, что Акира Куросава симпатизирует в большей степени воинам или земледельцам, скорее он сочувствует своему народу без идеализации его милитаристского прошлого и самурайского культа. В образе бандитов, грабящих и деморализующих мирных жителей, можно увидеть намек на американскую оккупацию, а в сожженном ими доме и уничтожении его обитателей — даже символ ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, но режиссер достаточно мудр и не обвиняет в случившемся чужаков, в конце концов в фильме они тоже японцы, да и зачастую сами ронины не брезговали возможностью, пользуясь своей силой, поживиться за счет других. Это картина не про войну в отдельно взятой деревеньке, наоборот: она против войны и вражды во всем огромном мире, жестокости, порождающей жестокость, призыв к объединению японской нации во имя созидания. Для воплощения идеи универсальности картины Куросава фактически изобрел новую форму киноповествования, объединив в своем фильме японскую традицию самурайского эпоса, прочно вошедшую в кинематограф Страны восходящего солнца полувеком ранее, модную заокеанскую тематику вестерна и философскую глубину, свойственную лучшим произведениям европейских авторов. Несомненно на гуманизм посыла и образность киноязыка Куросавы оказало влияние творчество его любимых русских классиков Толстого и Достоевского, переосмысленное в картинах «Идиот» и «Жить». Фильм богат символами, аллюзиями и намеками, в полной мере понять и оценить которые западный человек может лишь, посвятив себя изучению японской культуры и истории. Но скрытую сиволику названия может оценить любой, ознакомившись с последним танка героического генерала японской армии Тадамити Курибаяси:

    Враг не разбит, и я не погибну в бою,
    я буду рождён еще семь раз,
    чтобы взять в руки нагинату


    Стойкость и отвага, достойные подражания, готовность без страха взглянуть смерти в лицо, запредельное упорство — качества настоящего самурая, каким несомненно был генерал. Воодушевляющие каждого японца строки его стихотворения — о том, что поражения не существует пока ты сам его не признал, ничто не потеряно и всегда есть за что бороться и куда стремиться даже в самые тяжелые времена.

    Самураи делают свою работу и уходят, оставив после себя четыре могилы с вонзенными в них мечами. Мир побеждает войну — и истинные герои, мирные труженики, запевая бодрый мотив, сажают рис, который прорастет своими корнями в воду, зазеленеет — и значит жизнь продолжается, и есть надежда, что она будет мирной и счастливой.

    13 июня 2015 | 21:37

    Уж как высоко многие отзывались об этом фильме. Называли его культовым, шедевральным, лучшим творением знаменитого Акиры Куросавы. Я еще давно, с подросткового возраста, слышала об этом известнейшем японском режиссере и мечтала посмотреть картину «Семь самураев», тем более что я люблю японские фильмы. Наконец посмотрела.

    Что могу сказать… Фильм неплох. Но ничего «шедеврального» здесь, на мой взгляд, нет. Начать с того, что фильм черно-белый. А черно-белый кинематограф — это уже прошлый век. Я понимаю, что тогда не было возможности… Но нужно снимать жизнь в реальных красках окружающего мира. Современной молодежи нравятся яркие, динамичные, цветные фильмы — по крайней мере, большинству. Иногда эта картина казалась мне скучной и затянутой.

    Ничего шедеврального нет в этой картине. Есть и получше фильмы о самураях. Куда лучше. На порядок лучше. Например, «Последний самурай», «Сумрачный самурай» или «Красное солнце». Там самураи смотрелись куда реалистичнее и органичнее, чем здесь.

    Неужели некоторые самураи были таковы? Значит, были, если эта картина считается «культовой» и примером реалистичности. Это как же должны были бедствовать самураи, если они за пригоршню риса решились спасать от головорезов всеми японскими богами забытую деревню «Засохшая Сакура», обитатели которой даже не соизволили выйти им навстречу. И что это за самурай, который корчит из себя шута горохового и скачет по полю, извините, без штанов?

    Мне из всех персонажей фильма запомнились три героя — бесшабашный «самурай» Кикутие в исполнении Тосиро Мифунэ (хотя его герой, на мой взгляд, мало похож на самурая, только в немногие моменты, но все равно он по-своему обаятелен и харизматичен, при том что Тосиро Мифунэ в том же «Красном солнце» понравился мне куда больше); молодой, симпатичный и романтичный самурай Кацусиро (который цветы собирал и лежал на цветущей лужайке) и девушка-крестьянка Сино, которой невежественный отец отрезал волосы (как будто от этого что-то изменилось).

    Все остальные — какие-то… одинаковые, горстка статистов, даже остальные самураи не запомнились. Имеет место большое нагромождение второстепенных персонажей. И вот она — «благодарность» крестьян.

    В основном я не люблю черно-белые фильмы. Эта картина неплоха, но не более. Один балл я сняла за то, что фильм не цветной, на мой взгляд, это большой минус для любой картины (при всем том я не отрицаю талант режиссера, если картина нравится многим, значит, это уже чего-то стоит). Если бы он был цветной, возможно, я поставила бы 8 баллов. А так за фильм о загадочной Японии, за трех понравившихся мне героев фильма и за романтическую линию между молодым самураем и юной крестьянкой — 

    7 из 10

    1 ноября 2010 | 18:27

    Если говорить по смыслу, то Куросава рисует нам общество. Это японское общество XVI века, в котором можно увидеть характерное для любого времени распределение. Самураи, достойное и почетное сословие, имели счастье родиться самураями — им не надо тяжело работать, как крестьянам. Это дает им свободу выбора пути и возможность постоянно самосовершенствоваться. Но в то же время их положение обременяет их моральной ответственностью и обрекает на трагичную концовку.

    Основу общества составляют жалкие крестьяне, которые вынуждены работать для того, чтобы жить, и жить для того, чтобы работать. В фильме постоянно бросаются в глаза и вызывают отвращение их искаженные страхом и трудами лица, они — толпа, режущая слух причитаниями и плачем, изредка смеющаяся и поющая во время работ.

    И, наконец, зло — жестокие бандиты, которые работать не хотят. Так же, как и крестьяне, они ориентируются на сезоны сбора посевных культур — вот только не собирают их, а забирают.

    Границы между этими сословиями четкие и нерушимые, их может свести только большая беда или большая любовь — и то, и другое Куросава нам показывает, констатируя в конце, что в победителях остаются не борцы или хищники, а основная масса, люди со спокойной, размеренной жизнью, припасенными сакэ и яствами и надеждой, что кто-то их защитит, а проблемы пройдут.

    Больше всех из самураев врезаются в воображение Кикучио и Кюзо — две противоположности, человек-чувство и человек-разум, человек-порыв и человек-система. Двое, добывших ружья. Двое, героически державшихся до последнего и трагично погибших. Кикучио — вообще феноменальный персонаж, один из ярчайших, которых можно увидеть в кино. Полукрестьянин-полусамурай, он не принадлежит ни к одному из сословий. У него самое сомнительное происхождение — и самый длинный меч. Он маргинал и одиночка, имеющий в придачу ко всем своим эксцентричным повадкам обостренное чувство справедливости. И конечно же, без Тоширо Мифуне, воплотившего Кикучио, он не был бы таким ярким и пластичным.

    Режиссерская работа настолько профессиональна, что ее не замечаешь — видно только актеров, каждый из которых не просто на все 100 соответствует своему образу, но и вкладывается в работу на все 100. Только на втором и последующих просмотрах замечаешь идеально выверенную работу с массовкой, музыкой, постановкой и остальным. Куросава, как и Камбей Шимада, набрал команду из верных делу профессионалов и создал шедевр. Причем в победителях остались и зрители.

    100 из 10

    11 января 2009 | 18:38

    Акира, в сущности, не сделал ничего неожиданного, он просто объединил модный в те годы неореализм с классической для Японии самурайской темой. На «выходе» получился фильм, потрясший европейского и американского зрителя и вызвавший не самые однозначные оценки у самих японцев.

    С чем же эта неоднозначность связана? Я думаю, что именно Акира, одним из первых, показал, что самураи обычные люди. Люди, готовые защищать крестьян. Люди, которые могут остаться без денег и просто колоть дрова в качестве оплаты за еду. Люди, которые готовы в пылу неожиданно возникшей обиды зарубить друг друга. Люди, которые могут просто умирать, без лишнего пафоса.

    Присмотритесь к деталям. Многого стоит кадр, в котором учащий крестьян боевому искусству самурай задумываясь чешет свою ногу. Уверен, такая простота в изображении героев прошлого проводила межкультурный мост — представители европейской парадигмы развития, проникались реалистичностью образов. Но понравилось ли это ценителям традиций? Даже название фильма не в полной мере отражает реалий, и в угоду стереотипам общеизвестное слово «самураи» вытеснило куда более точное — «ронины».

    Значение фильма Куросава нельзя недооценивать. Это была одна из ступенек для признания японской идентичности со стороны другого мира. Однако, мне куда более по душе более лаконичный «Расемон», психологические притчи Масаки Кобаяси и самурайские «файты» от Хироси Инагаки.

    По правде говоря, картину про «Семь самураев» сейчас смотреть ведь не так уж и просто. Длинный хронометраж, полностью выпадающая середина ленты. Да и сцена поединка не кажется мне уж слишком интересной — Куросава концентрирует внимание на реалистичности, жертвуя эстетической привлекательностью. Прекрасно понимаю восторги — смотрится ведь все как хроника событий. Между тем, есть ведь и вопрос личных симпатий. Признаю высокий уровень батальных сцен, но не восторгаюсь ими.

    В самом начале ленты будет один поединок, который я очень ценю. В процессе тренировки двое самураев повздорят. Обнажив мечи они сойдутся в поединке, который завершится после всего лишь одного удара. Вот тут реализм оказался как нельзя кстати.

    5 из 10

    24 сентября 2013 | 14:14

    Костюмно-исторические драмы о самураях лежат у истоков японского кинематографа: в довоенное время они составляли основу проката, а после Второй Мировой пережили новую молодость, обогатившись киноприёмами, что принесла с собой вторая волна вестернизации. В 50-е ежегодно снималось более сотни представителей жанра, однако львиная их доля была поверхностной штамповкой и по большому счёту лишь одна лента смогла одержать верх в неравной схватке со временем. Американская оккупация оказала сильное влияние на японское кино и в частности на Куросаву, становление творчества которого пришлось как раз на тяжёлые послевоенные годы. В 1954-ом его «Семь самураев» стали одним из первых японских фильмов, получивших признание на Западе, продемонстрировав уникальный сплав японской культуры, американского киноопыта и новаторского гения режиссёра. Он реанимировал жанр, вписав наработки вестернов, добавил категорию глубины в прежде плоские боевики и в итоге вывел их на новый уровень, водрузив стандарт качества на высоту, добраться до которой впоследствии не смог никто. Вдохновенно экранизированный отрывок японской истории стал фильмом-космополитом, хотя и не повторившим успех «Расёмона», но имевшим популярность за границей во многом потому, что Куросава в духе своего народа перенял у Запада лучшее, вплетая это в национальную канву. Увлекательный сюжет, зрелищные битвы, немного нелепая, но реалистичная хореография и мастерский монтаж слились воедино, чтобы создать одну из самых узнаваемых картин в истории.

    Лента могла не увидеть свет, сложись у Куросавы сценарий о дне из жизни самурая. Но тот упорно не складывался, подтолкнув к другому сюжету о шести голодных воинах, рискуя жизнью помогавших крестьянам отбиться от бандитов. Седьмой, как и в фильме, был взят в последний момент. Тосиро Мифунэ переквалифицировался из сурового и немногословного мастера меча в пьянствующего самозванца, одолеваемого внутренними противоречиями. Эта роль обогатила чересчур сдержанное действие первоначального сценария, дополнив его яркими эмоциями, юмором и ещё одним драматическим пластом. А повесть об одном конкретном самурае вскоре расскажет Масаки Кобаяси в своём «Харакири», в душном пространстве жития бойцов-аристократов, которое особенно наглядно раскрыло вырождение принципов бусидо, попрание воинской чести, обнажившие внутренние причины деградации сословия. В «Семи самураях» же показаны причины внешние, когда войны и усобицы выбрасывали мелких дворян на обочину жизни. Ветеран Камбэй олицетворяет самурайство, пожилое и уставшее, но верное принципам. Все семеро были ронинами — бедными солдатами без хозяина и лишь условный контракт с крестьянами позволил им вновь почувствовать себя самураями, совершить поступок, достойный этого гордого звания. Но их подвиг — лебединая песня: целое воинское сословие уходило в небытие — честь, традиции, навыки. Зато оставались непобедимые и несгибаемые крестьяне, что хлебают горести от засух и паводков, от правителей и бандитов. Они невежественны и покорны, и всё же в массе своей они не проигрывают.

    Образ крестьян исчерпывающе передан в искрящем монологе Кикутиё, наизнанку выворачивающем персонажа, скрывающегося за маской дерзости и удальства. Крестьяне — лжецы, хитрецы и трусы, они относятся к самураям с боязливым пиететом, с каким овцы относятся к овчаркам, отгоняющим волков от стада. Они помнят, что овчарки тоже могут убивать. Они боятся бандитов, однако хорошо освоили тактику «все на одного». Земледельцы умеют убивать, когда чувство локтя пересиливает страх перед врагом. Соль земли, как говорят о них, но свои раны и слабости нужно прятать подальше от соли. Так и жили они, крестьяне и самураи, в вечной необъявленной войне. Этот подтекст добавляет напряжённость в отношения защитников и жертв: это не симбиоз и не сотрудничество. Ронинов используют и выбрасывают на свалку истории, не пролив по ним слёз. Боевые храбрость и достоинство теряют ценность, но не в душах дворян-бойцов, а в глазах общества. Эти качества не нужны, когда всё хорошо, бояться нечего, а в запруде зреет рис. И зреет новое время, без чести и доблести, мир пороха и ружей. Не зря герои погибали лишь от ружейных выстрелов — доказательство того, что в деле традиционного соперничества им нет равных, а время устанавливает новые правила, перед которыми заветы самураев слишком уязвимы. В фильме отчётливо виден антимилитаристский посыл, которым было пропитано кино тех лет. Сама фабула о бедных, но смелых солдатах — не только грустный взгляд в прошлое самурайства, но и прощание с армией, которой Япония лишилась в 1945-ом. Самураи больше не нужны. Век воинов не долог, а крестьяне будут всегда — жадные, слабовольные, глупые, всетерпящие, всепобеждающие.

    11 ноября 2014 | 16:55

    Что ни говори, а это классика. И кто бы что бы ни говорил. Не попрешь против этого фильма. Только не смотрев его, можно что-то там шептать. Потому что лента настолько захватывает, что нельзя оторваться от экрана.

    Казалось бы, многое против данного фильм сегодня. Старый, черно-белый да еще и длинный. Сейчас получила распространение режиссерская версия длиной более трех часов двадцати минут. Другую и смотреть не надо. Были многие против этой ленты и во время съемок. Никто не верил, что будет успех. Недалекие это люди.

    Надо просто немного настроиться на Японию. И понять, что надо знакомиться, прежде всего, с классикой. И вот уже не так страшна продолжительность и цвет. Кстати, в последнее время долгие фильмы увлекательно смотрятся даже в кинотеатрах. Все зависит от режиссера, актеров и прочих участников процесса.

    Акира Куросава выполнил свою задачу. Он сделал глубокое кино в достаточно развлекательном жанре. Философский смысл можно развивать до бесконечности, находя различные отсылки и сравнения. А достаточно бодрые диалоги и батальные цены развлекают зрителя.

    Конечно, очень постарались актеры. К концу фильма я четко разделял семерых ронинов, которые решились заняться любимой работой. Сперва возникало ощущение, что их изначально было больше. Это все на фоне масштаба происходящего. Конечно, не битва двух императорских армий. Но любая битва за свою свободу, близких и за самого себя становится самой масштабной. Для того, чтобы дать зрителю войти в положение крестьян, времени не жалелось.

    Конечно, на первый план выходит Тосиро Мифуне. О ком еще говорить после Акиры Куросавы? Надо заметить, он отрывался по полной программе. Неудивительно, что впоследствии наизусть повторял реплики своего персонажа. Такой ненормальный, вспыльчивый и такой же благородный и храбрый. Я первое время считал, что он прикидывается. Как же еще думать о его персонажах, после лент «Телохранитель» и «Отважный самурай». Но Мифуне был молод и полон энергии. В данной ленте он блестящее ее выплеснул.

    Надо будет еще раз посмотреть «Великолепную семерку». Сам Куросава говорил, что основная мысль в голливудской версии передана правильно. Но я уверен, что никогда и ничто не сможет преодолеть этот шедевр. Как все просто и гениально. Хотя не так уж и просто. Работа проделана гигантская. Остается вздохнуть и наслаждаться другими шедеврами мастеров кинематографа. Благо, их хватит на всю оставшуюся жизнь. Это если жить вечно.

    9 из 10

    11 января 2013 | 20:38

    От этого произведения я прямо скажу — был просто в восторге. Не зря видимо его считают одним из культовых для кинематографистов всего мира. Снятый более полувека назад, японский (а их кинематограф всегда был и является вещью неоднозначной), черно-белый, с хронометражём в три с половиной часа пролетает просто на одном дыхании. Грим, костюмы, декорации и большое внимание, уделяемое деталям не вызывают и малейших нареканий, а наоборот заставляет восхищаться картинкой. Отдельно в этом плане очень порадовала грамотная операторская работа. Все главные действующие персонажи картины проработаны очень основательно. Актёрский состав отлично справился с поставленной задачей, что крестьяне, что самураи — каждый проникся своим образом, его тонкостями и воплотил их на экране крайне умело. Тут можно только отдать должное режиссёру, сумевшему так красочно и аккуратно воссоздать романтические мифологические образы героев-самураев, готовых придти на выручку за идею, за справедливость, за свой народ. Кто-то сама собранность и концентрация, кто-то романтичная и необузданная юность, кто-то сама дерзость, вспыльчивость и праздность, перечислять можно очень долго, да и зачем? Одинаковых среди них вы не найдёте, если даже очень постараетесь. Такое кино надо смотреть. Пусть основа сюжета в нём достаточно проста, пусть сцены сражений не блещут спецэффектами, как в современных блокбастерах, но сделан он определённо с душой, диким желанием и от всего сердца.

    Красивейшее кино, наполненное множеством социальных и философских аспектов, присущим жизни разных слоёв общества той эпохи, отражающей, как ни странно и нашу с вами бытность в какой-то степени.

    2 июня 2010 | 21:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>