всё о любом фильме:

Расёмон

Rashômon
год
страна
слоган«The husband, the wife...or the bandit?»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Рюносукэ Акутагава
продюсерМинору Дзинго, Масаити Нагата
операторКадзуо Миягава
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Х. Моцумото
монтажАкира Куросава
жанр драма, криминал, детектив, ... слова
бюджет
$250 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время88 мин. / 01:28
Действие картины происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а её муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя.

Каждая сторона проливает дополнительный свет на случившееся, добавляя дополнительные детали. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
49 + 0 = 49
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене у ворот Расёмон, Куросава никак не мог добиться того, чтобы дождь был виден не только на переднем плане, но и в глубине, где он сливался с серыми декорациями. Поэтому в воду дождевых машин подмешали чернила, после чего дождь стал контрастен. Чернила можно увидеть в заключительном дубле: они попали на лицо уходящего лесоруба.
    • Хотя обычно указывают, что фильм снят по произведениям Рюноске Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще», в действительности фильм поставлен только по одной из этих новелл: «В чаще». От второй он позаимствовал место действия, название и общую атмосферу.
    • Куросава сказал Тосиро Мифунэ, чтобы тот позаимствовал пластику своего героя из дикой природы, скажем, у льва. С тех пор Мифунэ исполнял практически ту же самую «львиную» роль ещё несколько раз, увековечив себя именно этой пластикой.
    • Считается, что именно из-за этого фильма у «Оскара» появилась категория «Лучший фильм на иностранном языке».
    • Во время съёмок к Куросаве подошла большая делегация участников съёмок, открыв перед ним сценарий и спросив «что вообще всё это значит». Ответ Куросавы вошёл в историю: он сказал, что этот фильм — отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл.
    • Считается, что именно в этом фильме впервые камера была направлена прямо на солнце, показывая его в движении сквозь листья. Куросава сам какое-то время утверждал, что именно оператор Маягава изобрёл этот приём, хотя позже отказался от этого утверждения.
    • Даже в полдень в лесу, где проводились съёмки, стояла мгла. Поэтому Куросава и оператор Кацую Миягава использовали большое гримировочное зеркало, которым они отражали солнечный свет, направляя его на снимаемый объект.
    • еще 4 факта
    Трейлер 03:23

    файл добавилFedor---Simonov

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 45 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На севере главной улицы в древней японской столице Киото стояли ворота Судзаку — парадный въезд в резиденцию императора. Расёмон — это ворота, стоявшие в южном конце главной улицы. Монументальные — 32 метра в ширину и 8 метров в высоту — на задворках города они имели дурную славу пристанища воров и разбойников и были далеко не безопасным местом. В расёмоне оставляли брошенных детей и трупы людей…

    Чёрно-белым фильмом «Расёмон» великий японский режиссёр и сценарист Акира Куросава открыл западному миру не только японское кино, но и мир Японии в целом. И дело не только в международных премиях и последующей адаптации сюжета «Расёмона» для фильма «Надругательство» (1964). Дело в человеческой культуре.

    Вместе со сценаристом Синобу Хасимото, с которым в 1954 году режиссёр снимет фильм «Семь самураев», Куросава экранизировал рассказ классика «новой» японской литературы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (1922), признанный писателями и критиками уникальным в истории литературы произведением о жизни в средневековой Японии.

    Для Куросавы и его команды «Расёмон» стал не воротами «из…», а воротами «в…». Композитор Фумио Хаясака, работающий с Куросавой до «Расёмона» на картинах «Пьяный ангел» (1948) и «Бездомный пёс» (1949), впоследствии напишет музыку ко многим работам режиссёра, в том числе и к «Семи самураям». Один из лучших кинооператоров Японии Кадзуо Миягава в 1961 году снимет вместе с Куросавой фильм «Телохранитель».

    Да и мировая слава к одному из лучших японских актёров Тосиро Мифунэ пришла именно с фильмом «Расёмон», где он сыграл знаменитого разбойника Тадзёмару — одного из главных персонажей этой притчи, снятой в жанре «дзидайгэки». Великолепный герой, который всем своим видом как бы говорит: «Я не страдаю психическим расстройством, я им наслаждаюсь…»

    Засуха, голод, чума, война, пожары, налёты разбойников… «Ты влезь на ворота и посмотри: тут неприбранных покойников валяется полдюжины», — говорит один из героев фильма другому. «Расёмон» — это символ морального и физического разложения японского общества. Хотя почему только японского? Пусть картина наполнена восточным мистицизмом, философский смысл в ней универсальный.

    У каждого из героев свой собственный взгляд на историю, произошедшую в лесу… Каждый видит то, что хочет, видит то, что может… В силу своей нравственности. Это фильм об утрате остатков веры в людей. Вся ложь от слабости. Люди слабы и потому врут даже себе. Куросава интригует. Он снял свой шедевр по принципу: «если тебя не устраивает ответ — ты задал неверный вопрос».

    P.S. В настоящее время киотский расёмон стёрт с лица земли.

    21 августа 2009 | 17:52

    По лесу не спеша проходил самурай с женой, восседавшей на коне, красоту лица которой не могла скрыть ткань, ниспадавшая с полей её шляпы на лицо. «Процессия» повстречалась и тотчас же разминулась с монахом, а где-то совсем недалеко, под деревом, полулежал, полуспал разбойник Тадзёмуру — гроза Киото …

    Солнце заливало лес ярким светом, лесоруб быстро шел, почти бежал за дровами — и вдруг он увидел женскую шляпу с покрывалом. Он побежал дальше — на освещенную землю упала пятном тень. Тело, мертвое тело — он бросился бежать, чтобы сообщить в полицию…

    Фильм Куросавы начинается с дождя: огромные ливневые потоки низвергаются с неба, заставляя крестьянина, монаха и лесоруба укрыться от него в воротах Расёмон. Мужчина убит, его жена изнасилована, Тадзёмуру пойман, уже прошел суд, на котором монах и дровосек дали показания, а сейчас они делятся происшедшим со случайным прохожим. Есть две стороны дела: моральная и юридическая, символами которых выступают два свидетеля по этому делу. «Ужас, ужас», — сокрушается монах, ибо потрясен случившимся; «не понимаю, не понимаю», — твердит, не унимаясь, дровосек: его волнует, кто убил человека.

    В картине представлены четыре версии случившегося: от разбойника, от жены самурая, от самого убитого («устами пророчицы») и, наконец, от дровосека. «Все лгут», — такого мнение лесоруба, впрочем, как и он сам. «Люди так устроены, что все дурное и стыдное о себе забывают, видят прошлое, как им выгодно», — говорит крестьянин.

    Всякая ложь содержит правду- именно таким постулатом приходится руководствоваться зрителю, чтобы решить загадку. Истину можно познать, только посмотрев на предмет с четырех сторон — таким образом можно трактовать мысль японского режисссера.

    Дождь — это мощный символ: вода с небес, застилающая солнце от взора, т. е. истина спрятана от людских глаз. Они сами должны её увидеть. Ложь — это грех, что скрывает другие грехи. Поэтому так угнетен монах; его вера в людей пошатнулась.

    «Расемон» — эта притча о человеческих грехах: трусость(разбойник), похоть(женщина), предательство (самурай), воровство (лесоруб). «Дождь» мешает нам видеть правду — мы слишком сосредоточены на главном, на убийстве, и не видим других пороков. Будет ли искуплен грех в финале?

    Фильм Куросавы интересен и с технической стороны: искусственно созданный ливень поражает и поныне, через 60 лет после съемок. Игра светотени, красиво выбранные ракурсы, безукоризненно переданные позы и движения людей — оператор Кадзуо Миягава сделал то, что сегодня не силах повторить ни одна цифровая камера. Да и шум пленки делает фильм более живым.

    Тосиро Мифунэ очень пластично двигается: бегает, катается по траве, сражается на мечах. Его лицо отражает очень резкие эмоциональные переходы: страсть к женщине, гнев, страх, громкий безудержный смех.

    «В роли Тадзёмару Мифунэ пришлось передать огромный диапазон психологических состояний, сыграть бесчисленные реакции и настроения разбойника — его беспечность и хвастовство на допросе, силу и ловкость в одном поединке, трусость — в другом, самонадеянность рядом с человеческой слабостью, циничность в эпизоде с женщиной и благородство в версии самурая.» (И. Генс. Тосиро Мифунэ. М.: Искусство, 1974. С. 28)

    «Расёмон», буквально, заставляет проникнуться средневековой японской культурой, понять как мы далеко от этого как хронологически, так и территориально. Да, люди были также одержимы пороками, но каковы были понятия о чести. Женщина должна заколоться кинжалом, будучи обесчещенной. « Я согласна, чтобы вы меня ударили, согласна, чтобы убили, но я не выдержу, если будете смотреть на меня такими глазами», — говорит она мужу в одной из версий.

    Итог. Классика кинематографа. Кино, где каждая из составляющих: визуальная, ментальная и духовная не рвутся к доминированию и подавлению двух других, а образуют непрерывное единство.

    10 из 10

    6 апреля 2012 | 19:14

    Все-таки, далеко не все фильмы старого кинематографа, признанные классикой, можно адекватно смотреть в сегодняшнем дне. Бывает, конечно, что и пара старых фильмов вполне по качеству может уделать десяток современных, но зачастую все же куда приятнее насладиться современной драмой, нежели через чур напыщенной старой (годов эдак 50-х). И в этом нет, на самом деле, ничего постыдного. Просто в те времена, те или иные режиссерские приемы удивляли тогдашних зрителей. Современному зрителю, все эти новаторства уже привычны, так как воспитывался он уже на куда более продвинутом, в техническом плане, кино.

    Тем не менее, старое кино изредка нужно смотреть, для расширения кругозора и знания истории. Чтобы своими глазами увидеть фильмы, которые двигали кинематограф вперед. Именно с этой целью я и начал просмотр избранных фильмов классического японского режиссера Акиры Куросавы. Знакомство мое с его творчеством началось именно с данной ленты.

    Сразу отмечу, что смотреть её достаточно тяжело не только из-за черно-белой пленки и основательно устаревшего оборудования съемочной группы, но и из-за чрезмерного переигрывания актеров, при чем это больше вина не самих актеров, а вообще всей японской актерской школы, у которой повышенная театральность считается нормой. Кому как, конечно, но меня все эти громкие гротескные смешки актеров в стиле Доктора Зло просто жуть, как раздражали. Так что, имейте ввиду — дело это не из легких.

    Однако, если перестать обращать внимание на специфику восточного кино и устаревшую съемку, то на первый план выходит сюжет, который своей закрученностью и подтекстами вполне способен впечатлить даже сегодняшнего, сытого всяческими неожиданными сюжетными поворотами зрителя. В дальнейшем, эта фишка с демонстрацией разных точек зрения на одну и ту же ситуацию, в том или ином виде, еще не раз будет использоваться другими кинематографистами в будущем (из недавнего — «Точка обстрела» с Деннисом Куэйдом).

    В сюжете очень четко проработаны архетипы персонажей и их кофликт. У каждого свой взгляд на одну и ту же ситуацию, и суть даже не в том, что они обманывают судью с целью выйти безнаказанными, а в том, что они сами верят в свою версию. Каждый видит ровно то, что хочет видеть, все зависит лишь от их собственного восприятия этого мира. Именно благодаря своей мощной моральной дилемме и множеству сюжетных поворотов фильм и получил в свое время множество наград и даже впервые в истории американской кинопремии «Оскар», эту награду вручили неамериканской картине.

    Расемон — лента с очень уж устаревшей манерой съемки и крайне спорной актерской игрой, но чего у нее не отнять, так это великолепного сюжета с множеством подтекстов. Именно ради него и стоит смотреть эту, без сомнения, захватывающую, пускай и несколько нудноватую картину. Главное, после просмотра, впечатления остаются самыми, что ни на есть, положительными.

    8 из 10

    6 августа 2011 | 21:14

    Куросава. Очень много лет слышал, что это мастодонт кино. И буквально пару недель назад посмотрел потрясающий фильм «Ран». Тогда решил, что стоит продолжить ознакомление с творчеством Куросавы. О чем не жалею. И вот я посмотрел «Расемон». В будущем выйдет много фильмов на данную тематику, но ни один я думаю не смог превзойти Куросаву по оригинальности и целостности.

    Интересная идея для кино была придумана Куросавой. Он показал нам одну историю. Но с разных точек зрения. Все выглядят правдоподобными и четко обоснованными. Но вот какая из них, правда? А та, которую расскажет кто-то еще. Я имею ввиду, что могло произойти что угодно, главное, что это не поменяет центральной сути, о жестокости и жадности людей о том, что мы сами создаем такие ценности, через которые потом с легкостью переступаем и растаптываем. Как сюжет это просто шедевр. Это гениальная сценарная находка. Весь сюжет показывает собой структуру любого другого фильма. История, которая развивается исходя из того, кто ее рассказывает. И мы в нее также верим. А если бы ее рассказал кто-то другой, то и эту мы бы восприняли как правду.

    Также мне очень понравился конец. Вроде он заканчивается хэппиэндом, но классическим его не назовешь. Куросава просто оставляет нам оптимистический кусочек на будущее выздоровление. И хэппиэнд на фоне развалин каких-то ворот хэппиэндом вряд ли назовешь.

    Актеры все сыграли блестяще. Классическая японская школа. Спокойные черты лица, невозмутимый характер, минимум эмоций, то есть, то за что мы и любим японское кино.

    Из историй рассказанных главными героями можно было бы снять отдельные фильмы с абсолютно разными финалами и абсолютно разным развитием. Для тех годов это, наверное, было невероятно смело и оригинально.

    Текст в этом фильме гениален. Предлагаю несколько фраз:

    -Даже сам себе человек не может сказать правды.

    -Неважно, правда, неправда, главное чтоб интересно было.

    -На воротах Расемон живет демон, там он прячется от человеческого зла.

    -Никто не лжет, если заранее предупредил, что будет лгать.

    -Если ты не любишь себя ты не выживешь.

    Моя оценка 9 из 10. Не знаю, почему не 10, но все равно 9. Наверное, задел на подлинный шедевр.

    -

    9 из 10

    20 декабря 2010 | 21:52

    Громыхающая небесная твердь обрушила на землю потоки воды: не спрятаться, не скрыться. Троица случайных прохожих укрылась от гнева господнего под полуразрушенной крышей южных ворот древнего японского города Киото, называемых Расемон. Предметом их спора становится прошедший накануне суд над разбойником, совершившим двойное преступление: убийство самурая и изнасилование его жены. Были выслушаны свидетельства нескольких очевидцев произошедшего, но ни одно из показаний не дает однозначный ответ.

    Один из нерушимых принципов детектива состоит в том, что у загадки должна быть разгадка. Но может ли истина быть субъективной, зависящей от точки зрения зрителя или участника событий? Классическая лента Акиры Куросавы, основанная на рассказах Рюноске Акутагавы, подняла и блестяще изучила этот вопрос, став в итоге одной из ключевых картин в истории философского кинематографа. Куросава взял за основу сценария два эссе, намеренно смешав их мотивы: первое — «Ворота Расемон» — подарило фильму название да место действия начала фильма, второй рассказ, уместившийся на десяток страниц, — «В чаще» — послужил основой сюжета. В первом произведении Акутагава сделал ворота символом морального и физического разложения средневекового японского общества. Литературный первоисточник «В чаще» представляет собой лаконичный пересказ слов пятерых очевидцев совершенного преступления: словно протокол допроса, только без вписанных вопросов дознавателя. На тот момент Акутагаве удалось поднять алогизм до высочайшего уровня. Рассказ был признан уникальным: творческая манера необычна и не лишена новаторства.

    Куросава практически целиком перенес весь рассказ на экран, лишь добавив свою концовку и выбросив свидетельство одного очевидца. Медленно, вдумчиво, с большим чувством режиссер разбирает по кусочкам представленное героями событие. Своих персонажей постановщик выписывает необычайно живо и ярко, не скупясь на полутона и не стесняясь, где это нужно, походить вокруг да около, лишь бы добавить в портрет еще пару мелких штрихов, — и итог поражает. Это не фильм, после которого улыбаешься каждому прохожему, он оставляет тяжелое, гнетущее чувство. Жанр картины — всего лишь оболочка истории о выборе, который делает каждый человек. И хотя персонажи в фильме произносят свои реплики почти один в один с героями рассказа, отличие на лицо. Если в книге мы видим лишь монологи, то магия кино позволила увидеть поступки: так в сцене прохода дровосека сквозь лес саспенс нагнетается похлеще лент Хичкока: планы меняются каждые несколько секунд, успев за пару минут набежать почти до двадцати, где-то за кадром сумасшедшим ритмом звучит настораживающая музыка, а спустя полчаса в том же фильме — иная стилистика в сцене допроса судейским чиновником: статичный план, внешний ракурс, позволяющий зрителю ощущать себя дознавателем. От этого отчетливо видны все движения, сомнения, гримасы свидетелей — Куросава дает нам возможность изучить каждого в отдельности, причем не только снаружи, но и — изнутри. Но на этом находки не заканчиваются: в момент свидетельства призрака использован тонкий прием: предсказательница в точности повторяет движения умершего самурая.

    Куросава создал смелый и сильный визуальный эффект, играя с движением света и тени, необычного выбора ракурсов, но помимо этого — акцентирование внимания на деталях: глаза персонажей, орудие убийства, одежда, и место общей композиции, также добиваясь эмоционального воздействия, не забывая про классические приемы японского театра, перенесенного искусно и бережно на кинопленку. В итоге режиссер снял тягучую, обволакивающую, пугающую и даже немного мистическую, но безумно мудрую картину. У Куросавы получился восхитительно атмосферный фильм, впечатляющий безо всяких кровожадных монстров и дорогущих спецэффектов — исключительно визуально-постановочным мастерством его авторов: лента пленяет и будто бы засасывает. Мастер смог чисто японское мировоззрение продемонстрировать всему миру, и этот взгляд оказался актуальным и востребованным как в Европе, так и в Америке: в дальнейшем многие именитые режиссеры использовали художественные приемы, открытые гением из страны восходящего солнца.

    Но не стоит сбрасывать со счетов ворота «Расемон» как символ: недаром они выведены в название. Ворота — это центральная точка системы координат, начальная станция отправления в путь борьбы добра со злом как внутреннего, так и внешнего. Неспроста у ворот идет дождь — это занавес от чистого мира: режиссер добивался, чтобы дождь на заднем плане был черным. Вода смывает все грехи, но здесь небеса плачут от человеческой лжи и порочности. Чтобы шагнуть туда, за линию дождя, нужно избавиться от грехов, порицаемых данной историей: трусость, прелюбодеяние, воровство, предательство. Автор придал оригинальную художественную форму вечным человеческим раздумьям. Фабула сюжета здесь относительна, что было тоже новым веянием не только японского кинематографа, но и мирового в целом. Фильм в какой-то момент приобретает поэтическую оболочку, словно некая шекспировская трагедия перенесена в японский фольклор. Неслучайно позже Куросава снимет «Трон в крови» — адаптацию одной из трагедий английского драматурга. И хотя здесь трудно найти Шекспира, он все же есть. Имеется ввиду Шекспир в восточном понимании, ибо Куросава смог дать ответ на общечеловеческий вопрос: неоднозначность вывода заложена в нас самих.

    Фильм насквозь пронизан символами: то, что сам человек считает правдой, может оказаться не чем иным, как фикцией, которую он просто внушил себе и другим, полагая, что это правда и есть. Смысл в том, что любое воспроизведение событий имеет свою часть лжи, что еще больше запутывает судей, да и нас — зрителей, наверное, тоже. И если судьи по своей натуре могут принять чью-то точку зрения, то зрителю хочется докопаться до правды. Мораль и истина стоят на зыбком песке в этом месседже о двуличности человеческой натуры. Приукрасить, приврать, добавить — это будет рассматриваться уже на основе американской истории в фильме «12 разгневанных мужчин». Фильмы разные: и время, и место действия, и атмосфера, но суть одна — все люди врут. Финал в поисках истины задает противоречивый вопрос: что важней — соврать, украсть, но спасти чью-то невинную жизнь, или — жить без грехов, но забыть о человеколюбии. В противовес множеству учений философов, предлагающих несколько истин, в одном фильме японского мастера скрыта основа всех главных религий — истина едина, у нее не может быть много лиц. Поиск истины в глубине фильма. Режиссер предоставляет последнее слово зрителю: вам решать, а я отхожу в сторону, оставив ворота, как и сам финал отрытыми.

    17 октября 2014 | 18:44

    Правда относительна. У каждого она своя. Лишь истина абсолютна. Но постичь ее, кажется, не возможно. Она всегда «где-то рядом», играет с вами «в прятки», но никогда не показывается. Фильм Акиры Куросавы «Расёмон» 1950 года, снятого в жанре «дзидайгэки», говорит нам о поиске этой самой истины, скрытой в четырех рассказах свидетелей и участников, описывающие событие, произошедшие в чаще; каждый рассказывает свою версию истории.

    Европейские народы не разделяют понятия «истина» и «правда», в основных европейских языках этой паре соответствует одно слово — английское «truth», французское «verite», немецкое «wahrheit». Потому для европейцев стало новым понимание того, что не все так, как нам кажется. Тут уже не достаточно просто сказать «говорите правду, только правду и ничего кроме правды», потому как эта правда определяется тем, как мы ее воспринимает, ссылаясь на собственные убеждения и взгляды. Порой одни действия мы оправдываем, другие эти же действия осуждают. Картина будто открыла глаза европейцам между тем, как мы воспринимаем события, и тем, что эти события означают на самом деле. В этом заключилась революция данной ленты. Для нашего народа эти понятия были разделены еще в словаре Даля. Потому тема не нова российскому зрителю. Оттого ему трудней проникнуть в тонкий смысл повествования.

    Фильм основан на произведениях классика новой японской литературы Акутагавы Рюноскэ «В чаще». Гений писателя проявился в нахождение такой сложной философской проблемы и мастерское преподношение его. Тут уже не остается сомнений, что если один говорит правду, то другой врет. Но кто говорит правду, а кто врет, нелегко понять. А может все врут? Каждый только пытается преподнести всею так, как он хочет видеть. Тут даже случайный свидетель, который должен быть более объективен, не может рассказать все, как есть. Из рассказов, легших в основу сюжета, указывается также «Ворота Расёмон». Но из этого рассказа Куросава позаимствовал только название, место действия и общую атмосферу.

    Режиссер мастерски передает напряжение, эмоции и дух фильма. Для того чтобы дождь в фильме был виден не только на переднем плане, но и на заднем сером, с которым он сливался, Куросава добавил в воду дождевых машин чернил, после чего дождь стал более контрастным. Дождь имеет особое значение в фильме. Это не просто фон. Дождь — один из действующих лица. В этом проявляется мастерство гения, пытающегося полностью погрузить своих персонажей в декорации. Куросаву называют одним из самых влиятельных деятелей кино во всем мире за всю историю.

    Актеры в фильме прекрасны. Приятно наблюдать за их меняющимися эмоциями. Тосиро Мифунэ для создания более глубокого образа позаимствовал, по совету режиссера, пластику из дикой природы, в частности пластику льва, которая стала его «визитной карточкой».

    Для современного европейского зрителя, воспитанного на блокбастерах, трудно будет проникнуться в игру актеров, имеющая большой эмоциональный контраст, равная игре безумца в больничной постановке «Питера Пена». Это сложная театральная постановка, которая на первый взгляд, кажется, переигранной, в виду сильного импульсивного всплеска и резких движений. Но игра актеров чувственна, пронзительна и трогательна.

    Фильм имел огромный успех и познакомил европейцев с существованием японского кино.

    Считается, что именно из-за этого фильма у «Оскара» появилась категория «Лучший фильм на иностранном языке».

    13 июня 2013 | 12:21

    Чувства опасны; они антинравственны. Разум задаёт духу, изначально абсолютно свободному, нравственность (некое состояние духа, когда он запирает самого внутри себя, ограничивая свою абсолютную свободу — то есть дух начинает познавать самого себя), тем самым пробуждая отвращение и страх к проявлениям чувственного характера, проявлениям бессознательной силы как символу бесконечного и тотального разрушения, которая не знает ничего, кроме вечного истощения, вечного насыщения и вечного удовлетворения. Разум есть постоянное созидание пространственно-временной и причинно-следственной парадигмы окружающей действительности, так как он руководствуется желанием, сущность которого жертвенность, то есть стремление добраться до истины, при этом саму истину в себе не переживая (как дух), а придерживаться только трансгредиентной по отношению к ней позиции, предоставляя истину лишь спекулятивному, трансцендентному настоящему бытию опыту. Чувства, напротив, противятся любым попыткам заковать их в цепи; они не знают, что есть жертва, что есть истекающее время и ограниченное пространство — для чувств существенно лишь здесь и сейчас, длящееся на протяжении всей вечности.

    В «Расёмоне» Акира Куросава поднимает прежде всего проблему познаваемости как таковой, низводя свои размышления к выводу отнюдь не объективного, но именно субъективного характера: наиболее важно не познать истину как объект, а пережить её внутри себя, духа, как состояние. Известен случай, когда во время съёмок к Куросаве обратилась группа сотрудников с просьбой объяснить, что представляет из себя сценарий «Расёмона» — видимо, на тот период развития кинематографа, сценарий данного фильма являл собой вещь чересчур отвлечённо-метафизическую для перенесения её на экран, — и Куросава ответил, что «Расёмон» — это отражение жизни, а последняя зачастую имеет весьма непростой и непонятный смысл; режиссёр был недалёк от правды.

    «Расёмон» развенчивает добрый миф Иммануила Канта о критике чистого разума и возвышает последующую идею великого философа о доминировании разума практического, в котором «закаляется дух», в котором ему задаётся нравственность, над разумом чистым, якобы представляющем собой чистейшее познание окружающей действительности, без едких примесей эмпирики и полностью основанное на неких трансцендентных законах человеческого бытия. Стоит сказать, что благо художественного произведения в отличие от философского трактата в том, что созерцающему сознанию не ставят рамок для умозаключений — по-другому, это вольность интерпретации. И происходящие в «Расёмоне» события, ровно как и сам «Расёмон», зритель волен интерпретировать как угодно, но Куросава ясно даёт понять одно, что разум, пусть даже чистый, есть только инструмент овнешнения, в то время как метафизика события остаётся для него не столько закрытой, сколько ненужной частью, а именно последняя важна для режиссёра и, впоследствии, зрителя «Расёмона».

    Фабула и сюжет фильма «Расёмон» довольно замкнуты; замкнутость эта объясняется внутренней конструкцией фильма. Каждый из персонажей (это Дровосек, Монах, Разбойник, Жена, Муж) ведёт пересказ того события, свидетелем или участником которого он стал. Событие лишь одно, но оно мощно само по себе и исчерпывающе, и делает историю, которая произошла на самом деле, а также интерпретации её самоявляющими; режиссёру совершенно необязательно прикладывать руку к повествованию, главное постоянно держать зрителя в самой его гуще.

    Зритель, слушая истории очевидцев одну за другой, скоро понимает, что правды здесь нет и в помине, но, что самое важное, вскрывается самая жуткая тайна кино — оно не показывает жизнь, но, также, как и любой другой вид изобразительного искусства, искажает жизнь, от жизни отчуждается, переходит, по выражению Гегеля, от «для-себя» к «в-себе». Куросава говорит прямым текстом: на самом деле истина, понятие столь высокое и чистое, не объективна; она не независима от человека и не является чем-то недосягаемым и непостижимым. Если истина и имеет отношение к эмпирическому миру, то только как свойство, но не более (то есть как «основа вещей»), и в таком случае она объектна. В сущности, истина — это состояние духа, когда тот пребывает в так называемой гармонии с самим собой и со средой, в которую он какими-то силами был погружён; в состоянии истины дух испытывает ощущение схожее с счастьем — не бессмысленный и ослепительный всплеск радости, а вполне размеренное чувство удовлетворения (нет никаких причин для возникновения сомнений внутри духа, вопросов, как и их самих), — пока не сходит на нет это состояние истины. Мотивов для нарушения данного состояния великое множество, подчас можно предположить, что внешние бытие духа только из таких мотивов и состоит — каждую секунду одно событие сменяет другое, люди совершают какие-то невообразимо ужасные или омерзительные поступки, но на осознание последних и попыток понять, что толкает людей на подобные выходки времени оказывается мало, или его вообще не оказывается.

    Следует чётко обозначить главные места действия в «Расёмоне». Их только два: это пространство субъекта и пространство объекта. Воспоминания, показания свидетелей, речи персонажей обозначают первое пространство, второе же пространство обозначают сами ворота Расёмон.

    «Расёмон» напитан чувством надежды — когда ливень прекратится и небо станет светлым. Куросава делает важный акцент на субъективном переживании объективных явлений, протаскивая через весь фильм некое ощущение нереальности происходящего — столь виртуозно режиссёр играется с монтажными склейками и временными параметрами эпизодов. Это доказывает мастерство творца и свидетельствует о достижении той планки, которую поставил себе Акира Куросава: сделать своё произведение по-настоящему целым, чтобы стиль и содержащаяся «внутри произведения» идея шли не паралелльно, а органически переплетаясь между собой, превращаясь таким образов в нечто новое, более развитое и цельное.

    Заканчивается «Расёмон» торжеством нравственности — состояние истины достигнуто, и не иллюзорное состояние, а вполне действительное: Дровосек оправдывает свой поступок благими целями, Монах, в свою очередь, проявив уважение к стараниям и бедам несчастного человека, вновь обретает, как он говорит, «веру в людей». Ливень перестал, тучи рассеялись. Фильм заканчивается.

    Когда навязчивая мысль о потрясающей лживости мироздания, перестаёт быть навязчивой, прочно укрепившись в сознании, начинаешь задумываться, а не являешься ли ты сам лживостью? И вся твоя личность — не более, чем ширма для «собрания чувств»? Что мораль — это, по сути, сказка?

    12 июля 2013 | 02:47

    Плохой день. День суда. Но над кем суд? Кого судят и за что? Как понять, что произошло в густой лесной чаще, кому верить — очевидцам или подозреваемым? Кто виновен, а кто нет? Кто возымеет выгоду, а кто окажется обесчещенным? Да и можно ли вообще ещё верить людям? Способны ли они ещё на что-то действительно достойное? Кто знает. Вера есть всегда, надежда набирается сил для финального суицида, терпя до последнего все превратности судьбы, а пока что это просто плохой день. Но он стоит того, чтобы разочароваться в людях.

    Акира Куросава, без сомнения один из величайших режиссёров всех времён, проводит в одном из своих знаменитейших творений своеобразное изыскание. Изыскание это просто и в тоже время неподъёмно, независимо от того, один человек его проводит, или несколько. И сравним этот путь разве что с поиском Священного Грааля, мистической чаши, наполненной для каждого, кто посмотрит «Расёмон», тем, что встречается в нашей жизни реже всего — правдой. Три человека, укрывшиеся от разверзнувшихся небесных хлябей под воротами Расёмон, обсуждают произошедшее недавно преступление. Казалось бы, ничего особенного — в лесу найден труп убитого самурая. Таких можно каждый день насчитать с десяток. Есть и подозреваемые, есть и свидетели, но кто из них говорит правду? Ведь каждая история отличается от других, и их невозможно сопоставить, нельзя дать однозначного ответа на тему «кто-как-зачем-и-почему».

    Чем же покоряет зрителя «Расёмон», который до сих пор не утратил своей внутренней силы и является одним из полезнейших способов отнять полтора часа человеческой жизни? Всё дело в самом подходе Куросавы к воплощению на экране своего творения, подходе, который позже попытались голливудские мыло-фабрики нещадно скопировать, как впрочем копировались и остальные идеи японского режиссёра, лишаясь при этом своего неповторимого и жёсткого очарования. Ведь «Расёмон» оказывается самодостаточен в своих отдельных элементах, которые могли бы существовать и по отдельности, решись какой-нибудь безумный ядерщик-киноман расщепить сеё творение на составные элементы.

    Отличные диалоги, каждый несёт в себе определённую суть, одновременно становясь бессмыслицей перед лицом обладателя другого мнения. Но удивительное достижение Куросавы в том, что и без обмена пламенными речами «Расёмон» мог бы быть не менее неповторим. Достаточно вспомнить 3 с лишним минуты молчаливого пути дровосека по лесу в начале фильма. На них взираешь как на вполне самодостаточную сцену, насыщенную эмоциями и событиями, но в тоже время она остаётся всего лишь обычной лесной «прогулкой».

    Персонажи в «Расёмоне» немногочисленны, но до безобразия разнообразны в своей харизматичности. Четыре точки зрения — разбойник, жена погибшего, дух самого умершего (и тут Куросаве неплохо удаётся сыграть на мистических струнах), а также обычный дровосек, которые мутят воду перед зрителем до самого конца. При этом ни в одной из историй нельзя увидеть одних и тех персонажей в одинаковом свете. Они вроде бы и неотличимы от множества себе подобных, но в тоже время каждый индивидуален, каждый перетекает из одной истории в другую, меняясь и подстраиваясь под новый взгляд на старые вещи. Тот же разбойник — себя он видит бесстрашным и благородным, но для женщины он предстаёт ослепшим от страсти, а для дровосека — всего лишь трусливым преступником.

    «Расёмон» вроде бы и имеет свою определённую сюжетную линию, и чёткую хронологию событий, но они всего лишь играют роль каркаса, поддерживающего саму суть. Творение Куросавы нацелено вовсе не на поиск разгадки того, что же на самом деле случилось в тот злополучный день. Неспособность человека знать правду вне зависимости от своего взгляда на вещи — вот основная мысль фильма, в котором маститый режиссёр подобно шуткам реальной жизни ловко искажает действительность, делая абсолютные истины непознаваемыми. Священный Грааль никогда не будет найден, к нему можно только приблизиться на несколько шагов, но лишь для того, чтобы вновь отдалиться от разгадки.

    Нескончаемый ливень наконец закончился. Правда осталась у каждого своя, лишний раз подтверждая, что единого мнения не существует и людям остаётся до последнего верить в остатки морали, которая тоже не может быть единой для всех. Все люди живут в Аду, гуляя бок о бок с Истиной и не замечая её. Говоришь, плохой день? Так ведь каждый день такой же.

    20 июня 2012 | 19:46

    Сняв детективную драму «Расемон», великий режиссер Акира Куросава, открыл миру японское кино, а заодно и свою талантливую персону. Благодаря этой и другим замечательным картинам, он внес себя в анналы кинематографа.

    Фильм снят по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Он рассказывает о четырех версиях одного убийства и о поиске истины.

    Спасаясь от ливня простолюдин прячется под полуразрушенными воротами Расемон, где уже находятся двое: священник и дровосек, вид у которых довольно потерянный. Простолюдин решает узнать в чем причина такого состояния, его новоиспеченных знакомых. Они в свою очередь рассказывают ему то, что недавно слышали на суде, на котором рассматривалась довольно странная история об убийстве самурая Такехиро и изнасиловании его жены Масаги. Преступника поймали, он признался в содеянном, но каждый из участников данного происшествия, поведал суду свою версию произошедшего. Что из этого оказалось правдой, а что нет, предстоит выяснить…

    Первая история рассказана самим преступником. Она пропитана его бравадой, бесстрашием, дерзостью, уважением к убитому самураю, безудержным влечением и восхищением к его жене, ее идеализированием. Все это звучит вполне правдоподобно, хотя может являться и ложью…

    Вторая история рассказана женой самурая. Данная история наполнена отчаянием, стыдом, сожалением, страхом, беспомощностью перед сложившимися обстоятельствами. Она открывает новые детали происшествия и тоже похожа на правду…

    Третья история выходит за рамки жанра и приобретает мистический налет, так как она рассказана погибшим самураем, через посредника (медиума). Эмоциональный комплекс здесь практически такой же что и во второй истории, только еще добавляется боль от обиды и предательства, так как задета мужская гордость.

    Так или иначе, но в каждой истории герои предстают в относительно хорошем свете. Рассказывая свои истории, они стараются показаться лучше чем они есть на самом деле, обелить свою душу. И возможно каждый из них верит в то что рассказывает, но на самом деле существует еще и четвертая история, в которой участники происшествия предстают во всей «красе», оголяя свою нелицеприятную суть…

    В контекст данной картины четко вписывается фраза Олдоса Хакси — «И познаете истину, и истина сведет вас с ума». В определенной мере она отражает атмосферу происходящего.

    Акутагава написал, а Акира Куросава показал на экране превосходную историю, пронизанную множеством различных чувств и эмоций, которая является актуальной и по сей день, что говорит о ее бессмертности. Темы любовного треугольника, тяги к запретному, поиска истины были, есть и будут насущными, в не зависимости от времени и места. Они не тленны, поэтому спустя 60 лет «Расемон» вызывает подлинный интерес. Эта картина так же оголяет человеческие пороки, оставляя при этом место для веры в человека, в то хорошее, что в нем есть.

    В «Расемон» даже природа играет сою роль, правда роковую. Иногда даже обычное дуновение ветра, может в корне изменить судьбы людей. Но в итоге, осознав свою вину, природа страдает, поливая своими слезами землю. В фильме можно распознать некоторые символы, так например циничный простолюдин и добрый, верящий в человеческую душу священник, напоминаю противоборство добра и зла, а между двух огней находится испуганный, запутавшийся дровосек. Они как ангел и демон сидящие у него на плечах. Помимо этого, простолюдина можно в обобщенном виде сравнить с искушенными зрителями, который так же как и он хотят разобраться в сложившийся ситуации, раскопать правду, с интересом слушая истории героев.

    Фильм конечно своеобразен и смысл может быть не сразу понятен, но как правильно заметил Акира Куросава, снятая им картина является отражением самой жизни, а у нее не всегда бывает четкий и понятный смысл. Так что будет над чем задуматься.

    21 августа 2013 | 11:51

    Вообще не очень люблю чёрно-белые старинные фильмы, но решила посмотреть экранизацию Акиры Куросава «Расёмон».

    Наверное большая часть фильма держала меня в напряжении, потому что очень уж хотелось узнать в чём же правда.

    У каждого человека (у дровосека, странствующего монаха, стражника, разбойника и женщины) своя точка зрения на несчастный случай, где погиб человек. И не знаешь кому верить. Все мнения, на мой взгляд, очень правдоподобны.

    Хочется отметить, что рассказ «В чаще» соответствует экранизации, что является немаловажным.

    Люди редко говорят правду. Данная проблема актуальна не только в фильме Куросавы «Расёмон», но и в наши дни. Сюжет очень завораживает. Смотрится на одном дыхании. Советую всем. Начинаешь задумываться над многими вещами в нашей жизни.

    28 сентября 2014 | 14:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>