всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Герр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (448 525)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной группы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанные на каменных сооружениях.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе вертолеты и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2459 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ну что могу сказать? Очень много прочитано рецензий, просмотрено фотографий и статей об этом шедевре. Вот и я добрался до него.

    Стоит похвалить каждого члена съемочной группы за те силы, которые они затратили на съемки ни много ни мало 194 минут. Этот труд поистине заслуживает уважения.

    Сюжет казалось бы тривиален, о безумии в мясорубке боевых действий, но я честно никогда не видел, чтобы он был так мастерски обыгран. Здесь большой плюс в копилку и Мартину Шину, медленно, но верно, теряющему рассудок и человеческий облик, Марлону Брандо, который пытается донести свою собственную философию(с которой я частично согласен), Деннису Хопперу, эдакому посреднику между Брандо и Шином. Актеры подобраны как нельзя лучше.

    Что касается самой технологии съемок, то для 79 года это просто потрясающе. Начало фильма так вообще моментально погружает в атмосферу полной безысходности… Спокойный тропический лес, пролетает вертолет, и уже волна напалма губит прекрасную азиатскую природу. У меня дыхание сперло от этой сцены.

    Цвета — вот что еще примечательно в данной картине. Витторио Сторраро недаром получил свои три Оскара, один из них-за «Апокалипсис Сегодня». Необычайная насыщенность только добавляет масла агрессии в огонь безумия войны.

    Массовые сцены так грамотно сняты, что и не придерешься ни разу. Особенно харизматичный командир отряда, умудряющийся спокойно гулять и смотреть на близлежащее разрушение как на какую-то театральную постановку. Вообще, очень удачно прикреплены разные типы военных. Дает возможность рассмотреть все действо с разных позиций.

    Ну, и музыка. Эннио Морриконе не пишет плохих вещей, ему прямо отдельное спасибо за то, что написал такие потрясающие саундтреки.

    Касательно диалогов — Коппола не постеснялся изобразить американцев как хозяев мира. Которых они придумали себе сами. Ему наверняка был отвратителен весь ужас этого ада на земле. Да и очень примечательна концовка, которая заканчивается словами «ужас, ужас», из уст Мартина Шина. Я считаю это более чем превосходным завершением как и ритуальной сцены-апофеозом царящего кругом смрада, так и фильма в целом.

    Итого: безоговорочные

    10 из 10

    28 августа 2012 | 13:07

    Это просто война. и все. В которой нет ни героев, ни победителей, нет побежденных, нет пророков, нет демонов, нет трусов. Никого нет. Просто война и люди на войне. Профессиональные военные, — для них это рутина. Кровь? Много крови? Убить? Сжечь? Да запросто. Люди, — это ж объекты. Ради чего? Приказ, работа, рутина. Вот серфинг, — это ярко и красиво. Кто-то так и живет, выходит на пенсию уважаемым ветераном, пишет мемуары. Приказ был? Был. Ну мы убивали. Кого-то переклинивает, когда ад на земле, ад вокруг уже внутри, в душе и от смерти как обыденности становится неудобно. Сильно-сильно разъедает все внутри, как кислотой. Только непонятно, что с этим делать. Каждый ищет сам выход для себя.

    Фильм — фантасмагория. Посмотрев — забыть невозможно. Тянет пересматривать, именно тянет. Лодка и путь. Куда? Во имя чего? Куда вообще она плывет? Через круги ада, — каждый как печать, — были люди, обычные парни, стали… Кто стали? Управляемые единицы. И смерть. Просто как фон. Ее можно не показывать, — она просто как волны через весь фильм.

    Французское семейство, — контраст таков, что все после этой сцены в разы ярче и страшнее.

    Фильм-притча.

    Марлон Брандо — это гениальный актер гениального режиссера.

    10 из 10

    2 февраля 2009 | 18:56

    Очень много слышал об этом фильме. И все никак не удавалось посмотреть. То найти не мог, то жесткий диск форматировал по глупости, то настроения подходящего не было. Да и предубеждений было много. Думал, что увижу пафосную патриотическую муть, которую невозможно будет смотреть. Как же я ошибался…

    Смело могу сказать, перед нами лучший фильм Френсиса Форда Копполы. По крайней мере, мой самый любимый, и однозначно самый необычный. Но обо всем по порядку.

    Я смотрел режиссерскую версию, ту, которая идет 192 минуты. И не смотря на это, фильм смотрится на одном дыхании и не вызывает скуки, разве что легкую сонливость (хотя не думаю что в этом был виноват сам фильм). Не то что тот же «Дракула», который идет почти в два раза меньше, но смотрится крайне затруднительно. Конечно же, это не какой-то попкорновый блокбастер для вечернего просмотра, фильм довольно специфический и необычный, но смотрится неожиданно легко. Просто нужно настроиться на нужную волну, у меня было какое-то подходящее настроение, и фильм пошел на ура.

    У него великолепная атмосфера, очень затягивает и не отпускает. Да вдобавок оставляет долгое послевкусие. Пожалуй, атмосфера главное достоинство этого фильма. Наверное, это самый реалистичный фильм о войне. Хаос, сумасшествие, ужас показаны отлично. Вообще это довольно жуткий фильм, пострашнее большинства ужастиков.

    К тому же снят он отлично. В первую очередь это, конечно же, драма. Но, несмотря на это, техническая часть на высоте. Работа оператора Витторио Стораро великолепна, монтаж невероятно красивый, даже постановка боевых сцен очень хороша. Особенно впечатляет сцена вертолетной атаки под музыку Вагнера. Размах съемок поражает воображение. Самый эффектный боевик того двадцатилетия. Ну и, конечно же, очень радует великолепный саундтрек, в первую очередь бессмертная песня The Doors — The End, во многом из-за нее мне захотелось посмотреть этот замечательный фильм, хотя и остальная музыка великолепно подобрана.

    Нельзя не упомянуть про актерские работы. Мартин Шин гениален, сыграл лучше всех. Марлон Брандо как-то не так впечатлил, хотя сыграл довольно эффектно. Роберт Дювалл довольно хорош. Очень удивило присутствие Лоренса Фишбёрна, оказывается, ему тогда было всего 14 лет, но сыграл он замечательно. Альберт Холл еще понравился. Харрисон Форд побыл на экране немного, но запомнился. Деннис Хоппер очень впечатлил. Ну и камео самого Френсиса Форда Копполы очень позабавило.

    Странно, что многие называют этот фильм патриотической агиткой, скорее это антивоенная агитация. Насколько я знаю, в романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы», по мотивам которого написан сценарий как раз была именно военная агитация. Возможно, именно из-за этого и возникли такие странноватые мысли.

    Да, перед нами не только самый реалистичный, перед нами самый лучший фильм о войне. Несмотря на то, что на первый взгляд эта лента интересна только американцам, на самом деле она куда более глубокая и интернациональная. Как минимум он про то, как война губит и сводит с ума людей, на эту тему снято довольно много фильмов. Но здесь тема раскрыта намного более глубоко, чем во всех других подобных фильмах вроде «Повелитель бури» или «Взвод» и уж тем более лучше, чем в советском шизофреническом опусе «Иди и смотри». Но проскальзывают еще более глубокие мотивы о смешении добра и зла, черного и белого, нормального и сумасшедшего, которые смешиваются в полнейшем хаосе.

    Вывод:один из лучших фильмов двадцатого века, и точно лучший фильм о войне. Психоделический шедевр. Смотреть обязательно!

    Оценка:

    10 из 10

    14 августа 2010 | 20:26

    Очень серьезное и сильное кино. Оно очень известно и входит во многие списки самых лучших фильмов. Коппола снял очень серьезную вещь, которая вызвала множество споров, критики и восхищения. Картина, конечно же, провокационная до мозга костей. Осуждение американской политики в ситуации с Вьетнамом в картине совершенно не скрывается. Хотя можно поспорить, что именно осуждал Коппола — войну во Вьетнаме или войну вообще?

    На самом деле, у режиссера в этом фильме открыто видны его утопические взгляды не только на войну во Вьетнаме, но и на всё человечество, которое, по его мнению, совершенно забыло свое предназначение и смысл жизни. Вполне можно предположить, что Вьетнам это лишь макет, на фоне которого режиссер раскрывает более масштабные проблемы.

    Кино длинное. Ну, собственно, это для Копполы характерно. Однако, не могу сказать, что фильм затянут — все в меру, все как надо. Также хочется отметить то, что снимать было невероятно сложно, и весь долгий съемочный процесс было сложно выдержать. Но, тем не менее, и актеры, и съемочная группа потрудились на славу. Здорово сняты масштабные панорамы, взрывы, стрельба и т. д.

    31 января 2012 | 20:53

    Начну с того, что Ф. Ф. Коппола — один из моих самых любимых режиссеров, и каждое его творение — это что-то особенное, потрясающее, трогающее. Для меня фильм «Апокалипсис сегодня» — это фильм не о войне, а о том, как война меняет людей. Как она способна коверкать души и умы тех, кто так или иначе оказался к ней причастен, а еще это фильм о том, как люди становятся монстрами и почему это происходит. На протяжении всего фильма, меня постоянно волновали вопросы о полковнике Курце: что он за человек, что же с ним произошло, и почему все это случилось. Ответы на все эти вопросы лично я нашла в конце фильма, и все же, осталось странное чувство чего-то недосказанного. Возможно, этот фильм пока еще слишком сложен для меня, как для 19-ти летней девушки, но все же, он невероятно тронул меня и оставил глубокий след в моей душе.

    В заключении хочется привести такие строки Омара Хайама:

    «Те, кто веруют слепо- пути не найдут.
    Тех, кто мыслит — сомнения вечно гнетут.
    Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
    «О невежды! Дорога не там и не тут!»

    Этот фильм обязательно нужно смотреть, так как он — гениален.

    10 из 10

    15 декабря 2009 | 15:31

    Вступление:

    Многие ассоциируют Фрэнсиса Форда Копполу с «Крестным отцом», не затрагивая другие шедевры. Я сам являюсь поклонником этого фильма. И считаю, что «Крестный отец» может спокойно занять лидирующие места в десятке фильмов для мужчин. Так как это круто. И как сказал Том Хэнкс: «В „Крестном отце“ можно найти ответы на все вопросы». И это обусловлено тем, что „Крестный отец“ — это склад информации, которую может взять мужчина на вооружение своей личности. Можно подправить, что «Крестный отец» — кино для думающих мужчин. «Апокалипсис сегодня» — это стадия для посвященных.

    Сердце тьмы:

    Как было сказано ранее, что «отца» нужно смотреть внимательно головой, иначе не будет понятно. «Апокалипсис» следует узреть сердцем. История воплощенная в трилогию о трагедии семьи глубоко затрагивает душу, эпопея о войне имеет большие масштабы. И мне не нравятся основные комментарии зрителей.» После просмотра, нам теперь так ясно как ребятам на войне охота домой» — пишут они. В основном это так и есть. Но главный сюжет сосредоточен на герое, который желал войны. Лишь второстепенные персонажи, окружавшие его, хотели вернутся в свой уютный дом. Они даже дополняли этим состояние души Уилларда и подчеркивали главную идею — «война — это наркотик». И тем не менее можно хорошо увидеть что чувствуют люди, прошедшее через ужас. Они уже никогда не будут прежними. Ибо частичка тьмы навсегда поселиться в их сердце.

    Запах напалма, словно запах победы:

    Вообще Американское кино про войну чересчур наполнено патриотизмом. Создается впечатление, что во всех войнах побеждали только американцы, будь то это Первая или Вторая Мировая. Еще есть вариант где они одолевают инопланетян, спасая планету полностью, но это уже из другой фантазии. И все же солдату, который находится на поле боя под ливнем пуль, не особо приходят мысли о демократии и ее смысле. Но ведь за что — то он должен воевать? В «Апокалипсисе» можно увидеть всю правду и ужас, происходящий в горячих точках, именно поэтому это кино отличается от других. В реальности безумие обладает большей силой, чем дух патриотизма. Большинство начинают сходить с ума. Или же, если они крепкие орешки, то становятся как Капитан Уиллард, т. е зависимыми от войны, и иной образ жизни для них перестает существовать, тем не менее они будут это тщательно скрывать. Конечно было бы наглостью обойти стороной героя, которого играл Роберт Дюваль. Ведь он скорее всего и был тем, во что верят свободолюбивые американцы. Но как ни странно, сценарист Джон Милиус не сопоставлял его с «Капитаном Америкой», а скорее с циклопом, как он сам говорил. Вообще большинство запоминающихся моментов и культовых сцен, принадлежат именно ему. Хоть даже полет вертолетов — это идея Джорджа Лукаса. Нападение, которое они совершали под Вагнера, разрушая все вокруг, словно стая огненных драконов, естественно инициатива Милиуса.

    Звук и операторская работа:

    Другое, что меня поразило в фильме — это звуковое сопровождение, атмосфера мрака и хауса продирает до костей, даже мурашки по коже. Несмотря на то, что «Апокалипсис сегодня» был первым фильмом с 6 — ю каналами стерео 5.1. Это был ажиотаж в свое время в кинотеатрах. С первых секунд фильма можно услышать полет невидимых вертолетов, и если правильно расположить колонки в комнате, то это произведет должный эффект. Обратите внимание. Война будет слышна как в реальности. Но не было бы полной картины без оператора. И он естественно делает свое дело, доведя его до оскара. Здесь само собой рассказывать все бессмысленно, это надо видеть.

    Актеры:

    Теперь после всего вышеперечисленного, можно обратиться к главным героям этой легендарной эпопеи. Прежде всего хотелось поблагодарить Фреда Росса, именно он определил кто будет сниматься.

    В общем начну с Мартина Шина, он я как знаю, был не первым кандидатом на главную роль, по счастливой случайности ему повелось сниматься. И это в самую точку. Сам капитан Уиллард предстает в образе мученика, который после первых боев до сих пор не пришел в себя, его душа ранена и она страдает. И чтобы излечить ее, нужно вернуться в то место, где все окружающее больше пугало и настораживало, тем самым отвлекало от внутренней боли. Для него это были джунгли. Как говориться: «клин клином». Начальные кадры горящей природы отчетливо передают его состояние. Возможно поэтому Мартина выбрали. Так как его образ идеально сочетается с меланхоличностью Уилларда. Не знаю, что написать насчет актерской игры, но наверно он был рожден для этой роли.

    И вот наконец настал тот момент, когда я всем своим сердцем могу выразить свою искренность моих похвал в адрес Марлона Брандо. Такие актеры, как он, наверно встречаются только раз в 100 лет, словно пролетающие мимо Земли кометы, не похожие на другие звезды. Хоть в «Апокалипсисе» на его долю пришлось не более 30 минут, но эти 30 минут были длиной в продолжительность всей жизни полковника Курца. Я даже увидел в нем каким он был раньше, до того как переступил грань между безумием и отчаянием. Теперь было понятно почему племя туземцев ему поклонялось. Теперь стало ясно зачем американской армии он не стал нужен. С обычной стороны, можно подумать, что полковник сошел с ума, но если рассудить философски, то можно понять, что он обрел новую форму мышления насчет всего происходящего, пройдя отчаяние, поселив безумие в свое сердце. Лишив его всяких чувств жалости и эмоций. Тем самым сотворив в себе монстра, который как машина убийца, готов полностью отдать себя войне. Ибо этот пример помог Полковнику обрести власть. Находясь в подчинении у обычных генералов, которым им так и не покорился. Он стал Богом. Даже после того когда Курц погибает, он забирает с собой страдающую душу Уилларда, наполнив его сердце пустотой, и превращая его в одного из универсальных солдат, которых он когда -то набирал в ряды своей армии. С помощью них можно было выиграть эту войну.

    Эпилог:

    В конце всего вышеизложенного, я хотел бы искренне поблагодарить Фрэнсиса Форда Копполу за этот феномен. Феномен в виде «Апокалипсиса сегодня», который неизвестно когда наступит. Быть может он заключается в другом понимании. Хоть у самого сценариста он имел свои идеи. Но для меня прежде Апокалипсис — это погибель самой души человека. Ибо тогда наступит конец самого его существования и смысла на земле. Для каждого он свой, для каждого свои сроки. Для каждого свои пределы.

    PS: Хотелось завершить эту рецензию, как и сам фильм, последними словами полковника Курца.

    Ужас. Ужас…

    10 из 10

    20 декабря 2012 | 16:15

    Спустя три года после подписания Парижского мирного соглашения, знаменитый своей гангстерской эпопеей «Крёстный отец», американский режиссёр Френсис Форд Коппола собрал внушительные средства для своей новой картины и в 1976 году приступил к очередным съёмкам. Тематика новой картины вызвала много шума, разногласий и споров, и нет здесь ничего удивительного, ведь колоссальный по бюджету фильм, напрямую затрагивал больную и щепетильную тему всей Америки, а именно — войну во Вьетнаме.

    Из-за многих трудностей, съёмки картины затянулись на три года, и Копполу умело обогнал в то время мало кому известный Майкл Чимино, выпустив на экраны своего «Охотника на оленей». Рассматривая глубокие нарывные раны солдат, оставшиеся после позорной войны, Чимино умело раскрыл всю боль и ужас войны через разбитые судьбы, затрагивая при этом болезненные струны человеческой души. Но Коппола в 1979 году заставил немного по иному взглянуть на войну своей новой картиной с элементами сюрреализма.

    «Апокалипсис сегодня» не просто фильм о Вьетнамской войне, это фильм о человеческой душе и обуреваемом ужасе в глубине сознания личности. Уже при первых кадрах сжигающего всё живое напалма, вентилятора на потолке гостиницы, превращающегося в лопасти военного вертолёта, и тихо сходящего с ума от боли и страданий капитана, впадающего в дикую депрессию, подгоняемую незабываемыми воспоминаниями военного ужаса, становится ясно, что сильной психологической атаки с элементами философской притчи не избежать.

    Туманность возложенной миссии на уставшего от войны капитана, может и олицетворяет собой неясность всей Вьетнамской войны в целом. В уютном кабинете сидят старшие по званию и, поедая вкусные креветки, отдают приказы, душой абстрагируясь от всей войны. Их нет в непроходимых джунглях и в непрозрачных водах опасной страны. И миссия капитана и заключена в путешествии вверх по реке вдоль джунглей на маленьком катере, чтобы с каждой новой милей показать отдельные детали войны и того ощутимого каждой частичкой тела ужаса, который в ней спрятан.

    О конечной цели ещё рано говорить, когда на пути встречается полковник Килгор, разбрасывающий из колоды игральные карты на трупы вьетконговцев. Кому тройка пик, кому шестёрка… кто умер как доблестный воин, а кто — как растерявшийся новобранец. Такова судьба, и Килгор, вдыхая запах напалма, мнит из себя творца и поэта в стихии войны. Любитель сёрфинга, полковник, обуреваемый военными сражениями, под музыку Вагнера уничтожает очередную деревушку. И если всё это ещё можно списать на нелепость отдалённого от реалий индивида, то дальнейшее путешествие вверх по реке с совсем ещё молодыми ребятами, заставит усомниться в своих ожиданиях.

    Постепенно начинают стираться грани реальности, и происходящее вокруг больше уже похоже на кошмарный сон. Нелепые вопросы в значении войны ещё больше приобретают актуальность, когда нескончаемая река приносит отчаянных путников то к обуреваемой своими сексуальными желаниями толпе, то к детям, стреляющими игрушечными стрелами. Ужас сковывает каждую частичку тела ещё больше, когда среди тех игрушечных стрел попадается, самая что ни на есть настоящая.

    И вроде бы, война представляет собой что-то иное, когда солдаты, потеряв командира, с замутненным разумом бросаются на лодку в мольбах отправиться домой, а пулемётная очередь направлена куда-то в кромешную тьму, в невидимого, но воображаемого врага. Но если плантации французов с лекциями о значении войны олицетворяют собой частичку чего-то земного и заставляют вспомнить о родном доме, то владения полковника Куртца — чистой воды лихорадочный сон.

    Повешенные на деревьях люди, безумный в своих изречениях фотограф, возведённые строения обезумевшего полковника, толпы народа с замутнённым рассудком — всё это кажется ирреальностью. Просыпается внутренний голос души, просящий бежать без оглядки от этого кошмара, но одурманенный голосом и речами полковника Куртца, мозг, заставляет тело двигаться вперёд к заключительному моменту возложенной миссии. А может, этого места и не существует, места, в котором люди возводят человека как Бога и готовы выполнить любой его приказ. Места, где приносят в жертву корову, рубя её на части, и ведь все эти люди уже принесли себя в жертву тому самому идолу. И ведь этот идол как раз и является лицом ужаса, олицетворением безумной войны, развивающейся как в просторах джунглей, так и в душе каждого солдата.

    Но Френсис Форд Коппола не отвечает на все поставленные вопросы. Словно профессиональный психолог, разбирая сущность войны и двойственность человеческой души, режиссёр изначально, только сценарием, раскрывает Вьетнамскую войну через иную призму действительности. Эффектно расставляя вопросы понимания действительности, смешивая их с сюрреализмом, Коппола не забывает и о технических деталях, которые исполнены на высшем уровне.

    Операторская работа Стораро вкупе с безукоризненным монтажом, манящей силой погружают в те военный действия. Декорации вполне оправдывают свой бюджет, а игра актёров не позволяет усомниться в реальности происходящего. Свет умело играет со зрителем и долгое время не даёт рассмотреть того самого идола олицетворяющего ужас войны — полковника Куртца. А голос и безумные речи Марлона Брондо, в роли полковника, которые словно скальпелем режут рассудок, настолько впечатляющи, что хочется поддаться им и следовать за ним, за его философским и больным, относительно принятым обществом, взглядом на войну.

    И все составные части картины профессионального режиссёра, которые можно выделять и анализировать бесконечно долго, превратили «Апокалипсис сегодня» в настоящую классику мирового кинематографа. И после просмотра долго ещё не забудутся те заключительные слова: «Ужас…ужас…», а уплывающий корабль среди окутывающего тумана неопределённости, так и не ставит окончательную точку всего повествования, как и точку рационального взгляда на войну, как на мировой ужас, сковывающий леденящей хваткой каждого жителя нашей планеты.

    18 октября 2009 | 20:47

    Стыдно признаться, но данное произведение кинематографа мне довелось лицезреть только сейчас. Будучи являясь законченным обожателем кино, который считает должным на своем веку посмотреть все самые значимые и признанные шедевры, меня всегда отпугивал этот фильм. Отпугивал не тем, что в нем (судя по многочисленным рецензиям и отзывам) поднимаются слишком сложные и больные темы подающиеся в довольно-таки откровенном ключе, а тем, что сами по себе военные драмы редко когда ублажали мое киноманское нутро и в основном открывались моему взору зрелищем невыносимо депрессивным и скучным, особенно на фоне неоправданно растянутого хронометража. Да, понимаю, что кино — это не только развлечение, но тем не менее считаю, что в нем должно быть все сбалансировано, и что помимо смысловой нагрузки авторы ни в коем случае не должны забывать о таких важных вещах как динамика, повествовательное развитие и концептуальная слаженность. «Апокалипсис» в этом плане практически идеален. И это я еще сужу не по кинотеатральной версии ленты, а по режиссерской, которая длится чуть более трех часов! Копполе удалось не только погрузить нас в самое пекло военных действий во Вьетнаме и визуально подать все это невероятно кинематографично, эстетично и что самое главное — реалистично, но так же заставить своего зрителя каждой клеточкой своего организма прочувствовать всю трагедию, безысходность и боль одного ада на земле, в котором воздух пропитан напалмом, земля — кровью, а заблудшие и потерянные души блуждающие в этом бесконечном тумане разноцветных дымовых шашек — настоящим безумием. С одной стороны происходящее безумие способно открыть жестокую истину человеческих бытия, сущности и нутра, а с другой — довести до полного сумасшествия.

    Пробираясь по грязным окопам, проходя вблизи взрывающих снарядов и мимо пролетающих пуль, капитан Бенджамин Уиллард пытается выйти на кого-то из главных, чтобы решить проблему очередной остановки на пути к своей заветной цели. Но отзывающиеся солдаты и сами уже давно не знают, кто ими командует — они брошены на произвол судьбы и их жизнь — это бесконечная череда непрекращающихся автоматных очередей. Отправляясь на новое задание по поимке некоего капитана Куртза, который по словам нанимателей слетел с катушек и где-то на территории Камбоджи занялся самым настоящим беспределом, Уиллард даже и не предполагал с чем ему придется столкнуться. Картина предлагает нам увлекательный, душераздирающий и экзотический вояж по реке, где мы сможем столкнуться с различными аспектами вьетнамской войны и открыть для себя много глубоких моментов буквально берущих за живое. Вместе с главным героем — капитаном Уиллардом, мы полетим на военных вертолетах под музыку бессмертного Вагнера и увидим с высоты птичьего полета, как маленький вьетнамский городок погружается в самый настоящий ад, познакомимся с офицером, который настолько погряз в войне, что даже в самых горячих точках, если получается, не упускает возможность податься мелким радостям и заняться серфингом, покоряя взрывающиеся от брошенных снарядов, волны, и совсем не думая о том, что его жизнь может вот-вот оборваться. За этим действительно страшно наблюдать…

    Так же, очутимся в живописных джунглях, в которых изредка блуждают тигры, часто встречаются испачканные в крови растения и прогибающиеся от тяжести упавших вертолетов, деревья, к ветвям которых верх тормашками привязаны остывшие трупы, медленно раскачивающиеся на ветру. А каким неописуемо красивым показалось бы это место в несколько других условиях! Настоящим раем, но от этого становится еще печальней и грустней… Только начинаешь получать удовольствие от бесподобной природы и великолепного антуража, как Коппола подкидывает нам очередное подтверждение человеческого эгоизма, жестокости и безумия, — люди не ценят и никогда не ценили то, что их окружает. Далее герои останавливаются на какой-то военной базе, которая готовится к веселому представлению, где пышногрудые секс-символы шестидесятых, сошедшие с обложек эротических журналов будут танцевать под современные музыкальные хиты, возбуждая и немного отвлекая зеленых беретов от жестокой действительности. А потом — долгожданная плотская вечеринка в обмен на две бочки горючего, случайное убийство на реке местных вьетнамцев и гибель молодого солдата, который за минуту до смерти слушал голосовое послание записанное на пленку от своей мамы. И как становится невыносимо жаль, что бедняге не удалось дослушать его до конца — заветные слова «Мы ждем тебя дома!» прозвучали в тот момент, когда труп молодого паренька уже начинал остывать. Жестокий вояж, безумный вояж, роковой вояж… Ужас…

    Нельзя сказать, что картина Копполы сверх динамична и безостановочна. Не знаю как обычная, но режиссерская версия фильма довольно-таки нетороплива. Тут смакуется буквально каждая сцена, и навряд ли вам удастся пропустить важные визуальные или сюжетные детали из-за обрывочного монтажа или скомканного повествования. Но динамика при этом все же изредка хромает. Зато все это заслоняется великолепной актерской игрой и интересным сценарием. Очень понравилась сцена в доме у французов, где Уиллард знакомится с принципиальной семейкой считающей Вьетнам своим домом. Там, нас ждет потрясающий монолог вдовы, в котором она рассказывает капитану о том, какими потерянными кажутся ей солдаты на войне, и о том, как они умеют любить и одновременно убивать. Капитан смотрел на нее так откровенно, так прозрачно и проникновенно, что аж мурашки по коже. Мартин Шин сыграл бесподобно — минимум реплик и максимум внутреннего погружения. Посредством движений, взглядов и жестов, ему удалось выразить намного больше, чем это делают его коллеги с многочисленными диалогами. Импонируют и закадровые размышления героя, — «Судить на войне за убийство это все равно что штрафовать за превышение скорости на автогонках». Его герой пытался разобраться в том, что из себя представляет человек, которого его наняли разыскать. Ну а этого человека играет легендарный Марлон Брандо, как всегда грандиозно воплотивший своего персонажа и подаривший кинематографу еще один потрясающий образ — «Они называют меня убийцей. А как это назвать, когда один убийца убивает другого? Они врут. Они врут, что нам надо быть милосердными к тем, кто врет, к тем, кто создает атомные бомбы». Очень сложная и неоднозначная роль, заставляющая бесконечно восхищаться этой, к сожалению, уже ушедшей от нас легендой…

    P.S. Тонкое, трогательное и невероятно глубокое кино, оставляющее после себя очень много мыслей и раздумий. А так же — страшное, безысходное и ужасное путешествие в мир жестокости и безумия, которое с талантливой руки настоящего мастера подается невероятно масштабно, красиво и увлекательно.

    «Страх. Люди гниют изнутри от страха. Они несут его в себе как заразу. Он войдёт в душу каждого, кто подхватит его. Он уже смутил твой покой. Я не для того растил тебя, чтобы ты жил в страхе. Вырви его из своего сердца, не приноси в свой дом.»

    8 из 10

    7 марта 2012 | 15:01

    «Я люблю запах напалма поутру». За одну эту, ставшей крылатой, цитату, хочется поставить фильм в ранг любимых.

    Один из величайших фильмов в истории кино, по праву занимающий первое место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру прежде чем вы умрёте». Фрэнсис Форд Коппола смог создать шедевр, несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться. Нужно отметить его колоссальную волю и железную стойкость. Здесь на высшем уровне всё — игра актёров, работа оператора, саундтрек.

    Наверное, лучшее кино о Вьетнамской войне, и одно из лучших кино о войне в принципе. Здесь нет, любимого американцами патриотического пафоса, это кино правдивое, с юмором и долей цинизма, рассказывающий о ужасе, охватывающим людей, это война, и на ней никто не может остаться адекватным. Каждый персонаж по-своему интересен и привлекателен, от меланхоличного и вдумчивого Уилларда, до свихнувшегося Курца, возомнившего себя богом, и поплатившегося за это собственным желанием жить. И конечно же Киллгор, мой любимый персонаж в этом фильме, жаль что его так мало. Атмосфера безумия, запёкшейся крови, и отчаянной бессмысленности всего происходящего. This is the end.

    27 января 2012 | 02:02

    Френсис Форд Коппола, за несколько лет до этого снявший шедевральную по мнению многих картину «Крёстный отец» и не менее успешный сиквел к нему, вновь порадовал зрителей таким же масштабным и запоминающимся проектом, как и вышеупомянутые ленты. В «Апокалипсисе сегодня» нашему вниманию представляют суровые реалии Вьетнамской войны. Мы видим всю жестокость и суровость тех событий, глазами одного из их непосредственных участников. В фильме нет места для излишнего драматизма и показного патриотизма, в отличии от многих своих предшественников, творение Кополлы максимально приближено к реальности.

    Не смотря на то, что картина рассказывает нам о военных событиях, непосредственно военных действий в ней сравнительно мало, и из-за чего она даже может показаться затянутой, но это с избытком компенсируется смысловой нагрузкой фильма и прекрасно воссозданной атмосферой. Да и вообще стоит отметить, что главной темой фильма является ни столько сама война, сколько человеческие чувства и эмоции, и то как на этой самой войне меняется психика людей и их отношение к жизни. По показателю вниманию к тому, что творится в голове у военных, «Апокалипсис сегодня» безусловно превосходит все снятые ранее картины на данную тематику.

    Главную роль в фильме исполнил Мартин Шин. Именно глазами его героя мы и смотрим на всё происходящее. Шин блестяще справился со своей ролью, ровно как и Фредерик Форрест, Марлон Брандо, Альберт Холл и другие актёры, задействованные в проекте.

    Также при просмотре картины можно помимо смысловой нагрузки и актёрской игры насладиться саундтреком и убедительной атмосферой. Песня группы «Doors» «The End» вообще на мой взгляд как нельзя лучше дополняет фильм и намекает нам на присутствие глубокого смысла.

    Вывод: «Апокалипсис сегодня» — это одна из лучших военных драм за всю историю мирового кино. Смотреть всем без исключения.

    10 из 10

    15 августа 2012 | 17:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>