всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Герр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (448 525)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанные на каменных сооружениях.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе вертолеты и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной группы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2465 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вступление:

    Многие ассоциируют Фрэнсиса Форда Копполу с «Крестным отцом», не затрагивая другие шедевры. Я сам являюсь поклонником этого фильма. И считаю, что «Крестный отец» может спокойно занять лидирующие места в десятке фильмов для мужчин. Так как это круто. И как сказал Том Хэнкс: «В „Крестном отце“ можно найти ответы на все вопросы». И это обусловлено тем, что „Крестный отец“ — это склад информации, которую может взять мужчина на вооружение своей личности. Можно подправить, что «Крестный отец» — кино для думающих мужчин. «Апокалипсис сегодня» — это стадия для посвященных.

    Сердце тьмы:

    Как было сказано ранее, что «отца» нужно смотреть внимательно головой, иначе не будет понятно. «Апокалипсис» следует узреть сердцем. История воплощенная в трилогию о трагедии семьи глубоко затрагивает душу, эпопея о войне имеет большие масштабы. И мне не нравятся основные комментарии зрителей.» После просмотра, нам теперь так ясно как ребятам на войне охота домой» — пишут они. В основном это так и есть. Но главный сюжет сосредоточен на герое, который желал войны. Лишь второстепенные персонажи, окружавшие его, хотели вернутся в свой уютный дом. Они даже дополняли этим состояние души Уилларда и подчеркивали главную идею — «война — это наркотик». И тем не менее можно хорошо увидеть что чувствуют люди, прошедшее через ужас. Они уже никогда не будут прежними. Ибо частичка тьмы навсегда поселиться в их сердце.

    Запах напалма, словно запах победы:

    Вообще Американское кино про войну чересчур наполнено патриотизмом. Создается впечатление, что во всех войнах побеждали только американцы, будь то это Первая или Вторая Мировая. Еще есть вариант где они одолевают инопланетян, спасая планету полностью, но это уже из другой фантазии. И все же солдату, который находится на поле боя под ливнем пуль, не особо приходят мысли о демократии и ее смысле. Но ведь за что — то он должен воевать? В «Апокалипсисе» можно увидеть всю правду и ужас, происходящий в горячих точках, именно поэтому это кино отличается от других. В реальности безумие обладает большей силой, чем дух патриотизма. Большинство начинают сходить с ума. Или же, если они крепкие орешки, то становятся как Капитан Уиллард, т. е зависимыми от войны, и иной образ жизни для них перестает существовать, тем не менее они будут это тщательно скрывать. Конечно было бы наглостью обойти стороной героя, которого играл Роберт Дюваль. Ведь он скорее всего и был тем, во что верят свободолюбивые американцы. Но как ни странно, сценарист Джон Милиус не сопоставлял его с «Капитаном Америкой», а скорее с циклопом, как он сам говорил. Вообще большинство запоминающихся моментов и культовых сцен, принадлежат именно ему. Хоть даже полет вертолетов — это идея Джорджа Лукаса. Нападение, которое они совершали под Вагнера, разрушая все вокруг, словно стая огненных драконов, естественно инициатива Милиуса.

    Звук и операторская работа:

    Другое, что меня поразило в фильме — это звуковое сопровождение, атмосфера мрака и хауса продирает до костей, даже мурашки по коже. Несмотря на то, что «Апокалипсис сегодня» был первым фильмом с 6 — ю каналами стерео 5.1. Это был ажиотаж в свое время в кинотеатрах. С первых секунд фильма можно услышать полет невидимых вертолетов, и если правильно расположить колонки в комнате, то это произведет должный эффект. Обратите внимание. Война будет слышна как в реальности. Но не было бы полной картины без оператора. И он естественно делает свое дело, доведя его до оскара. Здесь само собой рассказывать все бессмысленно, это надо видеть.

    Актеры:

    Теперь после всего вышеперечисленного, можно обратиться к главным героям этой легендарной эпопеи. Прежде всего хотелось поблагодарить Фреда Росса, именно он определил кто будет сниматься.

    В общем начну с Мартина Шина, он я как знаю, был не первым кандидатом на главную роль, по счастливой случайности ему повелось сниматься. И это в самую точку. Сам капитан Уиллард предстает в образе мученика, который после первых боев до сих пор не пришел в себя, его душа ранена и она страдает. И чтобы излечить ее, нужно вернуться в то место, где все окружающее больше пугало и настораживало, тем самым отвлекало от внутренней боли. Для него это были джунгли. Как говориться: «клин клином». Начальные кадры горящей природы отчетливо передают его состояние. Возможно поэтому Мартина выбрали. Так как его образ идеально сочетается с меланхоличностью Уилларда. Не знаю, что написать насчет актерской игры, но наверно он был рожден для этой роли.

    И вот наконец настал тот момент, когда я всем своим сердцем могу выразить свою искренность моих похвал в адрес Марлона Брандо. Такие актеры, как он, наверно встречаются только раз в 100 лет, словно пролетающие мимо Земли кометы, не похожие на другие звезды. Хоть в «Апокалипсисе» на его долю пришлось не более 30 минут, но эти 30 минут были длиной в продолжительность всей жизни полковника Курца. Я даже увидел в нем каким он был раньше, до того как переступил грань между безумием и отчаянием. Теперь было понятно почему племя туземцев ему поклонялось. Теперь стало ясно зачем американской армии он не стал нужен. С обычной стороны, можно подумать, что полковник сошел с ума, но если рассудить философски, то можно понять, что он обрел новую форму мышления насчет всего происходящего, пройдя отчаяние, поселив безумие в свое сердце. Лишив его всяких чувств жалости и эмоций. Тем самым сотворив в себе монстра, который как машина убийца, готов полностью отдать себя войне. Ибо этот пример помог Полковнику обрести власть. Находясь в подчинении у обычных генералов, которым им так и не покорился. Он стал Богом. Даже после того когда Курц погибает, он забирает с собой страдающую душу Уилларда, наполнив его сердце пустотой, и превращая его в одного из универсальных солдат, которых он когда -то набирал в ряды своей армии. С помощью них можно было выиграть эту войну.

    Эпилог:

    В конце всего вышеизложенного, я хотел бы искренне поблагодарить Фрэнсиса Форда Копполу за этот феномен. Феномен в виде «Апокалипсиса сегодня», который неизвестно когда наступит. Быть может он заключается в другом понимании. Хоть у самого сценариста он имел свои идеи. Но для меня прежде Апокалипсис — это погибель самой души человека. Ибо тогда наступит конец самого его существования и смысла на земле. Для каждого он свой, для каждого свои сроки. Для каждого свои пределы.

    PS: Хотелось завершить эту рецензию, как и сам фильм, последними словами полковника Курца.

    Ужас. Ужас…

    10 из 10

    20 декабря 2012 | 16:15

    Спустя три года после подписания Парижского мирного соглашения, знаменитый своей гангстерской эпопеей «Крёстный отец», американский режиссёр Френсис Форд Коппола собрал внушительные средства для своей новой картины и в 1976 году приступил к очередным съёмкам. Тематика новой картины вызвала много шума, разногласий и споров, и нет здесь ничего удивительного, ведь колоссальный по бюджету фильм, напрямую затрагивал больную и щепетильную тему всей Америки, а именно — войну во Вьетнаме.

    Из-за многих трудностей, съёмки картины затянулись на три года, и Копполу умело обогнал в то время мало кому известный Майкл Чимино, выпустив на экраны своего «Охотника на оленей». Рассматривая глубокие нарывные раны солдат, оставшиеся после позорной войны, Чимино умело раскрыл всю боль и ужас войны через разбитые судьбы, затрагивая при этом болезненные струны человеческой души. Но Коппола в 1979 году заставил немного по иному взглянуть на войну своей новой картиной с элементами сюрреализма.

    «Апокалипсис сегодня» не просто фильм о Вьетнамской войне, это фильм о человеческой душе и обуреваемом ужасе в глубине сознания личности. Уже при первых кадрах сжигающего всё живое напалма, вентилятора на потолке гостиницы, превращающегося в лопасти военного вертолёта, и тихо сходящего с ума от боли и страданий капитана, впадающего в дикую депрессию, подгоняемую незабываемыми воспоминаниями военного ужаса, становится ясно, что сильной психологической атаки с элементами философской притчи не избежать.

    Туманность возложенной миссии на уставшего от войны капитана, может и олицетворяет собой неясность всей Вьетнамской войны в целом. В уютном кабинете сидят старшие по званию и, поедая вкусные креветки, отдают приказы, душой абстрагируясь от всей войны. Их нет в непроходимых джунглях и в непрозрачных водах опасной страны. И миссия капитана и заключена в путешествии вверх по реке вдоль джунглей на маленьком катере, чтобы с каждой новой милей показать отдельные детали войны и того ощутимого каждой частичкой тела ужаса, который в ней спрятан.

    О конечной цели ещё рано говорить, когда на пути встречается полковник Килгор, разбрасывающий из колоды игральные карты на трупы вьетконговцев. Кому тройка пик, кому шестёрка… кто умер как доблестный воин, а кто — как растерявшийся новобранец. Такова судьба, и Килгор, вдыхая запах напалма, мнит из себя творца и поэта в стихии войны. Любитель сёрфинга, полковник, обуреваемый военными сражениями, под музыку Вагнера уничтожает очередную деревушку. И если всё это ещё можно списать на нелепость отдалённого от реалий индивида, то дальнейшее путешествие вверх по реке с совсем ещё молодыми ребятами, заставит усомниться в своих ожиданиях.

    Постепенно начинают стираться грани реальности, и происходящее вокруг больше уже похоже на кошмарный сон. Нелепые вопросы в значении войны ещё больше приобретают актуальность, когда нескончаемая река приносит отчаянных путников то к обуреваемой своими сексуальными желаниями толпе, то к детям, стреляющими игрушечными стрелами. Ужас сковывает каждую частичку тела ещё больше, когда среди тех игрушечных стрел попадается, самая что ни на есть настоящая.

    И вроде бы, война представляет собой что-то иное, когда солдаты, потеряв командира, с замутненным разумом бросаются на лодку в мольбах отправиться домой, а пулемётная очередь направлена куда-то в кромешную тьму, в невидимого, но воображаемого врага. Но если плантации французов с лекциями о значении войны олицетворяют собой частичку чего-то земного и заставляют вспомнить о родном доме, то владения полковника Куртца — чистой воды лихорадочный сон.

    Повешенные на деревьях люди, безумный в своих изречениях фотограф, возведённые строения обезумевшего полковника, толпы народа с замутнённым рассудком — всё это кажется ирреальностью. Просыпается внутренний голос души, просящий бежать без оглядки от этого кошмара, но одурманенный голосом и речами полковника Куртца, мозг, заставляет тело двигаться вперёд к заключительному моменту возложенной миссии. А может, этого места и не существует, места, в котором люди возводят человека как Бога и готовы выполнить любой его приказ. Места, где приносят в жертву корову, рубя её на части, и ведь все эти люди уже принесли себя в жертву тому самому идолу. И ведь этот идол как раз и является лицом ужаса, олицетворением безумной войны, развивающейся как в просторах джунглей, так и в душе каждого солдата.

    Но Френсис Форд Коппола не отвечает на все поставленные вопросы. Словно профессиональный психолог, разбирая сущность войны и двойственность человеческой души, режиссёр изначально, только сценарием, раскрывает Вьетнамскую войну через иную призму действительности. Эффектно расставляя вопросы понимания действительности, смешивая их с сюрреализмом, Коппола не забывает и о технических деталях, которые исполнены на высшем уровне.

    Операторская работа Стораро вкупе с безукоризненным монтажом, манящей силой погружают в те военный действия. Декорации вполне оправдывают свой бюджет, а игра актёров не позволяет усомниться в реальности происходящего. Свет умело играет со зрителем и долгое время не даёт рассмотреть того самого идола олицетворяющего ужас войны — полковника Куртца. А голос и безумные речи Марлона Брондо, в роли полковника, которые словно скальпелем режут рассудок, настолько впечатляющи, что хочется поддаться им и следовать за ним, за его философским и больным, относительно принятым обществом, взглядом на войну.

    И все составные части картины профессионального режиссёра, которые можно выделять и анализировать бесконечно долго, превратили «Апокалипсис сегодня» в настоящую классику мирового кинематографа. И после просмотра долго ещё не забудутся те заключительные слова: «Ужас…ужас…», а уплывающий корабль среди окутывающего тумана неопределённости, так и не ставит окончательную точку всего повествования, как и точку рационального взгляда на войну, как на мировой ужас, сковывающий леденящей хваткой каждого жителя нашей планеты.

    18 октября 2009 | 20:47

    Три года копполовской лихорадки в джунглях породили на свет незабываемое кино. «Апокалипсис сегодня» — это лучший фильм Копполы и лучший фильм о войне вообще. Хотя на первый взгляд кино довольно простое — и по сюжету, и по посылу. Однако именно на столь простой сюжет — напоминающий скорее фильмы жанра «дорожные приключения» — необходимо было нанести целый легион больших и малых изюминок с самым глубоким подтекстом. Сюрреалистическое путешествие в «сердце тьмы» изобилует самыми, казалось бы, экстраординарными происшествиями. Или неужели встречу со сворой военизированных французов во вьетнамско-камбоджийских дебрях можно назвать рядовым случаем? Или спецстриптиз в тех же дебрях? Тем не менее, ни французы, ни стриптиз, ни сёрфинг, ни всё остальное не воспринимаются чем-то неестественным. Нет — весь анриал происходящего кажется вполне реальным и уместным благодаря общей киноатмосфере — живой, яркой и эмоционально давящей.

    Но меня вот что интересует в первую очередь — можно ли назвать этот фильм антивоенным? Я задаюсь именно этим вопросом потому, что знаю кучу людей, которые таки считают «Апокалипсис» антивоенным фильмом — причём не просто антивоенным, а прямо самым-самым антивоенным кинопроизведением за всю историю кино. Но разве это так? По-моему, «Апокалипсис», напротив, славит войну и всё, что с ней связано. Знаменитая фраза про «запах напалма по утрам», произнесённая с невероятным одухотворением, способствует не дискредитации войны в глазах зрителя, а способствует её романтизации. Полёт вертолётов под «Полёт валькирии» — это абсолютная ода в адрес войны, но никак не памфлет. Живой климат, в рамках которого сделан упор на великолепно переданную жару, призванный внести дополнительную краску в иллюстрацию действительности, балансирующей на грани абсурда, производит не отталкивающее впечатление, а притягивающее. Вообще весь этот сюр, в том числе и жара как его важнейший атрибут, крайне притягателен — несмотря ни на что. Та часть фильма, которая посвящена полковнику Куртцу, сама по себе является квинтэссенцией торжествующего насилия. Однако она подана таким образом, что — хотел Коппола этого или нет — она тоже воспринимается в ключе той отрицательной романтики, которая на деле избавляется от прилагательных и остаётся просто романтикой. В общем, мой вердикт: «Апокалипсис» — это фильм, который славит войну, а не наоборот. Здесь точка.

    Теперь — о героях. Лейтенант Уиллард в исполнении Мартина Шина и полковник Куртц в исполнении Марлона Брандо — очень сложные персонажи. Уиллард весь фильм не столько стремится к обозначенной цели, сколько уходит (пытается) от окружающей действительности. Куртц становится для него символом чего-то принципиально иного (в положительном смысле). Пройдя через несколько кругов безумия войны и её последствий, Уиллард находит полковника. Таинственный Куртц предстал перед ним опустошённым, подавленным и потерянным существом, с ног до головы наполненным отвращениепм к созданной им же микроцивилизации и не имеющим при этом никакого желания собственноручно уничтожить её.»… Мы — пещерные люди, люди без будущего. Но мир этот не наш. Увы. Наши голоса слабы, а слова ничего не значат — только ветер и высохшая трава. Очертания без форм, тень без цвета, парализованная воля, жесты без движений…» — такой мир и такое позиционирование человека в нём Куртц отверг. Отверг, ушёл и, руководствуясь культивированием «ужаса и морального террора» (которые он рассматривает как компоненты абсолютной Правды и естественности), создал в затерянном краю иную цивилизацию, — какую именно, он сам до конца не осознал. Он осознал другое — её итоговую бессмысленность. На этом примере он окончательно доказал самому себе тотальную бессмысленность всего и вся. Вот где крылся тот самый Апокалипсис — он пришёл в жизнь полковника Куртца и эту жизнь уничтожил. А заодно и жизнь Уилларда.

    10 апреля 2009 | 13:55

    - Кто здесь командир?
    - А разве не Вы?

    То, что это лучший фильм Копполы не вызывает никаких сомнений. Вязкий, долгоиграющий до бесконечности, как ночной кошмар. Без пафоса, без гламур и романтики. И фильм этот не только и не столько о вьетнамской войне. Это фильм о борьбе морали и инстинкта, о жестокости без границ. Из-за трёхчасового хронометража и отсутствия столь любимого современными зрителями экшена он может показаться несколько затянутым, но вряд ли бы за меньшее время режиссёру удалось бы создать неподдельную атмосферу первобытного страха и абсурдности войны.

    Настоятельно рекомендую к просмотру всем любителям не только развлекающего кинематографа

    10 из 10

    25 сентября 2013 | 00:51

    Одиозная личность, великий солдат, достойный пример для того, чтобы повести за собой целую армию. Полковник Курц. Свой среди чужих, чужой среди своих. Слишком умный, чтобы молча выполнять приказы, слишком злой, чтобы понимать, где находиться человеческая жизнь.

    Уиллард. Всё, буквально всё, время искал ответ, что заставило полковника стать дезертиром. Как оказалось — ничто. Потому что он не был им, лейтенант не направлен его убить, весь лагерь Курца — чистилище, а война во Вьетнаме и не война, а лишь зеркало того, что про происходит в этом лагере.

    Не дезертир — потому что он не бежал от войны, а делал её по-своему, делал из моральных людей, тех, что отрезают руки детям, армию — идеал с животными инстинктами. Уиллард просто пешак, которому не надо думать, а просто сделать услугу, получить медаль и дальше напиваться в номерах, болтаясь на грани беспамятства и небытия. Но сам по себе он меняется, становится выше, глядя во всё то, что рядом с ним, как в зеркало всей Вьетнамской войны. И он уже не убийца — наёмник, а идеал очищения своей жертвы, последователь его идей. Чистилище — зрелище несовместимое с натурой философа Курца, но точно вписывающееся в его философию. А война даже для колонизаторов-французов не стала таковой, что там американцам.

    Словом, двойственное впечатление от того, что наверху, и то что скрывается внутри — а дальше мрак. Вот только идеи Курца действительно стоят большего, и симпатия к нему, не только потому что сыграл его великолепно Брандо, а потому что они, хотя и дики, хотя и противоречат ценностям, к которым мы все привыкли, но всё таки чисты, без намёка на алчность и полумеры. Философия праведности и хладнокровия — в этом весь Курц. Личность и центральная фигура всего фильма, несмотря на незначительно проведёное в фильме время.

    Великий, сильный и мужской фильм. И «Полёт валькирий», и Меконг, и девушки с журнала, и последняя линия обороны, а главное храм и атмосфера жизни в нём — признак величественности, незабываемости и цены этого фильма, фильма великого режисёра Френсиса Форда Копполы.

    Но самой захватывающей фигурой фильма я бы назвал Килгора — фигура незабываемого, молниеносного вояки со своими идеалами, заморочками и целями. Дювалль сыграл просто превосходного, раскрыл образ мирового мужика, отца для своих ребят, стойкого и решительного командира, при этом весьма оригинального и не лишённого иронии и сострадания человека, для которого война — это работа.

    Много раз пересмотрев этот фильм, я понял, что Килгор — тоже личность, достойная значимости для этого фильма. Или это Роберт Дювалль сделал её такой?Браво!»… преисподня да и только. Это запах… победы.» (с) Килгор.

    25 августа 2008 | 03:16

    Снять фильм про Вьетнам для Френсиса Форда Копполы было настоящим испытанием. Но, как и в случае с «Крёстным отцом», режиссёр справился со своей задачей — показать весь ужас войны. Но каким получился его результат? Сейчас посмотрим.

    Фильм рассказывает историю капитана Уилларда. Находясь в отпуске после битвы в джунглях, капитан не может найти себе место в жизни, вследствие чего Уиллард постоянно напивается. Но вскоре ему вновь предоставляется шанс вернуться на поле битвы. Капитану приказывают найти и убрать полковника Курца, сошедшего с ума и обосновавшим свою жестокую империю в глубинах джунглях. Уилларду ничего не остаётся, как принять задание. И тут начинается, так называемая, одиссея Уилларда по ступеням ужаса войны.

    Именно эта одиссея и есть ключевая нитка в фильме. Через это путешествие Коппола показывает нам, как я уже повторял, ужасы войны. На своём пути Уиллард встречает и странного подполковника, который ради несколько часов развлечения, уничтожает маленькую вьетнамскую деревушку. Видит, как большинство солдат сходит с ума на представлений девушек из Плейбоя, становится свидетелем того, как остатки американской армий уже несколько дней защищают некому не нужный мост и т. д. А под конец Уиллард попадает к самому Куртцу.

    Персонажи в фильме — отдельная история. Начиная с самого Уилларда, и заканчивая Курцем, мы видим, пожалуй, самых интересных личностей, когда-либо созданных в фильмах Копполы. Сам режиссёр славиться таким подходом к фильмам, как персонажи. Уиллард не может найти место в жизни, и кроме войны его ничего не интересует. Его помощники устали, и одновременно привыкли к обстановке во Вьетнаме. А вот Куртц самая великолепная личность. Несмотря на то, что появляется он только в конце фильма, встречу с ним вы запомните надолго. Не буду говорить, чем он так примечателен, чтобы не портить вам впечатление от просмотра фильма. Скажу одно — сильная личность.

    Атмосфера в фильме идеальная. Сквозь внутренние монологи Уилларда, сквозь происходящее вокруг, сквозь переживания персонажей мы всё глубже и глубже погружаемся в хаос. То, что мы видим, видим, как будто, в реальности. Это незабываемое зрелище, которое каждый должен увидеть.

    Сцены в фильме выполнены под стать атмосфере. Скажу сразу — крупномасштабных битв в фильме нет. Только одна, и то вы её запомните надолго. Представьте: на рассвете множество американских вертолётов, под музыку Вагнера, начинают бомбить вьетнамскую деревушку. Десятки вьетнамцев со всей силой пытаются отразить атаку американцев. Повсюду взрывы, трупы… За эту сцену надо Оскара давать, хотя бы за то, как это показано.

    Актёрская игра отлична. Мартин Шин отлично справился с ролью капитана Уилларда, потерявшегося в мире без войны. С работой справился и Марлон Брандо, и справился он гораздо лучше других. Сыграть такую сильную роль может лишь истинный гений актёрского мастерства, короче говоря, сам Брандо. Даже второстепенные персонажи не ушли от идеала, несмотря на то, что большинство из них появлялись на 20-30 минут.

    Вердикт: положа руку на сердце, можно смело сказать — это один из лучших фильмов о войне во Вьетнаме. Копппола гений.

    9,5 из 10

    16 октября 2011 | 20:16

    Фильм «Апокалипсис сегодня» был снят Френсисом Фордом Копполой в 1979 году. Фильм снимался на Филлипинах, большей частью на реке Пагсаньян. Коппола снял эту картину на собственные средства, используя деньги, заработанные на съемке картин «Крестный отец» и «Крестный отец 2». На съемки картины и монтаж картины ушло три года. Сценарий к фильму был написан по повести Джозефа Конрада «Сердце Тьмы». Действие происходит в 1969 году, во время Вьетнамской войны.

    Капитан Бенджамин Уиллард(Мартин Шин) — уже ветеран войны, неприспособленный более к мирной жизни — живёт в отеле в Сайгоне, мечтая о новом задании. Он злоупотребляет алкоголем, предаётся воспоминаниям. К Уиларду приходят двое военных и оповещают о новом задании, сопровождают в штаб. Задачей Уиларда становится найти в джунглях Камбоджи бывшего полковника американской армии Уолтера Курца(Марлон Брандо). Командование утверждает, что полковник Курц дезертировал, сошёл с ума, и теперь командует группой местных жителей в джунглях нейтральной Камбоджи, которые почитают его как Бога. Путешествие Уиларда по реке Меконг и составляет фабулу фильма.

    На мой взгляд, основная задумка Копполы заключалась в том, чтобы на примере Вьетнамской войны показать взаимодействие человека и настоящего ужаса, рождаемого желанием возвыситься над другими, ощущением власти силы.

    Главным лейтмотивом фильма является река, по которой двигается лодка Уиларда. Река соединяет все основные сцены фильма. Река так же является символом времени в фильме. Так, двигаясь по ней, главный герой попадает из современного мира в колониальные времена (сцена с Французами) и в итоге оказывается в первобытном обществе, где подчиняются только силе (поселение полковника Курца). Путь Уиларда, на мой взгляд, представляет собой путь в сердце того самого ужаса, рождаемого ощущением превосходства над другими с появлением силы. Сначала главный герой попадает на базу вертолетного подразделения подполковника Килгора (Роберт Дюваль), который узнает в одном из участников команды Уиларда- Лэнса Джонсона(Сэм Боттомс), известного серфера. Сперва подполковник готов отказать в помощи Уиларду, но за возможность покататься на серфе с Лэнсом он готов пойти на штурм деревни, забывая о возможных потерях. Вертолет тоже является лейтмотивом в фильме, на мой взгляд, символом ирреального восприятия действительности. Сцена вертолетной атаки решена очень гротескно, это большое представление. Атака начинается под торжественную музыку Вагнера «Полет Валькирий».

    Музыка передает настроение триумфа. Солдаты стреляют из вертолетов по людям как по мишеням. На экране происходит торжественная демонстрация Американской мощи, силы. Но на самом деле, реальная цель всего этого ужасающего действия, всех жертв с обеих сторон — это катание на серфе. Звук вертолета появляется в самом начале фильма, когда зритель видит воспоминания Уиларда, находящегося в депрессии, под влиянием алкоголя. Звук сначала синтезированный, что подчеркивает ирреальность восприятия Уилардом действительности. На вертолете передвигаются и представительницы журнала Play Boy, являющиеся одним из главных интересов американских солдат на войне(сцена шоу Play Boy). Вьетнамскую войну называли первой вертолетной войной. Вертолет в картине — это видимое ощущение полета, технического прогресса, торжества цивилизации. На самом деле Коппола показывает, что человечество не изменилось, что оно не учится на своих ошибках. И по мере продвижения катера по реке вертолетов становится все меньше и в результате они вовсе исчезают. Сцена встречи с Французами полностью передает эту идею. Режиссер проводит параллель между современной войной и колониальными временами. В этой сцене зрителю напоминают о том что все колониальные империи, даже основанные на идеях привнесения прогресса отсталым народам рухнули потому что на самом деле эти идеи — фикция, и захват территории направлен только на создание собственного благополучия захватчиков. А американские солдаты вообще не объединены никакой идеей, сфера их интересов начинается и заканчивается на выпивке, наркотиках, журнале Play Boy, на всем, что помогает отвлечься от реальности ужаса происходящего. Несостоятельность американских солдат показана во многих сценах: в сцене обыска вьетконговской лодки, когда людей расстреливают просто из-за перешедшего за пределы чувства страха. В сцене катания Ленса на водных лыжах за военным катером музыка группы Rolling Stones

    «I Can’t Get No Satisfaction» («Не могу не получить удовольствие») полностью передает настроение военных. В сцене сражения на мосту Де Ланг показана полная неорганизованность и безыдейность американских солдат. «Головы их полны, но они набиты соломой» — говорит полковник Курц. Поэтому начальству и надо убить Курца, потому, что он единственный стал видеть происходящее таким, какое оно есть на самом деле. Поселение Курца и есть реальная модель происходящего, в котором все решается властью, достигаемой посредством силы и нельзя чтобы об этом узнали, ведь Курц — это эталон американского солдата. Курц «подружился с ужасом», стал смотреть ему в лицо. Сцена убийства Курца показывает зрителю, на каком уровне развития, по настоящему, осталось человечество. Уилард убивает полковника при помощи мачете и параллельно с этим зритель видит сцену жертвоприношения быка. Один американский офицер убивает другого так же, как обитатели поселения рубят животное. Маски сброшены, видимость каких- либо идей, прикрывающих лицо ужаса, исчезла. Племя признает Уиларда своим вождем, но Уилард уезжает, понимая, что это путь в никуда. Композиция группы The Doors «The End» звучит в начале картины, когда мы видим иллюзорные воспоминания Уиларда о войне и в финале фильма, когда Уилард убивает полковника Курца, в момент, когда вся иллюзорность развеялась.

    Фильм Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» это не только фильм о бессмысленности войны, это фильм о том, как человек проявляет себя, сталкиваясь с ужасом внешним и своими внутренними соблазнами.

    Продолжателем традиции Копполы будет Стенли Кубрик, снявший свою предпоследнюю работу «Цельная металлическая оболочка» где он, так же, как и Коппола представит войну во Вьетнаме как сакральное действие. Коппола своей работой «Апокалипсис сегодня» рождает новую традицию в американском кино о Вьетнаме: традицию отношения к войне не просто как к действию, но как к поводу для рассуждения о других, более человеческих моментах.

    8 января 2014 | 08:50

    Когда американцы снимают фильм о войне — это почти всегда страшно. Не в смысле — это ужастик. А в смысле — это просто ужасно. Пафосный героизм, пафосное безумие… и ничего больше. Ни одного живого персонажа на всю картину. Только красивые маски, движущиеся по вычерченным сценарием траекториям.

    В общем, если уж соберетесь смотреть военный фильм — лучше посмотреть «Взвод». А «Апокалипсис» оставить для чопорных кинокритиков.

    27 января 2010 | 04:38

    Фильм явил собой зрелищное и масштабное представление войны во Вьетнаме, выбрав центром не сами военные действия, а одного солдата, которому поручили секретное задание. Параллельно с действиями фильма мы слышим закадровый голос — озвучка мыслей главного героя, оного солдата, который обдумывает не только свое задание и его выполнение, но и вообще свое отношение к происходящему вокруг.

    Однако в виду сложных технических работ, которые продлились около трех лет, фильм вышел на экраны в 1979 году, но уже после выхода другой ленты про военные действия во Вьетнаме — «Охотник на оленей». Такое опоздание на полгода сказалось на впечатлениях от увиденного, ибо картина Майкла Чимино уже «поведала» зрителю о том, что творится на Востоке, на азиатских землях, во Вьетнаме. Поэтому «Апокалипсис сегодня» уже не вызывал такого шока и ажиотажа, но впечатлял куда больше. Так же эту картину сравнивают с «Взводом» Оливера Стоуна, но как по мне — фильм Фрэнсиса Копполы является лучшим среди них, да и понравился мне он намного больше.

    Впечатляющие сцены, почти что триумфальная музыка, глубина тематики и привлеченный к съемкам в фильме актер Марлон Брандо оказали нужное действие на зрителя, и в частности на меня. Чего стоит только каскадное появление вертолетов под музыку немецкого композитора Рихарда Вагнера из оперы «Валькирия» цикла «Кольцо Нибелунга» — одна из самых зрелищных сцен не только этого фильма, но и вообще в кинематографии. А Марлон Брандо сумел приковать к себе взгляды, несмотря на то, что его появление было отложено до середины второй части фильма. Да и само начала киноленты под известную композицию «The End» американской рок-группы The Doors уже не только завораживает, но и настораживает.

    Потраченные на фильм $31,5 млн. представили зрителю высокое техническое исполнение фильма, начиная от звука и операторской работы и заканчивая монтажом и визуальными спецэффектами. Поэтому фильм ставят выше других схожих по тематике фильмов. Фильм выполнен качественно и профессионально, однако лично меня он в восторг не поверг.

    8 из 10

    18 декабря 2009 | 18:39

    Зло — тоже путь. И Коппола показывает нам, как этим путём идёт полковник Куртц, а вслед за ним — и капитан Уиллард.

    В жизни иногда бывают моменты, когда человек выпадает из привычного ритма, и ему открывается правда. В мирной гражданской жизни такое бывает редко, редко выпадает время осмотреться и задуматься. Поэтому Коппола экспериментирует с человеческой природой так же, как, например, Достоевский в своих романах, ставя человека за некую грань, выбивая у него из-под ног привычную твёрдую опору. В данном случае опору из-под человеческих ног выбила война, которая в этом фильме — не более чем фон. Не случайно здесь нет ни солдат, ни командиров, а есть только Люди, и у каждого — свой путь.

    На войне полковнику Куртцу открылось нечто, что навсегда его изменило. В таких ситуациях нельзя продолжать жить по-прежнему — жизнь уже никогда не будет такой, как раньше. Остаётся только идти, пусть даже через ад, как пошёл полковник Куртц. И в этом его победа и его смелость. Вспомним Раскольникова — только убийство смогло открыть ему глаза на истину. И поэтому зло — тоже путь.

    Благодаря этому великому фильму у нас есть возможность поставить себя на место этих сорвавшихся, бунтующих людей, Куртца и Уилларда, понять что-то из того, что поняли они, пережить что-то из пережитого ими. Да, Коппола уже давно не снимает ничего путного, но этим фильмом он поднял свою планку так высоко, что перепрыгнуть её уже нельзя, можно только повторить рекорд.

    14 июня 2008 | 10:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>