Французско-швейцарско-немецкое, короче европейское, кино под названием «Зильс-Мария» от француза Оливье Ассайаса на поверку оказалось абсолютно американским, не подразумевая никаких негативных коннотаций. По стилю съёмки, типажам героев и контексту сюжета мы наблюдаем новое американское инди, которое тенденциозно стремится к области умного кино. Не показать как можно более натуралистично все самые бытовые события нашей жизни, не отправить героя в дорогу, заставив сжечь все его деньги, а просто завести умный неспешный диалог со зрителем. И между прочим в показе подноготной непыльной актёрско-звёздной жизни.
Перед нами абсолютно постмодернистский приём «пьесы в пьесе», т. к. весь фильм строится на рассказе о том, как готовится одна уже немолодая актриса к одной роли: что она проходит эмоционально. С ней рука об руку молоденькая тин-звезда с имиджем заносчивой стервы (этакая Линдси Лохан до того момента, когда все её похождения перестали считаться обществом крутыми) и агентшей интровертного типа, похожей на феминистку-лесбиянку.
О чём же этот диалог? О том, что время жестоко и неумолимо, это диалог об эпохах. Если ты актриса как раз в расцвете кризиса среднего возраста, которую только и приглашают что на роль римейка хита, сделавшим тебя кинозвездой, ещё тогда, когда тебе было плевать что и где играть. Ты попала в эту индустрию случайно. Через 20 с лишним лет от тебя ждут такой же безрассудности и легкости. А ты-то уже совсем другая. Именно такую роль сыграла прекрасная Жюльет Бинош, всегда образец женственности, элегантности и скромности.
Кристен Стюарт, всегда лично мне интересная (никогда не боялась в этом признаться), сыграла непонятную мне роль. Ни в контексте её ролей вообще, ни в контексте самого фильма. Совершенно ненужный образ, линия которого странно переплетается с линией главной героини Бинош. Если и был намёк на лесби-опыт, то он был неуклюжим и в общем-то эпатажным. Хорошо, что этого не случилось (хотя по трейлеру было вполне ожидаемо). Однако такая героиня, как героиня Стюарт, была бы необходима в том случае, если бы она противопоставлялась главной героиня, как молодость к старости, но, увы, такую героиню сыграла дерзкая и манерная Хлоя Грейс Морец, настоящая тин-звезда нашего времени (какая самоирония с её стороны, я оценила).
Всё то время, которое я наблюдаю её на экранах (а сейчас она практически в каждом фильме любого жанра), она меня невозможно раздражала (за исключением разве что «500 дней лета», где она маленькая просто очаровательная и комичная, одно из самых ярких пятне картины). Но здесь, в кино серьёзном, он смотрелась наконец-то гармонично. Она даже мне понравилась, в ней было что-то: многомерность. Она блестяще передала пустышку, разыгрывающую из себя Бритни Спирз, будучи, в общем-то неглупой особой в свои лета.
В общем, «Зильс-Мария» - немного странное, холодное, отстранённое кино, не взывающее к эмоциям. Одним словом, пища для размышления. Лично мне с ним не всё понятно, это-то мне и нравится. В мотивации героев хочется копаться. А почему каждый получил такой конец, который получил, - это дело такое…Интересно конечно, чем руководствовался Оливье Ассайас, являющийся одновременно и сценаристом, но главное…необычно. Что прекрасно, так это то, что он постоянно играет с реальным планом и ирреальным. Пьеса плавно перетекает в жизнь и обратно, и швы практически незаметны. Большая заслуга в этом конечно и дуэта Бинош-Стюарт, сцены репетиций которых просто прекрасны.
На сцене вновь собираются ставить пьесу «Змея Малои». В ней рассказывается о взрослой женщине Елене, которая была соблазнена и сломлена молодой девушкой Сингрид. Когда пьеса ставилась впервые – роль Сингрид играла еще практически никому не известная актриса Мария Ендерс. Теперь же она знаменита, на ее лице уже виднеется не одна моршинка, а в новой постановке ей предстоит сыграть уже Елену. Женщине трудно дается это решение, ее практически уговаривают и упрашивают сыграть эту роль. Ей тяжело распрощаться с ролью Сингрид и стать Еленой. Ведь играть молодость и расцветание гораздо проще, чем сыграть увядание и надлом. И мало того, что теперь Марии нужно вжиться в новую роль, во время репетиций и чтений – она переосмысливает уже сыгранное, переосмысливает вообще смысл пьесы, переосмысливает себя… И если заглянуть «за кулисы» истории о сцене и двух разных ролях – то мы увидим простой кризис среднего возраста женщины. Которой важно перестать страдать и метушиться по поводу «ускользающей красоты» - а найти в себе новые источники, новый смысл и понять, что «она вне времени».
Все остальные детали можно увидеть в фильме. Для меня главной историей была история героини, которую великолепно воплотила Жюльет Бинош. Но также стоит отметить интересный ход режиссера, который свел в одном фильме Бинош и молодых кумиров молодежи – Кристен Стюарт и Хлою Грейс Морец. Весьма необычное сочетание, ради которого уже стоит посмотреть этот фильм.
Увядающая звезда кино Мария Эндерс получает предложение сыграть успешную, но наивную и уже немолодую карьеристку, влюбившуюся в свою юную секретаршу, которая впоследствии доведет её до самоубийства. Всё бы ничего, да только когда-то на заре своей карьеры Мария исполняла роль той самой роковой ассистентки, а исполнительница роли начальницы через год после премьеры покончила с собой, как и её персонаж. Мария, превозмогая суеверие и неприязнь к героине, пытается вжиться в ненавистный образ легковерной стареющей женщины, однако эта роль начинает серьёзно бить по самооценке актрисы.
Именитый француз Оливье Ассайас филигранно соединяет восхитительно кинематографичные фрагменты редкой красоты природного явления «Змея Малойя» с зарисовками из жизни трёх женщин, чьи судьбы объединила пьеса, названная в честь этого природного феномена. На выходе получилось очень женское двухактное кино (вопреки трейлеру, лесбийская тема тут практически не улавливается) про отношения эксцентричной штучки Джо-Энн (забавная Хлоя Морец), флегматичной Валентины в исполнении Кристен Стюарт (до чего же красив её голос!) и противоречивой Марии (главная двухчастная партия досталась матёрой Жюльет Бинош).
Удивительно, как радикально меняется Мария по мере развязывания сюжетного узла: в первом акте эта женщина предстаёт в образе дивной кинозвезды в элегантном обмундировании, а во второй части картины она, уже согласившись на роль злосчастной Елены, превращается в неврастеничную и слегка мужеподобную даму.
С момента этого преображения женственность тонко противопоставляется маскулинности, роскошные локоны сменяются стрижкой «под мальчика», а убеждённость в собственных силах уступает предательской неуверенности. Постепенно граница между реальностью и игрой размывается, и Мария фактически превращается в ту, которую она откровенно презирала, потому что боялась. Боялась ею стать.
Круг замкнулся, и осознание того, что тебя уже вовсю атакуют морщины, пока каждую минуту расцветает твоя юная замена, безжалостно ударяет по голове. Именно женщины тяжелее всего принимают свой возраст. В особенности это вдвойне тяжелее даётся тем женщинам, которые зарабатывают своей внешностью. Пожалуй, только великое мужество способно помочь примириться с этим фактом и при этом не удариться во все тяжкие.
Бинош убедительно играет Марию, которая в свою очередь не менее доподлинно воплощает образ Елены. Получается солидная такая матрёшка. Очевидно, что в какой-то степени Жюльет Бинош играет саму себя, в том плане, что её нынешнее положение во многом перекликается с жизненным статусом Марии (зрелый возраст, наступающие на пятки молодые старлетки, сложные и многогранные роли в фильмографии). Без самоиронии и самоэксплуатации достоверно отыграть эту роль не получилось бы, поэтому это даже больше чем бенефис. Это откровение.
Вердикт: Неторопливый и весьма занятный фильм о женском кризисе среднего возраста.
Жизнь циклична и не может стоять на месте слишком долго, это уже давно всем известно и все об этом уже не раз высказывались. Навряд ли искушенного зрителя можно удивить этим, но режиссер Оливье Ассайас безусловно справился.
История повествует от трех дамах совершенно разных возрастов: юность, молодость и зрелость. Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Моретц), Валентина (Кристен Стюарт) и Мария Эндерс (Жульет Бинош) соответственно.
Фабула картины вращается вокруг пьесы 'Змея Малои', специально придуманной для фильма. Она повествует о безграничной любви одной и неописуемом коварстве другой. О грани, перейдя которую, мы становимся либо пешкой, либо ферзем в отношениях. Первая постановка отгремела больше 20 лет назад, уже скончался ее автор и настала пора освежить взгляд на работу. И кто как не Мария Эндерс должна сыграть 'Зрелость', ведь именно она играла столько лет назад 'Юность', доставшуюся на этот раз Джо-Энн.
Неслучайно пьеса имеет такое название, так называют облака скользящие сквозь горные высоты, подобно огромной змее. Данная аллегория отсылает нас к биологии этих существ, ведь им необходимо сбрасывать старую шкуру, как и Марии, которой необходимо переосмыслить свои взгляды на новую роль. Сей процесс проходит со скрипом и на помощь ей выступает Валентина (подчеркну, прекрасно сыгранная Кристен Стюарт) - ассистентка, помогающая в репетициях и рассматривающая персонажа со всех точек зрения.
Оливье Ассайасу удалось снять потрясающее малобюджетное кино, основанное на трех героинях, их судьбах и взаимоотношениях, которые переплетаются с судьбами их ролей, заставляя нас сильнее сопереживать им.
Абсолютно камерное разговорное кино, остроумное и глубокое, рассказывающее о наших личностных проблемах на фоне потрясающих пейзажей Швейцарии. О недостатках говорить даже как-то неудобно.
В «Летнем времени» Оливье Ассайяса был очень интересный момент: на протяжении почти ста минут экранного времени сюжет, в буквальном смысле, топтался на месте и только одна последняя, не больше полутора минут, сцена придала смысл всем предшествующим событиям, представив их совершенно в ином свете и, одновременно, подарив возвышающее чувство лёгкой, но в то же время, светлой грусти. «Зильс-Мария» оказывает примерно такой же эффект: это неторопливое, затягивающее и очень воодушевляющее кино, куда менее драматичное, чем его показывает трейлер.
По сути, это кино о времени, о том, что жизнь не стоит на месте и как меняемся мы и наш взгляд на многие вещи на протяжении всего жизненного пути. Историю, которая разворачивается перед нами, нельзя назвать динамичной, она довольно камерная. Место действия – швейцарские Альпы, большую часть времени на экране всего два человека: кинозвезда Мария Эндерс и её ассистентка Валентина. В 18 лет Мария стала звездой, сыграв роль Сигрид – девушки, доводящей до самоубийства свою зрелую любовницу Элену в пьесе «Змея Малойи». Теперь 20 лет спустя, ей предстоит сыграть Элену в паре с юной актрисой Джо-Энн, известной своим скандальным поведением.
Мария и её ассистентка отправляются в маленький альпийский городок Зильс-Мария, где целыми днями будут проводить время за репетицией пьесы, беседуя по душам и гуляя по живописным горным просторам. За это время события пьесы начнут загадочным образом перекликаться с реальной жизнью, Мария заново откроет для себя свою героиню, поймет, что жизнь может быть прекрасна в любом её отрезке и что всегда нужно двигаться дальше. Отдельным героем картины является Время, представляющее собой одновременно прошлое, настоящее и будущее, которое здесь представлено в форме облаков, плывущих между гор – явления, от которого захватывает дух.
Сам фильм прекрасно снят и сыгран актерским составом, преимущественно дуэтом Жюльет Бинош и Кристен Стюарт, которые превращают эту минималистичную историю в захватывающее зрелище. Оливье Ассайас в очередной раз подтверждает, что он первоклассный режиссер, а для меня «Зильс-Мария» стала одним из самых ярких фильмов этого года.
Явление этого фильма зрителю является одним из интересных зрелищ. Подача картинки через призму того, что творится за кадром является вкусным яством. Мы не видим самого спектакля, но являемся вместе с героями его создателями. Вглядываемся на то, как меняются персонажи в зависимости от обстоятельств, в которых их облекает эта театральная постановка.
В кино два акта и эпилог. Как и было сказано в самом начале, мы убеждаемся в словах автора, что и Сигрид, что и Елена являются одним и тем же человеком. Вместе с автором рассматриваем как развивается конфликт внутри героя. И опять-таки здесь есть очень четкая градация в актах. В каждом последующем мы видим как герой действительно становится тем, кем он должен был стать. Ярлычками являются и ассистентки, которые будто отображают принятие героя Жюльет Бинош своего внутреннего состояния. Сначала это длинноволосая девочка, позже уже короткостриженная. Изменение длины волос самой героини является лишь ее внешним принятием роли, с которой она борется на протяжении всего фильма.
Удивляет и природа места, Зильс Мария, в которое попала главная героиня, его особенности и красота.
Посмотрел картину на фестивале 'West Wind' в кинотеатре 'Формула Кино Горизонт'.
Я доведу ее до самоубийства (с)
Много лет назад Мария Эндерс дебютировала в постановке «Змея Малойи», которая принесла ей славу и известность. Смерть драматурга, сочинившего пьесу, возрождает интерес к его работам. Молодой, амбициозный режиссер решается на современную постановку «Змеи Малойи» и приглашает на одну из главных ролей Марию Эндерс. Готовиться к роли она решает в доме драматурга, который находится в местечке под названием Зильс-Мария.
Оливье Ассайас поставил нестандартную, истинно фестивальную, медлительную и безумно красивую картину. Он безмерно любит своих героев. Его работа, как режиссера, так и сценариста, в основном служит для того, чтобы ярче и глубже раскрыть героев и их поступки зрителям, при помощи разговоров и за редким исключением действий. Сценарий состоит из огромного числа диалогов, которые рушат границы между реальностью и вымыслом, подготовкой к спектаклю и реальной жизнью.
Жульет Бинош блистательно играет, ей невозможно не увлечься и не сопереживать.
Кристен Стюарт очень идут роли в небольших, не коммерческих фильмах, в них она растворяется и играет, в отличие от проектов, на которых, она чаще всего просто зарабатывает.
Хлоя Грейс Морец хорошо отыгрывает видео ролики с youtube, которые помогают героине Бинош, понять свою будущую партнершу. В остальных сценах она пытается удержать взятую высоту, но выходит не всегда.
Йорик Ле Со снял незабываемую картину, оператор обожает те места, где снимался фильм и это же чувство передается публике в зрительном зале.
Музыка, написанная для фильма, вобрала в себя основные эмоции и атмосферу проекта.
«Зильс-Мария» единичный продукт, который может показаться, как скукой смертной, так и большим проектом, на который стоит потратить свое время. Ассайас играет с публикой, он говорит с ней обо всем и ни о чем конкретно, но то, что после картины, остается множество вопросов и желания поразмыслить, уже говорит о многом.