Творчество Дэвида Линча сложно понять. Оно извивается как змея, пытаясь мокро ускользнуть из внимания зрителя, шипит и плюется ядом. Даже если история понятна, как это было в фильме «Человек-слон», многие не были в силах выдерживать тяжелую поступь фильма, от которой кровоточило даже самое ржаное сердце. Про сумбурный имбирный психодел «Голова-ластик», «Малхолланд драйв» и другие я скромно промолчу.
Среди подлинного безумия мешанины Линча все-таки нашлось местечко для «Простой истории». Нетипичное для режиссера произведение подкупает библейской простотой. Единственный фортель, что позволил себе Линч, так это обыграть фамилию главного героя в названии, которого зовут Элвин Стрейт. Другое дело, что игра слов не сохранилась в переводе, и мы имеем дело с «Простой историей» без намека на то, что это, по сути, «История Простова».
Главного героя, как мною уже было упомянуто, зовут Элвин Стрейт (Ричард Фарнсуорт) – 73-летний старик, доживающий годы в штате Айова. Его дочь Роза (Сисси Спейсек) не дружит с головой, а душевное спокойствие приобретает лишь раскрашивая скворечники. Однажды приходит печальное известие: у Лайла, родного брата Элвина, живущего в Висконсине, случился удар. Элвин во что бы то ни стало хочет навестить родную душу.
Фильм поставлен по реальным событиям. В 1994 году пожилой Элвин Стрейт вознамерился повидать брата Лайла в трудную для того минуту. Братья не общались десять лет. «Библейская история – Каин и Авель» – говорит Элвин пастору. Просто, без подробностей. Ни слова о том, кто прав, кто виноват.
В путешествие с дымчатым горизонтом Элвин Стрейт отправляется на такой же древней, как он, газонокосилке со смешным прицепом-сараем. Он плохо видит, поэтому не может управлять автомобилем, а общественный транспорт на дух не переносит. Дорога из Айовы в Висконсин отняла у него 6 недель. За кадром играет проникновенная музыка, сочиненная Анджело Бадаламенти, композитором и другом Дэвида Линча. С высоты птичьего полета мы видим реки, поля; комбайны, собирают то, чему суждено стать хлебом нашим насущным.
Понимаешь, что, на самом деле, этот фильм вполне подходящ для Линча. Режиссер раскрылся, обратился к своим корням, показал свое истинное – простое, а вовсе не психоделическое лицо. Кому как не Линчу снять картину, в которой столь тонко показываются вечные ценности, не пафосное величие американцев! Ведь он родился в маленьком городке, отец его работал в Министерстве сельского хозяйства и вместе с ним объездил страну. Спустя 10 лет, в июне 2009 года, Дэвид Линч представил проект «Интервью». Это серия интервью с простыми людьми, путешествие по США длиною в 12 тысяч миль и продолжительностью 70 дней. Простые истории простых людей. А в 90-х Линч делал документальную передачу «Американские хроники» – вовсе не про летающие тарелки и уродство людей, но все про тех же простых лесников, фермеров…
Ричард Фарнсуорт играет бесподобно. Между прочим, на момент съемок ему было почти 80 лет, в то время как его персонажу – 73. За эту роль он был номинирован на «Оскар». Не дали, а Фарнсуорта спустя несколько месяцев не стало. Его персонаж, Элвин Стрейт, воевал во Второй Мировой, был снайпером. Наивный беззубый старик с пронзительно голубыми глазами умеет договариваться и торговаться и запросто сбивает цену у туповатых близняшек-механиков, напоминающих громоподобных верзил из мультика «Вовка в тридевятом царстве». Шедевр, кстати, отечественной мультипликации. Помните, «Двое из ларца, одинаковых с лица»? Твинпиксоидно вписана женщина, которая сбивает оленя. В титрах она значится как «deer woman» – оленья женщина, что звучит как дорогая женщина. Кстати, это уже вторая игра слов. Элвин освежует и зажарит мясо на костре, а с собой прихватит кустистые рога волшебного зверя. Возможно, именно так выглядел бы в старости герой Роберта Де Ниро в фильме «Охотник на оленей».
Шаг за шагом, эпизод за эпизодом Линч показывает самодостаточную простоту и внутреннюю силу этого чудака, который едет по бескрайним дорогам Америки со скоростью пешехода. Временное пространство фильма и бесконечность путешествия в «Простой истории» относят зрителя к библейским категориям времени. Нам кажется, что старик проехал всего пару миль, останавливаясь на ночлег у обочин, а между тем оказывается, что едет он 6 недель. Его это не смущает, у него и впереди вечность, и позади вечность, и вечное небо над ним. Так, библейский Иаков 7 лет служил Лавану за Рахиль. А когда хитрый Лаван подсунул ему косоглазую Лию, он еще 7 лет служил Лавану. И эта история умещается в Библии в несколько строк. Точно так же как и Простов из «Простой истории». Кстати говоря, у Льва Толстого Ростовы предполагались как Простовы, и у нас запросто был шанс иметь простую историю риттен бай Лео Толстой.
Посмотрите этот фильм, он стоит в ряду самых интересных и значительных картин о стариках. Это великолепный «Гарри Браун» – я говорю о гениальной игре Майкла Кейна, а не о фильме в целом, а также пронзительный Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке» Говорухина.
Буквально пара минут назад я закончил просмотр этой картины. Мне хотелось продолжения...Я понимал, что фильм закончился там, где ему и следовало остановиться, но ничего не мог с собой поделать. Он настолько завлёк меня, что я оказался в неком состоянии транса. Я смотрел на уходящие титры и переживал то редкое чувство, которое испытываешь после просмотра великолепной картины! Его нельзя передать словами, его нужно пережить...
Конечно, нельзя сказать, что фильм универсален и его воздействие на всех будет одинаково. Но одно можно сказать точно - он заставит задуматься. Кого-то, может быть, задуматься о смысле жизни, другого о человеческих взаимоотношениях, третьего заставит взглянуть на некоторые вещи с другой стороны и осмыслить их иначе, а кто-то просто найдёт в этом фильме много общего. Это одна из тех редких картин, не оставляющих зрителя равнодушным к происходящему.
Казалось бы, что можно найти интересного в путешествии старика на газонокосилке. Кроме улыбки этот факт, пожалуй, у нас ничего не вызывает. Однако, Дэвид Линч мастерски показывает нам небольшие кусочки, как бы маленькие истории, путешествия Элвина Стрейта. С одной стороны - они просты и незамысловаты, а с другой - в них скрыто глубокое значение, которое каждому откроет что-то и новое, что-то и уже усвоенное, а кому-то просто даст хороший жизненный совет. Ведь это, всего лишь, простая история...
Дэвид Линч- режиссёр экспрессивный и иррациональный, для которого любые границы крайностей, всего лишь переходы из одной в другую. Многие не любят этого американского экспериментатора, за его манеру напустить туману, заинтриговать мистической атмосферой, а потом не дать объясняющих ответов в конце(типа- 'всё есть игра воображения'), многие, его за это же- боготворят. Некоторым кажется, что он начинает снимать фильмы- без продуманного сценария и естественного финала, другие же, считают его абсолютным талантом с собственной внутриэкранной эстетикой.
Помните, как говорится в одном его легендарном телефильме- 'совы не те, кем они кажутся'. В данном конкретном случае, сам маэстро Дэвид Линч, оказался не тем, кем все его считали. Сняв совершенно несвойственный для собственного стиля- роуд-муви 'Простая история', он доказал и почитателям и недоброжелателям, что он может легко, сменив манеру и перестав быть 'слишком странным', стать мудрым лириком и сентиментальным поэтом.
Когда навязчивый маньеризм и неожиданные повороты действа оставлены в угоду- 'золотой осени' и медитации, а его обычная 'тема распада'- от элемента смерти перешла к теме старости. Отбросив подальше свою привычную игру с лабиринтами человеческого подсознания, Линч создал элементарную и доступную каждому, по степени восприятия историю, а может быть даже- свой лучший фильм.
Здесь нет традиционной для режиссёра калеченой психики и 'шрамированной формы', карлик не выскочит из-за угла 'драгстора'. Поток перевоплощений в зеркальных отражениях и гримасы мотельных отморозков, уступили место добрым честным глазам пожилого человека. Возможно впервые, в картинах мизантропа Линча, проступила- душа.
И всё же- это тот самый неоварвар и постмодернист Линч, со всей своей тягой к ретро 50-х, но тут, скорее это чувствуется, в стилизованной под 'золотой век Голливуда' волшебной операторской работе 'патриарха камеры'- Фредди Фрэнсиса. Постоянные 'линчевские' призраки- вылезают безобидными духами оленей, а неизменный для режиссёра мотив двойников- обыгрывается глуповатыми и непохожими друг на друга близнецами-автомеханиками. И над всем этим растекается партитура Анджело Бадаламенти.
Умиротворяющая глубинка старого доброго Юга, с величественными ландшафтами кукурузных полей, ложится на плёнку- уникальностью рафинированной фактуры. Движущаяся по ней маленькая точка- человек на газонокосилке, всего лишь капля на поверхности океана, но её движения исключительны в своей значительности. А в сценах привала, так и хочется подсесть к главному герою и жаря на лесном костре сосиски, смотреть на звёздное небо. 'Самое тяжкое в старости- это мысли о молодости'...да бросьте вы, маэстро Линч. Самое тяжкое в любом возрасте- это мысль о вечности. Вот так. И никакой Лоры Палмер...
История и правда удивительно простая. Такая же простая, как и наша с вами жизнь. Только что для нас важней, чем она? Смотришь на старенького Элвина Стрейта, как он трясется на своем экипаже (одно слово - тарантайка, как и охарактеризовал его средство передвижения водитель встречного автобуса), как слезятся от ветра и дыма сигары его глаза, и невольно представляешь себя. Годков эдак через 30 или 40, а если повезет, то и через все 50... О чем тогда будешь печалиться, чему - радоваться, о чем переживать?
Чем меньше думаешь об этом, тем больше делаешь ошибок. Кажется, так много времени впереди - чтобы что-то исправить, чтобы с кем-то примириться... А жизнь вдруг проходит, и понимаешь, что все - время уже не в твоей власти, в любое мгновение твоя история может закончиться. И спешишь, спешишь изменить то, что важнее всего. Но ноги уже не слушаются, и глаза такие, что за руль не сядешь. И запрягаешь в тележку газонокосилку и едешь, едешь вперед - туда, где тебя ждет самый близкий человек. И плачешь, потому что так страшно не успеть встретиться здесь, пока еще можно посмотреть друг другу в глаза и прочитать там: 'все прощено'.
Мне кажется - 'Простая история' об этом. О возможности заглянуть в будущее сейчас. И подумать о том, каким оно должно быть.
Я и не думала, что это такой замечательный фильм. Решила посмотреть, заинтересовавшись сюжетом, а вовсе не именем режиссера. Не спорю, Линч - мастер своего дела, но его фильмы подходят под определенное настроение и он давно выработал свой собственный стиль.
Но, с первых кадров меня вовлекли в чудодействие. Я не смогла оторваться от экрана ни на секунду, и именно после этого кино я и начала восхищаться режиссером. Потому, что он смог отвлечься от всем известного образа своих работ, и сделал это отлично.
В фильме за кажущейся простотой скрывается глубокий смысл. Каждый найдет что-то свое, но для меня основной идеей стала обычная и всем известная истина - самое дорогое, что у тебя есть, и всегда таким будет, это твоя семья. В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы, но у каждого имеются непреходящие ценности - любовь, семья, друзья.
' - Я дал им по прутику и велел сломать. Они, конечно же, легко это сделали. А потом я связал прутики в пучок и также сказал, что его надо переломать. Но они не смогли этого сделать, как ни старались. И вот тогда я и объяснил им, что этот пучок - семья.'
Ричард Фансуорт прекрасно справился с ролью. В кадре, где они с другом вспоминали войну, он плакал и я плакала вместе с ним.
Кроме того, фильм просто восхитительно снят! В сцене с грозой я так и чувствовала запах дождя и пшеничного поля, меня переполнял дикий восторг. Это было просто необыкновенно.
Саундтрек просто выше всяких похвал. Трогательная, задевающая за живое, музыка Анджело Бадламенти просто великолепно вписывалась в фильм.
После просмотра мне только и хотелось, что просыпаться каждое утро и радоваться новому дню, ценить своих близких и наслаждаться каждой секундой своей жизни, пусть это будет просто закат или летний дождь.
Давно не видела такого доброго и светлого фильма! Я получила истинное удовольствие при просмотре и думаю, что буду пересматривать его еще много раз.
Очень добрый фильм. Очень хорошие ощущения после него остаются. Такие фильмы особенно помогают, когда тебя в очередной раз зарубает и ты уходишь в излишнюю саморефлексию. Все ведь может быть намного проще... и жизнь может быть намного симпатичнее, и люди могут встретиться совсем не уроды.
Кроме того, от самого сюжета веет душевным теплом, добротой. С дедом хочется посидеть у костра или за барной стойкой послушать его байки о старой жизни.
А история о том, как человек совершил путешествие по своей стране почти пешком - еще и субъективно очень привлекательно, потому что у меня тоже появлялись в голове такие идеи.
Музыка - гармоничная. Картинка - реальная, без лишнего пафоса. Все естественно и гармонично, хоть и с грустинкой, конечно. Такая она 'о, жизнь, ты прекрасна, о жизнь ты прекрасна вполне, бываешь немного опасна'.
Что можно сказать об этом фильме, ведь и так уже сказано много и по делу. Я же ничего не собираюсь нового открывать. Просто скажу, как и всякий, кто посмотрел этот фильм - это величайшее произведение не только самого Линча, но и всего кинематографа. Сколько сказано в одном фильме, что вряд ли другие фильмы могут сравниться с ним.
Единственное, что поражает - фильм хочется смотреть снова и снова. Он, как любимая книга, закончив читать которую открываешь с первой страницы и вновь интересно. И настроение поднимается каждый раз как ты смотришь этот фильм - смесь смешного и серьезного, улыбок и печали.
А еще этот фильм о нас - о простых людях, о тех, кто еще не забыл, что такое семья, любовь, верность. О нас, о людях. Ведь так часто мы скучаем по дому, вспоминаем друзей, хотим вернуться к тем, кто нам дорог. И ведь и у каждого из нас есть своя простая история, просто жизнь, которую мы должны прожить так, чтобы не жалеть о тех ссорах, конфликтах, которые нам сопутствовали всю жизнь. И не проснуться вдруг от понимания того, что мы многого не успели. И не стали счастливы...
Как говорил один мой знакомый - нет ничего лучше отличной книги. А я чуть-чуть перефразирую - нет ничего лучше отличного фильма.
Браво, Линч! Брависсимо, Гений!
Если бы он знал,что пшеничные поля,это последнее,что он видит,он любовался и вдыхал бы их вечно...
Картина, созданная Дэвидом Линчем нежно и очень осторожно дотрагивается пшеничными, старыми уютными пальцами твоей суетной души. И вот ты уже идёшь рядом со стариком по пустынной дороге затерянной в американских глубинках... Ты слушаешь его истории и плачешь. Впервые ты плачешь оттого, что жизнь продолжается, в ней кроме часто глупых и мелочных проблем есть еще что-то большее, ценности, бережно отточенные временем и сложенные в копилку человечества. Взаимовыручка, любовь отцов и детей, дружба - как жаль, что так мало слов существует, их не хватит описать всех чувств и эмоций, которыми пропитан этот фильм. Чтобы понимать старость, нужно быть молодым, как бы парадоксально это не звучало...
Великолепный, великолепный, великолепный фильм! Честно говоря, никогда не любила творчество Дэвида Линча, но это произведение меня просто потрясло.
Сюжет, действительно, прост до неприличия - однако даже из такого бесхитростного материала режиссер умудрился сделать просто шедевр.
Отдельно хочу отметить Ричарда Фарнсуорта, который воплотил образ очень мудрого, бесконечно одинокого старика, под конец жизни отправляющегося в непростое путешествие, как бы подводя этим ее итог.
Удивительно цельную картину дополняет просто потрясающая музыка, а каждый эпизод наполнен умиротворением, искренностью и теплотой.
А сколько всего вложено в слово Straight в названии фильма! Все-таки есть, есть вещи, которые не сможет передать ни один, даже самый квалифицированный переводчик. Тут и 'простота' истории, и фамилия главного героя, и его непоколебимая вера в правильность своего пути..
'Простая история' относится к весьма небольшой категории фильмов, вызывающих грустную улыбку и оставляющих после себя приятное послевкусие. Советую всем.
Пожилые люди штата Айова, где происходит действие фильма, не могут сдавать на водительские права и управлять автомобилями. Но это не преграда для смелого человека, которому нужно навестить родного брата, живущего весьма не близко. Дедушка садится на свою газонокосилку и мили его абсолютно не пугают.
Кругом суета. Мир – как улей, где все куда-то спешат. Можно бояться, что не оплатишь кредит, можно бояться не получить вовремя свою пенсию, но можно – взять и уехать на своей любимой старенькой газонокосилке за многие мили, как это и сделал Элвин Стрейт – реально существующий человек, совершивший такое путешествие и ставший прототипом к картине.
Герой фильма явно не из тех людей, кто будет пресно доживать, пережёвывая овсянку с каждым днём всё дольше и дольше. Немало уже поживший, в своей жизни он ещё должен успеть навестить приболевшего брата, с которым так глупо поссорился лет двадцать назад. Фильм о человеке, на старости лет поставившем для себя светлую цель, к которой он и едет с непоколебимой уверенностью.
Проблема взаимоотношений между людьми будет существовать, пока существует общество. Ведь так часто люди ссорятся из-за нелепых пустяков. Гораздо сложнее достигнуть примирения, а тем более совершить ради этого настоящий, достойный поступок... Сложно передать словами великодушие и мудрость персонажа Ричарда Фарнсуорта. От этой картины возникает почти физическое ощущение того, как колышутся волосы на лбу, веет теплом.
Простая история – исключение из череды сложных для восприятия фильмов Дэвида Линча, но снята она - точно не “для галочки”. Сколько достойного уважения и заботливости вложил режиссёр, показывая сельскую красоту, романтику дорожного путешествия. Чувствуется, что картина создана “от души”.
Великолепно сыграл актёр Ричард Фарнсуорт. В его лице отображена провинциальная мудрость. Наверно таким и был Элвин Стрейт.
Большую роль сыграли мотивы “кантри”, созданные Анджело Бадаламенти. Нельзя не улыбнуться, видя, как старик едет к заветной цели под вновь и вновь успокаивающую музыку, милую, окутывающую в атмосферу сельской идиллии.
Фильм едет не спеша, но смотреть “Простую историю” совсем не скучно. Самоотверженное путешествие вызывает только приятные эмоции и чувство симпатии, не угасающее до конца фильма, доброго и тёплого.