К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Творчество Дэвида Линча сложно понять. Оно извивается как змея, пытаясь мокро ускользнуть из внимания зрителя, шипит и плюется ядом. Даже если история понятна, как это было в фильме «Человек-слон», многие не были в силах выдерживать тяжелую поступь фильма, от которой кровоточило даже самое ржаное сердце. Про сумбурный имбирный психодел «Голова-ластик», «Малхолланд драйв» и другие я скромно промолчу.

Среди подлинного безумия мешанины Линча все-таки нашлось местечко для «Простой истории». Нетипичное для режиссера произведение подкупает библейской простотой. Единственный фортель, что позволил себе Линч, так это обыграть фамилию главного героя в названии, которого зовут Элвин Стрейт. Другое дело, что игра слов не сохранилась в переводе, и мы имеем дело с «Простой историей» без намека на то, что это, по сути, «История Простова».

Главного героя, как мною уже было упомянуто, зовут Элвин Стрейт (Ричард Фарнсуорт) – 73-летний старик, доживающий годы в штате Айова. Его дочь Роза (Сисси Спейсек) не дружит с головой, а душевное спокойствие приобретает лишь раскрашивая скворечники. Однажды приходит печальное известие: у Лайла, родного брата Элвина, живущего в Висконсине, случился удар. Элвин во что бы то ни стало хочет навестить родную душу.

Фильм поставлен по реальным событиям. В 1994 году пожилой Элвин Стрейт вознамерился повидать брата Лайла в трудную для того минуту. Братья не общались десять лет. «Библейская история – Каин и Авель» – говорит Элвин пастору. Просто, без подробностей. Ни слова о том, кто прав, кто виноват.

В путешествие с дымчатым горизонтом Элвин Стрейт отправляется на такой же древней, как он, газонокосилке со смешным прицепом-сараем. Он плохо видит, поэтому не может управлять автомобилем, а общественный транспорт на дух не переносит. Дорога из Айовы в Висконсин отняла у него 6 недель. За кадром играет проникновенная музыка, сочиненная Анджело Бадаламенти, композитором и другом Дэвида Линча. С высоты птичьего полета мы видим реки, поля; комбайны, собирают то, чему суждено стать хлебом нашим насущным.

Понимаешь, что, на самом деле, этот фильм вполне подходящ для Линча. Режиссер раскрылся, обратился к своим корням, показал свое истинное – простое, а вовсе не психоделическое лицо. Кому как не Линчу снять картину, в которой столь тонко показываются вечные ценности, не пафосное величие американцев! Ведь он родился в маленьком городке, отец его работал в Министерстве сельского хозяйства и вместе с ним объездил страну. Спустя 10 лет, в июне 2009 года, Дэвид Линч представил проект «Интервью». Это серия интервью с простыми людьми, путешествие по США длиною в 12 тысяч миль и продолжительностью 70 дней. Простые истории простых людей. А в 90-х Линч делал документальную передачу «Американские хроники» – вовсе не про летающие тарелки и уродство людей, но все про тех же простых лесников, фермеров…

Ричард Фарнсуорт играет бесподобно. Между прочим, на момент съемок ему было почти 80 лет, в то время как его персонажу – 73. За эту роль он был номинирован на «Оскар». Не дали, а Фарнсуорта спустя несколько месяцев не стало. Его персонаж, Элвин Стрейт, воевал во Второй Мировой, был снайпером. Наивный беззубый старик с пронзительно голубыми глазами умеет договариваться и торговаться и запросто сбивает цену у туповатых близняшек-механиков, напоминающих громоподобных верзил из мультика «Вовка в тридевятом царстве». Шедевр, кстати, отечественной мультипликации. Помните, «Двое из ларца, одинаковых с лица»? Твинпиксоидно вписана женщина, которая сбивает оленя. В титрах она значится как «deer woman» – оленья женщина, что звучит как дорогая женщина. Кстати, это уже вторая игра слов. Элвин освежует и зажарит мясо на костре, а с собой прихватит кустистые рога волшебного зверя. Возможно, именно так выглядел бы в старости герой Роберта Де Ниро в фильме «Охотник на оленей».

Шаг за шагом, эпизод за эпизодом Линч показывает самодостаточную простоту и внутреннюю силу этого чудака, который едет по бескрайним дорогам Америки со скоростью пешехода. Временное пространство фильма и бесконечность путешествия в «Простой истории» относят зрителя к библейским категориям времени. Нам кажется, что старик проехал всего пару миль, останавливаясь на ночлег у обочин, а между тем оказывается, что едет он 6 недель. Его это не смущает, у него и впереди вечность, и позади вечность, и вечное небо над ним. Так, библейский Иаков 7 лет служил Лавану за Рахиль. А когда хитрый Лаван подсунул ему косоглазую Лию, он еще 7 лет служил Лавану. И эта история умещается в Библии в несколько строк. Точно так же как и Простов из «Простой истории». Кстати говоря, у Льва Толстого Ростовы предполагались как Простовы, и у нас запросто был шанс иметь простую историю риттен бай Лео Толстой.

Посмотрите этот фильм, он стоит в ряду самых интересных и значительных картин о стариках. Это великолепный «Гарри Браун» – я говорю о гениальной игре Майкла Кейна, а не о фильме в целом, а также пронзительный Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке» Говорухина.

16 марта 2010 | 23:55
  • тип рецензии:

Буквально пара минут назад я закончил просмотр этой картины. Мне хотелось продолжения...Я понимал, что фильм закончился там, где ему и следовало остановиться, но ничего не мог с собой поделать. Он настолько завлёк меня, что я оказался в неком состоянии транса. Я смотрел на уходящие титры и переживал то редкое чувство, которое испытываешь после просмотра великолепной картины! Его нельзя передать словами, его нужно пережить...

Конечно, нельзя сказать, что фильм универсален и его воздействие на всех будет одинаково. Но одно можно сказать точно - он заставит задуматься. Кого-то, может быть, задуматься о смысле жизни, другого о человеческих взаимоотношениях, третьего заставит взглянуть на некоторые вещи с другой стороны и осмыслить их иначе, а кто-то просто найдёт в этом фильме много общего. Это одна из тех редких картин, не оставляющих зрителя равнодушным к происходящему.

Казалось бы, что можно найти интересного в путешествии старика на газонокосилке. Кроме улыбки этот факт, пожалуй, у нас ничего не вызывает. Однако, Дэвид Линч мастерски показывает нам небольшие кусочки, как бы маленькие истории, путешествия Элвина Стрейта. С одной стороны - они просты и незамысловаты, а с другой - в них скрыто глубокое значение, которое каждому откроет что-то и новое, что-то и уже усвоенное, а кому-то просто даст хороший жизненный совет. Ведь это, всего лишь, простая история...

9 из 10

25 октября 2009 | 12:38
  • тип рецензии:

Дэвид Линч- режиссёр экспрессивный и иррациональный, для которого любые границы крайностей, всего лишь переходы из одной в другую. Многие не любят этого американского экспериментатора, за его манеру напустить туману, заинтриговать мистической атмосферой, а потом не дать объясняющих ответов в конце(типа- 'всё есть игра воображения'), многие, его за это же- боготворят. Некоторым кажется, что он начинает снимать фильмы- без продуманного сценария и естественного финала, другие же, считают его абсолютным талантом с собственной внутриэкранной эстетикой.

Помните, как говорится в одном его легендарном телефильме- 'совы не те, кем они кажутся'. В данном конкретном случае, сам маэстро Дэвид Линч, оказался не тем, кем все его считали. Сняв совершенно несвойственный для собственного стиля- роуд-муви 'Простая история', он доказал и почитателям и недоброжелателям, что он может легко, сменив манеру и перестав быть 'слишком странным', стать мудрым лириком и сентиментальным поэтом.

Когда навязчивый маньеризм и неожиданные повороты действа оставлены в угоду- 'золотой осени' и медитации, а его обычная 'тема распада'- от элемента смерти перешла к теме старости. Отбросив подальше свою привычную игру с лабиринтами человеческого подсознания, Линч создал элементарную и доступную каждому, по степени восприятия историю, а может быть даже- свой лучший фильм.

Здесь нет традиционной для режиссёра калеченой психики и 'шрамированной формы', карлик не выскочит из-за угла 'драгстора'. Поток перевоплощений в зеркальных отражениях и гримасы мотельных отморозков, уступили место добрым честным глазам пожилого человека. Возможно впервые, в картинах мизантропа Линча, проступила- душа.

И всё же- это тот самый неоварвар и постмодернист Линч, со всей своей тягой к ретро 50-х, но тут, скорее это чувствуется, в стилизованной под 'золотой век Голливуда' волшебной операторской работе 'патриарха камеры'- Фредди Фрэнсиса. Постоянные 'линчевские' призраки- вылезают безобидными духами оленей, а неизменный для режиссёра мотив двойников- обыгрывается глуповатыми и непохожими друг на друга близнецами-автомеханиками. И над всем этим растекается партитура Анджело Бадаламенти.

Умиротворяющая глубинка старого доброго Юга, с величественными ландшафтами кукурузных полей, ложится на плёнку- уникальностью рафинированной фактуры. Движущаяся по ней маленькая точка- человек на газонокосилке, всего лишь капля на поверхности океана, но её движения исключительны в своей значительности. А в сценах привала, так и хочется подсесть к главному герою и жаря на лесном костре сосиски, смотреть на звёздное небо. 'Самое тяжкое в старости- это мысли о молодости'...да бросьте вы, маэстро Линч. Самое тяжкое в любом возрасте- это мысль о вечности. Вот так. И никакой Лоры Палмер...

9 из 10

23 февраля 2012 | 16:41
  • тип рецензии:

История и правда удивительно простая. Такая же простая, как и наша с вами жизнь. Только что для нас важней, чем она? Смотришь на старенького Элвина Стрейта, как он трясется на своем экипаже (одно слово - тарантайка, как и охарактеризовал его средство передвижения водитель встречного автобуса), как слезятся от ветра и дыма сигары его глаза, и невольно представляешь себя. Годков эдак через 30 или 40, а если повезет, то и через все 50... О чем тогда будешь печалиться, чему - радоваться, о чем переживать?

Чем меньше думаешь об этом, тем больше делаешь ошибок. Кажется, так много времени впереди - чтобы что-то исправить, чтобы с кем-то примириться... А жизнь вдруг проходит, и понимаешь, что все - время уже не в твоей власти, в любое мгновение твоя история может закончиться. И спешишь, спешишь изменить то, что важнее всего. Но ноги уже не слушаются, и глаза такие, что за руль не сядешь. И запрягаешь в тележку газонокосилку и едешь, едешь вперед - туда, где тебя ждет самый близкий человек. И плачешь, потому что так страшно не успеть встретиться здесь, пока еще можно посмотреть друг другу в глаза и прочитать там: 'все прощено'.

Мне кажется - 'Простая история' об этом. О возможности заглянуть в будущее сейчас. И подумать о том, каким оно должно быть.

06 сентября 2007 | 01:20
  • тип рецензии:

Я и не думала, что это такой замечательный фильм. Решила посмотреть, заинтересовавшись сюжетом, а вовсе не именем режиссера. Не спорю, Линч - мастер своего дела, но его фильмы подходят под определенное настроение и он давно выработал свой собственный стиль.

Но, с первых кадров меня вовлекли в чудодействие. Я не смогла оторваться от экрана ни на секунду, и именно после этого кино я и начала восхищаться режиссером. Потому, что он смог отвлечься от всем известного образа своих работ, и сделал это отлично.

В фильме за кажущейся простотой скрывается глубокий смысл. Каждый найдет что-то свое, но для меня основной идеей стала обычная и всем известная истина - самое дорогое, что у тебя есть, и всегда таким будет, это твоя семья. В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы, но у каждого имеются непреходящие ценности - любовь, семья, друзья.

' - Я дал им по прутику и велел сломать. Они, конечно же, легко это сделали. А потом я связал прутики в пучок и также сказал, что его надо переломать. Но они не смогли этого сделать, как ни старались. И вот тогда я и объяснил им, что этот пучок - семья.'

Ричард Фансуорт прекрасно справился с ролью. В кадре, где они с другом вспоминали войну, он плакал и я плакала вместе с ним.

Кроме того, фильм просто восхитительно снят! В сцене с грозой я так и чувствовала запах дождя и пшеничного поля, меня переполнял дикий восторг. Это было просто необыкновенно.

Саундтрек просто выше всяких похвал. Трогательная, задевающая за живое, музыка Анджело Бадламенти просто великолепно вписывалась в фильм.

После просмотра мне только и хотелось, что просыпаться каждое утро и радоваться новому дню, ценить своих близких и наслаждаться каждой секундой своей жизни, пусть это будет просто закат или летний дождь.

Давно не видела такого доброго и светлого фильма! Я получила истинное удовольствие при просмотре и думаю, что буду пересматривать его еще много раз.

Советую всем!

10 из 10

18 июля 2010 | 13:52
  • тип рецензии:

Очень добрый фильм. Очень хорошие ощущения после него остаются. Такие фильмы особенно помогают, когда тебя в очередной раз зарубает и ты уходишь в излишнюю саморефлексию. Все ведь может быть намного проще... и жизнь может быть намного симпатичнее, и люди могут встретиться совсем не уроды.

Кроме того, от самого сюжета веет душевным теплом, добротой. С дедом хочется посидеть у костра или за барной стойкой послушать его байки о старой жизни.

А история о том, как человек совершил путешествие по своей стране почти пешком - еще и субъективно очень привлекательно, потому что у меня тоже появлялись в голове такие идеи.

Музыка - гармоничная. Картинка - реальная, без лишнего пафоса. Все естественно и гармонично, хоть и с грустинкой, конечно. Такая она 'о, жизнь, ты прекрасна, о жизнь ты прекрасна вполне, бываешь немного опасна'.

Хороший фильм.

10 из 10

16 апреля 2010 | 15:36
  • тип рецензии:

Гений, просто гений. Нет слов, одни эмоции...

Что можно сказать об этом фильме, ведь и так уже сказано много и по делу. Я же ничего не собираюсь нового открывать. Просто скажу, как и всякий, кто посмотрел этот фильм - это величайшее произведение не только самого Линча, но и всего кинематографа. Сколько сказано в одном фильме, что вряд ли другие фильмы могут сравниться с ним.
Единственное, что поражает - фильм хочется смотреть снова и снова. Он, как любимая книга, закончив читать которую открываешь с первой страницы и вновь интересно. И настроение поднимается каждый раз как ты смотришь этот фильм - смесь смешного и серьезного, улыбок и печали.

А еще этот фильм о нас - о простых людях, о тех, кто еще не забыл, что такое семья, любовь, верность. О нас, о людях. Ведь так часто мы скучаем по дому, вспоминаем друзей, хотим вернуться к тем, кто нам дорог. И ведь и у каждого из нас есть своя простая история, просто жизнь, которую мы должны прожить так, чтобы не жалеть о тех ссорах, конфликтах, которые нам сопутствовали всю жизнь. И не проснуться вдруг от понимания того, что мы многого не успели. И не стали счастливы...

Как говорил один мой знакомый - нет ничего лучше отличной книги. А я чуть-чуть перефразирую - нет ничего лучше отличного фильма.
Браво, Линч! Брависсимо, Гений!

23 января 2008 | 15:55
  • тип рецензии:

Картина, созданная Дэвидом Линчем нежно и очень осторожно дотрагивается пшеничными, старыми уютными пальцами твоей суетной души. И вот ты уже идёшь рядом со стариком по пустынной дороге затерянной в американских глубинках... Ты слушаешь его истории и плачешь. Впервые ты плачешь оттого, что жизнь продолжается, в ней кроме часто глупых и мелочных проблем есть еще что-то большее, ценности, бережно отточенные временем и сложенные в копилку человечества. Взаимовыручка, любовь отцов и детей, дружба - как жаль, что так мало слов существует, их не хватит описать всех чувств и эмоций, которыми пропитан этот фильм. Чтобы понимать старость, нужно быть молодым, как бы парадоксально это не звучало...

Это самый грустный фильм из всех что я видела.

12 февраля 2010 | 21:18
  • тип рецензии:

Великолепный, великолепный, великолепный фильм! Честно говоря, никогда не любила творчество Дэвида Линча, но это произведение меня просто потрясло.

Сюжет, действительно, прост до неприличия - однако даже из такого бесхитростного материала режиссер умудрился сделать просто шедевр.

Отдельно хочу отметить Ричарда Фарнсуорта, который воплотил образ очень мудрого, бесконечно одинокого старика, под конец жизни отправляющегося в непростое путешествие, как бы подводя этим ее итог.

Удивительно цельную картину дополняет просто потрясающая музыка, а каждый эпизод наполнен умиротворением, искренностью и теплотой.

А сколько всего вложено в слово Straight в названии фильма! Все-таки есть, есть вещи, которые не сможет передать ни один, даже самый квалифицированный переводчик. Тут и 'простота' истории, и фамилия главного героя, и его непоколебимая вера в правильность своего пути..

'Простая история' относится к весьма небольшой категории фильмов, вызывающих грустную улыбку и оставляющих после себя приятное послевкусие. Советую всем.

10 из 10

03 ноября 2010 | 22:17
  • тип рецензии:

Пожилые люди штата Айова, где происходит действие фильма, не могут сдавать на водительские права и управлять автомобилями. Но это не преграда для смелого человека, которому нужно навестить родного брата, живущего весьма не близко. Дедушка садится на свою газонокосилку и мили его абсолютно не пугают.

Кругом суета. Мир – как улей, где все куда-то спешат. Можно бояться, что не оплатишь кредит, можно бояться не получить вовремя свою пенсию, но можно – взять и уехать на своей любимой старенькой газонокосилке за многие мили, как это и сделал Элвин Стрейт – реально существующий человек, совершивший такое путешествие и ставший прототипом к картине.

Герой фильма явно не из тех людей, кто будет пресно доживать, пережёвывая овсянку с каждым днём всё дольше и дольше. Немало уже поживший, в своей жизни он ещё должен успеть навестить приболевшего брата, с которым так глупо поссорился лет двадцать назад. Фильм о человеке, на старости лет поставившем для себя светлую цель, к которой он и едет с непоколебимой уверенностью.

Проблема взаимоотношений между людьми будет существовать, пока существует общество. Ведь так часто люди ссорятся из-за нелепых пустяков. Гораздо сложнее достигнуть примирения, а тем более совершить ради этого настоящий, достойный поступок... Сложно передать словами великодушие и мудрость персонажа Ричарда Фарнсуорта. От этой картины возникает почти физическое ощущение того, как колышутся волосы на лбу, веет теплом.

Простая история – исключение из череды сложных для восприятия фильмов Дэвида Линча, но снята она - точно не “для галочки”. Сколько достойного уважения и заботливости вложил режиссёр, показывая сельскую красоту, романтику дорожного путешествия. Чувствуется, что картина создана “от души”.

Великолепно сыграл актёр Ричард Фарнсуорт. В его лице отображена провинциальная мудрость. Наверно таким и был Элвин Стрейт.

Большую роль сыграли мотивы “кантри”, созданные Анджело Бадаламенти. Нельзя не улыбнуться, видя, как старик едет к заветной цели под вновь и вновь успокаивающую музыку, милую, окутывающую в атмосферу сельской идиллии.

Фильм едет не спеша, но смотреть “Простую историю” совсем не скучно. Самоотверженное путешествие вызывает только приятные эмоции и чувство симпатии, не угасающее до конца фильма, доброго и тёплого.

19 августа 2011 | 09:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: