К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Самое страшное время в истории России. Ужасно наблюдать за братоубийством. Русские убивают Русских. В фильме разворачиваются события 1920 года.

Андрей Некрасов, рассудительный, спокойный, тактичный и Иван Карякин противоположность, весельчак, сорвиголова, прямолинейный, располагающий на удачу и случай. Вода и пламя, но в месте, такая связка способна на всё!

Поручик Александр Брусенцов, воплощение настоящего, русского офицера, без фальши и каких либо очернений белого движения. Его хладнокровность разума, интеллигентность, грамотность, и честь!

Все эти люди составляли тогда и во все времена Русский Характер. Тот самый истинный, не тот образ, навешанный европой и америкой, непролазных алкашей с дубиной наперевал. И повторюсь, самое страшное для России, противостояние таких личностей. Евгений Карелов показал историческую трагедию “Служили два товарища”.

Выступают слёзы, какое мощное чувство товарищества нас заставляет погрузиться режиссер. Больно, обидно, досадно. Не многие поймут Александра Брусенцова, он не бросил свою лошадь, он остался в России… Карякин, его умении находить выход из любой ситуации с ловкостью и невероятной удачей поражало на протяжении фильма. Та беспомощность, отчаянье, которое чувствовалось в сцене ранения друга, обескураживает спустя часы, после просмотра ленты.

Фильм великолепен! Без политических и исторических шаблонов. Игра актёров, музыка, сценарий, батальные сцены и самое главное правда, положения сторон того времени, состояние душ героев. Всё так, как есть и было!

10 из 10

13 января 2010 | 02:10
  • тип рецензии:

Сам я не поклонник отечественного кинематографа, не в последнюю очередь из-за нахального вранья и пропаганды, но это, пожалуй, единственный советский фильм, из тех что я посмотрел, в котором я не обнаружил следов пропаганды.

Тронул момент, когда Высоцкий уплывает на параходе. Потрясающий фильм и очень, по-моему, честный. Тем, кто не смотрел, если такие есть, рекомендую.

10 из 10.

22 января 2006 | 01:16
  • тип рецензии:

Один из лучших старых советских фильмов. Бесподобно смешной в одних эпизодах, трогательно грустный в других и очень человечный. Фильм о войне, в котором практически нет отрицательных героев - если не считать таковыми каких-то бандитов, которые, впрочем, показаны с таким юмором, что их почти прощаешь. В этом кино ни белые, ни красные не вызывают ненависти. И те, и другие вызывают сочувствие и уважение. И у зрителя, и друг у друга.

Может быть, это не очень правдоподобно. Но это как-то очень хорошо.

Для советского фильма о революции это работа удивительно тонкая и аполитично-мудрая. Кино, в котором нет пафоса правоты одной стороны, а есть показ революции как национальной трагедии и в то же время прекрасного национального подвига. Сегодня мы все дальше от такого умения подняться над схваткой и понять, что у каждого из участников, героев и жертв Гражданской войны была своя правда. Нам ближе деление на правых и виноватых. А этот фильм - не о правых и виноватых, а о России разных людей. О замечательной, очень истерзанной стране.

Каждый из героев - и безногий красный командир, и застенчивый храбрец в исполнении Олега Янковского, и блестящий белый офицер Владимира Высоцкого - подлинный идеал мужчины, и его возлюбленная (Ия Саввина), тоже своего рода идеал - идеал русской женщины-аристократки, - показан с глубокой внутренней симпатией. Ты понимаешь каждого из них, и, хотя они враги, - ты не встаешь на чью-то сторону. Потому что здесь нет подлецов - есть хорошие люди, которые по трагической воле истории убивают друг друга.

Каждому дана возможность оправдаться. Даже железной коммисарше, которая не дрогнув, не выслушав, отправляет невинных людей на расстрел: в фильме ей будет дан коротенький эпизод, в котором она, не щадя себя, так же, как не щадила других, погибнет в бою. И вот уже она не кажется чудовищем: и вот уже она становится погибшей героиней. Человечность фильма, может быть, слишком снисходительная, никому не хочет выносить окончательных приговоров. Этому фильму хочется обнять и утешить своих героев - непримиримых врагов.

Отдельное спасибо фильму за персонаж Ролана Быкова - бесподобно бессовестное и по-своему героическое великовозрастное дитя, такое искреннее в каждом своем проявлении, что на него и сердиться невозможно.

Кстати, есть определенная печальная мудрость в том, что из всех замечательных людей, показанных в фильме, в живых останется именно это дитя: человек милый и добрый, но готовый стать игрушкой в чьих угодно руках. Это очень тонкое, очень деликатное, почти неразличимое, но страшное предсказание - о том будущем, которое еще ждет несчастную Россию.

Но пока мы находимся еще в иной эпохе: эпохе романтиков и героев, и еще можно искренне и весело смеяться, наблюдая сцену побега 'двух товарищей' от бандитов. Пока еще хочется верить в идеалы. Так хочется, что почти удается.

Фильм снят очень умными и добрыми людьми с отменным чувством юмора.

10 из 10

08 сентября 2014 | 18:11
  • тип рецензии:

Классный фильм. По правде сказать, даже удивлен, как его на экраны-то выпустили. Разве что итоговый расклад в пользу авторов сыграл: в живых остались (надеюсь, это ни для кого не секрет?) исключительно благонадежные «товарищи». Наверное, неспроста.

Главное достоинство картины – конечно же, актерский состав. И текст. Едва ли не каждое слово – на вес золота, что еще больше удивляет в плане цензуры. В общем, смотри во все глаза называется и не забывай слушать – оно того стоит.

Мне собственно, единственное, что не понравилось (увы, слишком сильно, отсюда и столь сравнительно низкая общая оценка), так это история со взятием Перекопа. Не потому, что против своей воли болеешь за белых (хотя двадцать лет назад упивался гением красных командиров), а они обречены. Просто лишнее это здесь, на мой взгляд. Не о том кино.

Равно как совершенно не к месту первые сцены с участием В. Высоцкого и И. Саввиной. Не лучший вариант знакомства, согласитесь. Особенно если впереди – нечто, отдаленно напоминающее роман. Впрочем, тут уже не исключен умысел: требуемый моральный облик (со знаком минус) жизненно необходим по тем самым идейным соображениям. А то, не дай бог, пробудится в ком-то сочувствие. Кто ж знал, что картина переживёт идеи…

Относительно развязки определенные сомнения тоже присутствуют, прямо скажем. Не очень понимаю, для чего нужно с боем пробиваться на отходящий пароход, если «грусть тоска меня съедает» настолько, что жизнь не мила. Еще один прогиб?

Ну его, это белое движение, в общем. Тут в рядах красного-то такие «разброд и шатание», что любо-дорого. Дуэт роскошнейший! Р. Быков со своим «Вот такой я человек!» просто бесподобен. Да и герой О. Янковского явно заслуживал большего (например, места в заботливо припасенной для мировой контры тюрьме), нежели предательская пуля в спину. А ведь были еще «дивно усатый» А. Папанов и смертельно усталая А. Демидова – в своем роде фасад и нутро замечательной жизни, что, по словам товарища Карякина, вот-вот должна наступить, в связи с чем даже муки голода постыдно отступают, что уж там говорить за нечестивых врангелевцев. Вот этого хотелось бы побольше увидеть в фильме. И тогда бы!.. Никак не смешные

7 из 10

28 января 2013 | 13:18
  • тип рецензии:

Очень умный и захватывающий фильм! Безупречная игра замечательных актеров, несмотря на 1968 год фильм снят очень современно. Это проявляется в сценах битвы. Очень продуманно взвешенно режиссер представляет картину, чтобы нам было более удобно и без затруднений грамотно оценивать ситуацию.

С одной стороны очень мужественная, дружная красная армия, с другой-армия с умнющим предводителем и не менее мужественной. И приходиться задуматься: Кто же из них прав? Не могу не отметить очень трогательную сцену с пароходам и выстрелом в спину красноармейцу Некрасову...

Классика отечественного кинопрома

10 из 10

18 марта 2009 | 01:19
  • тип рецензии:

Одной из сильнейших сторон советского кинематографа является глубокая проработка персонажей. Это и сценарная точка зрения, и талант актеров того времени.

Вот и в фильме Евгения Карелова 'Служили два товарища' - создание не похожих друг на друга образов и их красноречивое противопоставление, пожалуй, и есть основное творческое достижение картины. При этом речь не только о противопоставлении собственно, товарищей - идейного Карякина и лиричного Некрасова. Отдельная мощная линия белогвардейца Брусенцова и его судьба относительно судьбы главных героев - это также весомый лейтмотив картины, который в кульминационной точке и вовсе становится основным. Беда в том, что нужда отразить Отечественную войну целиком - заставила пойти на крайности в создании образов.

По-чеховски придурковатый большевик Иван Карякин - достаточно прямолинейный и, за счёт своих однобоких идеологических эскапад, даже примитивный герой. Но его сила как раз в прямолинейности. Он четко следует своей цели и служит глобальной идее, что помогает ему действовать во время стрессовых ситуаций. Он на все смотрит под одним углом. Никаких метаний и поиска истины в его душе и голове нет. Следовательно, и терзаний по поводу будущего он не испытывает. Это абсолютно карикатурный герой, который выступает в картине в качестве символа того самого будущего, ему суждено выжить, завести потомство, стать локомотивом новой жизни.

В той же абсолютной степени можно отметить и паническое безумие Брусенцова. Героя, слепленного Высоцким, затягивает в воронку зла. Мертвым грузом на его плечах виснут чужие смерти и возмездие за них. Иссиня черная карта в колоде героев фильма.

Молчаливого, то ли присутствующего, то ли отсутствующего, Андрея Некрасова тоже мечущимся не назовешь. Но он куда сложнее по своему внутреннему миру. В его ясных глазах и светлых прядях волос есть какая-то невероятная чистота, ценность. Он как сокровище, за которое мы подспудно переживаем. Это более думающий, нежели Карякин, напевающий свою грустную песенку, размышляющий герой. Он как раз таки олицетворяет золотую середину - не белый, но и без промытых красным вином революции мозгов - не до конца красный. Обычный парень с камерой. Только не смотря на эту обычность, именно Андрей - настоящий лидер и человек не лозунгов, а поступков. Он принимает решения, иной раз встающие камнем поперек течения. Решения не логичные, но единственно верные, спасительные. Здесь как раз пример сложного человека в лучшем смысле этого слова, нам эта сложность приятна и интересна. Некрасов - это все то высокое и живое, что есть в нашем народе. Это и творческая, и умственная составляющая - способность впитывать, учиться и при этом обладать волей, крепостью духа. И потому - закрадывается вопрос, а так ли оптимистичны авторы фильма, коль скоро дают право идти дальше Карякину, а не Некрасову? Действительно ли светлое будущее ожидает нас в руках вот таких Карякиных?

Картину, на мой взгляд, испортили и чуть было не погубили идеологическая цензура и недоработанный творческий замысел, желание объять необъятное. Все тот же примитивизм - хорошие красные, плохие белые. Слишком пусты и бравурны речи Карякина, слишком размыты черты всего военного противостояния под непогрешимо сладким красноармейским соусом. Лично мне не хватило деталей в жизни героев, тот же Некрасов, на мой взгляд, не раскрыт полностью, арки героя в данном случае нет. Как степной орел, который каким был, таким и остался. Остальные же персонажи - словно из немого кино, как я и говорил, чересчур выразительны, карикатурны.

Но сквозь огонь вычурного патриотизма в отдельных фрагментах создателям удалось передать истинную красоту, привести зрителя к катарсису. За счет пронзительных, подобно эпизоду с лошадью, сцен картина закрепилась в памяти и так или иначе является украшением советского кинематографа.

7 из 10

23 августа 2015 | 12:10
  • тип рецензии:

Служили два товарища - это классика, ушедшая цитатами в народ. Великолепный сценарий, режиссура, актерские работы не вызывают сомнений. Фильм смотрится на одном дыхании до сих пор. И его хочется цитировать. Но еще можно выделить несколько деталей и поразмышлять над ними.

Например:

Красная армия здесь состоит из простых, часто недалеких людей с подвижной психикой (как это сейчас называют). Герой Ролана Быкова служит неким обобщающим образом. Он глуповат, обидчив, заносчив, чуть что тянется за наган. Но при этом смел, искренен и отходчив. Персонаж Быкова, как и большинство красных солдат (также сюда относятся их 'союзники' махновцы), из социальных низов, книг не читал, образования не имеет. Лексика и мысли у него просты (в отличии от белых). Из-за этого интеллигенту Некрасову - персонажу Янковского и второму товарищу - непросто. В общем, большевики здесь выглядят (извините) как быдло, смешно и неприглядно (но читайте дальше).

Белое движение здесь показано наоборот - красиво. Люди тут изысканные, утонченные и умные. К тому же, одного из героев великолепно играет харизматичный Владимир Высоцкий. Его персонаж покоряет женские сердца, он смел, меток в стрельбе и ему не чужда эмпатия (жалость по отношению к своему коню). Герою Высоцкого хочется переживать.

Но именно в этом - в эстетической дистанции между красными и белыми - режиссер, как кажется, заложил главный смыл фильма для внимательного зрителя.

Как ведут себя белые?

Разлагаются. Пьют, блудят и отступают. Первое убийство в фильме совершил именно герой Высоцкого. Он убил пьяного юношу, который неудачно с ним пошутил. Кроме этой 'случайности' упомянутый персонаж бросил очередную совращенную им женщину, убил просто так человека (в конце), шантажировал целый корабль гражданских расстрелом из пушки ради собственного эгоизма.

Что делают красные?

Кроме классовой войны и наступления, они учатся читать, играть на музыкальных инструментах, маршировать и снимать кино. Они мечтают о новой справедливой жизни без господ и тюрем.

Очевидно, что красные - люди из низов - стремятся 'вверх', быть лучше и созидать; в это же время белые - люди из верхов - ни к чему не стремятся, морально разлагаются и падают 'вниз'.

В итоге, данное кино честно показывает революцию и Гражданскую войну, его классовую природу, безжалостность по отношению к лучшим (последние слова Быкова) и при этом фильму удается вызывать сочувствие ко всем людям независимо от сторон.

Блестящее кино о гуманизме!

05 февраля 2024 | 10:50
  • тип рецензии:

Очень удивительно, что этот фильм, вышедший на экраны в глубокое Советское время, когда перестройкой и гласностью не пахло даже близко, показал белогвардейцев довольно-таки с неплохой точки зрения. Белогвардейцы здесь не представлены как олицетворители зла, а выглядят вполне обычными людьми, которые и за жизнь хорошую борются (впрочем, как и красноармейцы, но у них о хорошей жизни параметрально противоположные мнения), и любить умеют, и страдать...

Фильм действительно очень честный, и красные и белые здесь показаны полностью на одном одинаковом идеологическом уровне, так что никакой пропаганды социализма здесь нет. Хотя я слышал, что перед тем, как выпустить этот фильм на экраны, многое чего повырезали - строго касательно белогвардейцев - но фильм всё-таки был разрешен к показу. Лично моё мнение - роль поручика Брусенцова в этом фильме, самая лучшая роль Высоцкого в кино, несмотря на всеобщее признанное мнение, что лучшей ролью Высоцкого является легендарный и бессмертный капитан Жеглов...

01 августа 2008 | 19:58
  • тип рецензии:

Это очень добрый и светлый фильм, несмотря на время, в которое происходят события фильма - чудовищное, страшнейшее время колоссальных перемен, когда ломается весь уклад страны, весь быт, многие берутся за оружие, многие погибают молодыми, и многие вынуждены убегать из страны, ставшей из родной чужой.

Противостояние белых и красных. Потрясающие актеры и с той и с другой стороны. Смешной Быков, интеллигентный и утонченный Янковский, харизматичный Высоцкий.

Много запоминающихся моментов, забавных фраз:

- Вот пуля пролетела и ага...
- Долетался наш авиатор...
- Мы с тобой теперь друзья-не разлей вода! Я и извиниться могу, вот такой я человек.
- Что смотришь, как сова из дупла?
- доктор, читающий красноармейцам лекцию в стихах.

Великолепна и сцена прощания Брусенцова (Высоцкого) с конем Абреком! Слезы наворачиваются, когда конь ищет хозяина и, наконец, бросается в воду за кораблем.

И, хотя, по тем временам в фильме должна быть как коммунистическая пропаганда, то есть зритель должен быть на стороне красных, белым тоже сочувствуешь. Потому что современному поколению тяжело даже представить, что такое революция, что такое убегать, штурмуя пароход, из собственной страны, где ты вдруг стал врагом и должен быть убит. К тому же и не все белые плохие люди, например, Саша, сестра милосердия.

Особенно прекрасен молодой Олег Янковский, своей утонченностью не вписывающийся в жестокость этой братоубийственной войны.

В целом фильм очень светлый, глубокий. Рекомендую к просмотру тем, кому интересна наша история и кто любит наших прекрасных сильных актеров. Я наслаждалась при просмотре этого фильма, он навсегда останется в моей памяти

10 из 10

27 января 2013 | 19:53
  • тип рецензии:

Фильм, конечно же, очень знаменитый. Его смотрели, наверное, все, кому сейчас хотя бы 35-40 лет. Да и молодежь тоже не отстаёт. Однако, меня эта лента очень долго обходила меня стороной по той простой причине, что тематика фильма, а, именно, гражданская война в России, всегда была для меня довольно противоречивой темой. И, честно говоря, не особенно интересной.

С другой стороны, участие в картине таких замечательных актёров, как Олег Янковский, Анатолий Папанов, Ролан Быков и, конечно же, Владимир Высоцкий, просто не даёт права зрителю обойти эту ленту стороной.

Итак, перед нами история трёх, как мне кажется, совершенно разных персонажей. Есть довольно молчаливый и, по мне так словно вообще случайно попавший в ряды красноармейцев, молодой боец Некрасов, сильно отличающийся на фоне остальных сторонников революции, как своими интеллектуальными способностями, так и поведением в целом. Есть преданный до мозга костей 'боец с контрой' Ваня Карякин, совмещающий в себе, как комизм, так и бесконечную серьезность тогда, когда это нужно. Есть поручик Брусенцов, который, как мне кажется, сильно запутавшийся в себе и в том, что его окружает, человек. Все они на войне. Войне дикой, бестолковой и бессмысленной. Войне, которая сделала так, что 'служили два товарища', два брата, два человека одной страны, 'в одном и тем полке', что они идут друг на друга совершенно не щадя.

Казалось бы, какой трагизм. Однако, усилиями режиссера Евгения Карелова, зритель до поры, до времени этого трагизма не чувствует. Напротив, персонаж Быкова создаёт некую фальшиво-ироничную атмосферу, показывая, что 'война то - дело житейское' и даже на расстрел идя с каким-то клоунским, в хорошем смысле этого слова, образом. Возможно, это было задумкой создателей этой ленты - в начале преподнести это, как лёгкое, не самое чувственное кино, а напоследок, ближе к титрам, грянуть трагизмом и слезами, словно из пушки по редутам врага.

Однако, мне это не понравилось. Нелепость той войны (хоть и любая война по сути нелепа), вызывает у меня настоящее отторжение хоть какого-либо оправдания тех действий. И, в этом смысле, попытка создать некий положительный образ (что, кстати говоря, в картине сильно видно - красные хорошие, а белые плохие) всего происходящего вызывает у меня лишь грусть.

Подводя краткий итог, хочется отметить, что фильм, безусловно, нужно посмотреть. Причем посмотреть исключительно ради игры наших замечательных актеров. В остальном, лично мне говорить сложно из-за предвзятого отношения к тематике данной ленты.

20 февраля 2018 | 21:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: