Яркий арт-хоррор в эстетике 70-х, в котором слишком много визуального, скрывающего смысл. Или даже не скрывающего, а отвлекающего от поиска. Жанровый сумбур делает поиск этого смысла, ещё более затруднительным. В какой-то момент уже не понятно, что хотел показать режиссёр. Это то ли эксперимент, то ли пародия, то ли социальная сатира. Актёрская игра так же, как и жанровая смесь - эклектична, от натуральной драматургии, до фарса.
Сюжет. Не слишком счастливая взрослая женщина покупает красное платье в странном магазине, где продавцы, будто ведьмы или манекены. Это платье будто живое и одержимо чем-то смертельно опасным и как-то связано с продавцами бутика. Женщину настигает череда несчастий. Потом сюжет резко прерывают и рассказывают о паре бойкой девушки и мягкого ремонтника стиральных машин, завораживающего своими техническими рассказами. Платье появляется и в их жизни, естественно принеся роковое проклятие. Финал аллегоричен.
Местами кино понравилось, но показалось слишком сумбурным и сюжетно невнятным. Наверное может вызвать от восторга, до полного недоумения и не принятия.
Вы спросите меня, а зачем вообще я пишу рецензию на артхаусный фильм? Понятно ведь, что «не для всех». Не понравилось — сам виноват, смотри что-нибудь «попроще», «Чёрную пантеру» какую-нибудь. Да я и не знал, что это артхаус! Написано ведь так вкусно: «ужасы, фэнтези, стильная чёрная комедия», ещё «Байки из склепа» приплели. Как не посмотреть. Ну, и… В общем, пишу красную рецензию исключительно для того, чтобы хоть немного окрасить чересчур зелёную статистику рецензий тут на Кинопоиске. Ведь чем больше будет красных рецензий, тем внимательнее люди будут подходить к выбору этого фильма для просмотра. Может, самим наличием этой негативной рецензии мне удастся спасти чей-то киновечер…
Если коротко, то к фильму у меня две претензии. «Сюжет» и «персонажи».
Итак — сюжет. А точнее, наплевательское к нему отношение. Ещё точнее — у меня сложилось такое ощущение, что режиссёру важен был не столько сюжет и история, сколько демонстрация всяких «странностей и несуразностей», которые приходили ему в голову. «Хм, а почему бы им не перетаскивать манекены, держа их за промежности? Хм, а давайте она на самом деле будет лысой, а эти волосы — парик?» Ведь как обычно, по крайней мере, в моём представлении, происходит в фильмах или книгах. У автора может быть какая-то интересная идея, которую он хочет донести до других, и вокруг этого создаётся история, сюжет. А может, никакой «глубокой» идеи и нет никакой, и просто сразу разворачивается повествование. В любом случае сюжет — это то, с чем взаимодействует зритель. Хороший сюжет — как ракета, в которую можно сесть, и улететь, не думая о возвращении… В общем, история — это важно. В Платье же — нет. В Платье во главе стоит «навязчивая странность». История — вторична. Она как лоток для кошек — нужна, без неё никуда (иначе куда «сыпать»), но она лишь «подстилка» для главного — наполнителя (авторских «причуд»).
По поводу «необычности» ещё вот что хочу добавить. Не то чтобы я совсем такое не люблю, нет. Например, третий сезон Твин Пикса считаю шедевром. Но там «странность» смотрелась как-то… органично, что ли. Она вписывалась в авторский мир, была его частью. В Платье же — необычность ради необычности, её словно кидают в тебя, бездумно… Если Твин Пикс — это эротика, то Платье — это порно (или даже какая-нибудь его «разновидность»).
Вторая моя «претензия» к фильму — «персонажи». В первой половине были сплошные ни-гилисты. Нет, ладно, пусть. Просто зачем тогда было на постере изображать привлекательную белую девушку, да ещё в красном платье?! Ожидаешь, что именно она будет главным героем, но вместо неё полфильма смотришь на… Нет, к главной героине (Марианн Жан-Батист) претензий на самом деле нет. Ей даже, скорее, симпатизируешь. Просто я ожидал «другого». Ещё немного непонятно её стремление обязательно «найти парня» (как будто она в передаче «Давай поженимся» — как писал один человек в рецензии на фильм «Хэллоуин заканчивается»). Хотя это тоже можно принять, имея в виду характер и положение героини: муж ушёл, сын не подарок. Нет, ну а к этому сыну просто по фильму сложно нормально относиться. Его ведь показывают как эгоистичного и нагловатого извращенца, который про мать всего пару раз за фильм что-то хорошее сказал. Да и то сказал он это на французском, общаясь со своей девушкой (Гвендолин Кристи), чтобы мать не могла услышать «лишнего». А эта его девушка… Просто белая крыса, максимально стервозная и отталкивающая. Нет, если это была задумка режиссёра, собрать вместе компанию персонажей, ни один из которых небе не нравится, то всё получилось.
Вообще, да, интересный вопрос. Фильм отталкивающий и неприятный. После просмотра у меня было такое чувство, словно я съел кусок го... фрированного картона. Но, может, общая неприятность фильма — это просто часть задумки? Может, именно на такой эффект и был расчёт? Знаете, я тоже в своём роде не против иногда съесть какой-нибудь «сюрстрёмминг». Например, читал как-то книгу «Стужа» Томаса Бернхарда (не спрашивайте, как она вообще попала мне в руки — сам удивляюсь, уже и не помню). И тоже шло очень тяжело, читал через силу, холодно, отталкивающе, местами мерзко, часто был соблазн остановиться, не читать до конца, и выбрать вместо этого что-нибудь «нормальное», фэнтези какое-нибудь. Но я каким-то чудом дочитал. И… я не пожалел. Как ни странно это может прозвучать, но, хоть читать было тяжело и неинтересно, но книжка хорошая. Вспоминаю я о ней с тёплыми чувствами (нет, насчёт «тёплых» я переборщил, лучше «вспоминаю с благодарностью» — как какое-нибудь горькое, но полезное лекарство). Так вот, после же просмотра Платья — никакой признательности за «ощущения» я не испытал. Было лишь жаль потраченного времени. Да, жаль настолько, что, вот, решил ещё потратить время на отрицательную рецензию.
Нет, приятные моменты в фильме тоже есть. Мне понравилась сатира на «корпоративные отношения» (спасибо персонажам Джулиана Бэррэтта и Стива Орама). Да, вот это была настоящая «чёрная комедия». Улыбки, внимание, «small talk» вопросы ('купили что-то на распродажах? пойдёте на боулинг?»), похвала ('у вас много хороших отзывов»). Но это — прелюдия. За которой следует «основная часть», «разговор о делах» — например, пояснение, что в вашем поведении или работе «не так» и что надо сделать, чтобы стало «так». Ещё мне понравился актёр, играющий ремонтника стиральных машин, во второй части фильма (Лео Билл). Тоже хорошо «вписался». Идеальное попадание в «маленького человека».
Но, как вы уже поняли, фильм в целом мне не понравился. Я ожидал кровавый бифштекс. Я был готов получить и бифштекс средней прожарки (не так сочно, как хотелось бы, но всё равно «крепко», сойдёт). Я бы даже согласился на «какое-нибудь» каре ягненка с гранатовым соусом (что-то «вычурно-необычное», но выглядит аппетитно, почему бы и нет). А вместо этого я получил «неощипанную» сырую крысу-альбиноса с гарниром из поганок. Необычно? Да! вполне. Съедобно? Не очень.
3 из 10
Можем считать, что это по одному баллу за менеджеров банка и за ремонтника стиральных машин.
Представьте себе одинокую темнокожую банковскую служащую лет пятидесяти, от которой недавно ушел муж, и она делит жилплощадь с взрослым сыном-художником и его моделью-любовницей. На этом практически весь реализм заканчивается.
Её боссы (их двое) словно вышли из романов Кафки, но при этом свои видом и поведением вызывают скорее вызывают усмешку, нежели полагающийся по иерархии трепет. Они дотошны, мелочны и желают полностью контролировать работника: даже время похода в туалет жестко регламентировано.
Итак, Шейла желает найти мужчину по объявлению, или же бежит от одиночества? А знает ли она сама? Это не так уж важно: гораздо ценнее тот фетиш, который ей поможет в процессе соблазнения, а именно красное платье. Прошла владелица платья умерла, но желание обладать сильнее суеверий.
Магазин – это мистическая зона, где продавщица, вполне сгодившаяся бы для фильма Тима Бертона, несет что-то невообразимое в духе Дамы с Поленом из городка Твин Пикс. А директор магазина и вовсе похож на Носферату. А напряженное звучание старого синтезатора и яркая цветовая гамма является прямой отсылкой к «Суспирии» Дарио Ардженто.
Вместе с тем, фильм не производит впечатление эклектически сшитого лоскутного кино-полотна. Режиссеру удается создать уникальный мир: странный, абсурдный и непредсказуемый. Не выходя за пределы жанра, фильм умудряется обойти все клише ужастиков, но именно этим он рискует не понравится любителям ужасов.
Предназначено тем, кто любит ретро-ужасы и, в частности, джалло, но при этом готов погрузиться с головой в абсолютно шизоидную атмосферу.
Немного шизанутый фильм, в хорошем значении этого слова. Я бы сказала, что он «ненормальный», но, что можно считать нормой для авторского кино?) Поэтому употребила именно слово «шизанутый».
Фильм длится долго, события развиваются плавно. У зрителя есть возможность самому додумать некоторые события или толковать имеющиеся. Никаких откровенно «ужасных» сцен в этом фильме нет, «ужас» здесь заключается в непонятной, можно сказать, немного мистической, необычной атмосфере. Тем не менее, в этом кино присутствует смысл.
Фильм состоит из двух новелл, каждая из которых развивается вокруг красного платья. Есть некоторое количество героев, которые также появляются в обеих историях. Лично меня фильм порадовал именно «странненькими моментами» и общей атмосферой, которая, почему-то, напомнила сериал «Чёрное зеркало».
«Маленькое красное платье» подойдёт тем, кто спокойно воспринимает реальность не только такой, как она есть в жизни, и любит эстетический визуальный ряд.
В фильме два главных героя, разделивших между собой одну роковую покупку.
История Шилы — это история сексуальной неудовлетворённости зрелой женщины, живущей в мире вездесущего секса, которым пропитана атмосфера окружающего мира, созданного с целью сделать всё желанным. На работе её донимают карикатурные, не скрывающие своего сожительства начальники, в модном бутике её соблазняет сладкими речами продавщица одежды, а дома ей не дают покоя стоны от кунилингуса, которые издаёт любовница её сына (художника-порнографиста!). Но ровно с того момента, когда протагонистом становится Редж, фильм срывает с себя маску феминистической агитки и беззастенчиво скатывается в классовую сатиру.
Хронологически фильм ближе всего к неолиберальной эпохе Тэтчер: беспокойство о расизме при вопиющем отсутствии чернокожих моделей в каталогах, контроль над рабочей производительностью, который наберёт обороты с изобретением гаджетов (в фильме их не видать, за исключением ламповых телевизоров, зомбирующих зрителей рекламой), классовая пропасть, лежащая между тремя пространствами: универмаг, банк, пригородный дом. В фильме у классов разный язык, их миры окрашены в разную цветовую гамму, и даже сексом они занимаются по-разному. Их столкновение неизбежно вызывает искры агрессии и эротического напряжения: Редж приводит своих клиентов в состояние экстаза, бубня техническую информацию о стиральных машинах, а Бэбс, его невеста, приходя в бутик, который для неё скорее магаз, называет продавщицу «подругой» (в оригинале звучит еще более пролетарское, сравнимое с пощечиной mate), создавая разрыв в идеально алгоритмической системе потребления.
Однако главная тема всего фильма, достаточно красноречиво вынесенная в его название — это концепция товарного фетишизма, получившего чрезвычайно наглядное и гротескное воплощение.
Есть такой обсессивно-компульсивный товарищ – Питер Стриклэнд. Это отнюдь не значит, что режиссер он плохой или зацикленный на чем-то одном (как правило, имеющем отношение к теме садо-мазохизма), но всё же мужчина он странный. Его любовь к жанру giallo, особенно, кстати, проявившаяся в «Студии звукозаписи ''Барберян''», каким-то образом преобразилась во что-то самобытное. Этакий хоррор за гранью разумного – то, что во многих умах было бы неоригинальным и посредственным, благодаря Стриклэнду получает новое толкование. Стиль чувствуется, но всегда ли празднование цвета, звука и текстуры, фетишизированное чуть ли не до абстракции, может быть уместным? Так и «Маленькое красное платье» - это не фильм о моде или о соответствующей индустрии и уж точно не «Призрачная нить». Это хоррор, причем в исконном смысле этого слова – абсурд, граничащий на уровне с дерзкой нелепостью, строит ужас на уровне неверия в происходящее.
Дарио Ардженто и Марио Бава создавали художественные образы для слабо последовательного повествования и теперь к ним присоединился и Стриклэнд. «Платье» очень похоже на те самые ультра стилизованные итальянские триллеры, пропитанные сардоническим чувством юмора и атмосферой другого измерения, где люди ведут себя как сомнамбулы, паранормальщина на каждом шагу, а из музыкального сопровождения лишь лютый синтезатор. Неудивительно, что похожий фильм появился на волне популярности римейка «Суспирии».
Сперва «Платье» повествует о Шейле – кассирше-одиночке, недавно пережившей сложный развод и вновь готовящейся к отношениям. Действие происходит в 1980-х и женщина, найдя каталог товаров, нашла идеальное платье. Сценарий никогда не объясняет, почему покупка оказывается проклятой и опасной. Вместо это сюжет фокусируется на том, как изменилась жизнь Шейлы после покупки платья, а также его гадких деяниях: вся паранормальная активность, связанная с этим предметом одежды, выглядит невероятно глупо… и пугающе. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы красное платьице жутко парило над кроватью, однако Стриклэнд подбирает правильный тон.
Чем более загадочным и экзистенциальным становится «Платье», тем больше он фокусируется на физичности происходящего. Вообще мир паранормального (шабаш сатанистов и ожившие манекены в универмаге) быстро уступает миру реальному: после определенного момента действие в фильме скатывается в какую-то кататонию. Всё происходит в каком-то герметичном мире, что, однако, успевает наскучить. Чувственные элементы слишком ярко выражены, хотя некоторым подобный убийственно серьезный подход может понравиться – каждая деталь здесь фетишизирована и сводит с ума.
Настоящий ужас Стриклэнда выходит за пределы склонности обывателей к покупке вещей. То, что происходит в фильме, тяжело назвать адекватным и это, наверное, и является частью удовольствия при просмотре. Увы, вышеупомянутая герметичность стирает правдоподобие. По мере того как развивается сюжет (от отчаяния одиночества в поисках нового платья для свидания до беспокойства о работе), стиль увядает. Стриклэнд словно решил объять необъятное, что в итоге бьёт по качеству кинопродукта.
Как и всё остальное творчество режиссера, «Платье» основан на трансгрессивном желании. Между всеми героями существует определенное сексуальное напряжение. Персонажи часто касаются друг друга, проводят пальцами по предметам одежды, а сексуальный ритуал с манекенами с кровоточащими гениталиями наводит на мысли о фрейдизме. Конечно, «Платье» тяжело назвать фильмом поверхностным, однако чего-то интеллектуального тут нет: простой комментарий о потреблении представляет универмаги и бюрократизированные рабочие места как места сборищ каких-то вампиров, хотя и в магазине можно найти миллион интимных связей -– страшное и красивое место формирует фантазии, которые, вероятно, даже более захватывающие, чем конечный фильм Стриклэнда.
Общее впечатление: Режиссер данной ленты мне совершенно не знаком, но его легкое рукопожатие в поджанре джалло (сочетает элементы криминального триллера и эротики), будто невесомый реверанс в сторону Дарио Ардженто, да и персонажи кое-где перекликаются с известной «Суспирией» 1977 года. Поэтому визуально «In Fabric» (оригинальное название) — это точное попадание в цветокоррекцию ярких тонов, алые оттенки платья элемент крови, как в принципе соло в фильме, как интерпретация убийственной моды, так и компонент потребления.
Кино поделено на 2 части, где загадочное кровавое одеяние кочует из рук в руки. Сначала это милая одинокая женщина Шейла (Марианн Жан-Батист), которая вдруг магическим образом влезла в 36 р-р (наш 42), и вещи такие не носит, красный цвет это в целом призыв, оттенок считается сексуальным, а что еще нужно для свидания в слепую? Но, увы, вместо желания быть любимой, ткань приносит лишь неудачи. Вторая история платья — это новелла про обычного мастера по ремонту стиральных машин, для него платье стало отправной точкой кошмара. Интересно в фильме перекликаются судьбы двух героев, от эпизода к эпизоду зритель понимает, что все декорации это замкнутый круг. Попросту рутина.
Про проклятие вам здесь не расскажут, а вот эффект гипноза режиссер заложил добротный. Это и звуковые дорожки, непохожие ни на что, скрипы, возгласы эротического содержания, приковывают ваше внимания, а диалоги, которые будто нашептывают в ухо — «Не отвлекайся!» И отвлечься действительно сложно, ибо происходящее завораживает.
Что здесь обыграно очень умело, так это юмор, создатель преподносит напряжение нетривиальными шутками, в нелепых ситуациях между героями. Где лично у меня, то смех, то улыбка проскальзывала от увиденного/услышанного.
Несомненно, «Маленькое красное платье» несет в себе гораздо больше, чем кажется. Высмеивание человеческих предрассудков, пороков и маленьких условностей сатирически преподносятся в кадре как настоящее манипулирование. Реклама внушаемая нам — «купи, купи, купи», акции и распродажи, как виток стадного эффекта, стало обыденностью, куда же мы катимся?
Такое кино очень сложно рекомендовать, но сделано оно шикарно, если вы знакомо уже с поджанром джалло, если вы любите необычное видение мира со смыслом, символизмом, то милости прошу, ценителям кинематографа наслаждение гарантирую
Маленькое красное платье или бриллиант артхауса 2019
Новая работа Питера Стриклэнда британского кинорежиссёра и сценариста. Потрясающий сатиристический хоррор про общество потребления.
Артхаус жанру отведено отдельное место в моём сердце. В этой жанровой нише я наполняю свои внутренние ресурсы некой гурманикой, артхаус становится почти осязаем. Если вы такой же гурман, я буду услышана.
Перед нами аутентичная атмосфера 70-х. Главная героиня Шейла (Марианн Жан-Батист) разведена, но не отчаялась. У неё есть взрослый сын, оттачивающий навыки своего серьёзного, несколько изощрённого искусства на стремительно стареющей постельной подруге. Питер Стриклэнд задействует клише, гиперболизируя каждое из них; он попросту глумится над зрителем, бросая вызов ему в лицо. И зритель успешно оправдывает ожидания режиссёра. Ещё бы, 'Маленькое зловещее платье' вызывает общественный резонанс. Стриклэнда называют британским визионером и он мастерски справляется с этой ролью.
Шейла в попытках доказать себе, бывшему мужу, сыну и его стареющей подруге, что она ещё чего-то стоит и имеет право на счастье. Она знакомится с мужчинами через объявление в газете. И какое у женщин свидание без шикарного платья, скажите мне? По телевизору крутят психоделическую рекламу, словно гипнотизирующую нас, о бешеной распродаже в 'Эксклюзивном бутике'. Конечно же, Шейла посетит злополучный бутик. Там она встречает эксцентричную, вышколенную до эстетического безобразия, продавщицу мисс Лакмур (неизменную актрису Питера Фатма Мохаммед), но директор превосходит готичную продавщицу-консультанта по эксцентричности: выглядит как граф Орлок из 'Носферату: Симфонии ужаса' Фридриха Вильгельма Мурнау, с некоторыми наклонностями и удивительной мимикой. Роль Фатмы запоминающаяся, образ готический, но не скатывается в вульгарщину; тревожный, но нельзя сходу определить, что не так. После примерки, Шейла становится объектом иррационального влияния кричаще-броского платья, способного подстраиваться под любые размеры своих владельцев. Прекрасный образ иллюзии, который при помощи одежды люди проецируют в мир. Женщинам нравится надевать вещи, в которых можно сменить образ, почувствовать себя лучше. Это как нанести грим или надеть маску-всего лишь роль, в которой можно быть кем-то другим. 'Дерзость всегда затмевает тонкие контуры осторожности' (с). Потребность к потребительству не произрастает в нас просто так. Одна из причин к чрезмерной покупательской деятельности-способ обуздать одиночество и опустошённость, но это очередная ловушка. Человек покупает, ощущает удовлетворение и наслаждение, но эти ощущения слишком скоротечны, затем наступают неизбежные разочарование и всепоглощающее одиночество. И так по кругу.
Платье имело печальную репутацию, связанную с трагедией на грани смерти одной модели. Задайте себе вопрос: если бы вы нашли платье, которое ранее принадлежало некогда живой женщине, оно неописуемо здорово на вас сидит, в нём вы будете неизбежно успешны; платье словно было сшито по вашим меркам, и достанется вам за сущие копейки, купите? Вопрос этики.
Дальше нас ожидает настоящий гротеск, аудиосопровождение вставлено в настолько нужных частях, что в эти моменты ощущение саспенса не покидает.
Стриклэнд сатиристически относится к офисной теме. Взять сцены с начальством, которые доводят ситуации до комичности, высасывая претензии их пальца и при этом, на полном серьёзе, ставя компетентность Шейлы под сомнение.
Отдельное внимание стоит уделить второй новелле кинокартины, которую, к слову, незаслуженно обходят стороной. Там судьба злополучного платья продолжается,- оно попадает в благотворительный магазин,- и его приобретает для мальчишника некий Рег. Персонаж аутического характера и некоторыми особенностями, Питер Стриклэнд показывает нам иную сторону общества, которой он наслаждает с особым юмористичным упоением, смакуя каждый кусочек целого паззла. Герой Рег даже через монитор передаёт своё опустошение, что способен ввести в транс одним только пересказом к стиральной машине. Тщательно спроектированная шизофрения была бы не совсем полной без музыкальной составляющей от группы Cavern Of Anti-Matter. Здесь Стриклэнд рассказывает очень много, остаётся читать между строк. 'Маленькое красное платье'-двухчасовое явление, с множеством визуальных загадок и почти таким же количеством решений, апеллирующее расширенным сознанием зрителя и его тонкостью восприятия.
Новая работа режиссёра Питера Стриклэнда-эффектная качественная работа, которая достойна быть в топ списке 'самые странные киноленты года'. Вам может понравиться этот фильм или нет; вы можете понять его или не понять и вовсе, но уверяю, увидеть 'Маленькое красное платье' вам стоит. Хотя бы ради того, чтобы познакомиться с творчеством талантливого режиссёра. Отдельно скажу о его ранней работе 'Герцог Бургундии' (2014)-это эстетика, это история, это любовь на грани безумия, это БДСМ игрища...дальше не стану говорить. Просто посмотрите. Стриклэнд умело расширяет рамки сознания при помощи визуальных и метафорических составляющих. Мне никогда не забыть вполне себе живой и чувственный лобок на причинном месте манекена. Ад существует и его филиалы находятся под каждым крупным сетевиком, как повествует нам о том Питер Стриклэнд.
Новинка сезона! Чёрные мужские носки. Хватит лишь недели, чтобы проносить их и больше не вспоминать о ткани, обволакивающей ступни. Носки на 100% впитаются в часть тела, предназначенной для ходьбы, поэтому ноги всегда будут чёрными и без дырок.
Люди живут в прекрасное время. Мир изобилует разного рода предложениями, и вряд ли верно утверждение, что спрос превышает своего визави. Хочешь чипсов? Вот тебе разные вкусы, даже - малосольных огурчиков. Вдруг вспомнил, что когда-то умел писать, и нужна ручка? В магазине канцтоваров огромный ряд инструментов. Требуются открытки для поздравлений? Пожалуйста, крути стенд в поисках самой красочной или просто приятной картонки. То же касается выбора ночных бабочек, банковских услуг, начинки перед приготовлением хот-дога.
Но вот есть такая категория товаров, которая прямо захватывает своим присутствием наши предназначенные для жилья квадратные метры. Да, это одежда. Вспомните, сколько сейчас предметов гардероба в ваших гардеробах. Малая часть активно прикрывает - минимально или максимально - ваше тело, а вот большая - бесцельно валяется в шкафах из года в год. Причём при мысли выкинуть ненужный хлам мгновенно просыпается вот внутренний протест. Вдруг пригодится? Появится тот самый или та самая? Вечеринка года? В горы поднимусь?
Особенно сие касается наших любимых женщин. Ни капли отвращения, иронии или скорби. Просто так у них устроено. Вообще, к чему вся эта ахинея с описанием очевидного? Вот если выдержите почти два часа при просмотре 'Маленькое красное платье', тогда и поймете. Начинается фильм вполне благопристойно, но заканчивается женственным бойцовским клубом. Скидки, желание быть красивой, скудность гардероба, скидки, новое свидание с незнакомыми мужчинами, мечта обладать красивой вещью, снова скидки, просто одежда для души. Скидки!
Сходите в любой торговый центр. В изобилии одежда, бытовая техника и еда. Так много товаров, что бедные кошельки в большинстве своем быстро теряют свой вес, который явно еле набирают в течение месяца. Произойти это может в течение одного лишь посещения пресловутого центра. Маниакальное желание обладать и потреблять без тормозов приводит к своеобразной блестящей наркотической зависимости. Исходящий поток не остановить. Порой для нас эти ТРЦ настоящие фильмы ужасов. Столько еды и вещей! Однажды их станет так много, что накроют нас с головой.
Забавно, что история Питера Стриклэнда затрагивает судьбы обычных людей, которые далеки от всего этого сумасшествия. Казалось бы, можно было бы придумать хоррор о кровавой охоте маленького красного платья на шопоголиков, но режиссер решил показать, что платье не будет щадить абсолютно никого. Всё это подано в гротескном соусе, что не всегда мягко понимаешь, как реагировать на происходящее. Взбесившаяся стиральная машинка, например. Или сильная нирвана, когда персонажи слышат, как работает стиралка. В общем, весело и непринужденно!
Отдавая дань уважения энергетике джалло и схожим направлениям 70-х годов, интересный британский постановщик (он лысый) создал кино, которое точно соберет в залах мало людей. А пришедшие точно увидят на большом экране один из самых странных фильмов с вопросом 'что я только что увидел?'. На самом деле, увидите действительно качественное и одиозное творение, которое расширяет рамки дозволенного путем интересных сюжетных образов и визуальных решений. Лобок на причинном месте манекена, например. Так что все в кинотеатр!
Сотрудница банка Шейла, женщина средних лет, страдает от одиночества, к тому же её сын как назло прямо под носом устраивает сексуальные утехи с дамочкой постарше. Желая привлечь к себе внимание потенциальных кавалеров, Шейла замечает на распродаже яркое красное платье, которое таинственная продавщица, напоминающая готическую ведьму-косплейщицу, томно уговаривает купить. Так в жизни Шейлы появляется «маленькое красное платье», которое обладает удивительной способностью принимать любой размер и не портиться. Правда, оно еще может разнести в щепки стиральную машину, оставлять после себя на теле странные язвы, да и вообще склонно к душегубству.
Герой одного из первых фильмов Питера Стрикленда, «Студия звукозаписи «Берберян», произносил такую фразу – «мое кино это вам не какой-нибудь фильм ужасов», и сам режиссер максимально точно придерживается этой формулировки. Обожающий культовые европейские картины 70-х, он сполна отдается стилистике при полном отказе от четкой жанровой принадлежности, когда «Маленькое красное платье», начавшись как «Суспирия» в мире моды, рекламы и розничных распродаж, быстро перетекает в сатиру консьюмеризма и выливается в безумную черную комедию. Этот сценарный и стилистический «фьюжн» хоть и предлагает порой искать кучу глубинных смыслов, действует, в первую очередь, исключительно аудиовизуально, акцентируя звуки, саундтрек, экранные образы и активно нажимая на кнопку киноманского базиса зрителя, без которого фильм смотреть попросту невозможно – несведущая публика, к слову, моментально покидала зал, доев попкорн.
Логика построения «Маленького красного платья» - это логика классического джалло, когда мотивация поступков персонажей и правдоподобность их действий отодвинуты куда-то на третий план, чтобы уступить место смачному видеоряду; сей принцип модно описывать термином АСМР (автономная сенсорная меридианальная реакция), когда человек просто испытывает удовольствие от различных стимулов, как от зрительно-слуховых, так и от тактильных. Стрикленд не ограничивается имплантацией приемов Дарио Ардженто и Марио Бавы в тело старых британских сериалов, более того, порой даже сложно определить эпоху, в которой разворачивается история – то ли это 70-е, то ли 80-е, а то и вовсе порой кажется, что уже начало 90-х годов ХХ века. Гротескные ведьмы, предстающие то пугающе-жуткими, то комически-нелепыми, драматическая героиня Марианны Жан-Батист (актриса, между прочим, номинантка «Оскара» за «Тайны и ложь» Майка Ли), сменяющаяся пародийно-нелепым мастером по ремонту стиральных машин, манекены, тканевые текстуры, зернистая картинка, электронный саунд, стоны, шепоты, юмор, страх, трэш, элегантность и пошлость, философия и бессмыслица, стиль и китч, сопровождающиеся совершенно диким ритмом (да-да, при креативном переизбытке фильм может как увлечь, так и порядком наскучить) – все это взбивается Стриклендом в эклектичный коктейль, который предсказуемо ориентирован на точечного зрителя. Ведь «Маленькое красное платье» ведет себя с аудиторией точно так же, как и титульный предмет одежды с героями – кому-то оно придется по размеру и его никак не захочется снимать, любуясь им вновь и вновь, а у кого-то моментально начнется мощная аллергическая реакция с отеком Квинке и неминуемым анафилактическим шоком.